Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 19

 

 


Люда и Катюша играли.

У Илюши пила.

  • Илюша, возьми

    У них посуда:

  • Катюша, вари суп.

  • Я варю суп.

  • Катюша, посоли суп.

  • Я солю суп.


    доску.

  • Я взял доску.

  • Илюша, пили доску.

  • Я пилю доску.


Чтение слов с буквой ю в начале слова и после гласных: Юра, Юля, юла; рою, мою, пою.


Чтение слов и составление предложений (устно) с каждым из них: играю, копаю, катаю, купаю, сажаю, собираю, рисую, гуляю, делаю; играют, копают, катают, купают, сажают, собирают, рисуют, гуляют, делают.


Предложения с буквой ю для выкладывания, письма, чтения: У Коли юла. У Нюры кукла. Дети играют. Я строю дом. Луша и Юра прыгают.


Предложения для выкладывания, письма, чтения с буквами и, я, е, ё, ю: Ваня рисует красную звезду. Люба рисует красивую ёлку. Я собираю клюкву. Дети ели вкусную клубнику.


Текст для чтения: Весна. На-сту-пи-ла весна. Юные пи-о-не-ры ра-бо- та-ют в саду. Они ра-бо-та-ют хорошо. Юра и Ванюша копают ямки. Юля и Люся сажают ростки малины. Тут будет ма-лин-ник. Летом пи-о-не-ры вы-рас-тят вкусную малину. Малину будут есть все вместе.


Перед чтением текста предварительно выкладываются слова

наступила, вырастят, работают, пионеры, малинник.


Звук и буква ц


Изучаются на 28-й неделе обучения. Буква с временно исключается.


В начале занятия детям предлагается вспомнить слова со звуком ц. Затем повторяется артикуляция звука. Дети вспоминают, что звук ц согласный, всегда твердый. После знакомства с буквой ц выкладываются и читаются отдельные слова и предложения. С этой целью используются те слова, которые рекомендуются для закрепления правильного произношения (за исключением наиболее сложных по слоговому составу).


Предложения для чтения и выкладывания: В гнезде птенцы. На болоте живут цапли. В хлебнице хлеб. Мыло лежит в мыльнице. В цветнике много цветов.

Материал для чтения и устного составления предложений: На пальце кольцо. В вазе цветы. У птицы птенцы. У курицы цыплята. На грядках огурцы.


Дети читают предложения и составляют к каждому из них предложение с использованием слов в уменьшительной форме. Например, читается предложение На пальце кольцо. Затем составляется предложение На пальчике колечко.


Звук и буква ф


Изучаются на 29-й неделе обучения. Буква в временно исключается.


На звуки ф и ф’ не проводилось занятий по произношению. Поэтому занятие по грамоте следует начать с привлечения внимания детей к артикуляции этих звуков. Дается характеристика звука ф (согласный, глухой, твердый) и звука ф’ (согласный, глухой, мягкий).


Затем детям предлагается четко произнести (по картинкам или подобрать самостоятельно) ряд слов со звуками ф и ф’.


Примерные слова: кофта, фикус, фабрика, шофёр, футбол, филин, фиалка, фуфайка, фартук, форма, фокусник, ферма, фуражка, туфли, туфельки, шарф, телефон, флот, флаг, фонарь.


Следующее задание – отобрать из названных выше слов слова со звуком ф, а затем со звуком ф’.


После знакомства детей с буквой ф некоторые из перечисленных слов выкладываются из букв разрезной азбуки (например, флот, кофта, фабрика, телефон, фуфайка, фиалка).


По усмотрению логопеда проводится предварительный анализ слов и выкладываются схемы.


Предложения для выкладывания, чтения, записи: Мальчики играют в футбол. На нашей улице фабрика. Моя фамилия … . (дополнить). На полянке зацвели фиалки.


Текст для чтения: Фабрика. На нашей улице фабрика. Там много разных машин. На фабрике делают кофты, шарфы, фуфайки. Фёдор работает на фабрике. Он – рабочий


Звук и буква щ


Изучаются на 30-й неделе обучения.


