Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год - часть 8

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

115

Управление остатками средств 

на едином счете федерального бюджета

Управление остатками средств на едином счете 

федерального бюджета объединяет в себе обеспече-

ние необходимого минимального уровня денежных 

средств на едином счете федерального бюджета (да-

лее — ЕКС) и получение дополнительных доходов 

бюджета за счет размещения временно свободных 

остатков средств.

В 2018 году в процессе исполнения федерального 

бюджета остаток средств на ЕКС превышал уровень, 

необходимый для оплаты объема предъявленных 

денежных обязательств, что позволило проводить 

операции по управлению временно свободными 

остатками средств федерального бюджета.

В 2018 году операции по управлению остатками 

средств на ЕКС проводились по следующим направ-

лениям:

— размещение средств федерального бюджета на 

банковских депозитах в валюте Российской Фе-

дерации и иностранной валюте;

— покупка (продажа) ценных бумаг по договорам 

репо;

— предоставление бюджетных кредитов на по-

полнение остатков средств на счетах бюджетов  

субъектов Российской Федерации (местных бюд-

жетов);

—  покупка (продажа) иностранной валюты за счет 

дополнительных нефтегазовых доходов феде-

рального бюджета;

—  купля-продажа иностранной валюты и заключе-

ние договоров, являющихся производными фи-

нансовыми инструментами, предметом которых 

является иностранная валюта на организован-

ных торгах (валютный своп).

Размещение средств федерального бюдже- 

та на банковских депозитах в кредитных органи- 

зациях осуществляется в соответствии с поста-

новлением Правительства Российской Федерации  

от 24 декабря 2011 года № 1121 «О порядке размеще-

ния средств федерального бюджета на банковских 

депозитах» (далее — постановление № 1121).

С целью увеличения объемов размещения 

средств федерального бюджета на банковских де-

позитах и возможности расширения списка кредит-

ных организаций принято постановление Прави-

тельства Российской Федерации от 31 мая 2018 года 

№ 637 о внесении изменений в постановление 

№ 1121 в части изменения требований к кредитным 

организациям при размещении средств на банков-

ских депозитах, которое вступило в силу 12 июня  

2018 года.

В частности, изменения коснулись размера соб-

ственных средств (капитала), снижения уровня 

кредитного рейтинга по национальной рейтинго-

вой шкале для Российской Федерации кредитного 

рейтингового агентства Аналитическое Кредитное 

Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) до 

уровня «A-(RU)» и кредитного рейтингового агент-

ства Акционерное общество «Рейтинговое Агент-

ство «Эксперт РА» до уровня «ruA-» и другие.

В результате в 2018 году количество кредитных 

организаций, с которыми заключены Генеральные 

соглашения между кредитной организацией и Фе-

деральным казначейством о размещении средств 

федерального бюджета на банковских депозитах, 

выросло почти в 2 раза с 10 до 18 кредитных орга-

низаций, соответствующих требованиям постанов-

ления № 1121.

В 2018 году проведено 156 отборов заявок кре-

дитных организаций на заключение с Федеральным 

казначейством договоров банковского депозита 

 

в валюте Российской Федерации, что в 1,8 раза 

больше 2017 года, в которых приняли участие 12 кре-

дитных организаций, что в 2 раза больше 2017 года.

Средства федерального бюджета в 2018 году 

 

размещались на банковских депозитах на срок от 7 

до 182 дней.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

116

Январь Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Объем средств, предложенных к размещению

Объем заявленных средств по привлечению

0

500

1000

1500

2000

2500

3000

2 050,0

2 750,0

559,6

2 030,0

1 500,0

1 130,0

700,0

265,0

690,0

48,5

1 585,0

759,4

635,0 508,8

450,0

638,3

889,9

475,0

1 107,0

1 454,2

382,0

0,0

426,8

229,0

Объем предложенных и заявленных кредитными организациями средств  

к размещению на банковских депозитах

млрд рублей

Рисунок 49

В 2018 году к размещению на банковских депо-

зитах предложено 15 102,0 млрд рублей, что на 13,2% 

больше 2017 года. Спрос со стороны кредитных 

организаций составил 6 161,5 млрд рублей, что на 

37,5% больше 2017 года (рисунок 49). Одной из при-

чин увеличения спроса со стороны кредитных ор-

ганизаций к депозитным операциям Федерального 

казначейства стало применение с начала 2018 года 

на регулярной основе плавающей процентной став-

ки RUONIA, наиболее приближенной к рыночным 

индикаторам.

