|
|
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Глава 6
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БОКСУ
Первоначальной подготовкой боксера закладывается основа его будущих спортивных достижений. От качества учебно-тренировочного процесса зависят дальнейшие спортивные успехи новичка. Обучение и воспитание начинающего боксера не должны быть скороспелыми. Боксер, не прошедший систематического курса обучения, слишком рано начавший активно участвовать в соревнованиях, предоставленный самому себе в дальнейшем спортивном развитии, обычно не растет, и средства его техники остаются ограниченными.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ БОКСЕРА-НОВИЧКА
Основная задача учебно-воспитательной работы тренера с боксером-новичком — подготовить культурного спортсмена, разносторонне владеющего техникой и тактикой бокса. Поэтому обучение начинающего боксера строится на многообразном материале спортивной техники. Особое внимание в технической подготовке начинающего боксера нужно обращать на выработку пластичности навыка, способности легко переходить в бою от одних действий к другим, правильно соразмерять мышечные усилия. Чем большим количеством навыков владеет боксер, тем разнообразнее его действия, богаче тактика, интереснее бой. Сущность боевых навыков боксера обусловливается характером и содержанием боя на ринге. Каждый навык боксера представляет собой сознательное действие, в основе которого лежит привычное движение. Выработать технические навыки в боксе сложно, так как они должны закрепляться в условиях внезапно изменяющейся обстановки. В этих условиях, характерных для боя на ринге, боксер должен уметь рассчитывать боевую дистанцию и выполнять движения своевременно и точно. Прочность навыков боксера достигается главным образом упражнениями в условном и вольном боях. Тренер с самого начала обучения должен стремиться воспитывать у новичков умение пользоваться усвоенными техническими приемами для решения тех или иных тактических задач.
Каждый элемент, входящий в боевые средства боксера, отшлифовывается до тех пор, пока не будет полностью усвоен и не станет привычным. Поэтому во время обучения тренер постоянно включает в занятие ранее изученные действия. В особенности это важно в тех случаях, когда тренер заметит неточность или ошибки в технике, которая была изучена на предшествующих занятиях. Повторять пройденные, даже самые элементарные, движения и технические приемы бывает полезно и на последних этапах обучения, когда занимающиеся уже достигли известной свободы в технике боя. Главной в начальной подготовке боксера-новичка должна быть выработка умения передвигаться перед партнером в боевой стойке, сохранять ее боевое направление (на партнера), рассчитывать время и дистанцию. Это умение—основа для освоения всех последующих навыков в ударах и защите в условиях атаки и контратаки. Чтобы определенные боевые движения (приемы) были совершенными и боксер прочно овадел ими и применял их в разнообразных условиях, следует эти движения (приемы) чаще повторять в самых различных упражнениях. Например, разучивая удар, боксер должен в первую очередь усвоить правильную форму движения; затем движению удара следует придать необходимую точность, силу; наконец, нужно научиться наносить его своевременно. Изучая защиту, в первую очередь нужно усвоить ее движения (без партнера). Ученик должен знать все элементы, составляющие данный вид защиты, чтобы правильно ее выполнять. Затем, когда движения защиты усвоены, переходят к разучиванию защиты в упражнениях с партнером. Боксер должен научиться защищаться от определенного удара, который партнер наносит, атакуя вначале медленно, а затем постепенно ускоряя и усиливая атаку. Боксер учится применять защиту в боевой обстановке, не искажая ее технической точности. По мере того как боксер овладевает техникой ударов и защит, он учится применять новые виды защиты, отвечать в условном бою на каждый атакующий удар организованным защитным действием, точно определять дистанцию и момент для защиты. Постепенно боксер должен научиться защищаться от самых различных ударов, т. е. своевременно и точно реагировать на них в непрерывно изменяющейся боевой обстановке. Изучение двойных ударов и удавов сериями начинается в одношереножном строю, где занимающиеся (без партнера) учатся слитно сочетать удары. Умение соразмерять силу в ударах вырабатывается упражнениями с подвесным мешком. Боевой практикой в технике и тактическом использовании ударов сериями служат условный и вольный бои. В начальном периоде обучения у неопытного боксера всегда можно заметить излишнее напряжение мышц, помимо тех, которые непосредственно выполняют заданное движение, хотя в этом нет никакой необходимости. Напряжение мышц, не участвующих в данном движении, следует объяснить иррадиацией (распространением) возбуждения по коре головного мозга. Постепенно, в результате многократных упражнений в заданном движении, это возбуждение концентрируется на определенных участках коры, и соответственно исчезают скованность и ненужное напряжение мышц, которые не должны участвовать в движении. Некоторые тренеры переоценивают упражнения для расслабления мышц, пытаясь с их помощью устранить излишнее напряжение и скованность движений новичка. Между тем наиболее правильный путь состоит не в этом. Чтобы добиться необходимой координации в заданном движении, следует многократно повторять и совершенствовать его до тех пор, пока оно не станет привычным и точным, пока не будет образован необходимый навык в этом движении. Обучение технике должно происходить