ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 7

 

 

и транспортными ведомствами Австрии, 
Словакии и Украины продолжило работу 
над проектом создания нового евразий-
ского транспортного коридора путем 
продления ширококолейной железной 
дороги от г. Кошице до г. Братиславы 
с выходом на г. Вену
 и создания в рай-

оне Вены – Братиславы международного 
логистического центра. Одним из ключе-
вых мероприятий стало начало прохожде-
ния процедуры экологической эксперти-
зы в государственных и муниципальных 
органах Австрии и Словакии. Проведена 
подготовительная работа по организа-

ции финансирования проекта, в том 
числе на уровне акционеров совместного 
предприятия. Тесное взаимодействие 
с Австрией и Словакией в течение года 
позволило выйти на решение о подписа-
нии в 2019 году межправительственного 
соглашения по проекту. 

Инфраструктурные проекты за рубежом

В соответствии с поставленными на ито-
говом заседании правления ОАО «РЖД» 
2017 года задачами международным 
блоком холдинга «РЖД» решались 
вопросы реализации ранее начатых 
инфраструктурных проектов за рубежом 
(Сербия) и выхода на новые рынки (Ин-
дия, Куба
). 

В Сербии с опережением заданных 
темпов в 2018 году были завершены 
строительные работы на двух участках 
сербских железных дорог, что позволило 
открыть движение по линии Белград – 
Панчево и некоторым другим. Была 
полностью выполнена укладка пути 
на железнодорожном мосту через реку 
Дунай в г. Нови-Сад. 

ООО «РЖД Интернешнл» (дочернее 
общество ОАО «РЖД») приступило 
к возведению самых сложных объектов 
скоростной (до 200 км/ч) железнодо-
рожной магистрали Белград – Будапешт. 

Одновременно с этим прорабатывались 
возможное участие ООО «РЖД Интер-
нешнл» в проектах по созданию еди-
ного диспетчерского центра в Сербии
организация текущего содержания 
инфраструктуры железнодорожной сети 
страны и реализация новых проектов 
(участок Вальево – Врбница линии 
Белград – Бар, участок Ниш – Прешево 
европейского транспортного коридора X, 
строительство объездной железной 
дороги вокруг Белграда).

В течение 2018 года Компания укрепля-
ла свои позиции на крупном высококон-
курентном рынке Индии. В соответствии 
с контрактными условиями между 
ОАО «РЖД» и Индийскими железными 
дорогами завершен первый этап разра-
ботки технико-экономического обоснова-
ния реализации скоростного сообщения 
(до 200 км/ч) на железнодорожной 
линии Нагпур – Секундерабад (Индия). 
В 2019 году планируется завершить ТЭО 

проекта повышения скоростей на указан-
ной линии.

В Армении десятилетие концессионного 
договора ЗАО «ЮКЖД» с ОАО «РЖД» 
было отмечено ростом перевозок грузов 
и запуском пассажирских перевозок 
на маршруте Ереван – Гюмри электропо-
ездом российского производства. 

Холдинг «РЖД» вышел на рынок Кубы 
с полностью сформированным совре-
менным комплексным проектом рекон-
струкции железных дорог. В 2019 году 
планируется подписать контракт 
и межправительственное соглашение 
по проекту. 

На азиатском направлении прораба-
тывались условия выхода холдинга 
«РЖД» на инфраструктурный рынок 
Вьетнама. Совместно с вьетнамски-
ми партнерами детально обсуждался 
проект строительства линии «легкого 

ПЕРЕВЕЗЕНО ПО ЭЛЕКТРОННЫМ НАКЛАДНЫМ 

В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ В 2018 ГОДУ

> 1

млн вагонов

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

98

/99

метро» в г. Хошимине с ее продлением 
до нового аэропорта Лонгхань. В сентяб-
ре подписано рамочное соглашение 
о партнерстве по реализации проекта 
между ООО «РЖД Интернешнл» и груп-
пой вьетнамских инвесторов.

В целях продвижения проектных инициа-
тив на Африканском континенте и ни-
велирования возможных экономических 
рисков в конце ноября подписан трехсто-
ронний меморандум о сотрудничестве 
с Африканским экспортно-импортным 

банком и АО «Российский экспортный 
центр». Проектные предложения поступа-
ли из ЮАР, Ганы, Нигерии и других стран.

Взаимодействие с международными организациями

В рамках Организации сотрудничества 
железных дорог (ОСЖД)
 продолжилась 
работа по принятию текста Конвенции 
о прямом международном железнодо-
рожном сообщении. С ее принятием 
ОАО «РЖД» и его клиенты как право-
применители получат возможность 
осуществлять международные желез-
нодорожные перевозки грузов и пасса-
жиров на евро-азиатском пространстве 
на основе единого документа.

Согласованы изменения и дополнения 
в Соглашение о международном гру-
зовом железнодорожном сообщении 
(СМГС) 
с вводом в действие с 1 июля 
2018 года. В 2018 году были также под-
готовлены изменения в СМГС, связанные 
с рассмотрением претензий по пере-
возкам с применением электронных 
документов, с датой вступления в силу 
с 1 июля 2019 года. Принятые изменения 
создают дополнительные условия для пе-
рераспределения грузопотоков с других 
видов транспорта на железнодорожный.

Продолжена работа по расширению 
географии применения унифицирован-
ной накладной ЦИМ/СМГС
. Во взаи-
модействии с DB Cargo AG по данной 
электронной накладной осуществлялись 
перевозки грузов из Калининградской 
области через Польшу в Германию.

Проводилась ревизия Соглашения 
о меж дународном пассажирском сооб-
щении. С 1 февраля 2018 года вступили 
в силу изменения и дополнения в До-
говор о Правилах о расчетах в между-
народном пассажирском и грузовом 
железнодорожном сообщении, направ-
ленные на создание условий участия 
в нем нескольких сторон от одной 
страны. 

Одно из важнейших направлений дея-
тельности ОСЖД – координация действий 
железнодорожных компаний и их клиен-
тов по согласованию объемов экспортных, 
импортных и транзитных грузов по всем 
пограничным переходам России, Китая, 
Монголии, Казахстана, Вьетнама, КНДР. 
Итогом этой работы в 2018 году стало от-
крытие новых маршрутов для транзитных 
контейнерных перевозок через Монголию 
и пограничные станции Калининградской 
области, а также маршрутов Китай – Гер-
мания, Китай – Голландия и др. 

В рамках сотрудничества ОСЖД 
и Международного союза железных 
дорог (МСЖД)
 в 2018 году подписано 
соглашение о переработке совместных 
памяток ОСЖД/МСЖД в междуна-
родные технические решения с целью 
их дальнейшей передачи в Междуна-
родную организацию по стандартизации 
(ИСО) и Международную электротехниче-
скую комиссию (МЭК) для оформления 
в качестве международных стандартов. 

