ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год) - часть 2

 

 

 

17 

Информация  о  количестве  образующихся  отходов,  за  исключением 

твердых коммунальных отходов, представлена в Приложении А, Таблице А.2.  

 

3.4 Медицинские отходы 
По  данным  Министерства  здравоохранения  Московской  области, 

количество образующихся медицинских отходов составляет 51,8 тыс. т/год, из 
них: 

Класс А – 48,3 тыс.т; 
Класс Б – 3,2 тыс.т; 
Класс В – 0,2 тыс.т; 
Класс Г – 0,04 тыс.т. 
Информация  о  количестве  образующихся  медицинских  отходов 

представлена в Приложении А, Таблице А.14. 

На  сегодняшний  день  отсутствуют  законодательно  закрепленные 

обязательства отходообразователей предоставлять отчетность об образовании и 
утилизации  медицинских  отходов.  Расчет  количества  отходов  на  основе 
сравнительного  анализа  с  аналогичными  показателями  других  субъектов 
Российской  Федерации  дает  оценку  количества  медицинских  отходов, 
образующихся на территории Московской области, в 176 тыс.т/год. 

 

3.5 Биологические отходы

 

По  сведениям  государственного  ветеринарного  управления  Московской 

области,  фактическое  количество  образования  биологических  отходов  в 
Московской области составляет 18,5 тыс.т/год. 

Информация  о  количестве  образующихся  биологических  отходов 

представлена в Приложении А, Таблице А.15. 

 

4. Целевые показатели по обработке, обезвреживанию, утилизации и 

размещению отходов

 

В  качестве  показателей  по  обезвреживанию,  утилизации  и  размещению 

отходов, устанавливаемых в целом по Московской области, в территориальной 
схеме определены: 

доля обработанных  отходов  в  общем объеме  отходов,  образовавшихся  в 

процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по 
видам и классам опасности отходов; 

доля утилизированных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся 

в процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по 
видам и классам опасности отходов; 

 

18 

доля обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в 

процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по 
видам и классам опасности отходов; 

доля  отходов,  направляемых  на  захоронение,  в  общем  объеме  отходов, 

образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), суммарно 
и с разбивкой по видам и классам опасности отходов. 

По  состоянию  на  1  сентября  2016  г.  в  Московской  области  целевые 

показатели  по  обезвреживанию,  утилизации  и  размещению  отходов  не 
установлены. 

Значения  указанных  показателей  отходов,  не  относящихся  к  ТКО  по 

состоянию на 2016 г. представлены в таблице 3, с разбивкой по видам отходов и 
по  классам  опасности  отходов.  Показатели  были  рассчитаны  на  основании 
фактических  данных  обращения  с  отходами  в  2015  году.  В  показателях 
«утилизировано», 

«обезврежено», 

«захоронено» 

учтены 

отходы, 

образовавшиеся не только в 2015 году, но и отходы, находящиеся на начало 2015 
года в накоплении, временном и/или длительном хранении на производственной 
площадке. 

 

Таблица 3. Значения целевых показателей по утилизации, обезвреживанию и 

размещению отходов в 2016 г. с разбивкой по видам и классам опасности  

 

Показатель 

 

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

 

5 класс

 

Отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, всего (блок 1 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

18,9

 

5,6

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

20,0

 

106,1

 

58,6

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

51,0

 

0,5

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,1

 

Отходы от добычи полезных ископаемых, всего (блок 2 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

1,2

 

0,0

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

6,7

 

26,8

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

10,7

 

0,1

 

Отходы обрабатывающих производств, всего (блок 3 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,5

 

4,1

 

15,3

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

86,0

 

25,9

 

37,2

 

23,7

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

5,7

 

4,1

 

0,3

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

7,2

 

0,8

 

 

19 

Показатель 

 

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

 

5 класс

 

Отходы потребления, производственные и непроизводственные, всего (блок 4 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

1,8

 

0,1

 

6,2

 

Утилизировано, %

 

0,5

 

0,0

 

265,4

 

15,8

 

9,1

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

4,4

 

2,5

 

0,1

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

6,0

 

0,8

 

Отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром, всего (блок 6 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

1,2

 

0,3

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,3

 

0,1

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,2

 

