Заключительный отчет Двадцать Восьмого Консультативного совещания по Договору об Антарктике - часть 31

 

  Главная      Учебники - Разные     Заключительный отчет Двадцать Восьмого Консультативного совещания по Договору об Антарктике

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     29      30      31      32     ..

 

 

Заключительный отчет Двадцать Восьмого Консультативного совещания по Договору об Антарктике - часть 31

 

 

III. В

ЫСТУПЛЕНИџ

 

НА

 

ОТКРЫТИИ

 

И

 

ЗАКРЫТИИ

484

истечении этих двух недель, когда вы будете покидать Стокгольм, у вас будут общие хорошие
и благоприятные впечатления и от этого Совещания, и от Швеции. Однако важнее, чтобы вы
(и я на это надеюсь) смогли добиться конкретных результатов в решении некоторых ключевых
вопросов, которые стоят перед вами. Я имею в виду, прежде всего, новое Приложение по
материальной ответственности, возникающей в результате чрезвычайных экологических
ситуаций в Районе Договора об Антарктике.

Насколько мне известно, Делегации уже очень близки к тому, чтобы прийти к окончательной
договоренности. Если это произойдет, это, безусловно, будет способствовать предотвращению
неблагоприятных последствий чрезвычайных экологических ситуаций в Антарктике. Однако
у вас на повестке дня есть и другие вопросы, где необходим дальнейший прогресс.

Охрана окружающей среды всегда была одним из главных направлений сотрудничества между
Сторонами Договора об Антарктике. Наша общая задача, требующая напряжения всех сил,
заключается в том, чтобы управлять этим необычным континентом на благо нашей общей
окружающей среды и будущих поколений. Антарктический континент – это наш крупнейший
общий природный заповедник. Но, кроме того, этот континент может нам дать уникальные
сведения и знания о том, что сегодня представляет глобальную угрозу для окружающей среды.
Сейчас, когда начинается первая неделя Совещания, в повестку дня которого включены
ключевые природоохранные вопросы, перед всеми вами стоит важная задача.

Сказав это, я с удовольствием объявляю XXVIII Консультативное совещание по Договору об
Антарктике открытым и желаю вам успеха в вашей важной работе.

485

Выступление на открытии Совещания Председателя КСДА Посла

Ханса Корелла

Стокгольм, 6 июня 2005 г.

Многоуважаемые Делегаты!

Для меня большая честь быть избранным на пост Председателя XXVIII Консультативного
совещания по Договору об Антарктике.

Что касается моих личных чувств, могу добавить, что я очень рад снова заняться Антарктикой.
В течение последних десяти лет, когда я работал в ООН, я очень активно занимался морским
правом, включая создание трех институтов Конвенции ОНН по морскому праву, однако моя
работа не имела отношения к Антарктике, поскольку она не входит в компетенцию Управления
по правовым вопросам.

Хочу заверить вас, что я и мои коллеги сделаем все возможное для того, чтобы это Совещание
было плодотворным и успешным и чтобы все проблемы решались в том особом духе, который
является символом нашего сотрудничества в Антарктике.

Это Совещание вводит новый элемент – действующий Секретариат под руководством
Исполнительного секретаря Яна Хубера. Он был создан в прошлом году, но впервые работает
на одном из наших Совещаний. Я с удовольствием предвкушаю приятное сотрудничество с
Яном Хубером и его коллегами.  И я знаю, что Фольке Лёфгрен, Генеральный секретарь
Секретариата принимающей страны, и его команда уже наладили очень тесное сотрудничество
с ними.

Совершенно очевидно, что одно только упоминание Антарктики сразу вызывает реакцию
слушателей. И эта реакция практически всегда положительная. Действительно, Антарктика –
это страшный холод и вечный лед, и, тем не менее, Антарктика – это нечто великое и – как я
надеюсь – вечное. Она также напоминает нам о продолжающейся и неослабной борьбе человека
за получение информации и расширение своего кругозора.

Здесь было много героев. Антарктика была и по-прежнему остается территорией
многочисленных приключений и смелых инициатив. Существует множество историй и легенд,
а также людей, которые рассказывают их. Но еще больше тех, кто был очарован этим
континентом, открытым позже остальных. Он стал известен человечеству только в начале XIX
века.

