ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ. ОТЧЁТ ЗА 2017 ГОД - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ. ОТЧЁТ ЗА 2017 ГОД

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ. ОТЧЁТ ЗА 2017 ГОД - часть 5

 

 

67 

 

детьми–сиротами  и  детьми,  оставшимися  без  попечения  родителей,  согласно 
п.55 ПП РФ № 481 от 24 мая 2014, который основан на базе многолетнего опыта 
реализации программы «Школа приемных родителей»; 

проведение 

научно-практической 

конференции 

«Комплексная 

профилактика  социальной  исключённости  детей,  находящихся  в  трудной 
жизненной  ситуации,  в  условиях  Центра  содействия  семейному  воспитанию: 
средовой  подход»  с  участием  Института  дополнительного  профессионального 
образования  работников  социальной  сферы  и  научно–практического  Центра 
«Детство»; 

-  публикация  методического  пособия  «Технология  психологического 

сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание»; 

-  представление  к  печати  методического  пособия  «Комплексная 

программа  профилактики  социальной  исключённости  детей,  находящихся  в 
трудной  жизненной  ситуации,  в  условиях  Центра  содействия  семейному 
воспитанию»; 

-  участие  в  написании  методического  пособия  «Формирование 

жизнеспособности  замещающей  семьи  как  фактора  профилактики  отказов  от 
приемных детей»;  

- проведение Школы передового опыта «Модель организации жизненного 

пространства  воспитанников  Центра  содействия  семейному  воспитанию: 
средовой подход»; 

-  проведение  выездного  занятия  «Особенности  работы  воспитателя  в 

условиях  семейных  групп»  для  слушателей  Института  дополнительного 
профессионального образования работников социальной сферы; 

-  проведение  видео  лекции  по  теме  «Специфика  постинтернатного 

сопровождения в условиях Центра содействия семейному воспитанию»; 

-  участие  в  проектном  семинаре  на  базе  Центра  «Детство»  по  вопросам 

создания стандарта об оказании услуги сопровождения замещающих семей; 

-  участие  в  экспертизе  проекта  документов  «Портфель  документов 

специалиста-психолога ЦССВ г. Москвы»; 

- участие в семинаре межрегионального уровня для представителей школ-

интернатов  «Семейный  тип  организации  воспитания,  жизнедеятельности  и 
социализации детей»; 

-  участие  в  Межрегиональной  конференции  «Профилактика  и 

преодоление  «социальной  исключенности»  детей  и  молодых  инвалидов  с 
выраженными ментальными нарушениями»; 

-  участие  в  методическом  семинаре  «Приоритетные  направления 

гражданско-патриотического 

воспитания 

и 

музейной 

педагогики 

в 

профилактике социальной исключенности воспитанников ЦССВ»; 

-  участие  в  V  Международной  научно-практической  конференции 

«Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования»; 

- ведение практики студентов ФГБОУ ВО «Московский государственный 

психолого-педагогический 

университет» 

и 

ГБПОУ 

«Московский 

государственный образовательный комплекс (МГОК)». 

68 

 

В период осуществления опытно-экспериментальной работы специалисты 

Центра  были  активными  участниками  группы  по  обсуждению  и  разработке 
Типового  положения  о  деятельности  организаций  для  детей-сирот  детей, 
оставшихся без попечения родителей, созданной Министерством образования и 
науки Российской Федерации.  

На  данный  момент  готовится  к  изданию  методическое  пособие 

Комплексная  программа  профилактики  социальной  исключённости  детей, 
находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  в  условиях  центра  содействия 
семейному  воспитанию:  средовой  подход:
  сборник  статей  //  Под  ред. 
Байдаровой О.И., Комаровой С.В. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2017. – 130 с. 

30  мая  для  группы  слушателей  Института  дополнительного 

профессионального  образования  работников  социальной  сферы  проведена 
Школа  передового  опыта  по  теме  «Реабилитационный  досуг  как  средство 
профилактики  социальной  исключенности  детей,  нуждающихся  в  помощи 
государства». 

Подготовленные  видео  лекции  по  тематике  ОЭР:  «Центр  содействия 

семейному воспитанию как современная модель организации для детей-сирот и 
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей»,  «Сопровождение  семьи, 
принявшей на воспитание ребенка,  с учетом потребностей и интересов ребенка, 
в  том  числе  ребенка  с  ОВЗ»,  «Подготовка  и  передача  ребенка  в  условия 
семейной  замещающей  заботы  с  учетом  потребностей  и  интересов  ребенка», 
«Основные  подходы  к  созданию  условий  воспитания,  приближенных  к 
семейным,  в  Центре  содействия  семейному  воспитанию»,  включены  в  план 
работы кафедры психологии и педагогики ИДПО. 

Обобщая  вышесказанное можно  констатировать,  что  экспериментальной 

группой ГБУ ЦССВ «Наш дом» проведена работа в соответствии с намеченным 
планом ОЭП. 