Начало занятия может быть построено по примеру занятия на букву ч. После того как дети ознакомятся с буквой щ и будет вывешена таблица с

сочетаниями ща, щу, проводятся упражнения в выкладывании, преобразовании и чтении слогов с буквой щ.


Слова для чтения, выкладывания, письма: вещи, щётка, щенок, ящик, товарищ, щенята.


Предложения для чтения, выкладывания, письма: Вася поймал щуку. Сеня поймал леща. Дети пошли в рощу. Щука – хищная рыба.


Детям предлагается прочитать (сложить) предложения и выбрать слова с сочетаниями ща и щу.


Тексты для чтения: 1. Щенок. Лёша и Юра нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка домой. Лёша напоил щенка молоком. Юра положил щенка в ящик. Щенок заснул. 2. Роща. К Мише пришел товарищ. Они пошли в рощу. С ними побежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели. 3. Скороговорка: Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.


Перед чтением первого текста выкладываются слова пожалели, потащили.


Ь разделительный


Проходится на 31-й неделе обучения.


Каждому из детей предлагается повторить вслед за логопедом сочетание из двух слогов типа ля – лья; пьё – пё; вю – вью; сье – се. Логопед следит за четкостью произношения.


Затем логопед выкладывает на наборном полотне слово Коля. Задается вопрос: «Как сделать из слова Коля слово колья?» Выясняется, что между буквами л и я надо поставить ь – это мягкий знак разделительный, он отделяет согласную букву л от гласной буквы я. Логопед раздвигает буквы и вставляет ь. Детям предлагается прочитать получившееся слово – колья. Слово колья убирается. Детям дается задание самостоятельно сложить два слова.


Слова еще раз сравниваются и прочитываются отдельными детьми. Можно предложить детям сложить парами слова: пить – питьё; брать – братья; лист – листья; колос – колосья.


Для упражнения в чтении предлагаются слоги типа пя – пья; лё – льё; ню – нью и т.п. Слоги печатаются на доске или плакате.


Слова для выкладывания, чтения, письма: перо, крыло, дерево; перья, крылья, деревья; платье, муравей, воробей; платья, муравьи, воробьи.

Предложения для выкладывания, чтения, письма: Дети пьют молоко. Наша семья большая. Татьяна гладит бельё. Весной птицы вьют гнёзда. Целый день льёт дождик. За ручьём сосновый лес.


Тексты для чтения: 1. Загадки: Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождик, земля, трава.) Летом вырастают, осенью опадают. (Листья.) 2. Наша семья. У нас большая семья. Папа и брат Илья работают на заводе. Мама ведёт хозяйство. Сестра Татьяна – учи-тель-ни-ца. Я учусь в школе. Младшие братья Миша и Толя ходят в детский сад.


Ъ разделительный


Изучается на 32-й неделе обучения.


Накануне проводится занятие по подбору однокоренных слов (см. с. ). В начале занятия по грамоте логопед просит детей вспомнить, какие слова, обозначающие действия, похожие на слово ехать, подбирались накануне. Слова подъехать, съехать, въехать проговариваются хором и отдельными детьми.


Детям предлагается сложить слово ехать, а затем слово отъехать. Выясняется, что нужен знак, отделяющий согласную букву т от гласной буквы е. Внимание детей привлекается к тому, что твердый знак ставится при образовании новых слов.


Детям предлагается вспомнить стихотворение, которое заучивалось накануне («Шутка»), и выбрать из него слова, в которых надо поставить ъ.


Слова съехали, въехали и другие читаются (с доски) и выкладываются из букв разрезной азбуки. С этими словами дети составляют предложения, некоторые из них выкладываются и печатаются.


Примерные предложения: Дети съехали с горки. Дети подъехали к дому. Дети объехали яму. И т.п.


Аналогично выкладываются слова ели – съели и предложения Мы ели яблоки. Мы съели все яблоки.


Текст для чтения: Старик. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Послебукварный период обучения


Основная задача этого периода обучения (май) – закреплять и совершенствовать все полученные детьми знания и навыки. К этому времени сказывается усталость детей. Поэтому на занятиях в этот период еще в большей мере, чем до этого, необходима частая смена упражнений. Учебные упражнения должны чередоваться с игровыми.


