Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 15

 

 


По дорожке бегает воробей.

У Иры в руках шар.

Ворона сидит на крыше.

Дежурный убирает мусор.


Звуки р, л, р’, л’


Парта стоит около стены.

Стул стоит около кровати.

Трактор едет по полю.

Юра отплыл от берега.

Лодка проплывает под мостом.

Лара сняла цветы со стола.

Белка прыгает с дерева на дерево.

Юра спрятался за клумбу.


Звуки р, л, ж, ш


Рая подошла к окну. Кошка спрыгнула с


Жук ползет по земле. Кошка подкралась к воробью.

Снег сбрасывают с крыш.

окна.

Собака подралась с кошкой.

Машина свернула в угол.

Юра выбежал за ворота.

image


Звуки р, л, р’, л’


Красный флажок держу я в руке,

Написаны буквы на красном флажке.

Золотом буквы на солнце горят.

Да здравствует дружба советских ребят.

Бедный, маленький верблюд,

Есть ребенку не дают.


Он сегодня съел с утра

Только два больших ведра.


Огород


Поднялся наш огород.

Все под солнышком растет.

Тут и свекла и горох.

А картофель разве плох?

В огороде много гряд – Тут и репа и салат.

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.


Кукла Варя в сарафане Спит больная на диване,

Рано утром за игрой Она разбила носик свой.


Полосатые лошадки. Африканские лошадки, Хорошо играть вам в прятки На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки, Будто школьные тетрадки, Разлинованы лошадки

От копыт до головы.


Мы ранней весной достали лопатки.

Мы землю копали, мы делали грядки.

Из маленьких леек с большими носами

Салат и горох поливали мы сами.


Не хотел котенок мыться, опрокинул он корытце,

И в углу за сундуком Стал он мыться языком.


Зима


Вот зима. Кругом бело. А в саду у нас гора,

Все катаются с утра.

Много снегу намело.

Крикнул Юра:

Утром Юра санки взял, «Берегись!» -

Покатился с горки

По дорожке побежал.

вниз.


Я- хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролет

Снится сладкий, сладкий мед

Громко я могу реветь. Кто такой, ответь? (Медведь.)


Стало все кругом бело, И на утренней заре

Лес проснулся в

Все тропинки замело,

серебре.


Солнце светит ярко, ярко,

Вылез мишка из берлоги,

В лисьей шубке стало жарко.

Зайки сбросили фуфайки, Надели серенькие майки.

Разминает свои ноги. Вот и белки на опушке

Навострили свои ушки.


Журка


Ваня нашел за садом журавля. Журавль был ранен. Он не мог летать. Ваня взял журавля домой и стал за ним ухаживать. Ваня звал его Журкой. Журка скоро поправился. Он привык к Ване и стал ходить за ним по двору. Весной Журка улетел от Вани.


На льдине


Наступила весна. На реке шел лед. На берегу было много народу. Все смотрели, как идет лед. Вдруг все увидели на одной льдине собаку. Она жалобно выла. Витя схватил длинный багор и зацепил льдину. Витя тихонько потянул льдину к берегу. Когда льдина была у берега, собака прыгнула на землю.


Купание медвежат


Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.


Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.


Занятия по обучению грамоте


Обучение грамоте осуществляется два раза в неделю (9 – 12-я недели обучения).


Звук и буква н


В начале второго периода обучения дети знакомятся с буквой н. Одновременно они продолжают работать над усвоением буквы с. Специальных занятий по произношению на звуки н и н’ не проводилось, поэтому в занятия по грамоте рекомендуется включить ряд упражнений в произношении этих звуков. Это могут быть слоговые упражнения типа на – ня; ан – ан’ и т.п. Это может быть и произношение слов с последующим отбором слов с твердым звуком н и мягким н’. Примерные слова: Нина, Ваня, канава, осень, ванна, сосна, поднос, кони, окно, комната, танк, кнут, ноги, окуни и т.п.

Затем проводятся упражнения в чтении по продержкам слогов с твердыми и мягкими согласными, например: на, но, ни, ны, ну. Аналогично с согласными буквами с, п, к, м. Может быть предложено выкладывание из букв разрезной азбуки прямых и обратных слогов и их последующее чтение. Особое внимание обращается на преобразования типа ны – ни; си – сы. После подробного анализа выкладываются схемы слов типа Ната, Нина, косы, Сима. Фишки заменяются буквами. Слова читаются.


Буква я


Более подробно остановимся на подборе материала при планировании занятия по грамоте, цель которого знакомство с буквой я и употребление ее после согласных.