В рамках Комитета по внутреннему 
транспорту Европейской эконо-
мической комиссии ООН
 (далее – 
КВТ ЕЭК ООН) завершена многолетняя 
работа по согласованию текста Конвенции 
об облегчении условий пересечения госу-
дарственных границ при международной 
железнодорожной перевозке пассажиров, 
багажа и товаробагажа, подготовленной 
по инициативе ОАО «РЖД». Текст конвен-
ции принят на 81-й сессии КВТ ЕЭК ООН 
(19–22 февраля 2019 года, Женева) 
и будет открыт для подписания странами. 
С вступлением в силу данный документ 
создаст действенный механизм пересече-
ния границ с сохранением эффективности 
проведения государственного контроля, 
удобства, комфорта и высокого качества 
обслуживания пассажиров при сокраще-
нии времени следования поездов.

В 2018 году холдинг «РЖД» продолжил 
активное взаимодействие на площадке 
МСЖД по целому ряду направлений, 
включая развитие высокоскоростного 
сообщения, безопасность движения, 
стандартизацию, применение цифровых 
технологий, энергоэффективность, повы-
шение профессиональных компетенций.

Реализована программа председатель-
ства генерального директора – предсе-
дателя правления ОАО «РЖД» О. В. Бе-
лозёрова в Азиатско-Тихоокеанской 
региональной ассамблее МСЖД

Внедрена система управления качеством 
(QMS) и разработаны критерии отбора 
проектов, значительно активизировалось 
взаимодействие с международными ор-
ганизациями, в том числе системы ООН, 
и финансовыми институтами. Реализо-
ваны задачи, связанные с обеспечением 
безопасности железных дорог от актов 
незаконного вмешательства.

INTERTRAN, совместный проект МСЖД 
и Экономической и социальной комис-
сии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), 
был инициирован ОАО «РЖД» и нацелен 
на повышение объемов и качества сер-
виса мультимодальных перевозок грузов 
с применением безбумажного документо-
оборота. 

Безбумажная технология перевоз-
ки грузов
 применялась на практике 
в 2018 году с белорусскими, казахстан-
скими и финскими перевозчиками. 
По электронным юридически значимым 
накладным было перевезено более 
1 млн вагонов.

Получили дальнейшее развитие элект-
ронные перевозки по транзитным 
коридорам. В дополнение к транзитно-
му коридору Калининградская область 
Российской Федерации – Литва – Бела-
русь – Россия добавились направления 

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Латвия – Беларусь – Россия и Литва – 
Беларусь – Россия – Казахстан. В кон-
це мая 2019 года планируется начать 
электронные перевозки порожних вагон-
ов между Монголией и Россией.

Завершилась подготовка к ввозу грузов 
по электронным накладным с электрон-
ной подписью с последующим оформ-
лением электронной транзитной тамо-
женной декларации. В 2019 году должны 
начаться опытные перевозки на пилотном 
направлении в сообщении с Финляндией.

Кроме этого, в сентябре 2018 года 
на площадке ШОС был создан меха-
низм регулярных встреч глав желез-
нодорожных администраций стран – 
членов организации. В 2019 году 
проведение встречи запланировано 
в Казахстане.

XXII Петербургский международный  
экономический форум

Успешно завершилось участие делегации 
ОАО «РЖД» под руководством генераль-
ного директора – председателя правления 
ОАО «РЖД» О. В. Белозёрова в XXII Петер-
бургском международном экономическом 
форуме (24–26 мая 2018 года). На полях 
форума подписано более десяти согла-
шений и меморандумов, направленных 
на расширение взаимодействия в раз-

личных сферах деятельности, например 
по созданию современного подвижного 
состава (с компаниями Siemens и «Сина-
ра»), в области медицинской реабилита-
ции (с французской компанией Orpea), 
профилактики и реагирования на угрозы 
инфекционных болезней за рубежом 
(с Роспотребнадзором).

Как сопредседатель Делового совета 
России и Франции О. В. Белозёров 
выступил на бизнес-диалоге в присут-
ствии глав двух государств, В. В. Путина 
и Э. Макрона. Были затронуты вопросы 
взаимовыгодного трансфера технологий, 
привлечения инвестиций в развитие 
бизнеса, а также перспективы двусто-
роннего сотрудничества при построении 
промышленности будущего, развития 
цифровой экономики и создания совре-
менной инфраструктуры. 

Состоялись продуктивные переговоры 
с представителями правительств Казах-
стана, Индии, Кубы, руководством ряда 
ведущих промышленных и транспортных 
компаний, банков и фондов Европы.

Выставка InnoTrans 2018 и Саммит лиде-
ров железнодорожной отрасли

В сентябре 2018 года делегация 
ОАО «РЖД» под руководством генераль-
ного директора – председателя правле-

ния О. В. Белозёрова приняла участие 
в выставке транспортной техники и тех-
нологий InnoTrans 2018 в Берлине.

В рамках саммита глава ОАО «РЖД» 
провел ряд рабочих встреч с зарубежными 
партнерами – руководителями компаний 
Alstom, Siemens, Deutsche Bahn и Нацио-
нальной компании французских железных 
дорог SNCF по вопросам сотрудничества 
и реализации перспективных проектов. 

Значительным шагом в укреплении 
партнерства с французскими коллегами 
стало подписание плана мероприятий 
по развитию двустороннего сотрудниче-
ства в области пассажирских и грузовых 
перевозок, инфраструктурных проектов, 
в том числе в третьих странах, развития 
вокзальных комплексов, подготовки 
кадров, обмена опытом и проведения 
научных исследований. 

Совместно с Siemens AG, АО «Группа Си-
нара» и Siemens Mobility GmbH подписано 
соглашение о расширении парка высоко-
скоростных поездов холдинга «РЖД».

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

100

/101

Безопасность движения

Общие положения

Стратегия гарантированной безопас-
ности и надежности перевозочного 
процесса в холдинге «РЖД» формирует 
общеприменяемые принципы на основе 
менеджмента безопасности и культу-
ры безопасности движения. Результат 
реализации стратегии – повышение 
надежности и функциональной безопас-
ности технических средств, снижение ве-
роятности транспортных происшествий 
и в конечном итоге достижение целевых 
показателей безопасности движения 
всеми производственными комплексами 
и холдингом «РЖД» в целом.

Для перехода к более высокому уровню 
развития в отношениях с государством, 
обществом, партнерами и работниками 
Холдинга в области безопасности дви-
жения определены следующие цели:

 

обеспечение сохранности жизни и здо-
ровья людей;

 

обеспечение заданного уровня безо-
пасности движения, соответствующего 
международным и национальным 
требованиям;

 

обеспечение сохранности грузов, 
подвижного состава, объектов инфра-
структуры;

 

минимизация последствий от транс-
портных происшествий.

Цель ОАО «РЖД» достигается решени-
ем следующих задач:

 

реализация системы допуска к инфра-
структуре ОАО «РЖД»;

 

приведение инфраструктуры 
ОАО «РЖД» в соответствие с требова-
ниями правил технической эксплуа-
тации;

 

управление рисками в области обеспе-
чения безопасности движения;

 

развитие культуры безопасности дви-
жения в Холдинге.

