ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год) - часть 1

 

 

 

 

Приложение 
к постановлению 
Правительства Московской 
области 
от                      № 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ 

ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ,  

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красногорск,  2016г. 

 

Оглавление

 

 
Термины и определения.............................................................................................. 4 

1.  Введение ................................................................................................................. 7 

2. Нахождение источников образования отходов .................................................... 9 

3. Количество образующихся отходов .................................................................... 12 

3.1 Твердые коммунальные отходы .................................................................... 13 

3.2 Морфологический состав твердых коммунальных отходов ....................... 15 

3.3 Отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам ................... 16 

3.4 Медицинские отходы ...................................................................................... 17 

3.5 Биологические отходы .................................................................................... 17 

4.  Целевые  показатели  по  обработке,  обезвреживанию,  утилизации  и 
размещению отходов ................................................................................................. 17 

5. Места накопления отходов ................................................................................... 22 

5.1 Перспективная система сбора твердых коммунальных отходов ............... 26 

5.2 Раздельный сбор твердых коммунальных отходов ..................................... 27 

5.3 Сбор опасных и чрезвычайно опасных отходов .......................................... 30 

5.4 Несанкционированные объекты размещения отходов ................................ 31 

6.  Объекты  по  обработке,  утилизации,  обезвреживанию,  размещению  
отходов   .................................................................................................................. 32 

7.  Баланс  количественных  характеристик  образования,  обработки,  утилизации, 
обезвреживания, размещения отходов .................................................................... 48 

8. Схема потоков отходов ......................................................................................... 52 

8.1 Существующая схема транспортирования твердых коммунальных отходов
 ................................................................................................................................. 52 

8.2 Организация системы транспортирования твердых коммунальных отходов
 ................................................................................................................................. 58 

8.3 Зоны деятельности региональных операторов ............................................. 59 

9. Обращение с отдельными видами отходов ........................................................ 61 

9.1 Отходы строительства, сноса и грунтов ....................................................... 61 

9.2 Отходы электрического и электронного оборудования .............................. 65 

9.3 Ртутьсодержащие отходы ............................................................................... 67 

9.4 Прочие виды отходов ...................................................................................... 68 

9.5 Медицинские отходы ...................................................................................... 71 

9.6 Биологические отходы .................................................................................... 72 

10. Порядок внесения изменений в территориальную схему ............................... 73 

 

11. Заключение ........................................................................................................... 74 
Приложения ............................................................................................................... 77 

 

 

 

 

Термины и определения

 

Отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые 

образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в 
процессе  потребления,  которые  удаляются,  предназначены  для  удаления  или 
подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. 
№ 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". 

Обращение  с  отходами  –  деятельность  по  сбору,  накоплению, 

транспортированию,  обработке,  утилизации,  обезвреживанию,  размещению 
отходов. 

Размещение отходов – хранение и захоронение отходов. 
Хранение  отходов  –  складирование  отходов  в  специализированных 

объектах  сроком  более  чем  одиннадцать  месяцев  в  целях  утилизации, 
обезвреживания, захоронения. 

Захоронение  отходов  –  изоляция  отходов,  не  подлежащих  дальнейшей 

утилизации,  в  специальных  хранилищах  в  целях  предотвращения  попадания 
вредных веществ в окружающую среду. 

Утилизация  отходов  –  использование  отходов  для  производства  товаров 

(продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение 
отходов,  в  том  числе  повторное  применение  отходов  по  прямому  назначению 
(рециклинг),  их  возврат  в  производственный  цикл  после  соответствующей 
подготовки  (регенерация),  а  также  извлечение  полезных  компонентов  для  их 
повторного применения (рекуперация). 

Обезвреживание  отходов  –  уменьшение  массы  отходов,  изменение  их 

состава,  физических  и  химических  свойств  (включая  сжигание  и  (или) 
обеззараживание  на  специализированных  установках)  в  целях  снижения 
негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. 

Объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, 

предназначенные  для  размещения  отходов  (полигон,  шламохранилище,  в  том 
числе  шламовый  амбар,  хвостохранилище,  отвал  горных  пород  и  другое), 
предназначенные для хранения и захоронения отходов. 

