Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 17

 

 


б) детям предлагается выбрать с помощью картинок и сложить из букв разрезной азбуки слова, в которых в первом слоге два согласных звука. Примерные картинки: трава, ракета, грибы, труба, рубашка, груша, радуга, пряник.


  • Упражнения в закреплении навыка письма слов с мягкими звуками (проводится так же, как описано выше). Примерные картинки: ребята (ре… -та); дерево (де… -во); берёза (бе… -за); крапива (кра… -ва). Внимание детей постоянно привлекается к тому, что после мягких согласных пишутся буквы и, я, е, ё.


  • Упражнение с целью закрепления полученных ранее сведений о том, что звонкий звук в конце слова не слышен, а слышен только перед гласными: морозы – мороз; сторожа – сторож; грибы – гриб.


    Слоги для чтения: ры, ра, ро, ру, рэ, ри, ря, рё, ре.


    Слоги и слова для чтения: ра – кра – кран; ро – кро – крот; ру – гру – груша; ры – кры – крыша; ри – гри – грибы; ря – пря – пряник; ре – кре

    – кресло.


    Слова для чтения: рак, рыба, руки, рама, куры, горы, шары, река, кран, крот, гру-ша, тру-ба, тра-ва, пря-ник, гри-бы, ра-ке-та, ра-ду-га, ба-ра-бан, па-ро-воз, ре-бё-нок, пря-ни-ки, о-ре-хи, де-ре-во.


    Примерные предложения для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки, письма: У Шуры два шара. За домом парк. В парке берёзы. Боря ест пряник. Серёжа косит траву. Мама кормит кур


    Тексты для чтения: 1. Пионеры. У дома Серёжа и Борис. Они пи-о-не- ры. У Серёжи топор. Серёжа рубит дрова. Потом он у-бе-рёт мусор. У Бориса краска. Борис красит забор. Потом он по-кра-сит ворота. 2. Во дворе. Это двор. На дворе куры. У дома кор-муш-ка. Утром Вера идёт на двор. Она несёт кра-пи-ву и крупу. Это корм для кур.


    Перед чтением текста 1 выкладываются слова красит, покрасит, пионеры, уберёт, перед чтением текста 2 – кормушка, крапива.

    Усвоение детьми буквы р дает возможность логопеду выборочно пользоваться имеющимися букварями.


    Звук и буква й


    Усвоение звука и буквы й происходит на 23-й неделе обучения.


    При усвоении детьми буквы й (звук йот) могут быть проведены следующие упражнения.


    1. В начале занятия логопед показывает детям карандаш и произносит предложение. Это мой карандаш. Во время произнесения он интонационно выделяет слово мой. Затем предлагает детям произнести это слово хором.


      Логопед обращает внимание детей на краткое произнесение звука й (йот) в разных словах (мой, твой, май, дай и т.д.). Логопед предлагает детям произносить эти слова. Постепенно он добивается правильного и отчетливого произнесения каждым ребёнком звука йот в конце слов.


    2. Производится анализ слова мой. Выясняется, что в этом слове один слог. Логопед говорит о том, что звук й не образует слога и является согласным.


    3. Логопед показывает детям букву й. При этом он говорит: «Эта буква называется й краткая, над ней значок, обозначающий краткость». Дети получают по четыре строчных буквы й, рассматривают их и убирают в свои кассы.


    4. Произношение, анализ, выкладывание слов май, сарай, трамвай с делением их на слоги. Внимание детей привлекается к тому, что во всех этих словах звук й находится в конце слов, что это согласный звук.


    5. Произношение, анализ и выкладывание слов со звуком й в середине слова (майка, зайка, лейка). Слова делятся на слоги. Внимание детей обращается на то, что звук й находится в конце слога. Делается вывод – буква й бывает только в конце слога (слова).


