ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 8

 

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ПАО «Транснефть». Годовые отчёты за 2016-2008 год - часть 8

 

 

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

114

ТРАНСНЕФТЬ

страхование
рисКов

Наравне с инструментами управле-
ния рисками, вводимыми в рам-
ках СУР, в Компании продолжает 
эффективно использоваться система 
страхования имущественных рисков. 
Основные принципы ее построе-
ния, порядок применения и виды 
страхования, использующиеся 
на магистральном трубопроводном 
транспорте нефти и нефтепродуктов, 
изложены в Положении о страхо-
вании собственных имущественных 
рисков ПАО «Транснефть» и ор-
ганизаций системы «Транснефть» 
(утверждено Приказом ПАО «Транс-
нефть» № 26 от 27.02.2014).

Страхование рассматривается как 
инструмент управления рисками Ком-
пании, который позволяет перенести 
полностью или частично финансовые 
потери от реализации рисков, под-
лежащих страхованию, на страховые 
организации и тем самым компен-
сировать (возместить) убытки от 
реализации данных рисков.

При осуществлении страхования 
собственных имущественных рисков 
Компания руководствуется следую-
щими принципами:
•  принцип централизации;
•  принцип стандартизации;

•  принцип обоснованности приня-

тия решения об осуществлении 
добровольных видов страхования;

•  принцип применения адекватного 

собственного удержания;

•  принцип качества, надежности 

и прозрачности размещения ри-
сков в страхование.

Объектами договоров имуществен-
ного страхования являются все 
виды недвижимого и движимого 
имущества (за исключением земель-
ных участков).  Эксплуатируемое 
имущество застраховано от утраты 
(гибели), повреждения в результа-
те пожара, взрыва, удара молнии, 
залива, стихийных бедствий, про-
тивоправных действий третьих лиц 
и прочих рисков (в зависимости от 
вида имущества). Также организаци-
ями системы «Транснефть» осущест-
вляется страхование гражданской 
ответственности за причинение 
вреда третьим лицам и окружающей 
природной среде.

В процессе осуществления своей хо-
зяйственной деятельности организа-
ции системы «Транснефть» по мере 
необходимости самостоятельно 
осуществляют страхование грузов 
и строительно-монтажных рисков.

Страхование рассматривается как инструмент 
управления рисками, который позволяет полностью 
или частично компенсировать убытки от реализации 
данных рисков

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

115

Годовой отчет 2016

основные 
рисКи

Ниже приводится краткая характе-
ристика основных рисков, управ-
ление которыми осуществлялось 

в 2016 г., и мер, предпринимаемых 
Компанией для парирования их воз-
можного неблагоприятного влияния.

Риски

Фактическая реализация рисков 
в 2016 г.

Меры, принимаемые для снижения вероятности 
реализации и смягчения последствий реализовав-
шихся рисков  

риск противоправных действий:
•  угрозы совершения террористиче-

ских актов и диверсий на объектах 
магистральных трубопроводов;

•  хищения нефти, нефтепродуктов, 

комплектующих вдольтрассового 
оборудования, кабеля и проводов, 
демонтированных труб и пр.

•  На объектах Компании 

работниками охраны задер-
жано 11,4 тыс. нарушителей 
пропускного, более 6,2 тыс. 
нарушителей внутриобъек-
тового режимов и отмечено 
около 3 тыс. нарушений 
охранной зоны линейной части 
магистральных трубопроводов, 
в отношении которых оформ-
лены соответствующие акты.

•  На магистральных нефтепро-

водах и нефтепродуктопрово-
дах, проходящих по террито-
рии Российской Федерации, 
обнаружено 300 несанкциони-
рованных врезок.

•  Подразделениями охраны 

Компании как самостоятельно, 
так и во взаимодействии с пра-
воохранительными органами 
пресечено 38 фактов хищений 
нефти и нефтепродуктов из 
магистральных трубопрово-
дов, за совершением которых 
задержано 124 лица и 26 ав-
томобилей с похищенными 
нефтью и нефтепродуктами. 
У правонарушителей изъято 
более 10 тыс. т нефти и нефте-
продуктов. По всем преступле-
ниям, связанным с хищениями 
нефти и нефтепродуктов, 
в правоохранительные органы 
направлено 315 заявлений, по 
которым возбуждено 260 уго-
ловных дел, к уголовной 
ответственности привлечено 
111 лиц, из них к реальным 
срокам лишения свободы – 62.

•  Привлечение для обеспечения безопасности 

имущества и производственно-технологических 
комплексов ведомственной охраны Компании 
(ООО «Транснефть-Охрана»), частных охранных ор-
ганизаций, подразделений Федеральной службы 
войск национальной гвардии Российской Феде-
рации (Росгвардия). В 2016 г. из 1 681 объекта 
Компании под охраной находились 1 132 объекта.

•  Категорирование и формирование паспортов 

безопасности объектов в соответствии с Феде-
ральным законом от 21.07.2011 № 256 «О безо-
пасности объектов ТЭК». В 2016 г. разработаны 
3 и актуализированы 162 паспорта безопасно-
сти объектов. Все объекты включены в реестр 
объектов ТЭК, ведение которого осуществляет 
Минэнерго России. 

•  Обеспечение пропускного и внутриобъектово-

го режимов, выявление и пресечение попыток 
проникновения на объекты посторонних лиц, 
ввоза оружия, взрывчатых веществ и взрывных 
устройств. 

•  Усиленная охрана объектов Компании в празд-

ничные и нерабочие выходные дни.

•  Проведение антитеррористических учений и трени-

ровок (в 2016 г. – более 3 тыс., в т. ч. 714 с участи-
ем сотрудников ФСБ России и МВД России). 

