ОАО "РЖД". Заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2018 год - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОАО "РЖД". Заключение о консолидированной финансовой отчетности за 2018 год - часть 6

 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

86 

25. 

Субсидии 

 

Субсидии за годы, закончившиеся 31 декабря 2018 и 2017 гг., включали: 
 

  

2018 г. 

2017 г. 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

Субсидии из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, 

возникающих в результате государственного регулирования тарифов 

на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного 

транспорта в пригородном сообщении 

31 282 

30 003 

Субсидии из федерального, региональных и муниципальных бюджетов 

на компенсацию потерь в доходах в пригородном сообщении  

9 357 

8 809 

Субсидии из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, 

возникающих в результате государственного регулирования тарифов 

на пассажирские перевозки дальнего следования 

8 854 

7 751 

Субсидия на возмещение затрат, связанных с содержанием 

инфраструктуры железнодорожного транспорта при осуществлении 

перевозок пассажиров на МЦК  

5 567 

1 283 

Субсидии из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, 

возникающих в результате установления льготных тарифов на 

перевозку зерна 

1 490 

– 

Прочие субсидии и компенсации, полученные из федерального, 

региональных и муниципальных бюджетов 

159 

331 

Итого субсидии 

56 709 

48 177 

 
 
26. 

Прочие доходы 

 

Прочие доходы за годы, закончившиеся 31 декабря 2018 и 2017 гг., включали: 
 

  

2018 г. 

2017 г. 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

Доходы от аренды прочего имущества 

12 466 

12 398 

Прибыль от выбытия основных средств, нетто 

3 731 

300 

Штрафы, выставленные клиентам 

4 575 

3 784 

Прибыль от выбытия материально-производственных запасов, нетто 

3 835 

1 371 

Прочие доходы  

7 727 

7 159 

Итого прочие доходы 

32 334 

25 012 

 
 
27. 

Прочие расходы 

 

Прочие расходы за годы, закончившиеся 31 декабря 2018 и 2017 гг., включали: 
 

  

2018 г. 

2017 г. 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

Расходы по аренде 

6 636 

6 455 

Взносы в профсоюз, членские взносы в профессиональные ассоциации 

3 588 

3 320 

Расходы по банковским услугам 

2 806 

2 940 

Благотворительность и спонсорская помощь 

2 659 

2 446 

Штрафы, выставленные клиентами 

2 198 

1 826 

Изменение в резерве под иски и претензии, нетто (Примечание 15) 

1 251 

5 495 

Убыток от обесценения инвестиций в ассоциированные организации и 

совместные предприятия 

1 132 

715 

Прочие расходы  

9 613 

6 794 

Итого прочие расходы 

29 883 

29 991 

 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

87 

28. 

Налог на прибыль 

 

Основные  компоненты  налога  на  прибыль  за  годы,  закончившиеся  31  декабря  2018  и  2017  гг., 

включали: 

  

2018 г. 

2017 г. 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

Текущий налог на прибыль 

  

  

Расходы по налогу на прибыль – текущая часть 

(39 257) 

(40 154) 

Корректировка в отношении текущего налога на прибыль предыдущих 

периодов и штрафы и пени по налогу на прибыль, нетто 

(474) 

201 

Резерв по обязательствам по налогу на прибыль  

791 

3 848 

  

 

 

Отложенный налог на прибыль 

 

 

Связанный с возникновением и восстановлением временных разниц 

5 950 

(16 938) 

Расходы по налогу на прибыль, отраженные в отчете о прибылях и 

убытках 

(32 990) 

(53 043) 

  

 

 

Текущий налог на прибыль, отраженный в составе прочего совокупного 

дохода (Примечание 32) 

8 811 

171 

Отложенный налог на прибыль, отраженный в составе прочего 

совокупного дохода 

(2 678) 

(1 013) 

Итого налог на прибыль 

(26 857) 

(53 885) 

 

Отложенный налог на прибыль, в миллионах рублей, включает следующее: 

  

января 

2018 г. 

Приобре-

тение 

дочерних 

компаний 

Выбытие 

дочерних 

компаний 

Рекласси-

фикация в 

активы, 

предназна-

ченные для 

продажи 

Признан-

ный в 

прочем 

совокуп-

ном доходе 

Признание 

и восста-

новление 

временных 

разниц в 

прибылях 

и убытках 

31 декабря 

2018 г. 

Эффект на отложенный налог 

налогооблагаемых 

временных разниц 

  

  

  

  

  

  

  

Оценка основных средств 

(39 840) 

(156) 

34 

101 

(322) 

7 333 

(32 850) 

Оценка инвестиций в дочерние 

компании, ассоциированные 

организации и совместные 

предприятия 

(7 937) 

– 

– 

– 

– 

(3 284) 

(11 221) 

Оценка инвестиционной 

недвижимости 

(2 639) 

– 

– 

– 

(382) 

544 

(2 477) 

Оценка нематериальных 

активов 

(12 523) 

– 

(1 824) 

2 088 

(12 252) 

Прочие 

125 

(102) 

95 

(277) 

(719) 

(877) 

  

 

 

 

 

 

 

 

Эффект на отложенный налог 

вычитаемых временных 

разниц 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательства по 

вознаграждениям работникам 

по планам с установленными 

выплатами 

14 066 

– 

– 

– 

(53) 

(834) 

13 179 

Оценка дебиторской 

задолженности 

2 476 

– 

(5) 

– 

(56) 

(247) 

2 168 

Кредиторская задолженность / 

начисленные обязательства 

13 398 

– 

(27) 

(5) 

116 

(919) 

12 563 

Оценка производных 

финансовых инструментов 

5 914 

– 

– 

– 

– 

2 721 

8 635 

Налоговые убытки, 

переносимые на будущие 

периоды 

2 790 

– 

(103) 

(7) 

120 

(733) 

2 067 

Итого отложенное налоговое 

обязательство, нетто 

(24 170) 

(258) 

(1) 

92 

(2 678) 

5 950 

(21 065) 

 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

88 

28. 

Налог на прибыль (продолжение) 

 

  

На 1 января 

2017 г. 

Выбытие 

дочерних 

компаний 

Рекласси-

фикация в 

активы, 

предназна-

ченные для 

продажи 

Признанный 

в прочем 

совокупном 

доходе 

Признание 

и восстанов-

ление 

временных 

разниц в 

прибылях 

и убытках 

На  

31 декабря 

2017 г. 