    6. Кроме отдельных слов для выкладывания и письма, могут быть использованы примерно такие предложения: Это мой карандаш. Это твой пенал. Мой дядя – герой. Ой, какой мороз! У Димы змей. У Вали лейка.


    7. Для чтения может быть использован следующий материал.


  • Прочитать (по таблице или с доски) слова, обозначающие действия (налей, вымой, сделай, спой, нарисуй, покатай), и составить с ними предложения (устно). При этом дается образец: Лена, налей, пожалуйста, мне молока.

    Аналогично проводится упражнение в чтении «слов-признаков» и в подборе к ним (устно) «слов-предметов». Например, к слову белый подбираются слова снег, сахар, халат, мел. Соответственно составляются предложения: Белый снег. Белый сахар. Белый халат. Белый мел.


    Затем детям предлагается прочитать текст рассказа «Полкан и зайка»: У куста зайка. А за сосной Полкан. Полкан увидел зайку. Зайка – скок в кусты. Полкан за ним. А зайка ускакал.


    Материал, который может быть использован логопедом при сопоставлении звуков й (йот) и и (второе занятие на букву й).


    1. На столе выставлены две картинки. На одной изображен сарай, на другой – сараи.


      Логопед говорит: «Послушайте внимательно и угадайте, какую картину я назову». Затем он произносит слово сарай. Дети указывают на соответствующую картинку. Потом логопед спрашивает: «А теперь какую?» - и произносит слово сараи. Дети указывают на картинку с изображением сараев.


      Логопед произносит слова сарай – сараи два-три раза. Потом просит сказать, кто догадался, какие звуки в конце этих слов.


    2. Проводится анализ слов сарай и сараи. Слова выкладываются из букв разрезной азбуки. Обращается внимание на то, что в слове сарай – два гласных звука (а, а) и два слога; в слове сараи – три гласных звука (а, а, и) и три слога.


    3. Детям предлагается внимательно слушать и выделять слово (или слова) со звуком й. Для сравнения даются слова со звуком и, например: змей, малина, майка; трамваи, сарай, кубики; зайка, змеи, сараи и т.п.


    4. Можно предложить детям находить слово (или слова) со звуком й в составе предложения. Примерные предложения: Это мои майки. Дети сделали змей. Перед едой руки мой. Наши бойцы – герои. У Кати голубой шар. Дима пилит доску пилой. Мимо меня идёт трамвай. Под кустами живут змеи.


    5. Упражнения в выкладывании слов из букв разрезной азбуки.


    Дети под диктовку логопеда выкладывают слова в два столбика. В один столбик помещаются слова с буквой й, а в другой – с буквой и. Примерные слова: зайка, липа, май, Нина, майка, кубики.


    Вариант.


    Детям раздаются карточки (или на доске пишутся слова), в которых пропускаются буквы и или й. Дети вписывают недостающие буквы.

    Для чтения используются отдельные слова, предложения (указанные в первом занятии), тексты.


    Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)


    image


    image



    image


    Третий период обучения


    Третий период обучения длится три месяца (март, апрель, май). Этот период охватывает 25 – 36-ю недели обучения.

    В июне проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, во время которых окончательно ликвидируются все имеющиеся у детей пробелы в устной речи, чтении и письме.


    Во время специальных фронтальных занятий происходит развитие словаря и связной грамматически правильной речи (одно-два в неделю). Один-два раза в неделю проводятся занятия по произношению и три раза – по грамоте.


    На подгрупповые занятия объединяются по четыре – шесть детей со сходными затруднениями (устная речь, чтение, письмо).


    Формирование произношения и развитие речи.


    Фронтальные

    занятия

    проводятся

    один-два

    раза в

    неделю;

    подгрупповые –

    ежедневно.


    Начало третьего периода используется логопедом для закрепления произношения звуков с – з –ш – ж и р – р’- л – л’. Затем до конца апреля планируется закрепление правильного произношения звуков ч, ц, щ и дифференциация их от сходных звуков (см. план на с.). В мае занятия планируются по усмотрению логопеда.