•  Строительство объектов инженерно-технических 

средств охраны (в 2016 г. – на общую сумму 
1,355 млрд руб.)

•  Защита линейной части магистральных нефтепро-

водов и нефтепродуктопроводов от несанкциони-
рованных врезок. 

•  Оптимизация численности подразделений ох-

раны, повышение их материально-технической 
оснащенности и проведение внутритрубной 
диагностики. 

•  Проведение оперативно-профилактических ме-

роприятий в регионах прохождения магистраль-
ных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов 
(в 2016 г. проведено 3 835 мероприятий – рей-
дов, засад, скрытых наблюдений и др., проверено 
995 объектов).

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

116

ТРАНСНЕФТЬ

риск изменения грузооборота:
•  изменение динамики производ-

ственной и коммерческой деятель-
ности российских нефтедобываю-
щих и нефтеперерабатывающих 
компаний в связи с изменением 
цен на сырую нефть и нефтепро-
дукты;

•  изменение структуры издержек 

российских нефтедобывающих 
и нефтеперерабатывающих компа-
ний в связи с изменением тарифов 
за перекачку и экспортных пошлин.

Российские нефтяные компании 
на протяжении 2016 г. корректи-
ровали: 
•  планы по объемам и срокам 

добычи на месторождениях, 
нефть которых планирует-
ся для транспортировки по 
строящимся и существующим 
нефтепроводам Компании;

•  объемы и направления транс-

портировки нефти и нефтепро-
дуктов по системе трубопрово-
дов, эксплуатируемой Группой 
Транснефть.

•  Данный риск находится вне зоны влияния Ком-

пании. Для снижения возможных его негативных 
последствий осуществляется постоянное взаи-
модействие с крупнейшими клиентами и регули-
рующими государственными органами, ведется 
работа по развитию системы согласованных 
и долгосрочных тарифов.

валютные и процентные риски:
•  изменение результатов финансо-

во-хозяйственной деятельности 
в зависимости от колебаний ва-
лютных курсов в связи с наличием 
у Компании валютных заимствова-
ний и временно свободных денеж-
ных средств.

•  Курс рубля по отношению 

к доллару США в течение 
2016 г. демонстрировал разно-
направленную динамику: осла-
бление с 72,93 руб./долл. США 
на начало января 2016 г. 
до 83,59 руб./долл. США 
на конец января 2016 г. 
и дальнейшее укрепление до 
60,27 руб./долл. США к концу 
2016 г.

•  Увеличение в 2016 г. процент-

ных ставок по заимствовани-
ям в долларах США привело 
к удорожанию обслуживания 
кредита Банка развития Китая, 
процентные платежи по ко-
торому зависят от изменения 
ставки LIBOR 6M, выросшей 
в течение 2016 г. с 0,85 % до 
1,32 %

•  Осуществление основной хозяйственной дея-

тельности Компании на территории Российской 
Федерации и отсутствие существенных вложе-
ний в иностранные компании, стоимость чистых 
активов которых подвержена риску изменения 
курсов валют.

•  Разработка и/или актуализация в 2016 г. внутрен-

них нормативных документов Компании, направ-
ленных на управление валютными и процентными 
рисками:

• «Политика управления валютными и процент-

ными рисками ПАО «Транснефть» (утверждена 
решением Совета директоров ПАО «Транс-
нефть» от 29.06.2016, протокол № 13);

• «Порядок управления валютными и процент-

ными рисками ПАО «Транснефть» (утвер-
жден приказом ПАО «Транснефть» № 170 от 
08.09.2016);

• «Стратегия управления валютными и процент-

ными рисками ПАО «Транснефть» (утверждена 
решением Совета директоров ПАО «Транс-
нефть» от 22.12.2016, протокол № 22).

•  При необходимости осуществление операций 

хеджирования валютных рисков с целью миними-
зации возможного негативного влияния измене-
ния валютных курсов на показатели Компании.

•  Диверсификация валют размещения временно 

свободных денежных средств Компании с учетом 
валютной структуры долга, более 75 % которого 
в 2016 г. было представлено валютными заим-
ствованиями.

•  Осуществление на протяжении 2016 г. планомер-

ного замещения кредита Банка развития Китая, 
номинированного в долларах США, долгосрочными 
рублевыми облигациями с фиксированной ставкой 
купона (за 2016 г. было размещено облигаций 
на общую сумму 77 мрлд руб., которые были на-
правлены на досрочное погашение кредита Банка 
развития Китая в сумме 1 160 млн долл. США).

налоговые и правовые риски:
•  различные толкования и подвер-

женность частым изменениям рос-
сийского налогового, валютного 
и таможенного законодательства.

-

•  Транснефть, как законопослушный хозяйствующий 

субъект и налогоплательщик, в условиях несовер-
шенного и часто меняющегося законодательства 
прилагает максимум усилий, направленных на его 
соблюдение, а в случае необходимости прибегает 
к защите своих позиций в судах.

•  Проведение внутренней контрольно-ревизионной 

работы.

•  Тщательный анализ возможных источников и по-

следствий правовых и налоговых рисков.

•  Экспертиза сложных вопросов с привлечением 

профессиональных консультантов.

•  Проведение независимой рыночной оценки акти-

вов. В целом влияние данных рисков на деятель-
ность Компании оценивается как ограниченное.

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

117

Годовой отчет 2016

кредитные риски:
•  неисполнение контрагентами своих 

финансовых обязательств, в том 
числе невозврат авансов, неоплата 
оказанных услуг и т. п.