Эффект на отложенный налог 

налогооблагаемых 

временных разниц 

  

  

  

  

  

  

Оценка основных средств 

(29 636) 

(96) 

(227) 

(9 882) 

(39 840) 

Оценка инвестиций в дочерние 

компании, ассоциированные 

организации и совместные 

предприятия 

(4 518) 

− 

− 

− 

(3 419) 

(7 937) 

Оценка инвестиционной 

недвижимости 

(2 984) 

− 

− 

(266) 

611 

(2 639) 

Оценка нематериальных активов 

(12 382) 

− 

(951) 

809 

(12 523) 

  

 

 

 

 

 

 

Эффект на отложенный налог 

вычитаемых временных разниц 

 

 

 

 

 

 

Пенсионные и прочие обязательства 

перед работниками по планам с 

установленными выплатами 

14 520 

− 

− 

417 

(871) 

14 066 

Оценка дебиторской задолженности 

5 698 

− 

(15) 

(1) 

(3 206) 

2 476 

Кредиторская задолженность / 

начисленные обязательства  

12 891 

− 

(41) 

63 

485 

13 398 

Оценка производных финансовых 

инструментов 

6 530 

− 

‒ 

− 

(616) 

5 914 

Налоговые убытки, переносимые на 

будущие периоды 

3 066 

− 

(107) 

51 

(220) 

2 790 

Прочие 

875 

(27) 

(99) 

(629) 

125 

Итого отложенное налоговое 

обязательство, нетто 

(5 940) 

(285) 

(1 013) 

(16 938) 

(24 170) 

 

Увеличение  отложенного  обязательства  по  налогу  на  прибыль  в  сумме  2 064  миллиона  рублей, 

отраженное в составе прочего совокупного дохода за 2018 год, представляет собой эффект от пересчета 

в валюту представления (2017 год: 1 151 миллион рублей). 
 

По состоянию на 31 декабря 2018 г. Группа признала отложенное обязательство по налогу на прибыль 

в общей сумме 11 221 миллион рублей (на 31 декабря 2017 г.: 7 937 миллионов рублей), возникающее 

вследствие налогооблагаемых временных разниц, связанных с инвестициями в дочерние компании, а 

также  ассоциированные  организации  и  совместные  предприятия,  планируемыми  к  выбытию  в 

обозримом будущем.  
 

По  состоянию  на  31  декабря  2018  г.  Группа  не  признала  отложенные  налоговые  активы  в  сумме 
15 498 

миллионов рублей (на 31 декабря 2017 г.: 13 515 миллионов рублей) и за 2018 год реализовала 

ранее  непризнанный  отложенный  налоговый  актив  в  отношении  налоговых  убытков  в  сумме 
272 

миллиона рублей (2017 год: 281 миллион рублей).  

 
 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

89 

28. 

Налог на прибыль (продолжение) 

 

Теоретический  налог  на  прибыль  соотносится  с  фактическим  налогом  на  прибыль,  отраженным  в 

консолидированном отчете о прибылях и убытках за 2018 и 2017 годы, следующим образом: 

 

  

2018 г. 

2017 г. 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

Бухгалтерская прибыль до налогообложения 

68 398 

192 747 

По ставке налога на прибыль, установленной российским 

законодательством, 20% (2017 г.: 20%) 

13 680 

38 549 

  

 

 

Корректировки в отношении текущего налога на прибыль 

предыдущих лет и штрафов по налогу на прибыль, нетто 

474 

(201) 

Движение резерва по обязательствам по налогу на прибыль 

(791) 

(3 848) 

Расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и 

прочие эффекты: 

 

 

Вознаграждения работников, не уменьшающие налоговую базу 

2 905 

3 406 

Социальные расходы, не уменьшающие налоговую базу 

3 897 

3 772 

Убытки от обесценения / (восстановление убытков от обесценения), 

незавершенного строительства и финансовых активов не 

вычитаемые для целей налогообложения 

522 

(765) 

Эффекты непризнанных отложенных налоговых активов 

1 983 

2 423 

Прочие расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, 

и прочие эффекты, нетто 

10 320 

9 707 

По эффективной ставке налога на прибыль 48% (2017 г.: 28%) 

32 990 

53 043 

Расход по налогу на прибыль, отраженный в консолидированном 

отчете о прибылях и убытках 

32 990 

53 043 

 
 

29. 

Операции со связанными сторонами 

 

В  соответствии  с  определением  МСФО  (IAS)  24  «Раскрытие  информации  о  связанных  сторонах» 

предприятие  является  связанным  с  предприятием-составителем  финансовой  отчетности,  если 

соблюдено любое из следующих условий: 
(a) 

рассматриваемое  предприятие  и  предприятие-составитель  финансовой  отчетности  являются 

членами одной группы (что означает, что все материнские, дочерние и сестринские компании 

являются связанными сторонами по отношению друг к другу); 

(б)  одно  предприятие  является  ассоциированным  или  совместным  предприятием  второго 

предприятия (либо ассоциированным или совместным предприятием члена группы, в которую 

входит второе предприятие); 

(в)  оба предприятия являются совместными предприятиями одной и той же третьей стороны; 
(г)  одно  предприятие  является  совместным,  а  второе  предприятие  является  ассоциированным 

предприятием одной и той же третьей стороны; 

(д)  предприятие представляет собой план вознаграждений по окончании трудовой деятельности в 

пользу работников либо предприятия-составителя финансовой отчетности, либо предприятия, 

являющегося  связанной  стороной  предприятия-составителя  отчетности.  Если  предприятие-

составитель отчетности само является таким планом, то финансирующие его работодатели также 

являются его связанными сторонами; 

(е)  предприятие находится под контролем или совместным контролем лица, которое: 

• 

обладает  контролем  или  совместным  контролем  над  предприятием-составителем 

финансовой отчетности; 

• 

обладает  существенным влиянием  на  предприятие-составителя  финансовой  отчетности; 

либо  

• 

является  членом  ключевого  управленческого  персонала  предприятия-составителя 

финансовой  отчетности  (или  материнской  компании  предприятия-составителя 

финансовой отчетности). 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

90 

29. 

Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 

В отношении каждой возможной операции со связанной стороной во внимание принимается сущность 

операции, а не только ее правовая форма. 
 

Связанные  стороны  могут  осуществлять  операции,  которые  не  имели бы места  между  сторонними 

компаниями. Также могут отличаться условия и суммы таких операций в сравнении с аналогичными 

операциями между несвязанными сторонами. 
 