По результатам отборов заявок заключено 187 

договоров банковского депозита и проведено ана-

логичное количество операций по перечислению 

средств федерального бюджета кредитным органи-

зациям для размещения на банковских депозитах, 

что в 2,3 раза больше 2017 года.

На основании договоров банковского депози-  

та в 2018 году размещены средства федерально-

го бюджета на банковских депозитах в сумме 

4 641,6 млрд рублей, что на 15,7% больше 2017 года 

(рисунок 50).

В 2018 году от размещения средств на банковских 

депозитах в доход федерального бюджета в валюте 

Российской Федерации поступило 67,3 млрд ру-

блей, что на 78,5% больше доходов, поступивших в 

2017 году. Ожидается, что в 2019 году в доход феде-

рального бюджета поступит порядка 32,0 млрд руб-

лей, начисленных на суммы депозитов, размещен-

ных в 2018 году.

В 2018 году Федеральное казначейство продол-

жило размещать средства федерального бюджета 

на банковских депозитах в иностранной валюте. 

Всего проведено 46 отборов заявок кредитных ор-

ганизаций на заключение договоров банковского 

депозита в долларах США, по результатам которых 

на банковских депозитах в кредитных организациях 

размещено 20 825,0 млн долл. США, что в 3,4 раза 

больше 2017 года. Доход от размещения средств со-

ставил 12,2 млн долл. США, что в 4,1 раза больше 

2017 года. Ожидается, что в 2019 году в доход феде-

рального  бюджета  поступит  0,7 млн долл. США, 

начисленных на суммы депозитов, размещенных  

в 2018 году.

В 2018 году кредитные организации своевремен-

но и в полном объеме осуществляли возврат средств 

и уплату процентов за их использование.

В соответствии с постановлением Правитель-

ства Российской Федерации от 8 сентября 2018 года 

№ 

1073, внесены изменения в постановление 

№ 1121, которые предусматривают возможность 

размещать средства федерального бюджета на бан-

ковских депозитах без заключения Генерального со-

глашения и проведения отбора заявок на основании 

отдельных решений Правительства Российской Фе-

дерации.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

117

Доходы от операций по размеще- 

нию средств на банковских депозитах составили  

69,2 млрд рублей (103,0% от плана).

Невзирая на то, что случаев невозврата размещен-

ных средств на банковских депозитах не было, осу-

ществляется хеджирование возможных рисков и ис- 

пользуются залоговые финансовые инструменты.

В соответствии с постановлением Правитель-

ства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года 

№ 777 «О порядке осуществления операций по 

управлению остатками средств на едином счете 

федерального бюджета в части покупки (продажи) 

ценных бумаг по договорам репо и открытия счетов 

для осуществления таких операций» (далее — поста-

новление № 777) в 2018 году продолжено осущест-

вление операций покупки (продажи) ценных бумаг 

по договорам репо с привлечением Банка России  

и небанковской кредитной организации акционер-

ное общество «Национальный расчетный депозита-

рий» (далее — НКО АО НРД).

По состоянию на 1 января 2019 года заключено 

39 Генеральных соглашений о покупке (продаже) 

ценных бумаг по договорам репо (далее — Гене-

ральное соглашение), из них 14 Генеральных согла-

шений заключено Федеральным казначейством, 

25 Генеральных соглашений заключено с девятью 

территориальными органами Федерального каз-

начейства (УФК по г. Москве — 16, УФК по При-

морскому краю — 1, УФК по Новосибирской об- 

ласти — 1, УФК по Оренбургской области — 1, УФК 

по Свердловской области — 1, УФК по Вологодской 

области — 1, УФК по Костромской области — 1, 

УФК по Амурской области — 2, УФК по Республике  

Крым — 1).

В 2018 году уделялось значительное внимание 

совершенствованию операций покупки (продажи) 

ценных бумаг по договорам репо (далее — операций 

репо), в частности, применение различных про-

центных ставок при заключении договоров репо: 

фиксированной и плавающей процентной ставок.

С этой целью были определены требования 

 

к технологической инфраструктуре операций репо  

с плавающей процентной ставкой.

Создана система аналитического и бухгалтерско-

го учета операций репо с плавающей процентной 

ставкой. Согласованы с Банком России и Минфи-

ном России основные параметры операций репо  

с плавающей процентной ставкой.