Норматив  образования  отходов  –  установленное  количество  отходов 

конкретного вида при производстве единицы продукции. 

Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в 

соответствии с системой классификации отходов. 

Сбор  отходов  –  прием  или  поступление  отходов  от  физических  лиц  и 

юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, 
транспортирования, размещения таких отходов. 

Транспортирование  отходов  –  перемещение  отходов  с  помощью 

транспортных  средств  вне  границ  земельного  участка,  находящегося  в 

 

собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо 
предоставленного им на иных правах. 

Накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более 

чем  одиннадцать  месяцев)  в  местах  (на  площадках),  обустроенных  в 
соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей 
среды 

и 

законодательства 

в 

области 

обеспечения 

санитарно-

эпидемиологического  благополучия  населения,  в  целях  их  дальнейших 
утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. 

Обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей 

утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. 

Твердые  коммунальные  отходы  –  отходы,  образующиеся  в  жилых 

помещениях  в  процессе  потребления  физическими  лицами,  а  также  товары, 
утратившие  свои  потребительские  свойства  в  процессе  их  использования 
физическими  лицами  в  жилых помещениях  в  целях  удовлетворения  личных и 
бытовых  нужд.  К  твердым  коммунальным  отходам  также  относятся  отходы, 
образующиеся  в  процессе  деятельности  юридических  лиц,  индивидуальных 
предпринимателей  и  подобные  по  составу  отходам,  образующимся  в  жилых 
помещениях в процессе потребления физическими лицами. 

Норматив  накопления  твердых  коммунальных  отходов  –  среднее 

количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. 

Объекты  захоронения  отходов  –  предоставленные  в  пользование  в 

установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения 
отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской 
Федерации о недрах. 

Объекты  хранения  отходов  –  специально  оборудованные  сооружения, 

которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области 
охраны  окружающей  среды  и  законодательства  в  области  обеспечения 
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для 
долгосрочного  складирования  отходов  в  целях  их  последующих  утилизации, 
обезвреживания, захоронения. 

Объекты  обезвреживания  отходов  –  специально  оборудованные 

сооружения,  которые  обустроены  в  соответствии  с  требованиями 
законодательства  в  области  охраны  окружающей  среды  и  законодательства  в 
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 
и предназначены для обезвреживания отходов. 

Отходообразователи – юридические и физические лица и индивидуальные 

предприниматели,  в  процессе  хозяйственной  и  иной  деятельности  которых  на 
территории Московской области образуются отходы. 

 

Источник  образования  отходов  –  отдельно  стоящее  здание  (постройка) 

либо  встроенное  помещение  в  здании,  в  котором  происходит  образование 
отходов, в том числе твердых коммунальных отходов. 

Оператор  по  обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами  (далее 

также – оператор) – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, 
осуществляющие  деятельность  по  сбору,  транспортированию,  обработке, 
утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. 

Региональный  оператор  по  обращению  с  твердыми  коммунальными 

отходами  (далее  также  -  региональный  оператор)  –  оператор  по  обращению  с 
твердыми  коммунальными  отходами  –  юридическое  лицо,  которое  обязано 
заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными 
отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются 
и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. 

МКД – многоквартирный дом. 
МПЗ – мусороперерабатывающий завод. 
МПС – мусороперегрузочная станция. 
МСС – мусоросортировочная станция. 
ЗТО – завод термического обезвреживания отходов. 
 
 

 

 

1.  Введение 
Территориальная  схема  обращения  с  отходами,  в  том  числе  твердыми 

коммунальными  отходами,  Московской  области  (далее  –  территориальная 
схема)  разработана  на  период  до  2030  г.  в  целях  организации  комплексной 
системы  сбора,  транспортирования,  обработки,  утилизации,  обезвреживания  и 
размещения  отходов  на  территории  Московской  области  в  соответствии  со 
статьями 6, 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах 
производства  и  потребления"  и  Требованиями  к  составу  и  содержанию 
территориальных  схем  обращения  с  отходами,  в  том  числе  твердыми 
коммунальными  отходами,  утвержденными  постановлением  Правительства 
Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 197 "Об утверждении требований 
к  составу  и  содержанию  территориальных  схем  обращения  с  отходами,  в  том 
числе с твердыми коммунальными отходами". 

