ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БОКСУ

  Главная      Учебники - Спорт     БОКС (ГРАДОПОЛОВ К.В.) - 1965 ГОД

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

 

 

Глава 6

 

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БОКСУ

 

Первоначальной подготовкой боксера закладывается основа его будущих спортивных достижений. От качества учебно-трени­ровочного процесса зависят дальнейшие спортивные успехи новичка.

Обучение и воспитание начинающего боксера не должны быть скороспелыми. Боксер, не прошедший систематического курса обучения, слишком рано начавший активно участвовать в сорев­нованиях, предоставленный самому себе в дальнейшем спортив­ном развитии, обычно не растет, и средства его техники остают­ся ограниченными.

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ БОКСЕРА-НОВИЧКА

 

Основная задача учебно-воспитательной работы тренера с боксером-новичком — подготовить культурного спортсмена, раз­носторонне владеющего техникой и тактикой бокса. Поэтому обучение начинающего боксера строится на многообразном ма­териале спортивной техники.

Особое внимание в технической подготовке начинающего бок­сера нужно обращать на выработку пластичности навыка, спо­собности легко переходить в бою от одних действий к другим, правильно соразмерять мышечные усилия.

Чем большим количеством навыков владеет боксер, тем раз­нообразнее его действия, богаче тактика, интереснее бой.

Сущность боевых навыков боксера обусловливается характе­ром и содержанием боя на ринге. Каждый навык боксера пред­ставляет собой сознательное действие, в основе которого лежит привычное движение.

Выработать технические навыки в боксе сложно, так как они должны закрепляться в условиях внезапно изменяющейся обста­новки. В этих условиях, характерных для боя на ринге, боксер должен уметь рассчитывать боевую дистанцию и выполнять дви­жения своевременно и точно.

Прочность навыков боксера достигается главным образом упражнениями в условном и вольном боях.

Тренер с самого начала обучения должен стремиться воспи­тывать у новичков умение пользоваться усвоенными технически­ми приемами для решения тех или иных тактических задач.

 

 

Каждый элемент, входящий в боевые средства боксера, от­шлифовывается до тех пор, пока не будет полностью усвоен и не станет привычным. Поэтому во время обучения тренер по­стоянно включает в занятие ранее изученные действия. В особен­ности это важно в тех случаях, когда тренер заметит неточность или ошибки в технике, которая была изучена на предшествую­щих занятиях.

Повторять пройденные, даже самые элементарные, движения и технические приемы бывает полезно и на последних этапах обучения, когда занимающиеся уже достигли известной свободы в технике боя.

Главной в начальной подготовке боксера-новичка должна быть выработка умения передвигаться перед партнером в боевой стойке, сохранять ее боевое направление (на партнера), рассчи­тывать время и дистанцию. Это умение—основа для освоения всех последующих навыков в ударах и защите в условиях атаки и контратаки.

Чтобы определенные боевые движения (приемы) были совер­шенными и боксер прочно овадел ими и применял их в разнооб­разных условиях, следует эти движения (приемы) чаще повто­рять в самых различных упражнениях. Например, разучивая удар, боксер должен в первую очередь усвоить правильную фор­му движения; затем движению удара следует придать необхо­димую точность, силу; наконец, нужно научиться наносить его своевременно.

Изучая защиту, в первую очередь нужно усвоить ее движе­ния (без партнера). Ученик должен знать все элементы, состав­ляющие данный вид защиты, чтобы правильно ее выполнять. За­тем, когда движения защиты усвоены, переходят к разучиванию защиты в упражнениях с партнером. Боксер должен научиться защищаться от определенного удара, который партнер наносит, атакуя вначале медленно, а затем постепенно ускоряя и усили­вая атаку. Боксер учится применять защиту в боевой обстановке, не искажая ее технической точности.

По мере того как боксер овладевает техникой ударов и защит, он учится применять новые виды защиты, отвечать в условном бою на каждый атакующий удар организованным защитным действием, точно определять дистанцию и момент для защиты.