0,0

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

2,6

 

0,5

 

Отходы при водоснабжении, водоотведении, всего (блок 7 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

16,1

 

4,2

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,1

 

17,2

 

4,7

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

140,8

 

0,0

 

0,0

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

1,0

 

1,1

 

Отходы строительства и ремонта, всего (блок 8 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,1

 

66,3

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

2,3

 

723,6

 

245,2

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

31,2

 

0,0

 

0,0

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

606,6

 

56,7

 

Отходы при выполнении прочих видов деятельности, всего (блок 9 ФККО)

 

Обработано, %

 

0,0

 

0,0

 

0,2

 

0,1

 

0,0

 

Утилизировано, %

 

0,0

 

0,0

 

70,9

 

102,3

 

2,0

 

Обезврежено, %

 

0,0

 

0,0

 

217,0

 

0,9

 

0,1

 

Захоронено, %

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

 

С  учетом  осуществления  государственного  регулирования  деятельности 

операторов  по  обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами, 
территориальной  схемой  предусмотрено  установление  указанных  целевых 
показателей в отношении твердых коммунальных отходов на весь срок действия 
территориальной схемы, до 2030 г.  

Значения  целевых  показателей  обращения  с  твердыми  коммунальными 

отходами на период до 2030 г. в целом по Московской области представлены в 
таблице 4. 

 

20 

Значения  целевых  показателей  в  каждой  зоне  регионального  оператора 

представлены  в  Приложении  В,  Таблице  В.1.  Показатели  рассчитаны  как 
отношение  количества  обработанных,  утилизированных,  обезвреженных, 
захороненных отходов к общему числу образовавшихся.  

 

Таблица 4 – Целевые показатели обращения  

с твердыми коммунальными отходами* 

Год

 

Масса 

образова

нных 

отходов

 

Масса 

обработанных 

отходов

 

Масса 

утилизированных 

отходов  и % 

утилизированных 

отходов от 

поступивших на 

обработку

 

Масса 

обезвреженных 

отходов

 

Масса 

захороненных 

отходов и % 

захороненных 

отходов от общего 

количества 

образованных 

отходов

 

тыс. 

тонн

 

тыс. 

тонн

 

%

 

тыс. 

тонн

 

%

 

тыс. 

тонн

 

%

 

тыс. 

тонн

 

%

 

2016

 

3835

 

1779

 

46%

 

178

 

10%

 

0

 

0%

 

3657

 

95%

 

2017

 

3892

 

1712

 

44%

 

171

 

10%

 

0

 

0%

 

3721

 

95%

 

2018

 

3951

 

1898

 

48%

 

190

 

10%

 

0

 

0%

 

3761

 

95%

 

2019

 

4010

 

3975

 

99%

 

1476

 

37%

 

0

 

0%

 

2534

 

63%

 

2020

 

4070

 

4043

 

99%

 

1622

 

40%

 

0

 

0%

 

2448

 

60%

 

2021

 

4131

 

4109

 

99%

 

1978

 

48%

 

0

 

0%

 

2153

 

52%

 

2022

 

4193

 

4165

 

99%

 

2007

 

48% 

0

 

0%

 

2186

 

52%

 

2023

 

4256

 

4016

 

94%

 

1466

 

34%

 

1368

 

32%

 

1422

 

33%

 

2024

 

4320

 

4080

 

94%

 

1482

 

34%

 

1406

 

33%

 

1432

 

33%

 

2025

 

4385

 

4137

 

94%

 

1523

 

35%

 

1377

 

31%

 

1484

 

34%

 

2026

 

4450

 

4210

 

95%

 

1550

 

35%

 

1390

 

31%

 

1510

 

34%

 

2027

 

4517

 

4269 

95%

 

1577

 

35%

 

1398

 

31%

 

1542

 

34%

 

2028

 

4585

 

4337

 

95%

 

1614

 

35%

 

1391

 

30%

 

1580

 

34%

 

2029

 

4654

 

4400

 

95%

 

1654

 

36%

 

1385

 

30%

 

1614

 

35%

 

2030

 

4724

 

4465

 

95%

 

1692

 

36%

 

1404

 

30%

 

1630

 

35%

 

* Целевые показатели указаны с точностью до процента 

 
Значения  целевых  показателей  рассчитаны  с  учетом  технических 

характеристик  объектов  по  обращению  с  отходами,  строительство  или 
модернизация которых предусмотрена территориальной схемой.  

