Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов не регулируемых Монреальским протоколом за 1990–2015 гг.

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов - часть 2

 

 

тического океана. На более чем 67% площади территории России распространена вечная
мерзлота (многолетнемерзлые породы). Лесные земли6 занимают более половины земельной
площади страны. Большая протяженность территории Российской Федерации с севера на юг
и с запада на восток обусловила многообразие ландшафтов, отличающихся своей простран-
ственной неоднородностью. Основные из них: арктические пустыни, постоянно покрытые
снегом; тундра с низкорослой растительностью, большими заболоченными участками и веч-
ной мерзлотой на относительно небольших глубинах почвы; тайга - обширные территории
хвойных и смешанных лесов; степи - территории, покрытые травянистой растительностью.
Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и занимает первое место в мире по
разведанным запасам природного газа и других полезных ископаемых. По запасам таких
полезных ископаемых, как нефть, газ, уголь, медь, никель, редкоземельные металлы, золото,
платиноиды, алмазы, горно-химическое сырье, страна находится в группе мировых лидеров.
В регионах Российской Федерации осуществляются многообразные виды хозяйственной,
рекреационной и другой деятельности.
Климат России отличается значительным разнообразием. Территория страны располага-
ется в четырех климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном и субтро-
пическом. Основная часть территории страны располагается в умеренном поясе. Острова
Северного Ледовитого океана и его материковое побережье относятся к арктическому и суб-
арктическому поясам. На юге за пределы умеренного пояса выходит узкая полоса Черно-
морского побережья Кавказа, относящаяся к субтропическому поясу. Средняя годовая тем-
пература подстилающей поверхности изменяется от +12·14С на Северном Кавказе до -16·
-14С в Республике Саха (Якутия).
Текущее изменение климата России в целом следует охарактеризовать как продолжаю-
щееся потепление со скоростью, более чем в два с половиной раза превышающей скорость
глобального потепления. Изменение климата не сводится лишь к повышению средней тем-
пературы воздуха у поверхности Земли, но проявляется во всех компонентах климатической
системы, в том числе в изменениях гидрологического режима, ледяного покрова российских
морей, экстремальности климата. Согласно оценкам, полученным с помощью современных
климатических моделей, в течение всего XXI в. Россия останется регионом мира, где потеп-
ление климата существенно превышает среднее глобальное потепление. Ожидаются значи-
тельные изменения других климатических характеристик, причем в разных регионах России
эти изменения могут существенно различаться (Росгидромет, 2014).
В целом за год и во все сезоны, кроме зимы, потепление за период с 1976 г. наблюдается
на всей территории Российской Федерации: тренд осредненной по РФ среднегодовой темпе-
ратуры за 1976-2015 гг. составил +0,45оС/10 лет. Максимум потепления в 2015 году наблю-
дался на арктическом побережье и западе Европейской части России. Теплеет во все сезоны,
кроме зимы, наиболее быстро весной (0.59оС/10 лет). Зимой 2015 года наблюдалось похоло-
дание. Во всех высотных зонах Северного Кавказа (горной, предгорной, степной) в целом за
год, весной, летом и осенью наблюдается потепление; зимой отмечено незначимое похоло-
дание на высокогорной метеостанции «Терскол». На территории России преобладает тен-
денция к росту годовых сумм осадков; тренд составляет 2,0% /10 лет. Тенденция роста осад-
ков преобладает осенью и особенно весной, тренд составляет 5,8%/10 лет (Росгидромет,
2016).
Во многих регионах земного шара происходят изменения региональных экстремальных
значений температуры, в частности, уменьшается число морозных дней, увеличиваются зна-
чения максимальной температуры, а значения минимальной температуры становятся выше,
увеличивается частота возникновения необычно теплых сезонов. Для региона Северная
Азия, в котором находится значительная часть территории России, в изменениях сезонных и
суточных экстремальных значений температуры выявлено антропогенное влияние, которые
в целом согласуются с наблюдаемым глобальным потеплением. Анализ экстремальных яв-
лений погоды, в частности, жаркого лета на ЕТР в 2010 г., показал, что, хотя такие условия в
6 Включая лесные земли лесного фонда и лесные земли, не входящие в лесной фонд.
- 12 -
1. Введение
основном генерируются внутренней изменчивостью климата, общее потепление, вызванное
антропогенным воздействием, значительно увеличивает вероятность их возникновения.
Наблюдаемые и ожидаемые в будущем изменения климата на территории России обу-
словливают многочисленные и, зачастую, важные - отрицательные и положительные - по-
следствия для природных и хозяйственных систем, а также для населения страны.
