Заключительный отчет Двадцать Восьмого Консультативного совещания по Договору об Антарктике - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     Заключительный отчет Двадцать Восьмого Консультативного совещания по Договору об Антарктике

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

Заключительный отчет Двадцать Восьмого Консультативного совещания по Договору об Антарктике - часть 23

 

 

II. М

ЕРЫ

356

357

К

ОДЕКС

 

ПОВЕДЕНИџ

 

ПОСЕТИТЕЛЕЙ

II. М

ЕРЫ

359

М

ЕРА

 3 – П

РИЛОЖЕНИЕ

 – Д

ОПОЛНЕНИЕ

 6

Система оповещения о вулканической опасности и стратегия эвакуации

в случае извержения вулкана на острове Десепшн 

1

Испанские сейсмологи снимают показания с расположенных на острове сейсмографов
примерно в течение трех месяцев в году (обычно в период между концом ноября и концом
февраля). Этот период совпадает также с основным сезоном работ на острове.

Система, представленная в таблице 1 – это переработанная система, которая используется
Вулканической обсерваторией штата Аляска (Геологическая служба США);

http://www.avo.alaska.edu/avo4/updates/color_code.html).

Система такого типа подходит для острова Десепшн.

Капитаны морских судов, планирующие заход на остров Десепшн, или пилоты воздушных
судов, пролетающие недалеко от острова, должны следить за бюллетенями текущего уровня
активности вулкана, которые выпускает станция «Габриэль де Кастилья» (Испания), или за
сообщениями компетентного представителя одной из национальных антарктических программ,
осуществляющих деятельность в Антарктике  (например, Аргентинского антарктического
института, Британской антарктической службы, Национального научного фонда (США) или
Испанской антарктической программы).

Таблица 1.

Система оповещения о вулканической опасности на острове Десепшн

(переработанная система, используемая Вулканической обсерваторией штата Аляска ГС США).

1 Переработано на основе следующих материалов: Smellie, J.L. (2002) Volcanic Hazard. In:  Smellie, J.L., López-Martínez, J., Headland,
R.K., Hernández-Cifuentes, Maestro, A., Miller, I.L., Rey, J., Serrano, E., Somoza, L. and Thomson, J.W.  2002.  Geology and geomorphology
of Deception Island
, 78 pp.  BAS GEOMAP Series, Sheets 6-A and 6-B, 1:25,000, British Antarctic Survey, Cambridge.

ɐɜɟɬɨɜɨɣ ɤɨɞ

ɋɬɟɩɟɧɶ

ɜɭɥɤɚɧɢɱɟɫɤɨɣ

ɨɩɚɫɧɨɫɬɢ

Ɉɩɢɫɚɧɢɟ          

ɁȿɅȿɇɕɃ

ɂɡɜɟɪɠɟɧɢɟ ɧɟ ɨɠɢɞɚɟɬɫɹ.

ȼɭɥɤɚɧ ɧɚɯɨɞɢɬɫɹ ɜ ɫɩɨɤɨɣɧɨɦ, ɫɩɹɳɟɦ ɫɨɫɬɨɹɧɢɢ.
ɋɟɣɫɦɢɱɟɫɤɚɹ ɢ ɮɭɦɚɪɨɥɨɜɚɹ ɚɤɬɢɜɧɨɫɬɶ ɜ ɧɨɪɦɟ.
ɗɬɨ ɨɛɵɱɧɚɹ ɫɬɟɩɟɧɶ ɜɭɥɤɚɧɢɱɟɫɤɨɣ ɨɩɚɫɧɨɫɬɢ ɞɥɹ
ɨɫɬɪɨɜɚ Ⱦɟɫɟɩɲɧ.

ɀȿɅɌɕɃ

ȼ ɬɟɱɟɧɢɟ ɧɟɫɤɨɥɶɤɢɯ ɛɥɢɠɚɣɲɢɯ
ɧɟɞɟɥɶ

ɜɨɡɦɨɠɧɨ

ɢɡɜɟɪɠɟɧɢɟ,

ɤɨɬɨɪɨɟ ɦɨɠɟɬ ɩɪɨɢɡɨɣɬɢ ɩɨɫɥɟ
ɧɟɦɧɨɝɨɱɢɫɥɟɧɧɵɯ ɞɨɩɨɥɧɢɬɟɥɶɧɵɯ
ɩɪɟɞɭɩɪɟɠɞɟɧɢɣ ɢɥɢ ɛɟɡ ɧɢɯ.

