ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 1 по охране труда для водителей автомобилей (ТОЙ Р-200-01-95)

 

  Главная       Учебники - Разные      Межотраслевые правила по охране труда

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СБОРНИК ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ ДТП ТОЙ Р-200-01-95 - ТОЙ Р-200-23-95

Типовые инструкции разработаны в соответствии с требованиями Поло­жения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охра­не труда, утвержденных Минтрудом России 01.07.93 г. 129 с изменениями, утвержденными Минтрудом России от 28.03.94 г. № 27 и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р 0-200-01-95.

Типовые инструкции предназначены для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.


СОДЕРЖАНИЕ

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 1

по охране труда для водителей автомобилей

ТОЙ Р-200-01-95.....................................................

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля ТОЙ Р-200-02-95....................................................

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 3

по охране труда для слесаря

по ремонту топливной аппаратуры автомобиля

ТОЙ Р-200-03-95...................................................

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 4

по охране труда для смазчика автомобиля

ТОЙ Р-200-04-95 ..................................................

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 5

по охране труда для монтировщика шин

ТОЙ Р-200-05-95.................................................

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 6

по охране труда для вулканизаторщика

ТОЙ Р-200-06-95.................................................

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 7

по охране труда для аккумуляторщика

ТОЙ Р-200-07-95................................................

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 8

по охране труда для жестянщика

ТОЙ Р-200-08-95...............................................

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 9

по охране труда для электросварщика

ТОЙ Р-200-09-95...............................................


ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 10

по охране труда для газосварщика

ТОИР-200-10-95....................................................................-.........82

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 11

по охране труда для медника

ТОИ Р-200-11-95.............................................................................. 92

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 12

по охране труда для маляра по окраске автомобиля

ТОИР-200-12-95.............................................................................. 99

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 13

по охране труда для кузнеца

ТОИ Р-200-13-95............................................................................ 106

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 14

по охране труда для плотника (столяра)

ТОИ Р-200-14-95............................................................................ 115

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 15

по охране труда для персонала котельной

ТОИ Р-200-15-95.........................................................-.-—         199

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 16 по охране труда для обойщика ТОИ Р-200-16-95 ............................................................................ 132

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 17

по охране труда

при вывешивании автомобиля и работе под ним

ТОИ Р-200-17-95 ............................................................................ 137

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 18

по охране труда при снятии и установке колес автомобиля

ТОИ Р-200-18-95 ............................................................................ 143

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 19

по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке

автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)

ТОИ Р-200-19-95 ............................................................................ 147

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 20

по охране труда при передвижении по территории

и производственным помещениям

автотранспортного предприятия

ТОИ Р-200-20-95 ............................................................................ 152


ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 21

 

по охране труда при работе с этилированным бензином

ТОИ Р-200-21-95 ......................................................................

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 22

по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях

ТОИ Р-200-22-95............................................................................ 161

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 23

по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов

на автомобильном транспорте

ТОИ Р-200-23-95............................................................................ 165

Приложение 1. Обложка инструкции

по охране труда для работников ....................... 169

Приложение 2. Первая страница

инструкции по охране труда для работников..... 170

Приложение 3. Последняя страница

инструкции по охране труда для работников..... 171

Приложение 4. Примерный перечень

основных вопросов вводного инструктажа

в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90................... 172


СОГЛАСОВАНО ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

УТВЕРЖДЕНО Приказ Департамента автомобильного транспорта Российской Федерации № 16 от 27 февраля 1996г.

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 1 по охране труда для водителей автомобилей (ТОЙ Р-200-01-95)

 

1. Введение

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные тре­бования безопасности к работе водителя автомобиля (далее водителя).

1.2. Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработан­ных с учетом требований, изложенных в типовых инструкци­ях по охране труда:

• при вывешивании автомобиля и работ под ним (инструк­ция №17);

• при снятии и установке колес автомобиля (инструкция № 18);

• при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей или ав­томобиля, прицепа, полуприцепа (инструкция № 19);

• при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция 20);

• по предупреждению пожаров и предотвращению ожо­гов (инструкция № 23).

Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходи­мости их соблюдения.

Водитель должен также выполнять указания представи­теля совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда проф­союзного комитета.


Водитель должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструк­цией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчаст­ных случаях.

Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специаль­ности, без получения целевого инструктажа по охране труда.

2. Общие требования безопасности

2.1. К управлению автомобилем допускаются лица, име­ющие соответствующее водительское удостоверение, про­шедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на ра­бочем месте по охране труда.

2.2. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и еже­годную проверку знаний по безопасности труда, не должен

приступать к работе.

2.3. Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии.

2.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) опреде­ляется правилами внутреннего трудового распорядка или гра­фиками сменности, утверждаемыми работодателем по согла­сованию с профсоюзным комитетом.

2.5. Водитель должен знать, что наиболее опасными фак­торами, которые могут действовать на него в процессе вы­полнения работ, являются:

• вывешенный автомобиль или его агрегаты;

• горячая вода и пар;

• легковоспламеняющиеся вещества;

• газы и другие токсичные вещества;

• этилированный бензин;

• оборудование, инструмент, приспособления;

• падение водителя в результате его неосторожных дей­ствий при выходе из кабины и передвижении по территории.

2.5.1. Автомобиль, вывешенный только подъемным ме­ханизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя.

7


2.5.2. Горячая охлаждающая жидкость, вода и пар при по­падании на кожный покров вызывают ожоги.

2.5.3. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы) в процессе обращения с которыми нарушаются правила зопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.

2.5.4. Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая че^ рез органы дыхания в организм человека, приводят к тяже­лым отравлениям.

2.5.5. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, по­падании его в организм с пищей или питьевой водой.

2.5.6. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приво­дят к травмам.

2.6. Запрещается пользоваться инструментом, приспособ­лениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одеж­ды, специальной обуви и других средств индивидуальной за­щиты выдаются:

2.7.1. Водителям грузовых автомобилей, специальных автомобилей, автокранов и тягачей:

комбинезон хлопчатобумажный;

рукавицы комбинированные двупалые. Зимой в особом и IV поясах дополнительно:

• куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

• брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;

• валенки.

2.7.2. Водителям автобусов и легковых автомобилей:

• перчатки хлопчатобумажные.

2.7.3. Водителям всех автомобилей, работающих на эти­лированном бензине, при работе на линии дополнительно:

• фартук резиновый с нагрудником; '

• перчатки резиновые;

• нарукавники хлорвиниловые.

2.7.4. Зимой в районах, отнесенных к II, III, IV и особому климатическим поясам, водителям, занятым на наружных


работах, к теплой спецодежде дополнительно выдается обо­гревающий комплект типа «Пингвин».

2.8. Водитель должен соблюдать правила пожарной бе­зопасности. Курить разрешается только в специально отве­денных местах.

2.9. Замеченные при работе на линии неисправности ав­томобиля, а также нарушения в упаковке или креплении гру­за водитель должен попытаться исправить собственными си­лами, а при невозможности - сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.

2.10. При направлении для совместной работы двух и бо­лее человек водитель должен выполнять распоряжения и ука­зания старшего, назначенного работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.

2.11. Газобаллонные (газодизельные) автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин (ди­зельное топливо).

Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания за­прещается.

При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной остановки карбюраторного дви­гателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, вклю­чить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.

2.12. Водитель должен соблюдать правила личной гигие­ны. Перед приемом пищи и курением вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работаю­щего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки

керосином.

2.13. За невыполнение требований инструкций, разрабо­танных на основе данной и указанных в п.1.2, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед выездом на линию водитель должен: 3.1.1. Пройти предрейсовый медосмотр.


3.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструкто/
об условиях работы на линии и особенностях перевозимой
фуза.                                                                                       |

3.1.3. Совместно с механиком КПП проверить техничео]
кую исправность и укомплектованность автомобиля и полу|
чить соответствующую отметку в путевом листе. При осмот
-j
ре особое внимание обратить на:                                                    |

исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормо­зов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов глушителя и плотность его соединений и т. д.;

• отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жид кости;

• давление воздуха в шинах и их исправность;

• надлежащую укомплектованность автомобиля необхо­димыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.

3.1.4. Автомобили, работающие на газовом топливе, дол­жны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки гер­метичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных при­боров (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.

Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке га­зовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

3.2. Перед пуском двигателя водитель должен:

• отключить и отсоединить элементы подогрева;

• затормозить автомобиль стояночным тормозом;

• поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

• проверить герметичность системы питания;

• проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

3.3. Водитель может использовать пусковую рукоятку толь­ко в случае временной неисправности стартера или при пус­ке двигателя после ремонта.

3.4. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

• не брать рукоятку в обхват;

10


• пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

• при ручной регулировке опережения зажигания устанав­ливать позднее зажигание;

'    • не применять никаких рычагов, действующих на пуско­вую рукоятку.

3.5. Водителю запрещается:

• производить пуск двигателя путем буксировки;

• подогревать двигатель, коробку передач, картеры веду­щих мостов открытым огнем;

выпускать сжатый природный газ или сливать сжижен­ный нефтяной газ при работающем двигателе или включен­ном зажигании;

• оставлять в промежуточном состоянии расходные вен­тили, они должны быть полностью открыты или закрыты;

• применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вен­тилей;

• ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящей­ся под давлением;

• останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым огнем, а также пользоваться откры­тым огнем ближе 5 м от автомобиля;

• проверять герметичность соединений газопроводов, га­зовой аппаратуры и арматуры огнем;

• эксплуатировать автомобили со снятым воздушным филь­тром.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. При работе на линии водитель должен:

4.1.1. Начинать движение автомобиля, только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле-само­свале дополнительно только при опущенном кузове.

4.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояноч­ным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова авто­мобиля.

11


4.1.3. После выхода из кабины, в случае если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незна­чительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подно-j жек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

4.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при нерабо-j тающем двигателе, так как в противном случае это может] привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся j в отработавших газах автомобиля.

4.1.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот; маневр не создает опасности и что поблизости нет людей.

4.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиу недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выез де из ворот и т. п.) требовать выделения человека для орга-1 низации движения автомобиля.

4.1.8. При движении автомобиля-цистерны, емкость ко-| торой залита менее чем на 3/4, для обеспечения устойчивое- j ти автомобиля на поворотах снизить скорость движения.

4.1.9. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе j в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку откры-1 вать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сто-; рону открывающего.

4.1.10. Заправку автомобиля топливом производить в со-! ответствии с правилами безопасности, установленными для! заправочных пунктов.

4.1.11. Для перелива бензина пользоваться специальным ус­тройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.

4.1.12. В зимнее время для предупреждения случаев об­морожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металличес­ким предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

4.1.13. При заправке автомобиля топливом в зимнее вре­мя заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не до­пускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

4.1.14. Для открытия и закрытия бортов грузового авто­мобиля прибегать к помощи другого лица.

4.1.15. Получить дополнительный инструктаж от работо­дателя при направлении на работу в отрыве от основной базы,

12


на ледовых дорогах, переправах через водоемы и в услови­ях бездорожья в соответствии с действующими «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте».

4.1.16. Перед направлением на работу в карьер получить дополнительный инструктаж в соответствии с Едиными пра­вилами безопасности при разработке месторождений полез­ных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа.

4.1.17. При прекращении движения газобаллонного (газо­дизельного) автомобиля для стоянки более 10 минут пере­крыть магистральный вентиль, а менее 10 минут разрешает­ся магистральный вентиль оставлять открытым.

4.1.18. Перед заправкой автомобиля газовым топливом остановить двигатель и закрыть расходные вентили.

4.1.19. После наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле и отсоединить газонаполнительный

шланг.

Если во время заправки газонаполнительный шланг слу­чайно разгерметизируется, немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем - наполни­тельный вентиль на автомобиле.

4.1.20. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель обязан немедленно заглу­шить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

4.1.21. Выполнять требования, указанные в п.п. 3.2-3.4.

4.1.22. Проинструктировать пассажиров перед их посад­кой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевоз­ки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля запрещается.

4.1.23. Не допускать лиц, сопровождающих груз, для по­ездки в кузове грузового автомобиля, если в нем не предус­мотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.

4.1.24. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требовани­ям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в слу-

13


чае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов - потребовать от лица, ответственного за погрузоч­ные работы, устранить их.

4.1.25. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливать­ся вертикально (пробкой вверх).

4.1.26. При загрузке кузова автомобиля навалочным гру­зом следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или нарощенными) и располагался равномер­но по всей площади кузова.