Изменения природных систем суши на территории России, связанные с изменением кли-
мата, многообразны. Увеличивается суммарный годовой сток рек; одновременно он пере-
распределяется по сезонам в пользу межени, увеличивается его межгодовая изменчивость. В
основном деградирует оледенение арктических островов и горное оледенение. На равнине
область протаявшей с поверхности многолетней мерзлоты увеличивается, а температура
многолетнемерзлых пород повышается. Увеличивается вегетационный период, повышается
первичная продуктивность экосистем. Наблюдается продвижение древесной растительности
в горные тундры и продвижение темнохвойной тайги на территории, занимаемые листвен-
ничниками на равнине. Опустынивание по климатическим причинам на территории РФ не
происходит, в условиях снижении хозяйственной нагрузки (выпаса скота) наблюдается ско-
рее обратный процесс - остепнение. Увеличиваются интенсивность засух и охват ими тер-
ритории, при этом долговременных трендов повторяемости засух не обнаружено. В услови-
ях существующих сценариев изменения климата в XXI в. многие из этих тенденций сохра-
нятся и даже усилятся. Однако возможно и обращение тенденций - изменение знака эффек-
та.
Изменения климата оказывают выраженное влияние на состояние здоровья людей в Рос-
сии. Так, увеличение частоты и длительности волн жары - продолжительных периодов су-
хой и жаркой погоды - приводит к повышению заболеваемости и смертности населения,
особенно в группах риска (дети, пожилые люди, люди с хроническими заболеваниями орга-
нов кровообращения и дыхания). Это негативное воздействие часто осложняется ухудшени-
ем качества воздуха, как вследствие неблагоприятных метеорологических условий, так и из-
за пожаров в лесах и на торфяниках (Росгидромет, 2014).
1.1.2 Национальный кадастр парниковых газов Российской Федерации
Российская Федерация ратифицировала Рамочную Конвенцию ООН об изменении кли-
мата (РКИК ООН) 4 ноября 1994 г. (Российская Федерация, 1994). В 2004 году Российская
Федерация ратифицировала Киотский протокол к РКИК ООН (Российская Федерация,
2004). Именно в результате ратификации Россией условия вступления протокола в силу,
предусмотренные его статьей 25, были выполнены, и 16 февраля 2005 г. Киотский протокол
вступил в действие, став обязательным как для самой Российской Федерации, так и для всех
остальных участвующих в этом международном соглашении государств.
Российская Федерация является страной, входящей в приложение I РКИК ООН и в при-
ложение «В» Киотского протокола. В соответствии со своими обязательствами по статьям 4
и 12, Российская Федерация разрабатывает, периодически (в настоящее время - ежегодно)
обновляет, публикует и представляет Конференции Сторон РКИК ООН через ее секретариат
национальный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями
всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом. В соответствии со
своими обязательствами по статье 7 Киотского протокола, Российская Федерация включает
в национальный кадастр дополнительную информацию, необходимую для целей обеспече-
ния соблюдения Протокола.
На основании Решения 24/СР.19 Конференции Сторон РКИК ООН, настоящий кадастр
разработан в соответствии с требованиями пересмотренных «Руководящих принципов для
подготовки национальных сообщений Сторон, включенных в приложение I к Конвенции,
часть I: руководящие принципы РКИК ООН для представления информации о годовых ка-
дастрах парниковых газов» (РКИК ООН, 2014).
В состав представляемого в РКИК ООН кадастра входит Национальный доклад о кадаст-
ре (НДК) и электронные таблицы Общего формата данных (ОФД), содержащие полную ко-
личественную информацию по выбросам и абсорбции парниковых газов.
- 13 -
1.2 Организация и разработка национального кадастра Российской Федерации
1.2.1 Нормативно-правовые и организационные аспекты
В целях реализации обязательств, вытекающих из Киотского протокола, и, в частности,
из пункта 1 статьи 5, распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта
2006г. № 278-р была создана российская система оценки антропогенных выбросов из источ-
ников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским про-
токолом по веществам, разрушающим озоновый слой. Система оценки создана для:
оценки объемов антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями
парниковых газов;
представления ежегодно, в соответствии с РКИК и Киотским протоколом, соответ-
ствующих данных в форме кадастра антропогенных выбросов из источников и аб-
сорбции поглотителями парниковых газов;
подготовки сообщений, представляемых Российской Федерацией в соответствии с
РКИК и Киотским протоколом;
информирования органов государственной власти и органов местного самоуправле-
ния, организаций и населения об объемах антропогенных выбросов из источников и
абсорбции поглотителями парниковых газов;
разработки мероприятий, направленных на ограничение (снижение) антропогенных
выбросов из источников и (или) абсорбции поглотителями парниковых газов7.
Росгидромету поручено обеспечить функционирование данной системы и представление
кадастра и другой необходимой в соответствии с РКИК ООН и Киотским протоколом ин-
формации. Таким образом, Росгидромет выполняет функции уполномоченного националь-
ного органа по системе оценки.
