Особенности работы тяговых сетей трамваев и
троллейбусов
Работа Тяговых сетей отличается от работы других систем Электроснабжения
рядом существенных особенностей. Для трамвая и троллейбуса в
соответствии с ГОСТ 6962—75 установлено номинальное напряжение 600 В с
допустимыми отклонениями на токоприемнике электроподвижного состава в
наибольших значениях до 700 В и наименьших 400 В. Тяговые нагрузки
постоянно изменяются в очень широких пределах по времени и месту
приложения на контактной сети. Во время торможения тяговые двигатели
подвижного состава могут быть переведены в генераторный режим и отдавать
электрическую энергию в тяговую сеть, осуществляя рекуперацию.
Контактная сеть, являясь наиболее ответственным элементом системы
электроснабжения, по своему устройству не имеет резерва в виде
дублирующих устройств, а обслуживание ее затруднено потоками транспорта
и пешеходов, особенно в условиях интенсивного движения. Поэтому к
устройству контактной сети нужно подходить очень внимательно, а монтаж и
ремонтные работы выполнять очень тщательно, имея в виду, что повреждение
какого-нибудь ее элемента может вывести из работы большой участок сети и
дезорганизовать движение не только трамвая или троллейбуса, но и другого
транспорта.
Отличительной особенностью работы рельсовой сети является малая изоляция
рельсов от земли. Земля — хороший проводник электрического тока, поэтому
часть тока, возвращающаяся на под-станцию, ответвляется в землю и
проходит как по земле, так и по подземным металлическим сооружениям
(трубам? каркасам подземных сооружений, броне и оболочкам кабелей и др).
Токи утечки из рельс в землю называются блуждающими токами (рис. 3).
В местах выхода блуждающих токов с поверхности металлических сооружений
происходит электрохимический процесс, сопровождающийся коррозией
(разрушением) металла подземных сооружений. Роль электролита в этом
процессе играют растворы солей, кислот и щелочей, имеющиеся в почве.
Интенсивность, электрокоррозии зависит от значения величины блуждающих
токов и времени их действия.
Подсчитано, что ток, равный 1 А, в течение года
может при определенных условиях разрушить до 34 кг свинца или более 9 кг
стали. Чтобы снизить, вредное действие блуждающих токов до безопасных
значений, принимают ряд мер по их ограничению и проникновению в
подземные металлические сооружения. Главными мерами являются: уменьшение
продольного сопротивления рельсов посредством сварки стыков и соединения
медными проводами отдельных звеньев и всех ниток рельсов для
параллельной работы, увеличение переходного сопротивления между рельсами
и землей благодаря улучшению изоляции основания, применение хорошего
водоотвода, уменьшение разности потенциалов между пунктами присоединения
к рельсам кабелей питающих линий.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое система электроснабжения и из каких элементов она состоит?
2. Из каких элементов состоит тяговая сеть и контактная сеть?
3. Что такое внешнее электроснабжение?
4. Что определяют понятия надежность ремонтолригодность, нормальный,
вынужденный и аварийный режимы?
5. В чем заключаются особенности работы тяговой и контактной сети?