в органической взаимосвязи с тактикой. Обучая отдельным элементам техники, тренер указывает, как они могут быть тактически использованы в бою. Тренер, увязывая изучение техники с тактикой, приучает боксера целенаправленно использовать свои технические навыки в бою на ринге. В этом заключается первоначальная тактическая подготовка боксера-новичка. Бой на ринге складывается из смены трех основных форм тактических действий: атаки, защиты и контратаки. Усваивать технику бокса нужно именно в условиях этих конкретных тактических действий. Когда боксеры упражняются в условном бою, тренер устанавливает тактическую задачу каждому из боксеров, распределяет роли партнеров, указывая, кто из них будет атакующим и кто контратакующим, или ставит обоих в равные условия, разрешая каждому атаковать или контратаковать. Основным упражнением в тактике служит вольный бой, в котором оба боксера, произвольно, творчески оперируя всеми известными им боевыми средствами, решают определенные тактические задачи. Тактические задания, которые тренер дает ученикам, могут быть самыми разнообразными, но всегда берутся из того раздела курса, который изучают в данное время. Постепенно, по мере того как расширяется учебный материал и ученик приобретает новые навыки, задания усложняются. Тренер может дать ученику задание — пользоваться в атаке или контратаке определенными ударами и приемами защиты; вести бой на дальней дистанции; применять перед атакой, подготавливая ее, ложные действия; применять определенный маневр и т. п. Тактические задания должны быть посильны боксеру-новичку, просты, элементарны. Задача тренера — научить новичка пользоваться основными тактическими действиями — атакой и контратакой — в их наиболее четкой и несложной форме (например, а гака определенным ударом и развитие ее вторым ударом, определенная защита и связанная с ней контратака установленным ударом и т. п.). Во время боя тренер следит: выполняют ли ученики его задания, понимают ли тактические намерения друг друга, правильно ли действуют, осуществляя ту или иную тактическую задачу. Если нужно, тренер дает указания по ходу боя, после чего разбирает с учениками, насколько успешно они выполнили задания, в чем были их ошибки, и т. д. Большое значение для тактической подготовки боксера имеет частая смена партнеров, особенности которых ставят боксера в различные тактические условия; например, боксер высокого роста, предпочитающий бой на дальней дистанции, естественно, побуждает своего партнера активно искать сближения. Задача партнера в таком случае — не приспосабливаться к боксеру, действующему в привычных для него условиях, а стараться преодолеть его преимущество. Вольный бой с различными партнерами воспитывает у боксера инициативность и активную тактику. Тактическая подготовка боксера-новичка должна обеспечивать ему возможность ясно ориентироваться в боевой обстановке, чтобы действовать изобретательно, инициативно и целесообразно. Начинающий боксер в итоге своей подготовки должен получить 3-й разряд действующей Единой всесоюзной спортивной классификации.
ВОСПИТАНИЕ БОКСЕРА-НОВИЧКА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Обучение и тренировка в боксе должны носить воспитывающий характер. Учебно-тренировочную работу по боксу организуют как единый воспитательный процесс, в котором физическое развитие, техническую и тактическую подготовку занимающихся неразрывно связывают с воспитанием у них коммунистической нравственности и волевых качеств. Педагогическая деятельность тренера не ограничивается узко специальными задачами воспитания боксера. Тренер обязан видеть в каждом ученике молодого гражданина нашей Родины. Воспитание учеников в духе требований морального кодекса строителей коммунизма — гражданский долг тренера бокса, советского педагога. Своим влиянием он должен содействовать успехам ученика в образовании, в производственной и общественной жизни. Чтобы правильно, всесторонне решать задачи воспитания боксера, необходимо широко использовать различные формы и методы организации учебно-тренировочных занятий. Тренер, обучая и тренируя боксера, обязан учитывать все стороны его воспитания. Давая ученикам правильное представление о содержании бокса как спортивной дисциплины, о всем многообразии его технических средств в их взаимосвязи, тренер указывает пути тактического использования этих средств. Одновременно он знакомит учеников с задачами обучения и тренировки и способами их реализации, с системой упражнений, их педагогической направленностью и т. п. Тем самым тренер расширяет кругозор учеников, воспитывая у них сознательное отношение к изучаемому материалу. Раскрывая перед учениками пути развития их спортивных способностей, формируя их интерес к спорту, тренер воспитывает у них стремление к самосовершенствованию в избранном виде спорта. Разносторонняя образовательная и спортивная подготовленность как результат правильного обучения и воспитания — основа дальнейшего развития способностей боксера на пути к высшим спортивным достижениям. Вся спортивная жизнь советского боксера проходит в коллективе, и традиции, которые складываются в организованном и дисциплинированном советском спортивном коллективе, при активной руководящей роли тренера, положительно влияют на развитие каждого боксера. Коллектив требует от него мужества, активности и скромности, решительно осуждает эгоизм, грубость, самолюбование. В спортивном коллективе и с его помощью тренер может осуществить самые различные воспитательные задачи. Воспитание сознательной дисциплины, чувства долга, товарищества, гуманности