 
Эффективность  реализации  предложенной  модели  подтверждает 

стабильность показателей по основным услугам, оказываемым Центром.  

 

За все время осуществления социального патроната специалистами 

ЦССВ «Наш дом» только семь детей, находившихся на социальном патронате в 
учреждении,  были  переданы  в  детские  учреждение  в  связи  с  лишением 
родителей  родительских  прав,  что  составляет  5,3  %  от  количества 
сопровождавшихся детей. 

  Стабильно  количество  детей,  передаваемых  на  воспитание  в  семьи 

граждан.  

  Стабильно  количество  замещающих  семей,  получающих  в  Центре 

услуги сопровождения. 

  Услуга  по  подготовке  граждан,  выразивших  желание  принять  детей-

сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  на  семейные  формы 
устройства  стабильно  востребована.  Количество  потенциальных  приемных 
родителей, прошедших подготовку в ШПР, превышает плановые показатели. 

69 

 

  Услуга постинтернатного патроната также остаётся востребованной. С 

2013  года  только  в  рамках  заключенных  договоров  помощь  получили  37 
молодых людей, не только выпускников учреждения. Необходимо сказать, что 
наличие  подразделения  постинтернатного  патроната  помогает  оперативно 
оказывать  необходимую  помощь  обращающимся  выпускникам,  часто  без 
заключения договора.  

За  время  реализации  экспериментальной  деятельности  в  жизни 

учреждения произошли кардинальные изменения, связанные с поступлением в 
Центр  детей  с  тяжелыми  и  множественными  нарушениями  развития,  которые 
составляют более половины от всех воспитанников. В настоящее время в «Наш 
дом»  поступают  воспитанники-сиблинги  младшего  возраста.  Таким  образом, 
вместе  с  «особенными»  детьми,  в  Центре  живут  нормально  развивающиеся 
дети  и  дети,  имеющие  незначительные  нарушения  развития.  Это  диктует 
необходимость  создания  в  Центре  интегративной  среды,  обеспечивающей 
максимально 

благоприятные 

условия 

реабилитации, 

развития 

и 

жизнеустройства для любого ребенка.  

В  настоящее  время  в  Центре  функционируют  3  интегрированные 

семейные  воспитательные  группы,  в  которых находятся  дети  разного  возраста 
(от 3 до 18 лет), состояния здоровья и уровня развития.  

Таким  образом,  эффективность  реализации  модели  комплексной 

профилактики  социальной  исключенности  детей,  находящихся  в  трудной 
жизненной  ситуации,  в  условиях  Центра  содействия  семейному  воспитанию, 
доказывается  стабильным  выполнением  государственного  задания  в  полном 
объеме  и  востребованностью  услуг  Центра  у  населения.  Идея  комплексной 
профилактики 

социальной 

исключенности 

будет 

развиваться 

и 

совершенствоваться  за  счет  формирования  интегративной  среды  ЦССВ, 
изучения  особенностей  ее  формирования,  условий  функционирования  и 
показателей эффективности. 
 

В связи с завершением основной экспериментальной работы по созданию 

среды, 

способствующей 

комплексной 

профилактике 

социальной 

исключенности  детей  в  условиях  Центра  содействия  семейному  воспитанию, 
просим  закрыть  ОЭП  на  базе  ЦССВ  «Наш  дом»  и  перевести  учреждение  в 
статус «Школа передового опыта». 

 

70 

 

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОГО 

СОПРОВОЖДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 

С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

(По данной теме ОЭП работала на основании Приказа ДСЗН  

города Москвы № 376 от 29.04.15) 

 
 

Опытно-экспериментальная  площадка  –  ГБОУ  города  Москвы 
«Центр  реабилитации  и  образования  №  7»  Департамента  труда  и 
социальной защиты населения города Москвы 
 
 
Руководитель 
опытно-экспериментальной работы 
директор ГБОУ ЦРО № 7                                                            Войтас С.А. 
 
Научный руководитель (консультант), 
д.п.н., зав. кафедрой психологии и педагогики, 
профессор                                                                                    Приступа Е.Н. 

 
 

В 2015-2017 годах в рамках реализации экспериментальной деятельности в 

ЦРО №7 была проведена следующая работа. 

 

Разработана, 

усовершенствована 

и 

апробирована 

модель 

индивидуального реабилитационно-образовательного  маршрута  (далее  ИРОМ) 
ребенка, проходящего реабилитационно-образовательный курс в ГБОУ ЦРО № 
7 ДТСЗН города Москвы. 

 

Проведена 

разработка, 

систематизация, 

апробация 

и 

усовершенствование  диагностических  материалов,  необходимых  для  работы  – 
пакетов  диагностических  материалов  для  медицинских,  педагогических, 
социальных специалистов, психологов Центра. 