Постепенно боксер должен научиться защищаться от самых различных ударов, т. е. своевременно и точно реагировать на них в непрерывно изменяющейся боевой обстановке.

Изучение двойных ударов и удавов сериями начинается в одношереножном строю, где занимающиеся (без партнера) учатся слитно сочетать удары.

Умение соразмерять силу в ударах вырабатывается упражне­ниями с подвесным мешком. Боевой практикой в технике и тактическом  использовании  ударов  сериями  служат  условный  и вольный бои.

В начальном периоде обучения у неопытного боксера всегда можно заметить излишнее напряжение мышц, помимо тех, кото­рые непосредственно выполняют заданное движение, хотя в этом нет никакой необходимости. Напряжение мышц, не участвующих в данном движении, следует объяснить иррадиацией (распро­странением) возбуждения по коре головного мозга. Постепенно, в результате многократных упражнений в заданном движении, это возбуждение концентрируется на определенных участках коры, и соответственно исчезают скованность и ненужное напря­жение мышц, которые не должны участвовать в движении.

Некоторые тренеры переоценивают упражнения для расслаб­ления мышц, пытаясь с их помощью устранить излишнее напря­жение и скованность движений новичка. Между тем наиболее правильный путь состоит не в этом. Чтобы добиться необходи­мой координации в заданном движении, следует многократ­но повторять и совершенствовать его до тех пор, пока оно не станет привычным и точным, пока не будет образован необхо­димый навык в этом движении.

Обучение технике должно происходить в органической взаи­мосвязи с тактикой. Обучая отдельным элементам техники, тре­нер указывает, как они могут быть тактически использованы в бою.

Тренер, увязывая изучение техники с тактикой, приучает бок­сера целенаправленно использовать свои технические навыки в бою на ринге. В этом заключается первоначальная тактическая подготовка боксера-новичка.

Бой на ринге складывается из смены трех основных форм тактических действий: атаки, защиты и контратаки. Усваивать технику бокса нужно именно в условиях этих конкретных так­тических действий.

Когда боксеры упражняются в условном бою, тренер уста­навливает тактическую задачу каждому из боксеров, распреде­ляет роли партнеров, указывая, кто из них будет атакующим и кто контратакующим, или ставит обоих в равные условия, раз­решая каждому атаковать или контратаковать.

Основным упражнением в тактике служит вольный бой, в ко­тором оба боксера, произвольно, творчески оперируя всеми изве­стными им боевыми средствами, решают определенные тактиче­ские задачи.

Тактические задания, которые тренер дает ученикам, могут быть самыми разнообразными, но всегда берутся из того раздела курса, который изучают в данное время. Постепенно, по мере того как расширяется учебный материал и ученик приобретает новые навыки, задания усложняются.

Тренер может дать ученику задание — пользоваться в атаке или контратаке определенными ударами и приемами защиты; вести бой на дальней дистанции; применять перед атакой, подго­тавливая ее, ложные действия; применять определенный маневр и т. п.

Тактические задания должны быть посильны боксеру-нович­ку, просты, элементарны. Задача тренера — научить новичка пользоваться основными тактическими действиями — атакой и контратакой — в их наиболее четкой и несложной форме (напри­мер, а гака определенным ударом и развитие ее вторым ударом, определенная защита и связанная с ней контратака установлен­ным ударом и т. п.).

Во время боя тренер следит: выполняют ли ученики его зада­ния, понимают ли тактические намерения друг друга, правильно ли действуют, осуществляя ту или иную тактическую задачу. Если нужно, тренер дает указания по ходу боя, после чего раз­бирает с учениками, насколько успешно они выполнили задания, в чем были их ошибки, и т. д.

Большое значение для тактической подготовки боксера имеет частая смена партнеров, особенности которых ставят боксера в различные тактические условия; например, боксер высокого рос­та, предпочитающий бой на дальней дистанции, естественно, побуждает своего партнера активно искать сближения. Задача партнера в таком случае — не приспосабливаться к боксеру, действующему в привычных для него условиях, а стараться пре­одолеть его преимущество.

