ПАО «Транснефть». Годовой отчёт за 2017 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Годовой отчёт за 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ПАО «Транснефть». Годовой отчёт за 2017 год - часть 3

 

 

33

Положение 

в отрасли

Место ПАО «Транснефть» в сфере транспорти­

ровки нефти и нефтепродуктов в среднесроч­

ной и долгосрочной перспективе определяется 

основными направлениями развития системы 

трубопроводного транспорта, обеспечивающими:

•  сохранение объемов транспортировки нефти 

по системе магистральных нефтепроводов 

в объеме на уровне около 90 % от общего 

показателя добычи нефти на территории 

Российской Федерации, а также объемов 

транзита нефти производства третьих стран 

по территории Российской Федерации; 

•  увеличение доли транспортировки не­

фтепродуктов по системе магистральных 

нефтепродуктопроводов от общего объе­

ма производства светлых нефтепродуктов 

на территории Российской Федерации.

34 

Положение Компании в отрасли

36 

Отраслевой прогноз на 2018–2020 гг.

38 

Сравнение с сопоставимыми компаниями  

по удельным операционным расходам

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

34

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2017

ПОЛОЖЕНИЕ КОМПАНИИ 

В ОТРАСЛИ

ТРАНСПОРТИРОВКА 

НЕФТИ

С учетом показателя добычи нефти 

на территории Российской Федера-

ции, составившего за отчетный год 

546,7 млн т, объем транспортиров-

ки российской нефти по системе 

ПАО «Транснефть» составил 84,0 % 

от этого уровня, что определяет до-

минирующее положение Компании 

в области транспортировки нефти.

ТРАНСПОРТИРОВКА 

НЕФТЕПРОДУКТОВ

Помимо транспортировки нефти, 

ПАО «Транснефть» оказывает 

услуги по транспортировке нефте-

продуктов на внутренний рынок 

и на экспорт.

Доля Компании составляет около 

26 % перевозок светлых нефте-

продуктов, производимых на НПЗ 

Российской Федерации. 

Доля Компании в транспортировке 

светлых нефтепродуктов на вну-

тренний рынок в 2017 г. составила 

12,3 %. При этом доля в транс-

портировке дизельного топлива 

на внутренний рынок от подклю-

ченных к системе магистральных 

нефтепродуктопроводов НПЗ 

составила 25,6 %.

Доля Компании на рынке перевоз-

ок светлых нефтепродуктов на экс-

порт в 2017 г. составила 47,2 %, 

в частности на рынке экспорта 

дизельного топлива от подключен-

ных НПЗ к системе магистральных 

нефтепродуктопроводов – 83,6 %.

*  Объем добычи нефти в Российской Федерации по данным Минэнерго.

84,9

2017

2015

2016

2017

2015

2016

2017

2015

2016

100 %

2017

2015

2016

100 %

Объем добычи нефти 

(с учетом газового 

конденсата), млн т*

Доля 

Транснефти, %

Доля Компании в транспортировке светлых 

нефтепродуктов на внутренний рынок, %

86,4

84,0

547,3

533,6

546,7

Светлые 

нефтепро-

дукты

Дизельное

топливо

11,6

12,3

12,1

22,6

24,8

25,6

Доля Компании в транспортировке светлых 

нефтепродуктов на экспорт, %

Светлые 

нефтепро-

дукты

Дизельное

топливо

46,8

47,2

47,3

80,8

80,7

83,6

Доля Компании в транспортировке нефти, добываемой в РФ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

35

ТРАНСНЕФТЬ | ЭВОЛЮЦИЯ

Основные конкуренты ПАО «Транснефть» в транспортировке нефтепродуктов

84,9

2017

2015

2016

2017

2015

2016

2017

2015

2016

100 %

2017

2015

2016

100 %

Объем добычи нефти 

(с учетом газового 

конденсата), млн т*

Доля 

Транснефти, %

Доля Компании в транспортировке светлых 

нефтепродуктов на внутренний рынок, %

86,4

84,0

547,3

533,6

546,7

Светлые 

нефтепро-

дукты

Дизельное

топливо

11,6

12,3

12,1

22,6

24,8

25,6

Доля Компании в транспортировке светлых 

нефтепродуктов на экспорт, %

Светлые 

нефтепро-

дукты

Дизельное

топливо

46,8

47,2

47,3

80,8

80,7

83,6

Доля Компании в транспортировке нефти, добываемой в РФ

Железнодорожный транспорт При транспортировке нефтепродуктов на экспорт и на региональные рынки России 

основным конкурентом ПАО «Транснефть» является железнодорожный транспорт. 

В настоящее время на его долю приходится около 60 % перевозок светлых нефтепро-

дуктов. 

При транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок важную роль играют 

такие преимущества железнодорожного транспорта, как большая разветвленность 

сети железных дорог по сравнению с системой МНПП, способность транспортировки 

небольших партий нефтепродуктов с полным сохранением качества, возможность от-

носительно более быстрой доставки, а также практически неограниченная номенкла-

тура транспортируемых нефтепродуктов с учетом специфики переработки на НПЗ.

Данные преимущества обеспечили железнодорожному транспорту значительную 

долю перевозок светлых нефтепродуктов (особенно автомобильных бензинов) на вну-

треннем рынке Российской Федерации. 

Водный транспорт

Другим конкурентом ПАО «Транснефть» в перевозках нефтепродуктов на дальние 

расстояния является водный транспорт. Однако этот вид транспорта создает конкурен-

цию нефтепродуктопроводам в течение ограниченного срока навигации – 5-6 месяцев.

Автомобильный транспорт

На коротких расстояниях, главным образом во внутриобластном сообщении, кон-

куренцию ПАО «Транснефть» создает автомобильный транспорт, преимуществом 

которого является возможность осуществления перевозок нефтепродуктов «от двери 

до двери», в частности – от НПЗ и нефтебаз до локальных потребителей. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

36

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2017

ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГНОЗ 

НА 2018–2020 ГГ.

1

ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ

60 долл. США за баррель. Высокая 

дисциплина выполнения согла-

шения ОПЕК+ способствовала 

дальнейшему сокращению миро-

вой добычи нефти. Средняя цена 

на нефть марки «Юралс» в декабре 

составила 63,77 долл. США за бар-

рель. Поддержку ценам оказало 

продление соглашения ОПЕК+ об 

ограничении добычи. На заседании 

30.11.2017 страны-участницы при-

няли решение продлить действие 

соглашения на девять месяцев, до 

конца 2018 г.

В базовом варианте прогноза 

Минэкономразвития России за-

ложено сохранение цен на нефть, 

близких к уровням конца 2017 г., 

до окончания срока действия 

соглашения об ограничении до-

бычи. После окончания действия 

соглашения, как ожидается, объем 

добычи в странах-участницах вер-

нется к уровням, предшествовав-

шим соглашению. Дополнительное 

давление на рынок нефти будет 

оказывать рост добычи в странах, 

не участвующих в соглашении (пре-

жде всего – в Ливии и Нигерии), 

а также наращивание производства 

сланцевой нефти в США.

ПРОМЫШЛЕННОЕ 

ПРОИЗВОДСТВО

Рост промышленного производ-

ства в России по итогам 2017 г. 

составил 1,0 % и оказался слабее, 

чем ожидалось. Резкое ухудшение 

динамики показателя в конце года 

было обусловлено комбинацией 

ожидаемых и непредвиденных фак-

торов, действовавших на рынках 

отдельных товаров.

В среднесрочной перспективе 

в базовом варианте в 2018–2020 гг. 

ежегодные темпы прироста 

промышленного производства 

могут составить в среднем 2,5 %. 

В 2017 г. российская экономика верну-

лась к росту после рецессии 2015–

2016 гг., рост ВВП составил 1,5 %. 

Одним из источников восстановления 

экономики стал внутренний спрос. 

В рамках базового сценария соци-

ально-экономического развития 

Российской Федерации прогнози-

руется постепенное увеличение 

темпов роста российской эко-

номики с 2,2 % в 2018 г. до 2,3 % 

к 2020 г. Ускорение роста ВВП будет 

обеспечиваться в первую очередь 

увеличением инвестиций в основ-

ной капитал, средний темп роста 

которых в 2018–2020 гг. ожидается 

на уровне 5,3 % в среднем за год.

ЦЕНЫ НА НЕФТЬ

Нефтяные котировки в конце 2017 г. 

устойчиво превышали уровень 

0,0

0,0

−3,5

−3,0

−2,5

−2,0

−1,5

−1,0

−0,5

0,0

0,0

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

Динамика макроэкономических показателей Российской 

Федерации в 2017 г. и прогноз на 2018–2020 гг. , %

*

 2020

2017

2018

2019

2017

отчет

2018

прогноз

2019

прогноз

2020

прогноз

2020 к 2016

2016

отчет

Рост (снижение) объемов добычи и переработки нефти, % 

Индекс 

промышленного 

производства

Добыча нефти, 

включая газовый 

конденсат

Нефть, 

поступающая 

на переработку

Темп роста ВВП

Индекс 

потребительских 

цен, на конец года

1,0

2,5

2,5

4,0

4,0

4,0

2,6

1,1

1,0

0,1

0,8

0,1

1,8

0,7

0,7

−3,6

2,5

2,5

2,3

2,2

2,1

1,5

1  Раздел подготовлен на основе Прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, а также Отчета 

об итогах социально экономического развития РФ в 2016 г., подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации.