Необходимо  отметить,  что  достижение  указанных  целевых  показателей 

существенным образом зависит от объема и состава отходов, поступающих на 
территорию  Московской  области  из  г.  Москвы  для  термического 

 

21 

обезвреживания.  При  этом  при  расчете  целевых  показателей  показатели 
обезвреживания отходов, поступающих из г. Москвы, не учитываются в целях 
обеспечения сопоставимости данных за разные годы. 

 В частности, от этого зависят и мощность вновь создаваемых предприятий 

по обработке отходов, и направления транспортирования отходов. В связи с этим 
долгосрочные  целевые  показатели  по  обезвреживанию,  утилизации  и 
размещению  отходов  должны  формироваться  на  основе  соглашений  между 
субъектами Российской Федерации, заключаемых в соответствии со статьей 24.7 
Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и 
потребления".  

 

Показатели эффективности объектов по обращению с отходами 
В качестве показателей эффективности объектов по обращению с отходами 

в  соответствии  с  Правилами  определения  плановых  и  фактических  значений 
показателей  эффективности  объектов,  используемых  для  обработки, 
обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, утвержденных 
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424 
"Об  утверждении  порядка  разработки,  согласования,  утверждения  и 
корректировки  инвестиционных  и  производственных  программ  в  области 
обращения  с  твердыми  коммунальными  отходами,  в  том  числе  порядка 
определения  плановых  и  фактических  значений  показателей  эффективности 
объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых 
коммунальных  отходов",  уполномоченным  органом  исполнительной  власти 
Московской  области  на  основе  предложений  регулируемой  организации, 
осуществляющей  строительство  (модернизацию)  либо  эксплуатацию  такого 
объекта устанавливаются:  

В  отношении  показателей  эффективности  объектов,  используемых  для 

захоронения  твердых  коммунальных  отходов,  устанавливаются  следующие 
показатели: 

а) доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам 

производственного 

экологического 

контроля, 

не 

соответствующих 

установленным  требованиям,  в  общем  объеме  таких  проб  –  на  уровне,  не 
превышающем 5 процентов; 

б) количество возгораний твердых коммунальных отходов за год в расчете 

на  1  га  полигона  для  захоронения  твердых  коммунальных  отходов  –  в 
количестве, не превышающем 0,5 возгораний для вновь построенных объектов и 
1 возгорания для действующих объектов по захоронению отходов. 

В  качестве  показателя  эффективности  объектов,  используемых  для 

обработки  твердых  коммунальных  отходов,  устанавливается  доля  твердых 

 

22 

коммунальных  отходов,  направляемых  на  утилизацию,  в  массе  твердых 
коммунальных  отходов,  принятых  на  обработку,  на  уровне  не  менее  15 
процентов  (без  учета  производства  сырья  для  компостирования  и  топлива,  в 
отношении несортированных отходов плотности не более 200 кг/м3).  

Значения указанных показателей определены на основе анализа наилучших 

технологических  решений,  применяющихся  для  обработки,  обезвреживания  и 
захоронения отходов. 

Достижение указанных показателей эффективности обеспечит, в том числе, 

достижение целевых показателей, установленных в Государственной программе 
Российской  Федерации  "Охрана  окружающей  среды"  на  2012  –  2020  годы  и 
государственной  программе  Московской  области  "Экология  и  окружающая 
среда Подмосковья" на 2017 – 2026 годы. 

5. Места накопления отходов

 

Основой  системы  сбора  твердых  коммунальных  отходов  является  сбор 

твердых  коммунальных  отходов  в  контейнерах.  Во  всех  муниципалитетах  в 
многоквартирных  домах  для  сбора  твердых  коммунальных  отходов 
используются  мусоропроводы,  а  для  сбора  крупногабаритных  отходов  – 
специальные  бункеры.  Другие  особенности  организации  системы  сбора, 
информация  о  которых  получена  от  органов  местного  самоуправления, 
приведены в таблице 5. 