    Сокращение количества фронтальных занятий по произношению не означает, что теперь меньше внимания обращается на правильность и четкость произношения звуков в составе слов любого слогового состава и общее звучание речи. Дело в том, что в связи с закончившейся к этому времени постановкой звуков больше времени на закрепление правильного произношения звуков и слов сложного звуко-слогового состава может быть отведено в часы индивидуальных занятий. Кроме того, любые занятия как по развитию речи, так и по грамоте, а также все занятия, проводимые воспитателем, одновременно способствуют закреплению правильного произношения звуков, совершенствованию внятной, четкой, неторопливой, выразительной речи.


    Грамота.


    Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю; подгрупповые – по усмотрению логопеда.


    Ознакомление с буквами заканчивается к концу апреля, в мае проводится чтение послебукварных текстов. Осуществляется дальнейшее совершенствование навыков чтения, формируется навык слитного чтения. Продолжается работа по анализу, выкладыванию из букв разрезной азбуки и письму слов и предложений. Проводятся диктанты типа предупредительных с целью закрепления всех полученных орфографических навыков. Формируется навык списывания.

    В третьем периоде обучения появляется возможность, кроме того материала для чтения, который включен в данную книгу, шире использовать для чтения рекомендуемую для массовой школы литературу.


    Развитие речи.


    Фронтальные занятия проводятся два раза в неделю; подгрупповые – по усмотрению логопеда.


    Содержанием занятий по развитию речи является дальнейшее углубление и расширение знаний и навыков детей, касающихся развития словаря, формирования грамматически правильной речи, обучения рассказыванию. Упражнения проводятся на включающем все звуки речи материале.


    Занятия по формированию произношения и развитию речи


    Как уже указывалось, первая неделя третьего периода обучения (25-я неделя обучения) используется логопедом для повторения звуков л – л’

    – р – р’. Материал на эти звуки дан выше.


    Звук ч


    Упражнения в правильном произношении звука ч (26-я неделя обучения) сочетаются с употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов и правильным употреблением в речи глагола хотеть. При образовании множественного числа родительного падежа внимание детей привлекается к словам: чулок, удочек, бабочек, перчаток, речек, пчёл, мячей, тачек, кирпичей, лётчиков, учителей и т.п.


    Приведем примерные планы занятий.


    На подгрупповых занятиях дети уже познакомились со многими словами, в которые входит этот звук, составляли предложения, учили потешки и стихотворения. На занятии, план которого здесь приводится, внимание детей обращается на уменьшительно-ласкательные суффиксы со звуком ч.


    Тема занятия: звук ч.


    Цель занятия: закрепление правильного произношения звука ч в словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


    Примерный ход занятия


    1. Чтение (по усмотрению логопеда).


    2. Повторение артикуляции звука ч.

      Логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять звук ч. Скажем все вместе: ч». Выясняется, что звук ч согласный, всегда мягкий.


      Затем логопед спрашивает: «Как мы произносим звук ч?» (Губки немного вытянуты вперед, кончик языка вверху.)


      После этого логопед просит детей придумать по одному слову со звуком

      ч. Дети выполняют задание.


    3. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


      Логопед говорит: «Дети, вы все правильно придумали слова со звуком ч и хорошо их произнесли. А теперь я расскажу вам о таких словах, в которых звук ч появляется только тогда, когда мы говорим о маленьких предметах».


      Логопед показывает детям кувшин (или шапку, подушку и т.п.).


      После этого спрашивает: «Что это?» (Кувшин.) Затем просит произнести слово кувшин хором.


      Следующий вопрос: «В слове кувшин есть звук ч?» (Нет.)


      Логопед показывает детям маленький кувшинчик (или кукольную шапочку, маленькую подушечку).


