ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 5

 

 

АО «Федеральная грузовая компания»

АО «Федеральная грузовая компания» 
(АО «ФГК») – общесетевой оператор 
грузового подвижного состава. Ком-
пания является дочерним обществом 
ОАО «РЖД» и одним из крупнейших 
грузовых железнодорожных операторов 
в России. У компании 12 филиалов 
и агентств транспортного обслуживания, 
а также представительства в Москве 
и Республике Казахстан.

АО «ФГК» заняло первое место в рей-
тинге железнодорожных операторов 
INFOLine Rail Russia TOP по производ-

ственным и финансовым результатам 
за 2018 год. 

В 2018 году АО «ФГК» сохранило ли-
дирующие позиции на рынке опериро-
вания железнодорожным подвижным 
составом:

 

по доле в грузообороте – 13,1 %;

 

по среднегодовому парку в управле-
нии – 138,5 тыс. ед.;

 

по доле в российском парке вагонов – 
12,2 %.

Прибыль от продаж компании увели-
чилась на 7 % относительно 2017 года, 
до 23,7 млрд руб. Чистая прибыль впер-

вые за последние пять лет составила более 
21 млрд руб. и превысила уровень 2017 года 
в 1,3 раза.

Узнать больше о компании можно на сайте: 

https://ru.railfgk.ru/

АО «ОТЛК ЕРА»

В апреле 2018 года было реорганизо-
вано АО «Объединенная транспортно-
логистическая компания» и создано 
АО «ОТЛК – Евразийский железно-
дорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА»). 
Компания продолжила операционную 
деятельность, направленную на разви-
тие контейнерного транзита в России, 
Казахстане и Беларуси. Ее учреди-
телями на паритетной основе стали 
ОАО «РЖД», ГО «Белорусская железная 
дорога» и АО «НК «Казакстан темiр 
жолы» (по 33,33 % акций). 

Итоги работы в 2018 году:

 

объем транзитных перевозок в сообще-
нии Китай – Европа – Китай по тер-
ритории Казахстана, России и Бела-
руси составил 280,5 тыс. ДФЭ (+60 % 
к показателю 2017 года), в том числе 
АО «ОТЛК ЕРА» – 239,1 тыс. ДФЭ;

 

отправлено 3 342 контейнерных по-
езда. Доля маршрута АО «ОТЛК ЕРА» 
среди транзитных маршрутов контей-
нерных перевозок по колее 1520 мм 
в сообщении Китай – Европа – Китай 
составила 76 % (с учетом перевозок 
в сообщении с Беларусью);

 

количество регулярных маршрутов 
в сервисах достигло 57;

 

транзитные сервисы сопряжены более 
чем с 20 терминалами в странах 
Евросоюза. 

Основные реализованные проекты:

 

Новый маршрут следования контей-
нерных поездов через погранпереход 
Семянувка/Свислочь на границе 
Польши и Беларуси, 
открытый совмест-
но с ООО «Белинтертранс-Германия». 
В марте 2018 года со ст. Лодзь (Польша) 
в направлении города Чэнду (Китай) был 
отправлен первый контейнерный поезд 
в составе 41 FEU со сборным грузом. С ап-
реля 2018 года новый маршрут использу-
ется на регулярной основе.

 

Начало работы в транзитном коридоре 
через пограничные станции Калинин-
градской области.
 В 2018 году сервис 
через Калининградскую область стал 
регулярным, еженедельно отправляют-
ся две пары поездов. Всего за 2018 год 
по маршруту Китай – Калининград – Евро-
па отправлено 48 поездов, а в сообщении 
Европа – Калининград – Китай – 41 поезд. 
Общий объем перевезенных контейнеров 
составил 7 238 ДФЭ. Развитие этого кори-
дора и создание на ст. Дзержинская-Новая 
ключевого распределительного хаба 
для транзитных контейнеров в сообщении 
Китай – Европа – Китай – одна из клю-
чевых задач АО «ОТЛК ЕРА» на 2019-й 
и последующие годы.

 

За ноябрь и декабрь 2018 года в рамках 
проекта развития мультимодальных 
перевозок АО «ОТЛК ЕРА» отправило 
через порты Калининградской области 
в направлении Европа – Китай 3 756 ДФЭ, 
или 31 контейнерный поезд. Так был 
создан новый транспортно-логистический 

сервис на евро-азиатском транзитном 
маршруте, конкурентоспособный по вре-
мени и стоимости перевозок.

 

Организация контейнерных поездов 
с продуктами питания из Беларуси 
в Китай и обратно.
 В октябре 2018 года 
совместно с экспедиторской компанией 
«Белинтертранс» была начата отправ-
ка контейнерных поездов из Беларуси 
в Китай (г. Чунцин). В рамках проекта 
по маршруту Беларусь – Китай – Бела-
русь за 2018 год перевезено 2 668 ДФЭ 
с пищевой продукцией белорусских 
предприятий. 

 

Проект XL Train. В 2018 году было орга-
низовано 609 длинносоставных поездов 
длиной до 100 условных вагонов. Данная 
технология позволяет повысить эффек-
тивность использования пропускной 
способности инфраструктуры и сократить 
издержки при организации перевозок.

Выручка АО «ОТЛК ЕРА» за восемь меся-
цев 2018 года составила 19,745 млрд руб. 
Чистая прибыль по итогам 2018 года – 
2,824 млрд руб.

Узнать больше о компании можно на сайте: 

https://www.utlc.com/

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

66

/67

Мультимодальные  
транспортно-логистические центры

Комплексным планом модернизации 
и расширения магистральной инфра-
структуры на период до 2024 года, утвер-
жденным распоряжением Правительства 
Российской Федерации от 30 сентября 
2018 года № 2101-р, предусмотрена 
реализация проекта «Формирование 

узловых грузовых мультимодальных 
транспортно-логистических центров». 
Эту задачу предполагается реализо-
вывать за счет средств федерального 
бюджета и внебюджетных источников 
по результатам разработки организаци-
онно-правовой и финансовой схемы. 

На данный момент завершился первый 
этап создания ТЛЦ «Калининград» с са-

теллитом «Черняховск». Там осуществ-
ляется перегруз транзитных контейнер-
ных поездов, следующих по маршруту 
Чунцин – Дуйсбург – Чунцин, с колеи 
1520 мм на колею 1435 мм. Таким 
образом, открыт новый транспортный 
коридор ЕС – Россия – Китай через по-
граничные переходы Калининградской 
области. 

Терминально-складские и экспедиционные услуги

По итогам 2018 года в рамках ока-
зания терминально-складских услуг 
ОАО «РЖД» погружено 412,5 тыс. ваго-
нов, что на 7 % больше, чем в 2017 году, 
в том числе с коммерческим грузом 
погружено 277,4 тыс. вагонов (прирост 
к показателю 2017 года – 6 %).