-

•  Предварительный анализ и мониторинг финансо-

во-экономического состояния контрагентов.

•  Применение в договорах механизмов гарантий 

и штрафных санкций.

•  Заключение договоров по основной деятельности 

на принципах предоплаты. 

•  Актуализация Положения об установлении и со-

блюдении лимитов на операции с банками-контр-
агентами организаций системы «Транснефть» 
(приказ ПАО «Транснефть» № 83 от 19.04.2016):

• определение критериев отбора банков-контр-

агентов для целей размещения временно 
свободных денежных средств и принятия 
банковских гарантий;

• установление порядка утверждения лимитов 

на операции с банками-контрагентами.

риск взаимных международных 

секторальных ограничений:
•  финансовые санкции.

•  В 2016 г. сохранялось дис-

криминационное иностранное 
давление в отношении россий-
ских компаний, которое затро-
нуло Транснефть как одну из 
системообразующих компаний 
российского нефтегазового 
комплекса.

•  Проведение централизованной политики внеш-

них заимствований, позволяющей обеспечить 
минимально возможную стоимость долга для 
Группы Транснефть. Привлечение финанси-
рования головной компанией с последующей 
передачей средств обществам Группы в рамках 
внутригрупповых займов.

•  Разработка плана рефинансирования текуще-

го долга и привлечения нового с максималь-
но возможным ровным профилем погашения 
заимствований и исключением пиковых нагрузок 
на денежные потоки.

•  Учет имеющихся параметров долгового портфеля 

в течение 2016 г. в финансово-экономической 
модели Компании.

риск запрета импорта/экспорта 

товаров и услуг:
•  существенное сокращение объема 

и качества выполняемых Компани-
ей работ в связи с прекращением 
поставки компонентов и комплек-
тующих в отдельных категориях 
продукции.

-

•  Проведение мероприятий по локализации 

производства отдельных категорий импортной 
продукции. В 2016 г. было освоено производство 
на территории Российской Федерации шести 
видов продукции:

• магистральные и подпорные насосы;
• регуляторы давления и расхода шарового 

типа;

• задвижки шиберные листовые;
• системы измерения количества и показателей 

качества нефти (СИКН);

• пожарные автопеноподъемники;
• присадки противотурбулентные.

решения регуляторов (тарифные, 

таможенные, дивидендные):
•  изменение тарифов решениями 

Федеральной антимонопольной 
службы (ФАС России);

•  изменение таможенного законода-

тельства и правил;

•  изменение условий государствен-

ного регулирования отрасли,  
в т. ч. сложившейся практики 
тарифо образования.

-

•  Постоянная работа с регулирующими органами 

и крупнейшими клиентами в целях снижения 
неопределенности и степени возможного нега-
тивного влияния данных рисков на результаты 
деятельности Компании. В течение 2016 г. 
взаимодействие осуществлялось по вопросам 
применения действующих нормативных докумен-
тов и договоров.

•  Осуществление основной деятельности на терри-

тории Российской Федерации, неосуществление 
экспорта и активное проведение политики импор-
тозамещения закупаемого оборудования.

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

118

ТРАНСНЕФТЬ

риски изменения цен на закупае-

мые товары, работы и услуги:

•  инфляционные процессы в эконо-

мике Российской Федерации;

•  ограничение государственным 

регулированием возможностей по 
повышению тарифов на оказание 
услуг по транспортировке нефти 
и нефтепродуктов по системе 
магистральных трубопроводов;

•  изменение затрат Компании, в ос-

новном выраженных в рублях, в со-
ответствии с темпами инфляции.

•  Разработка и реализация Плана мероприятий 

по снижению операционных и капитальных 
затрат (утвержден решением Совета директоров 
ПАО «Транснефть» от 10.04.2014, протокол № 5) 
который предполагает снижение операционных 
расходов (затрат) на уровне не менее 2-3 % 
ежегодно, что в значительной степени позволяет 
компенсировать влияние указанного риска.

риски, связанные с природно-кли-

матическими явлениями:
•  суровые климатические условия 

и опасные геологические процессы 
в регионах деятельности (Вос-
точная Сибирь, Дальний Восток, 
Крайний Север), приводящие 
к заболачиваниям, эрозионным 
процессам, оползневым явлениям, 
вечномерзлые грунты и др.;

•  общеклиматический тренд темпе-

ратуры, указывающий на потепле-
ние на большей части территории 
Российской Федерации.

•  В последнее десятилетие 

(включая 2016 г.) частота 
возникновения опасных 
природных явлений была 
максимальной за весь пе-
риод наблюдений в связи 
с аномальным отклонением 
температурных параметров от 
среднемноголетних значений.

•  Снижение негативных последствий природных 

явлений за счет регулярного мониторинга тех-
нического состояния промышленных объектов 
Компании и внедрения инновационных решений.

•  Проведение подготовительных мероприятий 

перед наступлением осенне-зимнего периода.

•  Создание аварийных запасов материально-техни-

ческих ресурсов.

•  Подготовка аварийно-восстановительных бригад.
•  Страхование производственных объектов.

риски аварий и инцидентов:
•  кратковременное прекращение ра-

боты на локальном участке системы 
магистральных трубопроводов;

•  возникновение дополнительных 

расходов и убытков.

-

•  Выполнение работ по внутритрубной диагностике 

на высоком техническом уровне.

•  Постоянный мониторинг технического состояния 

трубопроводов.

•  Эффективная система ремонта и поддержания 

безопасной эксплуатации трубопроводов.

