ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-11. КЛАССИФИКАЦИЯ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

  Главная      Учебники - Электровозы     Электрические аппараты электровоза ВЛ 11 (лекции)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ВВЕДЕНИЕ

2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВЕНТИЛИ И ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ  КЛАПАНЫ

3.ТОКОПРИЕМНИКИ.

4. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТОРЫ ТИПА ПК.

5. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОНТАКТОРЫ.

6. ГРУППОВОЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПКГ-040.

7. КУЛАЧКОВЫЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ.

8. ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВЕНТИЛЯТОРОВ ТИПА ПВ-048 И ПВ-021.

9 .   БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ТИПА БВП-5-02.

10.  ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕЛЕ

11.  ТОКОВЫЕ РЕЛЕ И ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ РЕЛЕ НАПРЯЖЕНИЯ.

12.  БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ КОНТАКТОР ТИПА БК-78Т

13.  ВИЛИТОВЫЙ РАЗРЯДНИК РМВУ-3,3.

14.  НОЖЕВЫЕ РАЗЪЕДИНИТЕЛИ И ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ.

15.  РЕЗИСТОРЫ

16.  ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПЕЧИ ТИПА ПЭТ-1УЗ

17.  ИНДУКТИВНЫЙ ШУНТ ТИПА  ИШ-063

18.  КОНТРОЛЛЕР МАШИНИСТА ТИПА КМЭ-13.

19.  КНОПОЧНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ КУ И ВУ

20.  РЕЛЕ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

21.  АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ.

22.  АГРЕГАТ ПАНЕЛИУПРАВЛЕНИЯ  ............................................................................................

23.   МЕЖЭЛЕКТРОВОЗНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ И РОЗЕТКИ.

 

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1. ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-11. КЛАССИФИКАЦИЯ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Электрическими аппаратами называются устройства, служащие для включения, выключения и регулирования то­ка в электрических цепях электровоза.

Аппараты электровоза работают в тяжёлых условиях: они подвергаются сильным сотрясениям, температура окру­жающего воздуха изменяется от -50 до +40°; на аппараты попадает пыль, влага, смазка; ток проходящий по аппаратам резко меняет величину; возможны частые и длительные перегрузки; напряжение превышает номинальную величину на 15-20 %, возможно приложение и коммутационных перенапряжений (коммутационные напряжения, это напряжения об­разующиеся при разрыве электрической цепи, имеющую большую индуктивность).

Аппараты электровозов должны иметь:

ü      механическую прочность деталей;

ü      электрическую прочность изоляции;

ü      стойкость против перегрузок, тряски, атмосферных влияний;

ü      защищённость от пыли и грязи;

ü      по возможности взаимоза­меняемость и однотипность деталей;

ü      простоту конструкции, удобство в эксплуатации и ремонте;

ü      иметь минимальные габаритные размеры и вес;

ü      должна обеспечиваться чёткость работы в любых атмосферных условиях.

 

В зависимости от назначения цепей, в которых устанавливаются аппараты, они подразделяются на аппараты:

•  аппараты силовой цепи, включаемые в цепь тяговых двигателей;

• аппараты вспомогательных цепей, устанавливаемые в высоковольтную цепь электродвигателей вспомогательных машин и электрических печей;

• аппараты низковольтных цепей управления;

• измерительные приборы, приборы освещения и сигнализации, рейки зажимов, штепсельные разъёмы и розетки.

По типу привода аппараты подразделяются на аппараты:

•  аппараты с ручным приводом: разъединители, кнопочные выключатели и т.д.;

•  аппараты с электромагнитным приводом: электромагнитные контакторы, реле и т.д.;

• аппараты с электропневматическим приводом: электропневматические контакторы, переключатели групповые, кулач­ковые и т. д.;

По количеству приводимых в действие аппаратов подразделяются на аппараты:

•  аппараты с индивидуальным приводом: пневматические и электромагнитные  контакторы;

•  аппараты с групповым приводом: групповой переключатель, кулачковые переключатели и т.д.;

По способу управления аппараты подразделяются на аппараты:

•  аппараты с непосредственным управлением, например кнопочные выключатели (КУ);

• аппараты с косвенным (дистанционным управлением), например электропневматический контактор.

1.2. ПОНЯТИЕ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ КОНТАКТЕ.