      Слово кувшинчик произносится хором и отдельными детьми. Так же называется еще ряд больших, а затем маленьких предметов: ваза – вазочка, утка – уточка, рамка – рамочка, рубашка – рубашечка и т.п.


    4. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.


      На стол сажают две куклы – большую (Лена) и маленькую (Ниночка). Сегодня их день рождения, они получают подарки.


      На другом столе разложены большие и маленькие предметы (или картинки). Вызванный ребенок должен взять любую пару предметов и

      «подарить» их куклам со словами: «Я подарю Лене утку, а Ниночке – уточку».


      Так куклам дарятся книжка и книжечка, тетрадка и тетрадочка, лента и ленточка, кошка и кошечка, лодка и лодочка, корзина и корзиночка, платок и платочек, сумка и сумочка и т.п.

    5. Заучивание рассказа «Чижик»: У Леночки был чижик. Чижик жил в маленькой клеточке. Чижику было тесно и скучно в клеточке, и он молчал. Леночка выпустила чижика на волю. Чижик полетел и весело запел.


    6. Подведение итогов занятия.


    Логопед дает оценку ответам и активности детей.


    Приведем примерный план занятия, посвященного дифференциации звуков ч и т’. В это время целесообразно провести упражнение в правильном использовании глагола хотеть, который часто употребляется детьми неправильно (хочут вместо хотят; хотит вместо хочет и т.п.). В план занятия, которое мы здесь приводим, включены такие упражнения. С теми детьми, у которых обнаружатся подобные ошибки, воспитателям следует провести еще ряд аналогичных упражнений.


    Тема занятия: дифференциация звуков ч и т’.


    Цель занятия: закрепление правильного произношения звуков ч и т’; обучение употреблению глагола хотеть.


    Примерный ход занятия


    1. Чтение.


    2. Повторение звуков т’ и ч.


      Логопед спрашивает: «Дети, какой звук повторяется в словах: тётя, Катя, Петя, телефон?» (Звук т’.) «А в словах чайник, бочка, туча, качели?» (Звук ч.)


      Затем логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять звуки ч и т’».


      Логопед предлагает детям попеременно произносить звуки ч и т’, чтобы дети почувствовали, что при произнесении звука т’ язычок прижимается к зубам, а при произнесении ч – отодвигается от них.


      Логопед опрашивает детей, для которых характерно нестойкое произнесение этих звуков.


    3. Произнесение слоговых сочетаний.


      Детям предлагается повторять сочетания типа ча – тя – тя; тё – чо – чо; ат’ – ач – ат’ и т.п.


      Это упражнение может быть проведено в виде соревнования команд или на отметку. В последнем случае на доске записываются имена всех детей; каждый ребенок получает новое задание, ответы оцениваются.

    4. Составление (по картинкам) и правильное произнесение предложений с глаголом хотеть.


      С помощью сюжетной картинки дети отвечают на вопрос логопеда:

      «Что хочет Леночка достать с полки?» Ответ: «Леночка хочет достать с полки мячик». Предложение произносится хором и отдельными детьми. Логопед следит за правильностью произнесения каждого звука. Логопед спрашивает: «А как надо сказать про детей?» (Дети хотят достать с полки мячик.) И это предложение четко произносится детьми.


      Аналогично составляются предложения: Катя хочет купить птичку. – Дети хотят купить птичку. Витя хочет покачаться на качелях. – Дети хотят покачаться на качелях. Петя хочет купить удочку. – Дети хотят купить удочку.


      Можно предложить детям самостоятельно составлять предложения, используя слова со звуками ч и т’:


      а) предложения составляются с определенным словом: хочет, хотят, хочу, хочешь.


      б) предложения составляются с определенным словосочетанием: хочет купить (Покупатель хочет купить телевизор. Тётя Катя хочет купить коричневые перчатки.); хотят повесить (Мальчики хотят повесить качели для маленьких детей. Дядя Петя хочет повесить картину на стену.)