В результате совместно с НКО АО НРД и Бан-

ком России 12 апреля 2018 года на регулярной осно-

Количество отборов

Количество договоров

Объем размещенных средств 

(млрд рублей)

Объем доходов 

(млрд рублей)

2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

40

60

80

20

100

120

140

160

180

200

220

240

260

280

0

00

3 000

6 000

9 000

12 000

1 785,4

687,1

387,2

2 189,9

2 028,3

5 936,5

8 822,4

12 810,0

7 702,7

4 012,4

638

63

76

511

460

844

414

488

185

16,2

18,9

19,6

30,6

48,5

68,2

46,9

4 641,6

187

67,3

14 000

13 000

11 000

10 000

8 000

7 000

5 000

4 000

2 000

1 000

37

20

30

50

70

104

107

105

78

85

156

4,9

22,5

81

37,7

Рисунок 50

Данные о результатах отборов заявок кредитных организаций

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

118

ве был запущен механизм применения плавающей 

процентной ставки RUONIA при проведении опе-

раций репо.

В рамках операций репо с плавающей процент-

ной ставкой проведены размещения со сроками 

исполнения обязательств 35 дней, 42 дня, 49 дней,  

91 день и 93 дня.

Всего в 2018 году проведено 367 отборов за-

явок, в которых приняли участие 33 кредитные 

организации, что на 5,5% больше и на 5,7% мень-

ше 2017 года соответственно. По результатам про-

веденных отборов заключено 937 договоров репо  

и размещено средств федерального бюджета 

 

на сумму 17 306,9 млрд рублей, что на 58,7% меньше 

2017 года.

В 2018 году проведение операций репо осущест-

влялось с различными сроками исполнения обяза-

тельств: как ежедневные операции репо в режиме 

«overnight», так и на срок до 140 дней (в 2017 году 

максимальный срок составил 92 дня) (рисунок 51).

Сумма зачисленных в федеральный бюджет про-

центов по заключенным договорам репо составила 

16,4 млрд рублей, что на 43,1% меньше по сравне-

нию с 2017 годом (129,0% от плана).

С целью привлечения большего количества кре-

дитных организаций в конце 2018 года внесены из-

менения в требования к кредитным организациям, 

с которыми осуществляются операции репо. В со-

ответствии с постановлением Правительства Рос-

сийской Федерации от 14 декабря 2018 года № 1544  

«О внесении изменений в постановление Пра-

вительства Российской Федерации от 4 сентяб ря 

2013 года № 777» признано утратившим силу тре-

бование к кредитным организациям об отсутствии 

действующей в отношении кредитной организа-

ции меры воздействия Банка России за нарушение 

обязательных нормативов, установленных в соот-

ветствии с Федеральным законом «О Центральном 

банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

В соответствии с постановлением Правительства 

Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 721 

«Об утверждении Правил предоставления бюджет-

ных кредитов на пополнение остатков средств на 

счетах бюджетов субъектов Российской Федера-

ции (местных бюджетов)» (далее — постановление 

№ 721) в 2018 году продолжено предоставление бюд-

жетных кредитов на пополнение остатков средств на 

счетах бюджетов субъектов Российской Федерации 

(местных бюджетов) (далее — бюджетных кредитов).

В соответствии с Федеральным законом «О феде-

ральном бюджете на 2018 год и на плановый период 

2019 и 2020 годов» величина процентной ставки по 

предоставляемым бюджетным кредитам составляет 

0,1% годовых.

Реализация данного механизма позволила субъ-

ектам Российской Федерации и муниципальным 

образованиям за счет краткосрочных бюджетных 

кредитов не допускать возникновение кассовых 

разрывов, а также, учитывая льготную процентную 

ставку (0,1%), сократить уровень долговой нагруз-

ки на региональные и местные бюджеты в части 

замещения коммерческих кредитов на бюджетные  

кредиты.

В 2018 году из 68 субъектов Российской Федера-

ции, заключивших с территориальными органами 

Федерального казначейства Договор о предостав-

лении бюджетного кредита на пополнение остатков 

средств на счетах бюджетов субъектов Российской 

Федерации (местных бюджетов) (далее — Договор), 

55 субъектов Российской Федерации обратились  

Данные о размещении средств федерального бюджета в договора репо за 2015–2018 годы

Объем размещения в млрд рублей

Объем уплаченных доходов в млрд рублей

Overnight

7 и более 

дней

Overnight

7 и более 

дней

2016

37 414,6

2016

27,9

2017

41 921,8

2017

28,8

1 814,5

15 492,4

12,3

4,1

2018

2018

2015

15 517,5

2018

17 306,9

2015

6,5

2018

16,4

Рисунок 51

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

119

в Федеральное казначейство за получением бюджет-

ного кредита и получили его, что меньше 2017 года 

на 2,9% и на 3,5% соответственно.