Росгидромет, по согласованию с Минэкономразвития России, МПР России, Минпром-
энерго России, Минтрансом России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Росста-
том и Ростехнадзором,8 разработал порядок формирования и функционирования российской
системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парни-
ковых газов с указанием перечня данных государственной статистической отчетности и
иных данных, а также информации о методах их сбора и обработки. В соответствии с ука-
занным порядком,9 федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить еже-
годное представление в Росгидромет соответствующих данных и информации.
После согласования порядка функционирования российской системы оценки антропо-
генных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регули-
руемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой произошли
следующие изменения:
в 2008 г., в связи с изменениями в системе и структуре федеральных органов исполни-
тельной власти, было осуществлено перераспределение функций в рамках системы
оценки антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов. Министерство природ-
ных ресурсов Российской Федерации было преобразовано в Министерство природных
ресурсов и экологии Российской Федерации; в его ведение были переданы Федеральная
служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору. Министерство промышлен-
ности и энергетики Российской Федерации было преобразовано в Министерство про-
мышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Россий-
ской Федерации. Министерство экономического развития и торговли Российской Феде-
7 Обеспечение разработки мероприятий данными (оценками) выбросов и абсорбции парниковых
газов.
8 Названия федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствии с текстом
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 марта 2006 г. №278-р., без учета после-
дующих изменений структуры федеральных органов исполнительной власти.
9 Зарегистрирован в Минюсте России 29 сентября 2006 г. Рег. № 8335.
- 14 -
1. Введение
рации было преобразовано в Министерство экономического развития Российской Феде-
рации с подчинением ему Федеральной службы государственной статистики.
в 2012 г. изменения в системе были связаны с переводом в ведение Министерства при-
родных ресурсов и экологии Российской Федерации Федерального агентства лесного хо-
зяйства (Рослесхоз).
Кроме того, в 2013 г. для осуществления научного сопровождения подготовки предложе-
ний к позиции Российской Федерации по методическим подходам к более полному учету
выбросов и поглощения парниковых газов в лесном секторе в международном переговорном
процессе по вопросам климата была создана рабочая группа по разработке методики инвен-
таризации парниковых газов в лесах Российской Федерации при Рослесхозе. Рабочая группа
функционирует на постоянной основе, ее заседания проходят не реже двух раз в год.
В случае необходимости к подготовке кадастра могут быть привлечены министерства и
ведомства, не задействованные на постоянной основе в национальной системе. Кроме мини-
стерств и ведомств, в структуру национальной системы включены также негосударственные
компании. Так, заключены соглашения о сотрудничестве между Росгидрометом и Объеди-
ненной компанией «Российский алюминий», ОАО «Газпром», предусматривающие обмен
данными и информацией, обмен опытом, консультации и другие виды сотрудничества,
направленные на разработку и совершенствование национального кадастра.
1.2.2 Планирование, разработка и управление кадастром
В рамках российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорб-
ции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по ве-
ществам, разрушающим озоновый слой, на ФГБУ «ИГКЭ Росгидромета и РАН» (ИГКЭ)
возложены сбор, обработка и хранения исходных данных, проведение оценок выбросов и
абсорбции парниковых газов по категориям источников и секторам МГЭИК и подготовка
проектов национальных докладов и других отчетных материалов для представления в орга-
ны РКИК и Киотского протокола и в заинтересованные органы государственной власти.
Первичные данные о деятельности по источникам выбросов парниковых газов в энергетиче-
ском, промышленном, аграрном, лесном и других секторах экономики страны, а также необ-
ходимая методическая информация собираются ИГКЭ с использованием данных федераль-
ной статистики, информационно-аналитических материалов министерств и ведомств, рос-
сийских компаний, международных организаций, а также публикаций в научно-технической
и производственной литературе. В случае необходимости, для сбора данных используются
запросы, направляемые в располагающие необходимой информацией государственные и
негосударственные организации. В ИГКЭ создана аппаратно-программная база для обеспе-
чения выполнения оценок антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов, ежегод-
ного формирования и представления национального кадастра парниковых газов, хранения и
архивирования данных и решения других, необходимых в рамках этой работы, задач.