Наиболее  существенные  остатки  задолженностей  по  операциям  со  связанными  сторонами  на 
31 

декабря  2018  и  2017  гг.  представлены  ниже  (характер  взаимоотношений  Группы  с  указанными 

связанными сторонами соответствует определениям, приведенным в п.п. (а)-(е) выше):  
 

  

31 декабря 2018 г. 

31 декабря 2017 г. 

Связанная сторона, характер отношений,  

характер операций 

Дебиторская 

задолженность, 

авансы 

выданные и 

прочие активы, 

нетто 

(Кредиторская 

задолженность, 

обязательства по 

договорам, 

заемные 

средства) 

Дебиторская 

задолженность, 

авансы 

выданные и 

прочие активы, 

нетто 

(Кредиторская 

задолженность, 

обязательства по 

договорам, 

заемные 

средства) 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

  

  

  

  

Операции с ассоциированными организациями и 

совместными предприятиями (б) 

  

  

  

  

Относящиеся к продажам и доходам 

  

  

  

  

Услуги по перевозкам  

224 

(1 325) 

428 

(509) 

Предоставление подвижного состава  

2 387 

(28) 

3 978 

(98) 

Прочие 

5 884 

(84) 

2 994 

(19) 

  

 

 

 

 

Относящиеся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Приобретение подвижного состава и запасных 

частей  

1 968 

(4 283) 

51 

(2 474) 

Приобретение оборудования, кроме подвижного 

состава 

1 744 

(534) 

− 

(244) 

Материалы и готовая продукция 

586 

(3 529) 

636 

(3 043) 

Проектно-изыскательские работы и строительство 

144 

(26 468) 

128 

(12 832) 

Ремонт и техническое обслуживание 

4 414 

(4 697) 

140 

(3 917) 

Прочие 

1 043 

(2 040) 

(914) 

  

 

 

 

 

Операции с министерствами и ведомствами 

Российской Федерации (a) 

 

 

 

 

Относящиеся к продажам и доходам 

 

 

 

 

Услуги по перевозкам 

12 584 

(104) 

14 761 

(85) 

Субсидии 

3 125 

− 

− 

− 

Проектно-изыскательские работы и строительство 

− 

(6 200) 

− 

(11 172) 

Прочие 

879 

(24) 

530 

(398) 

  

 

 

 

 

Относящиеся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Услуги по охране и пожарной безопасности 

− 

(1 932) 

− 

(1 568) 

Прочие 

480 

(788) 

50 

(309) 

  

 

 

 

 

Операции с компаниями, контролируемыми 

государством (a) 

 

 

 

 

Относящиеся к продажам и доходам 

 

 

 

 

Услуги по перевозкам 

2 991 

(9 329) 

2 044 

(12 153) 

Логистические услуги 

2 968 

(2) 

38 

(62) 

Строительство 

2 559 

(67) 

10 681 

(9 004) 

Прочие 

2 434 

(2 117) 

2 013 

(1 734) 

  

 

 

 

 

Относящиеся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Топливо 

37 

(12 801) 

12 

(4 415) 

Прочие 

2 422 

(3 715) 

1 641 

(2 817) 

 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

91 

29. 

Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 

  

31 декабря 2018 г. 

31 декабря 2017 г. 

Связанная сторона, характер отношений,  

характер операций 

Дебиторская 

задолженность, 

авансы 

выданные и 

прочие активы, 

нетто 

(Кредиторская 

задолженность, 

обязательства по 

договорам, 

заемные 

средства) 

Дебиторская 

задолженность, 

авансы 

выданные и 

прочие активы, 

нетто 

(Кредиторская 

задолженность, 

обязательства по 

договорам, 

заемные 

средства) 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

 

Операции с компаниями, находящимися под 

контролем или совместным контролем 

ключевого управленческого персонала  

Группы (е) 

 

 

 

 

Относящиеся к продажам и доходам 

 

 

 

 

Электроэнергия 

25 

(5) 

158 

− 

  

 

 

 

 

Относящиеся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Электроэнергия и теплоэнергия 

61 

(7 235) 

58 

(6 031) 

  

 

 

 

 

РЕЗЕРВ ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ 

 

 

 

 

Операции с организациями, связанными с 

государством (а) 

(10 675) 

− 

(8 092) 

− 

  

 

 

 

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 

 

 

 

Операции с ассоциированными организациями и 

совместными предприятиями (б) 

 

 

 

 

Дивиденды полученные 

98 

− 

230 

− 

Займы выданные 

3 880 

− 

− 

− 

  

 

 

 

 

Операции с компаниями, контролируемыми 

государством (a) 

 

 

 

 

Договоры финансовой аренды 

8 213 

− 

7 681 

− 

  

 

 

 

 

ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 

 

 

 

 

Компании, контролируемые государством (a) 

 

 

 

 

Займы полученные 

− 

(217 524) 

− 

(149 984) 

  

 

 

 

 

ОПЕРАЦИИ С ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ 

 

 

 

 

Пенсионные фонды (д) 

 

 

 

 

Взносы и прочие выплаты 

46 

(65) 

772 

(556) 

 

Наиболее  существенные  операции  со  связанными  сторонами  представлены  ниже  (характер 

взаимоотношений  Группы  с  указанными  связанными  сторонами  соответствует  определениям, 

приведенным в п.п. (а)-(е) выше): 

  

2018 год 

2017 год 

Связанная сторона, характер отношений,  

характер операций 

Продажи/ 

доходы 

(Закупки)/ 

(расходы) 

Продажи/ 

доходы 

(Закупки)/ 

(расходы) 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

  

  

  

  

Операции с ассоциированными организациями и 

совместными предприятиями (б) 

  

  

  

  

Относящиеся к продажам и доходам 

  

  

  

  

Услуги по перевозкам  

19 006 

− 

13 609 

− 

Предоставление подвижного состава  

8 535 

− 

24 932 

− 

Логистические услуги 

1 983 

− 

3 413 

− 

Прочие 

1 609 

− 

2 118 

− 

  

 

 

 

 

Относящиеся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Приобретение подвижного состава и запасных 

частей  

− 

(15 662) 

− 

(8 256) 

Услуги по перевозкам 

− 

(5 242) 

− 

(3 717) 

Материалы и готовая продукция 

− 

(53 447) 

− 

(32 708) 

Проектно-изыскательские работы и строительство 

− 

(37 204) 

− 

(26 575) 

Услуги сторонних организаций, относящиеся к 

интегрированным экспедиторским и 

логистическим услугам 

− 

(3 180) 

− 

(17) 

Ремонт и техническое обслуживание подвижного 

состава 

− 

(38 836) 

− 

(31 502) 

Прочие 

− 

(3 840) 

− 

(5 751) 

 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

92 

29. 

Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 

  

2018 год 

2017 год 

Связанная сторона, характер отношений,  

характер операций 

Продажи/ 

доходы 

(Закупки)/ 

(расходы) 

Продажи/ 

доходы 

(Закупки)/ 

(расходы) 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

 

Операции с министерствами и ведомствами 

Российской Федерации (a) 

  

  

  

  

Относящиеся к продажам и доходам 

  

  

  

  

Субсидии (Примечание 25) 

56 709 

− 

48 177 

− 

Проектно-изыскательские работы и строительство 

9 521 

− 

6 459 

− 

Услуги по перевозкам  

23 796 

− 

27 061 

− 

Прочие 

7 611 

− 

3 371 

− 

  

 

 

 

 

Относящиеся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Услуги по охране и пожарной безопасности 

− 

(18 526) 

− 

(15 536) 

Прочие 

− 

(6 654) 

− 

(1 360) 

  

 

 

 

 

Операции с компаниями, контролируемыми 

государством (a) 

 

 

 

 

Относящиеся к продажам и доходам 

 

 

 

 

Услуги по перевозкам 

176 434 

− 

177 788 

− 

Электроэнергия 

9 334 

− 

8 263 

− 

Логистические услуги 

3 752 

− 

473 

− 

Проектно-изыскательские работы и строительство 

1 249 

− 

5 237 

− 

Услуги связи 

190 

− 

1 044 

− 

Прочие 

7 554 

− 

7 365 

− 

  

 

 

 

 

Относящиеся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Топливо 

− 

(101 589) 

− 

(68 794) 

Приобретение подвижного состава 

− 

− 

− 

(6 526) 

Электроэнергия и теплоэнергия 

− 

(2 322) 

− 

(2 958) 

Расчетно-кассовое обслуживание, инкассация 

− 

(1 909) 

− 

(2 058) 

Материалы и готовая продукция 

− 

(1 594) 

− 

(2 094) 

Услуги связи 

− 

(951) 

− 

(928) 

Прочие 

− 

(13 957) 

− 

(19 820) 

  

 

 

 

 

Операции с компаниями, находящимися под 

контролем или совместным контролем 

ключевого управленческого персонала 

Группы (е) 

 

 

 

 

Относящиеся к продажам и доходам 

 

 

 

 

Электроэнергия 

1 079 

− 

1 025 

− 

  

 

 

 

 

Относящиеся к закупкам и расходам 

 

 

 

 

Электроэнергия и теплоэнергия 

− 

(165 187) 

− 

(155 870) 

  

 

 

 

 

РЕЗЕРВ ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ 

 

 

 

 

Операции с организациями, связанными с 

государством (а) 

− 

(2 604) 

− 

(7 855) 

  

 

 

 

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

 

 

 

 

Операции с ассоциированными организациями и 

совместными предприятиями (б) 

 

 

 

 

Дивиденды полученные 

969 

− 

891 

− 

  

 

 

 

 

Операции с компаниями, контролируемыми 

государством (a) 

 

 

 

 

Процентный доход по договорам финансовой 

аренды 

636 

− 

− 

− 

  

 

 

 

 

ОПЕРАЦИИ С ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ 

 

 

 

 

Пенсионные фонды (д) 

 

 

 

 

Взносы и прочие выплаты 

− 

(22 037) 

914 

(22 007) 

 

Данные о дебиторской задолженности и доходах от продажи от предоставления подвижного состава 

за 2017 год приведены в соответствие со способом их отражения, используемом в отчетном периоде. 
 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

93 

29. 

Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 

В  течение  года,  закончившегося  31  декабря  2018  г.,  компании  Группы  имели  банковские  счета  в 

организациях, являющихся связанными сторонами Группы. Остаток денежных средств и депозитов на 

счетах в данных организациях по состоянию на 31 декабря 2018 и 2017 гг. имел следующую структуру: 

 

 

31 декабря  

2018 

г. 

31 декабря 

2017 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Денежные средства и их эквиваленты на банковских счетах в банках, 

контролируемых государством 

111 137 

138 339 

Краткосрочные депозиты в банках, контролируемых государством 

1 074 

− 

Итого 

112 211 

138 339 

 

За  2018  год  процентные  доходы  от  операций  со  связанными  сторонами  составили  

781  миллион рублей  (2017  год:  4 263  миллиона  рублей),  а  процентные расходы  по  операциям  со 

связанными сторонами составили 15 692 миллиона рублей (2017 год: 13 843 миллиона рублей). 

 

Ставка  процента  по  кредитам,  полученным  Группой  от  связанных  сторон,  варьировалась  за  год, 

закончившийся 31 декабря 2018 г., от 1,95% (кредит, номинированный в евро) до 13,75% (2017 год: от 

1,95% (кредит, номинированный в евро) до 13,75%). 

 

Группа имела следующие гарантии в отношении связанных сторон на 31 декабря 2018 и 2017 гг.: 

 

 

31 

декабря 

2018 г. 

31 декабря 

2017 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Суммы гарантий, выданных Группой за связанные стороны 

4 681 

3 187 

Суммы гарантий, выданных Группой связанным сторонам 

2 788 

2 422 

Суммы гарантий, полученных Группой от связанных сторон 

16 268 

5 072 

 

По состоянию на 31 декабря 2018 и 2017 гг. руководство Группы оценивало вероятность предъявления 

к Группе требований по исполнению гарантий, представленных в таблице выше, как низкую.  

 

Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2018 г. суммы гарантий, выданных связанными сторонами за 

Группу, составляли 17 902 миллиона рублей (на 31 декабря 2017 г.: 7 448 миллионов рублей). 

 

Одна из дочерних компаний Группы заключила ряд договоров на приобретение подвижного состава, 

возврат сумм выданных авансов по которым обеспечивается банковскими гарантиями, полученными 

от  связанной  стороны,  на  общую  сумму  до  6 624  миллиона  рублей  (на  31  декабря  2017 г.:  до 
8 646 

миллионов рублей). 

 

За  год,  закончившийся  31  декабря  2018  г.,  Группа  имела  право  на  получение  от  федеральных  и 

региональных  министерств  Российской  Федерации  возмещения  разницы  в  стоимости  билетов  в 

отношении  ряда  льготных  категорий  пассажиров  в  размере  9 330  миллионов  рублей  (2017  год: 
7 334 

миллиона  рублей).  Сумма  дебиторской  задолженности  по  возмещению  разницы  в  стоимости 

пассажирских  билетов  по  состоянию  на  31  декабря  2018  г.  составила  4 115  миллионов  рублей  (на 
31 

декабря 2017 г.: 3 997 миллионов рублей). Группа признала обесценение данной непогашенной по 

состоянию  на  31 декабря  2018  г.  дебиторской  задолженности  в  размере  3 651 миллион  рублей  (на 
31 

декабря 2017 г.: 2 509 миллионов рублей).  