 

Таблица 5. Характеристика особенностей системы сбора  

и вывоза твердых коммунальных отходов 

Муниципальное 

образование

 

Система сбора

 

Контейне

рный 

Мусороп

ровод 

Сбор 

КГО 

В 

пакетах 

По 

заявкам 

По 

графику 

Раздельн

ый сбор 

г.о. Балашиха 

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

+

 

г.о. Бронницы

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

г.о. Власиха 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Восход

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о. Дзержинский

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о. Долгопрудный

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Домодедово

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

г.о. Дубна 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Жуковский 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

 

23 

Муниципальное 

образование

 

Система сбора

 

Контейне

рный 

Мусороп

ровод 

Сбор 

КГО 

В 

пакетах 

По 

заявкам 

По 

графику 

Раздельн

ый сбор 

г.о. Звездный городок

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о. Звенигород

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

-

 

г.о. Ивантеевка

 

+

 

+

 

+

 

-

 

 

-

 

+

 

г.о. Кашира

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Коломна 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

г.о. Королев 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

-

 

г.о. Котельники

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

-

 

г.о. Красноармейск

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Краснознаменск

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

 

г.о. Лобня 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о. Лосино-Петровский

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

-

 

г.о. Лыткарино

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

г.о. Молодежный

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

-

 

-

 

г.о. Мытищи

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Озеры

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

г.о. Орехово-Зуево

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

г.о. Подольск

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

-

 

г.о. Протвино

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

-

 

г.о. Пущино

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о. Реутов

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Рошаль

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о. Серпухов

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Фрязино

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Химки

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

г.о. Черноголовка

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

г.о. Шаховская

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

 

-

 

г.о. Электрогорск

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

г.о Электросталь

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

 

24 

Муниципальное 

образование

 

Система сбора

 

Контейне

рный 

Мусороп

ровод 

Сбор 

КГО 

В 

пакетах 

По 

заявкам 

По 

графику 

Раздельн

ый сбор 

Волоколамский 
муниципальный район 

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

-

 

Воскресенский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Дмитровский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Егорьевский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Зарайский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

-

 

Истринский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

-

 

Клинский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

Коломенский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Красногорский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

-

 

Ленинский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

Лотошинский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Можайский 
муниципальный район 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Наро-Фоминский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

+

 

Ногинский 
муниципальный район 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Одинцовский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

Орехово-Зуевский 
муниципальный район 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Павлово-Посадский 
муниципальный район 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

 

25 

Муниципальное 

образование

 

Система сбора

 

Контейне

рный 

Мусороп

ровод 

Сбор 

КГО 

В 

пакетах 

По 

заявкам 

По 

графику 

Раздельн

ый сбор 

Подольский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

Пушкинский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

Раменский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

-

 

 

+

 

-

 

Рузский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Сергиево-Посадский 
муниципальный район 
МО

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

г.о. Серебряные Пруды

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

Серпуховский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

Солнечногорский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Ступинский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Талдомский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

Чеховский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

Шатурский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

-

 

Щелковский 
муниципальный район

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

+ наличие показателя; 
- отсутствие показателя; 
незаполненная ячейка – отсутствие подтвержденной информации. 
В ходе разработки территориальной схемы была собрана информация по 

10 324 контейнерным площадкам и 24 827 расположенным на них контейнерам.  

Сведения  о  местах  накопления  твердых  коммунальных  отходов  на 

территории Московской области представлены в Приложении А, Таблице А.4. 

Основной,  целевой  моделью  сбора  твердых  коммунальных  отходов 

является накопление отходов в контейнерах, расположенных на оборудованных 

 

26 

контейнерных  площадках.  Такая  модель  позволяет,  в  том  числе,  организовать 
раздельный  сбор  отходов,  сбор  опасных  и  чрезвычайно  опасных  отходов  в 
составе  твердых  коммунальных  отходов,  обеспечивает  снижение  расходов  на 
сбор и вывоз отходов. В частности, сбор отходов на контейнерных площадках, 
оборудованных  крышей,  позволит  снизить  массу  собираемых  отходов  за  счет 
исключения  попадания  в  контейнеры  атмосферных  осадков.  Вместе  с  тем, 
организация контейнерных площадок не исключает возможности использовать 
другие  модели  сбора  твердых  коммунальных  отходов  при  наличии 
экономической целесообразности.  

