Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом за 1990–2015 гг.

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 4

 

 

включена доля неокисленного углерода, характерная для условий и технологий сжигания,
применяемых в России. Расчет средневзвешенного коэффициента для каждого года прово-
дился по формуле 3.3:
EFCO
= ∑(ADместорожд. ∙ CFместорожд. ∙ EFместорожд.)
106⁄29,3076
(3.3)
2
∑(ADместорожд. ∙ CFместорожд.)
где: EF СО2 - средневзвешенное значение коэффициента выброса СО2 при сжигании
угля, кг СО2/ТДж;
ADместорожд. - потребление угля в качестве котельно-печного топлива, разделенное по
бассейнам и месторождениям т;
CFместорожд. - средний калорийный эквивалент для пересчета одной натуральной тонны
угля в условное топливо (т.у.т/т) (таблица 3.8);
EFСО2 месторождение - коэффициенты выбросов СО2 в углях различных угледобывающих
бассейнов (тСО2/т.у.т.);
106 - переводный множитель т СО2/т.у.т. на кг СО2/тыс. т.у.т.;
29,3076 - переводный множитель тыс. т.у.т. в ТДж.
Средневзвешенный коэффициент выбросов СО2 от сжигания угля рассчитывали для
каждого года на основе данных о потреблении в экономике страны углей разных марок и с
применением данных о содержании углерода в них (табл. 3.8). Полученный в результате
проведенных расчетов временной тренд коэффициента выбросов СО2 и значения
теплотворной способности углей приведены в таблице 3.9.
3.2.3.3 Обеспечение и контроль качества и верификация оценок по категории в це-
лом
Для оценки и контроля качества применялись стандартные процедуры, включая контроль
данных о деятельности и сравнение значений оценок выбросов за разные годы. Обеспечение
качества инвентаризации выполняется на этапах сбора и электронного ввода данных о дея-
тельности коэффициентов эмиссии и расчетных коэффициентов. Исходные данные и ре-
зультаты расчетов сравниваются по годам и отдельным категориям источников.
При вводе исходных данных в расчетные таблицы разработана специальная система кон-
троля качества, позволяющая избежать ошибок ввода данных, которая состоит из трех эта-
пов:
На первом этапе проводится сравнение рассчитанных значений общего объема топ-
лив с учетом, добычи, импорта и изменения запасов с данными топливно-
энергетического баланса для всех видов топлив, включая вторичные;
Второй этап контроля качества состоит в сравнении расчетных данных об общем по-
треблении топлива в стране с учетом экспорта с данными топливно-энергетического
баланса;
На третьем этапе из расчетов удаляются данные о производстве вторичных топлив и
производится расчет внутреннего потребления топлив в соответствии с Руководя-
щими принципами МГЭИК 2006 года (МГЭИК, 2006).
Мероприятия проводятся регулярно и выполняются поэтапно, по мере подготовки ка-
дастра парниковых газов. По методическим вопросам сбора данных проводились консульта-
ции со специалистами Росстата, Минтранса России, Энергетического углеродного фонда,
Международного энергетического агентства. Элементом контроля качества кадастра являет-
ся внешняя проверка исходных данных и оценок выбросов специалистами федеральных ми-
нистерств и ведомств. В частности, большой объем работы по проверке исходных данных
проведен специалистами Росстата.
В 2012 году независимый контроль качества раздела осуществлялся Центром по эффек-
тивному использованию энергии (ЦЭНЭФ). Специалисты ЦЭНЭФ выполнили собственные
- 36 -
3. Энергетика (Сектор 1 ОФД)
расчеты выбросов парниковых газов по всем категориям и сопоставили их с данными ка-
дастра парниковых газов (Башмаков, Мышак, 2012). Результаты расчетов обсуждались на
совместном семинаре ЦЭНЭФ и ФГБУ «ИГКЭ Росгидромета и РАН». Предпринятые проце-
дуры контроля качества соответствуют уровню 2.
3.2.3.4 Перерасчеты и изменения, сделанные в ответ на проверки результатов
инвентаризации выбросов
В кадастре 2017 года при оценке выбросов парниковых газов от сжигания топлива с ис-
пользованием базового подхода перерасчеты не проводились.
3.2.3.5 Планируемые усовершенствования
Проведение усовершенствований в расчетах по базовому подходу не планируется.