 

Успешно  проведена  разработка  информационной  системы 

«Индивидуальный  реабилитационно-образовательный  маршрут».  Программа 
построена  как  WEB  приложение,  которое  открывается  вызовом  адреса 
http://irom7.ru  и  позволяет  оптимизировать  работу  по  учету  и  систематизации 
реабилитационных  мероприятий,  формировать  аналитические  отчеты  по 
периодам,  категориям  мероприятий,  конкретным  воспитанникам.  Электронная 
система  заполнения  ИРОМов  работает  в  режиме  онлайн.  Всем  членам 
основного  персонала  учреждения  присвоены  индивидуальные  пароли  для 
авторизации  при  дистанционном  доступе  в  систему.  Со  всеми  членами 
основного персонала организации проведено обучение по заполнению ИРОМа 
ребенка  в  режиме  онлайн.  Описание  программного  обеспечения  ИРОМа 
прилагается. 

 

Проведена  апробация  системы  информационно-компьютерного 

сопровождения  комплексной  реабилитации  детей.  За  отчетный  период 

71 

 

составлены ИРОМы на 623-х воспитанников. В данной работе приняли участие 
более 50 специалистов Центра. 

 

Оформлены  права  на  объект  интеллектуальной  собственности 

«Индивидуальный реабилитационно-образовательный маршрут как инструмент 
деятельности ГБОУ Центр реабилитации и образования № 7 города Москвы». 
Свидетельство  o  дeпонирoвaнии  прoизвeдения  было  получено  4  апреля  2016 
года  в  Poссийскoм  aвтopскoм  oбществе  «КОПИPУС».  Копия  свидетельства 
прилагается. 

 

Оформлена государственная регистрация информационной системы 

«Индивидyaльный 

реабилитационно-образовательный 

маршрут». 

Свидетельство  о  регистрации  получено  в  отделе  регистрации  программ  для 
ЭВМ,  баз  данных  и  топологий  ИМС  ФГБУ  «Федеральный  институт 
промышленной  собственности»  30  мая  2016  года.  Копия  свидетельства 
прилагается. 

 

Программный 

продукт 

– 

информационная 

система 

«Индивидуальный  реабилитационно-образовательный  маршрут»  успешно 
установлен,  апробирован  и  запущен  в  работу  в  РОЦ  №  76  ДТСЗН  города 
Москвы. 

 

Апробация и распространение инновационного опыта работы в 2017 году 

 
2  февраля  в  Центре  состоялось  выездное  совещание  для  специалистов 

территориальных  центров  социального  обслуживания  населения  города 
Москвы. Специалисты познакомились с жизнью Центра, обсудили актуальные 
вопросы комплектования учреждения.  

21  апреля  сотрудники  Центра  приняли  участие  в  работе  IX 

Международной конференции "Равные права - равные возможности" в рамках 
Форума  "Здоровье  нации  -  основа  процветания  России".  Миллер  А.А. 
выступила  на  конференции  с  докладом  о  полифункциональном  пространстве 
реабилитации для детей с ограничениями жизнедеятельности. 

27  апреля  в  Городском  методическом  центре  Департамента  образования 

города Москвы в рамках городской эстафеты мастерских  и проекта "Москва - 
позитивное  пространство!"  сотрудник  Центра  Миллер  А.А.  представила 
мастер-класс "Социально-игровая программа «Наша Республика 7». 

Результаты опытно-экспериментальной работы 

Результатом  опытно-экспериментальной  работы  явилось  создание, 

апробация и внедрение модели информационно-компьютерного сопровождения 
комплексной  реабилитации  детей  с  ограничениями  жизнедеятельности, 
использование которой обеспечивает: 

максимальную  эффективность  комплексной  реабилитации  ребёнка  с 

ограничениями  жизнедеятельности  через  удовлетворение  индивидуальных 
потребностей 

ребёнка 

в 

получении 

социальной, 

медицинской, 

психологической, педагогической помощи; 

72 

 

преемственность и непрерывность образовательного и реабилитационного 

процессов; 

минимизацию рисков и снятие напряжённости на переходных этапах; 
включение  детей  с  ограничениями  жизнедеятельности  в  социальное 

взаимодействие. 

повышение  эффективности  комплексной  реабилитации  ребёнка  с 

ограничениями  жизнедеятельности  за  счет  удовлетворения  индивидуальных 
потребностей  его  в  получении  социальной,  медицинской,  психологической, 
педагогической помощи; 

повышение доли реабилитационного потенциала через личные достижения 

воспитанников; 

повышение 

«индекса 

удовлетворенности» 

эффективностью 

предоставления услуг учреждением среди получателей услуг; 

сокращение  времени  на  административные  проверки  включенности 

каждого специалиста в работу (до 45%). 