Замыкание любой электрической цепи обычно осуществляется соприкосновением двух токопроводящих эле­ментов аппарата, называемых электрическими контактами. Место соприкосновения контактов всегда обладает повы­шенным сопротивлением по сравнению с сопротивлением самих контактов. Поэтому, при прохождении тока, возникает опасность нагрева места соприкосновения контактов, способного вызвать повреждение контактной поверхности или даже полное разрушение (расплавление) самих контактов. Конструкция аппарата должна обеспечивать наименьшее сопротивление в месте соприкосновения контактов и лучшее охлаждение их для предотвращения чрезмерно­го нагрева.

Сопротивление в месте соприкосновения контактов зависит от величины поверхности их соприкосновения, от давления на эти поверхности и материалов, из которых изготовлены контакты. Практически же возможности увеличе­ния поверхности соприкосновения контактов весьма ограничены из-за наличия на контактах неровностей. Если же даже изготовить идеально ровные контакты и обеспечить хорошее их соприкосновение, то при эксплуатации возникают но­вые неровности, ухудшающие его. Поэтому контакты изготавливают такой формы, которая более долго сохраняет близкую к расчётной площадь соприкосновения.

 

Контакты подразделяются по виду соприкосновения контактных по­верхностей и по исполнению.

По виду соприкосновения контактных поверхностей контакты бывают:

•  точечные контакты (соприкосновение двух сферических поверхностей рисунок 1,а и рисунок 2,г). Применяются в аппаратах, работающих при малых токах.

•  линейные контакты (соприкосновение двух цилиндрических поверхностей рисунок 1,б и рисунок 2,а, б, в), при которых сопри­косновение происходит по линии. Следует отметить, что линейное соприкосновение контактов имеет ограничение по длине (20-35 мм), так как при большей длине возникновение неровностей и перекоса контактов сильно изменяет вели­чину соприкосновения контактов по сравнению с расчётной.   Линейные контакты применяются в аппаратах, работаю­щих при больших токах.

•  плоские контакты (рисунок 1,в и рисунок 2,г), рассчитанные на большую площадь прилегания плоских поверхностей. Приме­няются в болтовых соединениях и в аппаратах, контакты которых редко изменяют своё положение.

Рисунок 1. Виды соприкосновения контактных поверхностей электрических контактов:

точечные (а); линейные (б); плоские (в).

 

•  По исполнению контакты бывают (рисунок 2): г-образные (стопообразные), пальцевые, пластинчато-торцевые, мостиковые и клиновые.

Рис 2 Исполнение электрических контактов

 

Таким образом, величину электрического сопротивления в месте соприкосновения контактов в значительной степени определяет нажатие (давление) контактов. Чем больше это нажатие, тем меньше сопротивление и наоборот. Однако слишком большое нажатие вызывает увеличение сопротивления движению привода и повышает износ контактов, поэтому в каждом аппарате устанавливают лишь необходимое нажатие способное предохранить контакты от нагрева

Показателем нагрузки контакта аппаратов силовой цепи являются значение тока приходящегося на 1 мм дли­ны линии соприкосновения контактов и на 1 кг нажатия контактов. Например, контакты электропневматических контак­торов имеют расчетную нагрузку 25 A/мм и 15 A/кг.

Для улучшения отвода тепла контактные элементы обычно изготавливаются массивными и из материалов с хорошей теплопроводностью. Контакты, изготавливаются медными латунными серебренными реже графитовыми и угольными Медные контакты получили наибольшее применение, но их главным недостатком является то, что они легко окисляются. Для уменьшения окисления они подвергаются лужению. Значительно меньше окисляются серебряные кон­такты, но в связи с тем, что они дороже медных и хуже противостоят действию дуги, их применяют в аппаратах, разры­вающих цепи с небольшими токами.

В эксплуатации большое влияние на работу контактов оказывает состояние контактных поверхностей. Появле­ние неровностей и наплывов металла окисление загрязнение поверхности увеличивают переходное сопротивление и ухудшают условия работы контактов. Для уменьшения этих вредных влияний применяется очистка поверхностей кон­тактов во время их замыкания. Это достигается взаимным трением контактных поверхностей при замыкании контактов. С этой целью контакты изготавливают либо скользящими (рис 2,б), когда контактный палец скользит по поверхности контактного сегмента, либо притирающими, когда осуществляется взаимное перекатывание и трение контактных по­верхностей двух Г-образных контактов (рисунок 3). Последний способ обеспечивает более надежный контакт, поэтому он применяется в большинстве современных конструкций аппаратов

Рисунок 3.  Процесс включения контактов с притиранием:    

 а - выключенное положение, б - соприкосновение контактов,  в - включенное положение

 

Кроме того метод притирающих контактов обеспечивает полный разрыв контактов при размыкании цепи не у основных (рабочих) поверхностей, а у вспомогательных поверхностей контактов. Поэтому основные контактные по­верхности остаются неповрежденными электрической дугой, возникающей при разрыве цепи. Применение притираю­щих контактов усложняет конструкцию аппарата по сравнению с аппаратами со скользящими контактами, так как требу­ется применение специальных притирающих пружин и специальной конструкции контактного рычага. Однако прити­рающие контакты незаменимы в аппаратах силовой цепи, размыкающие ее под током

Скользящие пальцевые контакты применяются главным образом в низковольтных блокировках и в некоторых в некоторых высоковольтных аппаратах, разрывающие обесточенные силовые цепи.