*  Базовый сценарий Прогноза социально- 

экономического развития Российской 

Федерации на 2018–2020 гг.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

37

ТРАНСНЕФТЬ | ЭВОЛЮЦИЯ

0,0

0,0

−3,5

−3,0

−2,5

−2,0

−1,5

−1,0

−0,5

0,0

0,0

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

Динамика макроэкономических показателей Российской 

Федерации в 2017 г. и прогноз на 2018–2020 гг. , %

*

 2020

2017

2018

2019

2017

отчет

2018

прогноз

2019

прогноз

2020

прогноз

2020 к 2016

2016

отчет

Рост (снижение) объемов добычи и переработки нефти, % 

Индекс 

промышленного 

производства

Добыча нефти, 

включая газовый 

конденсат

Нефть, 

поступающая 

на переработку

Темп роста ВВП

Индекс 

потребительских 

цен, на конец года

1,0

2,5

2,5

4,0

4,0

4,0

2,6

1,1

1,0

0,1

0,8

0,1

1,8

0,7

0,7

−3,6

2,5

2,5

2,3

2,2

2,1

1,5

Ожидается постепенное восста-

новление производства товаров 

инвестиционного спроса. Важную 

роль продолжит играть государ-

ственный заказ. Устойчивая позиция 

сохранится в секторах-экспортерах: 

топливно-энергетическом ком-

плексе, металлургии, химическом 

производстве.

ДОБЫЧА И ЭКСПОРТ 

НЕФТИ

Объем добычи нефти в России по 

итогам 2017 г. составил 546,7 млн т 

(сокращение на 0,1 % по сравнению 

с предыдущим годом).

2

 Главной при-

чиной снижения стало ответствен-

ное исполнение Россией своих обя-

зательств в рамках сделки ОПЕК+.

Экспорт нефти в 2017 г. составил 

256,9 млн т. 

2

 

В сложившейся экономической 

ситуации (мировая конъюнктура цен 

на нефть, налоговый маневр) вви-

ду повышения привлекательности 

экспорта сырой нефти по сравнению 

с экспортом нефтепродуктов в ба-

зовом варианте прогнозируется уве-

личение добычи нефти до 553 млн т 

к 2019–2020 гг. В условиях развития 

первичной переработки нефти при 

постепенной модернизации НПЗ 

и увеличении глубины переработки 

экспорт нефти к 2020 г. составит 

266,7 млн т. Прогнозируется рост 

экспорта нефти в страны дальнего 

зарубежья до 242,25 млн т к 2020 г. 

в основном за счет роста поставок 

в страны Азиатско-Тихоокеанского 

региона (АТР). Экспорт в стра-

ны СНГ сохранится на уровне 

24,45 млн т на протяжении всего 

прогнозного периода.

Нефтепереработка и экспорт 

нефтепродуктов

Объем переработки нефти в Рос-

сии в 2017 г. составил 279,5 млн т. 

2

 

С учетом предусмотренных в согла-

шениях с нефтяными компаниями 

сроков модернизации НПЗ, на-

правленной на увеличение глубины 

переработки нефти, прогнозируют-

ся умеренное снижение объемов 

нефтепереработки до 275 млн т 

в 2020 г. и рост глубины перера-

ботки до 84,6 %. Умеренный рост 

внутреннего спроса на нефтепро-

дукты и снижение экономической 

эффективности экспорта темных 

нефтепродуктов приведут к посте-

пенному снижению экспорта неф-

тепродуктов до 151,0 млн т к 2020 г. 

(на 3,4 % по отношению к 2016 г.). 

В структуре экспорта произойдет 

замещение темных нефтепродуктов 

светлыми нефтепродуктами.

Перспективы трубопроводно-

го транспорта

Место ПАО «Транснефть» в сфере 

транспортировки нефти и нефте-

продуктов в среднесрочной и дол-

госрочной перспективе опреде-

ляется основными направлениями 

развития системы трубопроводно-

го транспорта, обеспечивающими:

•  сохранение объемов транс-

портировки нефти по системе 

магистральных нефтепрово-

дов в объеме на уровне около 

90 % от общего показателя 

добычи нефти на территории 

Российской Федерации, а также 

объемов транзита нефти произ-

водства третьих стран по терри-

тории Российской Федерации;

•  увеличение доли транспор-

тировки нефтепродуктов по 

системе магистральных нефте-

продуктопроводов от общего 

объема производства светлых 

нефтепродуктов на территории 

Российской Федерации. 