•  Страхование имущества и ответственности орга-

низаций системы «Транснефть», включая объекты 
линейной части, нефтеперекачивающие станции, 
нефтебазы, здания и сооружения, транспортные 
средства и спецтехнику, а также оборудова-
ние и технологическую нефть / нефтепродукт, 
находящиеся в магистральных трубопроводах 
и резервуарных парках. 

кадровые и социальные риски:
•  рост необходимости привлечения 

дополнительного персонала, в т. ч. 
по инженерно-техническим специ-
альностям в связи с увеличением 
протяженности линейной части 
магистральных трубопроводов 
и количества нефтеперекачиваю-
щих станций;

•  изменения демографической ситуа-

ции в Российской Федерации;

•  изменение конкурентных условий 

на рынке труда.

-

•  Обеспечение укомплектованности организаций 

системы «Транснефть» высококвалифицирован-
ными кадрами и поддержание уровня их стабиль-
ности.

•  Совершенствование и повышение качества под-

готовки, переподготовки и повышения квалифи-
кации кадров в соответствии с направлениями 
инновационного развития Компании.

•  Повышение гибкости систем материального 

и нематериального стимулирования с учетом ре-
гиональных факторов и ситуации на рынке труда, 
обеспечение конкурентной оплаты труда.

•  Совершенствование системы управления про-

изводительностью труда, в т. ч. за счет внедре-
ния инноваций, современного оборудования 
и новых технологий, направленных на снижение 
трудозатрат.

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

119

Годовой отчет 2016

система внУтреннеГо  
Контроля 

В Компании функционирует система 
внутреннего контроля, направлен-
ная на повышение эффективности 
корпоративного управления, обе-
спечение эффективности и результа-
тивности деятельности ПАО «Транс-
нефть», надежности и достоверности 
финансовой отчетности и соот-
ветствия деятельности законода-
тельству. Положение о процедурах 
внутреннего контроля, являющееся 
ключевым внутренним докумен-
том, регламентирующим функцию 
внутреннего контроля, утверждено 
решением Совета директоров от 
10.09.2009 (протокол № 12).

С целью предупреждения ри-
сков в финансово-хозяйственной 

деятельности, своевременного 
принятия мер по их устранению, 
выявления и мобилизации вну-
трихозяйственных возможностей 
и резервов получения прибыли, 
оказания содействия руковод-
ству Компании в эффективном 
выполнении управленческих 
функций внутренний контроль 
обеспечивает выполнение следу-
ющих задач: 
•  обеспечение доверия инвесто-

ров, защита капиталовложений 
акционеров и активов; 

•  поддержание высокого уровня 

деловой репутации; 

•  обеспечение полноты и досто-

верности финансовой и управ-
ленческой отчетности; 

•  обеспечение соблюдения нор-

мативных правовых актов Рос-
сийской Федерации, решений 
органов управления и локальных 
нормативных документов;

•  обеспечение сохранности имуще-

ства и эффективного использова-
ния ресурсов; обеспечение выпол-
нения финансово-хозяйственных 
планов.

Внутренний контроль осущест-
вляется в том числе Советом 
директоров, Комитетом по аудиту, 
Ревизионной комиссией, органа-
ми управления, подразделениями 
ПАО «Транснефть», уполномочен-
ными осуществлять внутренний 
контроль.

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

120

ТРАНСНЕФТЬ

система 
внУтреннеГо аУдита

Политика Компании в области вну-
треннего аудита определена Положе-
нием о внутреннем аудите (утверж-
дено решением Совета директоров 
ПАО «Транснефть» от 16.11.2015, 
протокол № 28). Согласно данному 
документу внутренний аудит – дея-
тельность, целью которой является 
содействие органам управления 
Компании, организаций системы 
«Транснефть» (далее – ОСТ) в повы-
шении эффективности управления 
системой «Транснефть», Компанией, 
ОСТ, совершенствовании их финансо-
во-хозяйственной деятельности пу-
тем системного и последовательного 
подхода к анализу и оценке системы 
управления рисками, внутреннего 
контроля, а также корпоративного 
управления системы «Транснефть», 
Компании, ОСТ.

Функцию внутреннего аудита в Ком-
пании и ОСТ осуществляет Департа-
мент внутреннего аудита и анализа 
основных направлений деятельности. 

В рамках внутреннего аудита осу-
ществляются:

1.  Оценка эффективности системы 

внутреннего контроля:

•  проведение анализа соответствия 

целей бизнес-процессов, проек-
тов, структурных подразделений 
Компании, ОСТ целям системы 
«Транснефть», Компании, ОСТ, 
проверка обеспечения эффектив-
ности, надежности и целостности 
бизнес-процессов (деятельности) 
и информационных систем, в том 
числе надежности процедур про-
тиводействия противоправным 
действиям, злоупотреблениям 
и коррупции;

•  проверка обеспечения достовер-

ности бухгалтерской (финансовой), 

статистической, управленческой 
и иной отчетности, определе-
ние того, насколько результаты 
деятельности бизнес-процессов 
и структурных подразделений 
Компании, ОСТ соответствуют 
поставленным целям;

•  определение адекватности крите-

риев, установленных для анализа 
степени исполнения (достижения) 
поставленных целей;

•  выявление недостатков системы 

внутреннего контроля, которые не 
позволили (не позволяют) систе-
ме «Транснефть», Компании, ОСТ 
достичь поставленных целей;

•  оценка результатов внедрения 

(реализации) мероприятий по 
устранению нарушений, недо-
статков и совершенствованию 
системы внутреннего контроля, 
реализуемых Компанией, ОСТ 
на всех уровнях управления;

•  проверка эффективности и це-

лесообразности использования 
ресурсов Компании, ОСТ;

•  проверка обеспечения сохранно-

сти активов Компании, ОСТ;

•  проверка соблюдения требований 

законодательства, уставов Компа-
нии, ОСТ, нормативных докумен-
тов Компании, ОСТ.

