Водяной насос предназначен для создания интенсивной
циркуляции воды в системе охлаждения, что улучшает отвод тепла от
нагретых деталей дизеля; вентилятор — для создания сильного потока
воздуха через сердцевину радиатора. Поток воздуха, обдувая дизель,
охлаждает его.
В корпусе 16 (рис. 25) насоса на двух шарикоподшипниках вращается
стальной валик 13. На переднем конце валика на сегментной шпонке
установлен шкив 7. С помощью клиноременной передачи шкив водяного насоса
получает вращение от шкива коленчатого вала.
Подшипники валика насоса смазываются через масленку 6. Два каркасных
резиновых сальника 11 и 15, запрессованных в корпус насоса, предохраняют
просачивание смазочного материала наружу. Для предотвращения перемещения
валика водяного насоса вперед передний подшипник валика зафиксирован
кольцом 12. На задний конец валика посажена крыльчатка 5 водяного
насоса, имеющая цилиндрический диск с равномерно расположенными на нем
шестью криволинейными перьями.
Узел уплотнения водяной полости состоит из упорной втулки 2,
запрессованной в корпус насоса, текстолитовой графити-рованной
уплотнительной шайбы 3, входящей двумя выступами в прорези
цилиндрической части крыльчатки, резиновой уплонительной манжеты I,
штампованной обоймы сальника и штампованного кольца манжеты сальника.
Весь узел уплотнения водяной полости насоса (кроме втулки 2) смонтирован
в цилиндрическом колодце крыльчатки и застопорен от выпадания из нее
пружинным кольцом. Просочившаяся при работе насоса через уплотнение вода
сливается наружу через сливное отверстие в корпусе насоса.
Корпус водяного насоса имеет два патрубка: верхний соединяет полость
крыльчатки водяного насоса с корпусом термо-стата, боковой — с нижним
патрубком радиатора. Насос прикреплен к фланцу на переднем торце блока
цилиндров четырьмя болтами. Между корпусом насоса и блоком установлена
паронитовая прокладка.
4.1.6.4. Термостат дизелей Д65Н, Д65М
Термостат предназначен для автоматического регулирования температуры
воды в рубашке блока. Прикреплен он к головке блока цилиндров двумя
болтами.
Термостат состоит из переднего и заднего корпусов, в которых установлена
коробка термостата 6 (см. рис. 16). Передняя часть корпуса термостата
представляет собой чугунную отливку, имеющую обработанный фланец с двумя
гладкими и одним резьбовым отверстиями под болты. Болты соединяют
переднюю часть корпуса термостата с задней. В середине корпуса выполнена
стенка, разделяющая его на две полости: переднюю, соединенную верхним
патрубком с радиатором, и заднюю, соединенную нижним патрубком с водяным
насосом. В стенке имеется окно, соединяющее обе полости.
Задняя часть корпуса термостата имеет два обработанных фланца. Одним она
соединена с передней частью корпуса термостата, другим —с фланцем на
переднем торце головки цилиндров. Задняя часть корпуса термостата для
дизелей с пуском от пускового двигателя имеет специальный прилив с
патрубком, соединяющим полость корпуса с водяной трубой головки цилиндра
пускового двигателя. Передняя и задняя части корпуса термостата
прикреплены одна к другой и к головке цилиндров двумя общими болтами. В
местах разъемов установлены паронитовые прокладки.
Коробка термостата состоит из штампованного корпуса, гофрированного
сильфона, заполненного легкоиспаряющейся жидкостью и соединенного с
корпусом. К сильфону припаяны два клапана: верхний тарельчатый
(основной) клапан со стержнем и нижний чашеобразный (вспомогательный)
клапан.
Установленная на дизель коробка термостата омывается охлаждающей водой.
Когда вода холодная, сильфон сжат. При этом основной клапан плотно
закрывает верхнее отверстие корпуса, а вспомогательный клапан не
перекрывает боковые окна корпуса (вода циркулирует, минуя радиатор).
Когда дизель прогреется [температура воды достигает (78±2) °С],
испарение жидкости в сильфоне вызовет в нем повышение давления паров и
сильфон удлинится. Основной клапан откроет отверстие в корпусе, через
которое вода пойдет на охлаждение в радиатор, а вспомогательный клапан
закроет боковые отверстия корпуса и прекратит доступ воды из термостата
в водяной насос.