 

 

Таким  образом,  внедрение  модели  компьютерного  сопровождения 

комплексной реабилитации детей с ОВЗ в основном завершено. Компьютерная 
программа\технология  «Индивидуальный  реабилитационно-оздоровительный 
маршрут» 

стала 

мощным 

инновационным 

ресурсом, 

повышающим 

73 

 

эффективность комплексной реабилитации воспитанников Центра. Произошло 
это  за  счёт  информационной  доступности,  технологизации  и  унификации 
профессиональной  деятельности  специалистов,  а  также  более  полного 
удовлетворения  индивидуальных  потребностей  ребёнка  в  получении 
социальной, медицинской, психологической, педагогической помощи. 

В 

процессе 

экспериментальной 

деятельности 

коллектив 

ОЭП 

заинтересовала  проблема  других  ресурсов  социального  учреждения 
(материальные,  кадровые,  финансовые),  которые  оказывают  значительное 
влияние на эффективность деятельности сотрудников.  

В  связи  с  этим  просим  изменить  тему  экспериментальной  работы  и 

разрешить  деятельность  ОЭП  на  базе  ЦРО  №  7  по  теме  «Управление 
ресурсами реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья». 

Приложение 1 

 

Документы, подтверждающие авторство и правообладание 

ИРОМом 

 

 

 

 

 

74 

 

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

(тема ОЭП утверждена Приказом ДТСЗН города Москвы № 1082к  

от 24.07.17) 

 
 

Управление  ресурсами  –  особый  вид  управленческой  деятельности, 

базирующийся  на  предварительной  коллегиальной  разработке  комплексно-
системной  модели  действий  по  достижению  оригинальной  цели  и 
направленной  на  реализацию  этой  модели.  Технология  управления  ресурсами 
помогает  эффективно  достигать  плановых  показателей  и  поставленных  целей. 
Ресурсы  реабилитации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья 
представляют  собой  совокупность  кадровых,  финансово-экономических  и 
социальных ресурсов, находящихся в распоряжении учреждения. 

С  2016  года  во  всех  организациях  системы  труда  и  социальной  защиты 

населения города Москвы проходит внедрение Стандарта качества управления 
ресурсами  в  государственных  учреждениях.  Федеральный  закон  №442-ФЗ  от 
28.12.2013  г.  «Об  основах  социального  обслуживания  граждан  в  Российской 
Федерации»  внес  изменения  в  систему  и  порядок  предоставления  социальных 
услуг.  

Исследование  позволит  изучить  аспекты  оптимизации  штатного 

расписания,  сертификации  персонала,  введение  «подушевого»  норматива  и 
влияние экономических нововведений на качество социальных услуг.  

Цели организационно-аналитического этапа:   

 

теоретический  анализ  проблемы  и  обобщение  опыта  работы  по 

управлению  ресурсами  реабилитации  детей  с  ограниченными  возможностями 
здоровья,  

 

создание  системы,  охватывающей  управление  всеми  видами 

ресурсов 

учреждения 

(материальными, 

кадровыми, 

финансово-

экономическими,  социальными),  по  типу  ERP-систем  (Enterprise  Resource 
Planning) проводились следующие мероприятия: 
 

1. 

Организационные 

 

ознакомление  с  планом  опытно-экспериментальной 

работы; 

 

формирование  рабочей  группы  представителями 

администрации, 

социальными, 

медицинскими 

и 

педагогическими работниками; 

 

утверждение 

темы 

и 

сроков 

проведения 

эксперимента. 

2. 

Составление  и  утверждение  плана  по  реализации  программы  опытно-
экспериментальной работы 

3. 

Систематизация 
теоретического 

подготовка теоретической части исследования 

75 

 

материала 

4. 

Систематизация 
практического 
материала 

по 

управлению  ресурсами 
в России и за рубежом 

подготовка рабочего материала 

5. 

Разработка 

проектов 

документов, 
образующих 
документальное 
сопровождение 

 

механизмы 

анализа 

исходного 

состояния 

управления 

ресурсами 

реабилитации 

детей 

с 

ограниченными возможностями здоровья, 

 

ключевые  составляющие  системы  по  управлению 

ресурсами 

реабилитации 

детей 

с 

ограниченными 

возможностями здоровья. 

6. 

Оформление результатов первого этапа экспериментальной работы 

7. 

Обсуждение полученных результатов, участие в научно-практических мероприятиях. 

8. 

Размещение материалов на официальных сайтах, Фейсбуке, Дайджесте ОЭП 

 

Распространение передового опыта работы 

 

Педагоги ЦРО №7 22 и 23 сентября приняли активное участие в работе II-

го  Форума  молодежи  Департамента  труда  и  социальной  защиты  населения 
города  Москвы,  организованном  Молодежным  советом,  где  впервые  была 
представлена  команда  реабилитационно-образовательных  учреждений.   400 
участников,  15  команд  из  всех  административных  округов  два  дня  делились 
опытом  работы,  слушали  лекции  по  основам  гражданской  журналистики  и 
современным средствам коммуникации с населением, участвовали в квесте на 
командообразование  и  представляли  свою  профессию  в  творческой  форме. 
Одним из ярких событий форума стала встреча с руководителем Департамента 
"100 вопросов к министру", на которой Владимир Аршакович Петросян отвечал 
на вопросы участников форума.  