 

 

1.3. КОНТРОЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОНТАКТОВ И ИХ ИЗМЕРЕНИЯ.

Раствор (разрыв контактов) это расстояние между рабочими поверхностями контактов в их выключенном по­ложении.

Провал (притирание) это расстояние, проходимое подвижным контактом от момента соприкосновения контактов вспомогательными поверхностями до их полного замыкания рабочими поверхностями.  Производится притирающей пружиной.

Начальное контактное нажатие (давление) создается притирающей пружиной. В зависимости от типа аппарата оно находится в пределах 3.5 – 9 кг.

Конечное контактное нажатие (давление) создается электропневматическим  или электромагнитным  приводом в зависимости от типа аппарата оно должно быть и менее 14 – 27 кг.

 

а)                                                                     б)

Рисунок 4.  Шаблон для измерения разрыва контактов

 

а) контакторов типа ПК МК 310 (МК 010) МК 015 (МК 009) и групповых переключателей, б) кулачковых переключателей и разрыва контактов контактора типа МКП 23

 

Линия соприкосновения контактов должна быть не менее 80 % от общей площади контакта.

Раствор контактов определяют наименьшим расстоянием между контактами в разомкнутом положении.  Измеряется угловым шаблоном, проградуированным в миллиметрах (рисунок 4 а и б).

Провал контактов в каждом из аппаратов измеряют в зависимости от конструкции контактной системы.  Так измерение провала контактов у контакторов типа ПК и контакторных элементов групповых переключателей производят при включенном аппарате угловыми шаблонами на 12 и 14 градусов  Угол отклонения держателя подвижного контакта от упора контактного рычага (Рис 5, а) равный 13±1 градус соответствует провалу контактов 10 – 12 мм

 

Провал контактов кулачковых элементов у кулачковых переключателей определяют в замкнутом положении контактов по расстоянию а (Рис 5, б). Расстояние «а»  7-10 мм соответствует провалу 10-14 мм

 

                               а)                                                                                                          б)

Рисунок 5.  Определение провала контактов.

а) определение провала контактов контакторов типа ПК и контакторных элементов групповых переключателей б) - определение провала контактов кулачковых элементов к кулачковых аппаратов

 

Начальное контактное нажатие определяется усилием сжатия притирающей пружины. Конечное нажатие кон­тактов замеряют динамометром при замкнутых контактах, отсчет по которому производят в тот момент, когда рукой можно будет выдернуть полоску бумаги, зажатую между контактами при давлении сжатого воздуха в электропневмати­ческом приводе 5 кг/см2. При электромагнитном приводе напряжение на включающей катушке должно быть 50В. При этом динамометр должен быть закреплен на подвижный контакт так, чтобы сила, приложенная к нему, пересекала ли­нию касания контактов и совпадала с направлением движения контакта в момент отрыва.

Для ножевых разъединителей качество контакта проверяют усилием на рукоятке при включении оно должно быть не менее 2,1-2,5 кг/см2, а при отключении - 1,3-1,6 кг/см2.

Линия касания контактов должна быть для всех аппаратов не менее 80% кроме, аппаратов оговоренных в тех­нических условиях. Определяется по отпечатку на копировальной бумаге при включённом аппарате

1.4 ПОНЯТИЕ О ДУГОГАШЕНИИ В АППАРАТАХ.

Размыкание любой электрической цепи сопровождается образованием электрической дугиЕе длина зависит от величины тока в цепи, состояния контактов и влажности окружающей среды. Образование дуги объясняется тем, что при снятии напряжения с катушки привода аппарата, давление контактов друг на друга ослабевает, переходное сопротивление между ними увеличивается. Это приводит к их нагреву а, следовательно, и к нагреву окружающего воздуха. Воздух вокруг контактов ионизируется, то есть становится токопроводящим, и потому при расхождении контактов между ними возникает электрическая дуга. Она вызывает подгар контактов, а при длительном её горении и большом токе в разрываемой цепи к оплавлению контактов и даже порче аппарата.