Всего выдано 172 бюджетных кредита на попол-

нение остатков средств на счетах бюджетов субъек-

тов Российской Федерации, что на 38,1% меньше 

2017 года. Объем средств федерального бюджета, 

направленных на предоставление бюджетных кре-

дитов субъектам Российской Федерации, составил 

484,8 млрд рублей. Срок предоставления бюджет-

ных кредитов составлял от 4 до 90 дней.

Сумма процентов, поступивших в федеральный 

бюджет по предоставленным бюджетным кредитам 

в 2018 году составила 98,0 млн рублей.

Кроме того, в 2018 году 142 муниципальным об-

разованиям из 154 заключивших Договор на предо-

ставление бюджетного кредита, что больше 2017 года 

на 20,3% и 21,3% соответственно, предоставле- 

 

но 346 бюджетных кредита на общую сумму 

74,4 млрд рублей. Доход от этих операций составил 

16,4 млн рублей. Срок предоставления бюджетных 

кредитов составлял от 8 до 90 дней.

Общий объем средств федерального бюджета, 

направленных на предоставление бюджетных кре-

дитов субъектам Российской Федерации и муници-

пальным образованиям, составил 559,2 млрд рублей 

(в 2017 году — 838,9 млрд рублей) (рисунок 52).

Всего выдано 518 кредитов, объем уплаченных 

доходов — 114,4 млн рублей.

Уменьшение объемов предоставляемых кредитов 

в 2018 году связано в основном с увеличением сро-

ка предоставления кредита до 90 дней, что повлекло 

уменьшение количества обращений за предоставле-

нием бюджетного кредита.

В 2018 году обязательства по возврату средств 

федерального бюджета по предоставленным бюд-

жетным кредитам и уплате процентов выполнены 

субъектами Российской Федерации и муниципаль-

ными образованиями в полном объеме.

Доходы от предоставленных бюджетных креди-

тов, уплаченные в федеральный бюджет в 2018 году, 

составляют 114,4 млн рублей (123,2% от плана).

В соответствии с постановлением Правитель-

ства Российской Федерации от 17 сентября 2013 года 

№ 816 «Об осуществлении операций по управлению 

остатками средств на едином счете федерального 

бюджета в части покупки (продажи) иностранной 

валюты» (далее — постановление № 816) и приказом 

Минфина России от 29 декабря 2017 года № 1387 

осуществлялись операции по покупке иностранной 

Предоставление бюджетных кредитов

млрд рублей

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

66,2

95,8

82,8

82,0

82,7

75,2

98,9

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

120,0

71,6

107,0

64,6

11,9

Предоставлено бюджетных кредитов в 2017 году

Предоставлено бюджетных кредитов в 2018 году

58,8

100,9

26,9

47,0

94,8

46,4

42,3

83,5

33,6

21,6

3,4

Рисунок 52

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

120

валюты на внутреннем рынке за счет средств феде-

рального бюджета в следующей пропорции: 45% — 

доллары США, 45% — евро, 10% — фунты стерлин-

гов Соединенного Королевства.

Объем указанных операций зависит от суммы 

дополнительных нефтегазовых доходов федераль-

ного бюджета. Покупка иностранной валюты осу-

ществляется при превышении фактической цены 

на нефть марки «Юралс» уровня 40,8 долл. США   

за баррель.

По состоянию на 1 января 2019 года из федераль-

ного бюджета на покупку иностранной валюты на-

правлено 4 129 123,7 млн рублей.

Приобретено 29 318,1 млн долл. США, 24 967,7 млн 

евро и 4 911,0 млн фунтов стерлингов Соединенного 

Королевства.

По состоянию на 1 января 2019 года остаток 

средств федерального бюджета в иностранной валю-

те на счетах Федерального казначейства, открытых  

в Банке России, составляет 4 454 250,8 млн рублей.

В январе 2018 года Банк России уплатил процен-

ты за пользование денежными средствами, разме-

щенными в 2017 году на счетах в иностранной валю-

те, в сумме 1 183,2 млн рублей.

Сумма начисленного процентного дохода 

за пользование денежными средствами на сче-

тах в иностранной валюте в 2018 году составила 

19 192,5 млн рублей (рисунок 53) и зачислена в доход 

федерального бюджета в январе 2019 года.

В соответствии с постановлением Правитель-

ства Российской Федерации от 30 ноября 2017 года 

№ 1449 «О порядке осуществления операций по 

управлению остатками средств на едином сче-

те федерального бюджета в части купли-продажи 

иностранной валюты и заключение договоров, яв-

ляющихся производными финансовыми инстру-

ментами, предметом которых является иностранная 

валюта, на организованных торгах» Федеральным 

казначейством совместно с Минфином России, 

Банком России, ПАО Московская Биржа, небан-

ковской кредитной организацией — центральным 

контрагентом «Национальный клиринговый центр» 

(Акционерное общество) (далее — НКЦ) проведена 

значительная работа по запуску новой операции по 

управлению остатками средств на едином счете фе-

дерального бюджета — заключение сделок «валют-

ный своп» на организованных торгах.