Основными направлениями совер-
шенствования системы управления 
безопасностью движения являются:

 

координация взаимодействия между 
всеми функциональными филиалами, 
их структурными подразделениями 
и дочерними обществами, участвую-
щими в перевозочном процессе, на ос-
нове единых подходов к управлению 
процессами, связанными с безопасно-
стью движения;

 

реализация подходов и требований, 
гармонизированных с международны-
ми стандартами;

 

поддержание позитивного уровня 
культуры безопасности движения 
через осознание работниками Холдин-
га важности и социальной ответ-

ственности при выполнении работ, 
влияющих на безопасность движения, 
с синхронной интеграцией обяза-
тельных и неукоснительных правил 
поведения во все производственные 
процессы;

 

совершенствование нормативной 
базы.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Итоги 2018 года

В 2018 году количество транспортных 
происшествий и иных событий, допущен-
ных на инфраструктуре железнодорож-
ного транспорта ОАО «РЖД», снизилось 
к уровню 2017 года на 16 % (до 3 119 со-
бытий, против 3 707 в 2017 году), в том 
числе допущенных по вине холдинга 
«РЖД», – на 14 % (до 1 347 событий, 
против 1 575 годом ранее). Снизить ава-
рийность удалось благодаря риск-ори-
ентированному подходу к контрольным 
мероприятиям с учетом ранжирования 
участников транспортного рынка по груп-

Количество нарушений безопасности 
движения на инфраструктуре 
ОАО «РЖД»

пам эксплуатационного риска, а также 
реализации дорожной карты по обеспе-
чению функциональной безопасности 
движения в холдинге «РЖД», в которой 
определены общие методы и требования 
к управлению безопасностью движе-
ния на инфраструктуре ОАО «РЖД», 
включающие в себя активные профи-
лактические мероприятия по снижению 
аварийности.

Показатель безопасности движения 
по холдингу «РЖД» в 2018 году составил 
0,98 нарушения безопасности движения 
на 1 млн поездо-км. Это на 23 % лучше 
планового целевого показателя (1,28) 
и на 16,5 % лучше показателя 2017 года 
(1,17). Таких результатов удалось достичь 
за счет контроля соблюдения участни-
ками процесса нормативных правил 
и применения прогрессивных методов 
управления безопасностью.

Объем затрат по инвестиционному про-
екту «Повышение безопасности движе-
ния» за 2018 год составил 3,5 млрд руб. 
(+12 % к показателю 2017 года). 
В 2019 году в рамках проекта предусмо-
трено выполнение работ по оснащению 
инфраструктуры ОАО «РЖД» современ-
ными инновационными техническими 
средствами:

 

постами автоматизированного приема 
и диагностики подвижного состава 
на сортировочных станциях;

 

комплексами технических средств 
повышения безопасности движения 
на железнодорожном переезде; 

Транспортные происшествия 
и иные события на инфраструктуре 
ОАО «РЖД»

В том числе по вине ОАО «РЖД»

2014

2015

2016

2017

2018

 3 119   

 5 048   

 3 707   

 8 521   

 4 693   

 1 347   

 1 770   

 1 575   

 2 857   

 1 613   

 

автоматизированными системами 
осмотра поездов и вагонов с лазерны-
ми сканерами; 

 

системами визуального контроля 
основных технических характеристик 
подвижного состава «Техновизор».

Профилактические мероприятия 
внутреннего контроля по безопасности 
движения в 2019 году будут организо-
ваны на основе дифференцированного 
подхода в зависимости от степени риска 
и фактического состояния безопасности. 
В перспективе до 2021 года заплани-
ровано сокращение доли плановых меро-
приятий по контролю до 20 % от общего 
числа. Этот подход основан на Дорожной 
карте развития контрольно-ревизионной 
деятельности по безопасности движения 
в холдинге «РЖД» до 2020 года.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

102

/103

Инвестиционная деятельность

Развитие и обновление инфраструкту-
ры железнодорожного транспорта – не-
обходимое условие сбалансированного 
экономического развития страны, 
формирования внутренней производ-
ственной базы, реализации промыш-
ленного потенциала, расширения 
внешнеэкономических связей и обес-
печения целостности и безопасности 
государства. Реализация инвестици-

онной программы – один из способов 
достижения стратегических целей 
и задач холдинга «РЖД». 

Помимо комплексных проектов раз-
вития железнодорожной инфраструк-
туры предусматривается обновление 
инфраструктуры и подвижного состава. 
Проекты обновления инфраструктуры 
сформированы с учетом необходимости 

обеспечения устойчивости перевозочно-
го процесса, снижения износа основных 
фондов, а также выполнения требований 
законодательства. Параметры обнов-
ления тягового подвижного состава 
сформированы с учетом актуализирован-
ного баланса парка в целях обеспечения 
перевозки прогнозируемых объемов 
грузов по базовому варианту Долгосроч-
ной программы развития ОАО «РЖД» 
до 2025 года.

Подходы к формированию инвестиционной программы

При формировании инвестиционной 
программы применяются следующие 
основные критерии:

 

обеспечение устойчивости перевозоч-
ного процесса;

 

включение в инвестиционную про-
грамму максимально эффективных 
проектов с точки зрения коммерче-
ской и бюджетной эффективности;

 

минимизация нагрузки на федераль-
ный бюджет в части финансирования 
инвестиционных проектов.

По всем инвестиционным проектам 
рассчитаны показатели коммерческой 
и бюджетной эффективности. Проведено 
ранжирование проектов по методике 
«выгоды/затраты» (анализ cost/benefit).

Оценка показателей коммерческой 
эффективности проектов выполняется 
на основе расчета чистого денежного по-
тока от инвестиционной и операционной 
деятельности. Показатели коммерческой 

эффективности учитывают финансовые 
последствия для участника, реализующе-
го инвестиционный проект, в предполо-
жении, что он производит необходимые 
для реализации проекта затраты и поль-
зуется всеми его результатами.

Кроме того, в основу оценки коммерче-
ской эффективности инвестиционного 
проекта положены следующие принципы:

 

инвестиционный проект рассматрива-
ется на протяжении всего расчетного 
периода (в среднем расчетный период 
принимается равным 30 годам);

 

моделирование денежных потоков, 
включающих все связанные с осу-
ществлением проекта денежные 
поступления и расходы за расчетный 
период. Эти потоки отражают (в фор-
ме денежных поступлений и расходов) 
изменение всех результатов и затрат 
проекта за расчетный период;

 

учет фактора времени (динамичность, 
изменение во времени параметров 

проекта, дисконтирование денежных 
потоков);

 

период планирования денежных пото-
ков по проекту принят равным годово-
му значению (все значения приведены 
к концу соответствующего года).

Расчет бюджетной эффективности про-
ектов осуществляется на основе сопо-
ставления притоков денежных средств 
в бюджетную систему Российской Феде-
рации (налоговых платежей, таможен-
ных и страховых сборов), возникающих 
в результате развития железнодорожной 
инфраструктуры, с объемом инвестици-
онных затрат, финансируемых за счет 
средств государственной поддержки.

