Заключительный отчет Двадцать Восьмого Консультативного совещания по Договору об Антарктике - часть 28

 

  Главная      Учебники - Разные     Заключительный отчет Двадцать Восьмого Консультативного совещания по Договору об Антарктике

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     26      27      28      29     ..

 

 

Заключительный отчет Двадцать Восьмого Консультативного совещания по Договору об Антарктике - часть 28

 

 

II. Р

ЕЗОЛЮЦИИ

436

СКАР/КОМНАП. 1996. «Мониторинг воздействия на окружающую среду в результате

научных исследований и операционной деятельности в Антарктике».  Материалы
семинара. См. сайт: www.comnap.aq.

Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991). См. сайт:
www.cep.aq и www.ats.org.ar.

Антарктическая мастер-директория (АМД) была создана на сайте http://gcmd.nasa.gov/Data/
portals/amd/
 Совместным комитетом по управлению антарктическими данными (СКУАД)
www.jcadm.scar.org для размещения метаданных Сторонами Договора об Антарктике.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I: Требования к мониторингу Протокола по охране окружающей среды к Договору
об Антарктике; тексты Рекомендаций  XV-5 и XVII-1.

Приложение I:

Требования Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике
(Протокол)

Как указывалось выше, Протокол, который вступил в силу в 1998 г., является главной основой
для определения требований к проведению мониторинга в Антарктике.

В Статье 3(1) Протокола определяются основные природоохранные принципы осуществления
всех операций в Антарктике и устанавливается, что одним из основных факторов, принимаемых
во внимание при планировании и осуществлении любой деятельности в районе действия
Договора об Антарктике,  является «охрана  окружающей среды Антарктики и зависящих от
нее и связанных с ней экосистем и  непреходящая  ценность  Антарктики, включая
первозданность  ее природы и ее эстетическую ценность и значимость как района проведения
научных исследований,   в частности  исследований, необходимых для понимания глобальной
окружающей среды...»

С учетом этого в Статье 3 Протокола мониторинг особо определяется в качестве основы для
оценки воздействия, в частности:

В Статье 3(2)(c) устанавливается:

«Деятельность в районе действия Договора об Антарктике должна планироваться
и осуществляться на основе информации, достаточной для проведения
предварительных оценок и вынесения обоснованных заключений о ее возможных
воздействиях на окружающую среду Антарктики и зависящие от нее и связанные с
ней экосистемы, а также на значимость Антарктики для проведения научных
исследований; такие заключения должны в полной мере учитывать:

(v) существует ли возможность мониторинга ключевых параметров окружающей
среды и компонентов экосистем для определения и обеспечения  раннего  оповещения
о любых отрицательных влияниях конкретной деятельности и обеспечения такого
изменения процедур проведения операций, какое  может быть необходимо  в свете
результатов мониторинга или расширения знаний об окружающей среде
Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистемах;»

437

Р

УКОВОДСТВО

 

ПО

 

МОНИТОРИНГУ

В Статье 3(2)(d) устанавливается, что:

«должен проводиться постоянный и эффективный  мониторинг для  осуществления
оценки  воздействия  ведущейся деятельности, включая проверку прогнозированных
воздействий;»

В Статье 3(2)(e)устанавливается, что:

«должен  проводиться постоянный и эффективный мониторинг для  облегчения
раннего выявления возможных непредвиденных последствий  деятельности,
осуществляемой как в районе действия Договора об Антарктике,  так и за его
пределами,  для окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с
ней экосистем.»

Кроме того, мониторинг особо упоминается в Приложении I к Протоколу в качестве ключевого
элемента оценки воздействия деятельности на окружающую среду Антарктики:

В отношении подготовки Всесторонней оценки окружающей среды (ВООС) в Статье
3(2)(g) Приложения I предусматривается «определение мер, включая программы
мониторинга, которые могут быть приняты для уменьшения или ослабления
воздействия предлагаемой  деятельности и выявления непредвиденного воздействия
и которые могут обеспечить заблаговременное оповещение о любых отрицательных
влияниях этой деятельности, а также незамедлительное и эффективное реагирование
на аварии.»