С этой целью Федеральным казначейством 

 

и НКЦ заключены Договора об оказании клиринго-

вых услуг и о предоставлении комплекса услуг ин-

тегрированного технологического сервиса, внесены 

изменения в Правила клиринга, закрепляющие за 

Федеральным казначейством новый тип участника 

клиринга (категория «К»), которые вступили в силу 

17 сентября 2018 года.

Определены требования к технологической ин-

фраструктуре заключения сделок «валютный своп».

Создана система аналитического и бухгалтерско-

го учета сделок «валютный своп».

Совместно с Банком России и Минфином Рос-

сии определены основные параметры сделок «ва-

лютный своп». На официальном сайте Федераль-

ного казначейства 26 июня 2018 года открыт раздел 

«Купля-продажа иностранной валюты и заключе-

ние договоров, являющихся производными финан-

совыми инструментами».

В результате 4–12 декабря 2018 года на организо-

ванных торгах ПАО Московская Биржа заключены 

с НКЦ первые сделки «валютный своп».

Общая сумма заключенных сделок «валют-

ный своп» составила 349 808,8 млн рублей. В ре-

зультате в федеральный бюджет перечислено до-

ходов по сделкам «валютный своп» в объеме 

 

62,8 млн рублей.

Процентный доход за пользование денежными средствами на счетах в иностранной валюте

январь–декабрь 2018 года

Итого в рублях

19 192,5 млн рублей

по счету в долларах США

18 510,1 млн рублей

(266,4 млн долларов США)

по счету в евро

0,0 млн рублей

(0,0 млн евро)

по счету в фунтах стерлингов

682,4 млн рублей

(7,7 млн фунтов стерлингов)

Рисунок 53

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

123

Основные показатели бюджетной системы 

Российской Федерации

12.1. Исполнение консолидированного 

бюджета Российской Федерации 

и бюджетов государственных 

внебюджетных фондов

В 2018 году доходы сектора государственного 

управления  составили  36 916,9 млрд рублей,  35,6%  

к ВВП (в 2017 году — 33,7%).

Расходы сектора государственного управления  

в  2018 году  составили  33 880,7 млрд рублей,  32,7% 

к ВВП (в 2017 году — 35,2%).

Наибольшую долю в расходах составляют 

расходы по разделу «Социальная политика» — 

 

11 998,2 млрд рублей, «Национальная экономика» — 

4 442,9 млрд рублей и «Образование» — 3 668,6 млрд 

рублей.

В структуре бюджетной системы Российской 

Федерации результаты исполнения бюджетов 

 

в 2018 году сложились следующим образом:

–  федеральный бюджет исполнен с профицитом  

в сумме 2 742,0 млрд рублей (в 2017 году – дефи-

цит 1 331,4 млрд рублей);

–  консолидированные бюджеты  субъектов Рос-

сийской Федерации 

исполнены с профицитом 

 

в сумме 510,3 млрд рублей (в 2017 году – дефицит  

51,9 млрд рублей);

–  бюджеты муниципальных районов исполне-

ны с профицитом в сумме 15,9 млрд рублей 

 

(в 2017 году – дефицит 5,4 млрд рублей);

–  бюджеты городских округов исполнены с дефици-

том в сумме 0,8 млрд рублей (в 2017 году – дефи-

цит 29,5 млрд рублей);

–  бюджеты внутригородских муниципальных обра-

зований городов федерального значения

 исполнены  

с дефицитом в сумме 0,4 млрд рублей (в 2017 го- 

ду – профицит 0,5 млрд руб лей);

–  бюджеты городских округов с внутригород-

ским делением

 исполнены с профицитом 

 

в сумме 0,5 млрд рублей (в 2017 году – дефицит 

1,1 млрд рублей);

–  бюджеты внутригородских районов исполне-

ны с профицитом в сумме 34,1 млн рублей 

 

(в 2017 году – профицит 61,8 млн руб лей);

–  бюджеты городских поселений исполнены с про-

фицитом в сумме 0,8 млрд рублей (в 2017 году – 

дефицит 1,9 млрд рублей);

–   бюджеты сельских поселений исполнены с про-

фицитом в сумме 2,7 млрд рублей (в 2017 году – 

профицит 0,9 млрд рублей).