Основные положения территориальной схемы базируются на документах 

стратегического  планирования  Российской  Федерации,  включая  Основы 
государственной политики в области экологического развития России на период 
до 2030 г., утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., 
Государственную  программу  Российской  Федерации  «Охрана  окружающей 
среды  на  2012-2020  годы»,  утвержденную  постановлением  Правительства 
Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326, Концепцию долгосрочного 
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 
года,  утвержденную  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от 
17 ноября 2011 г. № 1662-р, Стратегию обращения с твердыми коммунальными 
(бытовыми)  отходами  в  Российской  Федерации,  утвержденную  приказом 
Минприроды России от 14 августа 2013 г. № 298 (далее - Стратегия обращения с 
твердыми коммунальными (бытовыми) отходами). 

Территориальная схема обеспечивает достижение целей государственной 

политики в области обращения с отходами и реализацию положений Стратегии 
обращения  с  твердыми  коммунальными  (бытовыми)  отходами  в  порядке  их 
приоритетности: 

максимальное 

использование 

исходных 

сырья 

и 

материалов, 

предотвращение  образования  отходов,  снижение  класса  опасности  отходов  в 
источниках их образования; 

обработку,  утилизацию и обезвреживание отходов в целях получения из 

отходов  вторичных  ресурсов,  возвращаемых  в  хозяйственный  оборот,  и 
снижения класса опасности захораниваемых отходов; 

безопасное  захоронение  отходов,  обеспечивающее  минимальное 

воздействие на окружающую среду и здоровье человека. 

Территориальная схема содержит: 

 

данные  о  нахождении  источников  образования  отходов  с  нанесением 

источников их на карту субъекта Российской Федерации; 

данные  о  количестве  образующихся  отходов  с  разбивкой  по  видам  и 

классам  опасности  отходов,  в  том  числе  в  привязке  к  каждому  источнику 
образования твердых коммунальных отходов; 

данные  о  целевых  показателях  по  обезвреживанию,  утилизации  и 

размещению отходов с разбивкой по годам, рассчитанных с учетом технических 
параметров  создаваемых  и  модернизируемых  объектов  по  обращению  с 
отходами; 

данные о нахождении мест накопления отходов (контейнерных площадок); 
данные  о  месте  нахождения  объектов  по  обработке,  утилизации, 

обезвреживанию,  размещению  отходов  (далее  –  объекты  по  обращению  с 
отходами),  их  технических  характеристиках,  проектах  строительства  и 
модернизации объектов по обращению с отходами; 

баланс 

количественных 

характеристик 

образования, 

обработки, 

утилизации, обезвреживания, размещения отходов; 

баланс количественных характеристик отходов, направляемых из других 

субъектов  Российской  Федерации  (г.  Москвы)  на  заводы  термического 
обезвреживания отходов, расположенные на территории Московской области; 

схему  потоков  твердых  коммунальных  отходов  от  источников  их 

образования  до  объектов,  используемых  для  обработки,  утилизации, 
обезвреживания, размещения отходов; 

схему  потоков  твердых  коммунальных  отходов  из  других  субъектов 

Российской  Федерации  (г.  Москвы)  на  заводы  термического  обезвреживания 
отходов, расположенные на территории Московской области. 

 
Общие сведения о Московской области 
Московская область занимает 44 379 кв. км, что составляет 0,26% площади 

Российской Федерации. На территории Московской области проживает 7 318 647 
человек  (по  данным  Росстата  на  1  января  2016  г.  [4]),  что  составляет  5% 
населения Российской Федерации.  

Согласно  административно-территориальному  делению  Московской 

области, на ее территории расположены 29 муниципальных районов, 34 города 5 
закрытых административно-территориальных образования (всего 39 городских 
округов), 

а 

также 

157 

сельских 

поселений 

и 

101 

городское  

поселение [3]. 