Всем известно, что адмирал Фаддей Беллингсгаузен был первым исследователем, увидевшим
шельфовый ледник антарктического континента – континента, где не было человека, но зато
было много других вещей. Ледяное безмолвие. Крайне суровые климатические условия. Все
было необычным и захватывающим.

Люди постепенно изучали и картографировали этот огромный континент. Сначала основное
внимание уделялось путешествиям, китобойному и тюленьему промыслу тому подобное. И
это понятно. Однако уже на самых ранних этапах на первый план вышли также научные
исследования и попытки приобретения знаний и информации, и вскоре среди тех, кто
отправлялся в Антарктику, стало возрастать число ученых.

Кстати, у первопроходца капитана Джеймса Кука на борту корабля было несколько ученых,
когда он в 1774 г. достиг зоны айсбергов и был вынужден повернуть назад. На этом корабле
был также шведский ученый Андерс Спаррман, ученик Линнея.

III. В

ЫСТУПЛЕНИџ

 

НА

 

ОТКРЫТИИ

 

И

 

ЗАКРЫТИИ

486

Когда люди слышат слово «Антарктика», большинство из них представляют необъятные
снежные просторы, ледники и высокие горы, пробивающиеся тут и там сквозь
многокилометровую толщу континентального льда. Они представляют многообразие
животного мира – пингвинов, тюленей, китов – и экстремальные условия жизни, сложившиеся
на этом самом холодном, самом сухом и, наверное, самом высоком континенте.

Первый вклад Швеции в исследование Антарктики относится к далекому прошлому. Экспедиция
Отто Норденшельда (1901-1903 гг.) чуть не погибла, но была чудом спасена аргентинской
топографической экспедицией, работавшей на борту корвета  «Уругвай».

Участники этого героического события, которое произошло более ста лет назад,
продемонстрировали огромное мужество и решимость. Это можно рассматривать как одно из
первых проявлений духа Антарктики – духа сотрудничества и готовности к оказанию помощи,
который становится сильнее и является естественным в условиях огромных внешних трудностей
и опасностей, встречающихся в Антарктике.

С годами это сотрудничество расширилось и окрепло. Договор об Антарктике – еще одно
проявление этого духа, которым были отмечены предыдущие Совещания и будет отмечено
это Совещание.

Договор об Антарктике существует уже почти полвека. Он является результатом того, о чем я
сейчас говорил – решимости создать нечто новое и необычное для этого экстремального
континента.

Заключение Договора об Антарктике стало возможным, благодаря прогрессу, достигнутому в
связи с Международным геофизическим годом 1957-58 гг. Военные и стратегические интересы
были отодвинуты в сторону. В период, когда мир беспокоили кубинский и берлинский кризисы
и аналогичные трудности, были созданы условия для использования чрезвычайно удачной
модели международного сотрудничества. Мы твердо знаем это, поскольку в рамках режима
Договора об Антарктике был преодолен не один кризис и найден свой собственный,
динамичный способ выработки решений.

К сожалению, успехи сотрудничества в рамках Договора об Антарктике не очень хорошо
известны. В определенном смысле, это модель, и она хорошо работала, несмотря на трудности.
Конфликты разрешались и преодолевались. Договор заслуживает гораздо больше внимания
по сравнению с тем, что он имеет сейчас, а дух, который он символизирует, должен проявиться
и в других областях.

Первым международным соглашением, в котором были сформулированы такие принципы, как
обеспечение экологического равновесия и предохранительный подход, стала Конвенция о
сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Конвенция АНТКОМ). Речь шла об
обеспечении неистощительного использования морских ресурсов. Сейчас эти принципы
являются краеугольным камнем всех более поздних конвенций о регулировании рыбного
промысла.

В 1991 г. был разработан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике,
который также устанавливает тщательно продуманный режим, регулирующий условия
осуществления всех видов деятельности в Антарктике. Запрещена разработка минеральных
ресурсов. Необходимо изучение всех видов деятельности и их последствий для окружающей
среды. Существуют правила определения того, что допустимо: они касаются выдачи
разрешений на посещение Антарктики, обращения с мусором и отходами и т.д.

