Главная Учебники - Разные Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 15 16 17 18 ..
б) детям предлагается выбрать с помощью картинок и сложить из букв разрезной азбуки слова, в которых в первом слоге два согласных звука. Примерные картинки: трава, ракета, грибы, труба, рубашка, груша, радуга, пряник. Упражнения в закреплении навыка письма слов с мягкими звуками (проводится так же, как описано выше). Примерные картинки: ребята (ре… -та); дерево (де… -во); берёза (бе… -за); крапива (кра… -ва). Внимание детей постоянно привлекается к тому, что после мягких согласных пишутся буквы и, я, е, ё. Упражнение с целью закрепления полученных ранее сведений о том, что звонкий звук в конце слова не слышен, а слышен только перед гласными: морозы – мороз; сторожа – сторож; грибы – гриб. Слоги для чтения: ры, ра, ро, ру, рэ, ри, ря, рё, ре. Слоги и слова для чтения: ра – кра – кран; ро – кро – крот; ру – гру – груша; ры – кры – крыша; ри – гри – грибы; ря – пря – пряник; ре – кре – кресло. Слова для чтения: рак, рыба, руки, рама, куры, горы, шары, река, кран, крот, гру-ша, тру-ба, тра-ва, пря-ник, гри-бы, ра-ке-та, ра-ду-га, ба-ра-бан, па-ро-воз, ре-бё-нок, пря-ни-ки, о-ре-хи, де-ре-во. Примерные предложения для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки, письма: У Шуры два шара. За домом парк. В парке берёзы. Боря ест пряник. Серёжа косит траву. Мама кормит кур Тексты для чтения: 1. Пионеры. У дома Серёжа и Борис. Они пи-о-не- ры. У Серёжи топор. Серёжа рубит дрова. Потом он у-бе-рёт мусор. У Бориса краска. Борис красит забор. Потом он по-кра-сит ворота. 2. Во дворе. Это двор. На дворе куры. У дома кор-муш-ка. Утром Вера идёт на двор. Она несёт кра-пи-ву и крупу. Это корм для кур. Перед чтением текста 1 выкладываются слова красит, покрасит, пионеры, уберёт, перед чтением текста 2 – кормушка, крапива. Усвоение детьми буквы р дает возможность логопеду выборочно пользоваться имеющимися букварями. Звук и буква йУсвоение звука и буквы й происходит на 23-й неделе обучения. При усвоении детьми буквы й (звук йот) могут быть проведены следующие упражнения.
Прочитать (по таблице или с доски) слова, обозначающие действия (налей, вымой, сделай, спой, нарисуй, покатай), и составить с ними предложения (устно). При этом дается образец: Лена, налей, пожалуйста, мне молока. Аналогично проводится упражнение в чтении «слов-признаков» и в подборе к ним (устно) «слов-предметов». Например, к слову белый подбираются слова снег, сахар, халат, мел. Соответственно составляются предложения: Белый снег. Белый сахар. Белый халат. Белый мел. Затем детям предлагается прочитать текст рассказа «Полкан и зайка»: У куста зайка. А за сосной Полкан. Полкан увидел зайку. Зайка – скок в кусты. Полкан за ним. А зайка ускакал. Материал, который может быть использован логопедом при сопоставлении звуков й (йот) и и (второе занятие на букву й).
Дети под диктовку логопеда выкладывают слова в два столбика. В один столбик помещаются слова с буквой й, а в другой – с буквой и. Примерные слова: зайка, липа, май, Нина, майка, кубики. Вариант. Детям раздаются карточки (или на доске пишутся слова), в которых пропускаются буквы и или й. Дети вписывают недостающие буквы. Для чтения используются отдельные слова, предложения (указанные в первом занятии), тексты. Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)Третий период обученияТретий период обучения длится три месяца (март, апрель, май). Этот период охватывает 25 – 36-ю недели обучения. В июне проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, во время которых окончательно ликвидируются все имеющиеся у детей пробелы в устной речи, чтении и письме. Во время специальных фронтальных занятий происходит развитие словаря и связной грамматически правильной речи (одно-два в неделю). Один-два раза в неделю проводятся занятия по произношению и три раза – по грамоте. На подгрупповые занятия объединяются по четыре – шесть детей со сходными затруднениями (устная речь, чтение, письмо). Формирование произношения и развитие речи.