В Статье 5 Приложения I устанавливается:

1.

Для оценки и проверки воздействия любой деятельности, которая
осуществляется по завершении Всесторонней оценки окружающей среды,
должны иметься процедуры, включая соответствующий мониторинг ключевых
параметров окружающей среды.

2.

Процедуры, упомянутые в пункте 1 выше и Статье 2(2) [деятельность,
предпринимаемая на основании Первоначальной оценки окружающей среды],
должны иметь своей целью обеспечение регулярной и поддающейся проверке
регистрации воздействия деятельности, чтобы, inter alia:

a.

обеспечить возможность проведения оценки тех пределов, в

которых такое воздействие соответствует Протоколу; и

b.

обеспечить поступление информации, полезной для уменьшения или

ослабления воздействия, и, где это целесообразно, информации о
необходимости приостановления, прекращения или изменения
деятельности.

Несмотря на то, что это не указывается прямо, мониторинг, вероятно, является одним из
главных средств выполнения дополнительных требований Протокола:

В Приложении II изложены положения, направленные на сохранение антарктической
флоры и фауны, а в соответствии со Статьей 6(1)(b) Приложения II Стороны должны
принять меры, необходимые для «получения и обмена информацией в отношении
состояния местных млекопитающих, птиц, растений и беспозвоночных в районе
действия Договора об Антарктике, а также в отношении того, в какой степени
любые виды или популяции нуждаются в охране.»

В Приложении III изложены положения, касающиеся удаления и управления
ликвидацией отходов, и в отношении планирования управления ликвидацией отходов,
согласно Статье 8 Приложения III каждая Сторона «подготавливает свои планы по

II. Р

ЕЗОЛЮЦИИ

438

управлению ликвидацией отходов, ежегодно рассматривает их действие и приводит
их в соответствие с новыми требованиями … конкретно указывая … осуществляемые
и планируемые мероприятия по анализу воздействия на окружающую среду
отходов и управления ликвидацией отходов.»
 (Статья 8(2)(c)).

В Приложении V изложены положения, касающиеся Особо охраняемых районов
Антарктики и Особо управляемых районов Антарктики.  В соответствии со Статьей
10(1)(b) Приложения V Стороны должны обеспечить «получение и обмен
информацией о любых существенных изменениях или нанесении значительного ущерба
любому Особо охраняемому району Антарктики, Особо управляемому району
Антарктики или Историческому месту или памятнику.»

Кроме того, отмечается, что две из главных функций Комитета по охране окружающей среды,
как устанавливается в Статье 12 Протокола, заключаются в представлении (КСДА)
«соображений в отношении:

состояния окружающей среды Антарктики (Статья 12(1)(j)); и

необходимости проведения научных исследований, включая мониторинг
окружающей среды, связанных с осуществлением настоящего Протокола
 (Статья
12(1)(k))».

РЕКОМЕНДАЦИЯ XV-5

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ АНТАРКТИКИ:
МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АНТАРКТИКИ

Представители,

Признавая, что в силу своего относительно нетронутого состояния Антарктика представляет
собой важную природную лабораторию для получения фоновой информации об
антарктических средах и для выявления и мониторинга некоторых воздействий человеческой
деятельности на глобальную окружающую среду и экосистемы, от которых зависят
благополучие и выживание человечества;

Признавая также, что научные исследования, связанная с ними логистическая деятельность,
туризм, изыскание и разработка природные ресурсов и другие виды человеческой деятельности
в Антарктике могут оказывать локальное, региональное или глобальное воздействие на
окружающую среду или представлять собой угрозу для научной ценности Антарктики;