28  сентября  педагогические,  медицинские  и  социальные  работники 

Центра  реабилитации  и  образования  №7  стали  участниками  психолого-
педагогического  тренинга.  Гостем  Центра  и  лектором  стал  Тетерский  Сергей 
Владимирович,  доктор  педагогических  наук,  председатель  экспертного  совета 
по воспитанию при Комитете Государственной Думы  Федерального Собрания 
Российской  Федерации  по  образованию  и  науке.  В  основу  лекции  легло 
обсуждение новых технологий воспитания и самовоспитания. В ходе тренинга 
сотрудники  Центра  рассмотрели  новые  методы,  способствующие  повышению 
квалификации  кадров,  формированию  лидерских  качеств  и  нестандартной 
жизненной позиции. 

2  октября  почетным  гостем  Центра  и  лектором  стала  Киселева  Наталия 

Александровна  (директор  конкурсных  программ  Института  ускорения 
экономического  развития  "Рыбаков  Фонд").  Лекция  была  посвящена 
современным  педагогическим  компетенциям  педагогов.  Наш  Центр  был 
награждён  дипломом  за  победу  во  Всероссийском  конкурсе  "Территория 
образовательных  проектов-ТОП  школа"  в  рамках  образовательного 

76 

 

направления  "Рыбаков  Фонда"  в  номинации  "Школа  профессионального 
самоопределения". 

11 октября под эгидой «Рыбаков Фонда» в ГБОУ Центр реабилитации и 

образования  №7  состоялся  семинар  «Инклюзивное  образование.  Проблемы  и 
перспективы  развития  в  Российской  Федерации».  Для  участников  семинара 
была  подготовлена  интересная  программа:  экскурсия  по  территории  Центра, 
мастер-классы  педагогов,  музыкальное  приветствие  от  воспитанников.  По 
результатам  семинара  был  разработан  Манифест  по  перспективам  развития 
инклюзивного образования в России.  

18  октября  в  Центр  с  выездной  лекцией  приезжала  доцент  Московского 

государственного  университета  преподаватель  японского  языка  и  культуры 
Бессонова Елена Юрьевна. Тема лекции «Образование в Японии». 

30  октября  педагогический  коллектив  ЦРО  7  стал  участником 

обучающего  семинара  по  работе  с  инновационным  аппаратом  для  незрячих 
пользователей.  Благодаря  полученным  знаниям,  центр  расширяет  свои 
возможности по приему и обучению детей с серьезными нарушениями зрения. 

2  ноября  педагоги  Центра  реабилитации  и  образования  7  стали 

участниками  конференции  "Мир  высоких  технологий  и  STEM-образование 
школьников:  современные  форматы  и  практические  решения".  Российские  и 
международные  спикеры  поделились  успешным  опытом  в  создании  новых 
форматов  основного  и  дополнительного  образования  школьников  в 
естественно-научной сфере. 

С 1 по 3 ноября на базе СШОР "Москвич" прошла Спартакиада молодых 

специалистов учреждений Департамента труда и социальной защиты населения 
города Москвы. Сотрудники Центра были членами команды реабилитационно-
образовательных  учреждения  "Реабилитация",  которая  завершила  свое 
выступление  триумфом,  выиграв  Кубок  Министра  Правительства  Москвы  в 
волейболе  и  заняв  итоговое  I  место  в  командном  зачете  среди  12  окружных 
команд и команды Департамента образования. 

С  9  по  11  ноября  педагоги  дополнительного  образования  стали 

участниками  VII  Международной  специализированной  выставки  «ИнваЭкспо. 
Общество  для  всех»  (КВЦ  "Сокольники",  г.  Москва).  Большой  интерес  у 
посетителей  выставки  вызвали  мастер-классы,  подготовленные  нашими 
педагогами. 

Осенью  Центр  стал  участником  программы  открытых  запросов 

Департамента  инновационных  технологий,  в  рамках  которой  на  территории 
была  выстроена  инновационная  дорожка  и  осуществлены  поставки 
мультикубика (индивидуального проектора) и оборудования Ell brail. 

Таким  образом,  экспериментальная  деятельность  осуществляется  в 

соответствии с программой ОЭП. 

77 

 

МОДЕЛЬ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ 

И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ  

И ДЕТЯМ, ПОДВЕРГШИМСЯ НАСИЛИЮ 

(ОЭП открыта Приказом ДСЗН города Москвы № 600 от 21.07.15.) 