2.  Оценка эффективности системы 

управления рисками:

•  проверка достаточности 

и зрелости элементов системы 
управления рисками системы 
«Транснефть», Компании, ОСТ 
для эффективного управления 
рисками: цели и задачи, инфра-
структура, включая организацион-
ную структуру, средства авто-
матизации и т. п., организация 
процессов, нормативно-методоло-
гическое обеспечение, взаимодей-
ствие структурных подразделений 

в рамках системы управления 
рисками, отчетность;

•  проверка полноты выявления 

и корректности оценки рисков 
руководством Компании, ОСТ 
на всех уровнях ее управления;

•  проверка эффективности контроль-

ных процедур и иных мероприятий 
по управлению рисками, включая 
эффективность использования вы-
деленных на эти цели ресурсов;

•  проведение анализа информации 

о реализовавшихся рисках (в том 
числе о выявленных по результа-
там проверок нарушениях, фактах 
недостижения поставленных 
целей, фактах судебных разбира-
тельств и других случаях).

3.  Оценка корпоративного управле-

ния:

•  проверка соблюдения этических 

принципов и корпоративных 
ценностей системы «Транснефть», 
Компании, ОСТ;

•  проверка порядка постановки 

целей системы «Транснефть», 
Компании и ОСТ и мониторинга/
контроля их достижения;

•  проверка уровня нормативного 

обеспечения и процедур информа-
ционного взаимодействия (в том 
числе по вопросам управления 
рисками и внутреннего контроля) 
на всех уровнях управления систе-
мы «Транснефть», Компании, ОСТ, 
включая взаимодействие с заинте-
ресованными сторонами;

•  проверка обеспечения прав 

ак ционеров, в том числе под-
контрольных компаний, и эф-
фективности взаимоотношений 
с заинтересованными сторонами;

•  проверка процедур раскрытия 

информации о деятельности 
системы «Транснефть», Компа-
нии, ОСТ.

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

121

Годовой отчет 2016

Комитетом по аудиту при Совете 
директоров ПАО «Транснефть» еже-
годно производится оценка эффек-
тивности осуществления функции 
внутреннего аудита. По итогам дея-
тельности за 2016 г. оценка эффек-
тивности осуществления функции 
внутреннего аудита будет осущест-
вляться в июне 2017 г. в соответ-
ствии с планом работы Комитета по 
аудиту при Совете директоров.

Перечень внутренних документов, регламентирующих функцию внутреннего ауди-
та и вопросы деятельности системы управления рисками и внутреннего контроля

•  Положение о внутреннем аудите (утверждено решением Совета директоров 

ПАО «Транснефть» от 16.11.2015 (протокол № 28);

•  Положение о департаменте внутреннего аудита и анализа основных направле-

ний деятельности ПАО «Транснефть» от 08.12.2015 № 08-03/001;

•  Кодекс этики внутренних аудиторов (утвержден приказом ПАО «Транснефть» от 

21.04.2016 № 87);

•  Программа оценки и повышения качества внутреннего аудита (утверждена 

приказом ПАО «Транснефть» от 14.07.2016 № 136);

•  Положение о планировании деятельности внутреннего аудита, проведе-

нии аудиторских проверок и анализа основных направлений деятельности 
ПАО «Транснефть» и организаций системы «Транснефть» (утверждено Прези-
дентом ПАО «Транснефть» 24.11.2016).

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

122

ТРАНСНЕФТЬ

внешний 
аУдит

информация об аудиторе

Наименование аудитора 
Компании – Акционерное общество 
«КПМГ» (АО «КПМГ»).
Место нахождения: 
129110, г. Москва, Олимпийский 
проспект, д. 18/1, комната 3035.
Почтовый адрес: 
123112, г. Москва, Пресненская 
набережная, д. 10, блок «С», этаж 31.  
Телефон: 
+7 495 937 44 77, факс: +7 495 937 44 99.
АО «КПМГ» зарегистрировано  
в Московской регистрационной палате. 
Свидетельство от 25.05.1992 № 011.585.
Внесено в Единый государственный 
реестр юридических лиц Межрайонной 
инспекцией Министерства Российской 
Федерации по налогам и сборам  
№ 39 по городу Москве  
за № 1027700125628 13.08.2002.  
Свидетельство серии 77 № 005721432. 
АО «КПМГ» является членом 
саморегулируемой организации 
аудиторов – «Российский союз 
аудиторов» (Ассоциация). 
Основной регистрационный номер 
записи в реестре аудиторов и 
аудиторских организаций 11603053203.

В соответствии законодательством 
Российской Федерации, договор 
на проведение обязательного 
аудита бухгалтерской (финансовой) 
отчетности организации, в уставном 
капитале которой доля государ-
ственной собственности составляет 
не менее 25 %, заключается на ос-
нове открытого конкурса, который 
проводится не реже чем один раз 
в пять лет в порядке, установ-
ленном Федеральным законом от 
05.04.2013 № 44-ФЗ «О контракт-
ной системе в сфере закупок това-
ров, работ, услуг для обеспечения 
государственных и муниципальных 
нужд».

Конкурс по отбору аудиторских 
организаций на 2016 г. проводил-
ся в соответствии с Положением 
о проведении открытого конкурса по 
отбору аудиторской организации для 
осуществления обязательного еже-
годного аудита ПАО «Транснефть» 
за 2016 г., утвержденным приказом 
ПАО «Транснефть» от 01.02.2016 
№ 18.