Напоминая ответ Научного комитета по антарктическим исследованиям (СКАР) на
Рекомендацию XII-3 и Рекомендацию XIV-2, призывающие Стороны Договора об Антарктике
создавать программы по обнаружению и мониторингу воздействия человеческой деятельности
на основные компоненты антарктических экосистем;

Сознавая, что определение причинно-следственной зависимости между отдельными видами
человеческой деятельности и изменениями, наблюдаемыми в окружающей среде Антарктики,
потребует знаний о естественной изменчивости окружающей среды Антарктики и точных
данных о таких факторах, как типы и объемы топлива, потребляемого при обеспечении тепло-
и электроснабжения антарктических станций и эксплуатации воздушных судов и наземных
транспортных средств в Антарктике;

439

Р

УКОВОДСТВО

 

ПО

 

МОНИТОРИНГУ

Сознавая, что программа мониторинга экосистем разрабатывается для содействия в
выполнении целей Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики;

Желая определить и инициировать совместные долгосрочные программы мониторинга,
необходимые для проверки прогнозируемого воздействия и для обнаружения и количественной
оценки возможного непредвиденного воздействия человеческой деятельности на окружающую
среду Антарктики; и

Признавая, что организация и осуществление комплексных, всесторонних и экономически
обоснованных программ мониторинга окружающей среды Антарктики служат как научным,
так и природоохранным целям;

Рекомендуют 

своим правительствам:

1)

Поощрять свои национальные антарктические программы к продолжению, на
индивидуальной или коллективной основе, или при необходимости расширению
осуществления в Антарктике программ, направленных на обнаружение и мониторинг
изменений глобальной окружающей среды, включая их воздействие на озоновый слой
над Антарктикой, влияние на антарктические морские, наземные и атмосферные среды
и связанные с ними и зависящие от них экосистемы, а также воздействие на живые
ресурсы Антарктики.

2)

Принять меры, на индивидуальной или коллективной основе, к созданию программ
мониторинга окружающей среды для проверки прогнозируемого воздействия и для
обнаружения возможного непредвиденного воздействия на окружающую среду и
живые ресурсы Антарктики в результате деятельности, осуществляемой в районе
действия Договора об Антарктике, включая:

a)

Удаление отходов;

b)

Загрязнение нефтяными или другими опасными или токсичными веществами;

c)

Строительство и эксплуатацию станций, полевых лагерей и связанных с ними
сооружений для обслуживания морских и воздушных судов и других
логистических вспомогательных сооружений;

d)

Осуществление программ научных исследований;

e)

Рекреационной деятельности;

f)

Деятельности, оказывающей влияние на цели установленных охраняемых
районов.

3)

Предпринять необходимые шаги для ведения точного учета деятельности своих
национальных программ в Антарктике, включая, помимо прочего, учет типов и объемов
топлива и других материалов, впоследствии вывозимых из Антарктики, и типов и
объемов материалов, удаляемых в Антарктике различными способами, с учетом
Рекомендации XV-3.

4)

Созвать, в соответствии с Рекомендацией IV-24, совещание экспертов для рассмотрения
и выработки рекомендаций в отношении:

a)

Типов совместных долгосрочных программ мониторинга, которые будут
способствовать обнаружению, количественной оценке, мониторингу и
определению вероятных причин наблюдаемых изменений в качестве воздуха,
качестве снега и воды и других ключевых элементах окружающей среды и живых
ресурсов Антарктики;

II. Р

ЕЗОЛЮЦИИ

440

b)

Методов, которые должны использоваться для сбора, представления, хранения,
обмена и анализа необходимых данных; и

c)

Мест и частоты измерения различных параметров окружающей среды.

В этой связи предложить СКАР, действуя через свои национальные комитеты,
рассмотреть указанные вопросы и представить свои рекомендации.

5)

Обмениваться информацией и развивать рабочие отношения со специализированными
агентствами ООН и другими международными организациями, имеющими научные
или технические интересы в Антарктике, которые занимаются планированием и
осуществлением связанных с ними программ научных исследований и мониторинга
окружающей среды.