В соответствии с решением третьей Конференции Сторон РКИК ООН и пунктом 2 Ста-
тьи 5 Киотского протокола, инвентаризация антропогенных выбросов и абсорбции парнико-
вых газов должна осуществляться на основе рекомендаций и методологий, разработанных
МГЭИК. Согласно методологии МГЭИК, исходными данными о деятельности для выполне-
ния оценок выбросов и абсорбции являются материалы национальной или ведомственной
статистической отчетности, а также конверсионные коэффициенты для пересчета данных о
деятельности в величины эмиссии или поглощения парниковых газов. При отсутствии наци-
ональных данных о деятельности и конверсионных коэффициентов, допускается использо-
вание рекомендованных МГЭИК (в частности, содержащихся в базе данных МГЭИК) или
представленных международными организациями величин (МГЭИК, 2006). В обобщенном
виде схема подготовки национальной инвентаризации парниковых газов в Российской Фе-
дерации приведена на рисунке 1.1. Национальная инвентаризация парниковых газов постро-
ена по иерархическому принципу и состоит из нескольких уровней структурной организа-
ции, согласованные связи между которыми обеспечивают получение данных требуемой сте-
пени детализации и выполнение расчетов. Установлены источники данных и потоки инфор-
- 15 -
мации
газов в
различ
Правительство
РКИК ООН
Министерство природных
ресурсов и экологии
Федеральные органы
исполнительной
Росгидромет
власти
- участники
национальной
Институт глобального
системы
климата и экологии
Другие
федеральные органы
Компании
исполнительной
Другие
Научные организации
источники данных
власти
Эксперты
и организации
Рис
ации
Схематическое описание процесса инвентаризации парниковых газов в Российской Фе-
дерации приведено на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Общая схема оценки антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов
- 16 -
1. Введение
Как видно из рисунка 1.2, подготовка инвентаризации включает блок сбора и первичной
обработки данных о хозяйственной деятельности силами ответственных министерств и ве-
домств; преобразование поступивших данных в форматы, требуемые для расчетов; анализ
полноты информации; подготовку промежуточных данных для дальнейших расчетов; соб-
ственно расчетные оценки выбросов и поглощения парниковых газов, а также представле-
ние результатов потребителям и органам РКИК ООН и Киотского протокола через секрета-
риат РКИК ООН. Разработка запросов осуществляется ИГКЭ, их рассылка - либо непосред-
ственно ИГКЭ, либо профильными министерствами и ведомствами. В случае необходимо-
сти запросы могут быть направлены Росгидрометом в министерства и ведомства, не задей-
ствованные на постоянной основе в национальной системе. Запросы также направляются
компаниям и организациям различных форм собственности. Кроме того, ИГКЭ проводит
анализ научно-технических и экономических публикаций с целью получения методической
информации (коэффициенты выбросов парниковых газов, параметры технологических про-
цессов), а также и дополнительных количественных данных о деятельности, приводящей к
выбросам или абсорбции парниковых газов. В отдельных случаях для получения информа-
ции используются также и экспертные оценки.
Порядок хранения и архивирования исходных данных, материалов оценок выбросов и аб-
сорбции и отчетных материалов (электронные таблицы Общего формата представления
данных, Национальные доклады о кадастре и другая документация) определяется специаль-
ным регламентом, разработанным и утвержденным ИГКЭ (ИГКЭ, 2007).
ИГКЭ осуществляет сбор, хранение, систематизацию и анализ информации по всем ви-
дам антропогенных источников и поглотителей парниковых газов, с упором на ключевые
источники и поглотители. Информация сохраняется в базах данных на электронных и бу-
мажных носителях, в том числе в единой электронной базе исходных данных по деятельно-
сти, связанной с антропогенными выбросами и поглощением парниковых газов. В случае
необходимости производится коррекция данных за предыдущий период.
Рабочие таблицы расчетов выбросов и абсорбции парниковых газов, сохраняются не ме-
нее чем в 2 копиях. Одна копия хранится централизованно на сервере ИГКЭ, вторая - на
цифровом носителе. В подразделениях ИГКЭ, ответственных за подготовку соответствую-
щих разделов кадастра, хранятся рабочие копии исходных данных и рабочих таблиц. При-
меняемая система дублирования данных гарантирует сохранение и, в случае необходимости,
восстановление материалов кадастра. Материалы, относящиеся к межведомственному взаи-
модействию при подготовке кадастра, хранятся в Росгидромете (копии - в ИГКЭ).
1.2.3 Обеспечение и контроль качества
Обеспечение и контроль качества национального кадастра парниковых газов Российской
Федерации осуществляются на постоянной основе и имеют многоступенчатый характер. Как
показано на рисунке 1.2, министерства и ведомства представляют ИГКЭ данные о деятель-
ности как в детализированном, так и в обобщенном (агрегированном) виде. Соответственно,
первичные мероприятия по проверке качества таких данных выполняются по специальным
внутриведомственным методикам силами ведомств, ответственных за их сбор и обобщение.
В свою очередь, ИГКЭ выполняет вторичный контроль и проверку данных о деятельности,
параметров и расчетов, выполненных на основе предоставленных данных. В случае несов-
падения величин предпринимаются меры по уточнению и, при необходимости, корректи-
ровке их значений.
Процедуры обеспечения и контроля качества национального кадастра парниковых газов
Российской Федерации регламентированы внутренним документом ИГКЭ (ИГКЭ, 2007).