ȼɭɥɤɚɧ ɧɟɫɩɨɤɨɟɧ; ɦɨɠɟɬ ɩɪɨɢɡɨɣɬɢ ɢɡɜɟɪɠɟɧɢɟ.
Ɂɚɪɟɝɢɫɬɪɢɪɨɜɚɧɵ

ɧɟɛɨɥɶɲɢɟ

ɥɨɤɚɥɶɧɵɟ

ɡɟɦɥɟɬɪɹɫɟɧɢɹ

ɢ/ɢɥɢ

ɭɜɟɥɢɱɟɧɢɟ

ɜɵɛɪɨɫɨɜ

ɜɭɥɤɚɧɢɱɟɫɤɢɯ ɝɚɡɨɜ.

ɈɊȺɇɀȿȼɕɃ

ɂɡɜɟɪɠɟɧɢɟ ɜɡɪɵɜɧɨɝɨ ɬɢɩɚ ɭɠɟ
ɩɪɨɢɫɯɨɞɢɬ ɢɥɢ ɦɨɠɟɬ ɩɪɨɢɡɨɣɬɢ ɜ
ɬɟɱɟɧɢɟ

ɧɟɫɤɨɥɶɤɢɯ

ɞɧɟɣ

ɩɨɫɥɟ

ɧɟɦɧɨɝɨɱɢɫɥɟɧɧɵɯ ɞɨɩɨɥɧɢɬɟɥɶɧɵɯ
ɩɪɟɞɭɩɪɟɠɞɟɧɢɣ

ɢɥɢ

ɛɟɡ

ɧɢɯ.

ɉɪɟɞɩɨɥɚɝɚɟɬɫɹ,

ɱɬɨ

ɩɟɩɥɨɜɨɟ

ɨɛɥɚɤɨ 

(

ɨɛɥɚɤɚ)

ɧɟ

ɞɨɫɬɢɝɧɟɬ

ɜɵɫɨɬɵ 10 ɬɵɫ. ɦɟɬɪɨɜ ɧɚɞ ɭɪɨɜɧɟɦ
ɦɨɪɹ.

ȼɭɥɤɚɧ ɢɡɜɟɪɝɚɟɬɫɹ ɢɥɢ ɦɨɠɟɬ ɧɚɱɚɬɶ ɢɡɜɟɪɝɚɬɶɫɹ ɜ
ɥɸɛɨɟ

ɜɪɟɦɹ.

ȼɨɡɪɚɫɬɚɟɬ

ɱɢɫɥɨ

ɢ/ɢɥɢ

ɫɢɥɚ

ɥɨɤɚɥɶɧɵɯ

ɡɟɦɥɟɬɪɹɫɟɧɢɣ.

Ɇɨɠɟɬ

ɩɪɨɢɡɨɣɬɢ

ɷɤɫɬɪɭɡɢɹ ɩɨɬɨɤɨɜ ɥɚɜɵ  (ɢɡɜɟɪɠɟɧɢɟ ɧɟɜɡɪɵɜɧɨɝɨ
ɬɢɩɚ).  

ɄɊȺɋɇɕɃ

Ʉɪɭɩɧɨɟ

ɢɡɜɟɪɠɟɧɢɟ

ɜɡɪɵɜɧɨɝɨ

ɬɢɩɚ ɭɠɟ ɩɪɨɢɫɯɨɞɢɬ ɢɥɢ ɨɠɢɞɚɟɬɫɹ
ɜ

ɬɟɱɟɧɢɟ

ɛɥɢɠɚɣɲɢɯ

ɫɭɬɨɤ.

ɉɪɟɞɩɨɥɚɝɚɟɬɫɹ,

ɱɬɨ

ɛɨɥɶɲɨɟ

ɩɟɩɥɨɜɨɟ ɨɛɥɚɤɨ (ɨɛɥɚɤɚ) ɞɨɫɬɢɝɧɟɬ
ɜɵɫɨɬɵ ɛɨɥɟɟ 10 ɬɵɫ. ɦɟɬɪɨɜ ɧɚɞ
ɭɪɨɜɧɟɦ ɦɨɪɹ.