 

Кроме  того,  по  состоянию  на  31 декабря  2018  г.  у  Группы  имелась  дебиторская  задолженность  от 

Агентства  в  отношении  субсидии  на  компенсацию  потерь  в  доходах,  возникающих  в  результате 

государственного  регулирования  тарифов  на  услуги  по  использованию  инфраструктуры 

железнодорожного транспорта для пригородных пассажирских компаний за 2016-2017 годы в размере 
3 778 

миллионов рублей (на 31 декабря 2017 г.: 3 778 миллионов рублей), отраженная в составе статьи 

«Прочая  дебиторская  задолженность»  (Примечание  11).  В  отношении  полной  суммы  указанной 

задолженности Группой был создан резерв по состоянию на 31 декабря 2018 и 2017 гг.  

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

94 

29. 

Операции со связанными сторонами (продолжение) 

 

Группа также имеет право на получение субсидии из федерального бюджета на компенсацию потерь в 

доходах,  возникающих  в  результате  государственного  регулирования  тарифов  на  услуги  по 

использованию  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  для  пригородных  пассажирских 

компаний,  относящихся  к  периоду  2011-2014  годов.  Расчеты  с  Группой  по  данной  субсидии 

осуществляются  Агентством.  По  состоянию  на  31 декабря  2018 г.  балансовая  стоимость 

соответствующей 

долгосрочной 

дебиторской 

задолженности 

Агентства 

составила 

15 116 

миллионов рублей  (на  31 декабря  2017  г.:  16 289  миллионов  рублей).  В  течение  2018 года 

Группа получила 2 995 миллионов рублей от Агентства в счет погашения указанной задолженности 

(Примечание 8). 
 

По состоянию на 31 декабря 2018 г. в составе основных средств Группы числятся авансы, выданные за 

активы к получению по договору мены, заключенному с Росимуществом в декабре 2014 года, в сумме 
69 

142 миллиона рублей (на 31 декабря 2017 г.: 69 142 миллиона рублей). Передача основных средств 

по договору мены ожидается в 2019 - 2020 гг. 
 

По  состоянию  на  31  декабря  2016  г.  у Группы  имелась  дебиторская  задолженность  балансовой 

стоимостью  1 017  миллионов  рублей  от  Министерства  здравоохранения  и  социальной  защиты 

Российской  Федерации  за  перевозку  отдельных  категорий  пассажиров  в  2009-2011  годах.  По 

состоянию на 31 декабря 2017 г. признание указанной задолженности было полностью прекращено.  
 

В течение года, закончившегося 31 декабря 2017 г. Группа произвела досрочный выкуп объектов в 

финансовой аренде по договору между Компанией и АО «ВЭБ-лизинг», и погасила обязательства по 

финансовой аренде на сумму 38 119 миллионов рублей. 

 

 

Группа заключила ряд договоров страхования с группой «СОГАЗ», страховые взносы по договорам 

добровольного  медицинского  страхования  за  год,  закончившийся  31  декабря  2018 г.  составили 
7 611 

миллионов  рублей  (2017 год:  7 361  миллион  рублей),  страховые  взносы  по  договорам 

имущественного страхования составили 792 миллиона рублей (2017 год: 848 миллионов рублей). 
 

Ключевой  управленческий  персонал  включает  членов  совета  директоров  и  правления  Компании. 

Сумма  вознаграждения  членов  правления  по  результатам  работы  за  2018  год  составила 
1 336 

миллионов рублей, (2017 год: 1 268 миллионов рублей), и включает в себя краткосрочные виды 

вознаграждений.  Сумма  вознаграждения,  выплаченного  членам  совета  директоров  в  2018 году, 

составила 51,8 миллионов рублей (2017 год: 43,3 миллиона рублей). 
 
 
30. 

Договорные и условные обязательства 

 

Общеэкономическая и политическая ситуация 
 

Изменения  в  политической  ситуации,  законодательстве,  налоговом  и  нормативном  регулировании 

оказывают влияние на финансово-хозяйственную деятельность и рентабельность операций Группы. 

Характер и частота таких изменений и связанные с ними риски, которые, как правило, не покрываются 

страхованием, также как и их влияние на будущую деятельность и рентабельность операций Группы, 

непредсказуемы. 
 

Политика в области регулирования тарифов 
 

Возможные  реформы  тарифной  политики  могут  оказать  существенное  влияние  на  финансовое 

положение  и  результаты  деятельности  Компании.  Компания  ведет  постоянные  обсуждения  с 

Правительством  Российской  Федерации  в  отношении  формирования  тарифов  на  услуги 

железнодорожного  транспорта,  включая  выравнивание  тарифов  на  внутренние  и  международные 

перевозки, а также повышение уровня тарифов.  

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

95 

30. 

Договорные и условные обязательства (продолжение) 

 

Политика в области регулирования тарифов (продолжение)  
 

На данный момент невозможно предсказать, последуют ли в будущем, и, когда именно, какие-либо 

изменения в области регулирования тарифов. В данной консолидированной финансовой отчетности не 

были отражены какие-либо корректировки, которые могли бы возникнуть как следствие указанных 

выше  неопределенностей.  Такие  последствия  будут  отражены  в  консолидированной  финансовой 

отчетности Группы в том периоде, когда они проявятся, и станет возможной их денежная оценка. 
 

Налогообложение  
 

В настоящее время в России действует ряд налогов, установленных на федеральном и региональном 

уровне. Эти налоги включают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, налог 

на имущество, налог на доходы физических лиц и отчисления на социальное обеспечение, а также 

некоторые другие. 
 

Помимо  Российской  Федерации,  Группа  осуществляет  свою  деятельность  в  ряде  иностранных 

юрисдикций.  В  состав  Группы  входят  компании,  созданные  за  пределами  Российской  Федерации, 

которые подлежат налогообложению по ставкам и в соответствии с законодательством юрисдикций, в 

которых  компании  Группы  признаются  налоговыми  резидентами.  Налоговые  обязательства 

иностранных компаний Группы определяются исходя из того, что иностранные компании Группы не 

являются  налоговыми  резидентами  Российской  Федерации,  а  также  не  имеют  постоянного 

представительства  в  Российской  Федерации  и,  следовательно,  не  облагаются  налогом  на  прибыль 

согласно  российскому  законодательству,  за  исключением  случаев  удержания  налога  на  доходы  у 

источника (т.е. дивиденды, проценты, доход от прироста капитала и т.д.).  
 