К  особенностям  Московской  области,  которые  учитываются  при 

формировании территориальной схемы, относятся: 

высокая плотность населения; 

 

ярко выраженная сезонность в образовании отходов в связи с увеличением 

численности проживающих в Московской области в летний период [11]; 

неравномерное  территориальное  распределение  образования  твердых 

коммунальных отходов, которое сконцентрировано внутри Малого Московского 
бетонного кольца (далее - ММБК);  

недостаточное количество существующей инфраструктуры для обработки 

и  размещения  отходов  в  соответствии  с  нормами  действующего 
законодательства; 

дефицит  свободных  земель,  отвечающих  требованиям  экологической 

безопасности при размещении объектов по обращению с отходами. 

2. Нахождение источников образования отходов

 

Перечень  источников  образования  отходов  сформирован  на  основе 

сведений  Государственного  кадастра  недвижимости,  Кадастра  отходов 
Московской  области,  данных  Государственной  жилищной  инспекции 
Московской  области  и  иных  органов  исполнительной  власти  Московской 
области,  сведений  Росприроднадзора,  организаций,  осуществляющих  сбор  и 
вывоз  отходов  на  территории  Московской  области,  ресурсоснабжающих 
организаций  отдельно  по  источникам  твердых  коммунальных отходов  и иных 
видов отходов. 

В  территориальную  схему  включена  информация  о  более  чем  139  тыс. 

источников  образования  отходов  с  указанием  их  категории,  адреса  и 
географических координат (Приложение А, Таблица А.1 и Таблица А.2, Таблица 
А.2.а). Все источники образования твердых коммунальных отходов разбиты по 
видам, основные из которых перечислены ниже: 

многоквартирный дом; 
индивидуальный жилой дом (группа индивидуальных жилых домов); 
административное учреждение; 
предприятия общественного питания; 
общеобразовательное учреждение; 
дошкольные образовательные учреждения; 
гостиница, другое место временного размещения; 
кладбище; 
садоводческое, дачное, огородническое некоммерческое товарищество; 
спортивный объект; 
объект культуры; 
объекты торговли; 
автосервисы, автостоянки; 

 

10 

службы быта: ремонт обуви, ремонт техники, парикмахерская, прачечная, 

химчистка, баня и другие виды организаций; 

производственный объект. 
При  формировании  перечня  здание,  строение  и  земельный  участок  под 

ним, принадлежащий владельцу здания, строения, рассматриваются как единый 
источник  образования  отходов.  Земельные  участки,  на  которых  расположены 
многоквартирные  и  жилые  дома,  здания,  а  также  садовые,  огородные,  дачные 
участки  в  качестве  отдельных  источников  образования  отходов  не 
рассматриваются. 

Несколько зданий и строений могут рассматриваться как единый источник 

образования  отходов,  в  случае  если  они  расположены  на  одном  земельном 
участке,  имеют  общее  назначение  или  общего  владельца,  и  в  их  отношении 
заключен  один  общий  договор,  предусматривающий  сбор  и  вывоз 
(транспортирование) отходов.  

Жилые дома, не отнесенные к многоквартирным домам, и хозяйственно-

бытовые  постройки  на  одном  с  ними  земельном  участке,  расположенные  в 
пределах  одного  поселения,  городского  округа  (района  городского  округа), 
объединяются в одну группу. Садовые, огородные, дачные участки, относящиеся 
к  одному  некоммерческому  партнерству,  объединяются  в  группу  садовых 
участков. 

Встроенное  помещение  выделяется  в  виде  отдельного  источника 

образования  твердых  коммунальных  отходов  в  случае,  если  это  встроенное 
нежилое помещение в многоквартирном доме или у такого помещения имеется 
собственник,  отличный  от  собственника  всего  здания и  оплата  коммунальных 
услуг  осуществляется  непосредственно  собственником  такого  помещения  или 
его представителем.  

В отношении сельскохозяйственных отходов, отходов строительства сноса 

и  грунтов  в  качестве  источника  образования  отходов  указывается 
соответствующий земельный участок. 