РЕКОМЕНДАЦИЯ XVII-1

МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ

Представители,

Напоминая о Рекомендациях XV-5, XV-16, XV-12 и пунктах 106-109 Отчета о XVI КСДА;

Отмечая отчет и ценную работу Первого совещания экспертов по вопросам мониторинга
окружающей среды Антарктики (XVII КСДА/INFO 9) и рекомендацию, изложенную в
упомянутом отчете;

Отмечая, что более эффективное управление данными может улучшить качество  мониторинга
окружающей среды, операций и научных исследований в Антарктике;

Отмечая также отчет СКАР-КОМНАП (XVII КСДА/WP5) с описанием действий, которые могут
быть предприняты для разработки координированной системы управления данными с целью
повышения уровня сопоставимости и доступности как научных данных, так и информации об
окружающей среде, собираемых национальными программами, как к тому призывают
Рекомендации XIII-5 и XV-16;

Признавая, что в Заключительном акте Протокола по охране окружающей среды к Договору
об Антарктике была достигнута договоренность о желательности обеспечения эффективной
реализации Протокола в кратчайшие сроки; и что пункт 69 Отчета о XVI КСДА призывает
Консультативные стороны как можно скорее ратифицировать Протокол, и что необходимо
предпринять ощутимые усилия для того, чтобы как можно скорее и в полной мере выполнить
положения Приложений;

Признавая  что для выполнения требований Протокола по охране окружающей среды к
Договору об Антарктике, который в Статьях 3.2(d) и 3.2(e) призывает к проведению регулярного
и эффективного мониторинга с целью оценки неблагоприятных воздействий человеческой
деятельности, при осуществлении мониторинга воздействия на окружающую среду
необходимо уделить особое внимание антропогенному воздействию на местном уровне;

Сознавая, что после того, как он будет создан, Комитет по охране окружающей среды может
давать рекомендации по этим мерам в соответствии со своими полномочиями,
предусмотренными в Протоколе;

Сознавая, что осуществление прикладного мониторинга может быть связано с большими
расходами и потребовать долгосрочных обязательств, и что любой мониторинг окружающей

441

Р

УКОВОДСТВО

 

ПО

 

МОНИТОРИНГУ

среды должен быть научно обоснованным, практически осуществимым и экономически
эффективным;

Рекоменду

ют своим правительствам:

1)

Действуя через научные комитеты СКАР, поручить СКАР рассмотреть следующие
вопросы и представить свои рекомендации в отношении:

i)

Типов долгосрочных программ (если таковые целесообразны), необходимых для
подтверждения того, что человеческая деятельность (например, туризм, научные
исследования или другая деятельно сть) не оказывает значительного
неблагоприятного воздействия на птиц, тюленей и растения; и

ii)

Стандартов на выбросы, которые должны быть установлены для того, чтобы
загрязнение атмосферы, наземных, ледниковых, водных или морских сред
Антарктики в результате сжигания ископаемого топлива и отходов не подвергало
опасности их научные ценности;

2)

Действуя через своих представителей в КОМНАП, при содействии СКАР создать
программы исследований группы репрезентативных сооружений в Антарктике с тем,
чтобы определить, как различные типы и размеры сооружений, расположенных в
различных районах (например, прибрежных и территориальных станций,
расположенных на горных породах и шельфовых ледниках),  влияют на окружающую
среду Антарктики;

3)

Составить перечень групп антарктических данных, собранных и хранящихся
гражданами их стран, и в кратчайшие сроки предоставить этот перечень в
распоряжение других Сторон, СКАР и КОМНАП для создания основы для разработки
Директории антарктических данных;

4)

При необходимости разработать национальные схемы получения экспертных
рекомендаций по типам данных и механизмам доступа к данным, которые наилучшим
образом отвечают основным научным требованиям и целям долгосрочного
мониторинга окружающей среды.