3.2.4 Секторный подход (по категориям источников) - 1.AA
При расчетах с использованием секторного подхода определялись выбросы СО2, других
парниковых газов CH4, N2O, а также газов с косвенным парниковым эффектом - NOx, CO,
неметановых углеводородов на основе статистических данных о сжигании топлива по сек-
торам экономики (МГЭИК, 2006). Инвентаризация выбросов парниковых газов, включает
оценку выбросов от энергетической промышленности при переработке топлива и производ-
стве энергии (1.А.1), промышленного производства и строительства (1.А.2), транспорта
(1.А.3), других отраслей экономики (1.А.4), в том числе: коммерческое использование
(1.А.4.а), использование в жилом секторе (1.А.4.b), сельское хозяйство, рыболовство и лесо-
водство (1.А.4.с), других видов сжигания топлива (1.А.5). Суммарная эмиссия парниковых
газов от сжигания топлива от всех категорий источников составила 1429329,14 Гг, СО2-экв.
что на 37,5% меньше, чем в 1990 году, и на 0,4% больше, чем в 2014 году. Вклад отдельных
подкатегорий в эмиссию парниковых газов показан на рисунке 3.4.
2500000
Другие
Другие сектора
Транспорт
Промышленное производство
2000000
Энегретическая промышленность
1500000
1000000
500000
0
Рисунок 3.4 - Выбросы парниковых газов при сжигании топлива по категориям источников
(Гг СО2 - экв.)
Для проведения инвентаризации в категории 1.А Сжигание топлива использованы в ос-
новном рекомендуемые МГЭИК параметры (коэффициенты эмиссии, доли окисленного уг-
лерода и др.), кроме национальных параметров, приведенных в таблице 3.8 и отмеченных
индикатором «(н)». К ним относятся значения низшей теплоты сжигания топлив, использу-
емые для перевода исходных данных в ТДж, взятые с учетом свойств отечественных топлив.
Расчет потребления топлива в ТДж проводится по формуле 3.2. Национальные коэффициен-
ты эмиссии, аналогичные используемым в расчете по базовому подходу, применены к углям
и природному газу.
- 37 -
Выбросы СО2, относящиеся к использованию доменного газа, учтены в секторе 2.С.1 -
Промышленные процессы - Черная металлургия. Поэтому, для того, чтобы избежать двой-
ного учета, доменный газ исключен из расчетов в секторе 1.А. - Сжигание топлива. По ре-
комендации группы экспертов по проверке кадастра, доменный газ включен в расчеты для
определения выбросов СН4 и N2O.
Кроме того, начиная с кадастра 2015 года, для исключения двойного учета с сектором Промыш-
ленные процессы из расчетов в секторном подходе исключен природного газа, идущий на
производство железа прямого восстановления.
Временной ряд суммарных выбросов парниковых газов в эквиваленте СО2 при сжигании
топлива с указанием выбросов по основным категориям источников представлен в табли-
це 3.10.
Таблица 3.10
Эмиссия парниковых газов при сжигании топлива по категориям источников
(Гт СО2 эквивалента)
1990
1995
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
2,29
1,45
1,31
1,35
1,40
1,39
1,44
1,35
1,41
1,46
1,47
1,41
1,42
1,43
Энергетическая
промышлен-
1,17
0,91
0,84
0,86
0,89
0,88
0,90
0,84
0,88
0,89
0,91
0,85
0,85
0,82
ность
Промышленное
0,21
0,09
0,10
0,11
0,11
0,11
0,12
0,12
0,13
0,13
0,14
0,14
0,15
0,15
производство
Транспорт
0,32
0,21
0,17
0,21
0,21
0,22
0,23
0,21
0,23
0,24
0,24
0,25
0,25
0,27
Другие сектора
0,27
0,20
0,18
0,14
0,14
0,14
0,14
0,14
0,13
0,14
0,12
0,14
0,14
0,15
Другие
0,32
0,04
0,01
0,03
0,04
0,04
0,05
0,04
0,04
0,04
0,05
0,03
0,03
0,03
3.2.4.1 Энергетическая промышленность (1.А.1)
Обзор
К категории «Энергетическая промышленность» отнесены выбросы от сжигания топлива при
добыче, переработке топлив и производстве энергии (МГЭИК, 2006). Суммарная эмиссия парни-
ковых газов от категории «Энергетическая промышленность» (1.А.1) в 2015 году составила
820625.09 Гг СО2-экв., из них 99,7% приходится на выбросы СО2. Выбросы от сжигания топлива
для энергетических целей составляют 57,4% выбросов СО2 от всего сжигания топлива. Временной
тренд выбросов СО2 от сжигания топлива при добыче, переработке топлив и производстве энер-
гии в России приведен на рисунке 3.5.