В 2018 году закончена реконструкция 
ст. Тайшет, которая позволит увеличить 
объем перерабатываемого груза. Кроме 
того, завершена реконструкция пере-
грузочного комплекса ст. Гродеково – 
сателлита перспективного сухого порта 
Приморский (Уссурийск), планируемого 

к реализации в рамках федерального 
проекта «Транспортно-логистические 
центры» и включенного в Комплекс-
ный план модернизации и расширения 
магистральной инфраструктуры (утвер-
жден распоряжением Правительства 
Российской Федерации от 30 сентября 
2018 года № 2101-р). Реализация этого 
проекта способствует развитию мульти-
модальных перевозок по транспортному 
коридору «Приморье-1»: Харбин (Ки-
тай) – перегрузочный комплекс ст. Гро-
деково – порты Владивостока – порты 
Азиатско-Тихоокеанского региона.

Расширяются и возможности доставки 
рыбной продукции с Дальнего Востока 
в европейскую часть России и Запад-
ную Сибирь. Одно из направлений 
деятельности – создание терминальной 
инфраструктуры для движения «холод-
ных поездов». В 2018 году завершен 
проект по модернизации контейнерной 
площадки грузового двора ст. Артем-
Приморский-1. Отправлено более 
2 тыс. рефконтейнеров с рыбой в Мо-
скву, Санкт-Петербург, Новосибирск, 
Екатеринбург и Красноярск.

Повышение качества сервиса для грузоотправителей

Итоги работы ЭТП «Грузовые перевозки» 
в 2018 году

В 2018 году расширился спектр 
услуг электронной торговой площад-
ки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). 
Она интегрирует услуги перевозки, 
предоставления подвижного состава, 
терминально-складские и логистиче-
ские услуги, оказываемые в том числе 
дочерними обществами ОАО «РЖД». 
Площадка обеспечивает недискрими-
национный доступ грузоотправителей 
к погрузочным ресурсам и организации 
перевозки, в том числе в транзитном 
сообщении, и предоставляет сквозной 
сервис, включая мультимодальное со-
общение, складские услуги, облачные 
сервисы.

В течение 2018 года количество зареги-
стрированных пользователей увеличи-
лось с 1 851 до 3 522. Были утверждены 
обновленные условия оказания услуг 
на ЭТП ГП, расширилась продуктовая 
линейка площадки, совершенствовались 
основные принципы и условия работы 
с клиентами. 

С 1 августа 2018 года ЭТП ГП переда-
на в управление дочернему обществу 
ОАО «РЖД» – ООО «Цифровая логисти-
ка».

Итоги работы ЭТП ГП в 2018 году:

 

3 522 зарегистрированных пользовате-
ля (рост в 1,9 раза);

 

18 присоединенных операторов по-
движного состава

1

 (рост в два раза);

 

25 476 заказов оформлено;

 

137 631 вагоноотправок выполнено;

 

12 150 млн руб. – сумма оплаченных 
заказов.

Задачи ЭТП ГП на 2019–2020 годы: 

 

расширение параметров заказа услуги 
во внутрироссийском сообщении;

 

возможность заказа перевозки в меж-
дународном сообщении (экспорт, 
импорт, транзит);

 

возможность оказания комплексной 
услуги с привлечением смежных 
участников перевозочного процесса 
(таможни, экспедиторов, стивидоров, 
портов и т. д.);

 

возможность заказа перевозки 
через специализированное мобильное 
приложение;

АО «НефтеТрансСервис», АО «ПГК», АО «Русагротранс», АО «СУЭК», АО «ФГК», АО «Эникарго», ООО «Балттранссервис», ООО «Грузовая компания», ООО «Е.С.А.Транс», 

ООО « Еврологистик», ООО «ЛитКол», ООО «Обоз», ООО «ППО», ООО «РСТ», ООО «Свердлесхоз», ООО «ТФМ-Оператор», ООО «Уральская транспортная компания, АО «Рефсервис».

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

 

расширение возможных форм оплаты 
услуг (по счету, картой, денежным 
переводом, оплатой онлайн и т. п.).

Повышение качества обслуживания 
грузоотправителей

Приоритет развития ОАО «РЖД»в сег-
менте грузовых перевозок – привлечение 
на железную дорогу дополнительных 
грузов и расширение спектра логисти-
ческих продуктов. Для этого запущены 

и успешно работают следующие серви-
сы: «Организация движения грузовых 
поездов по расписанию», «Грузовой 
экспресс» и «Зерновой экспресс».

Использование услуги «Грузовой 
экспресс» в комплексе с другими 
услугами ОАО «РЖД» и дочерних об-
ществ значительно упрощает процесс 
перевозки. За 2018 год отправлено 
1,62 тыс. поездов, или 1,8 млн т грузов, 
что на 4 % выше уровня 2017 года.

В 2018 году расширены объемы услуги 
по ускоренной доставке зерновых 
грузов по расписанию – «Зерновой 
экспресс». Сервис предусматривает 
продвижение составов с зерном до ко-
нечной припортовой станции без пере-
работки в пути. В 2018 году было пере-
везено 817 тыс. т зерна, что в 1,5 раза 
больше уровня 2017 года.

Перевозка грузов по фиксированному 
графику обеспечивает своевременную 

ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ 

НА ЭТП «ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ» 

ПО ИТОГАМ 2018 ГОДА 

3 522

пользователя 

рост в 1,9 раза

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

68

/69

и ритмичную доставку и снижает 
транспортные расходы крупных компа-
ний за счет сокращения срока оборота 
подвижного состава и контейнеров. 
В рамках данной услуги в 2018 году 
было отправлено 32,87 тыс. поездов 
и перевезено 72,59 млн т грузов, 
что на 21,9 % выше уровня 2017 года.

Для привлечения потенциальных кли-
ентов и упрощения доступа к услугам 
и инфраструктуре на всей сети желез-
ных дорог образованы центры прода-
жи услуг. Они работают по принципу 
«одного окна» благодаря объединению 
функций подразделений, филиа-
лов, дочерних и зависимых обществ 
ОАО «РЖД». Центры продажи услуг 
привлекают дополнительные доходы 
и обслуживают не только постоянных 
клиентов, но и грузовладельцев, ори-
ентированных на другие виды транс-
порта.

Обратная связь с потребителями услуг 
оранизована через:

 

кол-центр ОАО «РЖД»;

 

личный кабинет клиента на сайте;

 

регулярные исследования уровня 
удовлетворенности клиентов, прово-
димые Компанией самостоятельно 
и независимыми экспертами. 