Сегодня экологические проблемы, безусловно, являются одной из центральных тем, которые
обсуждаются средствами массовой информации и широкой общественностью. Изменение
климата! Что это такое? Каковы последствия быстрого таяния льдов? Что это: всего лишь

487

В

ЫСТУПЛЕНИЕ

 

НА

 

ОТКРЫТИИ

естественное изменение, аналогичное тем, которые ученые уже выявляли и которые
неоднократно происходили в прошлом, или нечто новое, особенное, тревожное и
угрожающее?

Охрана окружающей среды всегда была одним из главных направлений сотрудничества между
Сторонами Договора об Антарктике. Как и на предыдущих Совещаниях, Комитету по охране
окружающей среды (КООС) предстоит большая работа. На рассмотрение представлены свыше
80 Рабочих и Информационных документов. На повестке для Комитета стоят многие важные
вопросы, включая рассмотрение воздействий на окружающую среду проектов строительства
и эксплуатации двух новых научных станций и дальнейшее развитие системы представления
данных о состоянии окружающей среды Антарктики.

Кроме того, КООС решил проанализировать работу, которую он провел к настоящему моменту,
чтобы обсудить методику, стратегические направления и дальнейшие планы своей работы.
Этот вопрос, наверное, вызовет оживленную дискуссию между членами КООС, которые
ответственно относятся к своим обязанностям по охране окружающей среды Антарктике.

В ближайшую среду в 11 часов утра Научный комитет по антарктическим исследованиям
(СКАР) организует презентацию, которая состоится в присутствии Его Величества Короля
Швеции.

Таким образом, проблемы окружающей среды занимают важнейшее место, и в течение
ближайших дней им будет уделено большое внимание.

В рамках Протокола по окружающей среде Стороны договорились урегулировать вопросы
материальной ответственности за деятельность в Районе Договора об Антарктике. Это
особенно сложный раздел. Но, похоже, что Стороны уже очень близки к консенсусу и принятию
решения. Как принимающая страна Швеция уделила этим вопросам первоочередное внимание.
Будем надеяться, что это Совещание добьется успеха и мы сможем объявить о том, что Стороны
согласовали специальный протокол, регулирующий эти вопросы.

Есть и другие приоритетные направления. Одно из них – антарктический туризм. Сейчас
после спада, обусловленного событиями 11 сентября 2001 г., объем антарктического туризма
неуклонно растет. В этой связи Сторонам предстоит обсудить и решить много проблем.

На предыдущих Совещаниях по Договору об Антарктике поднимался вопрос о биоразведке.
КООС отметил, что это явление связано с «многочисленными правовыми и политическими
проблемами», поэтому этот важный вопрос включен также в повестку дня данного Совещания.

Недавно приступил к работе новый Секретариат в Буэнос-Айресе. Настоящее Совещание
планировалось сотрудниками Секретариата во взаимодействии с представителями Швеции,
отвечающими за его подготовку и проведение. Стороны должны поддержать Секретариат,
чтобы он стал действенным и эффективным инструментом, который будет оказывать
содействие в их дальнейшей работе.

Нам предстоят две недели интенсивного труда, и мы начинаем работу сегодня 6 июня в День
независимости Швеции. Однако мы предусмотрели перерывы в нашем графике, чтобы у нас
было время побыть вместе и получить дополнительную информацию о том, что сейчас
происходит на антарктическом континенте.

Особо важным аспектом совещаний, охватывающих такую широкую тематику, являются
контакты и связи, возникающие в ходе совещаний и, не в последнюю очередь, за пределами
залов заседаний. В этом есть созидательная динамика, что само по себе имеет огромное значение
для работы и достижения хороших результатов.

III. В

ЫСТУПЛЕНИџ

 

НА

 

ОТКРЫТИИ

 

И

 

ЗАКРЫТИИ

488

Как смогут заметить Делегаты, мы организовали проведение этого Совещания в районе, где
находится целый ряд музеев. Сейчас проходит несколько выставок, посвященных Антарктике.
Мы надеемся, что у вас будет возможность посетить эти выставки.