В  2018  году  имело  место  дальнейшее  внедрение  механизмов,  направленных  против  уклонения  от 

уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций и агрессивных структур налогового 

планирования. В частности, эти изменения включали определение понятия бенефициарного владения, 

налогового  резидентства  юридических  лиц  по  месту  осуществления  фактической  деятельности,  а 

также подход к налогообложению контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации. 

Кроме этого, с 2019 года общая ставка налога на добавленную стоимость увеличивается до 20%, а 

также иностранные поставщики электронных услуг обязаны регистрироваться в российских налоговых 

органах и самостоятельно уплачивать налог на добавленную стоимость. 
 

В дополнение к этому, была законодательно установлена концепция налоговой выгоды в отношении 

всех налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, с фокусом на присутствие деловой 

цели при осуществлении хозяйственных операций, а также подтверждение исполнения обязательств 

по  заключенным  договорам  сторонами  договора,  либо  лицом,  на  которого  эти  обязательства  были 

переданы по договору или закону. Данное изменение существенно меняет концепцию признания факта 

получения  налогоплательщиками  необоснованной  налоговой  выгоды,  что  окажет  существенное 

влияние на сложившуюся ранее судебную практику. При этом практический механизм применения 

данной нормы еще не до конца урегулирован, а судебная практика по внесенным изменениям – не 

сформирована. 
 

Указанные  изменения,  а  также  последние  тенденции  в  применении  и  интерпретации  отдельных 

положений российского налогового законодательства указывают на то, что налоговые органы могут 

занять более жесткую позицию при интерпретации законодательства и проверке налоговых расчетов. 

Как следствие, налоговые органы могут предъявить претензии по тем сделкам и методам учета, по 

которым раньше они претензий не предъявляли. В результате, могут быть начислены значительные 

налоги, пени и штрафы. Определение сумм претензий по возможным, но не предъявленным искам, а 

также  оценка  вероятности  неблагоприятного  исхода,  не  представляются  возможными.  Налоговые 

проверки могут охватывать три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие 

году  проверки.  При  определенных  условиях  проверке  могут  быть  подвергнуты  и  более  ранние 

налоговые периоды. 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

96 

30. 

Договорные и условные обязательства (продолжение) 

 

Налогообложение (продолжение) 
 

По  мнению  руководства,  по  состоянию  на  31  декабря  2018  г.  соответствующие  положения 

законодательства интерпретированы им корректно, и резервы, связанные с обязательствами по уплате 

налогов (Примечания 15 и 28) отражены в консолидированной финансовой отчетности в достаточной 

сумме с учетом указанных выше рисков. Однако, существует вероятность того, что соответствующие 

государственные  органы  могут  занять  иную  позицию  в  отношении  вопросов,  допускающих 

возможность неоднозначного толкования, что может оказать существенное влияние на финансовую 

отчетность Группы.  
 

Страхование 
 

Руководством утверждена Корпоративная концепция страховой защиты компаний Группы. В рамках 

концепции  устанавливаются общие принципы для компаний Группы в отношении ключевых условий 

страхования. 
 

В течение 2018 года Группа продолжила обеспечивать страховое покрытие в отношении основных 

категорий  имущества.  Группа  не  имела  страхового  покрытия  в  отношении  риска  прерывания 

деятельности,  так  как  по  оценке  руководства  Группы,  соответствующие  расходы  на  страхование 

значительно превысили бы потенциальные убытки, связанные с указанным риском. 
 

Существенные договорные обязательства 
 

Начиная с 2011 года, Группа заключила ряд долгосрочных договоров на реконструкцию железных 

дорог,  туннелей,  мостов,  контактной  и  телекоммуникационных  сетей,  а  также  на  приобретение 

подвижного состава и путевой техники, включая договоры со связанными сторонами: 
 

 

Общая сумма по 

договору 

Обязательство  

по состоянию на  

31 декабря  

2018 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Договоры на строительство и реконструкцию инфраструктуры  

600 405 

339 744 

Договоры на приобретение подвижного состава 

540 921 

314 761 

Прочие договоры 

27 157 

17 862 

Итого 

1 168 483 

672 367 

 

В состав сумм в таблице выше включены суммы по договорам, заключенным со связанными сторонами 
– 

совместными  предприятиями  Компании  по  состоянию  на  31  декабря  2018  г.,  в  размере 

17 918 

миллионов рублей. По состоянию на 31 декабря 2018 г. обязательства по данным договорам со 

связанными сторонами составили 12 687 миллионов рублей.  
 

Кроме того, в 2017-2018 годах Группа заключила договоры на выполнение работ по капитальному 

ремонту и модернизации подвижного состава на общую суммы 126 146 миллионов рублей (в том числе 
121 

902  миллиона  рублей

 

по  договорам,  заключенным  со  связанными  сторонами  –  совместными 

предприятиями  Компании  по  состоянию  на  31 декабря  2018  г.).  Стоимость  работ,  планируемых  к 

выполнению по данным договорам после 31 декабря 2018 г., составляет 82 743 миллиона рублей (в том 

числе 79 371 миллион рублей по договорам, заключенным со связанными сторонами по состоянию на 

31 декабря 2018 г.). 
 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

97 

30. 

Договорные и условные обязательства (продолжение) 

 

Существенные договорные обязательства (продолжение) 
 

Группа также заключила ряд долгосрочных договоров на техническое обслуживание пассажирского 

подвижного состава на срок до 40 лет с компаниями Siemens AG и Patentes Talgo S.L. на общую сумму 
231 

394 миллиона рублей (в том числе 124 445 миллионов рублей, по оплате услуг, номинированных 

в евро, по курсу на 31 декабря 2018 г.). Стоимость работ, планируемых к выполнению по данным 

договорам  после  31 декабря  2018 г.,  составляет  204 463 миллиона рублей  (в  том  числе 
101 524 

миллиона рублей, по оплате услуг, номинированных в евро, по курсу на 31 декабря 2018 г.).  

 

Обязательства по операционной аренде 
 

Группа в качестве арендатора 
 

Дочерние  компании  Группы  арендуют  главным  образом  офисные  площади  и  производственные 

здания,  производственные  площади  и  оборудование,  транспортные  средства,  а  также  подвижной 

состав.  По  состоянию  на  31  декабря  2018  и  2017  гг.  будущие  минимальные  арендные  платежи  по 

договорам аренды без права досрочного расторжения составляют: 
 

 

31 декабря 

31 декабря 

 

2018 г. 