Начало третьего периода используется логопедом для закрепления произношения звуков с – з –ш – ж и р – р’- л – л’. Затем до конца апреля планируется закрепление правильного произношения звуков ч, ц, щ и дифференциация их от сходных звуков (см. план на с.). В мае занятия планируются по усмотрению логопеда. Сокращение количества фронтальных занятий по произношению не означает, что теперь меньше внимания обращается на правильность и четкость произношения звуков в составе слов любого слогового состава и общее звучание речи. Дело в том, что в связи с закончившейся к этому времени постановкой звуков больше времени на закрепление правильного произношения звуков и слов сложного звуко-слогового состава может быть отведено в часы индивидуальных занятий. Кроме того, любые занятия как по развитию речи, так и по грамоте, а также все занятия, проводимые воспитателем, одновременно способствуют закреплению правильного произношения звуков, совершенствованию внятной, четкой, неторопливой, выразительной речи. Грамота.Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю; подгрупповые – по усмотрению логопеда. Ознакомление с буквами заканчивается к концу апреля, в мае проводится чтение послебукварных текстов. Осуществляется дальнейшее совершенствование навыков чтения, формируется навык слитного чтения. Продолжается работа по анализу, выкладыванию из букв разрезной азбуки и письму слов и предложений. Проводятся диктанты типа предупредительных с целью закрепления всех полученных орфографических навыков. Формируется навык списывания. В третьем периоде обучения появляется возможность, кроме того материала для чтения, который включен в данную книгу, шире использовать для чтения рекомендуемую для массовой школы литературу. Развитие речи.Фронтальные занятия проводятся два раза в неделю; подгрупповые – по усмотрению логопеда. Содержанием занятий по развитию речи является дальнейшее углубление и расширение знаний и навыков детей, касающихся развития словаря, формирования грамматически правильной речи, обучения рассказыванию. Упражнения проводятся на включающем все звуки речи материале. Занятия по формированию произношения и развитию речиКак уже указывалось, первая неделя третьего периода обучения (25-я неделя обучения) используется логопедом для повторения звуков л – л’ – р – р’. Материал на эти звуки дан выше. Упражнения в правильном произношении звука ч (26-я неделя обучения) сочетаются с употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов и правильным употреблением в речи глагола хотеть. При образовании множественного числа родительного падежа внимание детей привлекается к словам: чулок, удочек, бабочек, перчаток, речек, пчёл, мячей, тачек, кирпичей, лётчиков, учителей и т.п. Приведем примерные планы занятий. На подгрупповых занятиях дети уже познакомились со многими словами, в которые входит этот звук, составляли предложения, учили потешки и стихотворения. На занятии, план которого здесь приводится, внимание детей обращается на уменьшительно-ласкательные суффиксы со звуком ч. Цель занятия: закрепление правильного произношения звука ч в словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Примерный ход занятия
Логопед дает оценку ответам и активности детей. Приведем примерный план занятия, посвященного дифференциации звуков ч и т’. В это время целесообразно провести упражнение в правильном использовании глагола хотеть, который часто употребляется детьми неправильно (хочут вместо хотят; хотит вместо хочет и т.п.). В план занятия, которое мы здесь приводим, включены такие упражнения. С теми детьми, у которых обнаружатся подобные ошибки, воспитателям следует провести еще ряд аналогичных упражнений. Тема занятия: дифференциация звуков ч и т’. Цель занятия: закрепление правильного произношения звуков ч и т’; обучение употреблению глагола хотеть. Примерный ход занятия