Вольный бой с различными партнерами воспитывает у боксе­ра инициативность и активную тактику.

Тактическая подготовка боксера-новичка должна обеспечи­вать ему возможность ясно ориентироваться в боевой обста­новке, чтобы действовать изобретательно, инициативно и целе­сообразно.

Начинающий боксер в итоге своей подготовки должен полу­чить 3-й разряд действующей Единой всесоюзной спортивной классификации.

 

ВОСПИТАНИЕ БОКСЕРА-НОВИЧКА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Обучение и тренировка в боксе должны носить воспитываю­щий характер. Учебно-тренировочную работу по боксу организуют как единый воспитательный процесс, в котором физическое раз­витие, техническую и тактическую подготовку занимающихся неразрывно связывают с воспитанием у них коммунистической нравственности и волевых качеств.

Педагогическая деятельность тренера не ограничивается узко специальными задачами воспитания    боксера.   Тренер   обязан видеть в каждом ученике молодого гражданина нашей Родины. Воспитание учеников в духе требований морального кодекса строителей коммунизма — гражданский долг тренера бокса, со­ветского педагога. Своим влиянием он должен содействовать успехам ученика в образовании, в производственной и общест­венной жизни.

Чтобы правильно, всесторонне решать задачи воспитания боксера, необходимо широко использовать различные формы и методы организации учебно-тренировочных занятий.

Тренер, обучая и тренируя боксера, обязан учитывать все стороны его воспитания.

Давая ученикам правильное представление о содержании бокса как спортивной дисциплины, о всем многообразии его технических средств в их взаимосвязи, тренер указывает пути тактического использования этих средств. Одновременно он зна­комит учеников с задачами обучения и тренировки и способами их реализации, с системой упражнений, их педагогической на­правленностью и т. п.

Тем самым тренер расширяет кругозор учеников, воспиты­вая у них сознательное отношение к изучаемому материалу. Раскрывая перед учениками пути развития их спортивных способностей, формируя их интерес к спорту, тренер воспитывает у них стремление к самосовершенствованию в избранном виде спорта. Разносторонняя образовательная и спортивная подготов­ленность как результат правильного обучения и воспитания — основа дальнейшего развития способностей боксера на пути к высшим спортивным достижениям.

Вся спортивная жизнь советского боксера проходит в коллек­тиве, и традиции, которые складываются в организованном и дисциплинированном советском спортивном коллективе, при ак­тивной руководящей роли тренера, положительно влияют на развитие каждого боксера. Коллектив требует от него мужества, активности и скромности, решительно осуждает эгоизм, грубость, самолюбование. В спортивном коллективе и с его по­мощью тренер может осуществить самые различные воспита­тельные задачи. Воспитание сознательной дисциплины, чувства долга, товарищества, гуманности способствует созданию друж­ного и крепкого коллектива, который, в свою очередь, положи­тельно действует на каждого его члена в отдельности.

Чувство товарищества, гордости за достоинство и спортивную, честь коллектива выражается у боксера в желании помочь това­рищам в обучении и тренировке. Чем крепче дружба и товари­щеская взаимопомощь, тем лучше результаты всей работы. Товарищеская этика заставляет каждого боксера быть сдержан­ным в тренировочном бою по отношению к более слабым парт­нерам. Корректность боксера в бою, дружеское отношение к товарищам по тренировке должно быть традиционным правилом каждого спортивного коллектива. Ни один боксер не должен забывать, что он прежде всего член коллектива.

Тренер, которому доверено спортивное воспитание молодежи, обязан широко понимать свою воспитательную роль, свою глав­ную цель — воспитание лучших черт и качеств советского пе­редового спортсмена.