Методологические вопросы
В соответствие с методикой МГЭИК в секторе энергетическое использование топлива учиты-
валось топливо, сжигаемое для производства электроэнергии и тепла, а также при производстве и
трансформации энергии для собственного теплоснабжения и собственных нужд. Топливо, преоб-
разуемое во вторичные виды топлива при помощи физических и химических процессов, не вклю-
чающих горение, в расчеты не включалось.
Для оценки выбросов в данной категории в 1992-1999 гг. использовались данные российской
национальной статистики, сформированные в соответствии с требованиями представления ин-
формации в базу данных Международного энергетического агентства. При расчете эмиссии учи-
тывались данные, отнесенные к энергетическому сектору и сектору преобразования топлив, за
вычетом потребления первичных видов топлива, идущих на производство вторичного топлива.
Расчеты для 1990, 1991, 2000-2004 годов проводились с использованием исходных данных,
предоставленных Росстатом. Российская национальная статистика предоставляет данные о сжига-
нии топлива для преобразования в другие виды энергии (электро- и тепло-), а также о сжигании
топлива для производства продукции в топливной промышленности и энергетике.
- 38 -
3. Энергетика (Сектор 1 ОФД)
Рисунок 3.5 - Выбросы СО2 при сжигании топлива в энергетической промышленность, Гг СО2
Начиная с 2005 года, в связи с приведением государственных статистических наблюде-
ний в соответствие с общероссийским классификатором видов экономической деятельности
(ОКВЭД), появилась возможность выделения подкатегорий источников в категории «Энер-
гетическая промышленность» (1.А.1). Поэтому при оценке выбросов за 2005 - 2015 гг. от-
дельно рассчитаны выбросы от подкатегорий Основные производители электро- и тепло-
энергии (1.А.1.а), Сжигание топлива при перегонке нефти (1.А.1.b) и Производство твердых
топлив и другие энергетические отрасли, включая сжигание топлива при добыче угля, нефти
и газа (1.А.1.c).
В соответствии с рекомендацией группы экспертов РКИК ООН проведено разделение
данных о деятельности и выбросов парниковых газов по подкатегориям энергетической
промышленности для 1990-2004 годов. Разделение данных о деятельности проведено в соот-
ветствии с рекомендациями Руководящих указаний по эффективной практике МГЭИК
(МГЭИК, 2000). Средние доли отдельно жидких, твердых и газообразных топлив, сжигае-
мых в подкатегориях 1.А.1а, 1.А.1.b и 1.А.1.с определены за период 2005-2013 гг. В соответ-
ствии с полученными долями суммарные объемы жидкого, твердого и газообразного топлив,
сжигаемых в энергетической промышленности в 1990-2004 годах, распределены по подкате-
гориям. Выбросы парниковых газов для каждой подкатегории источников рассчитаны на
основании полученных значений потребления твердого, жидкого и газообразного топлив с
использованием вмененных коэффициентов эмиссии (IEF) для СО2, N2O и CH4, определён-
ных для каждого года отдельно с учетом удельных вкладов отдельных топлив.
Начиная с кадастра 2015 года, отдельно произведена оценка выбросов от категории
1.А.1.с.i - Производство твердых топлив (производство кокса). В российской национальной
статистике (ТЭБ) данные о сжигании топлива при производстве кокса объединены с данны-
ми о сжигании топлива при нефтепереработке. Поэтому для разделения выбросов и приве-
дения структуры российского кадастра в соответствие со структурой МГЭИК, в настоящем
кадастре все твердые топлива, отнесенные в топливно-энергетическом балансе к категории
«Нефтепереработка и производство кокса», для всего временного ряда были перенесены в
категорию 1.А.1.с.i - Производство твердых топлив.
Основной вклад (89,5%) в выбросы диоксида углерода в категории «Энергетическая про-
мышленность» (1.А.1) вносит сжигание топлива при производстве тепло- и электроэнергии
(рис. 3.6). Подкатегория 1.b. - «Сжигание топлива при перегонке нефти» вносит 5,7% в вы-
бросы СО2, а вклад подкатегории 1.c. - «Производство твердых топлив и другие энергетиче-
ские отрасли», состоящие из производства кокса и сжигания топлива при добыче, составляет
4,9%.