 
 
Опытно-экспериментальная  площадка  –
  ГБУ  «Кризисный  центр  помощи 
женщинам и детям» Департамента труда и социальной защиты населения 
города Москвы 
 
 
Руководитель 
опытно-экспериментальной работы 
директор ГБУ «Кризисный центр помощи  
женщинам и детям»                                                                           Н.Б. Завьялова 
 
Научный руководитель (консультант), 
д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики                   Л.Е. Сикорская 
 

 

 
В  2017  году  экспериментальная  деятельность  на  базе  кризисного  центра 

осуществлялась  в  рамках  основного  этапа.  За  отчетный  период  ГБУ 
«Кризисный  центр  помощи  женщинам  и  детям»  экспериментальная 
деятельность проводилась по следующим направлениям: 

1.  Внедрение  в  деятельность  учреждения  модели  оказания  социально-

психологической  и  социально-педагогической  помощи  женщинам  и  детям, 
подвергшимся насилию в семье. 

2. Исследовательская работа в рамках экспериментальной деятельности.  
3. Проведение научно-практических мероприятий по теме ОЭП. 
4. Информационное сопровождение реализации мероприятий ОЭП. 
 

1. Внедрение в деятельность учреждения модели оказания социально-

психологической и социально-педагогической помощи женщинам и детям, 

подвергшимся насилию в семье 

 
Модель представляет собой реализацию следующих этапов. 
 

Обращение женщины  в  Кризисный  центр, определение  специфики 

ее  проблемы  (первичная  диагностика  с  использованием  таких  методов  как 
наблюдение, беседа, анализ документов), на основании чего она оформляется в 
отделение 

стационарного 

обслуживания, 

либо 

на 

нестационарное 

обслуживание  (отделение  психологической  помощи  женщинам  и  детям, 
отделение социальной реабилитации). 

 

Предоставление женщине различных видов социальных услуг. 

78 

 

 

Проведение  специализированной  диагностики  с  целью  уточнения 

формы обслуживания и содержания оказываемой помощи. 

 

Перенаправление в другие структурные подразделения учреждения 

и продолжение работы с женщиной с учетом выявленных проблемных сфер. 

 

Проведение  итоговой  диагностики,  на  основании  которой 

производится закрытие случая, либо продолжение работы с женщиной. 

В 2017 году данная модель использовалась специалистами учреждения при 

оказании  социально-психологической  и  социально-педагогической  помощи  58 
женщинам и 46 детям, подвергшимся насилию в семье. 

 

 

 

2. Исследовательская работа в рамках экспериментальной деятельности 

 
В  рамках  ОЭП  было  проведено  исследование  с  целью  определения 

факторов,  влияющих  на  решение  проблемы  насилия  в  семье.  Всего  в 
исследовании  приняли  участие  326  женщин.  Участницам  опроса  было 
предложено  в  иерархическом  порядке  выстроить  факторы,  которые,  по  их 
мнению,  являются  наиболее  значимыми  при  решении  проблемы.  Обработка 
результатов позволила выстроить следующую иерархию факторов:  

отсутствие собственного жилья (92%); 
 отсутствие работы специалистов с мужчиной-агрессором (86%); 
 отсутствие постоянного собственного дохода (71%) 
 наличие детей в возрасте до 3-х лет (58%); 
 особенности национальной культуры (межнациональный брак) (6%). 
Таким  образом,  результат  исследования  показал,  что  организация  работы 

специалистов  с  мужчиной-агрессором  является  одним  из  важных  факторов, 

79 

 

влияющих  на  решение  проблемы  насилия  в  семье.  Это  свидетельствует  об 
актуальности работы с мужчинами по таким направлениям как: «профилактика 
конфликтов  и  насилия  в  межличностных  отношениях»,  «коррекция 
агрессивного  поведения».  В  настоящее  время  в  учреждении  разработана  и 
апробируется программа «О чем молчат мужчины». 

 

3. Проведение научно-практических мероприятий по теме ОЭП 

 
В  целях  определения  методологических  принципов  социально-

педагогической  и  социально-психологической  помощи  жертвам  семейного 
насилия и систематизации содержания работы сотрудников Кризисного центра 
были проведены следующие мероприятия. 

 
3.1. Школы передового опыта 
1  марта  в  ГБУ  «Кризисный  центр  помощи  женщинам  и  детям»  прошла 

Школа передового опыта на тему «Социальная работа и развитие организаций 
системы  социальной  защиты  населения».  Участниками  мероприятия  стали 
специалисты  по  социальной  работе  и  специалисты  по  работе  с  семьей 
учреждений  Департамента  труда  и  социальной  защиты  населения  города 
Москвы,  обучающиеся  в  Институте  дополнительного  профессионального 
образования работников социальной сферы ДТСЗН города Москвы. 

В  начале  мероприятия  для  участников  школы  передового  опыта  была 

проведена  экскурсия  по  учреждению,  в  процессе  которой  они  смогли  более 
подробно  познакомиться  со  спецификой  работы  специалистов  Кризисного 
центра. 