ɉɪɨɢɫɯɨɞɢɬ ɤɪɭɩɧɨɟ ɢɡɜɟɪɠɟɧɢɟ, ɢɥɢ ɜ ɥɸɛɨɟ ɜɪɟɦɹ
ɦɨɠɟɬ ɧɚɱɚɬɶɫɹ ɫɢɥɶɧɚɹ ɚɤɬɢɜɧɨɫɬɶ ɜɡɪɵɜɧɨɝɨ ɬɢɩɚ.
ȼɵɫɨɤɚɹ

ɚɤɬɢɜɧɨɫɬɶ

ɡɟɦɥɟɬɪɹɫɟɧɢɹ

ɡɚɪɟɝɢɫɬɪɢɪɨɜɚɧɚ

ɞɚɠɟ

ɭɞɚɥɟɧɧɵɦɢ

ɫɬɚɧɰɢɹɦɢ

ɦɨɧɢɬɨɪɢɧɝɚ.

II. М

ЕРЫ

360

Стратегия эвакуации в случае извержения вулкана на острове Десепшн

Настоящая стратегия эвакуации опирается на предположение о том, что последующие
извержения будут похожи на те, что были зарегистрированы в 1967-1970 гг., т.е. географические
масштабы их воздействия на остров будут ограниченными (в таблице 1 – оранжевый цветовой
код вулканической опасности). Внезапное обрушение кальдеры может привести к гораздо
более серьезному извержению, которое способно оказать разрушительное воздействие на все
живое, что будет находиться на острове в это время. Эвакуироваться с острова во время
извержения с обрушением кальдеры практически невозможно. Однако вероятность такого
события крайне мала, и, скорее всего, в течение нескольких дней или недель до начала
извержения будет наблюдаться высокая предшествующая активность, в частности,
широкомасштабное «вздутие» грунта и связанные с ним землетрясения. Тем не менее, любое
извержение может произойти довольно скоро после предупреждения о непосредственной
угрозе.

1.

Районы внутреннего берега могут оказаться опасными из-за выпадений пепла,
возможных пирокластических волн (в пределах около 2 км от эпицентра извержения),
цунами и неравномерных и частых приливных колебаний. Приливные эффекты,
вероятно, приведут к затоплению пляжей, что может помешать использованию пляжей
внутреннего берега для спасения людей на катерах, поэтому людей, возможно, придется
брать на катера с внешнего берега.

2.

Если в Порт-Фостере будут морские суда, когда начнется извержение, они должны
немедленно покинуть остров – в идеале, взяв на борт всех, кто находится на берегу. С
учетом приливного течения и волн, которые становятся сильнее в узком и мелком
входном фарватере, капитаны судов должны быть крайне осторожны, покидая остров
через пролив Нептунз Беллоуз. Кроме того, капитаны судов должны помнить о скале
Равн, которая находится в Нептунз Беллоуз, и вероятности камнепада с Кафедральных
скал.

3.

Все спасательные морские суда и вертолеты должны обходить вулканические тучи и
не проходить под ними, поскольку зернистые частицы пепла могут повредить
оборудование.

4.

На рисунке 1 Дополнения 6 показаны пути эвакуации к внешнему берегу острова. Все
пути эвакуации от внутреннего залива к внешнему берегу требуют больших затрат
сил: сначала нужно забраться на край кальдеры, а затем (в большинстве случаев) опять
спуститься к внешнему берегу. Стена кальдеры очень крутая (местами ее преграждают
непроходимые скалы) и покрыта очень подвижной дресвой. Использовать наземные
транспортные средства (например, вседорожники) для вывоза людей из кальдеры,
невозможно. Несмотря на то, что вседорожники могут подойти  к путям эвакуации в
двух точках, водители должны обладать очень высокой квалификацией и хорошо
знать местные маршруты, причем вседорожник с пассажиром не может пройти по
этим маршрутам.

5.

На то, чтобы преодолеть путь к внешнему берегу, уйдет несколько часов – примерно
от 2 часов по самому легкому маршруту (из залива Уэйлерс до мыса Бэйли) до 3-4
часов (или более) в том случае, если единственными возможными вариантами являются
безымянный залив на северном берегу или мыс Макарони. Это минимальные оценки,
рассчитанные на молодых и достаточно крепких людей. Движение по этим маршрутам
требует большого физического напряжения, поскольку большинство поверхностей
нестабильны (они состоят, в основном, из крупнозернистого пепла и лапилли). Люди,
даже сильные и крепкие, могут устать, и к этому нужно быть готовым. Спуск к пляжам
на внешнем берегу тоже, как правило, затруднен из-за большой крутизны склонов.