- 39 -
2014
Производство тепло и
1990
электро энергии
0,4%
3,9%
0,4%
4,5%
5,7%
8,4%
Перегонка нефти
Производство кокса
87,3
89,5%
%
Сжигание топлива при
добыче и другие
энергетические отрасли
Рисунок 3.6 - Вклад подкатегорий 1.А.1.а, 1.А.1.b, 1.A.1.c в выбросы СО2 при сжигании
топлива в энергетической промышленности
Для оценки эмиссии СО2 при сжигании топлива в энергетике страны в предыдущих ка-
дастрах использовались национальные коэффициенты эмиссии, рассчитанные по соотноше-
нию доли углей различных марок в общем потреблении угля предприятиями электроэнерге-
тики. Начиная с кадастра 2015 года в соответствии с рекомендацией группы экспертов
РКИК ООН был рассчитан временной ряд национальных коэффициентов выбросов СО2 не
только для предприятий электроэнергетики, но и для всего потребления улей в качестве
топлива в России (табл. 3.9). Это позволило применить национальный коэффициент эмиссии
не только к категории энергетическая промышленность, но и ко всему сектору сжигание
топлива. Эти же коэффициенты были применены для всех видов стационарного сжигания
угля, в том числе и на предприятиях электроэнергетики.
Для оценки выбросов СО2 при сжигании других топлив (кроме природного газа), а также
для оценки выбросов других парниковых газов использовались коэффициенты эмиссии, ре-
комендованные МГЭИК (МГЭИК, 2006).
Исходные данные
Временной тренд сжигания топлива при добыче, переработке топлив и производстве
энергии в России приведен в таблице 3.11.
Обращает на себя внимание тот факт, что потребление газа в энергетической промыш-
ленности, начиная с 2007 года, было практически равно или немного превышало уровень
1990 года, в последние годы потребление газа в энергетической промышленности немного
сократилось и составило в 2015 году 92,2% по отношению к 1990 году. Сокращение потреб-
ления газа вызвано общим сокращением производственных мощностей. При этом потребле-
ние жидкого и твердого топлива в 2015 сократилось по отношению к 1990 году, соответ-
ственно, на 64% и 39%. По сравнению с 2014 годом при общем сокращении потребления
таолпива в энерегтической промышленности на 4,5%, потебление жидкого и твердого топ-
лив немного увеличилось (на 1,6 и 4,1% соотвтественно).
В соответствии с рекомендацией группы экспертов РКИК ООН, начиная с представлен-
ного в 2011 году национального доклада о кадастре (Российская Федерация, 2011), приво-
дятся детализированные по видам объемы потребления топлива по подкатегориям источни-
ков. В таблице 3.12 приведены данные о потреблении топлива в подкатегории «Энергетиче-
ская промышленность» (1.А.1).
- 40 -
3. Энергетика (Сектор 1 ОФД)
Таблица 3.11
Временной тренд сжигания топлива в категории «Энергетическая промышленность»,
в % к 1990г.
1995
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
79,0
74,0
76,9
79,6
79,5
80,2
75,0
79,5
80,3
81,9
77,2
77,1
73,7
Жидкое
60,1
47,7
40,3
41,3
36,3
34,9
34,2
33,1
31,2
31,2
35,2
35,2
35,8
топливо
Твердое
72,6
64,5
63,3
67,1
63,8
70,2
64,3
62,4
64,2
68,2
61,8
58,5
60,9
топливо
Газ
88,6
87,3
95,6
98,3
101,6
100,4
93,9
103,1
104,5
105,4
98,7
99,9
92,2
Другие топ-
132,4
188,7
226,8
253,0
191,5
217,0
226,2
261,8
255,6
273,1
245,3
276,2
278,4
лива
Торф
46,6
51,1
30,5
30,9
25,5
18,0
16,8
21,3
29,7
24,6
24,6
25,4
21,0
Таблица 3.12
Расход топлива в категории «Энергетическая промышленность» в 2015 году, ТДж
Виды топлива
1.А.1.а
1.А.1.b
1.А.1.с.i
1.А.1.с.ii
Нефть
24462,79
0,00
3457,56
Дизельное топливо
100205,62
875,42
137079,41
Мазут
156494,14
83892,36
108,41
Сжиженный газ
740,81
9220,99
138,04
Газ нефтеперерабатывающий, сухой
27365,97
496878,12
0,00
Антрацит
75273,60
0,00
746,22
1908,02
Коксующийся уголь
425435,21
0,00
4217,52
10783,84
Каменный уголь
1105127,91
0,00
10955,61
28012,53
Бурый уголь
872289,89
0,00
70,11
Торф
9133,54
0,00
1,99
Угольные брикеты
112,54
0,00
0,00
Кокс металлургический сухой
734,07
0,00
0,00
Газ горючий искусственный коксовый
72310,70
0,00
35188,11
60,14
Природный газ
8131880,30
117274,21
407982,37
Промышленные отходы
148533,85
9985,10
2,93
Всего1)
11175689,40
761621,61
51107,46
590034,27
Биомасса
31003,98
0,00
0,78
1) Сумма значений по столбцам не совпадает со значением «Всего», т.к. из детальной разбивки
по видам топлива исключены значения, содержащие конфиденциальную информацию.