Завьялова  Н.Б.,  директор  ГБУ  «Кризисный  центр  помощи  женщинам  и 

детям», поприветствовав собравшихся, представила доклад на тему: «Развитие 
системы  защиты  женщин  и  детей  от  насилия  в  рамках  межведомственного 
взаимодействия». 

Перед  участниками  школы  передового  опыта  с  докладами  также 

выступили:  

-  Выжанова  Л.Ю.,  заведующий  отделением  психологической  помощи 

женщинам  и  детям,  рассказала  слушателям  об  особенностях  семейного 
консультирования в Кризисном центре. 

-  Черникова  Т.В.,  заведующий  отделением  стационарного  обслуживания 

филиала «Надежда», рассмотрела вопрос необходимости комплексного подхода 
при оказании помощи женщинам и детям, пострадавшим от насилия в семье.  

- Демьяненко Н.С., заведующий отделением дневного пребывания детей и 

подростков «Безопасное детство», выступил с докладом на тему «Особенности 
комплексного  подхода  в  работе  отделения  дневного  пребывания  детей  и 
подростков  «Безопасное  детство»  с  несовершеннолетними,  оказавшимися  в 
трудной жизненной ситуации». 

-  Дробышевская  Я.И.,  специалист по  реабилитационной  работе отделения 

сопровождения,  экстренного  реагирования  и  консультирования  филиала 

80 

 

«Специализированный  дом  ребенка  «Маленькая  мама»,  поделилась  опытом 
работы  по  сопровождению  воспитанниц  и  выпускниц  с  детьми,  что  является 
основным условием их успешной интеграции в социум. 

 
15  марта  в  филиале  «Кризисного  центра  помощи  женщинам  и  детям»  - 

Специализированном  доме  ребенка  «Маленькая  мама»  прошла  ШПО  для 
слушателей курсов повышения квалификации ИДПО ДТСЗН города Москвы. 

Сотрудники  территориальных  ЦПСИД  и  ЦСО,  руководители  и 

заместители ЦССВ увидели, как живут и социализируются наши воспитанники, 
узнали  о  межведомственном  взаимодействии,  особенностях  методического 
сопровождения деятельности, методах и технологиях, которые используются в 
работе  с  детьми-сиротами,  детьми,  оставшимися  без  попечения  родителей, 
несовершеннолетними беременными и мамами.  

 
3.2. Научно-практические семинары, круглые столы 
19  апреля  в  филиале  «Специализированный  дом  ребенка  «Маленькая 

мама» ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» ДТСЗН г. Москвы 
состоялся  круглый  стол  «Оптимизация  системы  межведомственного 
взаимодействия по профилактике отказов от новорожденных детей». Основной 
целью  круглого  стола  являлось  решение  вопроса  о  развитии  эффективного 
межведомственного  взаимодействия  на  основании  заключения  соглашения  о 
сотрудничестве  в  рамках  межведомственного  взаимодействия  по  социально-
психологическому  сопровождению  беременных  женщин  и  женщин  с 
новорожденными  детьми.  В  круглом  столе  принимали  участие  специалисты 
ГБУ  «Кризисный  центр  помощи  женщинам  и  детям»  и  филиалов,  а  так  же 
руководители  и  специалисты  медицинских  организаций  государственной 
системы  здравоохранения  города  Москвы,  в  составе  которых  имеются 
акушерские стационары.  

20  и  27  апреля  в  ГБУ  «Кризисный  центр  помощи  женщинам  и  детям»  с 

целью  трансляции  опыта  работы  с  женщинами,  пострадавшими  от  насилия  в 
семье  были  проведены  семинары-тренинги  на  тему  «Насилие  в  близких 
отношениях: терапевтическая модель помощи жертве». В мероприятии приняли 
участие  психологи  и  специалисты 
по  работе  с  семьей  организаций 
поддержки семьи и детства ДТСЗН 
города Москвы. Ведущий семинара 
Орлова 

Т.И. 

обсудила 

со 

специалистами 

модели 

возникновения  насилия  в  семье, 
особенности  личности  участников 
домашнего 

насилия, 

влияние 

социума  на  ситуацию  насилия. 
Особое 

внимание 

участники 

семинара уделили терапевтической 

81 

 

модели  психологической  помощи  жертве  и  специальным  техникам  работы  с 
жертвой. 

19  мая  Кризисный  центр  стал  одной  из  площадок  второго  дня 

Международной  конференции  «На  пути  устойчивого  развития  общества  и 
социального  благосостояния:  поиск  ответов  на  вызовы  современности», 
организованной ДТСЗН города Москвы и ИДПО. Модератором круглого стола 
«Гендерное 

равенство, 

различия 

и 

социальная 

включенность 

в 

демографическом  контексте»  выступили  заместитель  руководителя  ДТСЗН 
города  Москвы  Т.М.  Барсукова  и  Президент  Национального  общественного 
Комитета «Российская семья», руководитель Ресурсного центра Союза женщин 
России Г.И. Климантова. 