Упомянутый документ (далее Порядок), определяет объем, перечень и сроки проведения
мероприятий по обеспечению и контролю качества кадастра, их соответствие положениям
руководящих принципов МГЭИК, а также требованиям соответствующих нормативных до-
кументов РКИК ООН. Общую координацию мероприятий по обеспечению и контролю ка-
чества национального кадастра парниковых газов осуществляет ИГКЭ. Организационная
диаграмма и перечень мероприятий обеспечения и контроля качества Национального ка-
дастра парниковых газов Российской Федерации приведены на рисунке 1.3.
- 17 -
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
НАЦИОНАЛЬНОГО
КАДАСТРА ПАРНИКОВЫХ
ГАЗОВ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬ
КАЧЕСТВА
КАЧЕСТВА
Независимое
рецензирование данных,
Формальный контроль
параметров и другой
данных, параметров и
информации кадастра
расчетов
Углубленное
Перекрестная проверка
рассмотрение кадастра и
данных, параметров и
таблиц ОФД
расчетов
Проверка процедур сбора
и хранения данных,
параметров, расчетных
материалов и другой
информации
Рисунок 1.3 - Организационная диаграмма обеспечения и контроля качества Национального
кадастра парниковых газов Российской Федерации
Контроль качества национального кадастра выполняется силами ИГКЭ. Как следует из
рисунка 1.3, выполняемые в ИГКЭ процедуры контроля качества включают:
формальный контроль данных о деятельности, параметров и расчетов;
перекрестную проверку данных, параметров и расчетов;
проверку процедур сбора и хранения данных о деятельности, параметров, расчетных и
других материалов, включая информацию о проверках.
Формальный контроль и перекрестная проверка данных о деятельности, параметров и
расчетов осуществляются специалистами ИГКЭ, непосредственно отвечающими за подго-
товку отдельных разделов национального кадастра в сфере их компетенции. Ошибки, допу-
щенные при вводе данных, использовании неправильных параметров и некорректных мето-
дов, выявляются и своевременно исправляются. Перечень отдельных работ, требования к
ним, периодичность и ответственные исполнители определены Порядком. Для ключевых
категорий применяется контроль качества по уровню 2 МГЭИК, который включает провер-
ки данных о деятельности, величин выбросов и абсорбции парниковых газов, оценок не-
определенности по каждой из ключевых категорий кадастра. По результатам контроля каче-
ства ежегодно заполняются формуляры, образцы которых приведены в Порядке. Заполнен-
ные формуляры хранятся в ИГКЭ.
Процедуры обеспечения качества направлены на осуществление независимой оценки
национального кадастра парниковых газов для обеспечения его соответствия методологиям
МГЭИК и РКИК ООН, а также выявление элементов, которые могут быть улучшены в ходе
дальнейших работ. Обеспечение качества выполняется ИГКЭ с привлечением независимых
организаций и экспертов, не принимавших непосредственное участие в подготовке нацио-
- 18 -
1. Введение
нального кадастра, но имеющих опыт работ в области оценки выбросов и поглощения пар-
никовых газов и знакомых с методологиями МГЭИК. В обеспечении качества кадастра так-
же участвуют организации, министерства и ведомства, представлявшие данные для кадаст-
ра. В процессе обеспечения качества учитываются результаты обсуждения опубликованных
материалов кадастра специалистами и общественностью. Как показано на рисунке 1.3, ме-
роприятия по обеспечению качества включают:
рецензирование данных, параметров и другой фактической информации, содержа-
щейся в Национальном докладе о кадастре парниковых газов Российской Федерации
(аудит);
углубленное рассмотрение национального доклада и таблиц общей формы доклада о
кадастре.
Рецензирование данных, параметров и другой фактической информации Национального
доклада о кадастре является независимой проверкой корректного использования данных о
деятельности и другой информации, представляемой разработчикам кадастра организациями
и ведомствами. Ее основная цель - выявить неточности и ошибки в использовании исход-
ных данных и другой информации и обеспечить использование самых последних и наиболее
точных данных и параметров при выполнении расчетов. Проверка содержащейся в нацио-
нальном докладе о кадастре информации выполняется организациями, министерствами и
ведомствами, осуществлявшими представление указанной информации в сфере своей ком-
петенции. Поступающие от министерств, ведомств и организаций замечания и предложения
вносятся ИГКЭ в текст национального доклада о кадастре. При необходимости, выполняется
пересчет величин выбросов и абсорбции парниковых газов.