Места  накопления  отходов,  за  исключением  ТКО,  находятся  в 

хозяйственном ведении самих отходообразователей и операторов по обращению 
с отходами. Собственниками мест накопления твердых коммунальных отходов 
могут  выступать  отходообразователи,  органы  местного  самоуправления, 
операторы  по  обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами,  в  том  числе 
региональным операторам. 

 

5.1 Перспективная система сбора твердых коммунальных отходов

 

Общая  потребность  Московской  области  в  контейнерах  емкостью 

1,1 куб. м, сделанная исходя из количества образующихся отходов, составляет 
более 89 тыс. штук, контейнеров емкостью 8 куб. м – более 12,5 тыс. штук.  

Анализ  существующей  системы  сбора  твердых  коммунальных  отходов, 

проведенный  на  основе  углубленного  исследования  системы  сбора  отходов, 
проводившегося  в  18  населенных  пунктах  Московской  области,  в  которых  в 
общей сложности проживает 449 тыс. человек, показал, что для создания на их 
территории  эффективной  системы  сбора  твердых  коммунальных  отходов 
требует  организации  дополнительных  контейнерных  площадок,  общее  число 
которых  можно  оценить  в  15  процентов  от  существующего  числа.  Замене 
подлежит  также  значительное  количество  контейнеров  для  сбора  твердых 
коммунальных отходов (около 73%). 

В  районах  многоквартирных  домов  схемой  предлагается  устанавливать 

новые опорожняемые контейнеры емкостью 1,1 куб. м, которые выгружаются с 
помощью мусоровозов с фронтальной или задней загрузкой. При этом наличие 
крышки  и  отсутствие  щелей  между  крышкой  и  корпусом  контейнера 
минимизируют возникновение запахов и обеспечивают благоприятный внешний 
вид контейнера.  

В  качестве  альтернативы  в  местах  интенсивного  образования  отходов 

возможна  установка  контейнеров  объемом  2,5  или  5  куб.  м,  которые  также 
позволяют оптимизировать расходы на транспортирование отходов.

 

 

 

27 

Около  домов  индивидуальных  жилых  домов  могут  быть  установлены 

пластиковые или металлические баки емкостью от 0,12 до 0,24 куб. м, которые 
также могут быть использованы для раздельного сбора твердых коммунальных 
отходов.  Такие  контейнеры  должны  находиться  у  каждого  индивидуального 
дома либо у группы из нескольких домов и выставляться их владельцами в день 
вывоза твердых коммунальных отходов.  

При  выборе  контейнеров  должны  быть  соблюдены  требования  СанПиН 

2.1.2.2645-10 

«Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям 

проживания  в  жилых  зданиях  и  помещениях.  Санитарно-эпидемиологические 
правила  и  нормативы»  и  СанПиН  42-128-4690-88  «Санитарные  правила 
содержания территорий населенных мест»: 

наличие  крышек  для  предотвращения  распространения  запахов, 

растаскивания  отходов  животными,  распространения  инфекций,  сохранения 
ресурсного потенциала отходов, предотвращения обводнения отходов; 

оснащение  колесами,  что  позволяет  выкатывать  контейнер  для 

опорожнения при вывозе мусороуборочной техникой с задней загрузкой; 

прочность, огнеупорность, сохранение прочности в холодный период года; 
низкие  адгезионные  свойства  (с  целью  предотвращения  примерзания  и 

прилипания отходов). 

Схема с использованием контейнерных площадок, рассчитанных на сбор 

отходов  от  большого  числа  поставщиков,  подходит  для  сбора  отходов  от 
объектов инфраструктуры и благоустроенного жилого фонда.  

В  настоящее  время  на  территории  Московской  области  реализуется 

программа  «Чистое  Подмосковье»  по  обновлению  контейнерных  площадок, 
осуществляемая  в  рамках  благоустройства  придомовых  территорий  (Закон 
Московской области от 30 декабря 2014 г. № 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в 
Московской области").  