Одно из ключевых направлений по раз-
витию комплексного обслуживания 
грузоотправителей и повышения каче-
ства грузовых перевозок – цифрови-
зация процессов ОАО «РЖД» и созда-
ние условий для построения единой 
цифровой платформы транспортного 
рынка и организации мультиагентно-
го взаимодействия всех участников 
перевозочного процесса на основе 
электронного документооборота. 

В этой связи ОАО «РЖД» принято 
решение о предоставлении информа-
ционных услуг с 2019 года на безвоз-
мездной основе. 

Это касается доступа клиентов к ИТ-ин-
фраструктуре ОАО «РЖД», организа-
ции электронного документооборота, 
расчета тарифов, информирования 
о состоянии работы сети железных 
дорог (включая конвенционные запре-

ты), предоставления справочных данных 
по подвижному составу и перевозкам, 
финансово-расчетных документов.

Такой подход направлен на обеспе-
чение клиентоориентированного 
принципа в работе Компании на рынке 
грузовых железнодорожных перевозок, 
повышения лояльности и удовлетво-
ренности клиентов, что в конечном 
итоге повысит эффективность работы 
всех участников рынка железнодорож-
ных перевозок.

Все инициативы и проекты учитывают 
результаты исследований по комплекс-
ной оценке качества услуг, проводимых 
Всероссийским центром изучения 
общественного мнения (ВЦИОМ). Со-
гласно исследованию ВЦИОМ, общие 
оценки удовлетворенности качеством 
грузовых перевозок, оказываемых 
ОАО «РЖД», остаются умеренно-пози-
тивными. Около половины пользова-
телей полностью или скорее удовлет-
ворены качеством предоставляемых 
услуг – 52 % (на август 2018 года).

В рамках последнего исследования 
выросли такие показатели оценки, 
как «Прозрачность процедур ценооб-
разования, тарифов, стоимости услуг 
ОАО «РЖД» (3,33 вместо 3,29) и «Пол-
нота информации о тарифах, прави-
лах и технологических особенностях 
перевозок грузов» (4,05 вместо 3,99). 
Это результат открытости Компании 
и полноты информированности кли-
ентов.

Результатом повышения эффективно-
сти «тарифного коридора» как клю-
чевого элемента гибкой тарифной 
политики стал рост показателя 
«Возможность получить скидку, гиб-
кость тарифов на перевозку грузов» 
(3,06 вместо 2,98). Стабильно высокие 
оценки по показателю «Сроки согласо-
вания ОАО «РЖД» заявок на перевозку 
грузов» (рост с 4,15 до 4,18 балла) по-
лучены благодаря развитию цифровых 
технологий при согласовании заявок. 
Они охватывают все внутрироссийские 
отправки, а также ряд направлений 
с участием смежных инфраструктур.

ПЕРЕВЕЗЕНО ПО ФИКСИРОВАННОМУ 

ГРАФИКУ В 2018 ГОДУ

72,59

млн т грузов

+21,9 %

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Работа Совета потребителей по вопросам 
деятельности ОАО «РЖД»

Взаимодействие ОАО «РЖД» и Совета 
потребителей осуществляется с уче-
том положений Концепции создания 
и развития механизмов общественного 
контроля за деятельностью субъектов 
естественных монополий, которые 
предполагают учет мнения потребителей 
при принятии решений, максимальную 
открытость процесса принятия решений, 
высокое качество предоставляемой 
информации и прозрачность работы 
ОАО «РЖД» как субъекта естественных 
монополий. 

Совет потребителей проводит оценку 
удовлетворенности потребителей каче-
ством услуг, оказываемых ОАО «РЖД», 
и представляет в ОАО «РЖД» и Мин-
транс России мотивированную позицию 
относительно исполнения инвестицион-
ных проектов и программ ОАО «РЖД». 
Также Совет потребителей рассматрива-
ет и готовит предложения по проектам 
тарифных решений, стратегии развития 
транспортной отрасли, участвует в про-
цедуре оценки регулирующего воздей-
ствия нормативных правовых актов, 
разрабатываемых в сфере железнодо-
рожного транспорта, принимает участие 
в заседаниях Правительственной ко-
миссии по транспорту и ряда комитетов 

при совете директоров ОАО «РЖД».

В 2018 году Совет потребителей рабо-
тал над следующими вопросами:

 

совершенствование нормативной 
прав овой базы, регулирующей функ-
ционирование и развитие железнодо-
рожной отрасли;

 

проект Долгосрочной программы раз-
вития ОАО «РЖД» до 2025 года;

 

тарифное регулирование на желез-
нодорожном транспорте;

 

проекты финансового плана и инве-
стиционной программы ОАО «РЖД»;

 

вопросы обеспечения транспортной 
безопасности.

Планы работы направления в 2019 году

Транспортно-логистическая деятельность 
ОАО «РЖД» направлена на повышение 
эффективности и клиентоориентирован-
ности. Планы на 2019 год: 

 

эффективная коммерческая и клиенто-
ориентированная политика в области 
грузовых перевозок (улучшение суще-
ствующих услуг, ребрендинг логистиче-
ских продуктов, формирование пакет-
ных решений, создание новых сервисов 
под потребности грузоотправителей);

 

формирование долгосрочной систе-
мы взаимодействия холдинга «РЖД» 

с крупными грузоотправителями на ос-
нове взаимной ответственности; 

 

реализация эффективной системы 
продаж и обеспечение доступности 
информации об условиях перевозок, 
в том числе на основе системы элект-
ронной коммерции;

 

развитие терминально-логистических 
центров, увеличение перерабатываю-
щей способности погранпереходов, 
углубленная интеграция со всеми 
звеньями транспортной цепочки; 

 

опережающее развитие логистическо-

го аутсорсинга, что позволит, помимо 
получения дополнительных доходов, 
повысить ритмичность перевозок 
продукции; 

 

разработка коммерческих парамет-
ров к новым типам грузовых вагонов 
для контейнерно-контрейлерных пере-
возок и перевозок грузов в палетах 
в целях привлечения дополнительного 
грузопотока и оптимального использо-
вания железнодорожной инфраструк-
туры транспортных коридоров.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

ПАССАЖИРСКИЕ 

ПЕРЕВОЗКИ

Основная задача ОАО «РЖД» — доступное пассажирское 
сообщение для всех регионов России. Компания развивает 
как пригородное сообщение, в том числе мультимодальные 
маршруты, так и пассажирские перевозки в дальнем следовании, 
в том числе скоростное и высокоскоростное сообщение между 
городскими агломерациями. В число приоритетов Компании 
входят постоянное улучшение качества обслуживания, развитие 
новых продуктов и услуг, внедрение  цифровых сервисов, 
создание комфортной транспортной среды, доступной для всех 
категорий пассажиров.