При расхождении контактов длина дуги увеличивается.  Однако она будет гореть до тех пор,  пока ее длина не достигнет критической. При большом токе критическая длина дуги принята 20 В/см. Таким образом, чтобы обеспечить разрыв дуги в аппарате, размыкающем цепь с напряжением 3000 В, нужно вытянуть дугу до 3000В / 20 = 150 см. Растянуть дугу до такой длины путем расхождения контактов не предоставляется возможным,  поэтому в таких аппара­тах применяют специальные дугогасительные устройства

В зависимости от мощности дуги ее гашение производят различными способами

•  увеличением длины дуги до критической длины выбором величины раствора контактов.  Такой способ дугогашения применяется в аппаратах  разрываемых цепи управления с небольшими по величине токами.  К таким аппаратам относятся реле  кнопочные выключатели, контроллер машиниста и т.п.;

•  применение двойного разрыва дуги с охлаждением дуги снизу. Такой способ дугогашения применяется в контакторах МК-15-01 на электровозах ВЛ11 и в контакторах МК-009 на электровозах ВЛ11М;

•  воздушное дутье, увеличением давления газов внутри предохранителей, из-за нагрева меловой засыпки  песка или фибрового корпуса предохранителя;

•  применением специального дугогасительного устройства  состоящего из дугогасительной катушки и дугогасительной камеры. Такой способ дугогашения применяется в быстродействующем выключателе и контакторах силовой цепи тяговых электродвигателей и высоковольтной цепи вспомогательных машин,  а также в низковольтных электромагнитных контакторов, применяемых в цепях управления, обладающими большой индуктивностью или по которым протекают большие токи.

 

В дугогасительных устройствах дуга рассматривается как проводник с током  имеющей определенную длину и сечение и находящийся в магнитном поле создаваемом дугогасительной катушкой. Под действием электромагнитной силы, направление которой определяется по правилу «Левой руки»  дуга из раствора контактов перемещается в сторону дугогасительной камеры и сбрасывается на ее дугогасительные рога.  В зависимости от конструкции камеры она растягивается до критической длины,  огибая лабиринтные перегородки, или разделяется на параллельные ветви, охлаждается о стенки камеры и погасает. При горении дуги в камере воздух и газы, выделяемые из стенок и перегородок камеры,  нагреваются.  Вытесненные дугой из камеры они ионизируют воздух над ней, поэтому дуга будет гореть вне пределов камеры и перебросится на заземляющие части. Для исключения ионизации воздуха над камерой в дугогасительных камерах, например  БВ, или контакторах типа МК-010 на электровозах ВЛ11Мприменяют деионные решетки.  Они охлаждают нагретые дугой воздух и газы  так как представляют из себя пакеты из тонких стальных пластин   скрепленные текстолитовыми планками и установленные вверху дугогасительной камеры.

 

Рисунок 6.  Дугогасительное устройство: схема дугогасительного устройства

 (а) и взаимодействие магнитного потока дугогасительной катушки и дуги (б).

 

Дугогасительная катушка и контакты соединены последовательно, поэтому при изменении направления тока (при элек­трическом торможении) одновременно изменяется и направления магнитных силовых линий магнитного поля дугогаси­тельной катушки и этим самым сохраняется перемещение дуги только в сторону расположения дугогасительной каме­ры.

При недостаточной мощности дугогасительных устройств аппаратов их включают по два последовательно (ли­нейные контакторы на электровозах ВЛ10) или увеличивают длину дугогасительной камеры (дугогасительные камеры у линейных контакторов на электровозах ВЛ11 и ВЛ11М)

 Рисунок 7.  Дугогасительные устройства.

а)  щелевого типа    б) лабиринтно-щелевого    в) щелевого с деионной решеткой

 

1.5. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ (ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-11)

Электрические аппараты магистральных электровозов постоянного тока должна соответствовать следующим техническим условиям:

• расчётное номинальное напряжение в контактной сети 3000В, но аппараты должны сохранять работоспособность при длительном его повышении до 3800В и кратковременном повышении до 4000В;

•  расчетное номинальное напряжение 50В, но аппараты должны включаться при напряжении 30-В при питании их ка­тушек от аккумуляторной батареи и 35В - при питании от генератора управления;

• номинальное давление сжатого воздуха 5 кг/см2, минимальное давление этого воздуха для включения аппаратов 3,5 кг/см2. Давление сжатого воздуха для испытаний на утечки 6,75 кг/см2;

• аппараты должны устойчиво работать при температуре наружного воздуха от -40° до +50°.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..