ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля ТОЙ Р-200-02-95

 

  Главная       Учебники - Разные      Межотраслевые правила по охране труда

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля ТОЙ Р-200-02-95

 

1. Введение

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные тре­бования безопасности при выполнении слесарных работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

1.2. Слесарь должен соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

при вывешивании автомобиля и работе под ним (инст­рукция № 17);

• при снятии и установке колес автомобиля (инструкция

№ 18);

при передвижении по территории и производственным по­мещениям автотранспортного предприятия (инструкция № 20);

по предупреждению пожаров и предотвращению ожо­гов (инструкция №23).

Заметив нарушение требований безопасности другим ра­ботником, слесарь должен предупредить его о необходимос­ти их соблюдения.

Слесарь должен выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполно­моченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного

комитета.

Слесарь должен знать и уметь оказывать доврачебную по­мощь пострадавшему в соответствии стиповой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

21


Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специаль­ности, без получения целевого инструктажа.

2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническо­му обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный ин­структаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охра­не труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузо­подъемными механизмами.

2.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего тру­дового распорядка, утвержденные на предприятии.

2.4. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) опреде­ляется правилами внутреннего трудового распорядка или гра­фиками сменности, утверждаемыми работодателем по согла­сованию с профсоюзным комитетом.

2.5. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вред­ными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транс­портных средств, являются:

• автомобиль, его узлы и детали;

• оборудование, инструмент и приспособления;

электрический ток;

этилированный бензин;

освещенность рабочего места.

2.5.1. Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремон­та возможно падение вывешенного автомобиля или снимае­мых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.

2.5.2. Гаражно-ремонтное и технологическое оборудова­ние, инструмент, приспособления - применение неисправно­го оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию. -

22


Слесарю запрещается пользоваться инструментом, при­способлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

2.5.3. Электрический ток-при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вред­ное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожо­ги, электрические знаки, электрометаллизация кожи), элект­роударов.

2.5.4. Бензин особенно этилированный -действует отрав­ляюще на организм человека при вдыхании его паров, заг­рязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пи­щей или питьевой водой.

2.5.5. Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата - недостаточная (избыточ­ная) освещенность вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость.

2.6. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индиви­дуальной защиты.

2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одеж­ды, специальной обуви и других средств индивидуальной за­щиты слесарю выдаются:

2.7.1. При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:

• костюм вискозно-лавсановый; фартук резиновый; сапо­ги резиновые;

• перчатки резиновые.

2.7.2. При выполнении работ по разборке, ремонту и тех­ническому обслуживанию автомобилей и агрегатов:

• костюм вискозно-лавсановый;

• рукавицы комбинированные.

При работе с этилированным бензином дополнительно:

• фартук прорезиненный;

• перчатки резиновые.

2.7.3. На наружных работах зимой дополнительно:

• куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

• брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

23


2.8. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безо­пасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

Курить разрешается только в специально отведенных ме­стах.

2.9. Слесарь во время работы должен быть вниматель­ным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.10. О замеченных нарушениях требований безопаснос­ти на своем рабочем месте, а также о неисправностях при­способлений, инструмента и средств индивидуальной защи­ты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения заме­ченных нарушений и неисправностей.

2.11. Слесарь должен соблюдать правила личной гигие­ны. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки ке­росином.

Для питья пользоваться водой из специально предназна-«
ченных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки,]
фонтанчики и т. п.).                                                                      j

2.12. За невыполнение требований инструкции, разрабо-j тайной на основе данной и указанных в п. 1.2, слесарь несет] ответственность согласно действующему законодательству.


ность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;

- рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую по­верхность;

» ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;

« напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом

на ней;

электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.

3.1.4. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скольз­кий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилка­ми, или сделать это самому.

3.1.5. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светиль­ники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.


3. Требования безопасности перед началом работ 1        4' ТРебования безопасности во время работы

3.1. Перед началом работы слесарь должен:

3.1.1. Одеть специальную одежду и застегнуть манжеты! рукавов.

3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.1.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:

гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;

• раздвижные ключи не должны быть ослаблены в под­вижных частях;

слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка вы­пуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверх-

24


4.1. Во время работы слесарь должен:

4.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта ав­томобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

4.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремон­ту автомобиля только после того, как он будет очищен от гря­зи, снега и вымыт.

4.1.3. После постановки автомобиля на пост техническо­го обслуживания или ремонта обязательно проверить, затор­можен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (кон­троллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расход-

25


ные и магистральный вентили на газобаллонных автомоби-j
лях, подложены ли специальные противооткатные упоры
(башмаки) не менее двух под колеса. В случае невыполне
-i
ния указанных мер безопасности сделать это самому.                        I
На рулевое колесо повесить табличку «двигатель не пус-{
кать - работают люди». На автомобиле, имеющем дублиру­
ющее устройство для пуска двигателя, повесить аналогич­
ную
табличку у этого устройства.

4.1.4. После подъема автомобиля подъемником на пуль­те управления подъемником повесить табличку «не трогать-; под автомобилем работают люди!», а при подъеме гидравли­ческим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.

4.1.5. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.

4.1.6. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву -специально установленными для этой цели лестницами.

4.1.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные

съемники.

4.1.8. Все работы по техническому обслуживанию и ре­монту автомобиля производить при неработающем двигате­ле, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специ­альных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.

4.1.9. Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слеса­рю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.

4.1.10. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг пе­реключения передач (контроллера) находится в нейтрально*^ положении и что под автомобилем и вблизи вращающих частей двигателя нет людей.

Осмотр автомобиля снизу производить только при не ботающем двигателе.

26


4.1.11- Перед проворачиванием карданного вала прове­рить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя -отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач ус­тановить в нейтральное положение, а стояночный тормоз -освободить. После выполнения необходимых работ снова за­тянуть стояночный тормоз.