Примерный ход занятия


  1. Сравнение мягких звуков с твердыми.


    Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет слог, который я скажу, и правильно определит, какой согласный звук в этом слоге – мягкий или твердый».


    Логопед произносит прямые слоги с гласными звуками ы, и, а,

    например: пы, та, ся, ми, си, сы, пя и т.п. Дети постепенно садятся.


  2. Буква я после согласных.


    1. Детям предлагается произносить слоги сы и си. Затем логопед задает вопрос: «В чем разница между этими слогами?» (В слоге сы звук с твердый и звук ы. В слоге си звук с мягкий и звук и.)


    2. Дети выкладывают, а затем читают слог сы. Логопед спрашивает:

      «Как сделать из слога сы слог си?» (Надо убрать букву ы и положить букву и.) Дети выкладывают и читают слог си.


    3. Детям дается задание сложить слог са и ответить на вопросы: «Какие звуки в этом слоге?» (Твердый звук с и звук а.) «Какой согласный звук в слоге ся?» (Мягкий звук с.)


      Логопед на наборном полотне складывает слог са, убирает букву а и говорит: «Для того чтобы сложить слог ся, надо после мягкого звука с вместо буквы а поставить гласную букву я». Затем он ставит букву я и читает слог ся.


      Логопед предлагает детям убрать букву а из слога са, взять приготовленные заранее буквы и положить я после с. Сложенный слог ся читается хором и отдельными детьми.

    4. Затем логопед на наборном полотне заменяет букву с буквой н и читает слог ня. То же проделывают дети. Аналогично выкладываются и читаются слоги пя и мя. Буква я выставляется в таблицу гласных букв под буквой а.


  3. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

    Чтение слогов типа са – ся и с другими согласными (по таблице). Составление и чтение по продержкам всех знакомых слогов, т.е. са –

    си – су – сы – ся – со и со всеми другими согласными.


    Преобразование слогов путем замены гласной буквы, например: сложить слог са, прочитать его, заменить букву а буквой я, вновь прочитать и т.п. Или: детям предлагается сложить какой-либо слог, например, на, затем заменить одну букву так, чтобы получился слог ня, и т.д.


  4. Устные упражнения.


    Дети становятся в круг. Предлагается произносить поочередно слоги то с твердым, то с мягким согласным (слоги даются только с гласным а), т.е. если первый ребенок произнесет слог пя, то второй па, затем опять пя и т.д. Время от времени меняется согласный звук. Логопед говорит, обращаясь к одному из детей: «А теперь скажи ма». Следующий ребенок должен сказать мя и т.д., пока не будет другого задания.


    Вариант.


    В форме игры с мячом проводится следующее упражнение. Логопед бросает мяч и называет первый слог – начало имени мальчика или девочки. Ребенок должен дополнить слово так, чтобы во втором слоге был мягкий звук. Примерные имена: Валя, Ваня, Вася, Коля, Леля, Леня, Маня, Паня, Таня, Люся, Дуся.


  5. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.


  6. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.


    При выкладывании слов из букв разрезной азбуки внимание детей постоянно обращается на то, что после мягкого звука пишется буква я. (Звуковая схема слов с буквой я не выкладывается.) Так, например, отобрав для выкладывания слово Маня, логопед в первую очередь предлагает детям произнести это слово и определить в нем ударение. Затем слово делится на слоги и определяется звуковой состав первого слога; при анализе второго слога после его произношения определяется, что согласный в нем мягкий, и сразу (без выделения второго звука, т.е.

    а) задается вопрос: «Какую букву надо поставить после мягкого согласного?» (Букву я.) Дети выкладывают ее и читают слово Маня.


  7. Упражнения в преобразовании слов.


    Детям предлагается заменить одну букву в слове Маня так, чтобы получилось слово Таня, затем аналогичным способом образуется слово Паня.


  8. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).


После усвоения роли буквы я при ее употреблении после мягких согласных детям предлагаются только для чтения слова с буквой я в начале слова и после гласных (яма, маяк). В этом случае значение буквы я усваивается чисто практическим путем. Заметим, что постепенное усвоение детьми букв я, е, ë, ю, й дает возможность прочнее усвоить навыки их употребления при письме и чтении.


С целью закрепления пройденного в занятие включаются упражнения в составлении звуковых схем слов с мягким согласным перед звуком и, например: Сима, Нина.


Звук и буква з


Буква с из упражнений временно исключается.


Приведем примерный материал, который может быть использован в это время.