2  Энергетический бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, январь 2018 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

38

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2017

СРАВНЕНИЕ 

С СОПОСТАВИМЫМИ 

КОМПАНИЯМИ ПО УДЕЛЬНЫМ 

ОПЕРАЦИОННЫМ РАСХОДАМ

В данном разделе представлены 

результаты проведенного меж-

дународной консультационной 

компанией АО «КПМГ» актуализи-

рованного сравнительного анализа 

показателей удельных операцион-

ных расходов ПАО «Транснефть» 

с 24 зарубежными компаниями – 

лидерами в области транспорти-

ровки нефти и нефтепродуктов 

за 2014–2016 гг. При проведении 

исследования в качестве основных 

источников информации были 

использованы годовые отчеты ком-

паний; отчетность, предоставляе-

мая в Комиссию по ценным бумагам 

Проведенное сравнение сви­

детельствует о лидирующих 

позициях ПАО «Транснефть» 

в части удельных операцион­

ных расходов.

и биржам США; отраслевая отчет-

ность, предоставляемая в Федераль-

ную комиссию по регулированию 

в сфере энергетики США и другие 

публичные источники. Данные 

за 2017 г. на момент проведения ис-

следования опубликованы не были.

Согласно данным проведенного 

анализа удельные операционные 

расходы Компании на транспор-

тировку нефти в 2016 г. на 73,9  % 

ниже медианного значения и ха-

рактеризуются лучшим значением 

среди рассматриваемых компаний 

(0,26 долл. США / 100 ткм против 

Медиана 

2016 года

Медиана 

2016 года

Транс-

нефть

1,01

0,26

Тр

ан

сн

еф

ть

BP

Ch

ev

ro

n

Co

no

co

 O

ffs

ho

re

Co

no

co

 P

hi

lli

ps

En

br

id

ge

En

te

rp

ris

e

Ex

ce

l

Ex

xo

nM

ob

il

G

en

es

is

Ka

zT

ra

ns

oi

l

M

ag

el

la

n

M

ar

at

ho

n

Pl

at

te

Po

rtl

an

d

Sh

el

l

Su

no

co

W

es

t T

ex

as

Tr

an

sC

an

ad

a

Ke

ys

to

ne

2014

0,

41

0,

27

0,

26

4,

06

12

,2

4

8,

37

14

,4

4

1,3

4

1,3

5

1,2

3

0,

46

0,

43

0,

35

2,

13 2,1

6

0,

33

2,

83

3,

33 3,3

6

4,

92

5,

36 5,4

9

1,0

5

2,

31

2,

78

2,

77

1,0

7

1,0

7

1,0

1

1,5

5

2.5

7

3,

48

2,

13

1,5

9

1,1

5

0,

88

0,

54

0,

53

0,

22 0,2

4

0,

32

2,

55

2,

69 2,7

3

2015

2016

0,

44 0,6

0

0,

55

0,

39 0,

67

0,

85

0,

57

0,

63

0,

54 0,6

2

0,

55 0,6

9

0,

64

Транснефть

1,34

0,82

Тр

ан

сн

еф

ть

BP

Ch

ev

ro

n

Bu

ck

ey

e

Co

lo

ni

al

Ex

pl

or

er

Ex

xo

nM

ob

il

M

ag

el

la

n

M

ar

at

ho

n

M

id

-A

m

er

ic

a

Pl

an

ta

tio

n

Su

no

co

2014

6,

37

1,9

0 2,

31

14

,4

4

1,3

8

3,

26

32

6

3,

06

4,

38

2,

79

2,

08

1,8

8

2,

50

2015

2016

8,

36

6,

70

5,

55

1,4

3

1,3

4

0,

64

0,

52

0,

48

1,1

6

0,

88

0,

82

0,

56

0,

35

0,

94

1,1

0

0,

75 0,9

4

0,

67

0,

57

0,

52

0,

30 0,3

2

0,

39

Удельные операционные расходы при транспортировке 100 ткм нефтепродуктов, долл. США/100 ткм

Удельные операционные расходы при транспортировке 100 ткм нефти, долл. США/100 ткм

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

39

ТРАНСНЕФТЬ | ЭВОЛЮЦИЯ

медианы 1,01 долл. США / 100 ткм, 

снижение медианы на 5,7  % по срав-

нению с 2015 г.).

В долларовом выражении величина 

удельных операционных расходов 

Компании в 2016 г. по сравнению 

с 2014 г. и 2015 г. снизилась соответ-

ственно на 35,0  % и 2,3  %. При этом 

в рублевом выражении удельные 

расходы ПАО «Транснефть» росли 

на 13,3 % и 7,4 % соответственно, 

что было главным образом обуслов-

лено вводом в эксплуатацию новых 

объектов трубопроводов и инфляци-

онными факторами.

Величина удельных операционных 

расходов на 100 ткм грузооборота 

нефтепродуктов у ПАО «Транс-

нефть» в 2016 г. на 38,8  % ниже 

медианного значения 

(0,82 долл. США / 100 ткм против 

медианы 1,34 долл. США / 100 ткм, 

при снижении медианы на 6,1  % 

по сравнению с 2015 г.).

