ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-11. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТОРЫ ТИПА ПК

  Главная      Учебники - Электровозы     Электрические аппараты электровоза ВЛ 11 (лекции)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

 

 

 

4.

ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-11. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТОРЫ ТИПА ПК

 

Электропневматические контакторы служат для дистанционного управления силовой цепью тяговых электро­двигателей.

 

Основные технические данные.

Номинальный ток главных контактов, А

контакторов с дугогасительными устройствами.......................................500.

контакторов без дугогасительных устройств.........................................   350.

Ток номинальный вспомогательных контактов, А..................................       5.

Раствор (разрыв) главных контактов, мм   .......................................     24-27.

Провал (притирание) главных контактов, мм........................................ 10-12.

Начальное контактное давление главных контактов, кг........................ 3,5-5.

Конечное контактное давление главных контактов кг................................ 27.

Давление вспомогательных (блокировочных) контактов, кг............... 1,5-2,5.

4.1. ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-11. УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО КОНТАКТОРА.

 

 

Рисунок 25   Электропневматический контактор типа ПК-21, ПК-41, (ПК-22, ПК-25)

1  – поршень, 2  – выключающая пружина, 3  – шток поршня, 4  – изоляционная тяга, 5  – нижний кронштейн, 6  – контактный рычаг, 7  – притирающая пружина, 8  – трехплечий держатель подвижного контакта, 9  – медный шунт, 10  – подвижный кон­такт, 11 – неподвижный контакт, 12  – верхний кронштейн, 13 – стальные полюсы дугогасительной катушки, 14  –  дугогасительная катушка, 15-изоляционная стойка, 16 – дугогасительная камера, 17 – дугогасительный рог камеры,  18 – цилиндр привода, 19 – блокировочная тяга, 20 – электропневматический вентиль, 21 – изоляционная колодка из пресмассы, 22 – блокировочные пальцы, 23 – изоляционная колодка из пресмассы с медными сегментами.

 

Рисунок 26  Электропневматический контактор типа    ПК-43, ПК-118 (ПК-31, ПК-33)

 

1, 4 – асбоцементные пластины; 2 –  асбоцементные перего­родки; 3 – асбоцементные стенки; 5 – крепежный винт каме­ры, 6 – дугогасительная камера; 7 – валик для крепления ду­гогасительной камеры; 8 – дугогасительный рог; 9 – стальные полюсы дугогасительной камеры.

 

На электровозах ВЛ11 и ВЛ11м применяют различные контакторы типа ПК, имеющие одинаковую конструкцию основных узлов, но отличающиеся номинальным током, наличием или отсутствием системы дугогашения, конструкцией дугогасительных камер и блокировок, исполнением привода (индивидуальный или один на два контактора) и других деталей.

Основные элементы: изоляционная стойка 15 (рисунок 25), контактная система (5, 6, 7, 8, 9,10,11,12), дугогасительная система (13, 14, 17, 17), привод (1, 2, 3,18,19, 20) и блокировочное устройство (21, 22, 23).

Контактная система. Контактная система расположена на верхнем 12 и нижнем 5 литых бронзовых крон­штейнах. Изогнутая часть верхнего кронштейна является дугогасительным рогом. В выемке кронштейна расположена дугогасительная катушка 14, а снизу его  –  болтом закреплён неподвижный контакт 11.

Нижний кронштейн 5 имеет ось для установки дугогасительной камеры и пружинящие щёчки для обхвата её дугогасительного рога. На этом кронштейне шарнирно закреплён контактный рычаг 6. На нём также шарнирно закреп­лены сверху трёхплечий держатель 8 подвижного контакта, а снизу - изоляционная тяга 8 из пресмассы. Тяга шарнирно соединена со штоком 3 поршня 2 привода. Держатель подвижного контакта имеет три плеча. Первое для крепления подвижного контакта 10. Второе является упором для притирающей пружины 7 и к третьему плечу крепиться двойной, гибкий медный шунт 9. Второй его конец крепиться к контактному зажиму нижнего кронштейна. Шунт исключает проте­кание тока по шарнирным соединениям.

Дугогасительная системаДугогасительная система у всех контакторов типа ПК состоит из дугогасительной катушки14 (рисунок 25) или 6 (рисунок 26) и дугасительной камеры 16 (рисунок 25) или 1, 2, 3, 4 (рисунок 26). Дугогасительная катушка 1 (рисунок 27) намотана на ребро из шинной меди. Её витки изолированы друг от друга смесью изоляционного лака и слюдяной крошки. Kaтушка надета на стальной сердечник 2, изолированный от токопроводящей катушки надетой на него втулкой 4 из миканита.  С торцов к сердечнику закреплены круглые стальные полюсы 3 изолированные от катушки шайбами 5 из фибры. Один конец катушки 5 соединен с верхним кронштейном, а второй - изолирован от него  (на рисунке 27 изоляция показана пунктиром) и является контактным зажимом верхнего кронштейна.