12.2. Исполнение консолидированных 

бюджетов субъектов Российской 

Федерации

В 2018 году доходы бюджетов субъектов Россий-

ской Федерации (здесь и далее по тексту без уче-

та города Байконур) выросли на 15,2% от уровня 

2017 года, то есть на 1 634,1 млрд рублей, и состави-

ли 12 388,8 млрд рублей.

По сравнению с запланированными показа-

телями доходов фактически полученные дохо-

ды превысили плановые показатели на 16,0% (на 

1 712,0 млрд руб лей).  Рост  поступления  доходов 

наблюдался во всех консолидированных бюджетах 

субъектов Российской Федерации. Наибольший 

рост доходов отмечен в Тюменской области (43,5%), 

Ханты-Мансийском автономном округе (41,7%), 

Республике Хакасия (39,8%), Республике Карелия 

(32,3%), Астраханской области (27,8%).

Налоговые и неналоговые доходы составили 

10 220,2 млрд рублей, что выше плановых показате-

лей в 2018 году на 13,2% (на 1 190,8 млрд рублей). Их 

прирост составил 13,8%, что на 1 235,8 млрд рублей 

выше уровня 2017 года. Показатели 2017 года превы-

шены в 83 регионах, при этом снижение наблюда-

ется только в Республике Крым и Республике Ма-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

124

рий Эл. Наибольший рост налоговых и неналоговых 

доходов отмечен в Тюменской области (44,4%), 

Ханты-Мансийском автономном округе (41,2%), 

Республике Хакасия (30,1%), Республике Карелия 

(25,5%), Ленинградской области (24,9%).

Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах 

консолидированных бюджетов субъектов Россий-

ской Федерации в 2018 году составила 82,5%, что 

на 1,0% ниже уровня 2017 года. Более чем на 85%  

за счет налоговых и неналоговых поступлений фор-

мируют свои доходы г. Москва, Тюменская область, 

г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автоном-

ный округ, Ленинградская область, Мос 

ковская 

область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Не-

нецкий автономный округ, Свердловская область, 

Республика Коми, Самарская область, Мурманская 

область, Пермский край, Ярославская область, 

Краснодарский край, Вологодская область, Иркут-

ская область, Нижегородская область, Республика 

Татарстан, Новосибирская область, Красноярский 

край, Челябинская область, Сахалинская область.

По сравнению с 2017 годом произошло увеличе-

ние налоговых поступлений по основным налогам 

(на 1 223,2 млрд рублей, или 14,9%), из них по на-

логу на прибыль организаций на 576,9 млрд рублей, 

или 22,8%, составив 3 104,5 млрд рублей, налогу на 

доходы физических лиц на 401,9 млрд рублей, или 

12,4%, составив 3 653,0 млрд рублей, и налогу на 

имущество организаций на 129,0 млрд рублей, или 

15,1%, составив 985,2 млрд рублей. Также отмечает-

ся увеличение поступлений по акцизам на 20,7 млрд  

рублей, или 3,4%, составив 632,4 млрд рублей.

1 000

Налоговые 

и неналоговые

доходы

Налог на прибыль

организаций

Налог на доходы

физических лиц

Налог на имущество

организаций

на 1 января 2017 года

на 1 января 2018 года

на 1 января 2019 года

+9%

+8%

+8%

+8%

+12%

+11%

+23%

+7% +12% +15%

+8%

+14%

9 000

7 000

5 000

3 000

0

2 000

4 000

6 000

8 000

10 000

11 000

8 287

2 279

2 528

3 104

3 017 3 251

3 653

765

856

985

8 984

10 220

Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  

в 2016–2018 годах

млрд рублей

Рисунок 54

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

125

Налог на прибыль
организаций

Налог на доходы
физических лиц

Налог 
на имущество
организаций

Акцизы

Налог на добычу
полезных
ископаемых

Прочие
налоговые
доходы

31%

40%

10%

7%

1%

1%

11%

10%

7%

10%

39%

33%

9 427

млрд рублей

8 203

млрд рублей

2017 год

2018 год

Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  

в 2017–2018 годах

Рисунок 55

Динамика и структура налоговых доходов консо-

лидированных бюджетов субъектов Российской Фе-

дерации в 2016–2018 годах представлены соответст-

венно на рисунках 54 и 55.