Нравственное воспитание на основах коммунистической морали — важнейшая задача тренера. Нравственное воспитание должно получить конкретное выражение в поведении н поступ­ках ученика, в его общественной и личной жизни, в соревнова­ниях и на тренировке. Обучая боксеров технике, тактике и правилам боя, тренер не может ограничиваться формальным изло­жением спортивных требований и условностей бокса. Необходи­мо также раскрыть этическую сторону соревнований, разъяснить занимающимся, что правила боя — это спортивный закон, опре­деляющий поведение боксера в бою на ринге. Занимающиеся должны уяснить себе, что условности, ограничивающие действия боксера, введены в правила с целью охраны здоровья соревную­щихся, охраны чистоты спортивной техники. Спортивная чест­ность, строгость и точность в соблюдении правил боя, корректное отношение к противнику — отличительные черты советского бок­сера. Попытки одержать победу «любой ценой», выиграть бой неспортивными средствами чужды сознанию и моральным каче­ствам советского спортсмена.

Советский тренер обязан быть хранителем высоких традиций спортивной честности, справедливости и гуманности, всегда со­путствующих борьбе советских спортсменов за высокие спортив­ные достижения.

В своей педагогической работе тренер должен стремиться воспитывать волевых спортсменов, способных целесообразно дей­ствовать в суровых условиях соревнований по боксу.

Без сильной воли нельзя достигнуть высоких показателей в боксе. Успех в бою на ринге основывается на волевых усилиях боксера, на его стремлении преодолеть сопротивление против­ника.

Сила воли проявляется в бою на ринге в инициативности бок­сера, его мужестве, смелости, стремлении обострять бой, уверен­ности и решительности действий, стойкости, стремлении вести бой до конца, как бы трудно он ни сложился.

На воспитание волевых качеств боксера тренер должен обра­щать особое внимание. Следует прежде всего предложить зани­мающимся установить определенный режим дня в соответствии с их бытовыми условиями и характером работы, разъяснить, что здоровый режим необходим для успеха в спортивной и трудовой деятельности.

Ясно осознанная цель (добиться высоких спортивных дости­жений), соблюдение правильного режима, борьба с вредными привычками (курением, употреблением алкоголя и др.) содейст­вуют успеху воспитательной работы тренера и самовоспитанию ученика.

Своим поведением на занятиях — точностью, аккуратностью и требовательностью — тренер создает обстановку, располагаю­щую к внимательной, серьезной и вдумчивой работе; он вну­шает ученикам, что их спортивные успехи будут зависеть от тщательного изучения техники и тактики боя, от упорства и на­стойчивости в тренировке. Занятия должны быть интересными, содействующими активности и рабочему настроению учеников.

Основа воспитания воли боксера — его коммунистическая нравственность, ясность целей, которые он перед собой ставит, его убежденность в том, что его деятельность полезна не только ему лично, но и всему коллективу, обществу. Целенаправленная, принципиальная, деятельная и стойкая воля может воспитывать­ся только на основе высокой сознательности учеников. Воспи­тывать сознательность — важнейшая задача тренера. Только при этом условии оправдают себя отдельные педагогические приемы, направленные на укрепление воли, развитие способности к воле­вым усилиям.

В воспитании волевых усилий боксера необходима постепен­ность, подводящая учеников к сложным упражнениям, требую­щим больших усилий воли.

Воспитанию способности боксера к волевым усилиям отлично способствуют упражнения в условном бою. Этими упражнениями технические навыки боксера закрепляются в условиях боя.

Основным средством, с помощью которого проверяются и воспитываются волевые качества ученика, проявляющиеся в дей­ствии, служит вольный бой с партнером. Тренер должен ставить перед боксерами самые различные тактические задачи, которые боксеры должны самостоятельно разрешать в вольном бою.

Поставив перед боксером те или иные тактические задачи, тренер как бы обязывает его к волевым усилиям. Внимательно наблюдая за волевой стороной действий боксера в вольном бою, тренер должен замечать и оценивать, достаточно ли внимательно боксер ведет бой, понимает ли он обстановку, удачно ли выби­рает средства техники, не заторможены ли его действия страхом и боязнью.

Делая замечания во время боя, тренер побуждает боксера к уверенным, смелым и решительным действиям.

Воспитание способности боксера к волевым усилиям в самых различных условиях боя на ринге — постоянная задача тренера не только в курсе начального обучения, но и на всем последую­щем пути спортивного совершенствования боксера.

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..