Организация  контейнерных  площадок  осуществляется  в  соответствии  с 

типовым  проектом,  утвержденным  Министерством  жилищно-коммунального 
хозяйства  Московской  области  (Распоряжение  Министерства  жилищно-
коммунального  хозяйства  Московской  области  от  03  февраля  2015  г.  №  9-РВ  
"Об  утверждении  примерных  форм  планов  благоустройства  территории 
муниципального  образования  и  Методических  рекомендаций  по  заполнению 
плана  благоустройства  территории  муниципального  образования  Московской 
области на 3-летний период (2015 - 2017 гг.)"). 

 

5.2 Раздельный сбор твердых коммунальных отходов

 

Раздельный  сбор  твердых  коммунальных  отходов  предполагает 

накопление 

различных 

видов 

отходов 

в 

различных 

контейнерах, 

 

28 

предназначенных для их сбора. Раздельный сбор отходов может осуществляться 
путем  использования  большого  количества  различных  контейнеров  для 
отдельного  сбора  стекла  (в  том  числе,  по  цветам),  пластика,  бумаги  и  прочих 
фракций  либо  путем  использования  двух  различных  контейнеров.  Принцип 
двухконтейнерной системы заключается в разделении отходов на стадии сбора 
на  две  составляющие:  полезные  вторичные  компоненты,  пригодные  для 
повторного использования (полимерные отходы, бумага и картон, металл, стекло 
и пр.) и прочие отходы (пищевые и растительные отходы, прочие виды отходов). 
Таким образом, не происходит смешивание и загрязнение ценных компонентов 
пищевыми  отходами,  а  вторсырье,  собираемое  отдельно,  остается  более 
высокого  качества,  чем  смешанное.  Двухконтейнерная  система  сбора  твердых 
коммунальных отходов имеет следующие преимущества: 

уменьшение необходимой  площади  земельного  участка для  организации 

контейнерной площадки; 

снижение затрат на обустройство контейнерной площадки; 
снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка; 
снижение  затрат  на  транспортирование  отходов  за  счет  сокращения 

количества  транспортных  средств  и  логистических  маршрутов  для  сбора 
отходов. 

С  учетом  существующих  технологических  возможностей  по  сортировке 

отходов  двухконтейнерная  система  раздельного  сбора  отходов  экономически 
более эффективна, чем многоконтейнерная система сбора отходов. 

Внедрение  раздельного  сбора  твердых  коммунальных  отходов 

целесообразно  осуществлять  поэтапно,  начиная  с  «пилотных»  городов, 
расположенных  в  каждой  из  зон  деятельности  региональных  операторов. 
Внедрение раздельного сбора отходов целесообразно начинать с относительно 
больших городов, рядом с которыми расположены сортировки отходов, которые 
будут  использоваться,  прежде  всего,  для  сортировки  отходов  из  отходов, 
предназначенными  для  вторичного  использования.  В  отсутствие  такой 
сортировки  отходы,  пригодные  для  вторичного  использования,  будут 
направляться  на  мусороперерабатывающий  завод,  где  будут  смешиваться  с 
другими  отходами,  что  нецелесообразно  при  осуществлении  их  раздельного 
сбора.  

В качестве пилотных для организации двухконтейнерной системы сбора 

твердых  коммунальных  отходов  выбраны населенные  пункты  с  численностью 
населения  свыше  100  тысяч  человек,  рядом  с  которыми  имеется 
мусоросортировочный  комплекс  и/или где  уже  осуществляется  либо  частично 
осуществляется раздельный сбор и необходимо дальнейшее развитие. Перечень 
пилотных городов указан в таблице 6. Вместе с тем, раздельный сбор отходов 

 

29 

может  осуществляться  региональными  операторами  и  в  других  населенных 
пунктах. 

На  первые  2  года  проведения  пилотного  проекта  по  раздельному  сбору 

целевые  показатели  по  отбору  полезных  фракций  при  сортировке 
устанавливаются  на  уровне  10%,  после  указанного  периода  и  на  основании 
данных  по  реализации  пилотного  проекта  целевые  показатели  будут 
скорректированы. 

Следует  отметить,  что  по  итогам  реализации  пилотного  проекта  по 

раздельному сбору в течение первого года, а также экономически обоснованных 
расчетов  будет  принято  решение  о  внедрении  раздельного  сбора  по  всей 
территории Московской области. 