ПАССАЖИРОВ  

ОТПРАВЛЕНО

1 157,2

млн

+3,5 %

ПАССАЖИРООБОРОТ В СКОРОСТНОМ 

И ВЫСОКОСКОРОСТНОМ СООБЩЕНИИ

7,3

млрд пасс.-км  

+19,9 %

БИЛЕТОВ НА ПОЕЗДА ДАЛЬНЕГО 

СЛЕДОВАНИЯ ПРОДАНО 

ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

> 50 %

 

В 2018 ГОДУ:

70

/71

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

72

/73

Пассажирские перевозки

ОАО «РЖД» осуществляет железнодорожные перевозки в дальнем следовании – 
в 77 регионах Российской Федерации, в пригородном сообщении – в 66 регионах

1

Ключевые направления развития в рамках ДПР

В соответствии с ДПР до 2025 года 
ОАО «РЖД» намерено полностью сохранить 
объемы социально значимых перевозок 
(в том числе за счет реализации инициатив 
на дальневосточных направлениях).

Ключевые инициативы развития 
пассажирского комплекса в дальнем 
следовании предусматривают: 

 

формирование оптимальной маршрут-
ной сети и расписания поездов; 

 

развитие скоростного движения поез-
дами «Ласточка», «Стриж» и поездами 
с двухэтажными вагонами; 

 

предоставление высококачественного 
продуктового предложения; 

 

цифровизацию клиентских сервисов 
и бизнес-процессов; 

 

предоставление инновационного про-
дукта в поезде; 

 

повышение качества обслуживания; 

 

внедрение лучших мировых практик 
в развитии мультимодальности. 

Ключевые инициативы развития пас-
сажирского комплекса в пригородном 
сообщении предусматривают: 

 

интеграцию пригородного сообщения 
с городской транспортной средой 
агломераций; 

 

обеспечение долгосрочности взаимных 
обязательств всех участников приго-
родного сообщения в рамках тарифной 
и бюджетной политики субъектов 
Российской Федерации; 

 

принятие регуляторных решений, направ-
ленных на развитие пригородных пасса-
жирских перевозок в равных конкурентных 
условиях с другими видами транспорта;

 

развитие мультимодального сообщения 
(с возможностью построения ком-
плексных маршрутов нескольких видов 
транспорта), комплексное развитие 
автобусных перевозок в Холдинге; 

 

определение механизмов экономи-
ческого стимулирования обновления 
подвижного состава и объектов транс-
портной инфраструктуры; 

 

внедрение стандартов пригородного со-
общения, определяющих доступность, 
качество и безопасность перевозки 
пассажиров; 

 

развитие Московского железнодорож-
ного узла; 

 

проведение работы по сокращению 
межпоездного интервала движения 
пассажирских поездов на отдельных 
направлениях, в том числе на Москов-
ском центральном кольце. 

Ключевые инициативы развития вокза-
лов предусматривают: 

 

формирование многофункциональных 
интермодальных хабов и транспортно-
пересадочных узлов, интегрированных 
с современной городской средой и ин-
фраструктурным окружением; 

 

оптимизацию использования площа-
дей зданий железнодорожных вок-
залов (в том числе за счет синергии 
и кооперации с автовокзалами). 

Главные достижения в 2018 году

 

За год Компания перевезла 1,157 млрд 
пассажиров (+3,5 % к показателю 
2017 года). Это лучшее значение за по-
следние 10 лет. 

 

Проект «Городская электричка» реали-
зован в 11 городах (Москва, Красно-
ярск, Уфа, Ростов-на-Дону, Тамбов, 
Воронеж, Волгоград, Калининград, 
Казань, Ярославль, Екатеринбург).

 

Для перевозки болельщиков и клиент-
ских групп Чемпионата мира по футбо-
лу FIFA 2018™ отправлены 734 рейса 
дополнительных поездов. На них про-
дано 383,9 тыс. билетов. Услугой 
бесплатного проезда воспользовались 
почти 319 тыс. болельщиков.

 

Третий год подряд действуют уста-
новленные за счет средств Компании 
специальные тарифы на перевозку 
детей в возрасте от 10 до 17 лет. 

 

На 133 вокзалах начали работу спе-
циализированные службы помощи 
маломобильным пассажирам.

 

Число участников программы ло-
яльности «РЖД Бонус» возросло 
до 4 млн человек. 

 

Услуга предоставления безлимитного 
доступа в интернет по технологии 
Wi-Fi организована на 107 вокзалах 
страны.

 

Разработано и запущено в эксплуата-
цию единое клиентское мобильное 
приложение «РЖД Пассажирам». 

 

Запущена семейная программа 
«РЖД Бонус» (накопление бонусов 
для всех членов семьи).

 

Скоростные поезда (АО «ФПК», «Сап-
сан», «Аллегро») перевезли около 
15,6 млн человек, что на 26 % больше, 
чем в 2017 году.

 

Организовано 110 мультимодальных 
маршрутов «пригородный поезд + 
автобус».

Без учета АО «Центральная ППК».

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Количество пассажиров, 
отправленных железнодорожным 
транспортом, 

млн человек

Пассажирооборот железнодорожного 
транспорта, 

млрд пасс.-км

2014

2015

2016

2017

2018

96,3

93,5

91,1

89,5

96,3

33,1

31

31,9

30,9

32,6

129,4

124,5

123,0

120,4

128,9

Пригородное сообщение 

Дальнее следование

2014

2015

2016

2017

2018

1 157,2

1 037

1 117,9

1 020,4

1 070,3

110,3

101,4

102,2

97,9

103,1

1 046,9

935,6

1 015,7

922,5

967,2

Пригородное сообщение 

Дальнее следование

Итоги работы пассажирского комплекса в 2018 году

За 2018 год Компания перевезла 
1,157 млрд пассажиров. Это лучший 
показатель за последние 10 лет. Рост 
к уровню 2017 года составил 3,5 %. Пере-
возки росли как в пригородном сообще-
нии, так и в дальнем следовании.

В 2018 году пассажирооборот по инфра-
структуре ОАО «РЖД» в дальнем сле-
довании составил 96,3 млрд пасс.-км, 
или 105,7 % к уровню 2017 года. 

Пассажирооборот по инфраструктуре 
ОАО «РЖД» в пригородном сообщении 
вырос на 3,9 % по сравнению с 2017 го-
дом, до 33,1 млрд пасс.-км. Услугами 
железнодорожного транспорта в при-
городном сообщении воспользовались 
1 046,9 млн человек, что на 3,1 % боль-
ше, чем в 2017 году. При этом количе-
ство пассажиров, полностью оплативших 
свой проезд, выросло по отношению 
к 2017 году на 0,7 %, учащихся – на 0,8 %, 
региональных льготников – на 32,6 %. 