В долларовом выражении величина 

удельных операционных расходов 

Компании в 2016 г. по сравнению 

с 2014 г. и 2015 г. снизилась на 29,5  % 

и 6,7  % соответственно. В рубле-

вом выражении удельные расходы 

ПАО «Транснефть» в 2016 г. пре-

вышают значения 2014 и 2015 гг. 

на 23,0  % и 2,6  % соответственно, 

что объясняется устаревающим 

фондом нефтепродуктопроводов 

и соответствующими возрастающи-

ми расходами на его эксплуатацию.

Минимальной среди рассмотрен-

ных компаний величиной удельных 

операционных расходов при транс-

портировке нефтепродуктов 

(0,39 долл. США / 100 ткм) в 2016 г. об-

ладала компания Colonial Pipelines, 

характеризующаяся наибольшими 

показателями грузооборота и объ-

ема транспортировки (превышение 

над аналогичными показателями 

ПАО «Транснефть» около 4,5 раза 

и 4 раз соответственно). При этом 

Colonial Pipeline характеризуется 

последовательным ростом удель-

ных расходов в рассматриваемом 

периоде (+30,3  % в 2016 г. по срав-

нению с 2014 г.). Данное увеличение 

связано с ростом расходов на внеш-

ние услуги на фоне снижения 

величины грузооборота на 4,5  % 

в 2016 г. по сравнению с 2014 г.

Медиана 

2016 года

Медиана 

2016 года

Транс-

нефть

1,01

0,26

Тр

ан

сн

еф

ть

BP

Ch

ev

ro

n

Co

no

co

 O

ffs

ho

re

Co

no

co

 P

hi

lli

ps

En

br

id

ge

En

te

rp

ris

e

Ex

ce

l

Ex

xo

nM

ob

il

G

en

es

is

Ka

zT

ra

ns

oi

l

M

ag

el

la

n

M

ar

at

ho

n

Pl

at

te

Po

rtl

an

d

Sh

el

l

Su

no

co

W

es

t T

ex

as

Tr

an

sC

an

ad

a

Ke

ys

to

ne

2014

0,

41

0,

27

0,

26

4,

06

12

,2

4

8,

37

14

,4

4

1,3

4

1,3

5

1,2

3

0,

46

0,

43

0,

35

2,

13 2,1

6

0,

33

2,

83

3,

33 3,3

6

4,

92

5,

36 5,4

9

1,0

5

2,

31

2,

78

2,

77

1,0

7

1,0

7

1,0

1

1,5

5

2.5

7

3,

48

2,

13

1,5

9

1,1

5

0,

88

0,

54

0,

53

0,

22 0,2

4

0,

32

2,

55

2,

69 2,7

3

2015

2016

0,

44 0,6

0

0,

55

0,

39 0,

67

0,

85

0,

57

0,

63

0,

54 0,6

2

0,

55 0,6

9

0,

64

Транснефть

1,34

0,82

Тр

ан

сн

еф

ть

BP

Ch

ev

ro

n

Bu

ck

ey

e

Co

lo

ni

al

Ex

pl

or

er

Ex

xo

nM

ob

il

M

ag

el

la

n

M

ar

at

ho

n

M

id

-A

m

er

ic

a

Pl

an

ta

tio

n

Su

no

co

2014

6,

37

1,9

0 2,

31

14

,4

4

1,3

8

3,

26

32

6

3,

06

4,

38

2,

79

2,

08

1,8

8

2,

50

2015

2016

8,

36

6,

70

5,

55

1,4

3

1,3

4

0,

64

0,

52

0,

48

1,1

6

0,

88

0,

82

0,

56

0,

35

0,

94

1,1

0

0,

75 0,9

4

0,

67

0,

57

0,

52

0,

30 0,3

2

0,

39

Удельные операционные расходы при транспортировке 100 ткм нефтепродуктов, долл. США/100 ткм

Удельные операционные расходы при транспортировке 100 ткм нефти, долл. США/100 ткм

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

40

510,6 

МЛН Т 

объем 

транспортировки нефти 

и нефтепродуктов

49,1 

МЛРД ТКМ 

грузооборот 

нефтепродуктов

1,2 

ТРЛН ТКМ 

грузооборот нефти

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

41

Результаты 

деятельности

Основным видом деятельности Группы Транснефть 

является оказание услуг по транспортировке 

нефти по системе магистральных трубопрово­

дов в Российской Федерации, а также за преде­

лы России, в том числе по межгосударственным 

и межправительственным соглашениям. 