Основным содержанием обучения является: а) чтение слов, предложений и небольших текстов с соблюдением интонации (точка, вопрос, восклицание), ответы на вопросы по прочитанному тексту и его пересказ, выборочное чтение, чтение по ролям, чтение деформированного текста (для чтения может быть использована

«Азбука» для первого класса массовой школы); б) выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов различного звуко-слогового состава и предложений с применением пройденных правил (по типу предупредительных диктантов); в) выкладывание слов по схеме; г) подбор слов, состоящих из твердых и мягких звуков по пятии шестизвуковым схемам.


К тем игровым приемам, которые описывались выше, добавляется ряд новых.


Опишем некоторые упражнения, проводимые с целью совершенствования анализа звукового состава слов и чтения.


  1. Упражнение в форме кроссворда. Кроссворды составляются логопедом по намеченному слову или по одному из предложенных детьми слов. Начальное слово пишется по вертикали – каждая буква в отдельной клеточке. Затем логопед от каждой буквы добавляет вправо и влево клеточки так, чтобы дети могли вписать в них буквы нового слова. Приведем два примера.


    image


    В первом примере (рис. 3) исходное было слово белка. Свободные клеточки расположены так, чтобы дети были в состоянии подобрать некоторое количество подходящих слов. Одно из предложенных детьми слов вписывается в клеточки. В первом ряду клеточек это могут быть слова булка, Бобик, бутон, батон; во втором – лента, кепка, ветка, весна; в третьем – полка, пилка, вилка, палка; в четвертом – мука, река, рука, маки; в пятом – баран, лампа, сапог, балка.


    Во втором примере (рис. 4) исходное слово ручей. В первом ряду могут быть слова трава, грибы, груша, дрова; во втором – утка, ужин, утюг, урок; в третьем – речка, сучок, дочка, тачка; в четвертом – река, репа, пена, Лена; в пятом – майка, зайка, лейка, лайка.


    При вписывании в клеточки подобранных детьми слов логопед напоминает детям о правилах правописания – о необходимости подбора проверочных слов к словам, оканчивающимся на глухой звук (сапог – сапоги; утюг – утюги) или имеющим в своем составе требующий проверки гласный звук (река – речка); кроме того, он напоминает, что после ш и ж пишется и (ужин).


  2. Упражнение в добавлении пропущенных слогов. Это упражнение может быть проведено как соревнование команд.


    На доске напечатано (или выставлено) три-четыре слога, например: ба, ро, ка. Доска делится на две части, в каждой из них напечатан ряд слов с пропущенным слогом. Слова в правой и левой частях примерно равны по трудности. К доске выходят два ребенка – представители от каждой команды. Они должны вписывать пропущенные слоги (в

    приводимых ниже примерах слоги даны в скобках). Подбирают слова все участники соревнования. Выигрывает та команда, которая быстрее дополнит все слова.


    Примерные слова для первой команды: во(ро)на; ма(ка) роны; (ба) ран. Примерные слова для второй команды: ко(ро)ва; (ка)пуста; (ба)рабан.


    Возможны и другие варианты проведения упражнений, направленных на анализ звукового состава слова, в занимательной форме. Приведем примеры.


    Детям предлагается: а) добавить по одной букве к словам рот, вол, сон, ось так, чтобы получились названия животных (крот, волк, слон, лось); б) изменить одну букву в словах рот, липа, майка, булка так, чтобы получились названия животных (кот, лиса, зайка, белка); в) заменить глухой звук парным звонким (или наоборот) в словах точка, кора, Паня, корка, почка так, чтобы получились новые слова – дочка, гора, баня, горка, бочка и т.п.


    При проведении перечисленных упражнений слова выкладываются из букв разрезной азбуки.


  3. Упражнение в подборе слов по цепочке. Один из детей называет любое слово, следующий ребенок должен определить последний звук (подбираются слова, преимущественно оканчивающиеся на согласные звуки) и подобрать начинающееся на него слово. При этом если предыдущее слово оканчивалось на мягкий звук, то на этот же звук должно начинаться подбираемое слово (соль – лист; девять – телефон).