Безвозмездные поступления из федерального 

бюджета бюджетам субъектов Российской Феде-

рации перечислены в объеме 2 083,7 млрд рублей, 

что составляет 16,8% доходов консолидированных 

бюджетов субъектов Российской Федерации. При 

этом сохраняется высокая зависимость отдельных 

региональных бюджетов от помощи из федерально-

го бюджета. Доходная часть 7 регионов: Республики 

Ингушетия, Чеченской Республики, Республики 

Тыва, Республики Крым, Республики Алтай, Кара-

чаево-Черкесской Республики, Республики Даге-

стан более чем на 2/3 формируется за счет безвоз-

мездных поступлений.

Расходы регионов исполнены в объеме 

11 878,5 млрд рублей  с  ростом  на  1 071,9 млрд руб-

лей, или 9,9%, по сравнению с уровнем 2017 года. 

Их объем увеличился в 83 субъектах, а в 2 снизился. 

Наибольший рост расходов произошел в Респуб-

лике Хакасия (22,5%), Республике Алтай (22,3%), 

Сахалинской области (20,4%), Тюменской области 

(19,8%), Республике Тыва (18,4%).

Динамика расходов консолидированных бюд-

жетов субъектов Российской Федерации в 2016–

2018 годах представлена на рисунке 56, а их структура 

в 2017 и 2018 годах — на рисунке 57.

Расходы на выплату заработной платы увели-

чились на 14,6% и профинансированы в объеме 

3 920,5 млрд рублей (33,0% общего объема расхо-

дов). Наибольший рост по данному виду расходов  

в 2018 

году сложился в Кемеровской области 

(27,2%), Республике Алтай (23,8%), Забайкальском 

крае (23,6%), Республике Карелия (23,2%), Амур-

ской области (23,1%).

Расходы инвестиционного характера умень-

шились на 44,1 млрд рублей, или 3,3%, и состави-

ли 1 284,8 млрд рублей. Сокращение расходов по 

данному направлению в 2018 году произошло в 39 

субъектах Российской Федерации. При этом стоит 

отметить отдельные регионы, в которых произошло 

значительное увеличение расходов капитального 

характера: Чукотском автономном округе (139,4%), 

Республике Хакасия (127,1%), Республике Татар-

стан (126,8%), Астраханской области (91,8%), Рес-

публике Адыгея (88,2%).

По итогам исполнения за 2018 год профицит  

консолидированных бюджетов субъектов Россий-

ской Федерации составил 510,3 млрд рублей. Бюд-

жеты 15 регионов (47 — в 2017 году) исполнены  

с суммарным дефицитом 64,9 

млрд 

рублей 

 

(188,6 млрд рублей — в 2017 году). Бюджеты 70 ре-

гионов (38 — в 2017 году) исполнены с суммарным  

профицитом 575,2 млрд рублей (136,7 млрд руб лей —  

в 2017 году).

С 2014 года Минфином России принимают-

ся меры по ограничению роста государственного 

долга субъектов Российской Федерации, а также 

на постоянной основе проводится мониторинг 

 

за соблюдением регионами принятых обязательств, 

в том числе обозначенных Правилами проведения  

в 2017 году реструктуризации задолженности по 

бюджетным кредитам.

В 2018 году в рамках межбюджетного регулирова-

ния Минфином России также продолжено оказание 

поддержки со стороны федерального бюджета для 

обеспечения сбалансированности региональных 

 

и местных бюджетов, приняты меры по ограниче-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Расширенная коллегия Министерства финансов РФ

126

нию роста государственного долга и проведению 

бюджетной консолидации.

Проводимые Минфином России мероприятия 

способствовали снижению государственного долга 

субъектов Российской Федерации как в номиналь-

ном, так и в относительном выражении, в том числе 

задолженности по рыночным обязательствам, а так-

Оплата труда с начислениями

Иные расходы

Инвестиционные расходы

33%

32%

56%

56%

11%

12%

2017 год

2018 год

11 879

млрд рублей

10 807

млрд рублей

Структура расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  

в 2017 и 2018 годах

Рисунок 57

же сокращению расходов на обслуживание государ-

ственного долга.

По состоянию на 1 января 2019 года совокуп-

ный долг регионов и муниципальных образова-

ний составил 2 578,2 млрд рублей, или 25,2% от 

налоговых и неналоговых доходов, со снижением 

на 105,2 млрд рублей, или 3,9%, в том числе госу-

14 000

12 000

0

2 000

4 000

6 000

8 000

10 000

Расходы

Оплата труда

с начислениями

Инвестиционные

расходы

Иные расходы

на 1 января 2017 года

на 1 января 2018 года

на 1 января 2019 года

+5%

+4%

-1%

+6%

-3%

+7%

+15%

+7%

+10%

+10%

+9%

+10%

9 933

3 192

3 421 3 921

1 250 1 329 1 285

5 491 6 057

6 673

10 807

11 879

Динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  

в 2016–2018 годах

млрд рублей

Рисунок 56

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год

127

дарственный долг субъектов Российской Федера-

ции сократился на 109,1 млрд рублей, или 4,7%,  

по сравнению с началом 2018 года и по состоянию 

на 1 января 2019 года составил 2 206,3 млрд рублей, 

или 25,3% от налоговых и неналоговых доходов бюд-

жетов субъектов Российской Федерации.