Победителем конкурса признано 
АО «КПМГ».

Вознаграждение аудитора за ауди-
торские услуги было определено 
по итогам проведения открытого 
конкурса и составило по договору 

на аудит отчетности ПАО «Транс-
нефть» за 2016 г. 32 450 тыс. руб., 
включая НДС.

По результатам проведения кон-
курса Совет директоров Компании 
выдвинул кандидатуру победителя 
для утверждения Общему собранию 
акционеров Компании.

результаты Оценки кОмите-
тОм пО аудиту эффективнОСти 
прОцеССа аудита

Комитетом по аудиту при Совете 
директоров ПАО «Транснефть» 
произведена оценка заключения, 
выданного аудитором, на соответ-
ствие требованиям Федерального 
закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об 
аудиторской деятельности» и фе-
дерального стандарта аудиторской 
деятельности (ФСАД 1/2010) «Ауди-
торское заключение о бухгалтерской 
отчетности и формирование мнения 
о ее достоверности».  Аудитор-
ское заключение по бухгалтерской 
отчетности ПАО «Транснефть» за 
2016 г., составленное АО «КПМГ» 
28.02.2017, признано Комитетом по 
аудиту соответствующим требовани-
ям, установленным федеральными 
стандартами аудиторской деятель-
ности, утвержденными Министер-
ством финансов Российской Феде-
рации.

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

123

Годовой отчет 2016

антиКоррУПционная   
деятельность   
и Предотвращение  
мошенничества

ПАО «Транснефть» с октября 2014 г. 
является членом Антикоррупцион-
ной хартии российского бизнеса. 
Участники Хартии заявляют о прин-
ципах неприятия всех форм корруп-
ции при осуществлении деятельно-
сти и намерениях способствовать 
внедрению принципов недопущения 
и противодействия коррупции при 
выстраивании взаимодействия 
с органами государственной вла-
сти, в отношениях с контрагентами, 
в корпоративных отношениях. 

Внутренние документы ПАО «Транс-
нефть» определяют организацию 
системы предупреждения и проти-
водействия коррупции, обязанно-
сти, запреты и правила поведения 
работников всех уровней и во всех 
подразделениях Компании с целью 
предотвращения возможных корруп-
ционных проявлений и предупрежде-
ния возникновения конфликта инте-
ресов при исполнении должностных 
обязанностей. Ежегодно проводится 
оценка необходимости актуализации 
внутренних документов Компании, 
регламентирующих процедуры, 
направленные на предупреждение 
и противодействие коррупции. 

Во исполнение ст. 13.3 Федераль-
ного закона «О противодействии 
коррупции», антикоррупционные 
мероприятия в Компании про-
водятся на постоянной основе. 
В рамках исполнения поручений 
Правительства Российской Феде-
рации по реализации положений 
Национального плана противодей-
ствия коррупции на 2016–2017 гг., 
проводятся мероприятия по 
повышению эффективности систе-
мы предупреждения и противодей-
ствия коррупции. 

Информацию о фактах нарушений, 
имеющих признаки коррупции, 
работники и сторонние лица могут 
представлять круглосуточно по-
средством заполнения Электрон-
ной формы обращения граждан 
на общедоступном интернет-ресурсе 
Компании. 

В 2016 г. проводилось обучение 
персонала по теме «Повышение 
эффективности антикоррупционных 
мер в работе федеральных фондов, 
государственных компаний и корпо-
раций».

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

124

ТРАНСНЕФТЬ

сведения о соблюдении 
реКомендаций КодеКса 
КорПоративноГо УПравления

В сфере корпоративного управле-
ния Компания строго соблюдает 
действующее законодательство, 
а также руководствуется Правилами 
листинга ПАО Московская Биржа 
(далее – Биржа). В настоящее время 
в Компании существует определен-
ный потенциал для совершенствова-

ния и систематизации корпоративно-
го управления в целях обеспечения 
большей прозрачности управления 
Компанией. В 2014 г. Банком России 
был одобрен Кодекс корпоративно-
го управления (далее также – ККУ) 
и рекомендован к применению 
акционерными обществами, ценные 

Компанией соблюдается большинство ключевых 
принципов Кодекса корпоративного управления, 
а также продолжается внедрение требований ККУ 
в практику корпоративного управления Компании

бумаги которых допущены к органи-
зованным торгам. Решением Совета 
директоров ПАО «Транснефть» от 
18.09.2015 (протокол № 23) утвер-
жден План мероприятий («дорож-
ная карта») ПАО «Транснефть» по 
внедрению Кодекса корпоративного 
управления.

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

125

Годовой отчет 2016

ход внедрения требований  
ККУ в ПраКтиКУ КорПоративноГо  
УПравления КомПании

Наиболее существенные аспекты 
модели и практика корпоративного 
управления в Компании не измени-
лись по сравнению с 2015 г. Ком-
пания продолжает внедрять в свою 
деятельность ККУ.