Проворачивать карданный вал только с помощью специ­ального приспособления.

4.1.12. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках - козелках.

4.1.13. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответству­ющей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные про­тивооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.

4.1.14. Для перегонки автомобиля на стоянку внутри пред­приятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или

закрепленного водителя.

4.1.15. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, приме­нять съемники, гайковерты и т. п. Трудноотворачиваемые гай­ки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т. п.).

4.1.16. Перед началом работы с грузоподъемным меха­низмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на тра­фарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособле­ниях- наличие бирок, с указанием допустимой массы подни­маемого груза.

4.1.17. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг)* пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособле­ниями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

* Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час), если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоян­но в течение смены, - 7 кг.

27


 

4.1.18. При перемещении деталей вручную соблюдав осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзор; пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и с< здавать неустойчивое положение тела.

4.1.19. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с си­стемами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вы­текание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.

4.1.20. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягивании гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.

4.1.21. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней ча­сти автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.

4.1.22. При работе на поворотном стенде-опрокидывате­ле надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топ­ливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозалив-ную горловину и снять аккумуляторную батарею.

4.1.23. При ремонте и обслуживании автобусов и грузо­вых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмо­стями или лестницами-стремянками.

4.1.24. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обя­зательно установить дополнительное инвентарное приспособ­ление (упор, фиксатор, штангу).

4.1.25. Перед ремонтом автомобиля-цистерны для пере­возки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т. п. грузов, а также резервуаров для их хранения полнос­тью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

4.1.26. Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковосп­ламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одеж­де, со шланговым противогазом, спасательным поясом с ве­ревкой; вне резервуара должен находиться специально про­инструктированный помощник.

Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.

28


К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется проч­ная веревка, свободный конец которой должен быть выве­ден через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.

4.1.27. Ремонтировать топливные баки только после пол­ного удаления остатков топлива и обезвреживания.

4.1.28. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

4.1.29. Перед проведением работ по техническому обслу­живанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.

4.1.30. Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранени­ем неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

4.1.31. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных при­способлений, инструмента и оборудования.

4.1.32. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закры­тых расходных и открытом магистральном вентилях.

4.1.33. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.

4.1.34. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссы­пать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

4.1.35. Во время работы располагать инструмент так, что­бы не возникала необходимость тянуться за ним.

4.1.36. Правильно подбирать размер гаечного ключа, пре­имущественно пользоваться накидными и торцевыми ключа­ми, а в труднодоступных местах -ключами с трещетками или с шарнирной головкой.

4.1.37. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджи­мать гайку рывком.

29


4.1.38. При работе зубилом или другим рубящим инстру-j ментом пользоваться защитными очками для предохранен! глаз от поражения металлическими частицами, а также н< деть на зубило защитную шайбу для защиты рук.

4.1.39. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втул! только с помощью специальных приспособлений.

4.1.40. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

4.1.41. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

4.1.42. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.

4.1.43. Удалять стружку из просверленных отверстий толь­ко после отвода инструмента и остановки станка.

4.1.44. При работе на заточном станке следует стоять сбо­ку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между под­ручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.

4.1.45. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлект­рическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.

4.1.46. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.

4.1.47. При прекращении подачи электроэнергии или пере­рыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.

4.1.48. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.

4.1.49. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрыть крышкой.

4.1.50. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не за­жигать спички.

4.1.51. При работе с этилированным бензином или дета­лями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:

обезвредить детали керасином;

30


о немедленно удалять пролитый бензин, а это место обез­вреживать раствором хлорной извести;

« перелить этилированный бензин с помощью специаль­ного приспособления.

4.1.52. Перемещать вывешенные на подъемно-транспор­тных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.

4.2. Слесарю запрещается:

• выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вы­вешенным только на подъемном механизме (кроме стацио­нарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;

• поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стро­пой, проволокой и т.п.;

• работать под поднятым кузовом автомобиля-самосва­ла, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;

использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

• работать с поврежденными или неправильно установ­ленными упорами;

• выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;

• переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;

« сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;

8 хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

° применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.; засасывать бензин ртом через шланг;

• мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легко­воспламеняющимися жидкостями;

загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;

° хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топ­лива и смазочных материалов;

31


• выносить специальную одежду, загрязненную этилиро­ванным бензином, из предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;

• применять приставные лестницы;

• выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжижен­ный газ на землю;

" при открывании и закрывании магистрального и расход­ного вентилей применять дополнительные рычаги;

• использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;

• скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

• использовать гайки и болты со смятыми гранями;

• держать мелкие детали руками при их сверлении;

устанавливать прокладки между зевом ключа и граням^
гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или други-;
ми предметами;                                                                          '.

• применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;

вывешенные на подъемных механизмах агрегаты тол­кать или тянуть руками;

• работать при получении сигнала о перемещении кон­вейера.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1.0 каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщать работодателю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать вра­ча или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сооб­щить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

5.2. В случае возникновения пожара немедленно сооб­щить в пожарную охрану, работодателю и приступить к туше­нию пожара имеющимися средствами пожаротушения.

32


б требования безопасности по окончании работы

6 1 По окончании работы слесарь обязан:

6 1.1.Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.

6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспо­собления, инструмент в отведенное для них место.

6 1.3. Если автомобиль остается на специальных подстав­ках (козелках), проверить надежность его установки. Запре­щается оставлять автомобиль, агрегат, вывешенным только подъемным механизмом.

6.1.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной за­щиты в химчистку (стирку) и ремонт.

6.1.5. Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензи­не, необходимо предварительно мыть руки керосином.

6.1.6. О всех недостатках, обнаруженных во время рабо­ты, известить своего непосредственного руководителя.

33

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..