К словам, оканчивающимся на парные глухие звуки, подбираются проверочные слова (дуб – дубы), следующее слово должно начинаться на звук б.


Ряд упражнений проводится с целью дальнейшего усвоения детьми правил правописания слов с мягкими согласными, с конечными глухими согласными, а также закрепления умения выделять в словах ударный гласный. Приведем примеры.


Выбрать с помощью картинок и сложить слова, в которых слышится глухой звук, а надо писать буквы в, з, ж, б, д, г. Примерный ряд слов: дуб, суп, кот, зуб, нос, таз, нож, душ, воз, бык, гриб, ёж.

Подобрать (устно) или выбрать из ряда записанных слов слова с определенным местом ударения.


Эти и подобные упражнения также могут проводиться как игра или соревнование. За правильные ответы выставляются фишки. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.


Занятия по развитию речи


Содержанием занятий по развитию речи является дальнейшее овладение словарем, грамматическим строем речи и умением рассказывать. В первом и втором периодах обучения материал по всем этим направлениям коррекционного обучения подбирался с учетом усваивавшихся детьми звуков и включался в занятия по произношению. На третьем этапе развитие речи происходит на специальных занятиях (один-два раза в неделю). Все занятия по развитию речи так или иначе взаимосвязаны с дальнейшим совершенствованием её звуковой стороны. В процессе проведения этих занятий постоянно обращается внимание на правильность произношения звуков и слов различной звуко-слоговой сложности. Кроме того, часть времени (2 – 5 минут) может отводиться на отработку произношения наиболее трудных звукосочетаний, слов или словосочетаний (которыми насыщен материал данного занятия). С целью дальнейшего совершенствования дикции можно предложить детям заучивание скороговорок и потешек. Если в период закрепления правильного произношения звуков речь детей была несколько скандированной, то теперь появляется возможность поставить специальной задачей развитие интонационной выразительности речи.


Развитие словаря.


В третьем периоде обучения закрепляются знания и навыки, касающиеся морфологического состава слов. Выше, при описании упражнений в словообразовании при помощи приставок, суффиксов и словосложения, был дан разнообразный материал. Однако он был несколько ограничен, т.е. подбирался лишь на определенные звуки. Теперь, планируя эти занятия, логопед имеет возможность значительно расширить материал упражнений.


Различные упражнений в течение второго периода обучения проводились на подбор глаголов с данной основой, но разными приставками или с определенной приставкой, но разными основами. Подводя итоги проделанной работы, логопед планирует занятия в процессе проведения которых внимание детей обращается на звуковой состав и смысловое содержание слов, образованных путем присоединения приставок.


Приведем примерный план одного из таких занятий.


Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

Цель занятия: образование глаголов с разными приставками; закрепление правильного произношения звука йот в условиях стечения согласных.


Примерный ход занятия


  1. Произнесение звука йот в условиях стечения.


    Дети постепенно садятся, после того как произнесут примерно такие сочетания: сья – сья – сью; бье – бья – бью; вья – бья – сья и т.п.


  2. Подбор глаголов с основой ехать.


    1. Детям предлагается подобрать слова, сходные со словом ехать. Дается пример: уехать (приехать, подъехать, отъехать, въехать, съехать, объехать, переехать, поехать). Если дети испытывают затруднение, логопед произносит ту или иную приставку (об-, пере-), предлагая закончить слово, или просит подобрать слово с противоположным значением (уехать – приехать).


    2. Затем логопед задает вопрос: «Какая общая часть у всех этих слов?» После этого он четко произносит несколько слов, интонационно выделяя общую часть – ехать. Дети дают ответ.


      Логопед предлагает двум-трем детям еще раз назвать все родственные слову ехать слова.


  3. Добавление в предложение пропущенного глагола.