4.1.27. Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным таке­лажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

4.1.28. Следить, чтобы ящичный, катно-бочковой и дру­гой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, ук­реплен или увязан так, чтобы при движении (резком тормо­жении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог пере­мещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.

4.1.29. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были уста­новлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается при­менять вместо деревянных клиньев другие предметы.

4.1.30. Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями.

Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных ку­зовах.

4.1.31. Перевозить грузы, превышающие габариты кузо­ва по длине, ширине и высоте, в соответствии с требования­ми Правил дорожного движения.

4.1.32. Грузы, превышающие габариты подвижного соста­ва по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перево­зить на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым гру­зы должны надежно крепиться.

При одновременной перевозке длинномерных грузов раз­личной длины следить, чтобы более короткие грузы распола­гались сверху.

14


4.1.33. Следить, чтобы при погрузке длинномерных гру­зов (труб, рельсов, бревен и т. п.) на автомобиль с прицепом-роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предуп­реждения перемещения груза вперед при торможении и дви­жении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

4.1.34. Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным

транспортом.

4.1.35. Следить, чтобы на всех грузовых местах, содер­жащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов

в упаковке.

4.1.36. Налив и слив автоцистерн производить самотеком или с применением насосов через исправные шланги или трубы.

4.1.37. При автоматической системе налива легковоспла­меняющихся жидкостей находиться у пульта аварийной ос­тановки налива, а при наливе аммиачной воды в цистерны находиться с наветренной стороны.

4.1.38. Перед погрузкой опасных грузов на автомобиль и выгрузкой их из автомобиля выключить двигатель (за ис­ключением налива нефтепродуктов в автоцистерну, а также налива, производимого с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем авто­мобиля. Водитель в таком случае должен находиться у пуль­та управления насосом).

4.1.39. Очистить кузов автомобиля перед подачей к мес­ту пофузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т. п.

4.1.40. Осмотреть погруженные контейнеры с целью оп­ределения правильности погрузки и надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или уни­версальных автомобилях (автопоездах).

4.1.41. Не допускать проезда людей в кузове автомоби­ля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах.

4.1.42. При перевозке контейнеров соблюдать меры пре­досторожности:

15


• не тормозить резко;

• снижать скорость на поворотах, закруглениях и неров­ностях дороги;

• обращать внимание на достаточную для проезда высо­ту ворот, путепроводов контактных сетей, деревьев и т. п.

4.1.43. При отсутствии колесоотбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минималь­ном расстоянии от откоса или обрыва, на которое он может подъезжать для разгрузки.

4.1.44. Следить за тем, чтобы перед началом производ­ства погрузочно-разгрузочных работ под раму прицепа-пане­левоза был установлен козелок во избежание его опрокиды­вания (при погрузке - со стороны погрузки, при выгрузке -с противоположной стороны).

4.1.45. Ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, сто­ящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.

При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомо­билем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.

При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, пода­вать автомобиль вплотную к ним.

4.1.46. Следить за тем, чтобы загрузка полуприцепа ве­лась с его передней части, а разгрузка - с задней.

4.1.47. В случае обнаружения при работе на объекте гру­зоотправителя или грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю, или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.

4.1.48. При остановке и стоянке на неосвещенных участ-; ках дороги в темное время суток или в условиях недостаточ­ной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.

4.1.49. При вынужденной остановке автомобиля на обо­чине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь

16


4.1.50. При работе под автомобилем располагаться та­ким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части

дороги.

4.1.51. В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать ин­вентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фикса­торы, штанги).

4.1.52. При накачивании или подкачивании снятых с авто­мобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей дли­ны и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

4.1.53. Перед началом работы автокран, автомобиль с мон­тажным подъемником и т. п. устанавливать на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвинутых опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные дере­вянные подкладки.

Запрещается:

• устанавливать автокраны, монтажные подъемники и т. п. у края рва, кювета, обрыва и т. п., где возможно оползание

грунта;

• работать при невыдвинутых и незапертых опорах;

• использовать в качестве подкладок случайные предметы;

• передвигать автомобиль с поднятыми в люльке людьми или поднятым грузом;

• сидеть на бортах поднятой люльки;

• устанавливать автокраны, автомобили-самосвалы, ав­томобили с монтажными подъемниками и т. п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;

• производить работы в темное время суток без доста­точного освещения.