2017 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

До одного года 

17 788 

15 381 

От одного года до пяти лет 

15 991 

17 392 

Свыше пяти лет  

4 501 

3 460 

Итого минимальные арендные платежи 

38 280 

36 233 

 

Группа в качестве арендодателя 
 

Дочерние компании Группы сдают в аренду главным образом подвижной состав. По состоянию на 
31 

декабря 2018 и 2017 гг. будущие минимальные арендные платежи по договорам аренды без права 

досрочного расторжения составляют: 
 

 

31 декабря 

31 декабря 

 

2018 г. 

2017 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

До одного года 

1 640 

716 

От одного года до пяти лет 

1 067 

198 

Свыше пяти лет  

20 

14 

Итого минимальные арендные платежи 

2 727 

928 

 
 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

98 

31. 

Производные финансовые инструменты 

 

Номинальные и справедливые стоимости производных финансовых инструментов по состоянию на 
31 

декабря 2018 и 2017 гг. представлены в таблице ниже: 

 

  

31 декабря 2018 г. 

31 декабря 2017 г. 

  

Номи-

нальная 

стоимость 

Справедливая 

стоимость 

Номи-

нальная 

стоимость 

Справедливая 

стоимость 

  

Активы 

Обяза-

тельства 

Активы 

Обяза-

тельства 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Контракты по валютам 

  

  

  

  

  

  

Соглашения «своп» – иностранные 

3 035 

34 

(58) 

2 279 

79 

(60) 

Соглашения «своп» – на российском рынке 

225 219 

– 

(43 173) 

203 729 

– 

(29 148) 

  

 

 

 

 

 

 

Контракты по валютам и процентам 

 

 

 

 

 

 

Соглашения «своп» – на российском рынке 

– 

– 

– 

8 699 

– 

(420) 

  

 

 

 

 

 

 

Контракты по ценным бумагам 

 

 

 

 

 

 

Форвардные контракты – на российском 

рынке 

4 382 

– 

(860) 

4 382 

– 

(567) 

Опционы – на российском рынке 

5 841 

1 495 

– 

7 826 

3 417 

– 

  

 

 

 

 

 

 

Контракты по сырьевым сделкам 

 

 

 

 

 

 

Товарные опционы – иностранные 

1 279 

72 

– 

1 329 

(21) 

Итого активов/(обязательств) по 

производным финансовым 

инструментам 

 

1 601 

(44 091) 

 

3 503 

(30 216) 

 

Прибыли и убытки от изменения справедливой стоимости производных финансовых инструментов 

включаются в состав статьи «(Прибыль)/убыток от изменения справедливой стоимости финансовых 

инструментов, нетто», а также, в части переоценки инструментов хеджирования по хеджируемым 

денежным  потокам,  в  состав  статьи  «Эффекты  применения  учета  хеджирования» 

консолидированного  отчета  о  прибылях  и  убытках  и  статьи  «Переоценка  инструментов 

хеджирования» консолидированного отчета о прочем совокупном доходе.  
 
 
32. 

Эффекты применения учета хеджирования 

 

Начиная  с  июля  2015 года,  в  соответствии  с  МСФО  (IAS)  39  и  со  своей  утвержденной  политикой 

управления валютными рисками, принимая во внимание возросший риск изменения курса рубля по 

отношению  к  иностранным  валютам,  руководство  Компании  определило  сертификаты  долевого 

участия в займе и кредиты банков, номинированные в швейцарских франках, а также сертификаты 

долевого участия в займе, номинированные в долларах США (Примечание 14) и связанные с ними 

«своп»  соглашения,  в  качестве  инструментов  хеджирования  будущих  прогнозируемых  денежных 

потоков по выручке, номинированной в швейцарских франках. 
 

Также,  с  июля  2015  года  руководство  определило  часть  сертификатов  долевого  участия  в  займе, 

номинированных  в  евро  (Примечание  14

)

,  как  инструмент  хеджирования  чистых  инвестиций  в 

дочернюю компанию Gefco S.A. 
 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

99 

32. 

Эффекты применения учета хеджирования (продолжение) 

 

Хеджирование денежных потоков 
 

По состоянию на 31 декабря 2018 г. объектом хеджирования выступают прогнозируемые денежные 

потоки  по  выручке  от  транзитной  перевозки  грузов  через  территорию  Российской  Федерации, 

номинированной  в  швейцарских  франках.  Учет  по  незавершенным  отношениям  хеджирования 

осуществляется в отношении значительной доли прогнозируемой выручки за транзитные перевозки на 

период  с  января  2019  года  до  конца  2020  года  и  части  прогнозируемой  выручки  за  транзитные 

перевозки  на  период  с  января  2021  года  до  конца  2029  года,  равномерное  поступление  которой  в 

указанные периоды ожидается с высокой степенью вероятности. 
 

Хеджирование  осуществляется  в  отношении  риска  изменения  курса  рубля  по  отношению  к 

швейцарскому франку. В той мере, в которой изменение курса влияет на инструмент хеджирования, 

эффекты такого влияния отражаются в составе ПСД; в дальнейшем указанные эффекты переносятся в 

состав прибыли или убытка того периода, в котором признается хеджируемая выручка. 
 

Хеджирование чистых инвестиций в иностранные операции 
 

Объектом хеджирования выступает инвестиция Компании в дочернюю компанию Gefco S.A. в части 

зарубежных операций, функциональной валютой которых является евро.  
 

Хеджирование осуществляется в отношении риска изменения курса рубля по отношению к евро. 
 

Балансовая и справедливая стоимость инструментов хеджирования по состоянию на 31 декабря 2018 

и 2017 гг. представлены в таблице: 
 

  

31 декабря 2018 г. 

31 декабря 2017 г. 

  

Балансовая 

стоимость с 

учетом 

начисленных 

процентов 

Справедливая 

стоимость 

Балансовая 

стоимость с 

учетом 

начисленных 

процентов 

Справедливая 

стоимость 

  

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Инструменты хеджирования денежных 

потоков  

 

 

 

 

Сертификаты долевого участия в займе 

(доллары США) (Примечание 14) 

114 297 

115 343 

140 956 

149 109 

Сертификаты долевого участия в займе 

(швейцарские франки) (Примечание 14) 

42 663 

43 160 

62 977 

63 524 

Кредиты банков (швейцарские франки) 

(Примечание 14) 

66 527 

64 051 

– 

– 

Соглашения «своп» на российском рынке 

(Примечание 31) 

(10 739) 

(10 739) 

(13 853) 

(13 853) 

Прочие инструменты хеджирования 

48 

48 

– 

– 

  

 

 

 

 

Инструменты хеджирования инвестиций в 

иностранные операции 

 

 

 

 

Сертификаты долевого участия в займе (евро) 

(Примечание 14) 

59 698 

63 534 

51 739 

57 036 

Итого  

272 494 

275 397 

241 819 

255 816 

 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

100 

32. 