Углубленное рассмотрение национального доклада и таблиц общей формы доклада о ка-
дастре - это техническое рецензирование и анализ использованных методов и процедур рас-
четов, предположений и допущений, а также порядка представления информации по от-
дельным разделам или секторам, входящим в национальный доклад о кадастре и таблицы
общей формы доклада о кадастре. Углубленное рассмотрение выполняется путем проверки
документации и удостоверения правдоподобности применяемых предположений и проце-
дур, прозрачности и полноты кадастра, а также его соответствия регламентам отчетности
МГЭИК и РКИК ООН. Углубленное рассмотрение выполняется независимыми организаци-
ями и экспертами, не принимавшими непосредственное участие в подготовке национального
кадастра, но имеющими опыт работ в области оценки выбросов и поглощения парниковых
газов и знакомых с методологиями МГЭИК.
Независимые организации, эксперты и ведомства, в сфере своей компетенции, представ-
ляют заключения с анализом систем сбора и хранения материалов национального кадастра и
содержащихся в нем данных и параметров для расчетов выбросов, и абсорбции парниковых
газов. Заключения также содержат оценку корректности расчетов и их соответствия требо-
ваниям методологии МГЭИК, а также рекомендации по его усовершенствованию. Получен-
ные в ходе процедур обеспечения качества замечания и предложения рассматриваются от-
ветственными исполнителями работ по отдельным разделам кадастра и используются для
его усовершенствования.
Важной процедурой обеспечения качества кадастра являются его ежегодные углублен-
ные рассмотрения группами экспертов по обзору РКИК ООН. Результаты углубленного рас-
смотрения и рекомендации экспертов РКИК ООН используются для постоянного усовер-
шенствования кадастра парниковых газов.
В Порядке представлены графики подготовки и обеспечения и контроля качества нацио-
нального кадастра. Графики имеют достаточную степень детализации по видам и срокам
выполнения работ и охватывают практически весь календарный год, начиная с момента
представления кадастра парниковых газов за предшествующий год и заканчивая его пред-
ставлением за текущий год. График обеспечения и контроля качества соответствует плану
обеспечения и контроля качества, необходимость подготовки которого устанавливается со-
ответствующими документами МГЭИК и РКИК ООН. Процедуры обеспечения и контроля
качества координированы с графиком подготовки кадастра и могут корректироваться исходя
из изменений в данных, методологии, ключевых категориях и источниках, для которых с
момента подготовки последнего кадастра произошли изменения. Следует отметить, что в
- 19 -
связи с высокими ресурсными затратами, отдельные виды процедур контроля качества по
Уровню 2 МГЭИК выполняются раз в 2-3 года, что находит соответствующее отражение в
графике обеспечения и контроля качества Порядка. Информация об отдельных мероприяти-
ях по обеспечению и контролю качества по категориям источников и по секторам включена
в разделы 3-7 настоящего доклада.
Информация ограниченного доступа, необходимая для разработки кадастра, в том числе
для оценки выбросов и абсорбции парниковых газов в отдельных категориях источников,
запрашивается, поступает и хранится в ИГКЭ в соответствии с требованиями действующх в
Российской Федерации нормативно-правовых актов. В соответствии с положениями Руко-
водящих принципов (РКИК ООН, 2014) информация ограниченного доступа не включается
в состав кадастра.
1.2.4 Изменения в организации национального кадастра после представления
предыдущего ежегодного кадастра
С момента представления предыдущего ежегодного кадастра изменения в организации и
системе подготовки национального кадастра Российской Федерации не производились.
1.3 Общее описание методологий и источников данных
Методическую основу оценки выбросов и абсорбции парниковых газов составляют мето-
дологические руководства (доклады) МГЭИК (МГЭИК, 2006; IPCC, 2014a, IPCC, 2014b),
частично дополненные методическими разработками, основанными на отечественном опыте
проведения национальных инвентаризаций и материалах научных исследований. Более по-
дробная информация о методологиях расчета выбросов и поглощения парниковых газов по
отдельным секторам и категориям источников и поглотителей приведена в соответствую-
щих разделах настоящего доклада.
Основные источники данных и материалов, используемых для разработки кадастра,
включая выполнение оценок выбросов и абсорбции парниковых газов, перечислены в под-
разделе 1.2.2. Более подробная информация, относящаяся к отдельным секторам и категори-
ям источников и поглотителей парниковых газов, приведена в соответствующих разделах
настоящего доклада.
1.4 Анализ ключевых категорий
В соответствии с требованиями Руководящих принципов МГЭИК (МГЭИК, 2006), к
ключевым отнесены категории источников, вносившие наибольший вклад в совокупный вы-
брос парниковых газов в Российской Федерации за последний учтенный в кадастре год, ли-
бо вносившие наибольший вклад в тренд совокупного выброса за весь учитывающийся в
кадастре период лет, начиная с 1990г. Анализ проводился как для совокупного выброса с
учетом выбросов и абсорбции парниковых газов в секторе ЗИЗЛХ, так и для совокупного
выброса без учета сектора ЗИЗЛХ. Более подробная информация содержится в приложении
1 (часть 2 настоящего доклада).