Еще раз разрешите поблагодарить вас за доверие, которое вы оказали мне, избрав меня
Председателем этого Совещания. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы мы смогли
продвинуться вперед и обеспечить развитие режима Договора на этом Совещании. Главное,
мы должны и впредь неустанно работать в соответствии с духом Антарктики.

Благодарю за внимание!

489

Выступление на закрытии Совещания Председателя КСДА Посла

Ханса Корелла

Стокгольм, 17 июня 2005 г.

Многоуважаемые Делегаты!

XXVIII Консультативное совещание по Договору об Антарктике подходит к концу. Для меня
была большая честь и радость председательствовать на этом Совещании. По-моему, все
согласны с тем, что мы выполнили поставленные задачи и добились прогресса в решении
вопросов тем особенным способом, который является отличительной чертой антарктического
сотрудничества. Короче говоря, это Совещание было очень плодотворным.

По прошествии первой недели интенсивной работы Комитет по охране окружающей среды
(КООС) представил всеобъемлющий отчет, посвященный проблемам окружающей среды.
Поскольку эти проблемы занимают центральное место в Системе Договора об Антарктике, им
уделялось большое внимание в ходе этого Совещания. В частности, я хотел бы подчеркнуть
значение принятого решения о начале разработке стратегии дальнейшей работы КООС.

Делегации, безусловно, могут и должны гордиться этим достижением. Однако не вызывает
сомнения тот факт, что особой похвалы заслуживает Председатель КООС д-р Энтони Пресс,
который умело направлял работу Комитета в процессе рассмотрения напряженной повестки
дня. Мы также благодарим профессора Йорна Тиде, Президента СКАР, и профессора Стивена
Чауна за очень интересные презентации в присутствии Его Величества Короля Карла XVI
Густафа.

Принятие Приложения VI к Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике
«Материальная ответственность, возникающая в результате чрезвычайных экологических
ситуаций» – это событие, которого мы все ждали с большим нетерпением. Завершение работы
над этим Приложением – важное достижение этого Совещания. Мы благодарим всех, кто в
течение многих лет способствовал выполнению этой работы. Особая благодарность – Послу
Дону Маккею, который умело вел Рабочую группу по вопросам материальной ответственности
к этому успеху.

Мы, в частности, благодарим Посла Маккея за то, что в апреле он организовал и любезно
принял у себя межсессионное совещание, несмотря на то, что в настоящее время он очень
занят, являясь Председателем Пятого комитета Генеральной ассамблеи ООН. Я считаю, что
апрельское совещание в Нью-Йорке в значительной степени способствовало принятию
Приложения VI на этом КСДА в Стокгольме.

Хочу выразить особую признательность г-ну Рене Лефеберу, Председателю Редакционной
группы, и г-ну Марку Симоноффу, руководившему подгруппой по Статье 9 Приложения VI.

Мы также благодарим г-на Мишеля Тренке, возглавлявшего Рабочую группу по туризму,
профессора Улафа Урхейма, руководителя Рабочей группы по правовым и институциональным
вопросам (на этот раз у нее был расширенный мандат: ей было поручено рассматривать
проекты всех правовых документов до представления пленарному заседанию), а также д-ра
Хосе Ретамалеса, председателя рабочей группы по операционным вопросам. Все они внесли
свой вклад в успешное проведение XXVIII КСДА.

III. В

ЫСТУПЛЕНИџ

 

НА

 

ОТКРЫТИИ

 

И

 

ЗАКРЫТИИ

490

Лично от себя хочу искренне поблагодарить Глав Делегаций, исправно принимавших участие
в работе заседаний и до начала, и во время проведения официального Совещания. Я считаю,
что эти встречи были очень полезны для работы в целом.

То же относится и к Бюро, члены которого проводили заседания, как только в этом возникала
необходимость. По-моему, это была неплохая идея приглашать представителей Правительства
страны, принимающей XXIX КСДА, на заседания Бюро. Идея, безусловно, заключалась в том,
чтобы д-р Майк Ричардсон, будущий руководитель Секретариата следующей принимающей
страны г-н Пол Дэвис и их коллеги получили информацию, которая может им пригодиться в
процессе организации следующего Совещания.