Рисунок 27.  Дугогасительная катушка

 

1 – дугогасительная катушка, 2 – стальной сердечник, 3 – стальные полюсы, 4 – миканитовая втулка, 5 – фибровые шайбы, 6 – контактный зажим

 

 

На контакторах ПК устанавливаются дугогасительные камеры двух типов: трехщелевые или лабиринтно-щелевые камеры. На большинстве контакторов устанавливаются трехщелевые камеры. Они обладают меньшей дугогасительной способностью по сравнению с лабиринтно-щелевыми камерами, но разрыв дуги на этих камерах сопровожда­ется меньшими коммутационными перенапряжениями. Трехщелевая камера (рисунок 26), состоит из двух асбоцементных стенок 3, двух асбоцементных перегородок 2, образующих три щели, и двух таких же пластин 1 и 4. Все эти детали стянуты болтами. Стенки камеры снаружи закрыты тонким текстолитом. Между ним и стенками закреплены два стальных листа 9, являющимися полюсами камеры и изолированных от стенок. Снизу камеры закреплен дугогасительный рог, имеющий выемку под валик 7 нижнего кронштейна. При установке камеры на контактор выемка рога обхватывает валик нижнего кронштейна и закрепляется на верхнем кронштейне при помощи винта 5. При этом полюсы 9 обхватывают полюса дугогасительной катушки и при включенном контакторе намагничиваются от неё. Для улучшения дугогасительных свойств у отдельных контакторов применяются увеличенные дугогасительные камеры:  на 100 ммдлиннее на 32 мм шире.

Лабиринтно-щелевые дугогасительные камеры 16 (рисунок 23) изготавливаются из пресмассы КМК 28. Она состоит из двух половин стянутых болтами. Внутри каждой из них имеются веером расходящиеся выступы и впадины. Обе половины, соединенные вместе, образуют сужающуюся лабиринтовую щель. Кроме того, внутри камеры находиться дугогасительный рог 17. Снаружи в обе половины залиты стальные полюсы.

При разрыве некоторых силовых цепей, например цепей ослабления возбуждения 2-4 ступеней, возникает не­значительная дуга. Поэтому в этих цепях применяются контакторы без дугогасительных камер типа ПК-15, ПК-17 и ПК-19 (рисунок 28).

Блокировочное устройство.  К вентилю закреплен кронштейн. К нему закреплена изоляционная колодка 21 (рисунок 25) из пресмассы с блокировочными пальцами 22. Вторая такая же колодка 23, выполненная из текстолита. На ней закреплены медные сегменты. Она имеет ось вращения на этом же кронштейне и связана системой тяг 19 с изоля­ционной тягой 4 контактного рычага 6.

ПриводПривод состоит из цилиндра 18, поршня 1 с резиновой манжетой, выключающей пружины 2, штока поршня 3 и вентиля включающего типа 20. В штуцере, через которой подается сжатый воздух к вентилю контактора, имеется калиброванное отверстие диаметром 1,5 мм, исключающее удар подвижных частей и приводящий к смятию меди неподвижного контакта

 

Рисунок 28.  Электропневматический контактор типа ПК-15,  ПК-17 и ПК-19

 

 

1 – пневматический привод, 2 – тяга, 3 –изолированный стержень, 4 – нижний кронштейн (подвижный рычаг), 5 – рычаг, 6 – верхний кронштейн неподвижного контакта,  7 – неподвижный контакт,  8 – подвижный контакт, 9 – дугогасительная камера (у ПК-15 отсутствует), 10 – электромагнитный вентиль включающего типа, 11 – блок вспомогательных контактов.

Рисунок 29.  Кинематическая схема работы         привода

 

1 — изолированная тяга,    2 — воздушный цилиндр, 3 — выключающая пружина,  4 — шток,  5 — поршень, 6 — рабочая полость цилиндра,   7 — якорь вентиля,    8 —сердечник,      9 — верхний клапан ,   10 – средняя камера вентиля,         11 — пружина,     12 — камера,   13 — нижний    клапан,    14 — ствол   верхнего клапана,   15 – катушка,   16 – грибок.