II. Р

ЕЗОЛЮЦИИ

442

443

Резолюция 3 (2005)

Хранение и обращение с топливом

Представители,

Напоминая о Статье 3 Протокола по охране окружающей среды, согласно которой
деятельность в районе действия Договора об Антарктике должна планироваться
и  осуществляться таким образом, чтобы ограничить отрицательные воздействия
на   окружающую среду Антарктики;

Отмечая  значение, которое Статья 14 Протокола придает инспекциям в
соответствии со Статьей VII Договора об Антарктике как одному из способов
содействия охране окружающей среды Антарктики, а также зависящих от нее и
связанных с ней экосистем;

Отмечая также, что проблема хранения и обращения с топливом поднималась
в нескольких отчетах об инспекциях, проведенных в соответствии со Статьей
VII Договора об Антарктике, и несколько раз отмечалась Комитетом по охране
окружающей среды;

Понимая  всю важность доведения проблемы хранения и обращения с топливом
до сведения Сторон Договора;

Рекомендуют:

1) Своим Правительствам, использующим сооружения для наливного хранения

нефти, у которых сейчас нет защитной оболочки, либо заменить их
цистернами с двойной обшивкой, либо окружить их надлежащими
защитными дамбами и составить соответствующие планы действий в случае
разлива нефти;

2) КОМНАП рассмотреть возможность проведения дальнейшей оценки

сооружений и порядка хранения и обращения с топливом в Антарктике с
целью разработки набора четких рекомендаций для операторов.

II. Р

ЕЗОЛЮЦИИ

444

445

Резолюция 4 (2005)

Обновление Руководства по оценке воздействий на

окружающую среду Антарктики

Представители,

Отмечая, что в соответствии с Резолюцией 1 (1999) КСДА приняло Руководство
по оценке воздействий на окружающую среду Антарктики;

Сознавая необходимость того, чтобы в данном Руководстве полнее учитывались
возможные кумулятивные воздействия, возникающие в результате нескольких
видов деятельности, осуществляемой на нескольких территориях одним или
несколькими национальными или частными операторами;

Учитывая,  что Комитет по охране окружающей среды пересмотрел это
Руководство;

Рекомендуют

 заменить Руководство по оценке воздействий на окружающую

среду, принятое в соответствии с Резолюцией 1 (1999) исправленным вариантом
Руководства, который прилагается к данному документу.

II. Р

ЕЗОЛЮЦИИ

447

Р

ЕЗОЛЮЦИџ

 4 - П

РИЛОЖЕНИЕ

Руководство по Оценке Воздействий на Окружающую

Среду Антарктики

1. Введение

Мадридский Протокол в Статье 3 учреждает ряд экологических принципов, которые можно
считать ориентиром в области охраны окружающей среды Антарктики и зависимых от нее и
ассоциированных экосистем. Принципы, фигурирующие в пункте С, говорят о необходимости
сбора достаточной информации с целью «обеспечения предварительной оценки и получения
информированных заключений в отношении возможных воздействий на окружающую среду
Антарктики и  зависимые от нее и ассоциированные экосистемы и в отношении ценности
Антарктики для проведения научных исследований». Кроме того, там говорится, что «такие
заключения должны учитывать:

i)

объем деятельности, включая ее территорию, продолжительность и интенсивность;

ii) кумулятивное воздействие самой деятельности, а также в сочетании с другой

деятельностью на Территории Договора об Антарктике;

iii) будет ли эта деятельность отрицательно влиять на другую деятельность на

Территории Договора об Антарктике;

iv) имеется  ли технология и процедуры для проведения операций, безопасных для

окружающей среды;

v) существует ли возможность проведения мониторинга ключевых параметров

окружающей среды и компонентов экосистем для выявления любых отрицательных
воздействий проводящейся деятельности, раннего предупреждения о таких
воздействиях и обеспечения необходимого  изменения рабочих процедур в
соответствии с результатами мониторинга или в связи с увеличением знаний об
окружающей среде Антарктики и о зависимых от нее и ассоциированных
экосистемах; и

vi) существуют ли возможности для быстрого и   эффективного реагирования на

несчастные случаи, особенно на те из них, которые имеют потенциальные
последствия для окружающей среды».