Мы приветствуем присутствующего на этом пленарном заседании г-на Роберта Кулшоу,
Директора Департамента по делам Америк и заморских территорий Министерства
иностранных дел Великобритании.

Мы благодарим Наблюдателей и Экспертов за то, что они приняли участие в этом Совещании
и поделились с нами своими взглядами и опытом.

Мы также выражаем благодарность Исполнительному секретарю г-ну Яну Хуберу и его команде
за содействие в проведении этого Совещания. Они впервые принимали участие в Совещании
в своем новом качестве, и, по-моему, этот опыт обещает много хорошего.

Я хотел бы поблагодарить за поддержку Посла Грегера Видгрена и своих коллег из шведской
Делегации. Разумеется, я также бесконечно благодарен Генеральному секретарю Секретариата
принимающей страны Послу Фольке Лёфгрену и его команде. Они много и долго работали,
чтобы это Совещание могло состояться, и, по-моему, будет справедливо отметить, что они
добились успеха.

Мы рады отметить, что многие Делегаты нашли время для участия в культурной программе,
включая посещение Музея естественной истории и ледокола «Оден». Эти мероприятия важны
также в том отношении, участники получили дополнительные возможности обсудить вопросы,
связанные с этим Совещанием, и лучше познакомиться друг с другом.

Как и в прошлом, мы выражаем признательность г-ну Бернару Понетту и его чрезвычайно
квалифицированной команде письменных переводчиков и синхронистов. Без них мы просто
не смогли бы добиться таких результатов. Их работа подтверждает огромное значение
высококачественной оперативной работы и преемственности.

Мы также благодарим наших технических специалистов и всех тех, что кто помогал нам,
будь-то на сцене или за кулисами: сотрудников службы безопасности, работников музейного
ресторана, служителей, организаторов заседаний и дружелюбных сотрудников
информационного бюро и Интернет-кафе.

Приятными составляющими Совещания, придавшие ему исторический оттенок, стали
выставка, организованная д-ром Фредом Голдбергом, и его почтовая служба. То же относится
и к фильму Пабло Вайншенкера. Мы благодарим обоих.

Мы также не должны забывать о средствах массовой информации. Надеемся, что теперь люди
больше знают об успешном сотрудничестве в рамках Договора об Антарктике, поскольку это
Совещание освещалось и в шведских, и в международных СМИ. Особая благодарность г-ну
Стигу Берглинду, который был контактным лицом.

Позвольте мне высказать ряд личных замечаний, касающегося одного конкретного вопроса, а
именно: вкладов Консультативных сторон. Причина, по которой я затрагиваю эту тему,

491

В

ЫСТУПЛЕНИЕ

 

НА

 

ЗАКРЫТИИ

заключается в том, что у меня есть практический опыт работы в одном из управлений
Секретариата ООН, которым я руководил, начиная с середины 1990-х годов, в период, когда
установленные взносы поступали не так, как положено. Это значительно увеличивало объем и
создавало помехи в работе ООН и, в частности,  и Секретариата.

Совершенно очевидно, что эффективная работа Секретариата имеет огромное значение для
всех нас. Я искренне надеюсь, что все Договаривающиеся стороны в соответствии со
знаменитым «духом Антарктики» окажут поддержку Секретариату, перечислив свои взносы
в полном объеме и (что еще лучше) одобрив Меру 1 (2003), что позволит сформировать
правовые и бюджетные основы Секретариата.

Многоуважаемые Делегаты!

Перед тем, как объявить Совещание закрытым, я хочу прибавить следующее.

Мы должны гордиться нашими достижениями. Но гораздо важнее смотреть в будущее и
сосредоточиться на дальнейшей работе. Эту работу следует рассматривать в более широкой
перспективе – как важный вклад в сохранение международного мира и безопасности, что
является задачей ООН.

На открытии и закрытии сессий Генеральной ассамблеи ООН в повестку дня регулярно
включается один и тот же вопрос: минута молчания, посвященная молитве и размышлению.
Та же процедура соблюдается на совещаниях Государств-участников Конвенции ООН по
морскому праву.