Количество отправленных пассажи-
ров в пригородном сообщении также 
выросло за счет развития перевозок 
по Московскому центральному кольцу 

(МЦК). В 2018 году на МЦК перевезено 
129,6 млн пассажиров (на 17 % больше, 
чем в 2017 году). 

Основные показатели пассажирских перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»

Показатель

2017

2018

Изменение 2018/2017

Абсолютное

%

Пассажирооборот, млрд пасс.-км

122,9

129,4

6,4

5,2

Пригородное сообщение, млрд пасс.-км

31,9

33,1

1,2

3,9

Дальнее следование, млрд пасс.-км 

91,0

96,3

5,2

5,7

В том числе скоростное и высокоскоростное сообщение

6,1

7,3

1,2

19,9

Отправлено пассажиров, млн человек

1 117,9

1 157,2

39,3

3,5

Пригородное сообщение, млн человек

1 015,7

1 046,9

31,2

3,1

Дальнее следование, млн человек

102,2

110,3

8,1

7,9

В том числе скоростное и высокоскоростное сообщение

12,4

15,6

3,2

25,8

«

 

 Мы уделяем огромное внимание развитию пассажирских перевозок, не боясь 
экспериментировать с новыми бизнес-моделями услуг. Wi-Fi в поездах 
и на вокзалах, мобильные приложения, новые способы оплаты, электронные 
билеты, поездной медиапортал, бонусные программы – все это реальность 
сегодняшнего дня

»

Дмитрий Пегов 

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

74

/75

Обновление парка подвижного состава 

Одна из ключевых задач в пригородном 
комплексе – обновление парка подвиж-
ного состава. В рамках утвержденной 
инвестиционной программы ОАО «РЖД» 
на 2018 год приобретено 180 вагонов 
«Ласточка» (35 составов). 

На данный момент электропоезда 
« Ласточка»  работают:

 

в Краснодарском крае на маршрутах 
Адлер – Майкоп, Ростов – Краснодар – 
Новороссийск, Ростов – Новороссийск, 
Ростов – Кисловодск, Краснодар – Ад-
лер – Имеретинский курорт – «Роза 
Хутор»;

 

в Калининградской области 
(с 2018 года) на маршрутах Калинин-
град – Зеленоградск, Калининград – 
Светлогорск;

 

в Санкт-Петербургском транспортном 
узле на маршрутах Санкт-Петербург – 
Бологое, Москва – Санкт-Петербург, 
Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петер-
бург – Сортавала – Маткаселькя;

 

на Уральском полигоне (с 2018 года) 
на маршрутах Пермь – Кунгур 
и Пермь – Верещагино.

По итогам 2018 года в электропоездах 
«Ласточка» межрегионального сооб-
щения из Москвы пассажиропоток 
составил более 4,6 млн пассажиров, 
что в 1,7 раза больше, чем в 2017 году. 

Продолжаются работы по проектам 
развития Смоленского, Ярославского, 
Горьковского и Киевского направлений.

Министерство транспорта Российской 
Федерации совместно с ОАО «РЖД» 
сформировали долгосрочную Програм-
му закупки и обновления подвижного 
состава до 2025 года. В настоящее время 
актуализируются данные по обновлению 
пригородного подвижного состава в пер-
спективе до 2030 года. 

Для повышения комфорта перевозок 
предусматривается обновление парка 
подвижного состава:

 

приобретение пассажирского подвиж-
ного состава в дальнем следовании 
АО «ФПК» для восполнения выбытия 
вагонного парка;

 

закупка подвижного состава «Ласточка» 
для использования как в пригородном 
сообщении, так и в дальнем следова-
нии для организации движения поездов 
между крупнейшими городами в режи-
ме «Дневной экспресс»

1

. Это приведет 

к привлечению дополнительного пасса-
жиропотока, созданию принципиально 
нового транспортного продукта с учетом 
сокращения продолжительности 
поездок, внедрению инновационного 
комфортабельного подвижного состава 
с местами для сидения;

 

проведение капитального ремонта 
электропоездов.

ЗИМНЯЯ 
УНИВЕРСИАДА 
В КРАСНОЯРСКЕ

К открытию XXIX Всемирной 
зимней универсиады в Красно-
ярске ОАО «РЖД» построило 
и модернизировало 28 объек-
тов инфраструктуры на сумму 
3,7 млрд руб. Главный объект – 
вокзал Красноярска – полно-
стью отвечает требованиям 
безбарьерной среды и безо-
пасности. Здесь внедрены 
автоматизированная система 
информирования пассажи-
ров, системы «Умный вокзал» 
и «Электронная очередь». 

В перевозке спортивных деле-
гаций и болельщиков в марте 
2019 года участвовали 23 пары 
поездов дальнего следования 
и 58 ежедневных внутриго-
родских рейсов электричек, 
в том числе 21 маршрут 
до спортивных объектов. 

«Дневной экспресс» – поезда, которые следуют в дневное время суток с маршрутной скоростью более 100 км/ч.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Пригородное пассажирское 

сообщение

В пригородном сообщении работают 
24 пригородные пассажирские ком-
пании (ППК), учрежденные с участием 
ОАО «РЖД», органов исполнительной 
власти регионов, частных инвесторов, 
а также ООО «Аэроэкспресс». 

Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале 
19 ППК составляет более 50 %. В январе 
2018 года ОАО «РЖД» изменило долю 
участия в уставном капитале АО «Цент-
ральная ППК» путем продажи своего 
пакета акций АО «Центральная ППК» 
на открытом аукционе. 

Государственная поддержка пригород-
ных перевозок в виде компенсации 
платы за инфраструктуру и установления 
льготного коэффициента 0,01 позволяет 
сформировать стоимость билетов в при-
городном сообщении на социально до-
ступном уровне. Большинство регионов 
в 2018 году приняли решение не повы-
шать тарифы на перевозку пассажиров.

Благодаря поддержке пригородного ком-
плекса на федеральном уровне удалось 
не только стабилизировать перевозки, 
но и обеспечить расширение транспорт-
ного предложения в регионах. Компания 
в качестве владельца инфраструктуры 
общего пользования выполнила свои обя-
зательства перед всеми перевозчиками. 

Итоги деятельности ППК в 2018 году

Доходы ППК от перевозки пассажиров 
составили 28,5 млрд руб., что на 6 % боль-
ше, чем в предыдущем году. При этом 
19 перевозчиков из 24 обеспечили рост 
доходов в 2018 году к уровню 2017 года.

Расходы по перевозочной деятельности 
составили 37,4 млрд руб., что выше 
уровня 2017 года на 4 %.