Статья 8 Протокола вводит термин “Оценка воздействия на окружающую среду” и предлагает
три категории  воздействий на окружающую среду (менее, чем незначительное или
ограниченное по времени, незначительное или ограниченное по времени и более, чем
незначительное или  ограниченное по времени) в соответствии с их значимостью. Эта статья
также требует от Сторон проведения оценки запланированной деятельности, подлежащей
осуществлению в Антарктике, в соответствии с процедурами, установленными в Приложении I.

Приложение I к Протоколу дает более широкое объяснение различных категорий воздействий
и формулирует набор основных принципов для проведения  ОВОС запланированной
деятельности в Антарктике.

II. Р

ЕЗОЛЮЦИИ

448

Кроме того, в Приложении I устанавливается предварительный этап для оценки воздействия
на окружающую среду Антарктики проводимой на ее территории деятельности; этот этап
предназначен для того, чтобы определить, оказывает ли данная деятельность воздействие
меньшее, чем незначительное или временное, или нет.  Такое определение должно быть
реализовано через соответствующие процедуры на национальном уровне.

В соответствии с результатами предварительной стадии деятельность может:

продолжаться (если прогнозируемые последствия деятельности, скорее всего, будут
меньше, чем незначительные или ограниченные по времени); или

началу деятельности должна предшествовать Первоначальная оценка окружающей
среды (ПООС), е сли прогнозируемые воздействия, скорее всего, будут
незначительными или ограниченными по времени; или

началу деятельности должна предшествовать Всесторонняя оценка окружающей
среды (ВООС), если предсказанные последствия будут более, чем незначительные
или ограниченные по времени.

Хотя ключевым фактором при принятии решения о том, должна ли проводящейся деятельности
предшествовать ПООС или ВООС, является  концепция «воздействий незначительных или
ограниченных по времени», 
согласие относительно этого термина не достигнуто (документы
по этому вопросу можно найти в Информационном документе  2 (IP 2) на XX КСДА, Новая
Зеландия; Рабочем документе WP 35 на XXI КСДА, новая Зеландия; Информационном
документе IP 55 на  XXI КСДА, Аргентина; Информационном документе IP 66 на XXII КСДА,
Россия и Рабочем документе   WP 19 на XXII КСДА, Австралии, а также другие документы). До
сих пор трудность определения понятия  «незначительное и ограниченное по времени
воздействие»
  была обусловлена зависимостью от ряда переменных, связанных с каждым
родом деятельности, и зависящих от каждого конкретного экологического контекста. Поэтому
интерпретация этого термина должна проводиться индивидуально на конкретной для каждого
рассматриваемого случая основе. Как следствие этого, данный документ не делает акцента на
поисках четкого определения понятия  «незначительное или ограниченное по времени
воздействие»
,  но скорее представляет собой попытку сформулировать основные элементы
формирования процесса ОВОС.

Статья 8 и Приложение I к Протоколу об охране окружающей среды к Договору об Антарктике
изложены требования, касающиеся Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
применительно к предполагаемой деятельности в Антарктике. Настоящее Руководство по ОВОС
в Антарктике не предполагает внесения поправок, изменений или интерпретацию требований,
сформулированных в Статье 8 и Приложении I Протокола об охране окружающей среды, или
требований национального законодательства, которые могут содержать процедуры и принципы
подготовки ОВОС в Антарктике. Настоящее Руководство составлено в целях оказания
содействия тем, кто занимается подготовкой ОВОС предполагаемой деятельности в Антарктике.

2. Цели

Общая цель этих рекомендаций заключается в достижении прозрачности и эффективности
процесса оценки воздействий на окружающую среду Антарктики на этапах планирования
возможной деятельности, а также в стандартизации подхода к выполнению обязательств,
налагаемых Протоколом.