Я не предлагаю вам принять аналогичную процедуру в рамках КСДА. Однако на этот раз, с
учетом весьма знаменательного совпадения, я предлагаю участникам Совещания провести
минуту молчания до того, как прозвучит удар молотка.

Покидая ООН в марте 2004 г. после того, как я проработал там десять лет в качестве Советника
ООН по вопросам права, я сделал Генеральному секретарю подарок: музыкальное произведение
«Молитва Генерального секретаря Кофе Аннана о мире», которое я сочинил лично для него.

У этого названия есть объяснение, но здесь об этом рассказывать не стоит. Достаточно сказать,
что в этой молитве нет слов. Надеюсь, музыка понятна всем, и слушатели могут мысленно
подбирать собственные слова на любом языке.

Но почему сейчас должна звучать музыка, спросите вы? Причина очень проста. Я написал ее
для большой шотландской волынки. Таким образом, эта музыка не только позволит нам провести
минуту молчания, посвященную молитве и размышлению, но и поведет нас вперед к вопросам,
которые мы будем решать в следующем году на Совещании в Эдинбурге.

Мы выражаем благодарность Правительству Великобритании за предложение провести
следующее КСДА в Шотландии. Из своего личного многолетнего опыта я знаю, что вы
встретитесь с тем, что является отличительной чертой этой страны – гостеприимством и
дружбой. А если вам повезет, то вас также могут приветствовать волынки!

Давайте немного помолчим, слушая «Молитву Генерального секретаря Кофе Аннана о мире».
Это произведение исполняется волынщиками из стокгольмского Оркестра духовых и ударных
инструментов Первых королевских инженеров.

[Начинает звучать и затихает музыка.]

XXVIII Консультативное совещание по Договору об Антарктике объявляется закрытым!

ПРИЛОЖЕНИЕ E

ОТЧЕТ КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (КООС VIII)

495

ОТЧЕТ КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ

КООС VIII

СТОКГОЛЬМ, 6-10 ИЮНЯ 2005 г.

Пункт 1: Открытие заседания

(1)

Председатель КООС д-р Тони Пресс (Австралия) открыл заседание в

понедельник 6 июня 2005 г.

(2)

С приветственной речью выступила г-жа Лена Сомместад, Министр

окружающей среды Швеции (см. Приложение 1). Г-жа Сомместад подчеркнула
большое значение Протокола по охране окружающей среды к Договору об
Антарктике, и отметила, что важность работы, проводимой КООС, трудно
переоценить.

(3)

Председатель выразил благодарность Швеции за прием и организацию

работы Совещания и поблагодарил Секретариат Договора об Антарктике за
важную работу по управлению процессом представления документов и ведению
сайта Совещания.

(4)

Председатель официально приветствовал на Совещании Чешскую

Республику, которая стала членом КООС после того, как ратифицировала
Протокол 25 августа 2004 г.

(5)

Председатель также поблагодарил г-на Тино Асеро за его работу в качестве

представителя в КООС и поздравил г-на Асеро с назначением на должность
заместителя Исполнительного секретаря Секретариата.

(6)

Члены Комитета с грустью узнали о смерти г-на Криса Баденхорста, который

в течение многих лет был членом делегации Южной Африки на заседаниях КООС
и КСДА.

Пункт 2: Утверждение повестки дня

(7)

Комитет принял предварительную повестку дня, согласованную на Седьмом

заседании КООС, и план работы, распространенные в виде Циркулярного письма
КООС № 3/2005.

III. О

Т

ч

ЕТ

 КООС

496

(8)

Комитет также согласился с распределением документов по пунктам,

предложенным в Циркулярном письме КООС № 3/2005.

(9)

Комитет рассмотрел 37 Рабочих документов и 62

 

Информационных

документа (Приложение 2).

Пункт 3: Работа КООС

(10) Был обновлен список контактных центров КООС (Приложение 3).

Стратегические направления деятельности и работа КООС

(11) Председатель напомнил о состоявшихся на Седьмом заседании дискуссиях
о будущей работе КООС и о решении Комитета продолжить обсуждение этого
вопроса на КООС VIII.