Специалисты 

России, 

Швеции, 

Австрии, 

Финляндии, 

Дании, 

Великобритании  в  области  демографической  политики  обсудили  гендерные 
аспекты семейного насилия, проблемы многодетных семей и новые механизмы 
обеспечения  социального  благополучия  в  многодетных  семьях,  роль  отца  в 
воспитании  ребенка,  а  также  роль  средств  массовой  информации  в 
формировании позитивного образа женщины, мужчины и семьи. Специалисты 
в  области  демографической  политики  и  гендерного  равенства  пытались 
разобраться в сущности данных проблем, накопившихся как в отдельно взятых 
странах,  так  и  на  международном  уровне  и  по  итогам  круглого  стола 
выработали основные методы по их решению. 

 

 

 

 

 
31  октября  2017  года  в  ГБУ  «Кризисный  центр  помощи  женщинам  и 

детям»  в  рамках  реализации  городской  программы  профилактики  жестокого 
обращения  «Безопасное  детство»  прошло  заседание  открытой  «Переговорной 
площадки».  В  заседании  приняли  участие  руководители  организаций 
поддержки  семьи  и  детства  Департамента  труда  и  социальной  защиты 
населения  города  Москвы,  сотрудники  Московской  службы  психологической 
помощи  населению,  центров  социального  обслуживания  населения  районов 
города, представители некоммерческих организаций.  

Вначале  мероприятия  выступила  директор  Кризисного  центра  Наталья 

Завьялова,  которая  рассказала  об  истоках  создания  и  этапах  реализации  этой 
очень важной для большого мегаполиса, которым является Москва, программе. 

82 

 

В  ее  выступлении  были  четко  обозначены  проблемы  внутриведомственного  и 
межведомственного взаимодействия, которые сейчас еще существуют.  

«Среди  задач,  которые  стоят  перед  всеми  нами  -  сказала  Наталья 

Борисовна 

является 

разработка 

и 

внедрение 

комплексного 

межведомственного  подхода  с  участием  НКО  к  разрешению  ситуаций, 
связанных с проблемами насилия и жестокого обращения в семье, повышение 
уровня  скоординированного  взаимодействия  со  Следственным  комитетом, 
повышение  профессиональной  компетентности  специалистов  и  повышение 
уровня информированности населения о проблеме семейного насилия». 

Среди  выступающих  была  сотрудница  благотворительного  фонда 

«Волонтеры  в  помощь  детям-сиротам»  Арчакова  Татьяна,  которая  поделилась 
информацией  о  реализации  проекта  по  распространению  опыта  ведения 
случаев  женщин  с  детьми,  которые  оказались  в  кризисной  ситуации  и 
возможностях сотрудничества по городской программе «Безопасное детство». 

Психолог  ГБУ  «Городской  ресурсный  центр  поддержки  семьи  и  детства 

«Отрадное»  Исмагулова  Зульфия  проинформировала  присутствующих  о 
результатах своего участия в региональном семинаре для партнеров Восточной 
Европы  и  Кавказа  по  теме  «Сексуальное  насилие  над  детьми»,  который 
проходил 25-28 сентября 2017 года в г. Тбилиси. В рамках работы «открытого 
микрофона» выступил специалист ГБУ «Московской службы психологической 
помощи  населению»  Ревнова  Мария.  Она  рассказала  о  работе  единого 
информационного  телефона  психологической  службы  -  051,  действиях 
психологов при обращениях, связанных с насилием и жестоким обращением в 
семье.  

Участники  «Переговорной  площадки»  обсудили  план  реализации 

мероприятий  по  программе  «Безопасное  детство»  на  4  квартал  2017  года, 
основными событиями которого станут:  

-  проведение  обучающих  семинаров  для  сотрудников  учреждений 

поддержки семьи и детства - ответственных в округах г. Москвы по работе со 
случаями насилия и жестокого обращения в семье; 

-  разработка  регламента  работы  специалистов  телефонов  доверия  и 

горячих  линий,  функционирующих  в  учреждениях  ДТСЗН  города  Москвы,  со 
случаями жестокого обращения и семейного насилия; 

-  проведение  мониторинга  проявления  психологического  и  иных  форм 

насилия среди обучающихся Московских школ. 

Продолжением  «Переговорной  площадки»  стало  обучение  15  ноября 

более 30 психологов со всех округов города Москвы на базе Кризисного центра 
в  рамках  реализации  городской  программы  профилактики  жестокого 
обращения «Безопасное детство».  

Участники  мероприятия  познакомились  с  деятельностью  учреждения  и 

содержанием  городской  программы  профилактики  жестокого  обращения 
«Безопасное  детство»,  о  которых  рассказала  директор  Кризисного  центра  – 
Наталья  Борисовна  Завьялова,  
узнали  об  особенностях  работы      Центра 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..