Эффекты применения учета хеджирования (продолжение) 

 

Информация об эффекте применения учета хеджирования, признанном в составе консолидированного 

отчета о прочем совокупном доходе за годы, закончившиеся 31 декабря 2018 и 2017 гг., представлена 

ниже: 
 

  

Инструменты 

хеджирования 

денежных  

потоков 

Инструменты 

хеджирования 

чистых 

инвестиций в 

иностранные 

операции 

Итого 

Накопленная переоценка инструментов 

хеджирования на 1 января 2017 г. 

8 037 

(827) 

7 210 

Изменение резерва – признание дохода/(расхода) от 

переоценки инструментов хеджирования 

4 179 

(3 699) 

480 

Изменение резерва – реклассификация накопленных 

доходов от переоценки инструментов 

хеджирования в состав доходов периода 

(1 333) 

– 

(1 333) 

Эффект переоценки и реклассификации на налог на 

прибыль (Примечание 28) 

(569) 

740 

171 

Накопленная переоценка инструментов 

хеджирования на 31 декабря 2017 г. 

10 314 

(3 786) 

6 528 

  

 

 

 

Изменение резерва – признание расхода от 

переоценки инструментов хеджирования 

(35 110) 

(7 750) 

(42 860) 

Изменение резерва – реклассификация 

накопленного дохода от переоценки инструментов 

хеджирования в состав доходов периода 

(1 244) 

– 

(1 244) 

Эффект переоценки и реклассификации на налог на 

прибыль (Примечание 28) 

7 261 

1 550 

8 811 

Накопленная переоценка инструментов 

хеджирования на 31 декабря 2018 г. 

(18 779) 

(9 986) 

(28 765) 

 

Информация об эффекте применения учета хеджирования, признанном в составе консолидированного 

отчета о прибылях и убытках за годы, закончившиеся 31 декабря 2018 и 2017 гг., представлена ниже: 
 

 

2018 

г. 

2017 

г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Эффективная часть переоценки инструментов хеджирования по 

денежным потокам текущего периода, реклассифицированная в состав 

доходов 

1 244 

1 333 

Неэффективная часть переоценки инструментов хеджирования по 

денежным потокам будущих периодов, признанная в составе 

(расходов)/доходов 

(4 417) 

45 

Неэффективная часть переоценки инструментов хеджирования 

инвестиций в иностранные операции, признанная в составе расходов 

(176) 

(76) 

Прочая переоценка инструментов хеджирования, признанная в составе 

расходов 

(22) 

‒ 

Итого (расход)/доход, признанный в составе прибыли или убытка 

(3 371) 

1 302 

 

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

101 

33. 

Оценка справедливой стоимости, финансовые инструменты, цели и принципы управления 

рисками  

 

Основные финансовые инструменты Группы включают банковские кредиты, облигационные займы, 

сертификаты долевого участия в займе, производные финансовые инструменты, договоры финансовой 

аренды, денежные средства и банковские депозиты. Основная цель этих инструментов заключается в 

привлечении  средств  для  финансирования  деятельности  Группы.  Группа  имеет  иные  финансовые 

активы  и  обязательства,  такие  как  дебиторская  задолженность  покупателей  и  заказчиков  и 

кредиторская  задолженность  перед  поставщиками  и  подрядчиками,  которые  возникают 

непосредственно в процессе ее деятельности. Группа также удерживает некоторые финансовые активы 

для торговли. 
 

Группа подвержена кредитному риску, риску ликвидности и рыночному риску. 
 

Комиссия по управлению финансовыми рисками и Департамент корпоративных финансов Компании 

осуществляют  мониторинг  финансовых  рисков.  Кредитные,  валютные  и  процентные  риски 

регулируются  Политикой  управления  финансовыми  рисками  и  соответствующими  внутренними 

положениями.  Компания  также  поддерживает  единую  систему  и  единые  методы  управления 

финансовыми рисками во всех дочерних обществах.  
 

Кредитный риск 
 

Кредитный  риск  представляет  собой  риск  неисполнения  контрагентом  своих  обязательств,  в 

результате чего Группа может понести финансовые убытки. 
 

Денежные средства размещаются в финансовых институтах, которые на момент размещения средств 

имеют, по оценкам руководства, минимальный риск дефолта. Руководство осуществляет мониторинг 

кредитоспособности  банков,  в  которых  размещаются  денежные  средства  Группы,  а  также 

обеспечивает отсутствие превышения суммы депозитов, размещенных Компанией в каждой отдельной 

финансовой  организации,  над  верхней  границей  разрешенного  лимита.  Данные  лимиты 

пересчитываются ежеквартально в соответствии с утвержденной корпоративной политикой, которая 

учитывает количественные и качественные показатели деятельности финансовых институтов. Лимиты 

рассматриваются и утверждаются Комиссией по управлению финансовыми рисками Компании. 
 

За  исключением  обстоятельств,  описанных  ниже,  у  Группы  нет  существенной  концентрации 

кредитного  риска.  Хотя  степень  погашения  дебиторской  задолженности  подвержена  влиянию 

экономических  факторов,  руководство  считает,  что  существенный  риск  потерь  сверх  суммы 

признанного обесценения отсутствует. 
 

Крупнейшим дебитором Группы по состоянию на 31 декабря 2018 г. является PSA Peugeot Citroen 

(компания, владеющая долей в размере 25% в Gefco S.A., дочерней компании Группы), дебиторская 

задолженность  от  которой  составляет  324  миллиона  евро  (25  745  миллионов  рублей  по  курсу  на 
31 

декабря  2018  г.).  Данная  задолженность  представляет  собой  дебиторскую  задолженность  перед 

Группой Gefco за оказанные логистические услуги. Прочая дебиторская задолженность Группы Gefco 

в размере 626 миллионов евро (49 742 миллиона рублей по курсу на 31 декабря 2018 г.) по состоянию 

на 31 декабря 2018 г. представляет собой задолженность от значительного количества иных клиентов. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..