способствует созданию дружного и крепкого коллектива, который, в свою очередь, положительно действует на каждого его члена в отдельности. Чувство товарищества, гордости за достоинство и спортивную, честь коллектива выражается у боксера в желании помочь товарищам в обучении и тренировке. Чем крепче дружба и товарищеская взаимопомощь, тем лучше результаты всей работы. Товарищеская этика заставляет каждого боксера быть сдержанным в тренировочном бою по отношению к более слабым партнерам. Корректность боксера в бою, дружеское отношение к товарищам по тренировке должно быть традиционным правилом каждого спортивного коллектива. Ни один боксер не должен забывать, что он прежде всего член коллектива. Тренер, которому доверено спортивное воспитание молодежи, обязан широко понимать свою воспитательную роль, свою главную цель — воспитание лучших черт и качеств советского передового спортсмена. Нравственное воспитание на основах коммунистической морали — важнейшая задача тренера. Нравственное воспитание должно получить конкретное выражение в поведении н поступках ученика, в его общественной и личной жизни, в соревнованиях и на тренировке. Обучая боксеров технике, тактике и правилам боя, тренер не может ограничиваться формальным изложением спортивных требований и условностей бокса. Необходимо также раскрыть этическую сторону соревнований, разъяснить занимающимся, что правила боя — это спортивный закон, определяющий поведение боксера в бою на ринге. Занимающиеся должны уяснить себе, что условности, ограничивающие действия боксера, введены в правила с целью охраны здоровья соревнующихся, охраны чистоты спортивной техники. Спортивная честность, строгость и точность в соблюдении правил боя, корректное отношение к противнику — отличительные черты советского боксера. Попытки одержать победу «любой ценой», выиграть бой неспортивными средствами чужды сознанию и моральным качествам советского спортсмена. Советский тренер обязан быть хранителем высоких традиций спортивной честности, справедливости и гуманности, всегда сопутствующих борьбе советских спортсменов за высокие спортивные достижения. В своей педагогической работе тренер должен стремиться воспитывать волевых спортсменов, способных целесообразно действовать в суровых условиях соревнований по боксу. Без сильной воли нельзя достигнуть высоких показателей в боксе. Успех в бою на ринге основывается на волевых усилиях боксера, на его стремлении преодолеть сопротивление противника. Сила воли проявляется в бою на ринге в инициативности боксера, его мужестве, смелости, стремлении обострять бой, уверенности и решительности действий, стойкости, стремлении вести бой до конца, как бы трудно он ни сложился. На воспитание волевых качеств боксера тренер должен обращать особое внимание. Следует прежде всего предложить занимающимся установить определенный режим дня в соответствии с их бытовыми условиями и характером работы, разъяснить, что здоровый режим необходим для успеха в спортивной и трудовой деятельности. Ясно осознанная цель (добиться высоких спортивных достижений), соблюдение правильного режима, борьба с вредными привычками (курением, употреблением алкоголя и др.) содействуют успеху воспитательной работы тренера и самовоспитанию ученика. Своим поведением на занятиях — точностью, аккуратностью и требовательностью — тренер создает обстановку, располагающую к внимательной, серьезной и вдумчивой работе; он внушает ученикам, что их спортивные успехи будут зависеть от тщательного изучения техники и тактики боя, от упорства и настойчивости в тренировке. Занятия должны быть интересными, содействующими активности и рабочему настроению учеников. Основа воспитания воли боксера — его коммунистическая нравственность, ясность целей, которые он перед собой ставит, его убежденность в том, что его деятельность полезна не только ему лично, но и всему коллективу, обществу. Целенаправленная, принципиальная, деятельная и стойкая воля может воспитываться только на основе высокой сознательности учеников. Воспитывать сознательность — важнейшая задача тренера. Только при этом условии оправдают себя отдельные педагогические приемы, направленные на укрепление воли, развитие способности к волевым усилиям. В воспитании волевых усилий боксера необходима постепенность, подводящая учеников к сложным упражнениям, требующим больших усилий воли. Воспитанию способности боксера к волевым усилиям отлично способствуют упражнения в условном бою. Этими упражнениями технические навыки боксера закрепляются в условиях боя. Основным средством, с помощью которого проверяются и воспитываются волевые качества ученика, проявляющиеся в действии, служит вольный бой с партнером. Тренер должен ставить перед боксерами самые различные тактические задачи, которые боксеры должны самостоятельно разрешать в вольном бою. Поставив перед боксером те или иные тактические задачи, тренер как бы обязывает его к волевым усилиям. Внимательно наблюдая за волевой стороной действий боксера в вольном бою, тренер должен замечать и оценивать, достаточно ли внимательно боксер ведет бой, понимает ли он обстановку, удачно ли выбирает средства техники, не заторможены ли его действия страхом и боязнью. Делая замечания во время боя, тренер побуждает боксера к уверенным, смелым и решительным действиям. Воспитание способности боксера к волевым усилиям в самых различных условиях боя на ринге — постоянная задача тренера не только в курсе начального обучения, но и на всем последующем пути спортивного совершенствования боксера.
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|