|
|
содержание .. 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
Глава VIII
ТРЕНИРОВКА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
Спортивная тренировка — многолетний круглогодичный систематический процесс, направленный на достижение физического совершенства и высоких спортивных результатов путем воспитания и обучения. Процесс спортивной тренировки подчинен определенным принципам и проходит при соблюдении гигиенического режима, осуществлении врачебного и педагогического контроля. Цель тренировки — физическое совершенствование и достижение высоких спортивных результатов — осуществляется при помощи решения следующих задач: закрепления и совершенствования техники борьбы; совершенствования знаний, умений и навыков в тактике; развития физических качеств, повышения функциональных возможностей организма занимающихся и укрепления их здоровья; совершенствования морально-волевых качеств и психологической подготовленности; совершенствования теоретических знаний. Эти задачи осуществляются параллельно на протяжении всего года. В зависимости от периода и этапов подготовки, тренированности борцов, уровня мастерства спортсменов и ряда других факторов одним из них уделяется больше внимания, другим меньше. Каждая задача решается последовательно при постепенно возрастающих требованиях к занимающимся. Рост спортивных результатов и их стабильность достигаются путем систематической, методически правильно построенной тренировки.
ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПО БОРЬБЕ
Принцип всесторонности. Всесторонняя подготовка — основа для овладения подлинным мастерством в борьбе и достижения высоких спортивных результатов. Борцы должны иметь хорошее здоровье, широкие функциональные возможности организма, разностороннюю физическую подготовку, в совершенстве владеть разнообразной техникой и тактикой, обладать высокоразвитыми волевыми и моральными качествами; хорошо знать теорию борьбы. Разносторонне физически подготовленные борцы в сравнительно короткое время приобретают спортивную форму, более продолжительное время удерживают ее, легче переносят большие тренировочные и соревновательные нагрузки, их организм быстрее восстанавливается после них. Поэтому, совершенствуя хорошо развитые качества, борец должен особое внимание уделять отстающим и стремиться к гармоническому развитию всего тела. Наиболее успешно всестороннего развития и совершенствования можно достигнуть при условии занятий не только борьбой, но и различными общеразвиваю-щими упражнениями и упражнениями из других видов спорта. Принцип постепенности. Строгое выполнение этого принципа играет важную роль в развитии любого из физических качеств, в повышении функциональных возможностей организма, в совершенствовании техники и тактики борьбы, в воспитании воли. Принцип постепенности отвергает всякое «натаскивание» спортсмена, задачу в короткий срок во что бы то ни стало форсировать достижение поставленной цели. Методически правильное планирование тренировки предполагает постепенное увеличение и снижение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, а также постепенное усложнение задач и условий выполнения упражнений. Это не только обеспечивает непрерывный рост тренированности борца, но и способствует его спортивному долголетию. Резкое повышение нагрузки, не соответствующее степени тренированности, так же как и резкое снижение после интенсивной работы, отрицательно сказывается на общем состоянии организма борца. Объем и интенсивность нагрузки в течение спортивного года, тренировочного и недельного циклов, а также на протяжении одного занятия можно схематично представить себе в виде волнообразных кривых. Они постепенно поднимаются, затем удерживаются примерно на одном уровне и постепенно (но уже более круто, чем при подъеме) снижаются (схема 11).
Принцип индивидуализации. При определении степени нагрузки и трудности задания следует руководствоваться индивидуальными особенностями борца, его самочувствием в данный момент, тренированностью и задачами, стоящими перед ним. Наибольшего эффекта в процессе спортивной тренировки удается добиться в том случае, когда не только нагрузка, но и различные средства, методы и формы занятий подбираются в строгом соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Одно и то же задание (нагрузка) может быть под силу одному борцу и неосуществимо для другого. Всякое задание должно быть трудным и в то же время вполне доступным. Индивидуальный подход к занимающимся осуществляется преподавателем на основе знания особенностей своего ученика, данных врачебного контроля и самоконтроля борца.
содержание .. 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ..
|
|
|