В 2018 году в ОАО «РЖД» в соответ-
ствии с распоряжением Правительства 
Российской Федерации от 29 декабря 
2017 года № 2991-р проведена работа 
по формированию единых методических 
рекоменаций по оценке эффективности 

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Ключевые результаты инвестиционной деятельности в 2018 году

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» 
на 2018 год утверждена советом дирек-
торов ОАО «РЖД» (протокол от 20 ноября 
2018 года № 4).

Плановый объем инвестиционной 
программы Компании на 2018 год 
составил 547,4 млрд руб. Фактические 
расходы на инвестиционную программу 
составили 530 млрд руб. (в том числе 
за счет капитализируемых процентов – 
14,6 млрд руб.), из них:

 

за счет собственных средств 
ОАО «РЖД» – 460,4 млрд руб.;

 

за счет средств государственной под-
держки – 66,7 млрд руб.;

 

за счет средств, привлеченных 
на реализацию мероприятий по при-
соединению инфраструктуры необ-
щего пользования к инфраструктуре 
ОАО «РЖД», – 2,9 млрд руб.

Из общего объема выполненных затрат 
162,8 млрд руб. приходится на проекты, 
связанные с выполнением поручений 
Президента и Правительства Российской 
Федерации, и 367,2 млрд руб. – на про-
екты ОАО «РЖД».

Структура инвестиционной программы 
Компании предусматривает семь основ-
ных разделов:

 

проекты, связанные с выполнением по-
ручений Президента и Правительства 
Российской Федерации;

 

проекты развития железнодорожной 
инфраструктуры;

 

обеспечение безопасности;

 

снятие инфраструктурных ограничений;

 

повышение транспортной доступности;

 

обновление подвижного состава;

 

прочие проекты.

ФАКТИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ 

НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ 

ПРОГРАММУ ОАО «РЖД»

530

млрд руб. 

реализации инвестиционных проектов. 
Методика разработана с учетом ключе-
вых подходов и инструментов по оценке 
коммерческой, бюджетной и социальной 

эффективности, ранее применявшихся 
в Компании на основе рекомендаций, 
подготовленных федеральными органа-
ми исполнительной власти. Сбаланси-

рованными критериями эффективности 
инвестиционных проектов могут счи-
таться срок окупаемости не выше 20 лет 
и IRR не ниже 10 %. 

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

104

/105

Проекты, связанные с выполнением поручений Президента 

и Правительства Российской Федерации

Развитие Центрального транспортного 
узла 

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
50,1 млрд руб. (в том числе за счет 
средств федерального бюджета – 
16,2 млрд руб.).

Развитие Центрального транспортного 
узла направлено на решение проблемы 
транспортного обеспечения населе-
ния в связи с прогнозируемым ростом 
пассажиропотока, сокращение времени 
в пути и создание комфортных условий 
для пассажиров. Это позволит частично 
разгрузить автомобильные магистрали 
Москвы и Московской области, метропо-
литен и головные вокзалы, а также улуч-
шить обслуживание пассажиров, в том 
числе с ограниченной мобильностью. 

Продолжаются работы по развитию 
радиальных направлений (Ярославское, 
Горьковское, Смоленское, Киевское), 
строительству новых остановочных пунк-
тов Остафьево на Курском направлении 
Московской железной дороги и Ховри-
но-2 на Октябрьской железной дороге, 
интеграции остановочных пунктов ра-
диальных направлений с МЦК. Ведутся 
работы в рамках проектов «Организация 
движения поездов на МЦК с четы-
рехминутным интервалом в час пик» 
и «Строительство железнодорожной 
линии к Северному терминалу аэропорта 
Шереметьево».

Начата реализация первого этапа разви-
тия диаметральных маршрутов МЦД-1 
Одинцово – Лобня и МЦД-2 Нахабино – 
Подольск.

Модернизация железнодорожной 
инфраструктуры Байкало-Амурской 
и Транссибирской железнодорожных 
магистралей с развитием пропускных 
и провозных способностей

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
48,5 млрд руб.

Проект предполагает снятие инфраструк-
турных ограничений на БАМе и Транссибе 
для вывоза с основных месторождений 
Восточного полигона дополнительных 
грузов. Полная реализация проекта по-
зволит увеличить провозную способность 
магистралей до 180 млн т к 2024 году 
и до 210 млн т к концу 2025 года. 

В результате выполнения в 2018 году 
мероприятий по развитию железно-
дорожной инфраструктуры на участке 
Хани – Тында провозная способность 
увеличилась с 12,2 млн до 13,1 млн т 
в год, на участке Улак – Февральск про-
пускная способность увеличилась с 18 
до 20 пар поездов в сутки, провозная 
способность – с 15,3 млн до 18,6 млн т 
в год, на участке Комсомольск-Сорти-
ровочный – Ванино пропускная спо-
собность увеличилась с 29 до 31 пары 
поездов в сутки, провозная способ-
ность – с 34 млн до 37,1 млн т в год, 
на участке Тында – Бамовская про-
пускная способность увеличилась с 16 
до 19 пар поездов в сутки, провозная 
способность – с 10,9 млн до 15,6 млн т 
в год,  на участке Хабаровск – Уссурийск 
провозная способность увеличилась 
с 88,4 млн до 91 млн т в год.

Развитие и обновление 
железнодорожной инфраструктуры 
на подходах к портам Азово-
Черноморского бассейна

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
39,9 млрд руб. (в том числе за счет 
средств федерального бюджета – 
21,7 млрд руб.).

В 2018 году было построено 90,7 км 
вторых путей

1

. Объемы перевозок грузов 

в адрес портов Азово-Черноморского 
бассейна в 2018 году составили 84 млн т, 
что соответствует плановым показателям. 
Реализация проекта будет продолжена 
для достижения целевого показателя 
объема перевозок до уровня 125,1 млн т 
к 2020 году.

Развитие и обновление 
железнодорожной инфраструктуры 
на подходах к портам Северо-Западного 
бассейна

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
15,5 млрд руб.

В рамках достижения целевых показа-
телей по проекту в 2018 году:

 

завершена реконструкция искусствен-
ных сооружений на 279 км, 266 км 
на направлении Дмитров — Сонково — 
Мга; 

 

реконструированы ст. Волховстрой-1 
Октябрьской железной дорогии 
и ст. Данилов Северной железной 
дороги; 

 

продолжена комплексная рекон-
струкция участка Мга — Гатчина — 
Веймарн — Ивангород и подходов 

Это комплексные инфраструктурные проекты, источниками финансирования которых 
являются как средства ОАО «РЖД», так и средства федерального бюджета и бюджета 
субъекта Федерации.

В том числе на перегонах Абганерово — Гнилоаксайская  (22,3 км), Гашун — Зимовники (23 км), Развильная — Песчанокопская (16,7 км),  

Полтавская — Протока (этап 2.1: Полтавская — ПК 418 (8,9 км)), Маныч — Шаблиевская (9,6 км), разъезд Козырьки  (10,2 км).