361

О

ПОВЕЩЕНИЕ

 

О

 

ВУЛКАНИ

ч

ЕСКОЙ

 

ОПАСНОСТИ

Кроме отмеченных маршрутов от холма Годдард к мысу Макарони и безымянному
заливу на северном берегу (рисунок 1) нет никаких других рекомендованных
безопасных маршрутов по снегу и льду. С учетом значительных трудностей, связанных
с передвижением по ледникам (например, расселины, белая пелена, скользкие
поверхности), перехода по ледникам следует избегать, за исключением случаев, когда
есть хорошо подготовленные проводники, использующие соответствующее
оборудование (например, ледорубы, веревки, привязные ремни).  Вряд ли, такое
оборудование окажется под рукой в чрезвычайной ситуации.

6.

Наверное, наилучшим вариантом спасения людей является вывоз на вертолетах,
поскольку большинство пляжей внешнего берега узкие, валунные и круто обрываются
в море, которое достигает у берега достаточно большой глубины, в результате чего
прибой у пляжей не стихает даже в безветренные дни. Кроме того, в районе некоторых
пляжей (например, к северу от мыса Дескубиерта) недалеко от берега есть подводный
вал, опасный для небольших катеров. При  благоприятном ветре людей можно взять на
борт вертолета с внутреннего берега. Наиболее приемлемые действия могут быть
определены на месте. И хотя посадить людей на вертолеты, наверное, можно (с
различной степенью сложности) практически везде, наиболее удобные точки показаны
на рисунке 1 Дополнения 6.

II. М

ЕРЫ

362

363

Мера 4 (2005)

Особо охраняемые районы  Антарктики: продление

сроков действия Планов управления

Представители,

Напоминая о Статьях 3, 5 и 6 Приложения  V к Протоколу по охране окружающей
среды к Договору об Антарктике (Протокол), предусматривающих определение
Особо охраняемых районов Антарктики и одобрение Планов управления этими
районами;

Напоминая о Рекомендациях  VIII-4 (1975), XIV-5 (1987) и XVI-2 (1991), Мере 2
(2000) и Мере 3 (2001);

Напоминая о Решении 1 (2002), на основании которого районы и участки были
переименованы и перенумерованы как Особо охраняемые районы Антарктики;

Отмечая, что срок действия некоторых Планов управления Особо охраняемыми
районами Антарктики истекает 31 декабря 2005 г., но желая продолжить охрану
этих районов до тех пор, пока соответствующие Планы управления не будут
пересмотрены в соответствии с Приложением V к Протоколу,

Рекомендуют

 своим Правительствам одобрить следующую Меру в соответствии

с пунктом 1 Статьи 6 Приложения V к Протоколу:

Продлить срок действия перечисленных далее Планов управления до 31
декабря 2010 г.:

a) Особо охраняемый район Антарктики № 125 «Полуостров Филдс» (о-в
Кинг-Джордж, Южные Шетландские острова);

b) Особо охраняемый район Антарктики № 127 «Остров Хасуэлл»;

c) Особо охраняемый район Антарктики № 144 «Залив Чили (залив
Дискавери)» (остров Гринвич);

d) Особо охраняемый район Антарктики № 146 «Залив Саут» (остров
Думер, архипелаг Пальмера);

e) Особо охраняемый район Антарктики № 150 «Остров Ардли» (залив
Максвелл, остров Кинг-Джордж).

II. М

ЕРЫ

365

Мера 5 (2005)

Исторические места и памятники Антарктики: хижина

«Лили Марлен» и палатка Амундсена

Представители,

Напоминая о требованиях Статьи 8 Приложения V к Протоколу по охране
окружающей среды к Договору об Антарктике (Протокол), касающихся ведения
перечня существующих Исторических мест и памятников и того, что такие
Исторические места и памятники нельзя нарушать, удалять или разрушать;

Напоминая о Мере 3 (2003), на основании которой «Перечень Исторических
мест и памятников» был пересмотрен и уточнен;

Желая включить в этот перечень два перечисленных далее Исторических места
и памятника;

Рекомендуют

 своим Правительствам одобрить следующую Меру в соответствии

с пунктом 2 Статьи8 Приложения V к Протоколу:

Включить перечисленные далее Исторические места и памятники в «Перечень
Исторических и памятников», прилагаемый к Мере 3 (2003):

a)