    1. Логопед обращается к детям со следующими словами: «Я буду произносить предложения, в которых будет пропущено по одному слову. Вы должны догадаться, какое это слово, произнести его, а потом и все предложение». Примерные предложения: Дети на санках (съехали) с горки. Вчера из Ленинграда (приехал) мой брат. Грузовая машина (подъехала) к дому. Велосипедист (переехал) через железную дорогу. Маша (уехала) в дом отдыха. Мотоциклист (объехал) дерево. (В скобках даны пропущенные слова.)


      Дети произносят пропущенные слова и предложения.


    2. Логопед задает вопрос: «Одинаковые или разные действия обозначают все эти слова? Какая разница между словами подъехать и отъехать или уехать и приехать?» Дети дают ответы.


  4. Подбор глаголов, обозначающих движение.


    1. Логопед говорит: «Слово ехать обозначает движение. Какие еще слова, обозначающие движение, вы знаете?» Дети перечисляют: ходить, бегать, прыгать, ползать, скакать, летать, лазить. Логопед добивается наиболее полного перечисления глаголов, обозначающих движение.

    2. Детям предлагается подобрать слова, сходные (родственные словам) со словами летать и ходить.


  5. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).


    Логопед говорит: «А теперь вы сами будете составлять предложения со словами, которые я вам скажу. Посмотрите внимательно на картины и подумайте, по какой (или по каким) из них можно составить предложения со словом подходит».


    Логопед следит за тем, чтобы предложения были разнообразными, правильно составлены и четко произнесены.


    Приведем примерные предложения, составленные детьми на одном из занятий: Большой пассажирский самолет подлетает к аэродрому. Осенью журавли улетают в теплые страны. Из школы выходит мальчик с портфелем в руках. Большая бурая медведица подходит к своим неуклюжим медвежатам. Мальчик с охапкой хвороста подходит к костру. Проворная белка легко перепрыгивает с дерева на дерево. Голодная синичка влетела в открытую форточку. Испуганная мышка убегает от злой серой кошки.


  6. Закрепление знаний.


Детям предлагается заучить стихотворный текст:


Появляется возможность значительно расширить материал упражнений при планировании занятий на тему «Образование новых слов способом словосложения». Так, например, строя занятие по типу фрагмента, включенного в раздел «Звуки р и р’», по теме «Образование сложных слов, в состав которых входят числительные плюс существительные», логопед добавляет слова разного звукового состава: четырёхугольный, четырёхэтажный, десятиэтажный, многоэтажный, пятилетний, пятиконечный и т.п.


Также можно подобрать много понятных детям сложных слов, состоящих из существительных плюс глагол, прилагательное, предлог или наречие (самосвал, фотоаппарат, огнетушитель, гололедица, сладкоежка, громкоговоритель, мореплаватель, синеглазый, краснощекий, пододеяльник, подоконник, скороговорка и т.п.). Теперь уже, обладая некоторым навыком, дети могут самостоятельно составлять многие наиболее употребительные слова. В этом случае задаются примерно такие вопросы: «Как называется гриб, который растет под берёзой?» (Подберёзовик.) «Как называется человек, специальность которого лес рубить?» (Лесоруб.) В других случаях даются готовые слова, а детям предлагается установить их состав. В этом случае логопед спрашивает: «Что такое новостройка (бензовоз, электростанция)?» Используется также прием образования слов по аналогии. Так, после того как выяснен состав знакомого детям слова рыболов, логопед рассказывает им, что есть такие специалисты, которые ловят зверей для зоопарков или для переселения их в другие места. В этой связи логопед задает вопрос: «Как можно назвать таких людей? Если рыбу ловят рыболовы, то зверей ловят?» (Звероловы.) Можно предложить детям самим выделять сложные слова примерно из таких предложений: Любе подарили красивую синеглазую куклу. На случай пожара в помещении был огнетушитель. Пригрело весеннее солнышко, и на реке начался ледоход. Зверей для зоопарков отлавливают звероловы. Пчеловод угостил всех мёдом.


Одним из необходимых условий уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. С целью привлечения внимания детей к конкретным наглядным признакам, послужившим причиной одинаковых названий ряда предметов, проводятся специальные упражнения. Приведем примеры.


