Регулятор топливного насоса предназначен для
автоматического регулирования количества подаваемого насосом в цилиндры
дизеля топлива в соответствии с изменением нагрузки трактора. Регулятор
смонтирован в одном узле с топливным насосом и приводится в действие от
кулачкового валика насоса. Корпус регулятора прикреплен к фланцу
топливного насоса шестью болтами.
В нижней части корпуса регулятора на оси 28 (см. рис. 27) установлены
основной и промежуточный рычаги регулятора. На промежуточном рычаге
расположены бочкообразный ролик, корректор топливоподачи и шпильки для
крепления пружин обогатителя. Верхняя часть промежуточного рычага
соединена тягой 2 с рейкой насоса.
Корректор топливоподачи состоит из корпуса, штока, пружины и
регулировочного винта 1. Величину, на которую выступает шток из корпуса
корректора, регулируют прокладками. В заднюю стенку корпуса регулятора
ввернут болт номинала, который ограничивает перемещение основного рычага
в сторону увеличения подачи топлива при частоте вращения вала дизеля
ниже номинальной. Основной и промежуточный рычаги связаны между собой
болтом, обеспечивающим необходимый углевой зазор между рычагами. Пружина
3 регулятора одним концом соединена с основным рычагом, другим —
посредством серьги 4 с рычагом 6 пружины. Рычаг пружины жестко закреплен
на лысках рычага 21 управления и от перемещения стопорится шплинтом. В
наружный прилив корпуса регулятора ввернут винт наибольших оборотов,
ограничивающий угловой поворот рычага управления и, следовательно,
натяжение пружины 3 регулятора.
Обогатитель топливоотдачи на пусковых оборотах — автоматический.
Промежуточный рычаг на обогащение поворачивается
цилиндрической пружиной.
Для пуска дизеля рычаг 12 (рис. 28, а) управления поворачивают до упора
в болт 13 наибольших оборотов. При этом рычаг 10 натягивает одновременно
две пружины — 7 регулятора и 11 обогатителя. Пружина регулятора
прижимает основной рычаг 2 к головке болта 4 номинала, а пружина
обогатителя подает промежуточный рычаг 1 с тягой 8 и рейку 9 насоса
вправо, обеспечивая необходимое для пуска дизеля увеличение цикловой
подачи топлива. При увеличении частоты вращения вала насоса до 100—150
об/мин (200—300 об/мин дизеля) центробежная сила разводит грузы 15,
лапки грузов нажимают на подшипник и муфту 14 регулятора и перемещают их
влево, тем самым поворачивая промежуточный рычаг 1, и через тягу 8
передвигают рейку в сторону уменьшения подачи топлива.
Рис. 28. Схема работы регулятора:
На наибольших оборотах холостого хода рычаг 12
управления (рис. 28, б) упирается в болт 13. При этом центробежная
сила грузов уравновешивается усилием пружины 7
регулятора, а рейка 9 насоса устанавливается в промежуточное положение,
при котором подача топлива соответствует заданной наибольшей частоте
вращения вала дизеля. Шток 5 корректора утоплен, пружина корректора
сжата, основной 2 и промежуточный 1 рычаги регулятора прижаты один к
другому, как один рычаг.
При номинальной нагрузке дизеля частота вращения валов дизеля и насоса
снижается. Центробежная сила грузов уменьшается, и рычаги 1 и 2 (рис.
28, е) под действием'пружины 7 регулятора перемещаются вправо, двигая
рейку 9 в сторону увеличения подачи топлива. При номинальной частоте
вращения коленчатого вала дизеля основной рычаг 2 вплотную подходит к
головке болта 4 номинала. Устанавливается подвижное равновесие: усилие
грузов уравновешивается усилием пружины регулятора, и рычаг 2 касается
головки болта номинала, упираясь в нее при мгновенном увеличении
нагрузки и отрываясь при уменьшении нагрузки. Подача топлива изменяется
соответственно колебаниям рычага.
При перегрузке дизеля частота вращения его вала и вала насоса падает.
Промежуточный рычаг 1 (рис. 28, г) с рейкой 9 под действием пружины
корректора перемещается в сторону увеличения подачи топлива (вправо),
что обеспечивает увеличение крутящего момента дизеля и преодоление
перегрузки.
Степень корректирования подачи топлива при временной перегрузке зависит
от того, насколько выступает шток из корпуса корректора и каково усилие
затяжки пружины корректора.
Для остановки дизеля рычаг 12 управления (рис. 28, д) отклоняется вправо
вперед по ходу трактора. При этом рычаг 10 через пружину 7 регулятора
передвигает основной рычаг 2 к задней стенке корпуса регулятора.
Основной рычаг посредством болта увлекает за собой промежуточный рычаг
1, который перемещает рейку 9 на выключение топливоотдачи. При резком
выключении подачи с положения максимальных или номинальных оборотов
промежуточный рычаг с рейкой перемещается энергией грузов.