№ 79: Хижина «Лили Марлен» (гора Докери, гряда Эверетт, северная часть
Земли Виктории).
Хижина «Лили Марлен» была сооружена для оказания содействия
германской антарктической экспедиции на север Земли Виктории 1979/
1980 гг. (ГАНОВЕКС I). Хижина, которая представляет собой жилое
помещение из готовых стекловолоконных блоков с теплоизоляцией из
пенополиуретана, берет свое название от ледника Лили и песенки «Лили
Марлен». Хижина тесно связана с драматической историей
экспедиционного судна «Готланд II», затонувшего во время экспедиции
ГАНОВЕКС II в декабре 1981 г.
Местонахождение: 71º12' ю.ш., 164º31' в.д.
Сторона-автор предложения: Германия
Сторона, осуществляющая управление: Германия

II. M

EDIDAS

366

b)

№ 80: Палатка Амундсена
Палатка была установлена на широте 90º группой норвежских
исследователей под руководством Роальда Амундсена после того, как они
достигли Южного полюса 14 декабря 1911 г. В настоящее время палатка
погребена под слоем снега и льда в районе Южного полюса.
Местонахождение: в районе 90º ю.ш.
Сторона-автор предложения: Норвегия
Сторона, осуществляющая управление: Норвегия

ПРИЛОЖЕНИЕ B

РЕШЕНИЯ

369

Решение 1 (2005)

Приложение VI к Протоколу по охране окружающей

среды к Договору об Антарктике

«Материальная ответственность, возникающая в

результате чрезвычайных экологических ситуаций»

Представители,

Приветствуя  принятие Меры 1 (2005);

Напоминая об обязательстве, содержащемся в Статье 16 Протокола по охране
окружающей среды к Договору об Антарктике;

Напоминая  о Решении 3 (2001) XXIV Консультативного совещания по Договору
об Антарктике относительно разработки Приложения по вопросам материальной
ответственности в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями как шага
к созданию режима материальной ответственности в соответствии со Статьей 16
Протокола;

Принимают 

следующее решение:

1.

После принятия Приложения VI к Протоколу проводить ежегодную оценку

прогресса в выполнении процедур, обеспечивающих его вступление в силу в
соответствии со Статьей IX Договора об Антарктике, а также мер, которые могут
быть необходимы и уместны в качестве стимулов к тому, чтобы Стороны
своевременно одобрили это Приложение;

2.

Не позднее чем через пять лет после принятия этого Приложения, учитывая

результаты оценки, проведенной в соответствии с пунктом 1, принять решение
об определении сроков возобновления переговоров в соответствии со Статьей
16 Протокола с тем, чтобы разработать дополнительные правила и процедуры,
которые могут потребоваться в связи с материальной ответственностью за ущерб,
возникающий в результате деятельности в районе Договора об  Антарктике, на
которую распространяется Протокол.

II. Р

ЕШЕНИџ

370

371

Решение 2 (2005)

Решение, подтверждающее признание Украины

Консультативной стороной

Представители,

Напоминая о том, что Украина присоединилась к Договору об Антарктике 28
октября 1992 года в соответствии со Статьей XIII;

Напоминая также о представленном Украиной уведомлении, в котором она
выражала свое мнение о том, что выполнила требования пункта 2 Статьи IX
Договора об Антарктике, организовав в Антарктике существенную научно-
исследовательскую деятельность, и излагала свое намерение одобрить меры,
принятые в соответствии со Статьей IX;

Напоминая о Решении 2 (1997);

Напоминая также о пункте 43 Заключительного отчета XXVI КСДА, касающемся
уведомления Украиной о ее заинтересованно сти в получении статуса
Консультативной стороны, и изложенного в пункте 44 решении этого Совещания
о включении данного вопроса в повестку дня XXVII КСДА;

Отмечая, что Сторонам рекомендуется одобрить меры, принятые на предыдущих
КСДА;

Отмечая, что Протокол по охране окружающей среды вступил в силу 14 января
1998 года, и что Украина внесла свой документ о присоединении к Протоколу 25
мая 2001 года, а также то, что Протокол вступил в силу для Украины 24 июня
2001 года, что означает выполнение требования Статьи 22 (4) Протокола;

Напоминая о решении XXVII КСДА, изложенном в пункте 57 Заключительного
отчета этого Совещания, о том, что Украина выполнила требования пункта 2
Статьи IX Договора об Антарктике и Решения 2 (1997) и с учетом этого становится
Консультативной стороной;

Убедившись, в соответствии со Статьей X Договора об Антарктике, на основании
представленной информации о проводимых научных экспедициях и
исследованиях, в том, что деятельность Украины соответствует принципам и целям
Договора,

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..