Цель упражнения: учить детей понимать многозначность слов. Оборудование: иголка для шитья (или рисунок), ветка ели, чучело ежа.

Логопед загадывает детям загадку: Носик стальной, хвостик льняной. Детям показывается иголка и задается вопрос: «Для чего она нужна?» Дети отвечают: «Шить, вышивать, штопать, зашивать». Затем детям предлагается описать иголку. Дети говорят: «Иголка крепкая, стальная, у неё есть ушко». Особое внимание обращается на то, что иголка тонкая и острая.


Загадывается следующая загадка: Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? Выставляется чучело ежа. Дети его рассматривают. Спинка ежа покрыта иголками, а мордочка, лапки и брюшко остаются незащищенными. Задается вопрос: «Для чего ежу нужны иголки?» Выясняется, что иголки ему нужны для защиты от врагов – от лисицы, волка, собаки. Ёж свертывается клубком, убирает голову, брюшко и лапки и превращается в колючий шар. Задается следующий вопрос: «Какие иголки у ежа?» Дети отвечают: «Серые, крепкие». И на этот раз особое внимание детей обращается на то, что иголки у ежа тонкие и острые.


Загадывается еще одна загадка: Шишки да иголки выросли на..? Дети отгадывают: «На елке». Детям предлагается рассмотреть еловые иголки

– они небольшие, зеленые, но тоже тонкие и острые.


Детям задается вопрос: «Чем похожи иголки для шитья, иголки ежа и еловые иголки?»


Дети должны сами дать ответ: «Все они тонкие и острые». Делается вывод: «Иголками мы шьем, еж иголками защищается от врагов, еловые иголки растут на дереве – все они называются одинаково, потому что они тонкие и острые. Иголки всегда тонкие и острые».


С самого начала обучения в занятия систематически включались упражнения в образовании существительных, а позднее и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Теперь подводятся итоги проделанной работы. С этой целью могут быть запланированы специальные занятия.


Приведем примерный план одного из таких занятий.


Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.


Цель занятия: употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением; закрепление правильного произнесения окончаний прилагательных


Оборудование: предметные картинки с изображением одежды и обуви (по количеству детей); две куклы разной величины и различно одетые.


Примерный ход занятия

  1. Организационный момент. Образование уменьшительной формы существительных.


    Дети стоят за стульями. Перед каждым ребенком лежит картинка с изображением предмета одежды или обуви. Ребенок должен назвать изображенный на картинке предмет в уменьшительной форме и сесть на свое место. Так постепенно садятся все дети.


  2. Речевая зарядка.


    Дети вслед за логопедом повторяют слоговые сочетания, соответствующие окончаниям прилагательных, например: ый – ий; ая – ое – ые; ое – ые – ая; ий – яя – ее и т.п.


  3. Образование уменьшительной формы существительных и прилагательных (можно провести в форме игры или соревнования).


    Логопед произносит сочетания прилагательных с существительными в начальной форме. Дети повторяют сочетания, употребляя уменьшительную форму.


    Примерные словосочетания: голубые глаза (голубенькие глазки), белое платье, голубой бант, зелёные туфли, синий передник, красная кофта, чёрная юбка и т.д.


  4. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных в составе предложения.


    Упражнение проводится в форме описания двух кукол разного размера и различно одетых. Куклам даются имена – Валя и Катенька. Дается инструкция: «Валя большая, на ней вся одежда большая, про неё будем говорить так: «На Вале белое платье», а про маленькую Катеньку так:

    «На Катеньке голубенькое платьице».


    1. Детям предлагается отвечать на вопросы логопеда, относящиеся то к одной, то к другой кукле. Например: «Какие волосы у Вали?» (У Вали темные волосы.) «Какие волосики у Катеньки?» (У Катеньки светленькие волосики.)


    2. Детям предлагается сравнить сначала самих кукол, а затем одежду на них. Составляются примерно такие предложения (с противительным союзом а): У Вали карие глаза, а у Катеньки голубенькие глазки. На Вале голубое платье, а на Катеньке красненькое платьице. И т.д.

     

     

     

     

     

     

     

    содержание   ..  17  18  19  20   ..