3.2.4.2 Промышленное производство и строительство (1.А.2)
Обзор
Категория «Промышленное производство и строительство» подразумевает оценку вы-
бросов парниковых газов при сжигании топлива в промышленности, включая производство
электроэнергии и тепла для собственных нужд предприятий. Выбросы от сжигания топлива
в промышленном производстве и строительстве представлены по следующим подкатегори-
ям источников: Черная металлургия (1.А.2.а), Цветная металлургия (1.А.2.b), Химическая
- 41 -
промышленность
(1.A.2.c), Целлюлозно-бумажная промышленность
(1.A.2.d), Пищевая
промышленность (1.A.2.e) и Другие сектора промышленности (1.A.2.f). Суммарная эмиссия
парниковых газов от подсектора в 2015 году составила 153986,13 Гг СО2-экв., из них 99,6%
приходится на выбросы СО2. Выбросы от сжигания топлива в промышленности составили
10,8% выбросов диоксида углерода от всего сжигания топлива. Временной тренд выбросов
от сжигания топлива в промышленности приведен на рисунке 3.7.
250000
200000
жидкое
твердое
газ
150000
100000
50000
0
Рисунок 3.7 - Выбросы СО2 при сжигании топлива в промышленности, Гг.
Методологические вопросы
Российская национальная статистическая отчетность в целом соответствует требуемой
детализации и распределению данных. В категорию Другие сектора промышленности
(1.A.2.f) при проведении инвентаризации были включены выбросы от сжигания топлива в
следующих отраслях промышленности: машиностроение и металлообработка, производство
строительных материалов, легкая промышленность, другие сектора промышленности и
строительство. Начиная с 2005 года, в связи с приведением государственных статистических
наблюдений в соответствие с общероссийским классификатором видов экономической дея-
тельности (ОКВЭД), изменилась структура статистической отчетности. Появилась возмож-
ность перенести данные о сжигании топлива при перегонке нефти и добыче топливных по-
лезных ископаемых в категорию «Энергетическая промышленность» (1.А.1). Данные о сжи-
гании топлива в цветной и черной металлургии приведены в статистической отчетности за
2005 - 2015 годы совместно. В связи с указанными изменениями структуры отчетности по
исходным данным, значительно изменился и вклад различных промышленных производств
в суммарный выброс СО2 от категории 1.А.2 «Промышленное производство и строитель-
ство» (рис. 3.8).
В 1990 году суммарный вклад черной и цветной металлургии составил 38% выбросов
СО2 от категории промышленное производство, а в 2015 году сократился до 30%. Вклады
химического производства и пищевой промышленности также сократились на 5%. Вклад
других видов промышленности, включая текстильное производство, производство кожи,
резиновых, пластмассовых и других неметаллических изделий, машиностроение, производ-
ство транспортных средств и строительство, увеличился на 16%.
Коэффициенты эмиссии углерода, поправки на неполное его окисление и коэффициенты
преобразования фактического выброса углерода в эмиссию диоксида углерода использова-
лись в соответствии с методологией МГЭИК (МГЭИК, 2006). В расчет включено только
топливное использование энергетических ресурсов. Национальные параметры расчетов вы-
бросов, применяемые в категории «Промышленное производство и строительство» анало-
гичны тем, что применяются и в других категориях стационарного сжигания топлива и
включают в себя теплотворные способности ряда топлив и коэффициенты выбросов СО2
при сжигании угля и природного газа, рассчитанные с учетом особенностей физико-
- 42 -
3. Энергетика (Сектор 1 ОФД)
химического состава топлив, добываемых и используемых в России. Значения националь-
ных параметров, используемых в кадастре 2017 года, приведены в Таблице 3.8.