Адрес  источника  образования  отходов  указывается  в  соответствии  с 

Федеральной  информационной  адресной  системой  (далее  -  ФИАС).  В  целях 
картографической привязки по каждому адресу источника образования отходов 
присваиваются  географические  координаты  в  системе  МСК-50.  При 
объединении жилых домов в группу жилых домов указывается район городского 
округа,  а  при  объединении  садовых  участков  –  адрес  некоммерческого 
партнерства. 

В  источнике  образования  отходов  могут  образовываться  один  или 

несколько  типов  отходов.  В  рамках  установленных  типов  отходы 
классифицируются  в  соответствии  с  федеральным  классификационным 

 

11 

каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в 
сфере  природопользования  от  18  июля  2014  г.  №  445  "Об  утверждении 
федерального классификационного кадастра отходов" (далее - ФККО). При этом 
к  твердым  коммунальным  отходам,  в  том  числе  относятся  отходы, 
классифицируемые  в  ФККО  как  отходы  коммунальные,  подобные 
коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению. 
Количество твердых коммунальных отходов, образующихся в здании, строении, 
сооружении оценивается как сумма количества твердых коммунальных отходов, 
образующихся во всех входящих в состав такого объекта помещениях.  

Источники образования твердых коммунальных отходов распределены по 

территории  Московской  области  неравномерно.  Большая  часть  источников 
расположена  в  пределах  Малого  московского  бетонного  кольца,  в 
непосредственной  близости  от  г.  Москвы.  Распределение  источников 
образования отходов представлено на рисунке 1, где красный цвет соответствует 
максимальному количеству образующихся отходов, а синий – минимальному. 

 

Рисунок 1 – Распределение источников образования  

твердых коммунальных отходов 

 

Синий – менее 100 источников 

Зеленый – от 100 до 1000 

Желтый – от 1000 до 2000 

Красный – свыше 2000

 

 

12 

Как  видно  из  представленного  рисунка  1,  основная  масса  твердых 

коммунальных  отходов  образуется  на  северо-востоке,  востоке  и  юго-востоке 
Московской  области  (в  районах,  прилегающих  к  г.  Москве).  При  этом 
наименьшее  количество  отходов  образуется  на  западе  Московской  области  и 
востоке  Московской  области,  на  границе  с  другими  областями.  Реестр 
источников  образования  отходов,  с  указанием  их  адреса,  географических 
координат  и  категории  объекта  представлен  в  Приложении  А,  Таблице  А.1.а, 
реестр  источников  образования  медицинских  отходов  -  в  Приложении  А, 
Таблице  А.12,  реестр  источников  образования  биологических  отходов  – 
Приложении  А,  Таблице  А.13,  реестр  источников  образования  отходов 
производства  и  потребления,  за  исключением  ТКО  –  в  Приложении  А, 
Таблице А.2.а. 

Количество  источников  образования  отходов  в  разбивке  по  поселениям 

приведено в Приложении А, Таблице А.1.б. 

3. Количество образующихся отходов

 

В  Московской  области  ежегодно  образуется  9,3  млн.  т  отходов 

производства  и  потребления.  Данные  о  количестве  образующихся  отходов 
представлены по их видам в таблице 1. Расчет количества отходов произведен на 
основе  сведений  о  количестве  отходов,  содержащихся  в  кадастре  отходов 
Московской области, и данных, представленных Росприроднадзором. 

 

Таблица 1 – Количество отходов различных видов,  
образующихся на территории Московской области 

 

№ 

п/п 

Наименование вида отхода 

Образовано,  

тыс. т/год 

Твердые коммунальные отходы 

3 835 

Другие отходы производства и потребления всего 

5 424 

2.1 

Отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и 
рыболовства  

877 

2.2 

Отходы от добычи полезных ископаемых  

34 

2.3 

Отходы обрабатывающих производств  

1 528 

2.4 

Отходы потребления, производственные и 
непроизводственные  

1 006 

2.5 

Отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром  

414 

 

13 

№ 

п/п 

Наименование вида отхода 

Образовано,  

тыс. т/год 

2.6 

Отходы при водоснабжении, водоотведении  

1 019 

2.7 

Отходы строительства и ремонта  

527 

2.8 

Отходы при выполнении прочих видов деятельности  

19 

 

3.1 Твердые коммунальные отходы

 

Общее  количество  твердых  коммунальных  отходов,  образующихся  на 

территории Московской области в течение года, составляет 3,835 млн т, из них: 

4 класс опасности – 2,401 млн. т; 
5 класс опасности – 1,434 млн. т. 
Расчет  количества  образующихся  твердых  коммунальных  отходов 

произведен  на  основании  информации  об  источниках  образования  твердых 
коммунальных  отходов  и  нормативах  накопления  твердых  коммунальных 
отходов, рассчитанных, в том числе, по результатам инструментальных замеров. 

