Для очистки топлива, подаваемого к топливному
насосу, от механических примесей и воды на дизели установлены
унифицированные топливные фильтры: ФГ-25 — фильтр грубой очистки топлива
и ФТ-75 — фильтр тонкой очистки топлива.
Фильтр грубой очистки топлива (рис. 31, а), закрепленный на корпусе
блока цилиндров, состоит из корпуса 1, фильтрующего элемента 3,
ввернутого в корпус, стакана 4, успокоителя 5, пробки 6 для слива
топлива и прокладки 7 между корпусом и стаканом фильтра.
Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 31, б), установленный на головке
блока цилиндров, состоит из корпуса 1, прокладки 14 между корпусом и
стаканом 4, штуцера 10, один конец которого ввернут е корпус, на другой
навернут фильтрующий элемент 3. В стакан фильтра ввернута пробка 6 для
слива топлива. На корпусе фильтра расположен продувочный вентиль 12, в
котором смонтированы шарик 11 и игла 13 с рукояткой. На штуцер надет
поворотный угольник с припаянной к нему сливной трубой 9.
Рис. 31. Топливные фильтры:
Продувочный вентиль служит для выпуска воздуха, попавшего в топливную
систему дизеля. При отвертывании рукоятки иглы вентиля шарик отходит от
своего гнезда, и через открывшееся отверстие полость корпуса фильтра
тонкой очистки сообщается с атмосферой. Топливо, смешанное с воздухом,
сливается наружу через трубу 9. Когда весь воздух выйдет и топливо
пойдет из трубки ровной струей, рукоятку иглы завертывают, и шарик
перекрывает сливное отверстие.
4.1.7.6. Воздухоочиститель дизелей Д65Н, Д65М
Воздухоочиститель предназначен для очистки воздуха, поступающего в
цилиндры дизеля, от пыли и механических примесей. Воздухоочиститель
установлен на всасывающем коллекторе дизеля.
Воздухоочиститель состоит из фильтра 9 (рис. 32) грубой очистки воздуха,
корпуса 7, поддона 1 и фильтрующих элементов 2, 3 и 4. Фильтр грубой
очитки установлен на трубу воздухоочистителя.
Корпус воздухоочистителя выполнен вместе с головкой. Головка имеет
стальную втулку, к которой приварены труба и фланец с четырьмя
резьбовыми отверстиями для крепления к патрубку впускного коллектора
дизеля. На цилиндрической обработанной части головки выполнены две
канавки, в них уложены уплотнительные резиновые кольца. На
цилиндрическую
часть установлен корпус 7. В нижней части корпуса
приварено полусферическое кольцо. В него уложено резиновое
уплотнительное кольцо для создания уплотнения между корпусом и поддоном
воздухоочистителя. На боковой поверхности корпуса имеются два коробчатых
утка с отверстиями для установки болтов 5 крепления поддона к корпусу.
Поддон I воздухоочистителя используют как резервуар для масла. Состоит
он из чаши, масляной ванны, кольца и стяжной планки с двумя вырезами, в
которые входят болты 5 крепления поддона к корпусу. В результате того,
что ванна имеет шесть отверстий на боковой поверхности, масло в поддоне
всегда находится на одном уровне. Корпус к поддону поджат двумя
барашками, навернутыми на болты.
В корпусе смонтированы три фильтрующих элемента,
плотность которых увеличивается от нижнего элемента к верхнему, поэтому
путать элементы нельзя. Элементы 2 и 3 выполнены из
капроновых нитей, причем элемент 2 из нитей
большого диаметра. Нити элементов имеют постоянную ориентацию в
пространстве и обеспечивают требуемую плотность брикета. Верхний
фильтрующий элемент 4 изготовлен из поропласта. Все фильтрующие элементы
плотно прилегают к трубе и внутренней поверхности корпуса, что исключает
возможность поступления неочищенного ьоздуха вдоль контактируемых
поверхностей, и удерживаются проволочными сетками 6, завальцованными в
стальные обоймы. Верхняя сетка упирается в торец головки
воздухоочистителя, нижняя поджимается упорным кольцом. Фильтрующие
элементы и сетки застопорены стальным разжимным кольцом 19, входящим
двумя выступами в овальные сквозные пазы, выполненные на трубе
воздухоочистителя.
Под действием разрежения при движении поршней из в. м. т. вниз (при
такте всасывания) воздух через фильтр грубой очистки засасывается в
воздухоочиститель. Частично очищенный воздух по центральной трубе
проходит вниз. У выхода из трубы воздух ударяется о масло, находящееся в
чаше поддона. При резком изменении направления движения часть пыли,
соединившись с маслом, остается в поддоне воздухоочистителя. Далее
воздух проходит через фильтрующие элементы, которые смазываются
частицами масла, выносимыми воздухом из поддона. Пройдя фильтрующие
элементы, очищенный воздух попадает через патрубок во впускной коллектор
дизеля, а из него в головки цилиндров и далее в цилиндры дизеля.