30%
2015
55%
8%
4%
3%
Черная и цветная металлургия
Химическая промышленность
Целлюлозно-бумажная промышленность
Пищевая промышленность
Другие виды промышленности
Рисунок 3.8 - Вклад различных промышленных производств, в суммарный выброс CO2
в категории «Промышленное производство и строительство» (1.А.2) в 1990 и 2015 годах
Начиная с кадастра 2013 года, по рекомендации группы экспертов РКИК ООН, выбросы
от сжигания топлива при производстве тепло- и электроэнергии на промышленных пред-
приятиях для собственных нужд после 2005 года перенесены в категорию «Промышленное
производство» (1А2) из категории «Энергетическая промышленность» (1А1). Поскольку
информация о потреблении топлива автопроизводителями тепла и электроэнергии на про-
мышленных предприятиях доступна только в целом для всей промышленности без разделе-
ния на подкатегории, то и выбросы, рассчитанные в целом для промышленного производ-
ства в отчетных таблицах (ОФД), помещены в подкатегорию другие промышленные произ-
водства (1.А.2.f). В дальнейшем планируется перенести выбросы от автопроизводителей
тепла и электроэнергии на промышленных предприятиях в категорию «Промышленное про-
изводство» (1А2) для всего временного ряда. В остальные годы (1990-2004), в связи с изме-
нением структуры ТЭБ, выбросы от производителей энергии для собственных нужд уже
учтены в соответствующих отраслях промышленности.
Выбросы от использования кокса в черной металлургии учитываются в категории источ-
ников «Черная металлургия» сектора Промышленные процессы (2.С.1). Для того, чтобы из-
бежать двойного учета весь кокс, отнесенный в национальной статистике к черной метал-
лургии, в кадастре в категории 1.А.2.а рассматривается как накопленный углерод.
Начиная с кадастра 2015 года, для исключения двойного учета, впервые из расчетов в ка-
тегории Черная металлургия (1.А.2.а) исключен природный газ, используемый в качестве
восстановителя при производстве железа прямого восстановления. Соответствующие вы-
бросы учтены в секторе «Промышленные процессы и использование продуктов» в катего-
рии «Железо прямого восстановления» (2.С.1.с).
Исходные данные
В таблице 3.13 приведено изменение объемов сжигаемого топлива в промышленности за
период с 1991 по 2015 гг. в процентах к 1990 году. Сжигание природного газа на промыш-
ленных производствах в 2015 году составляет 75% от уровня 1990 года. Использование
твердого топлива для энергетических целей на промышленных предприятиях в 2015 году
- 43 -
составляет 89% от уровня1990 года, а жидкого - 50%. По сравнению с прошлым годом зна-
чительно возросло потребление твердого топлива, так же продолжился рост потребления
жидкого топлива.
Моторные топлива (бензин), используемые в промышленности для транспортных нужд,
не включены в расчет выбросов от категории «Промышленное производство и строитель-
ство» и перенесены в категорию «Транспорт» (1.А.3).
В соответствии с рекомендацией группы экспертов РКИК ООН, начиная с представлен-
ного в 2012 году национального доклада о кадастре (НДК, 2012), приводятся детализиро-
ванные по видам объемы потребления топлива по подкатегориям источников. В таблице
3.14 приведены данные о потреблении топлива в подкатегории Промышленное производ-
ство (1.А.2).
Таблица 3.13
Сжигание топлива в промышленности в % к 1990г.
1995
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
43,7
50,7
73,7
66,7
62,9
68,8
66,2
73,3
76,4
70,6
67,8
69,7
70,8
Жидкое топливо
18,3
34,0
33,4
31,0
34,9
39,8
21,2
28,4
31,6
25,3
24,2
45,9
49,9
Твердое топливо
39,6
50,3
125,8
92,6
97,2
101,9
109,2
117,2
118,3
74,1
73,7
74,3
88,6
Газ
59,6
61,3
72,1
75,5
63,4
70,9
71,4
78,3
82,7
96,0
90,7
82,9
74,6
Другие топлива
35,4
20,4
15,4
19,0
13,1
8,0
9,6
7,5
7,4
7,6
12,0
4,3
4,6
Торф
550,0
75,0
201,5
206,5
50,0
3450,0
482,8
2527,9
589,9
438,6
317,9
317,9
334,9
Таблица 3.14
Расход топлива в категории 1А2 - Промышленное производство в 2015 году, ТДж
1.A.2.a
1.A.2.c
1.A.2.d
1.A.2.e
1.A.2.f
Нефть
25,15
0,00
21773,94
92,20
2707,38
Дизельное топливо
17380,87
6297,91
7619,54
19271,95
307482,08
Мазут
12647,69
1449,47
6251,57
1429,39
29298,49
Сжиженный газ
308,29
671,79
119,63
2056,78
2645,74
Газ нефтеперерабатывающий, сухой
0,00
6959,09
0,00
0,00
0,00
Антрацит
6555,63
200,33
1,35
134,56
8532,22
Коксующийся уголь
37051,43
1132,24
7,61
760,49
48222,83
Каменный уголь
96246,32
2941,16
19,77
1975,48
125376,09
Бурый уголь
7233,53
0,00
5,97
492,28
37771,28
Торф
0,00
55,80
0,00
0,00
140,46
Угольные брикеты
0,00
0,00
0,00
0,00
19,34
Кокс металлургический сухой
0,00
2437,22
0,00
188,59
6162,68
Газ горючий искусственный коксовый
102555,70
45174,56
0,00
0,00
3245,85
Природный газ
425700,67
130146,48
21773,94
43050,71
671018,20
Промышленные отходы
16256,93
565,64
13440,47
2183,42
2403,22
Всего1)
722072,17
202824,86
81785,53
71988,18
1253416,02
Биомасса
17,93
221,40
992,41
173,85
1553,71
1) Сумма значений по столбцам не совпадает со значением «Всего», т.к. из детальной разбивки по видам
топлива исключены значения, содержащие конфиденциальную информацию.