В  Московской  области  постановлением  Правительства  Московской 

области  от  24.07.15  №605/26  "Об  утверждении  норм  накопления  мусора  и 
типового договора на вывоз мусора на территории Московской области" были 
утверждены  нормы  накопления  мусора  для  жилого  фонда,  СНТ,  торговых 
объектов,  автосервисов,  административных  зданий.  Вместе  с  тем,  оценка 
количества  твердых  коммунальных  отходов  была  получена  на  основе 
экспериментальных измерений количества и состава отходов, проводившихся в 
соответствии  с  порядком,  установленным  Правительством  Российской 
Федерации.  Измерения  были  произведены  по  21  категории  твердых 
коммунальных  отходов,  что  позволит,  в  том  числе,  в  дальнейшем  уточнить 
применяемые  нормативы  накопления  твердых  коммунальных  отходов  (оценка 
количества  твердых  коммунальных  отходов  в  территориальной  схеме  также 
будет  уточнена  по  итогам  утверждения  уточненных  нормативов  накопления 
твердых коммунальных отходов). 

 Количество  источников  образования  твердых  коммунальных  отходов 

(расчетных  единиц,  характеризующих  данный  вид  источников  образования 
отходов), нормативы накопления отходов и количество образующихся отходов 
по видам источников образования отходов представлены в таблице 2.  

 

 

14 

Таблица 2. Расчет количества образующихся  

твердых коммунальных отходов 

 

Категория объекта 

Расчетная 

единица 

Количество, 

расч. ед. 

Норматив, 

т/год 

Количество 

отходов, 

т/год 

Административные 
здания, учреждения, 
конторы 

1 сотрудник 

997 000 

0,08 

79 760 

Объекты торговли 

1 кв.м  

5 294 225 

0,091 

481 774 

Автосервисы и аналоги 
Стоянкистоянки 

1 машино-место 
1 машино-место 

7 937 

12 092 

1,095 

0,0055 

8692 

67 

Дошкольные 
образовательные 
учреждения 

1 ребенок 

443 867 

 

0,035 

15 535 

Общеобразовательные 
учреждения 

1 учащийся 

802 434 

0,017 

13 641 

Объекты культуры 

1 кв.м 

537 566 

0,007 

3 763 

Объекты спорта 

1 место 

8 220 976 

0,016 

131 536 

Предприятия 
общественного питания 

1 место 

429 684 

0,25 

107 421 

Гостиницы 

1 место 

223 033 

0,145 

32 340 

Службы быта 
Ремонт бытовой и аналоги 
Ремонт одежды и обуви 
Парикмахерские 
Прачечные, химчистки и 
бани 

 
1 кв.м 
1 кв.м 
1 место 
1 кв.м 
    

 

2 399 438 

54 257 
18 540 

107 084 

 
 

 

0,03 

0,027 

0,23 

0,0273 

 

71 983 

1465 

4 264 
2 923 

Кладбища 

1 кв.м 

55 360 000 

0,001 

55 360 

Садоводческие и пр. 
некоммерческие 
объединения 

1 участок 

1 200 899 

0,18 

216 162 

Многоквартирные дома 

1 проживающий  

6 388 111 

0,25 

1 597 028 

Индивидуальные жилые 
дома 

1 проживающий  

930 536 

0,3 

279 161 

КГО МКД 

1 проживающий  

6 388 111 

0,1 

638 811 

КГО ИЖС 

1 проживающий  

930 536 

0,1 

93 054 

 

15 

Категория объекта 

Расчетная 

единица 

Количество, 

расч. ед. 