Пассажирооборот в пригородном сообщении по категориям, 

млрд пасс.-км

Количество отправленных пассажиров в пригородном сообщении, перевезенных 
по инфраструктуре ОАО «РЖД», по категориям, 

млн человек

В 2018 году ППК – дочерние и зави-
симые общества ОАО «РЖД» – сни-
зили задолженность за предыдущие 
периоды по договорам с ОАО «РЖД» 
на 0,9 млрд руб. При этом в 2018 году 
20 компаний достигли уровня безубыточ-
ности

1

.

АО «Северо-Западная ППК», АО «Московско-Тверская ППК», АО «Волго-Вятская ППК», АО «Содружество», АО «Северо-Кавказская ППК», АО «Кубань Экспресс-Пригород», 

АО «ППК «Черноземье», АО «Саратовская ППК», АО «Волгоградтранспригород», АО «Башкортостанская ППК», АО «Самарская ППК», АО «ППК», АО «Омск-пригород», 

АО «

 

Экспресс-пригород», АО «Алтай-Пригород», АО «Краспригород», АО «Байкальская», АО «Забайкальская ППК», АО «Экспресс Приморья», АО «ПКС».

О финансовых результатах деятельности отдельных 
ППК читайте в приложении 14

2014

2015

2016

2017

2018

Платные

22,2

20,7

21,8

20,4

21,7

2,8

3,1

2,9

3,3

3,5

4,0

3,2

3,1

3,3

3,3

4,1

4,0

4,1

3,9

4,1

33,1

31,0

31,9

30,9

32,6

Федеральные

Региональные

Другие перевозки

2014

2015

2016

2017

2018

770,2

677,1

764,8

660,5

697,9

63,8

71,0

64,7

73,3

76,8

106,5

83,3

80,3

85,6

87,8

106,4

104,1

105,9

103,1

104,8

1 046,9

935,5

1 015,7

922,5

967,3

Платные

Федеральные

Региональные

Другие перевозки

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

76

/77

Компенсация выпадающих доходов перевозчиков

Уровень компенсации субъектами Российской Федерации, 

количество субъектов

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

1

Прибыльные регионы 

5

5

5

5

6

Полная компенсация убытков

15

34

34

31

28

Компенсация от 80 до 99 % 

9

17

19

17

22

Компенсация от 50 до 80 % 

19

5

4

8

6

Компенсация менее 50 % 

22

10

8

10

4

Регионы, не предусмотревшие компенсации

3

1

2

1

0

Регионы, на территории которых пригородные перевозки не осуществляются

0

1

1

1

0

Итого

73

73

73

73

66

Развитие мультимодальных 
пересадочных узлов в 2018 году

Новые транспортно-пересадочные узлы 
(далее – ТПУ) доступны для маломобиль-
ных групп населения и отвечают всем 
современным требованиям. Так, в янва-
ре 2018 года в Нижнем Новгороде был 
открыт ТПУ «Канавинский». Он отвечает 
всем современным требованиям и име-
ет паспорт доступности для маломо-
бильных групп населения, утвержденный 
Нижегородской областной организацией 
«Всероссийское общество слепых» и Ни-

жегородской региональной организаци-
ей общества инвалидов «Инватур». 

В 2018 году организовано 110 новых 
мультимодальных маршрутов «приго-
родный поезд + автобус». Основные 
маршруты: Белгород – Алексеев-
ка – Россошь – Адлер / Кисловодск – 
 Анапа – Новороссийск, Бокситы – 
 Серов – Екатеринбург, Валуйки – Старый 
Оскол – Москва, Вологда – Ярославль – 
Москва, Кострома – Ярославль – Санкт-
Петербург, курорты Абхазии.

В качестве единой информационной 
системы планируется использовать 
ИТ-платформу «Инновационная мобиль-
ность» для продажи проездных докумен-
тов в мультимодальном сообщении. 

Данная система позволит пассажирам: 

 

оптимизировать время в пути за счет 
выбора оптимального маршрута;

 

сразу узнать стоимость всей поездки 
«от двери до двери»;

 

управлять поездкой через единый 
 интерфейс.

Результаты компенсации субъектами 
Российской Федерации выпадающих 
доходов перевозчиков за 2018 год

Субъекты Российской Федерации 
в соответствии с Федеральным зако-
ном от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ 
«Об общих принципах организации 
законодательных (представительных) 
и исполнительных органов власти субъ-
ектов Российской Федерации» формиру-
ют заказ перевозчикам на организацию 
транспортного обслуживания населения 
железнодорожным транспортом в при-
городном сообщении. На 2018 год ППК 

заключили 83 договора на организацию 
транспортного обслуживания населения 
с 66 субъектами Российской Федерации.

В 2018 году ППК – дочерние и зависи-
мые общества ОАО «РЖД» – по резуль-
татам взаимодействия с субъектами 
Российской Федерации получили фи-
нансирование в размере 12,9 млрд руб. 
с учетом прошлых периодов.

Проведена работа по выполнению пору-
чения Президента Российской Феде-
рации от 8 июля 2014 года № Пр-1592 
по урегулированию задолженности субъ-

ектов Российской Федерации перед при-
городными пассажирскими компаниями 
за предыдущие периоды.

В целях возврата задолженности регио-
нов, возникшей перед пригородными 
компаниями холдинга «РЖД», с 38 субъ-
ектами Российской Федерации подпи-
сано 64 соглашения по задолженности 
за 2011–2017 годы на сумму 9,1 млрд 
руб., из них 21 соглашение исполнено, 
остальные находятся в процессе реали-
зации. 

Без учета АО «Центральная ППК».

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Московское центральное кольцо 
в 2018 году

По итогам 2018 года МЦК перевезло 
129,6 млн пассажиров (+17 % к уровню 
2017 года), а с начала эксплуатации 
(2016 год) – более 267,6 млн пассажиров. 
Это обусловлено открытием новых стан-
ций Московского метрополитена, а также 
большим количеством туристов и бо-
лельщиков, посетивших Москву в период 
проведения Чемпионата мира по футболу 
FIFA 2018™. В начале осени были сданы 
в эксплуатацию жилые объекты, распо-
ложенные в непосредственной близости 
от МЦК, что также дало прирост пассажи-
ропотока. 

Среднесуточная отправка пассажиров 
составляет уже более 400 тыс. человек 
и постоянно растет. Максимальное 
количество пассажиров в сутки было 
перевезено на МЦК 7 ноября 2018 года – 
501 767 человек. 