 

4.2 ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-11. ДЕЙСТВИЕ МЕХАНИЗМА ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО КОНТАКТОРА ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ И ВЫКЛЮЧЕНИИ.

При образовании цепи катушки 15 вентиля контактора (рисунок 29), как правило, при перемещении главной рукоятки кон­троллера машиниста по позициям, якорь 7 притягивается к сердечнику 8. Ствол 14 выпускного клапана 9 перемещает­ся вниз и выпускной клапан опускается на свое седло, то есть закрывается, а впускной клапан 13 открывается. При этом пружина 12 сжимается. Сжатый воздух из цепей управления через открытый впускной клапан поступает в полость 6 под поршнем 5 цилиндра 2, поршень перемещается вверх, пружина 3 сжимается, контакты соприкасаются и под дей­ствием притирающей пружины начинается и заканчивается притирание контактов до полного замыкания их у пятки.

Если начальное давление контактов создавалось притирающей пружиной, то теперь оно создается сжатой пружиной 3. При перемещении штока поршня 4 вместе с изоляционной тягой 1 вызывает перемещение системы тяг 19 (рисунок 25), что приводит к изменению положения блокировочных контактов. После замыкания контактов, образуется сле­дующая цепь тока по элементам контактора (рисунок 25) контактный зажим дугогасительной катушки на верхнем кронштейне, витки дугогасительной катушки, верхний кронштейн, неподвижный контакт, подвижный контакт, медный шунт кон­тактный зажим нижнего кронштейна.

При разрыве цепи катушки вентиля притяжение якоря к сердечнику исчезает, под действием сжатой пружины 12 впускной клапан 13 вентиля закрывается, а выпускной клапан 9 открывается и сжатый воздух из цилиндра контакто­ра выходит в атмосферу. Сжатие пружины 3 ослабевает. Под действием притирающей пружины начинается обратное перекатывание контактов. Затем под действием разжимающейся пружины 3 контакты полностью размыкаются. Так же, как и при включении, изменяют положение блокировочные контакты. При этом путь тока будет следующим: неподвиж­ный контакт, изогнутая часть верхнего кронштейна, дуга, дугогасительный рог камеры, щёчки нижнего кронштейна, его контактный зажим. Гашение дуги происходит под действием электромагнитной силы, возникающей от взаимодействия магнитного потока дугогасительной катушки с током, протекающим по дуге. Способ гашения дуги зависит от конструк­ции камеры. В трёхщелевой камере дуга разбивается на три параллельные, мощные дуги, растягивается, охлаждается о стенки камеры и погасает. В лабиринтно-щелевой камере дуга не разбивается на параллельные ветви, а удлиняется за счёт того, что огибает лабиринт камеры.

4.3. ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-11. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОТЛИЧИЯ  КОНТАКТОРОВ.

Дугогасительные камеры:

• трёхщелевая камера нормальной длины: все реостатные контакторы и уравнительный контактор К17;

• удлинённая трёхщелевая камера: линейные контакторы К1, К18, К19 и К10;

• лабиринтно-щелевая камера: контакторы ослабления возбуждения: К31, К32, КЗЗ и К34,   рекуперативные К23 и К24, контакторы противобоксовочной схемы: К25 и К26;

•  контакторы без дугогасительных камер: контакторы ослабления возбуждения 2, 3, и 4 ступеней К35-К40.

Блокировочное устройство. Часть контакторов имеют блокировочные устройства, конструкция которых различна.

Привод. Большинство контакторов имеют  индивидуальный привод, а контакторы ослабления возбуждения 2, 3, и 4 ступеней имеют общий привод, то есть один и тот же вентиль впускает сжатый воздух в цилиндр своего контак­тора и в цилиндр спаренного с ним контактора.

Контактор с вентилем.                                                      Контактор без вентиля.

К36                                                                                                      К35

К38                                                                                                        К37                                    

К40                                                                                                        К39

4.4. ОБОЗНАЧЕНИЕ КОНТАКТОРОВ В СХЕМЕ.

В схеме катушка контактора, его силовые и блокировочные контакты обозначаются буквой «К» с цифрой, напри­мер К1, К10 и т.д. За нормальное положение контактора в схеме принято положение «Выключено». В силовой схеме контак­ты этого положения изображаются разомкнутыми, а блокировочные контакты этого положения - замкнутыми.

Схема цепей управления

 

Силовая схема.

- катушка вентиля

подвижный контакт

неподвижный контакт

- блокировочные контакты замкнуты при выключенном контакторе

- блокировочные контакты замкнуты при включенном контакторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..