449

Р

УКОВОДСТВО

 

ПО

 ОВОС

Конкретно, рекомендации стремятся к тому, чтобы:

оказать содействие пропонентам деятельности, которые могут иметь незначительный
опыт в отношении ОВОС в Антарктике;

помочь в определении необходимого уровня документа ОВОС (в соответствии с
Протоколом), который должен быть подготовлен;

способствовать кооперации и сотрудничеству в отношении ОВОС для совместной
деятельности;

способствовать сравнению ОВОС при сходной деятельности и/или условиях
окружающей среды;

предоставить консультативную помощь операторам,  иным, чем Консультативные
Стороны Договора об Антарктике;

помочь в ретроспективном анализе кумулятивного воздействия в отношении
конкретных  участков;

инициировать процесс непрерывного усовершенствования ОВОС.

3. Процесс ОВОС

ОВОС представляет собой процесс, конечная цель которого заключается в том, чтобы
предоставить лицам, принимающим решения, указания на вероятные последствия
предлагаемой деятельности для окружающей среды (Рис. 1).

Процесс предсказания воздействий какой-либо деятельности на окружающую среду и оценки
важности этих последствий является  одинаковым, независимо от кажущихся размеров
(объемов) этой деятельности. При некоторых видах деятельности для определения воздействия
достаточно не более, чем поверхностного расследования, хотя следует помнить, что уровень
оценки соотносится с важностью воздействий на окружающей среду, а не с масштабами или
сложностью деятельности. Таким образом, картина, возникающая в отношении воздействий
какой-либо деятельности, определит, как далеко необходимо пройти в процессе ОВОС и
насколько сложным он должен быть.

Лица, которые отвечают за процесс оценки воздействия на окружающую среду, должны
обеспечить проведение максимально широких, насколько это необходимо и возможно,
консультаций, чтобы к получению результата была привлечена наилучшая имеющаяся
информация и профессиональные заключения. В ходе этого процесса можно задействовать
ряд различных участников, начиная с тех лиц, которые вовлечены в детали почти всех частей
этого процесса (например, администратор по вопросам окружающей среды, пропонент), и до
технических специалистов, которые предоставят информацию в отношении каких-то
конкретных предметов вопроса (например, исследователи, персонал, занимающийся
материально-техническим снабжением, другие лица, имеющие опыт работы на месте или опыт
в какой-то конкретной области деятельности). Кроме того, ОВОС запланированной
деятельности в Антарктике может стать ценным источником информации. В этом отношении
следует указать, что пересмотренный перечень ОВОС представляется на каждое КСДА в
соответствии с Резолюцией XIX-6. Система Директорий Антарктических данных (СДАД) также
представляет собой ценный источник метаданных.

II. Р

ЕЗОЛЮЦИИ

450

Рис. 1. Этапный процесс ОВОС для деятельности в Антарктике

Ɋɚɫɫɦɨɬɪɟɧɢɟ ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɢ

Ɉɩɪɟɞɟɥɟɧɢɟ ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɢ ɢ
ɟɟ ɚɥɶɬɟɪɧɚɬɢɜ