- 44 -
3. Энергетика (Сектор 1 ОФД)
3.2.4.3 Транспорт (1.А.3)
3.2.4.3.1 Обзор категории
К категории «Транспорт» отнесены выбросы парниковых газов, образующиеся при сжи-
гании и испарении топлив всеми транспортными средствами, за исключением тех видов
транспорта, которые определяются как мобильные источники в секторе «Сельское хозяй-
ство, лесоводство и рыболовство» (1.А4.с) и других подсекторах (МГЭИК, 1997; МГЭИК,
2006). Суммарный выброс парниковых газов от сектора «Транспорт» в 2015 году составил
263419,27 Гг СО2-экв. (из них 98,5% приходится на выбросы СО2). Эмиссия диоксида угле-
рода при сжигании топлива транспортом определяет 18,7 % суммарных выбросов при сжи-
гании топлива. Изменение выбросов СО2 от транспортного сектора за период с 1990 по 2015
гг. и относительный вклад жидкого и газообразного топлива представлен на рисунке 3.9.
350000
газ
жидкое
300000
250000
200000
150000
100000
50000
0
Рисунок 3.9 - Выбросы СО2 от транспортного сектора, Гг
3.2.4.3.2 Методологические вопросы
Выбросы парниковых газов от категории транспорт оценивались в соответствии с мето-
дикой МГЭИК (IPCC, 2006) для национальной гражданской авиации (1.А3.а), дорожного
транспорта (1.А3.b), железнодорожного транспорта (1.А3.с), водного транспорта, незадей-
ствованного в международных перевозках (1.А3.d), другие виды транспорта (трубопровод-
ный транспорт) (1.А3.е). В категорию «Транспорт», включены выбросы только при сжига-
нии моторного топлива, используемого различными видами транспорта. В российской наци-
ональной статистике к моторным топливам относятся только три вида топлив: бензин, ди-
зельное топливо и другие виды моторных топлив. Для расчета эмиссии парниковых газов
некоторые другие топлива так же были отнесены к моторным: в подкатегориях водного и
железнодорожного транспорта рассчитывались также выбросы при сжигании мазута, а в
подкатегории дорожного транспорта - при сжигании сжиженного газа. Все остальные виды
топлива, отнесенные национальной статистикой к категории «Транспорт» при оценке вы-
бросов парниковых газов, рассматривались как стационарные выбросы и учитывались в ка-
тегории «Коммерческое использование» (1.А.4.а).
Начиная с кадастра 2014, внесены изменения в расчет выбросов от внутренней навига-
ции. В предыдущих кадастрах, количество мазута и дизельного топлива, используемое для
международного бункера, было вычтено из того количества этих топлив, которое в нацио-
нальной статистике отнесено к водному транспорту. Все топливо, отнесенное к водному
транспорту, учитывается при проведении расчетов для внутренней навигации подкатегории
«водный транспорт» (1.А.3.d).
Категория 1.А.3.е включает в себя эмиссию от сжигания топлива для деятельности тру-
бопроводного транспорта. В список топлив, используемых непосредственно в качестве топ-
- 45 -
лива в трубопроводном транспорте, попадают природный газ и сырая нефть. Коэффициенты
эмиссии углерода, поправки на неполное окисление углерода и коэффициенты преобразова-
ния фактического выброса углерода в эмиссию диоксида углерода использовались в соот-
ветствии с методикой МГЭИК (МГЭИК, 2006).