ПАО «Транснефть» и организации системы 

«Транснефть» (далее – ОСТ) оказывают услуги 

по хранению, компаундированию и реализации 

нефти.

42 

Общее описание видов деятельности

43 

Транспортировка нефти

45 

Транспортировка нефтепродуктов

46 

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)

47 

Международная ассоциация транспортировщиков нефти

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

42

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2017

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ 

ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ 
ТРАНСНЕФТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО 
ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ 
ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ НЕФТЕПРОВОДАМ И НЕФТЕ-
ПРОДУКТОПРОВОДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 
А ТАКЖЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО 
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕН-
НЫМ СОГЛАШЕНИЯМ.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

43

ТРАНСНЕФТЬ | ЭВОЛЮЦИЯ

ПАО «Транснефть» и ОСТ оказывают 

услуги по хранению, компаундирова-

нию и реализации нефти. 

Помимо основной деятельности 

по транспортировке нефти по 

территории Российской Федерации, 

Компания обеспечивает планирова-

ние и управление транспортировкой 

нефти на территории зарубежных 

стран и ее сдачей на зарубежных при-

емо-сдаточных пунктах, организовы-

вает сбор и обобщение информации.

Являясь агентом российских грузо-

отправителей по транспортировке 

нефти по территории Республики 

Беларусь, Украины и Республи-

ки Казахстан, ПАО «Транснефть» 

заключило договоры на оказание 

ТРАНСПОРТИРОВКА 

НЕФТИ

Показатели приема и сдачи нефти, 2015–2017 гг.
Показатели

млн т

Изменение 

2017/2016, %

2015

2016

2017

Прием в систему ПАО «Транснефть», всего

480,50

483,49

477,61

–1,2 %

в т. ч.:

 

 

 

 

•  нефть России

461,07

464,53

459,18

–1,2 %

•  встречные поставки (нефть Казахстана)

2,20

 

 

•  нефть Казахстана

15,28

17,22

16,93

–1,7 %

•  нефть Азербайджана

1,19

1,30

1,50

15,4 %

•  нефть Туркменистана

0,76

0,44

0,00

  –100,0  %  

Сдача нефти,всего

481,40

483,40

477,52

–1,2 %

в т. ч.:
•  на НПЗ России

250,18

245,22

243,69

–0,6 %

•  перевалка в систему КТК-Р

1,63

0,39

0,02

–94,9 %

•  в ближнее зарубежье, в т ч.:

22,05

18,65

18,61

–0,2 %

•  нефть России

21,04

18,00

18,07

0,4 %

•  встречные поставки (нефть Казахстана)

0,96

 

 

•  нефть Казахстана

0,05

0,65

0,54

–16,9 %

•  в дальнее зарубежье, в т ч.:

207,54

219,14

215,20

–1,8 %

•  нефть России

189,90

200,82

197,19

–1,8 %

•  встречные поставки (нефть Казахстана)

0,51

 

 

•  нефть Казахстана

15,10

16,63

16,43

–1,2 %

•  нефть Азербайджана

1,30

1,22

1,58

29,5 %

•  нефть Туркменистана

0,73

0,47

0,00

–100,0 %

В 2017 г. грузооборот нефти по ис-

полненным маршрутным поручени-

ям составил 1 211,2 млрд ткм, снизив-

шись на 0,6 % к уровню 2016 г.

услуг по транспортировке нефти 

с ОАО «Полоцктранснефть Дружба», 

ОАО «Гомельтранснефть Дружба», 

ПАО «Укртранснафта», АО «КазТран-

сОйл» («ТОН-2»).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

44

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2017

1 211,2

1 219,1

1 185,0

41 407,8

45 392,4

49 073,7

2015

2016

2017

Грузооборот нефти, млрд ткм

Сдача нефтепродуктов 

грузополучателям, тыс. т

Структура сдачи нефтепродуктов

грузополучателям

Грузооборот 

нефтепродуктов, млн ткм

Структура сдачи нефти грузополучателям, %

2015

2016

2017

5

43

0,3

52

51

45

4

51

45

4

100 %

100 %

На экспорт 

в ближнее зарубежье

Перевалка 

в систему «КТК-Р»

На НПЗ России

На экспорт 

в дальнее зарубежье

На экспорт 

На внутренний рынок РФ

На экспорт 

На внутренний рынок РФ

2015

2016

2017

2015

2016

2017

2015

2016

2017

0,1

8 686,3

9 297,7

9 581,3

23 512,1

23 788,0

23 471,0

0,004

73

27

28

29

72

71

Сдача нефти

В 2017 г. ПАО «Транснефть» обеспе-

чило сдачу нефти в пунктах назначе-

ния, определенных заключенными 

договорами, в количестве 477,5 млн т, 

снижение к уровню 2016 г. на 1,2 %. 