 

Таблица 6. Перечень населенных пунктов, в которых планируется осуществлять 

раздельный сбор твердых коммунальных отходов 

№ п/п  Наименование зоны РО 

Наименование 

населенного пункта 

Численность 

населения 

Рузская зона РО 

Волоколамск 

20 976 

Красногорск 

144 614 

Алексинская 

Солнечногорск 

52 446 

Сергиево-Посадская 
зона РО 
 
 

Мытищи 

201 130 

Химки 

239 967 

Дубна 

75 179 

Ивантеевка 

72 023 

Ногинская зона РО 

Ногинск 

101 847 

 

 

Балашиха 

428 400 

Воскресенская зона РО 

Шатура 

33 412 

Каширская зона РО 

Домодедово 

158 581 

Озеры 

25 651 

Чеховская зона РО 

Подольск 

293 765 

 

 

 

30 

5.3 Сбор опасных и чрезвычайно опасных отходов

 

Одной из наиболее серьезных проблем, связанных с переработкой твердых 

коммунальных отходов,  является попадание  в  отходы  опасных  и чрезвычайно 
опасных отходов, при обработке которых происходит загрязнение других видов 
отходов  и  повышение  их  класса  опасности.  В  составе  твердых  коммунальных 
отходов  наибольшую  опасность  представляют  ртутные  лампы  и  элементы 
питания (батарейки, аккумуляторы и пр.). 

Основным инструментом по осуществлению сбора ртутьсодержащих ламп 

и  элементов  питания  от  многоквартирных  домов  и  у  других  образователей 
твердых  коммунальных  отходов  является  установка  на  каждой  контейнерной 
площадке  специальных  контейнеров  для  сбора  таких  отходов  и  широкая 
информационная  кампания  среди  жителей  об  опасности  смешивания  таких 
отходов с другими видами твердых коммунальных отходов. 

Сбор,  транспортирование,  размещение  и  обезвреживание  ртутных  ламп, 

элементов  питания  и  других  видов  опасных  и  чрезвычайно  опасных  отходов 
должны  осуществляться  в  соответствии  с  инструкциями  уполномоченных 
органов  исполнительной  власти  Московской  области  специализированными 
организациями, имеющими специально оборудованную для транспортирования 
таких отходов технику. 

Примером эффективно действующего на территории Московской области 

проекта  по  сбору  опасных  и  чрезвычайно  опасных  отходов  является 
Всероссийский  природоохранный  социальный  проект,  в  рамках  которого 
происходит 

установка 

специализированных 

контейнеров 

для 

сбора 

отработанных ртутьсодержащих ламп, термометров, а также элементов питания 
(батарейки,  аккумуляторы)  относящихся  к  отходам  1  -  4  классов  опасности. 
Установка таких контейнеров происходит на контейнерных площадках для сбора 
твердых коммунальных отходов от населения. 

На  данный  момент  на  территории  Московской  области  в  рамках 

указанного  проекта  установлено  и  активно  используется  населением  1  605 
специализированных  контейнеров  для  сбора  опасных  отходов  1-4  классов 
опасности. Ежемесячно каждый контейнер для сбора опасных отходов попадает 
от 300 до 350 энергосберегающих ламп и от 5 до 7 килограмм элементов питания 
(батареек). 

Контейнер  для  сбора  опасных  и  чрезвычайно  опасных  отходов 

представляет 

собой 

антивандальную, 

стационарную, 

герметичную, 

запирающуюся  на  ключ  емкость,  обеспечивающую  сбор  различных  видов 
опасных коммунальных отходов в раздельные емкости и сохранность батареек, 
термометров  и  отработанных  ламп  при  их  сборе,  хранении  и  извлечении  из 

 

31 

контейнера.  Контейнеры  должны  быть  оборудованы  яркой  цветовой 
маркировкой оранжевого цвета или другого, согласованного сторонами. 

Контейнеры для сбора опасных и чрезвычайно опасных отходов должны 

иметь  механизм,  предотвращающий  повреждение  ртутных  ламп  и 
несанкционированное извлечение отходов, в частности, должна быть исключена 
возможность  самооткрывания  загрузочного  люка  или  его  выхода  из 
зафиксированного  положения  в  результате  воздействия  вибрации,  единичных 
ударов и нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации. 