      в) предложения составляются с данными словами и глаголом хотеть в нужной форме. Дается задание составить предложение со словами мальчики, сделать. Дети составляют примерно такие предложения: Мальчики хотят сделать полочку для телефона. Мальчики хотят сделать клеточку для птички.


    5. Заучивание рассказа «Очки».


      Логопед читает рассказ: Дедушка надел очки. Он стал читать книжку. Внучек подошёл к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».


      Логопед прочитывает рассказ и задает детям следующие вопросы: «Что надел дедушка? Что стал делать дедушка? Кто подошел к дедушке? Что сказал внучек? Правильно ли думал внучек?»


    6. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.


    На вечер дается задание выучить рассказ «Очки». Кроме того, воспитателю поручается провести с отдельными детьми упражнения в правильном употреблении глагола хотеть.

    Следующее занятие, посвященное изучению звуков ч и т’, можно начать с проверки задания, которое было дано на вечер.


    Основным содержанием этого занятия может быть составление рассказа по серии картин (используется текст «Синичка»). Дети составляют примерно такой рассказ: Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.


    Звук ц. Дифференциация ц – с


    Эти занятия проводятся на 28-й неделе обучения.


    Упражнения, которые могут быть использованы логопедом при проведении фронтальных и подгрупповых занятий на звук ц.


    (При закреплении произношения звука ц внимание детей обращается на то, что звук ц – согласный, всегда твердый.)


    Произносятся обратные и прямые слоги, а также сочетания обратных и прямых слогов, например: оц – ац – уц; цу – ца – цо; ца – ац и др.


    Слова со звуком ц выделяются из ряда других: цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, чайница и т.п.


    При образовании родительного падежа множественного числа внимание детей обращается на следующие слова: яиц, блюдец, мыльниц, пальцев, колец, цыплят и др. Слова включатся в предложения.


    Составляются предложения из данных слов. Например: цветы, много, в, цветник, разные – В цветнике много разных цветов; курица, цыплята, двенадцать, у – У курицы двенадцать цыплят; пять, рука, на, пальцы – На руке пять пальцев.


    Образование существительных с помощью суффикса –ниц-.


    Детям предлагается ответить на вопрос: «Как называется блюдо, на которое кладут хлеб?» (Хлебница.) Внимание детей обращается на то, что слово хлебница образовалось от слова хлеб, к которому в конце добавили ница. Затем детям предлагается таким же способом образовать новые слова от слов чай (чайница), конфеты (конфетница), мыло (мыльница). Это упражнение может быть включено в занятие на

    дифференциацию звуков ц – с. В этом случае, кроме перечисленных, образуются слова сахарница, сухарница и салатница.


    Все слова четко проговариваются и включаются в предложения, которые составляются детьми самостоятельно или из данных слов. Приведем примеры: «Конфеты положили в красивую конфетницу. В мыльнице лежит душистое мыло. И т.п. Конфетница, в, конфеты, лежать

    – В конфетнице лежат конфеты; хлебница, стол, стоять, на – На столе стоит хлебница. И т.п.


    Для выделения однокоренных (сходных по значению и звуковому составу) слов, пересказа и заучивания предлагается рассказ «Цветник»: Около детского сада цветник. В цветнике много разных цветов. Цветы цветут всё лето. Одни цветы уже отцвели, а другие скоро зацветут. Дети сами ухаживают за цветами.


    При проведении занятий на дифференциацию звуков ц – с для повторения используются слоги типа ас – ац; ца – са – ца; ца – са – ас и т.п.


    В материал упражнений включаются слова, содержащие звуки с и ц. Слова включаются в предложения, например: В году двенадцать месяцев. Мотоциклист едет на мотоцикле. И т.п.


    Дети составляют предложения из данных слов, например: синицы, весна, птенцы, выводить – Весной синицы выводят птенцов; положить, мама, в, салат, салатница – Мама положила салат в салатницу. И т.п.