Развитие МЦК продолжается. В настоя-
щее время выполнена работа по ими-
тационному моделированию для пяти-, 
четырех- и трехминутных интервалов 
движения поездов. Движение электропо-
ездов «Ласточка» с четырехминутным ин-
тервалом позволит увеличить пропускную 
способность МЦК минимум до 592 тыс. че-
ловек в сутки (215 млн пассажиров в год), 
максимум – до 806 тыс. человек в сутки 
(295 млн пассажиров в год). 

Проект «Городская электричка»

Положительный отклик у пассажиров 
в 2018 году получил развивающийся 
в регионах проект «Городская электрич-
ка», интегрирующий железнодорожные 
перевозки в городскую среду, когда 
связь между различными районами 
осуществляют пригородные поезда.

Первый проект «Городской электрички», 
запущенный в 2012 году в Красноярске, 

на сегодняшний день может считаться 
наземным аналогом метро. При прове-
дении XXIX Всемирной зимней универ-
сиады он успешно перевозил зрителей 
и клиентские группы. В сентябре 
2016 года в Москве начало функциони-
ровать МЦК.

Развитие городского железнодорожно-
го транспорта позволяет:

 

снизить загруженность автомагистра-
лей;

 

улучшить качество и доступность 
транспортных услуг;

 

повысить мобильность населения;

 

сократить время на дорогу из приго-
родов. 

Сейчас проект «Городской электрички» 
реализован в 11 городах: Москва, Крас-
ноярск, Уфа, Ростов-на-Дону, Тамбов, Во-
ронеж, Волгоград, Калининград, Казань, 
Ярославль, Екатеринбург.

Пассажирские перевозки в дальнем следовании

В дальнем следовании на железнодорож-
ной инфраструктуре работают шесть пере-
возчиков пассажиров: АО «Федеральная 
пассажирская компания», ЗАО ТК «Гранд 
Сервис Экспресс», ООО «Тверской 
экспресс», ЗАО «ТрансКлассСервис», 
ОАО «Пассажирская компания «Сахалин» 
и ОАО «РЖД» в лице филиала – Дирекции 
скоростного сообщения.

Объем перевозок в дальнем следовании, 
выполняемый дочерними обществами 
ОАО «РЖД», составляет 94,7 % в пассажи-
рообороте (в том числе доля АО «ФПК» 
по пассажирообороту поездами собствен-
ного формирования – 94,4 %, прочих 
ДЗО – 0,3 %). Доля ОАО «РЖД» в пассажи-
рообороте составляет 4 %, доля независи-
мых перевозчиков – 1,3 %. 

В 2018 году пассажирооборот по инфра-
структуре ОАО «РЖД» в дальнем следова-
нии составил 96,3 млрд пасс.-км (+5,7 % 

к уровню 2017 года). Отправление пасса-
жиров выросло на 7,9 %, до 110,3 млн че-
ловек.

Итоги работы АО «ФПК»

По итогам 2018 года пассажирооборот 
АО «ФПК» составил 91,6 млрд пасс.-км, 
что на 5,3 % выше уровня 2017 года. 
В течение года компания перевезла 
102 млн пассажиров. В поездах форми-
рования АО «ФПК» пассажирооборот 
на всем маршруте следования составил 
87,7 млрд пасс.-км, что на 6 % выше уров-
ня 2017 года:

 

в дерегулированном сегменте – 
33,6 млрд пасс.-км (+19,5 % к показате-
лю 2017 года);

 

в регулируемом сегменте – 
54,1 млрд пасс.-км (–1 % к 2017 году). 

Количество отправленных 
пассажиров в дальнем 
следовании, 

млн человек

2014

2015

2016

2017

2018

103,1

101,4

97,9

102,2

110,3

Узнать больше о компании можно на сайте: 

http://fpc.ru

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

78

/79

В 2018 году на 23 % возросло отправление 
пассажиров поездами дальнего следова-
ния с дневным режимом пропуска

1

, всего 

перевезено 15 млн человек. Для пасса-
жиров это комфортно благодаря удоб-
ному времени отправления и прибытия, 
инновационному подвижному составу, 
конкурентным преимуществам относи-
тельно авиа- и автотранспорта (время 
в пути и стоимость).

По итогам 2018 года на 37 % возросло 
отправление пассажиров двухэтажны-
ми поездами, всего перевезено около 
4,6 млн человек. Доля перевозок пассажи-
ров двухэтажными поездами от общего 
объема перевозок АО «ФПК» состави-
ла 4,7 %. По состоянию на 31 декабря 
2018 года в парке АО «ФПК» находилось 
362 двухэтажных вагона. Двухэтажный 
подвижной состав используется в 12 парах 
поездов на девяти маршрутах (Москва – 
Санкт-Петербург / Адлер / Воронеж / 
Казань / Самара / Кисловодск / Ижевск, 
Санкт-Петербург – Адлер и Ростов-на-До-
ну – Адлер).

Доходы АО «ФПК» по основной деятельно-
сти в 2018 году составили 226,1 млрд руб. 
(рост на 4,6 %), в том числе 202,4 млрд руб. 
от пассажирских перевозок (рост на 4,5 %). 
Такой эффект достигнут за счет роста 
объема перевозок в целом по Компании 
на 5,3 % к уровню 2017 года.

Международное сообщение

В 2018 году в международном сообще-
нии перевезено 6,79 млн пассажиров, 
что на 4,8 % меньше, чем в 2017 году.

В сообщении между Россией и стра-
нами СНГ и Балтии перевезено 
5,79 млн человек, что на 5,4 % меньше, 
чем в 2017 году. Количество перевезен-
ных пассажиров в сравнении с 2017 го-
дом выросло в сообщении с Казахста-

ном (на 18,5 %), Азербайджаном (6,1 %), 
Эстонией (0,7 %). Наибольшее снижение 
отмечено в сообщении с Узбекистаном 
и Молдовой  (на 18,1 и 1,6 % соответ-
ственно).

В страны дальнего зарубежья в 2018 году 
перевезено 701,6 тыс. человек, 
что на 0,6 % меньше, чем в 2017 году. 
Количество перевезенных пассажиров 
выросло в сообщении с Финляндией 
(на 0,5 %), Германией (3,6 %) и Итали-
ей (14,4 %). Снизился пассажиропоток 
по сравнению с 2017 годом в сообщении 
с КНДР (19,7 %), Китаем (7,9 %), Поль-
шей (17,5 %), Чехией (23,3 %), Австрией 
(54,2 %), Францией (23,1 %).

Скоростные пассажирские перевозки

Скоростные перевозки осуществляют 
АО «ФПК» и филиал ОАО «РЖД» – Ди-
рекция скоростного сообщения. Основ-
ные направления скоростных перевозок 
ОАО «РЖД»: Москва – Санкт-Петербург, 
Нижний Новгород – Москва – Санкт-
Петербург, Санкт-Петербург – Бологое, 
Москва – Иваново.