Экспорт в дальнее и ближнее зарубе-

жье в 2017 г. составил 233,8 млн т, 

произошло снижение экспорта 

на 1,7 % относительно 2016 г. 

Сдача нефти на НПЗ России соста-

вила 243,7 млн т, снижение сдачи по 

сравнению с 2016 г. составило 0,6 %. 

Прием нефти в систему

За 2017 г. общий прием нефти в си-

стему магистральных нефтепрово-

дов ПАО «Транснефть» составил 

477,6 млн т, при этом отмечено 

снижение приема к уровню 2016 г. 

на 1,2 %, обусловленное снижени-

ем объемов добычи и перераспре-

делением грузопотоков на другие 

виды транспорта.

Прием нефти от российских 

производителей снизился к уров-

ню 2016 г. на 1,2 % и составил 

459,2 млн т.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

45

ТРАНСНЕФТЬ | ЭВОЛЮЦИЯ

1 211,2

1 219,1

1 185,0

41 407,8

45 392,4

49 073,7

2015

2016

2017

Грузооборот нефти, млрд ткм

Сдача нефтепродуктов 

грузополучателям, тыс. т

Структура сдачи нефтепродуктов

грузополучателям

Грузооборот 

нефтепродуктов, млн ткм

Структура сдачи нефти грузополучателям, %

2015

2016

2017

5

43

0,3

52

51

45

4

51

45

4

100 %

100 %

На экспорт 

в ближнее зарубежье

Перевалка 

в систему «КТК-Р»

На НПЗ России

На экспорт 

в дальнее зарубежье

На экспорт 

На внутренний рынок РФ

На экспорт 

На внутренний рынок РФ

2015

2016

2017

2015

2016

2017

2015

2016

2017

0,1

8 686,3

9 297,7

9 581,3

23 512,1

23 788,0

23 471,0

0,004

73

27

28

29

72

71

ТРАНСПОРТИРОВКА 

НЕФТЕПРОДУКТОВ

КОМПАНИЯ ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ 
ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ 
НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК И НА ЭКСПОРТ.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ 

ИЗМЕНЕНИЙ ПРИЕМА 

И СДАЧИ НЕФТЕ-

ПРОДУКТОВ

В 2017 г. объем уменьшения про-

изводства дизельного топлива 

на подключенных НПЗ составил 

около 1 млн т. Данное обстоятель-

ство привело к снижению объемов 

сдачи грузоотправителями дизель-

ного топлива, которое является 

основным продуктом транспорти-

ровки, в систему МНПП.

В 2017 г. в рамках реализации 

инвестиционных проектов «Се-

вер-25», «Юг» и «Реконструкция 

системы магистральных трубопро-

водов для увеличения объемов 

транспортировки нефтепродуктов 

в Московский регион» для обес-

печения процесса перекачки 

осуществлялась покупка и прием 

в систему МНПП собственных 

технологических нефтепродуктов, 

которые не учитывались в объеме 

транспортировки. Реализованы 

мероприятия по заполнению сле-

дующих МНПП:

•  Горький – Ярославль (дизельное 

топливо);

•  Волгоград – Тихорецк – Ново-

российск (дизельное топливо);

•  Горький – Рязань – 2 (автомо-

бильный бензин).

Таким образом, в качестве тех-

нологического поршня в систему 

продуктопроводов было принято 

около 400 тыс. т нефтепродуктов, 

которые не учтены в общем объеме 

транспорта.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

46

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2017

КАСПИЙСКИЙ 

ТРУБОПРОВОДНЫЙ 

КОНСОРЦИУМ (КТК)

В 2017 Г. ПАО «ТРАНСНЕФТЬ» ОСУЩЕСТВЛЯЛО 
ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАХОДЯЩИМСЯ 
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 31 % АКЦИЙ 
АО «КТК-Р» И АО «КТК-К».

Трубопроводная система КТК 

является одним из крупнейших ин-

вестиционных проектов в энерге-

тической сфере с участием ино-

странного капитала на территории 

СНГ. Протяженность трубопровода 

Тенгиз – Новороссийск, соединив-

шего нефтяные месторождения 

Западного Казахстана с морским 

терминалом в Новороссийске, 

составляет 1 511 км. Первона-

чальная мощность нефтепровода 

Тенгиз – Новороссийск составляла 

28,2 млн т нефти в год. Органами 

управления КТК 15.12.2010 было 

принято окончательное решение 

об инвестициях по проекту уве-

личения пропускной способности 

нефтепровода до 67 млн т нефти 

в год (далее – Проект расширения). 

В 2016 г. в рамках завершающих 

мероприятий по Проекту расши-

рения в эксплуатацию введены 

шесть новых НПС: А-НПС-4А 

и А-НПС-5А в Астраханской 

области, НПС-8 в Краснодарском 

крае, НПС-5 на Ставрополье, 

А-НПС-3А в Казахстане, а также 

НПС-2 в Калмыкии, которая была 

запущена в опытно-промышленную 

эксплуатацию.