Результаты анализа будут использованы в процессе планирования разработки следующе-
го ежегодного кадастра, с целью уменьшения неопределенности оценок и оптимального
распределения ресурсов - с тем, чтобы совершенствование методик, сбор и уточнение ис-
ходных данных, оценка и контроль качества для ключевых категорий производились в при-
оритетном порядке.
1.5 Общая оценка неопределенности
В кадастре парниковых газов выполнена количественная оценка неопределенности для
всех секторов и категорий источников выбросов и абсорбции парниковых газов, а также для
совокупного выброса Российской Федерации (общая неопределенность кадастра). Более по-
дробные сведения содержатся в разделах 3 - 7 и приложении 2 (часть 2 настоящего докла-
да).
- 20 -
1. Введение
1.6 Общая оценка полноты
В кадастр включены данные о выбросах и абсорбции всех парниковых газов, указанных в
Приложении А к Киотскому протоколу - диоксида углерода (СО2), метана (СН4), закиси азо-
та (N2O), гидрофторуглеродов (ГФУ), перфторуглеродов (ПФУ) и гексафторида серы (SF6), а
также газов с косвенным парниковым эффектом - окислов азота (NOX) окиси углерода (CO),
и диоксида серы (SO2). Выбросы трифторида азота (NF3) не оценивались ввиду того, что эти
выбросы отсутствовали или были крайне незначительными в течение всего периода време-
ни, охватываемого кадастром. Оценки выбросов или абсорбции произведены для всех сек-
торов и категорий источников и поглотителей по классификации МГЭИК, за исключением
тех категорий, для которых на территории РФ отсутствует хозяйственная или иная деятель-
ность, приводящая к выбросам/абсорбции. Для некоторых видов деятельности оценки вы-
бросов приведены в категориях, отличных от предусмотренных классификацией МГЭИК,
что связано со специфическими особенностями исходных данных о деятельности, использу-
емых для выполнения оценок выбросов.
В кадастре содержатся оценки антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов
для всей территории Российской Федерации. Природные (неантропогенные) выбросы и аб-
сорбция парниковых газов в кадастре не учитываются. Более подробная информация о пол-
ноте охвата отдельных категорий источников по секторам МГЭИК приведена в соответ-
ствующих разделах настоящего доклада.
Для пересчета выбросов парниковых газов в эквивалент диоксида углерода (CO2-экв.)
использовались 100-летние потенциалы глобального потепления МГЭИК10, приведенные в
Руководящих принципах (РКИК ООН, 2014).
Раздел 10 настоящего доклада содержит дополнительную информацию, представление
которой в ежегодных кадастрах предусмотрено статьей 7 и соответствующими решениями
Совещаний Сторон Киотского протокола.
10 В соответствии с таблицей 2.14 «Исправлений к вкладу Рабочей группы I в Четвертый доклад
об оценках Межправительственной группы экспертов по изменению климата»
- 21 -
2. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫБРОСОВ И
АБСОРБЦИИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
В настоящий раздел включена информация об общей динамике и приростах антропоген-
ных выбросов и абсорбции (поглощения) шести основных не регулируемых Монреальским
протоколом парниковых газов за период, охватываемый кадастром. Подробное описание
использованных методов, данных и параметров расчетных оценок выбросов, применительно
к отдельным категориям источников и поглотителей парниковых газов, приведено в разде-
лах 3-7 настоящего доклада.
2.1 Тенденции совокупных выбросов парниковых газов
Данные о совокупных антропогенных выбросах в Российской Федерации всех парнико-
вых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, (в СО2-экв.) представлены на ри-
сунке 2.1 и в таблице 2.1. Как следует из таблиц, по сравнению с 1990 годом - базовым го-
дом РКИК ООН и Киотского протокола, совокупные выбросы значительно снизились (на
45,8% с учетом сектора ЗИЗЛХ, и на 29,6% - без его учета).
С 1990 по 1998 гг. в Российской Федерации происходило уменьшение совокупного вы-
броса парниковых газов, затронувшее все секторы, и связанное с отрицательной динамикой
экономической ситуации. В последующие годы, в период экономического роста 1999 -
2008 гг., наблюдался устойчивый рост выбросов. В 2009 г., под влиянием происходившего
кризиса, выбросы в секторах экономики сократились по сравнению с предыдущим годом, но
в 2011 и 2012 гг. рост выбросов возобновился. В 2013 г. совокупный выброс парниковых
газов вновь сократился (на 2,2% по отношению к предыдущему году, без учета сектора
ЗИЗЛХ). В последующие годы совокупный выброс без учета ЗИЗЛХ оставался почти неиз-
менным (увеличение на 0,2% по отношению к предыдущему году в 2014 г. и также на 0,2%
по отношению к предыдущему году в 2015 г.) Основными драйверами изменения выбросов
в Российской Федерации являются общие тенденции развития экономики (интегральным
показателем которых является изменение ВВП), изменение энергоэффективности и общей
эффективности экономики Российской Федерации, изменение структуры ВВП, изменение
структуры топливного баланса. Определенный вклад в изменение выбросов вносят общий
тренд и межгодовые колебания температуры воздуха на территории РФ и вызываемые этими
факторами изменения энергопотребления.