4.2. Водителю запрещается:

• выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ре­монту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;

• на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, зап­равлять топливо при работающем двигателе, допускать пе­релив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;

17


1

допускать работу двигателя на смеси двух топлив - бен­зина и газа (за исключением газодизельного);

• использовать грузоподъемный борт автомобиля для подъема или опускания людей;

• курить в кабине газобаллонного (газодизельного) авто­мобиля;

• курить и использовать открытый огонь при погрузке, выг-,
рузке и перевозке взрывоопасных грузов;                                         
j

• перевозить грузы с концами, выступающими за боковые^ габариты автомобиля;

• загораживать грузом двери кабины;

° фузить длинномерные грузы выше стоек коников;

» во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгруз­ки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии ме-» нее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма (за и<х ] ключением водителя автомобиля-самопогрузчика);

• перевозить пассажиров в кузове необорудованного гру­зового автомобиля;

• перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;

° перевозить людей на безбортовых платформах, на гру­зе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длин­номерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и по­луприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и спе­циализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;

° перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей больше, чем это указано в паспорте завода-изготовителя;

• перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомо­биля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;

• перевозить в холодное время года пассажиров, грузчи­ков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;

° совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;

° подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эста­каду, если на ней нет ограждения;

° ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;

18


• при заправке газовым топливом стоять около газонапол­нительного шланга и баллонов;

подтягивать гайки соединений газовой системы, нахо­дящейся под давлением, и стучать по ним металлическими

предметами;

• работать без рукавиц при заправке газовым топливом;

заправлять баллоны в случае обнаружения разгерме­тизации системы питания;

• заправлять газом баллоны, срок освидетельствования

которых истек;

• допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, вклю­чая пассажиров и грузчиков.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. Водитель должен:

5.1.1. Немедленно сообщить работодателю о происшед­шем с ним или по его вине несчастном случае, а также о лю­бом несчастном случае с участием других работников пред­приятия, свидетелем которого он был.

5.1.2. Оказать пострадавшему при несчастном случае первую доврачебную помощь (типовая инструкция № 22), помочь доставить его в здравпункт или ближайшее медицин­ское учреждение или, при необходимости, вызвать медицин­ских работников на место происшествия.

5.1.3. В случае неисправности газовой системы питания немедленно закрыть расходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство и другие отсе­ки, где проходит газопровод.

5.1.4. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона выпустить или слить газ с соблюдением мер безопасности. Выпуск сжатого или слив сжиженного газа в условиях авто­транспортного предприятия должен производиться только на специально оборудованных постах.

5.1.5. Магистральный и расходные газовые вентили от­крывать медленно во избежание гидравлического удара.

5.1.6. При выпуске сжатого природного газа или сливе сжи­женного нефтяного газа не курить и не пользоваться откры-

19


ГОГЛАСОВАНО ПК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

тым огнем, не вести работы, не имеющие отношения к вы­пуску или сливу газа.

5.1.7. При обнаружении на линии утечки газа из системы; питания, за исключением арматуры баллона, немедленно! остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из] системы до остановки двигателя, затем закрыть магистраль­ный вентиль и, если это возможно, принять меры к устране­нию неисправности или сообщить в предприятие.

5.1.8. При утечке газа из арматуры баллона отогнать ав­томобиль в безопасное для окружающих место и выпустить или слить газ из баллона.

5.2. Запрещается выпускать сжатый природный газ и ели-! вать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близос­ти от мест стоянки других автомобилей или вблизи источни­ков огня и меот нахождения людей.

6. Требования безопасности по окончании работ

6.1. По окончании работы водитель обязан:

6.1.1. Выполнять требования безопасности, изложенные в п.п. 4.1.2, 4.1.3.

6.1.2. После постановки автомобиля на ночную или дли­тельную стоянку закрыть расходные вентили (для сжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), вы­работать газ из системы питания, после чего выключить за­жигание и отключить «массу».

6.1.3. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

6.1.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бен­зине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

6.1.5. О всех недостатках, обнаруженных во время рабо­ты, известить своего непосредственного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..