    Составление рассказа из данных предложений.


    Дети вслед за логопедом повторяют следующие предложения, которые им предлагается запомнить: Дома Соня поставит букет в вазу. В саду цветник. Потом она нарвёт цветов для букета. Соня идёт в сад. Соня будет поливать цветы.


    Затем составляется текст: Соня идёт в сад. В саду цветник. Соня будет поливать цветы. Потом она нарвёт цветов для букета. Дома Соня поставит букет в вазу.


    Звук щ


    Изучается на 30-й неделе обучения. Приведем примерный план занятия на звук щ.

    Тема занятия: звук щ.


    Цель занятия: закрепление правильного произношения звука щ; упражнения в словоизменении.

    Примерный ход занятия


    1. Чтение (по усмотрению логопеда).


    2. Постановка цели занятия.


      Логопед зачитывает детям рассказ «Товарищ»: Петя заболел. Он лежал и ждал товарища. Товарищ пришёл. Петя был рад товарищу. Петя с товарищем стал играть в шашки. Вечером Петя рассказал маме о товарище. Хорошо иметь товарища.


      Логопед спрашивает: «Кто догадался, какой звук мы сегодня будем учить?» (Щ.) Затем он просит хором произнести звук щ. После этого он проверяет, как звук щ произносится отдельными детьми.


    3. Сравнение звука щ со звуками щ, с’, ч.


      Логопед произносит ряд слов, дети хлопают в ладоши, услышав слово со звуком щ. Примерные слова: ткач, носильщик, машинист, ласточки, дощечка, товарищ, велосипедист и т.п.


    4. Заучивание рассказа «Товарищ».


      1. Прочитав еще раз рассказ «Товарищ», логопед предлагает детям заканчивать произносимое предложение словом товарищ. Предложения: Петя ждал … (товарища.) К Пете пришёл … (товарищ.) Петя стал играть

        … (с товарищем.) Петя рассказал маме … (о товарище.) Хорошо иметь … (товарища.)


      2. Заучивание рассказа «Товарищ».


    5. Подведение итогов занятия.


    Логопед задает вопрос: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук щ.) Затем он просит придумать по одному слову со звуком щ.


    В связи с закреплением правильного произношения звуков ч, ц, щ и дифференциации их от звуков т’, с’, с могут быть проведены и другие упражнения (кроме включенных в занятие).


    1. Образование с помощью суффиксов слов, обозначающих названия лиц по признаку их занятий.


      Для того чтобы обратить внимание детей на изменение смыслового значения слов в результате присоединения тех или иных морфем проводятся различные упражнения. Во всех случаях, после того как дети образуют слова от исходных, тщательно отрабатывается их произношение.


      Перечислим некоторые упражнения.

      1. Детям задается вопрос: «Кто продает разные вещи?» Дети отвечают:

        «Продавец, продавщица». С этими словами составляются предложения. Слова продавать, продавец, продавщица сравниваются по значению и звуковому составу. Это родственные слова. Слова включаются в небольшие тексты.


        Аналогично: «Кто убирает помещение?» (Уборщица.) «Кто воспитывает детей?» (Воспитательница, воспитатель.) «Кто пишет книги?» (Писатель, писательница.) «Кто ухаживает за телятами?» (Телятница.) «А за птицами?» (Птичница.) «Кто работает на подъёмном кране?» (Крановщик, крановщица.) «Кто охраняет границу?» (Пограничники.)


      2. Заучиваются слова велосипед, мотоцикл, трактор, парашют. Затем детям предлагается добавлять в конце этих слов слог ист, чтобы получилось новое слово (велосипедист и др.). Внимание детей привлекается к тому, что начальное слово обозначало вещь, а образованное с помощью добавления слога – человека. Составляются предложения.

         

         

         

         

         

         

         

        содержание   ..  15  16  17  18   ..