(12) Аргентина представила Рабочий документ WP009 «Обзор и возможные
будущие сценарии работы Комитета по охране окружающей среды Договора об
Антарктике» с изложением обзора основных вопросов, которыми Комитет
занимался в течение семи лет своей работы, и предложений по будущим сценариям
работы КООС.

(13) Чили прокомментировала замечание, сделанное в Рабочем документе WP009,
о том, что до сих пор КООС уделял относительно мало внимания Приложениям
III и IV к Протоколу, предложив изучить этот вопрос.

(14) Швеция представила Рабочий документ WP001 «Начало стратегического
обсуждения дальнейших природоохранных задач, касающихся Антарктики, а
также связанных с ней и зависящих от нее экосистем», в котором отмечается, что
в настоящее время КООС достиг в своем развитии этапа зрелости и что объем,
масштабы и сложность выполняемой им работы возрастают.

(15) Швеция указала на то, что Комитету необходимо принять более
стратегический и системный подход к своей работе с тем, чтобы справиться с
этой задачей и выполнить свои обязательства перед КСДА. Эта позиция была
отражена в презентации, касающейся инструментов работы, которую Швеция
сделала в качестве введения к своему Рабочему документу.

(16) Председатель предложил обсудить Рабочие документы WP001 и WP009 на
основе трехстороннего подхода, имея в виду положения Статей 3 и 12 Протокола
и значение взаимодействия КООС с другими органами СДА:

подход на основе изучения конкретных вопросов с учетом проблем,
которые охватываются более чем одним Приложением;

497

О

Т

ч

ЕТ

 КООС VIII

характер и рост масштабов человеческой деятельности, и их связь с
окружающей средой;

эффективность текущей практики работы КООС.

(17) Многие Члены КООС выразили благодарность Аргентине и Швеции за
представление этих документов, обеспечивающих прекрасную основу для
обсуждения этого важного вопроса.

(18) Бразилия указала, что для повышения эффективности и результативности
работы КООС следует применять скоординированный тематический подход к
рассмотрению нагрузок на окружающую среду Антарктики и ответных действий
на них.

(19) Германия отметила растущее значение межсессионной работы с точки зрения
возможности применения более взвешенного подхода к решению вопросов по
сравнению с ежегодным заседанием КООС.  Германия также подчеркнула, что
для своевременного выполнения поручений КСДА и взаимодействия с другими
органами СДА необходимо четко определить функции КООС.

(20) Франция подчеркнула, что важно не сдерживать и не ограничивать
дискуссии в рамках КООС даже в том случае, если другие группы в рамках КСДА
или СДА работают над теми же вопросами.

(21) Великобритания подчеркнула, что необходимо критически оценить
возрастающий объем работы КООС и расширять сферу его влияния за счет
привлечения новых членов Комитета к участию в его работе.

(22) АНТКОМ заметила, что аналогичные дискуссии между ее Членами
продолжаются на протяжении многих лет, и отметила эффективность проведения
тематических семинаров для обсуждения подобных вопросов.

(23) Аргентина подчеркнула необходимость формирования баз данных об
индикаторах окружающей среды и возможность получения этой информации от
других органов СДА, например, СКАР.

(24) Великобритания отметила, что КООС, главным образом, является
консультативным органом КСДА, и должен решать много задач при выполнении
этой функции.  Было бы целесообразно определить те задачи, которые должен
решать КООС, а затем оценить возможности, остающиеся для того, чтобы
включить другие направления деятельности в стратегическую программу работы
Комитета.

(25) Норвегия указала на то, что необходимо обсудить два ключевых вопроса:
(1) расширение деятельности в Антарктике; и (2) увеличение объема работы
КООС.  По мнению Норвегии, результаты этого обсуждения могут привести к
пересмотру Правил процедуры КООС.

III. О

Т

ч

ЕТ

 КООС

498

(26) АСОК отметила, что одним из компонентов работы КООС может быть
инвентаризация видов деятельности, осуществляемой в Антарктике.  АСОК
отметила Информационный документ IP074 «Нагрузка на первозданную природу
Антарктики в результате развития деятельности» в качестве предварительного
вклада в проведение такой инвентаризации.