Норматив, 

т/год 

Количество 

отходов, 

т/год 

Итого: 

3 834 740 

 

Данные по графе Норматив таблицы 2 приведены на основании натурных 

исследований  и  будут  скорректированы  при  установлении  новых  нормативов 
накопления отходов. При этом в отношении служб быта и автосервисов расчет 
количества  отходов  осущетствлен  на  основе  методических  рекомендаций  по 
определению  временных  нормативов  накопления  твердых  бытовых  отходов, 
утвержденных 19 августа 2005 г. ФГУП «Федеральный центр благоустройства и 
обращения с отходами Госстроя России». 

Результаты  расчета  количества  твердых  коммунальных  отходов, 

образующихся  на  территории  Московской  области,  также  представлены  в 
Приложении А, Таблице А.3.  

 

3.2 Морфологический состав твердых коммунальных отходов

 

По данным исследований количества и морфологического состава твердых 

коммунальных отходов Московской области, проводимых в рамках выполнения 
работ по определению нормативов накопления отходов, твердые коммунальные 
отходы имеют следующий морфологический состав (рисунок 2).  

 

Рисунок 2. Морфологический состав твердых коммунальных отходов  

Количество  и  морфологический  состав  твердых  коммунальных  отходов 

меняется в течение года. В частности, при том же объеме отходов увеличивается 
их масса и плотность. Это связано с увеличением количества в составе твердых 
коммунальных  отходов  пищевых  остатков,  которые  имеют  относительно 

Пищевые 

отходы                                                                                                                       

34%

Бумага 

(картон)                                                                                                                     

19%

Полимерные 

материалы                                                                                                                    

14%

Стекло                                                                                                                       

12%

Древесина                                                                                                                    

6%

Текстиль                                                                                                                     

3%

Металл                                                                                                                       

4%

Смет с 

территории 

(земля, песок, 

камни)

6%

Прочее

2%

 

16 

высокую  плотность  и  массу.  Летом  увеличивается  количество  отходов  от 
объектов  общественного  питания,  парков  и  скверов,  гостиниц  и  культурно-
досуговых объектов в связи с увеличением туристического потока, но снижается 
от  образовательных  и  административных  учреждений  в  связи  с  периодом 
каникул и отпусков. Также летом происходит увеличение образования твердых 
коммунальных  отходов 

от 

садоводческих, 

дачных, 

огороднических 

некоммерческих партнерств. 

В  осенний  период  отходы  более  увлажнены  и  отличаются  повышенной 

массой. В связи с началом учебного года увеличивается количество отходов в 
учебных  заведениях,  музеях,  библиотеках,  других  административных  и 
культурных учреждениях. 

В  зимний  период  наблюдается  меньшее  количество  твердых 

коммунальных отходов. 

При указанном составе отходов на современных сортировочных станциях 

возможно  выделение  до  15  процентов  полезных  вторичных  материальных 
ресурсов. Выделение большей доли вторичных ресурсов возможно в результате 
внедрения  раздельного  сбора  отходов  и  в  результате  осуществления 
дополнительных  капиталовложений  в  сортировочные  станции,  имеющие 
длительные сроки окупаемости. 

 

3.3 Отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам

 

Источниками сведений о фактическом количестве образования отходов на 

территории Московской области являются:  

кадастр  отходов  Московской  области  –  5  526  организаций  (к  учету 

приняты  организации  по  результатам  проверки  правильности  заполненной 
информации); 

отчетность организаций, осуществляющих образование отходов, по форме 

2-ТП (отходы) – 3 720 организаций;  

отчетность  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства, 

подаваемая в Росприроднадзор – 3 697 организаций;  

информация органов исполнительной власти Московской области. 
По  результатам  обработки  полученной  информации  от  указанных 

источников  количество  образующихся  отходов  составило  5,425  млн.  т/год,  из 
них 

1 класс – 2,7 тыс. т; 
2 класс – 5,6 тыс. т; 
3 класс – 88 тыс. т; 
4 класс – 2 273 тыс. т; 
5 класс – 3 056 тыс. т. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..