При этом снижение объема долговых обяза-

тельств произошло в 66 регионах. Наибольшее сни-

жение по этому показателю наблюдается в Кеме-

ровской области (на 22,6 млрд рублей), Республике 

Коми (на 10,2 млрд рублей), Ростовской области (на 

9,9 млрд руб лей), Самарской области (на 9,6 млрд 

рублей), Краснодарском крае (на 9,0 млрд рублей), 

Ямало-Ненецком автономном округе (на 8,4 млрд 

рублей), Белгородской области (на 6,7 млрд рублей), 

Иркутской области (на 6,3 млрд рублей), Астрахан-

ской области (на 5,6 млрд рублей), Архангельской 

области (на 5,4 млрд рублей).

Расходы на обслуживание государственного дол-

га субъектов Российской Федерации за 2018 год от-

носительно 2017 года сократились на 18,0%, а эко-

номия расходов на обслуживание государственного 

долга субъектов Российской Федерации относитель-

но первоначально утвержденных расходов регионов 

на указанные цели составила 50,4 млрд рублей.

Привлечение кредитов кредитных организа-

ций составило 1 123,6 млрд рублей, погашение — 

1 138,3 млрд рублей (в 2017 году — 1 551,6 млрд руб- 

лей и 1 677,9 млрд рублей соответственно).

Остатки средств бюджетов на 1 января 2019 го- 

да составили 1 981,0 млрд рублей и увеличились 

 

за 2018 год на 524,9 млрд рублей, или на 36,0%.

Просроченная кредиторская задолженность 

на 1 января 2019 года составляет 22,4 млрд рублей 

со снижением на 22,6 млрд рублей, или на 50,1%  

(57 субъектов Российской Федерации имеют про-

сроченную кредиторскую задолженность; 62 субъ-

екта Российской Федерации — в 2017 году); в 56 

регионах она снизилась на общую сумму 23,1 млрд 

рублей, а в 7 возросла на общую сумму 0,6 млрд  

рублей, в том числе наибольший прирост зафикси-

рован в Еврейской автономной области (+229,0 млн 

рублей), Орловской области (+180,9 млн рублей), 

Республике Дагестан (+59,3 млн рублей), Карача-

ево-Черкесской  Респуб лике  (+32,4 млн рублей), 

г. Севастополе  (+32,3 млн рублей).  Просроченная 

кредиторская задолженность на 1 января 2019 года 

отсутствует в 28 регионах.

При этом просроченная кредиторская задол-

женность по оплате труда на 1 января 2019 года со-

ставила 25,8 млн рублей и сократилась на 19,7 млн 

рублей, или на 43,4% (5 субъектов Российской Фе-

дерации имеют просроченную кредиторскую задол-

женность по оплате труда; 7 субъектов Российской 

Федерации — в 2017 году).

Таким образом, впервые с 2007 года результатом 

исполнения консолидированных бюджетов субъек-

тов Российской Федерации стал профицит, среди 

особенностей исполнения бюджетов субъектов Рос-

сийской Федерации в 2018 году отмечается опережа-

ющий прирост доходов консолидированных бюдже-

тов субъектов Российской Федерации над расходами 

и снижение объема государственного долга.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложения

Приложение 1

 

Исполнение основных показателей федерального бюджета и консолидированного бюджета  

в 2014–2018 годах

 .............................................................................................................................. 

130

Приложение 2

 

Поступление доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации за 2018 год 

 ......... 

134

Приложение 3

 

Исполнение расходов федерального бюджета в 2018 году в разрезе разделов 

и подразделов классификации расходов федерального бюджета

......................................................... 

136

Приложение 4

 

Исполнение расходов федерального бюджета в 2018 году в разрезе 

государственных программ Российской Федерации, непрограммных направлений деятельности 

и главных распорядителей средств федерального бюджета 

 ................................................................ 

140

Приложение 5

 

 

Исполнение расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов 

государственных внебюджетных фондов в 2018 году в разрезе разделов классификации 

расходов бюджетов 

 ........................................................................................................................... 

166

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..