Основные мероприятия, проведен-
ные в 2016 г.:
•  Утверждение Устава ПАО «Транс-

нефть» в новой редакции (рас-
поряжение Росимущества от 
30.06.2016 № 520-р). Большая 
часть изменений, внесенных 
в Устав Компании, связана 
с приведением положений 
действующей редакции Устава 
в соответствие с требованиями, 
сформулированными ККУ, пору-
чениями Президента Российской 
Федерации, директивами Прави-
тельства Российской Федерации 
и сложившейся за предыдущие 
годы в Компании практикой кор-
поративного управления. В текст 
Устава внесены следующие изме-
нения:

•  понятие «дочерние общества» 

заменено понятием «органи-
зации системы «Транснефть» 
в отношении организаций, доля 
участия Компании (прямая 
и (или) косвенная) в уставных 
капиталах которых составляет 
более 20 процентов;

•  выделены существенные ОСТ, 

перечень которых ежегодно 
утверждается Президентом 
Компании на основании уста-
новленных Советом директоров 
критериев (в целях особого 
контроля над ОСТ, которые 

оказывают или могут оказать 
существенное влияние на фи-
нансово-экономические и иные 
показатели деятельности 
Компании и/или на реализацию 
стратегии развития Компании);

•  расширена компетенция Совета 

директоров в следующих обла-
стях: утверждение стратегии, 
основные программы деятель-
ности, бюджет Компании, кон-
троль за исполнительными ор-
ганами Компании, внутренний 
контроль, управление рисками 
и внутренним аудитом, оценка 
эффективности хозяйственной 
деятельности, контроль за ОСТ, 
принятие решений по одобре-
нию существенных сделок; 

•  определены вопросы, решения 

по которым принимаются боль-
шинством голосов всех избран-
ных членов Совета директоров 
Компании;

•  определен перечень вопросов, 

по которым заседания Совета 
директоров проводятся преиму-
щественно в очной форме;

•  усовершенствована компетен-

ция Совета директоров и испол-
нительных органов Компании 
в части контроля за ОСТ;

•  разграничена компетенция 

органов управления Компании 
по утверждению внутренних 
документов. 

•  Утверждение Регламента об 

управлении рисками ПАО «Транс-
нефть» (решение Правления 
Компании от 01.04.2016).

•  Утверждение Положения о диви-

дендной политике ПАО «Транс-

нефть» (решение Совета директо-
ров Компании от 12.12.2016).

•  Внесение рекомендуемых ККУ из-

менений в договор с реестродер-
жателем (Договор об оказании 
услуг по ведению реестра вла-
дельцев ценных бумаг с АО «Ре-
гистратор «Р.О.С.Т.» одобрен 
Советом директоров Компании 
и заключен 28.07.2016).

Привилегированные акции 
ПАО «Транснефть» торгуются 
на ПАО Московская Биржа с 2004 г. 
и включены в высший котироваль-
ный список. В связи с этим Ком-
пания соблюдает и отчитывается 
о соблюдении установленных Бир-
жей Правил листинга, в т. ч. в части 
корпоративного управления. Для 
подтверждения соответствия Прави-
лам Компания в течение 2016 г. –  
начале 2017 г. осуществила ряд 
мероприятий:
•  утвержден документ, опреде-

ляющий дивидендную политику 
Компании;

•  утверждены Положения о ко-

митетах по аудиту и по кадрам 
и вознаграждениям при Совете 
директоров в новых редакциях;

•  выполнено требование Биржи по 

порядку назначения на долж-
ность руководителя подразделе-
ния Компании, осуществляющего 
внутренний аудит;

•  функции Корпоративного секре-

таря возложены на специальное 
структурное подразделение Ком-
пании – Департамент корпоратив-
ного управления (ДКУ) и утверж-
дено Положение о ДКУ.

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

126

ТРАНСНЕФТЬ

методолоГия Проведения 
оценКи соблюдения ПринциПов 
КорПоративноГо УПравления, 
заКреПленных ККУ

Компания проводила оценку соблю-
дения принципов корпоративного 
управления на основании методоло-
гии, установленной Рекомендациями 
по составлению отчета о соблюде-
нии принципов и рекомендаций 
Кодекса корпоративного управления 
(приложение к письму Банка России 
от 17.02.2016 № ИН-06-52/8) (далее 
также – Рекомендации).

В соответствии с Рекомендация-
ми объяснение ключевых причин, 
факторов и (или) обстоятельств, 
в силу которых ПАО «Транснефть» 
не соблюдаются / соблюдаются не 
в полном объеме принципы кор-
поративного управления, закре-
пленные Кодексом корпоративного 
управления, содержится в Отчете 
о соблюдении принципов и реко-
мендаций Кодекса корпоративного 
управления (Приложение № 7). 

89

 

%

  