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

к портам на южном берегу Финского 
залива;

 

обеспечен ввод в эксплуатацию 
тяговых подстанций на ст. Ульяновка, 
Владимирская;

 

завершено строительство вторых путей 
на участке Выборг – Попово (3,5 км).

Все это позволило повысить весовые 
нормы составов и провозную спо-
собность инфраструктуры полигона 
в 2018 году до 147 млн т в год с уче-
том вождения тяжеловесных поездов 
(+9 млн т в год к показателю 2017 года). 
Пропускная способность достигла 
120 пар поездов в сутки (+5 пар поездов 
в сутки к показателю 2017 года). 

Комплексное развитие участка 
Междуреченск – Тайшет Красноярской 
железной дороги

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
3,7 млрд руб. (в том числе за счет средств 
федерального бюджета – 2,5 млрд руб.).

В 2018 году был осуществлен ввод четного 
парка на ст. Иланская (увеличение про-
пускной и перерабатывающей способно-
сти станции – введено в эксплуатацию 
8,4 км станционных путей) и второго 
Джебского тоннеля на перегоне Джебь – 
Щетинкино для расшивки самого узкого 
места на участке Курагино – Саянская. 
После ввода в эксплуатацию смежного 
объекта – второго пути на перегоне Джебь 
– Щетинкино – в 2019 году пропускная 
способность участка Курагино – Саянская 
возрастет на шесть пар поездов в сутки 
(до 37 пар поездов).

Строительство высокоскоростной 
железнодорожной магистрали Москва – 
Казань

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
1,9 млрд руб. (в том числе за счет 
средств федерального бюджета – 
0,1 млрд руб.).

В 2018 году по данному проекту завер-
шены разработка проектно-сметной 
документации и инженерные изыскания. 
Получено положительное заключение 
государственной экспертизы проектной 
документации и результатов инженер-
ных изысканий на участке Владимир – 
Нижний Новгород.

Строительство железнодорожной линии 
Прохоровка – Журавка – Чертково – 
Батайск  
(новая железнодорожная линия 
на направлении Журавка – Миллерово)

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
1,7 млрд руб.

В предыдущий год было завершено строи-
тельство двухпутной электрифицирован-
ной железной дороги (137,5 км) на участке 
Журавка – Миллерово, линия была откры-
та для постоянной эксплуатации.

В 2018 году завершены работы 
по оформлению исходно-разрешитель-
ной документации.

Строительство западного обхода 
Саратовского узла Приволжской 
железной дороги  
с усилением железнодорожного участка 
Липовский – Курдюм

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
0,9 млрд руб.

Основная цель данного проекта – разви-
тие железнодорожной инфраструктуры 
для создания провозной способности 
на подходах к Саратовскому узлу и обеспе-
чения перевозки дополнительного объема 
грузов к уровню 2015 года в размере 
не менее 49,2 млн т. Эти работы дополня-
ют проект «Развитие и обновление желез-
нодорожной инфраструктуры на подходах 
к портам Азово-Черноморского бассейна». 
В 2018 году осуществлялась разработка 
проектной документации.

Усиление железнодорожной 
инфраструктуры на Северной 
и Свердловской железных дорогах 
для пропуска дополнительного 
грузопотока в рамках проекта 
по созданию Северного широтного хода

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
0,6 млрд руб.

Реализация проекта осуществляется 
в соответствии с поручениями Прези-
дента Российской Федерации В. В. Пу-
тина от 4 марта 2015 года № Пр-359, 
от 9 июня 2015 года № Пр-1153, от 6 ок-
тября 2015 года № Пр-2070.

Цель проекта – создание железнодорож-
ного широтного направления, соединяю-
щего Северную и Свердловскую железные 
дороги, как элемента единой Арктической 
транспортной системы и инфраструктуры. 
Проект должен сократить протяженность 
транспортных маршрутов от месторожде-
ний в северных районах Западной Сибири 
до портов Балтийского, Белого, Баренце-
ва и Карского морей и способствовать 
развитию Арктической зоны Российской 
Федерации.

В 2018 году в целях реализации дан-
ного проекта подписано концессион-
ное соглашение между Росжелдором 
и ООО «СШХ».

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ 

ПО ПРОЕКТАМ, СВЯЗАННЫМ 

С ВЫПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЙ 

ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 

В 2018 ГОДУ  

162,8

млрд руб.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

106

/107

Это приоритетные проекты, требую-
щие опережающего финансирования 
для обеспечения прогнозируемых 
объемов грузовых и пассажирских пе-
ревозок. По данным проектам затраты 
в 2018 году составили:

 

2,1 млрд руб. по проекту «Модерниза-
ция БАМа и Транссиба (второй этап)»;

 

0,7 млрд руб. по проекту «Электрифи-
кация участка Ртищево – Кочетовка»;

 

0,7 млрд руб. по проекту «Электрифи-
кация направления Ожерелье – Узло-
вая – Елец (специализация под пасса-
жирское движение)»;

В 2018 году мероприятия по проектам 
«Транспортная безопасность» и «Транс-
портная безопасность инфраструктурных 
проектов» выполнялись согласно требо-
ваниям законодательства Российской 
Федерации о транспортной безопасно-
сти (Федеральный закон от 9 февраля 
2007 года № 16-ФЗ, постановление 
Правительства Российской Федерации 
от 26 апреля 2017 года № 495). 

По инвестиционному проекту «Транспорт-
ная безопасность» завершены меро-
приятия по подготовке к проведению 
Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™ 
и XXIX Всемирной зимней универсиады 
2019 года в Красноярске, дооснащен тех-
ническими средствами охраны участок 
Гаврилово – Бусловская (108–156 км) 
направления Санкт-Петербург – Хельсин-
ки, завершен монтаж системы DWDM 

 

0,9 млрд руб. по проекту «Увеличение 
пропускной способности участка Ар-
тышта – Междуреченск – Тайшет»;

 

1 млрд руб. по проекту «Строительство 
железнодорожной линии Селихин – 
Ныш с переходом пролива Невельского»;

 

0,2 млрд руб. по проекту «Развитие 
направления Пермь – Соликамск»;

 

0,1 млрд руб. по проекту «Развитие 
Пермского железнодорожного узла 
со строительством мостового перехода»;

 

0,1 млрд руб. по проекту «Восстанов-
ление железнодорожного участка 

направления Санкт-Петербург-Финлянд-
ский – Бусловская (0–156 км). 

По проекту «Транспортная безопасность 
инфраструктурных проектов» выпол-
нены проектно-изыскательские рабо-
ты по строительству инфраструктуры 
запретных зон с оснащением техниче-
скими средствами обеспечения транс-
портной безопасности на четырех мо-
стах, расположенных на участке в обход 
Украины, и пяти объектах в обход 
Краснодара. 

По проекту «Повышение безопасности дви-
жения» в 2018 году оборудовано устрой-
ствами заграждения 19 железнодорожных 
переездов, установлено 97 устройств 
контроля подвижного состава на ходу по-
езда и 93 предохранительных устройства, 
исключающих самопроизвольный выход 

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ 

ПО ПРОЕКТАМ РАЗВИТИЯ 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ 

ИНФРАСТРУКТУРЫ В 2018 ГОДУ

5,9

млрд руб.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ 

ПО ПРОЕКТАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

БЕЗОПАСНОСТИ В 2018 ГОДУ

92,8

млрд руб.