4500
4000
3500
3000
2500
2000
1
1500
2
1000
500
0
Рисунок 2.1 - Совокупные антропогенные выбросы парниковых газов в Российской
Федерации, без учета (1) и с учетом (2) землепользования, изменений
в землепользовании и лесного хозяйства
- 22 -
Таблица 2.1
Тенденции выбросов парниковых газов в Российской Федерации по парниковым газам (млн. т. СО2-экв.)
Год
Сектор
1990
1995
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
СО2 без учета ЗИЗЛХ
2589,9
1629,6
1504,3
1594,1
1653,5
1653,4
1685,3
1577,0
1663,3
1718,1
1728,5
1667,9
1671,1
1670,8
CO2 с учетом ЗИЗЛХ
2720,5
1521,4
1116,2
1098,8
1161,2
1123,9
1100,1
968,4
1048,2
1080,7
1133,5
1080,5
1066,4
1115,1
CH4 без учета ЗИЗЛХ
942,1
654,4
632,7
788,1
804,2
815,7
817,4
796,8
824,9
840,1
850,0
853,8
856,3
864,1
CH4 c учетом ЗИЗЛХ
963,3
673,2
653,1
810,5
829,5
840,3
842,9
822,4
847,7
862,8
872,6
874,7
878,9
886,6
N2O без учета ЗИЗЛХ
183,4
115,3
98,7
89,8
89,9
90,1
88,1
89,4
94,9
90,4
94,6
89,1
90,1
90,4
N2O с учетом ЗИЗЛХ
193,9
129,4
114,2
106,6
108,9
108,5
107,2
111,9
106,9
102,5
106,6
100,7
102,3
104,6
ГФУ
35,9
15,4
26,6
19,8
18,0
16,8
17,9
12,5
13,4
11,3
17,6
21,4
24,1
21,2
ПФУ
15,1
13,5
9,9
6,3
5,6
5,0
4,9
3,4
3,6
3,3
3,3
3,4
3,1
3,6
SF6
1,4
0,6
0,9
1,5
1,6
1,6
1,1
1,1
1,0
0,8
5,6
5,2
1,2
1,1
NF31)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Всего, без учета ЗИЗЛХ
3767,8
2428,9
2273,2
2499,8
2572,7
2582,7
2614,8
2480,1
2601,2
2664,0
2699,7
2640,8
2645,8
2651,2
Всего, с учетом ЗИЗЛХ
3930,0
2353,6
1920,9
2043,7
2124,8
2096,2
2074,1
1919,7
2020,9
2061,4
2139,2
2086,0
2076,0
2132,2
Всего, без учета ЗИЗЛХ, с
3767,8
2428,9
2273,2
2499,8
2572,7
2582,7
2614,8
2480,1
2601,2
2664,0
2699,7
2640,8
2645,8
2651,2
учетом косвенных выбросов
Всего, с учетом ЗИЗЛХ, с
3930,0
2353,6
1920,9
2043,7
2124,8
2096,2
2074,1
1919,7
2020,9
2061,4
2139,2
2086,0
2076,0
2132,2
учетом косвенных выбросов
1)
Выбросы не оценивались ввиду их незначительности или отсутствия
Таблица 2.2
Тенденции выбросов парниковых газов в Российской Федерации по секторам (млн. т. СО2-экв.)
Год
Сектор
1990
1995
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Энергетика
3077,2
1964,5
1843,7
2067,9
2132,6
2136,6
2176,7
2066,2
2164,5
2226,9
2246,3
2189,1
2189,9
2194,5
Промышленные процессы и
298,5
181,5
197,4
210,6
219,5
222,3
213,0
186,9
204,0
207,0
214,3
214,7
214,1
210,0
использование продукции
Сельское хозяйство
315,4
205,8
152,7
135,2
132,6
133,7
133,1
133,3
136,7
130,9
136,8
131,3
132,5
132,1
ЗИЗЛХ
162,3
-75,3
-352,3
-456,1
-447,9
-486,4
-540,6
-560,5
-580,3
-602,6
-560,4
-554,8
-569,8
-519,0
Отходы
76,7
77,2
79,4
86,1
88,0
90,0
92,0
93,8
96,0
99,2
102,3
105,8
109,3
114,6
Всего, с учетом ЗИЗЛХ
3930,0
2353,6
1920,9
2043,7
2124,8
2096,2
2074,1
1919,7
2020,9
2061,4
2139,2
2086,0
2076,0
2132,2

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..