доля рекомендаций Кодекса, 
полностью или частично  
соблюдаемых Компанией

53,2 %

43,0 %

41,8 %

15,2 %

35,4 %

11,4 %

2015

2016

Соблюдается

Не соблюдается

Частично соблюдается

Существенные корпоративные действия

Существенные корпоративные действия

Раскрытие информации об Обществе 

Раскрытие информации об Обществе 

Система управления рисками

и внутреннего контроля

Система вознаграждения членов Совета 

директоров, высших руководителей Общества

Система вознаграждения членов Совета 

директоров, высших руководителей Общества

Корпоративный секретарь Общества

Совет директоров

Совет директоров

Права акционеров и равенство условий для

акционеров при осуществлении ими своих

прав

Права акционеров и равенство условий для

акционеров при осуществлении ими своих

прав

Существенные корпоративные действия

Раскрытие информации об Обществе 

Система управления рисками

и внутреннего контроля

Система вознаграждения членов Совета 

директоров,высших руководителей Общества

Корпоративный секретарь Общества

Совет директоров

Права акционеров и равенство условий для

акционеров при осуществлении ими своих

прав

2
2

2

2

1

3

1

1

1

2

3

3

4

3

2016

2015

7

2

15

17

4

9

2 2

1

1

Снизилось число 

несоблюдаемых пунктов
Увеличилось число полностью 

соблюдаемых пунктов

Соблюдается

Частично соблюдается

Не соблюдается

Соблюдается

Частично соблюдается

Не соблюдается

1

2

3

13

7

3 3

19

4

6

2

2

2

3

5

1 3

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

127

Годовой отчет 2016

53,2 %

43,0 %

41,8 %

15,2 %

35,4 %

11,4 %

2015

2016

Соблюдается

Не соблюдается

Частично соблюдается

Существенные корпоративные действия

Существенные корпоративные действия

Раскрытие информации об Обществе 

Раскрытие информации об Обществе 

Система управления рисками

и внутреннего контроля

Система вознаграждения членов Совета 

директоров, высших руководителей Общества

Система вознаграждения членов Совета 

директоров, высших руководителей Общества

Корпоративный секретарь Общества

Совет директоров

Совет директоров

Права акционеров и равенство условий для

акционеров при осуществлении ими своих

прав

Права акционеров и равенство условий для

акционеров при осуществлении ими своих

прав

Существенные корпоративные действия

Раскрытие информации об Обществе 

Система управления рисками

и внутреннего контроля

Система вознаграждения членов Совета 

директоров,высших руководителей Общества

Корпоративный секретарь Общества

Совет директоров

Права акционеров и равенство условий для

акционеров при осуществлении ими своих

прав

2
2

2

2

1

3

1

1

1

2

3

3

4

3

2016

2015

7

2

15

17

4

9

2 2

1

1

Снизилось число 

несоблюдаемых пунктов
Увеличилось число полностью 

соблюдаемых пунктов

Соблюдается

Частично соблюдается

Не соблюдается

Соблюдается

Частично соблюдается

Не соблюдается

1

2

3

13

7

3 3

19

4

6

2

2

2

3

5

1 3

резУльтаты оценКи соблюдения 
ПринциПов КорПоративноГо 
УПравления ККУ

Соотношение количества соблюдаемых, несоблюдаемых и частично соблюда-
емых принципов корпоративного управления кку по состоянию 
на 31.12.2015 и 31.12.2016

таблица соблюдения принципов кку по итогам 2015 и 2016 гг. 

Принципы корпоративного управ-
ления

Принципы,  
рекомендо-
ванные ККУ

2015

2016

Соблюдается

Частично

  

соблюдается

Н

е  

соблюдается

 

Соблюдается

Частично

  

соблюдается

Н

е  

соблюдается

 

Права акционеров и равенство усло-
вий для акционеров при осуществле-
нии ими своих прав

13

7

3

3

9

2

2

Совет директоров

36

13

19

4

15

17

4

Корпоративный секретарь Общества

2

2

2

Система вознаграждения членов 
Совета директоров, высших руково-
дителей Общества

10

6

2

2

7

1

2

Система управления рисками и вну-
треннего контроля

6

3

3

3

3

Раскрытие информации об Обществе

7

2

5

3

4

Существенные  
корпоративные действия

5

1

1

3

3

1

1

Общая оценка

79

34

33

12

42

28

9

100 %

43,0 %

41,8 %

15,2 %

53,2 %

35,4 %

11,4 %

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

128

ТРАНСНЕФТЬ

53,2 %

43,0 %

41,8 %

15,2 %

35,4 %

11,4 %

2015

2016

Соблюдается

Не соблюдается

Частично соблюдается

Существенные корпоративные действия

Существенные корпоративные действия

Раскрытие информации об Обществе 

Раскрытие информации об Обществе 

Система управления рисками

и внутреннего контроля

Система вознаграждения членов Совета 

директоров, высших руководителей Общества

Система вознаграждения членов Совета 

директоров, высших руководителей Общества

Корпоративный секретарь Общества

Совет директоров

Совет директоров

Права акционеров и равенство условий для

акционеров при осуществлении ими своих

прав

Права акционеров и равенство условий для

акционеров при осуществлении ими своих

прав

Существенные корпоративные действия

Раскрытие информации об Обществе 

Система управления рисками

и внутреннего контроля

Система вознаграждения членов Совета 

директоров,высших руководителей Общества

Корпоративный секретарь Общества

Совет директоров

Права акционеров и равенство условий для

акционеров при осуществлении ими своих

прав

2
2

2

2

1

3

1

1

1

2

3

3

4

3

2016

2015

7

2

15

17

4

9

2 2

1

1

Снизилось число 

несоблюдаемых пунктов
Увеличилось число полностью 

соблюдаемых пунктов

Соблюдается

Частично соблюдается

Не соблюдается

Соблюдается

Частично соблюдается

Не соблюдается

1

2

3

13

7

3 3

19

4

6

2

2

2

3

5

1 3

прогресс внедрения кку в корпоративное управление компании в 2016 г.

Структура соблюдения принципов корпоративного управления  
по разделам кку по состоянию на 31.12.2015 и 31.12.2016

Положение в отрасли 

стратеГия развития 

Финансовый обзор 

   

Устойчивое развитие 

КорПоративное УПравление 

 исПолнение ПорУчений Президента и Правительства российсКой Федерации

129

Годовой отчет 2016

Планы КомПании  
По дальнейшемУ совершенствованию 
ПраКтиКи КорПоративноГо  
УПравления 

В течение 2017 г. ПАО «Транснефть» 
планирует в целях совершенствова-
ния корпоративного управления:
•  принять новые положения об 

Общем собрании акционеров, 
Совете директоров и Правлении 
Компании;

•  разработать регламент подготовки 

заседаний Совета директоров и ко-
митетов при Совете директоров;

•  разработать и утвердить Инфор-

мационную политику Компании, 
Положение о подготовке и рас-
крытии информации;

•  провести иные мероприятия 

в соответствии с Планом меро-
приятий («дорожной картой») 
ПАО «Транснефть» по внедре-
нию Кодекса корпоративного 
управления.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..