Проекты развития железнодорожной инфраструктуры

Обеспечение безопасности 

подвижного состава на маршруты приема 
(отправления) поездов.

По проекту «Реконструкция и строитель-
ство объектов технологического и комму-
нального назначения» установлена 21 си-
стема очистки питьевой воды, введено 
шесть котельных (перевод с мазута на газ) 
и реконструированы сети теплоснабжения. 
Это позволило сократить эксплуатацион-
ные расходы на топливно-энергетические 
ресурсы.

Морозовская – Волгодонская Северо-
Кавказской железной дороги».

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

В данную категорию проектов входят 
работы по:

 

строительству вторых путей;

 

удлинению станционных путей;

 

развитию железнодорожных узлов 
и пограничных станций;

 

развитию сортировочных станций;

 

строительству и реконструкции искус-
ственных сооружений;

 

реконструкции железнодорожного 
пути, модернизации железнодорож-
ной инфраструктуры о. Сахалин;

 

развитию участка Тобольск – Сургут – 
Коротчаево;

 

восстановлению объектов железно-
дорожного транспорта в Чеченской 
Республике. 

Реконструкция  
железнодорожного пути 

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
106,6 млрд руб.

В 2018 году завершены ремонтные ра-
боты

1

 на 4,7 тыс. км железнодорожного 

пути, что соответствует плановым пара-
метрам. Основные работы выполнялись 
на полигонах Дальневосточной, Восточ-
но-Сибирской, Забайкальской и Октябрь-
ской, Западно-Сибирской и Московской 
железных дорог. 

Модернизация железнодорожной 
инфраструктуры о. Сахалин 

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
5,3 млрд руб.

В соответствии с первоначальными 
плановыми показателями в 2018 году 
предполагалось выполнить укладку 
51,6 км рельсошпальной решетки 
на совмещенной трехниточной шпале, 
развернуть строительно-монтажные ра-
боты по реконструкции 53 искусственных 
сооружений. По итогам работы выпол-
нена укладка 60,1 км рельсошпальной 
решетки на совмещенной трехниточной 
шпале. 

Развитие участка  
Тобольск – Сургут – Коротчаево 

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
3,3 млрд руб.

В 2018 году введено в эксплуатацию:

 

45,8 км путей, из них 26,2 км главных; 

 

142 комплекта стрелочных переводов. 

Все это позволяет полностью обеспечить 
перевозки железнодорожным транс-
портом продукции ПАО «НОВАТЭК» 
со ст. Лимбей

2

.

Восстановление объектов 
железнодорожного транспорта 
в Чеченской Республике

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
0,4 млрд руб.

По итогам работы за год достигнуты 
запланированные ключевые показатели 
эффективности, а именно: восстановле-
на линия продольного электроснабжения 
на участках Шелковская – Каргинская, 
Каргинская – Кизляр общей протяженно-
стью 54 км, в том числе восстановлено 
освещение на пяти переездах.

Строительство вторых путей, удлинение 
станционных путей, развитие 
железнодорожных узлов и пограничных 
станций

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
3,5 млрд руб.

Цель проекта – увеличение пропускных 
и перерабатывающих способностей 
основных направлений сети железных 
дорог для пропуска грузовых поездов 
унифицированного веса 6,3 тыс. т и дли-
ны в 71 условный вагон.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ 

ПО ПРОЕКТАМ СНЯТИЯ 

ИНФРАСТРУКТУРНЫХ 

ОГРАНИЧЕНИЙ В 2018 ГОДУ

130,8

млрд руб.

Снятие инфраструктурных ограничений

Развитие сортировочных станций

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
2,8 млрд руб.

Цель проекта – путевое развитие и ком-
плексное оборудование сортировочных 
станций устройствами механизации 
и системами автоматизации основных 
технологических процессов, направлен-
ных на увеличение перерабатывающей 
способности станций. 

Строительство и реконструкция 
искусственных сооружений

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
7,7 млрд руб.

В рамках реализации проекта осуществ-
ляется строительство и реконструкция мо-
стов и тоннелей, в том числе пешеходных.

Подготовка строительства. 
Проектирование будущих периодов

Инвестиционные расходы в 2018 году – 
1,2 млрд руб.

В рамках проекта в 2018 году в уста-
новленном порядке осуществлялась 
разработка обоснований инвестиций 
в строительство, а также проектной 
документации на проекты по развитию 
инфраструктуры будущих периодов.

Капитальный ремонт по программе реконструкции пути и капитальный ремонт на старогодных материалах.

Проект нацелен на расширение перевозок газового конденсата с месторождений Ямала, которые компания «НОВАТЭК» перевозит по собственной железнодорожной ветке. 

Она соединяется с сетью ОАО «РЖД» на ст. Лимбей Свердловской железной дороги.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

108

/109

Повышение транспортной доступности для населения страны 

В эту категорию входят проекты «Ин-
фраструктура пригородного пассажир-
ского комплекса» и «Реконструкция 
вокзального комплекса дальнего 
сообщения». В 2018 году завершены 
следующие проекты:

 

модернизация вокзального комплекса 
Ростов-Главный;

 

строительство транспортно-пересадоч-
ного узла в г. Гудермесе;

 

ввод в эксплуатацию вокзальных ком-
плексов «Волгоград», «Екатеринбург», 
«Нижний Новгород», а также «Москов-
ский» в Санкт-Петербурге;

 

модернизация вокзальных комплексов 
«Финляндский», «Витебский», «Бал-
тийский», «Ладожский» (пятый этап) 
в Санкт-Петербурге;

 

модернизация вокзального комплекса 
«Самара».

Обновление подвижного состава

В 2018 году закуплены:

 

631 локомотив, из них:

 

-

439 локомотивов (электровозов 
и тепловозов) для работы в грузовом 
движении, в том числе для вожде-
ния тяжеловесных поездов,

 

-

144 маневровых тепловоза для вы-
возной, горочной и маневровой 
работы,

 

-

48 пассажирских локомотивов;

 

 310 вагонов моторвагонного подвиж-
ного состава, из которых 180 вагонов 
электропоездов «Ласточка» и 130 ваго-
нов электропоездов ЭПЗД.

Прочие проекты 

В рамках инвестиционного проекта 
«Внедрение ресурсосберегающих техно-
логий на железнодорожном транспорте» 
в 2018 году установлено 1 790 единиц 
ресурсосберегающего оборудования. 

Мероприятия по проекту «Строительство 
технологического жилья» позволили 
увеличить жилищный фонд Компании 
на 7,19 тыс. м² (или на 143 жилых поме-
щения). В том числе введены пять ма-
локвартирных, один многоквартирный 
и 14 модульных жилых домов (28 жилых 
помещений) на линейных станциях, а так-
же приобретено 41 жилое помещение 
на рынке недвижимости.