ɂɞɟɧɬɢɮɢɤɚɰɢɹ ɪɟɡɭɥɶɬɚɬɨɜ

Ɉɩɢɫɚɧɢɟ ɨɤɪɭɠɚɸɳɟɣ
ɫɪɟɞɵ

Ⱥɧɚɥɢɡ ɜɨɡɞɟɣɫɬɜɢɣ

ɂɞɟɧɬɢɮɢɤɚɰɢɹ
ɷɤɫɩɨɡɢɰɢɣ

ɂɞɟɧɬɢɮɢɤɚɰɢɹ
ɜɨɡɞɟɣɫɬɜɢɣ

Ɉɰɟɧɤɚ ɜɨɡɞɟɣɫɬɜɢɣ

ɋɪɚɜɧɟɧɢɟ
ɚɥɶɬɟɪɧɚɬɢɜ ɢ
ɪɚɡɪɚɛɨɬɤɚ
ɪɟɤɨɦɟɧɞɚɰɢɢ

ɉɪɟɞɥɚɝɚɟɦɵɟ ɤɨɪɪɟɤɬɢɪɭɸɳɢɟ
ɦɟɪɵ

ɉɪɟɞɥɚɝɚɟɦɵɟ ɩɪɨɝɪɚɦɦɵ
ɦɨɧɢɬɨɪɢɧɝɚ

ɇɚɩɢɫɚɧɢɟ ɞɨɤɭɦɟɧɬɚ ɈȼɈɋ

Ɋɚɫɫɦɨɬɪɟɧɢɟ ɧɚɰɢɨɧɚɥɶɧɵɦɢ
ɜɥɚɫɬɹɦɢ (ɜ ɫɥɭɱɚɟ ȼɈɈɋ
ɪɚɫɫɵɥɤɚ ɞɥɹ ɩɨɥɭɱɟɧɢɹ
ɡɚɦɟɱɚɧɢɣ)

Ɋɟɲɟɧɢɟ

451

Р

УКОВОДСТВО

 

ПО

 ОВОС

3.1. Рассмотрение деятельности

3.1.1. Определение деятельности

Деятельность представляет собой событие или процесс, который является результатом
присутствия людей в Антарктике (или связанный с присутствием людей) и/или может привести
к присутствию людей в Антарктике. Деятельность может состоять из нескольких действий,
например деятельность по бурению льда может требовать таких действий, как транспорт
оборудования, организация полевого лагеря, получение энергии для бурения, решение
вопросов, касающихся  топлива, операции по бурению, управление отходами и т.д. Анализ
деятельности предусматривает рассмотрение всех составляющих ее фаз (например,
строительство, эксплуатация или потенциальный демонтаж или фаза снятия с эксплуатации).

Деятельность и отдельные действия должны быть определены через процесс планирования,
который рассматривает физические, технические и экономические аспекты предлагаемого
проекта и его альтернатив. Важной частью этого исходного процесса является консультация
с соответствующими экспертами с целью идентификации всех этих аспектов. Важно точно
определить все аспекты деятельности, которые могут оказать воздействия на окружающую
среду. Остальная часть процесса ОВОС будет зависеть от исходного описания, которое должно
быть проведено во время процесса планирования. Следует четко определить перечисленные
ниже аспекты предлагаемой деятельности и ее альтернатив:

цель и необходимость деятельности;

основные характеристики деятельности, которая может оказать воздействие на
окружающую среду; например, характеристики проектирования; строительные
материалы (типы материалов, технологии, энергия, размер  сооружений, персонал,
временные сооружения и т.д.); требования в отношении транспорта (например, типы,
число и частота использования перевозочных средств, типы топлива); тип (в
соответствии с Приложением III к Протоколу) и объем отходов, получающихся за
счет различных фаз деятельности, и окончательная обработка отходов; демонтаж
временных сооружений; деятельность по снятию с эксплуатации, если таковая
необходима; а также те аспекты, которые являются результатом эксплуатационной
фазы деятельности;

связь предлагаемой деятельности с ранее проводившимися или текущими работами;

описание местонахождения и географические территории деятельности, с указанием
подъездных дорог и т.д. Использование карт облегчит процесс оценки и поэтому
будет полезным в документации ОВОС;

время проведения деятельности (включая календарные рамки в отношении времени
строительства, а также общая продолжительность, периоды эксплуатации и снятия с
эксплуатации. Последнее, например,  может быть важно в связи с циклами размножения
животных);

местонахождение деятельности по отношению к участкам, имеющим специальные
требования в отношении управления (ООР, УОНИ, ИМП, объекты СЕМП АНТКОМ,
уже предложенные ООРА, ОУРА и т.д.);

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     26      27      28      29     ..