(27) Были сформированы две контактные группы открытого состава для
обсуждения двух аспектов этого вопроса:

обязательные задачи КООС, выделенные на основе анализа Протокола
и Правил процедуры КООС; и

основные вопросы, стоящие перед КООС в настоящее время и в
будущем.

(28) Выводы контактной группы открытого состава, обсуждавшей первый аспект,
представлены в Приложении 5. Комитет принял их в качестве полезного вклада в
продолжение дискуссии по этому вопросу.

(29) Итоги обсуждения в рамках второй контактной группы открытого состава
изложены в Памятной записке, приведенной в Приложении 6.

(30) По итогам этих дискуссий Комитет согласился сформировать руководящий
комитет с тем, чтобы подготовиться к содержательному обсуждению на Девятом
заседании КООС стратегических вопросов, стоящих перед КООС, и
стимулировать дальнейшее обсуждение стратегических задач КООС в течение
межсессионного периода.  В состав руководящего комитета вошли Председатель,
оба заместителя Председателя, Секретариат и Сторона, принимающая Девятое
заседание КООС (Великобритания).

(31) Великобритания отметила, что в качестве стороны, принимающей КООС
IX, она будет рада изучить варианты проведения предшествующего заседанию
КООС семинара для содействия дальнейшему обсуждению этого вопроса.

(32) Это предложение было тепло встречено членами Комитета.

Взаимодействие КООС и Секретариата

(33) Секретариат предложил несколько способов, с помощью которых он может
оказать содействие КООС, включая:

размещение шаблона на сайте Секретариата с целью содействия
согласованному представлению и размещению Ежегодных отчетов в
соответствии со Статьей 17 Протокола. Секретариат мог бы на каждом
Заседании представлять сводку Ежегодных отчетов.

499

О

Т

ч

ЕТ

 КООС VIII

содействие в подготовке ежегодного списка ПООС/ВООС в
соответствии с Резолюцией 6(1995) (которая должна была
пересматриваться  после создания Секретариата) за счет разработки
доступной для поиска базы данных.  Кроме того, было предложено
вместо календарного года установить сроки отчетного периода с 1
апреля по 31 марта с тем, чтобы на каждом Заседании можно было
рассматривать деятельность, осуществлявшуюся в течение
предшествующего южнополярного лета.

публикацию данных о статусе планов управления охраняемыми районами.

перенос сайта КООС на сайт Секретариата после Девятого заседания
КООС и размещение материалов на этом сайте на четырех языках
Договора об Антарктике.

обеспечение доступа к документам предыдущих заседаний КООС через
доступную для поиска базу данных.

(34) Секретариат также просил Членов КООС направлять дополнительные
предложения по этому вопросу.

(35) Участники заседания выразили Секретариату благодарность за предложения
по оказанию содействия и просили его разработать шаблон для представления
ежегодных отчетов и представить его на рассмотрение КООС IX..

Пункт 4: Соблюдение Протокола по охране окружающей среды

4a) Общие вопросы

(36) Председатель напомнил о Циркулярном письме КООС № 3/2005, в котором
Комитету предлагало сь рассмотреть экологические аспекты отчетов об
инспекциях, осуществляемых в рамках Договора об Антарктике.  Признавая
требования Статьи 14 Протокола, Комитет согласился включить рассмотрение
отчетов об инспекциях в повестку дня своих заседаний в качестве
дополнительного постоянного пункта.

(37) Австралия представила Рабочий документ WP016 «Отчет об инспекции в
рамках Статьи VII Договора об Антарктике и Статьи 14 Протокола по охране
окружающей среды: база Скотт и станция МакМердо», представленный в рамках
пункта 18 повестки дня КСДА. Персонал новозеландской и американской станций
оказал теплый прием группе инспекторов, и Австралия поблагодарила обе
Стороны за оказанное содействие.

(38) Группа инспекторов указала, что на всех объектах, которые она посетила,
полностью соблюдаются положения Протокола. Австралия отметила значительные
усилия, предпринимаемые для максимального повышения эффективности
природоохранной деятельности, такие, как внимание, уделяемое управлению

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     29      30      31      32     ..