В 2018 году по программе «Строительство 
и реконструкция пансионатов, санатори-
ев-профилакториев, баз отдыха и других 
объектов оздоровления ОАО «РЖД» 
введены в эксплуатацию спальный корпус 
на 40 мест, инженерные коммуникации, 
спортивные сооружения, объекты тепло-
снабжения в детских оздоровительных 
лагерях, Центр реабилитации и восстанов-
ления трудовых ресурсов Забайкальской 
железной дороги на о. Арахлей. 

Также затраты по вышеуказанной 
программе были направлены на раз-
витие материально-технической базы 
объектов социальной инфраструктуры 

и приведение их в соответствие с су-
ществующими санитарными нормами 
и требованиями в рамках реализации 
программы ОАО «РЖД» по развитию дет-
ских оздоровительных лагерей на период 
2016–2020 годов, направленной на выпол-
нение стратегических инициатив Прави-
тельства Российской Федерации.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ 

ПО ПРОЧИМ ПРОЕКТАМ  

В 2018 ГОДУ

9,7

млрд руб.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ 

ПО ПРОЕКТАМ ОБНОВЛЕНИЯ 

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 

В 2018 ГОДУ

116,7

млрд руб.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ 

ПО ПРОЕКТАМ ПОВЫШЕНИЯ 

ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ 

ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ 

В 2018 ГОДУ

11,3

млрд руб.

Инвестиционная программа на 2019 год

На 2019 год общий объем инвестиций 
составит 681,9 млрд руб., в том числе:

 

средства ОАО «РЖД» – 
549,9 млрд руб.;

 

средства федерального бюджета – 
49,6 млрд руб.;

 

средства г. Москвы – 47 млрд руб.;

 

средства ФНБ (привилегированные 
акции) – 35,4 млрд руб.

Инвестиции будут направлены на реше-
ние следующих задач:

 

развитие железнодорожной инфра-
структуры – 291,2 млрд руб.;

 

обеспечение безопасности – 
114 млрд руб.;

 

снятие инфраструктурных ограни-
чений железнодорожной сети – 
136,5 млрд руб.;

 

повышение транспортной доступно-
сти для населения, включая развитие 
инфраструктуры пригородного пасса-

жирского комплекса и реконструкцию 
вокзальных комплексов дальнего 
сообщения, – 11,4 млрд руб.;

 

обновление подвижного состава – 
117,9 млрд руб. (в том числе на обнов-
ление тягового подвижного состава – 
95,6 млрд руб.);

 

прочие проекты (включая внедрение 
ресурсосберегающих технологий, 
развитие социальной сферы и т. д.) – 
10,9 млрд руб.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Основные приоритеты инвестиционной программы до 2025 года

К приоритетным в первую очередь относятся проекты, включенные в Комплексный 
план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также обес-
печивающие выполнение целевых задач Указа Президента Российской Федерации 
от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах разви-
тия Российской Федерации на период до 2024 года»:

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 
БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ И ТРАНССИ-
БИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ 
МАГИСТРАЛЕЙ 

с развитием пропуск-

ных и провозных способностей (первый 
и второй этапы).

РАЗВИТИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ ИНФРА-
СТРУКТУРЫ НА ПОДХОДАХ К ПОРТАМ 
АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА, 

предусматривающее комплексную 
реконструкцию участка М. Горький – 
Котельниково – Тихорецкая – Крымская 
со строительством обхода Красно-
дарского узла, а также строительство 
на Таманском полуострове вторых 
путей, удлинение станционных путей, 
развитие железнодорожных узлов 
и обновление устройств электроснабже-
ния. Проект направлен на обеспечение 
вывоза дополнительных 59,8 млн т 
грузов на ближних и дальних подходах 
к портам Азово-Черноморского бас-
сейна, а также на создание провозной 
способности инфраструктуры на данном 
направлении до 125 млн т к 2020 году.

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ 
ЦЕНТРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО 
УЗЛА. 

Проект направлен на повышение 

пропускной и перерабатывающей спо-
собности в условиях увеличивающихся 
размеров пассажирского движения 
на участках Центрального транспортного 
узла. Запланировано начало строи-
тельства железнодорожной линии 
к Северному терминальному комплексу 
аэропорта Шереметьево для обеспече-
ния интеграции терминалов аэропорта 
с железнодорожной инфраструкту-
рой (ожидаемый пассажиропоток 
составит до 2,8 млн пассажиров в год 
к 2025 году). Также намечены работы 
по организации диаметрального вну-
тригородского движения и движения 
поездов на МЦК с четырехминутным 
интервалом, мероприятия по развитию 
радиальных направлений и интеграции 
остановочных пунктов.

Ростов-на-Дону

МЦК

МЦД

Москва

Москва

Владивосток

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

110

/111

РАЗВИТИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗ-
НОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 
НА ПОДХОДАХ К ПОРТАМ СЕВЕРО-ЗА-
ПАДНОГО БАССЕЙНА

 в целях освоения 

прогнозируемого объема перевозок гру-
зов на подходах к портам Северо-Запад-
ного бассейна 145,6 млн т в 2020 году.

СТРОИТЕЛЬСТВО ВЫСОКОСКОРОСТ-
НОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИ-
СТРАЛИ МОСКВА – КАЗАНЬ

 (первый 

этап Железнодорожная – Гороховец 
с организацией движения до Нижнего 
Новгорода по существующей инфра-
структуре). Проект направлен на улучше-
ние транспортной связности регионов 
страны и создание сети скоростного 
и высокоскоростного железнодорожно-
го сообщения в Российской Федерации.

СОЗДАНИЕ СЕВЕРНОГО ЖЕЛЕЗНО-
ДОРОЖНОГО ШИРОТНОГО ХОДА 

для обеспечения вывоза грузов 
из северных районов Западной Сиби-
ри (23,9 млн т в год, преимущественно 
газового конденсата и нефтеналивных 
грузов) и сокращения протяженности 
транспортных маршрутов до портов Се-
веро-Западного и Уральского федераль-
ных округов.

РЕКОНСТРУКЦИЯ УЧАСТКА МО-
РОЗОВСКАЯ – ВОЛГОДОНСКАЯ, 

что позволит организовать движение 
до 25 пар поездов на участке Моро-
зовская – Южная – Куберле и обеспе-
чит прогнозируемый объем грузовых 
перевозок в адрес портов Азово-Черно-
морского бассейна за счет отклонения 
поездопотока на участок Морозовская – 
Волгодонская.

РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРМЬ – 
СОЛИКАМСК, 

что позволит обеспе-

чить вывоз перспективных объемов 
грузов из Березниковско-Соликамско-
го промышленного узла (+9,7 млн т 
в 2025 году).

РАЗВИТИЕ ПЕРМСКОГО ЖЕЛЕЗНО-
ДОРОЖНОГО УЗЛА 

со строительством 

мостового перехода. Это позволит 
обеспечить перевозки перспективных 
объемов грузов за счет переключения 
основной части грузопотока в обход 
городской территории и создаст пред-
посылки к развитию инфраструктуры 
наземного городского транспорта.

