96
97
Годовой отчет – 2017
Российские железные дороги
Проект «Цифровая железная дорога»
В рамках реализации программы «Цифровая экономика Рос-
сийской Федерации» в ОАО «РЖД» разработана и утверждена
Концепция реализации комплексного научно-технического
проекта «Цифровая железная дорога». Планируемые этапы
реализации проекта:
утверждение плана по разработке и актуализации нор-
мативной базы в части развития и внедрения цифровых
технологий в бизнес-процессы Холдинга;
формирование управляющих органов проекта на основе
проектно-ориентированного подхода;
утверждение дорожной карты реализации проекта на сред-
несрочный период до 2020 года, включая требования
информационной безопасности;
подготовка предложений по внесению дополнений в про-
грамму «Цифровая экономика Российской Федерации»
в Минтранс России и подкомиссию по цифровой эконо-
мике Правительственной комиссии по использованию
информационных технологий для улучшения качества
жизни и условий ведения предпринимательской деятель-
ности и формирование заявки на включение в программу
«Цифровая экономика Российской Федерации» отраслево-
го направления «Цифровой транспорт и логистика».
Инновационные технологии уже использованы при проведении
доработки программы АПК «Эльбрус» (построение прогноз-
ных графиков движения поездов на основе имитационного
моделирования). С помощью цифровых технологий совершен-
ствуется информационное взаимодействие с портами, разви-
вается электронный документооборот, как технологический,
так и внешний с таможенными органами и другими участни-
ками перевозочного процесса.
Партнерство с научными организациями, фондами и стартапами
Сотрудничество Компании с научными организациями осу-
ществляется при выполнении работ по плану научно-техни-
ческого развития ОАО «РЖД», а также в рамках совместного
с Российским фондом фундаментальных исследований
(РФФИ) конкурса по отбору проектов, результаты которых
могут быть использованы для решения задач, стоящих перед
Компанией. По итогам конкурса, объявленного в декабре
2016 года, в 2017 году из 240 представленных проектов 46 по-
лучили поддержку.
Финансирование поддержанных проектов осуществляется
на паритетной основе за счет целевого взноса ОАО «РЖД»
и субсидии из федерального бюджета, предоставленной
Фонду на финансовое обеспечение научных проектов. Получа-
телями грантов являются научные коллективы из отраслевых
институтов и вузов, учреждений РАН и других научных органи-
заций. Наиболее перспективные проекты для ОАО «РЖД» будут
определены по результатам анализа отчетов по первому этапу
конкурса в мае 2018 года.
Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве между
ОАО «РЖД» и некоммерческой организацией «Фонд развития
центра разработки и коммерциализации новых технологий»
в целях внедрения разработок участников инновационного цен-
тра «Сколково» в деятельности ОАО «РЖД».
Также в 2017 году приняты решения о формате работы
со стартап-компаниями и стартап-проектами с инновацион-
ными решениями, установлены лимиты финансирования
на 2018 год на организацию венчурного финансирования
по этому направлению. Проведен первый курс обучения работ-
ников, ответственных за взаимодействие со стартап-компания-
ми в подразделениях, отобраны пилотные проекты, на основе
которых будет построена система работы Компании по привле-
чению новых прорывных технологий.
УЧАСТИЕ ОАО «РЖД» В ПРОГРАММЕ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Программа «Цифровая экономика Российской Феде-
рации» утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 июля 2017 года
№ 1632-р. Программой определены цели, задачи, на-
правления и сроки реализации основных мер государ-
ственной политики по созданию необходимых условий
для развития в России цифровой экономики.
В Программе определены пять базовых направлений
развития цифровой экономики на период до 2024 года:
к ним отнесены нормативное регулирование, кадры,
формирование исследовательских компетенций и тех-
нических заделов, информационная инфраструктура
и информационная безопасность.
ОАО «РЖД» взаимодействует с организациями, ответ-
ственными за реализацию Программы, и участвует
в мероприятиях, направленных на цифровую трансфор-
мацию транспортной отрасли Российской Федерации.
Уже сейчас реализуется несколько инновационных
проектов по программе цифровизации. В частности,
на выделенных полигонах сети, в том числе на Ок-
тябрьской железной дороге и Восточном полигоне,
введены в эксплуатацию подпроекты Интеллекту-
альной системы управления на железнодорожном
транспорте (ИСУЖТ). Задача ИСУЖТ – комплексная
автоматизация к 2025 году процессов управления
перевозочным процессом, транспортной логистикой
и предоставлением транспортных услуг на железнодо-
рожном транспорте в целях повышения эффективно-
сти деятельности ОАО «РЖД» и безопасности перево-
зок. В рамках системы создается автоматизированный
центр поддержки принятия решений, позволяющих
управлять производственными процессами в реальном
времени, планировать работу, моделировать и прогно-
зировать развитие ситуаций в целом.
Есть также ряд проектов по внедрению беспилотных технологий, завершение которых планируется в 2019 году,
а именно:
управление движением поездов без машиниста
на Московской железной дороге. В рамках этого
проекта проведены стендовые испытания блока об-
наружения препятствий, разработаны программное
обеспечение и конструкторская документация части
подсистем проекта;
управление локомотивом без машиниста для ма-
невровой работы на Октябрьской железной дороге.
Для этого проекта разработаны конструкторская до-
кументация и программное обеспечение дистанци-
онного рабочего места машиниста-оператора, создан
опытный образец бортового оборудования для уста-
новки на локомотив ТЭМ7А и выполнен монтаж
стационарного оборудования для предварительных
испытаний дистанционного управления локомоти-
вом на основе видеоконтроля;
разработка и внедрение интегрированного поста
автоматизированного приема и диагностики по-
движного состава на сортировочных станциях
на ст. Батайск Северо-Кавказской железной дороги;
расширение функциональных возможностей
комплексной электронной системы актуализации
данных о временных предупреждениях участка Мо-
сква – Узуново Московской железной дороги;
расширение функциональных возможностей систе-
мы интервального регулирования движения по сиг-
налам автоматической локомотивной сигнализации
с передачей данных по цифровому радиоканалу
без применения рельсовых цепей на участке Болше-
во – Фрязино Московской железной дороги;
создание Центра автоматического мониторинга
параметров движения.
Портрет Компании
Обращение руководства ОАО «РЖД»
Стратегический отчет
Обзор результатов
Устойчивое развитие
Корпоративное управление
Приложения