Основной вклад в выбросы СО2 от сжигания топлива на транспорте вносят дорожный и
трубопроводный транспорт (рис. 3.10).
350000
Трубопроводный транспорт
300000
Водный транспорт
Железнодорожный транспорт
Дорожный транспорт
250000
Гражданская авиация
200000
150000
100000
50000
0
Рисунок 3.10 - Вклад различных видов транспорта в суммарный выброс CO2
от категории «Транспорт» (1.А.3)
3.2.4.3.3 - Исходные данные.
В таблице 3.15 приведено изменение объемов сжигаемого топлива в транспортном секто-
ре за период с 1991 по 2015 год в процентах к 1990 году. В соответствии с рекомендацией
группы экспертов РКИК ООН в настоящем докладе приводятся детализированные по видам
объемы потребления топлива по подкатегориям источников (табл. 3.16).
Оценка потребления топлива воздушным транспортом производится расчетным путем по
данным о налете самолето-часов Федерального агентства воздушного транспорта и удель-
ных показателях расхода топлива судами различных категорий. Методика оценки потребле-
ния топлива авиационным транспортом подробно описана в разделах 3.2.4.3.4. Выбросы от
внутренней гражданской авиации и 3.2.5 Выбросы от международного бункерного топлива.
Основным принципом при расчете выбросов парниковых газов от энергетического сектора
является соблюдение баланса массы топлива, потребленного в экономике страны. Поэтому,
полученные расчетным путем, сопоставляются с данными топливно-энрегетического балан-
са за соответсвующий год. Разница в объемах авиационного топлива, используемого для
расчета выбросов от авиации (и внутренней и международной) и полученного расчетным
путем и всего объма топлива, которое может рассматриваться как авиационное в топлино-
энрегетическом балансе, относится в кадастре к категории 1.А.5 - Другие, не учтенные ра-
нее источники.
Таблица 3.15
Сжигание топлива транспортом в % к 1990г.
1995
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Всего
65,6
54,5
65,5
67,5
69,6
71,5
65,7
71,6
76,2
75,0
77,5
76,5
81,0
Жидкое топ-
68,5
53,1
61,3
65,0
67,4
69,3
70,8
73,2
78,8
82,1
86,5
88,9
96,1
ливо
Газ
61,5
56,6
71,5
71,0
72,7
74,6
58,2
69,3
72,5
64,7
64,6
58,6
59,4
- 46 -
3. Энергетика (Сектор 1 ОФД)
Таблица 3.16
Расход топлива в категории Транспорт (1.А.3) в 2015 году
Топливо
Расход, ТДж
Гражданская авиация
Авиационный керосин1)
159 146,02
Дорожный транспорт
18 414,38
Сжиженный газ
1 538 531,12
Бензин
874 308,87
Дизельное топливо
9 692,43
Другие моторные топлива
2 440 946,80
Всего
Железнодорожный транспорт
97 991,57
Дизельное топливо
1 610,07
Мазут
4,3082172
Другие моторные топлива
99 605,95
Всего
Водный транспорт
Дизельное топливо
19 943,38
Мазут
6 821,72
Другие моторные топлива
4,3082172
Всего
26 769,42
Трубопроводный транспорт
Природный газ
1 174 456,87
Нефть
972,3089376
Всего
1 175 429,18
1) Расход топлива гражданской авиацией рассчитан по данным о налете и удельном расходе топлива.
3.2.4.3.4. Выбросы от внутренней гражданской авиации.
В 2015 году совокупная эмиссия CO2, CH4 и N2O от сжигания топлива в гражданской
авиации составила 11,48 млн. т (11 475,8 Гг) CO2-экв., что на 42,5% ниже, чем в 1990 году. В
компонентном составе выбросов преобладает СО2, на долю которого в 2015 году приходи-
лось 99,1% совокупного выброса. Эмиссии СН4 и N2O в 2015 году составили 0,01% и 0,89%
соответственно.
Методологические вопросы
Расчет выбросов парниковых газов производился на основе информации об общей массе
авиационного топлива, использованного при грузовых и пассажирских авиаперевозках, вы-
полненных в пределах территории Российской Федерации. Величина общей массы исполь-
зованного топлива была получена расчетным путем по данным о налете самолето-часов Фе-
дерального агентства воздушного транспорта.
Для определения массы топлива, использованного российскими авиакомпаниями для
осуществления авиационных перевозок внутри страны, использовали данные по налету ос-
новных типов эксплуатируемых грузовых и пассажирских воздушных судов. Расчеты вы-
полняли по формуле 3.4 (Грабар и др., 2011):
- 47 -

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..