Мурманск

Екатеринбург

Москва

Нижний 

Новгород

Гороховец

Казань

Владимир

Чебоксары

Архангельск

Ростов-на-Дону

Пермь

Соликамск

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

В рамках ДПР предусмотрено развитие механизма государ-
ственно-частного партнерства на железнодорожном транспор-
те (включая использование концессий) в целях организации 
финансирования строительства новых линий с привлечением 
для этого государственных средств, инвестиций владельца 
инфраструктуры, заинтересованных грузовладельцев и иных 
лиц. Так, в формате концессий будут выполнены:

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРИМЫКАЮЩИХ УЧАСТКОВ 

Коноша – 

Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая 
ст. Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Но-
вый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ  ДОРОГИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 
ПРЕДПРИЯТИЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «КАЛУГА».

 

В частности, запланированы проектирование, строительство 
и эксплуатация железнодорожной инфраструктуры между 
ст. Людиново-1 Московской железной дороги и территорией 
ОЭЗ «Калуга».

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНОГО ОБХО-
ДА САРАТОВСКОГО УЗЛА

 

с усилением 

участка Липовский – Курдюм, который 
необходим для развития дальних под-
ходов к портам Азово-Черноморского 
бассейна.

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ И ПРО-
ВОЗНОЙ СПОСОБНОСТИ ИНФРА-
СТРУКТУРЫ

 

для увеличения транзит-

ного контейнеропотока в четыре раза, 
что также позволит сократить время 
перевозки с Дальнего Востока до запад-
ной границы Российской Федерации 
до семи дней. 

Саратов

Екатеринбург

Калуга

Москва

Владивосток

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

112

/113

В основу реализации программы органи-
зации скоростного и высокоскоростного 
железнодорожного сообщения в Рос-
сийской Федерации заложен принцип 
создания интегрированной сети высоко-
скоростного сообщения с учетом специа-
лизации железнодорожной инфраструк-
туры, обеспечивающей максимальный 
экономический эффект от ее эксплуата-
ции для всех заинтересованных участ-
ников. Пассажиры при этом получают 
оптимальное соотношение скорости, 
комфорта и стоимости проезда, грузоот-
правители и грузополучатели – высокую 
скорость и надежность доставки.

Создание технологически связной 
сети высокоскоростного и скоростно-
го сообщения, организация сервиса, 
безопасности и управления, основанных 
на современных цифровых технологи-
ях, строительство транспортно-переса-
дочных узлов, организация тактового 
движения поездов и применение нового 
подвижного состава обеспечивают 
синергетический эффект от реализации 
отдельных проектов, обусловленный 
ускоренным развитием территорий, 
повышением транспортной доступности 
регионов, мобильности населения и раз-
витием высокотехнологичного производ-
ства. Итогом должно стать создание еди-
ного опорного каркаса высокоскоростной 
железнодорожной сети в России.

Основными задачами, сопутствующими 
мероприятиям по созданию интегриро-
ванной сети высокоскоростного и ско-
ростного сообщения, являются:

 

создание нового уровня сервиса 
для пассажиров, находящихся на бор-
ту поезда, на территории транспорт-
но-пересадочных узлов, и для пас-
сажиров, удаленно обращающихся 
к услугам пассажирского комплекса 
ОАО «РЖД», за счет нового подвиж-
ного состава, цифровых решений, 
учета индивидуальных потребностей 
клиентов, сбалансированной системы 
классов обслуживания и оптимальной 
инфраструктуры;

 

создание линейки российского 
подвижного состава грузовых и пасса-
жирских модификаций для скоростей 
движения от 200 до 400 км/ч (в том 
числе с изменяемой шириной колеи 
и применением автономных источ-
ников питания), обеспечивающих 
новый уровень комфорта и сервиса 
для пассажиров (полнофункциональ-
ное индивидуальное пространство, 
информационно-технические решения 
и системы связи и др.);

 

создание общегосударственной 
системы нормативной, технической 
и правовой документации в области 
высокоскоростного движения в Рос-
сийской Федерации;

 

создание технологий, инфраструк-
туры и оборудования, необходимых 
для эксплуатации и ремонта высоко-
скоростного и скоростного подвижного 
состава и инфраструктуры высокоско-
ростных магистралей (далее – ВСМ);

 

строительство сети современных 
транспортно-пересадочных узлов 
и реализация проектов комплексного 
развития территорий, прилегающих 
к инфраструктуре высокоскоростного 
и скоростного сообщения;

 

создание на базе российских образо-
вательных, научно-исследовательских 
и проектных организаций научно-
образовательной базы, необходимой 
для проведения научных исследо-
ваний и подготовки специалистов 
для высокоскоростного сообщения;

 

создание национальной системы 
управления и обеспечения безопасно-
сти движения поездов на ВСМ.

Перечень скоростных и высокоскорост-
ных линий сформирован на основании 
следующих принципов:

 

расположение в створе перспективно-
го высокоскоростного железнодорож-
ного трансконтинентального коридора 
«Евразия»;

 

соотношение социально-экономи-
ческих эффектов от реализации 
проектов создания высокоскоростных 
и скоростных линий и капитальных 
затрат на их реализацию;

 

улучшение транспортной доступности 
регионов России.

Приоритетными являются следующие 
линии, составляющие потенциальный 
высокоскоростной железнодорож-
ный трансконтинентальный коридор 
«Евразия»:

 

Железнодорожный – Владимир – Го-
роховец с организацией движения 
от Москвы до Нижнего Новгорода;

 

Казань – Екатеринбург;

 

Екатеринбург – Челябинск;

 

Москва – Красное.

Актуальными являются линии, обес-
печивающие агломерационные соци-
ально-экономические эффекты, улуч-
шающие транспортную доступность 
крупнейших макрорегионов России 
(Москва – Санкт-Петербург, Москва – 
Ростов-на-Дону – Краснодар – Адлер, 
Москва – Орел – Курск – Белгород, 
Москва – Тула – Воронеж, Новосибирск – 
Барнаул, Москва – Ярославль).

В 2018 году актуализирована Программа 
организации скоростного и высокоско-
ростного железнодорожного сообщения 
в Российской Федерации. Распоря-
жением Председателя Правительства 
Российской Федерации Д. А. Медведе-
ва от 30 сентября 2018 года № 2101-р 
утвержден Комплексный план модер-
низации и расширения магистральной 
инфраструктуры на период до 2024 года. 
В нем определен первый этап строитель-
ства ВСМ Москва – Казань: строитель-
ство ВСМ Железнодорожный – Горохо-
вец с организацией движения от Москвы 
до Нижнего Новгорода. 

В 2018 году уточнены параметры органи-
зационно-правовой и финансовой моде-
лей этого проекта с разработкой пакета 
документов для заключения концессион-
ного соглашения. Завершена разработка 
проектной документации для строитель-
ства магистрали, разработана и утвер-
ждена документация по планировке 
территории. 

Скоростные и высокоскоростные магистрали

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..