На вечер дается задание выучить рассказ «Очки». Кроме того, воспитателю поручается провести с отдельными детьми упражнения в правильном употреблении глагола хотеть. Следующее занятие, посвященное изучению звуков ч и т’, можно начать с проверки задания, которое было дано на вечер. Основным содержанием этого занятия может быть составление рассказа по серии картин (используется текст «Синичка»). Дети составляют примерно такой рассказ: Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела. Эти занятия проводятся на 28-й неделе обучения. Упражнения, которые могут быть использованы логопедом при проведении фронтальных и подгрупповых занятий на звук ц. (При закреплении произношения звука ц внимание детей обращается на то, что звук ц – согласный, всегда твердый.) Произносятся обратные и прямые слоги, а также сочетания обратных и прямых слогов, например: оц – ац – уц; цу – ца – цо; ца – ац и др. Слова со звуком ц выделяются из ряда других: цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, чайница и т.п. При образовании родительного падежа множественного числа внимание детей обращается на следующие слова: яиц, блюдец, мыльниц, пальцев, колец, цыплят и др. Слова включатся в предложения. Составляются предложения из данных слов. Например: цветы, много, в, цветник, разные – В цветнике много разных цветов; курица, цыплята, двенадцать, у – У курицы двенадцать цыплят; пять, рука, на, пальцы – На руке пять пальцев. Образование существительных с помощью суффикса –ниц-. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как называется блюдо, на которое кладут хлеб?» (Хлебница.) Внимание детей обращается на то, что слово хлебница образовалось от слова хлеб, к которому в конце добавили ница. Затем детям предлагается таким же способом образовать новые слова от слов чай (чайница), конфеты (конфетница), мыло (мыльница). Это упражнение может быть включено в занятие на дифференциацию звуков ц – с. В этом случае, кроме перечисленных, образуются слова сахарница, сухарница и салатница. Все слова четко проговариваются и включаются в предложения, которые составляются детьми самостоятельно или из данных слов. Приведем примеры: «Конфеты положили в красивую конфетницу. В мыльнице лежит душистое мыло. И т.п. Конфетница, в, конфеты, лежать – В конфетнице лежат конфеты; хлебница, стол, стоять, на – На столе стоит хлебница. И т.п. Для выделения однокоренных (сходных по значению и звуковому составу) слов, пересказа и заучивания предлагается рассказ «Цветник»: Около детского сада цветник. В цветнике много разных цветов. Цветы цветут всё лето. Одни цветы уже отцвели, а другие скоро зацветут. Дети сами ухаживают за цветами. При проведении занятий на дифференциацию звуков ц – с для повторения используются слоги типа ас – ац; ца – са – ца; ца – са – ас и т.п. В материал упражнений включаются слова, содержащие звуки с и ц. Слова включаются в предложения, например: В году двенадцать месяцев. Мотоциклист едет на мотоцикле. И т.п. Дети составляют предложения из данных слов, например: синицы, весна, птенцы, выводить – Весной синицы выводят птенцов; положить, мама, в, салат, салатница – Мама положила салат в салатницу. И т.п. Составление рассказа из данных предложений. Дети вслед за логопедом повторяют следующие предложения, которые им предлагается запомнить: Дома Соня поставит букет в вазу. В саду цветник. Потом она нарвёт цветов для букета. Соня идёт в сад. Соня будет поливать цветы. Затем составляется текст: Соня идёт в сад. В саду цветник. Соня будет поливать цветы. Потом она нарвёт цветов для букета. Дома Соня поставит букет в вазу. Изучается на 30-й неделе обучения. Приведем примерный план занятия на звук щ. Цель занятия: закрепление правильного произношения звука щ; упражнения в словоизменении. Примерный ход занятия
Логопед задает вопрос: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук щ.) Затем он просит придумать по одному слову со звуком щ. В связи с закреплением правильного произношения звуков ч, ц, щ и дифференциации их от звуков т’, с’, с могут быть проведены и другие упражнения (кроме включенных в занятие).
|
|