Конструкция  контейнера  для  сбора  опасных  коммунальных  отходов 

должна 

обеспечивать 

защиту 

от 

попадания 

в 

контейнер 

снега, 

водонепроницаемость  и  полный  сток  воды  с  частей  доступных  действию 
осадков, а также от поверхностных вод. 

Очистка и демеркуризация контейнеров для сбора опасных коммунальных 

отходов  должна  осуществляться  специалистами,  имеющими  удостоверения  на 
право  работы  с  отходами  соответствующего  класса  опасности  с  соблюдением 
ими мер безопасности и защиты не менее 2 раз в месяц. 

Транспортирование 

опасных 

коммунальных 

отходов 

должно 

осуществляться  на  транспорте  имеющем  соответствующую  лицензию, 
оборудованном  в  том  числе  специализированными  герметичными  емкостями 
для  перевозки  опасных  отходов,  демеркуризационными  комплектами, 
газоанализаторами паров ртути. 

 
 

5.4 Несанкционированные объекты размещения отходов

 

На  территории  Московской  области  в  настоящее  время  имеется 

недействующий  объект  несанкционированного  размещения  отходов  –  свалка 
Слизнево в Наро-Фоминском районе.  

Сведений об иных объектах несанкционированного размещения отходов, 

по  данным  администраций  муниципальных  образований  Московской  области, 
не  обнаружено.  Стихийные  захламления  своевременно  выявляются  и 
ликвидируются. 

Полный перечень объектов несанкционированного размещения отходов на 

территории Московской области будет определен совместно с региональными 
операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение 3 
месяцев с момента заключения с ними соглашений об организации деятельности 
по обращению с твердыми коммунальными отходами. 

 
 

 

32 

6.  Объекты  по  обработке,  утилизации,  обезвреживанию,  размещению 

отходов 

По  состоянию  на  1  января  2016  г.  на  территории  Московской  области 

эксплуатировались  23  полигона  для  захоронения  твердых  коммунальных 
отходов, 17 из которых зарегистрированы в государственном реестре объектов 
размещения отходов.  

В  первом  полугодии  2016  г.  прекратил  прием  отходов  полигон 

«Солопово». Во втором полугодии 2016 г. прекратили прием отходов полигоны 
«Часцы», «Аннино», «Съяново». 

Все  действующие  полигоны  имеют  санитарно-эпидемиологические 

заключения на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное 
имущество,  используемое  для  осуществления  деятельности  по  сбору, 
транспортированию,  обработке,  утилизации,  обезвреживанию,  размещению 
отходов  I  -  IV  классов  опасности  о  соответствии  требованиям  санитарного 
законодательства. Вместе с тем, санитарно-эпидемиологические заключения по 
проекту  обоснования  размера  санитарно-защитной  зоны  имеют  лишь  18 
полигонов. В случае оставшихся полигонов нарушения, как правило, связаны с 
осуществлением  незаконного  строительства  в  санитарно-защитной  зоне 
полигона, осуществляемого третьими лицами. 

Площадь полигонов составляет 462 га, общая масса размещенных на них 

отходов по состоянию на 1 января 2016 г. насчитывает 64 млн т.  

В  отсутствие  инвестиционных  мероприятий  по  строительству  и 

модернизации  полигонов  существующие  емкости  для  размещения  твердых 
коммунальных  отходов  будут  исчерпаны  менее  чем  за  4  года.  В  связи  с 
выбытием  полигонов  из-за  увеличения  транспортного  плеча  резко  вырастут 
расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов. Для снижения 
этих расходов потребуется строительство мусороперегрузочных станций. 

Таблица 7 отражает оценку объектов размещения отходов с точки зрения 

возможности их дальнейшей эксплуатации. 

 

Таблица 7. Оценка объектов размещения твердых коммунальных отходов  

с точки зрения возможности их дальнейшей эксплуатации 

 

Наименование объекта

 

Местоположение

 

Эксплуатация объекта

 

1

 

полигон ТКО «Озеры»

 

Озерский м.р.

 

Эксплуатация до 2019 года 
(здесь и далее не включая 2019 год)

 

2

 

полигон ТКО «Малая 
Дубна» 

 

Орехово-Зуево г.о.

 

Эксплуатация до 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..