В 2018 году пассажирооборот в ско-
ростном и высокоскоростном сообще-
ниях составил 7,3 млрд пасс.-км с ро-
стом к показателю 2017 года на 19,9 %. 
Количество пассажиров, отправленных 
скоростными и высокоскоростными 
поездами, составило в 2018 году 
15,6 млн человек, что на 25,8 % больше, 
чем в 2017 году.

В 2018 году продолжилось курсирова-
ние сдвоенного состава поезда «Сап-
сан», запущенного с августа 2014 года 
по направлению Москва – Санкт-Пе-
тербург. 30 апреля был установлен 
рекорд перевозок за всю историю 
эксплуатации высокоскоростных поез-
дов – 20,787 тыс. пассажиров за сутки. 

14 июня 2018 года из Санкт-Петербурга 
в Москву отправился 30-миллион-
ный пассажир поезда «Сапсан». Всего 
в 2018 году поезда «Сапсан» перевезли 
5,15 млн пассажиров (+2,8 % к показате-
лю 2017 года).

В 2018 году 29 пар скоростных поездов 
формирования АО «ФПК» курсировали 
по 11 маршрутам. Скоростные поезда 
«Ласточка» перевезли 6,8 млн пассажи-
ров, что на 42 % выше уровня 2017 года. 
При этом доля перевозок пассажиров 
поездами «Ласточка» от общего объема 
перевозок АО «ФПК» составила 7 %. 

Тема скоростного железнодорожного 
сообщения обсуждалась в феврале 
2019 года в рамках Российского инве-
стиционного форума в Сочи. Генераль-
ный директор – председатель правления 
ОАО «РЖД» Олег Белозёров принял 
участие в сессии «Экономика городского 
комфорта», посвященной вопросам раз-
вития больших и малых городов России.

В качестве одного из примеров разви-
тия городов за счет новых транспортных 
решений участники сессии назвали запуск 
скоростного электропоезда «Ласточка» 
между Москвой и Иваново в марте 
2018 года. Спрос на эти поездки очень вы-
сок, и с февраля 2019 года ОАО «РЖД» на-
значило на этом маршруте четвертую пару 
экспрессов. Запуск «Ласточки» в Ивано-
во – уникальный проект, так как для него 
пришлось применить соединение тепло-
воза с электропоездом. Это позволило 
обеспечить движение электропоездов 
как по электрифицированным (191 км 
от Москвы до Владимира), так и по не-
электрифицированным участкам пути 
(136 км от Владимира до Иваново).

«Дневные поезда» — поезда, которые следуют в дневное время суток и состоят в основном из вагонов с местами для сидения.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

НОВЫЕ ВОКЗАЛЫ 
ДОСТУПНЫ 
ДЛЯ ВСЕХ 
ПАССАЖИРОВ

В мае 2018 года на Юго-
Восточной железной дороге 
был открыт новый вокзал 
на ст. Придача. Это крупный 
пересадочный узел в го-
родской черте Воронежа. 
Через станцию проходит 
подавляющее большинство 
поездов дальнего следования 
из Москвы, Санкт-Петербурга 
и других регионов России 
в южном направлении (Ростов-
на-Дону, Новороссийск, Сочи).

Новый вокзал на ст. Придача 
оснащен современными си-
стемами вентиляции, конди-
ционирования, отопления, 
освещения. На втором этаже 
размещается кафе, обустрое-
на детская игровая комната. 
К услугам пассажиров авто-
матическая камера хранения 
и устройства для зарядки 
мобильных телефонов. 

Здание удобно и для маломо-
бильных пассажиров: устрое-
ны пандусы, нанесены так-
тильные полосы. На вокзале 
установлен специальный лифт, 
предусмотрены места для кре-
сел-колясок.

Развитие вокзальной инфраструктуры

Наиболее значимым событием 2018 года 
стала подготовка вокзальной инфра-
структуры к Чемпионату мира по футбо-
лу FIFA 2018™: 13 вокзальных комплек-
сов, 18 платформ и два пешеходных 
моста. Были также проведены работы 
по капитальному ремонту на 22 вокзаль-
ных комплексах, в том числе на 11 пас-
сажирских платформах.

Для обеспечения безопасности пасса-
жиров 32 вокзала были дооснащены 
дополнительным досмотровым обо-
рудованием и другими техническими 
средствами. Подразделения транспорт-
ной безопасности были привлечены 
к работе на 45 объектах транспортной 
инфраструктуры, а еще на 293 объектах 
проведена дополнительная оценка уязви-
мости.

Для того чтобы пассажиры чувствова-
ли себя комфортно во время поездки 
и могли строить маршрут без затрудне-
ний, дополнительно на 53 вокзалах была 
внедрена централизованная система 
информирования пассажиров (ЦСИП), 
а на 25 вокзалах – системы управле-
ния очередью. Для удобства семейных 
путешествий на крупнейших вокзалах 
было установлено 40 игровых площадок, 
еще на 24 вокзалах были организованы 
детские игровые зоны.

Доступность железнодорожного транс-
порта для маломобильных граждан

ОАО «РЖД» уделяет особое внимание 
помощи гражданам с ограниченной 
мобильностью. ДПР синхронизирована 
с соответствующими положениями госу-
дарственных программ Российской Феде-
рации и учитывает требования законода-
тельства Российской Федерации в части 
обеспечения доступности для маломо-
бильных пассажиров объектов транс-
портной инфраструктуры, транспортных 
средств и предоставляемых на них услуг.

С целью повышения доступности объек-
тов и услуг железнодорожного транс-
порта для маломобильных пассажиров 
в рамках ДПР планируется: 

 

внедрение стандартов обслуживания 
маломобильных пассажиров; 

 

оказание ситуационной помощи 
пассажирам с нарушениями функций 
опорно-двигательного аппарата, слуха 
и зрения; 

 

обеспечение доступности пассажир-
ской инфраструктуры и подвижного 
состава. 

Указанные инициативы позволят 
к 2025 году увеличить: долю доступных 
для маломобильных пассажиров вокза-
лов пассажирообразующих станций – 
с 10 до 43 %, вагонов в поездах дальнего 
следования – с 60 до 85 %, пригородных 
пассажирских поездов – с 10 до 25 %, 
высокоскоростных пассажирских поез-
дов – до 100 %.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

80

/81

Чемпионат мира по футболу FIFA 2018™

В период с 14 июня по 15 июля 2018 года в 11 городах России (Калининград, Санкт-
Петербург, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Самара, Саранск, Сочи, 
Ростов-на-Дону, Волгоград) прошли футбольные матчи Чемпионата мира по футболу 
FIFA 2018™. 

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..