По итогам 2017 г. КТК отгрузил 

на Морском терминале в Новорос-

сийске 55,1 млн т нефти, из которых 

49,5 млн т – нефть казахстанских 

грузоотправителей, а 5,6 млн т 

нефти принадлежит российским 

грузоотправителям. По сравнению 

с 2016 г. объем отгрузки на Мор-

ском терминале КТК в Новорос-

сийске увеличился на 10,8 млн т, 

или на 24 %.

В 2017 г. КТК продолжил практику 

выплат в счет погашения долга 

перед акционерами. Всего за 2017 г. 

КТК выплатил в пользу Российской 

Федерации 171,5 млн долл. США; 

в пользу «КТК Инвестментс Компа-

ни» – 68,9 млн долл. США; пере-

численный в бюджет Российской 

Федерации налог с процентного 

дохода «КТК Инвестментс Компа-

ни» составил 17,2 млн долл. США.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

47

ТРАНСНЕФТЬ | ЭВОЛЮЦИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ 

АССОЦИАЦИЯ 

ТРАНСПОРТИРОВЩИКОВ 

НЕФТИ

В 2017 г. продолжила практическую 

работу Международная ассоциация 

транспортировщиков нефти (далее – 

Ассоциация или МАТН), учрежден-

ная в 2013 г. в г. Праге (Чешская 

Республика) с целью углубления 

и развития сотрудничества в сфере 

трубопроводного транспорта нефти 

и нефтепродуктов.

В 2017 г. членом МАТН стало 

ПАО «Укртранснафта».

ИТОГИ РАБОТЫ МЕЖДУ-

НАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ 

ТРАНСПОРТИРОВЩИКОВ 

НЕФТИ В 2017 Г.

За период с января по декабрь 2017 г.:

•  проведены два заседания Правле-

ния Ассоциации, в ходе которых 

рассмотрены результаты деятель-

ности постоянных экспертных 

Компания

Место регистрации 

Период членства

АО «МЕРО ЧР»

Чешская Республика

С декабря 2013 г.

ПАО «Транснефть»

Российская Федерация

С января 2015 г.

АО «Транспетрол»

Словацкая Республика

С апреля 2015 г.

ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

Республика Беларусь

С апреля 2015 г.

АО «МОЛ»

Венгрия

С апреля 2015 г.

АО «КазТрансОйл»

Республики Казахстан

С сентября 2015 г.

Китайская национальная нефтегазовая корпорация

Китайская Народная Республика

С мая 2016 г.

ПАО «Укртранснафта»

Украина

С 2017г.

Каспийский трубопроводный консорциум в статусе наблюдателя (АО «КТК-Р» и АО «КТК-К»)

С 2017 г.

групп МАТН по энергоэффектив-

ности, по поставкам и по юридиче-

ским вопросам, а также согласован 

план деятельности объединения 

на 2018 г.;

•  утверждено Положение МАТН 

о Постоянной экспертной группе 

по поставкам;

•  согласована вторая редакция «Ме-

тодики проведения бенчмаркинга 

энергоэффективности объектов 

трубопроводного транспорта», 

разработанная ООО «НИИ Транс-

нефть»; 

•  проведен анализ результатов бенч-

маркинга энергоэффективности 

среди участников МАТН за 2016 г. 

и 6 месяцев 2017 г., подготовлены 

рекомендации по сокращению 

энергозатрат компаний;

•  в апреле 2017 г. МАТН приняла уча-

стие в качестве экспонента в Ганно-

верской промышленной ярмарке 

HANNOVER MESSE – 2017;

•  в сентябре 2017 г. информация 

о МАТН была представлена 

на всемирной выставке «ЭКСПО: 

энергия будущего» в г. Астане 

(Республика Казахстан) в рамках 

экспозиции ПАО «Транснефть»;

•  начата подготовка к проведению 

международной конференции 

под эгидой МАТН, посвящен-

ной вопросам трубопроводного 

транспорта нефти, в г. Праге (Чеш-

ская Республика) в мае 2018 г.;

•  начата подготовка к участию 

МАТН в специализированной не-

фтяной международной выставке 

«АДИПЕК» в г. Абу-Даби (ОАЭ) 

в ноябре 2018 г.

По состоянию на 31.12.2017 в состав Ассоциации входят:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

48

≥2 

в год планируется 

снижение 

операционных затрат

329 

МЛРД РУБ. 

объем финансирования 

Программы развития

0,5 

ежегодно планируемое 

снижение удельного 

потребления 

электроэнергии 

по основному виду 

деятельности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..