Примерные слова: замок, ваза, зима, тазы, завод, Зина, гнездо, вазелин, газета, знамя, зайка, зонт, земля, зубы, зелень, изюм, звонок, земляника, незабудка.


  • Характеристика звуков з и з’. Буква з.


    Логопед спрашивает: «Чем похожи звуки з и з’?» (Согласные, звонкие.)

    «Какая разница между звуками з и з’?» (Звук з - твердый, а звук з’ – мягкий.)


    Дети показывают букву з в своих классах. Буква з обозначает и твердый звук з и мягкий з’.

  • Чтение прямых слогов с буквой з по продержкам. Устное добавление некоторых слогов и слов.

  • Составление схемы слова зима.


    Проводится подробный устный звуко-слоговой анализ слова.


    Задаются вопросы: «Сколько слогов в этом слове? Какие звуки в первом слоге? А во втором слоге?»


    Дети самостоятельно выкладывают схему слова и «читают» его, синхронно водя указками. (Облегченный вариант – дети выкладывают схему слова постепенно по мере его анализа.)


    По выложенной схеме логопед задает различные вопросы: «Какие в этом слове гласные звуки? Сколько их? А сколько слогов? (Логопед напоминает, что слогов всегда столько, сколько гласных звуков.) Какой в слове зима мягкий согласный? А какой твердый согласный?» И т.п.


    Фишки заменяются буквами. После этого дети читают слово зима. (По усмотрению логопеда можно выложить схемы слов тазы, Зина.)


  • Игра «Наоборот».


    Логопед бросает мяч и произносит слог. Если в слоге мягкий согласный, ребенок должен сказать слог с твердым согласным, и наоборот, например: па – пя; зи – зы; мы – ми и т.п.


  • Чтение слогов.


    а) чтение по таблице прямых слогов, состоящих из согласных букв з, м, п, к, н, т и гласных а, о, у, ы, и, я.


    б) чтение прямых и обратных слогов, сложенных детьми из букв разрезной азбуки (складывается четыре-пять слогов; затем они читаются вразбивку).


  • Чтение слов.


    а) под диктовку логопеда из букв разрезной азбуки выкладываются слова, например: козы, кит, Зина. Затем они читаются вразбивку.


    б) все доступные для чтения слова читаются по карточкам или с доски.


  • Подбор (устно) слов по данной схеме.


    Для подбора слов определенного звукового состава используются графические схемы слов, состоящие из ряда квадратиков, число которых соответствует количеству звуков в слове. Вертикальной линией отделяется один слог от другого. В схемах гласные звуки обозначаются красными кружочками, твердые согласные – черными, мягкие – синими. При этом мягкие согласные даются только в сочетаниях с гласным и.

    Дается схема для слов типа зубы или зима.


    Можно предложить детям подобрать слова по картинкам, например: зима, козы, вязы, лето, нос, сито, тазы, лиса, лес, зубы, небо, сено. Дети выбирают подходящие к схеме слова.


  • Письмо буквы з.


  • Диктант слогов или слов.


  • Звук и буква х


    Используется примерно тот же материал, что и при овладении буквой з


    Закрепляются полученные ранее знания и навыки.


    В упражнения вводятся слова пух, мох, хата, уха, ухо, муха.


    Во время усвоения детьми звуков б, б’, т’, д, д’, г, г’ (13 – 17-я недели обучения) происходит знакомство с буквами б, в, д, э, г.


    Основное содержание занятий по грамоте в это время следующее.


    Как и раньше во время упражнений дети читают прямые слоги (с вновь усваиваемыми и ранее пройденными звуками). Происходит выкладывание слогов из букв разрезной азбуки и их последующее преобразование. В имеющуюся таблицу слогов постепенно добавляются слоги с буквами б, в, д, э, г. Упражнения в чтении и выкладывании слогов выполняются во время фронтальных и подгрупповых занятий. В этот период обучения необходимо добиться того, чтобы все дети научились легко читать составленные из любых знакомых букв прямые слоги.


    Много внимания уделяется анализу и выкладыванию схем слов с последующей заменой фишек, обозначающих звуки, буквами и чтением выложенных слов. Для составления схем слов подбираются слова со всеми знакомыми детям согласными и гласными: а, о, у, ы, и. Речь идет о словах уже знакомого детям слогового состава (типа бак, Инна, вата, Нина). Речь идет также и о словах нового для них слогового состава (во время усвоения буквы б это слова типа банан, кубик; во время усвоения буквы в – типа вагоны).


    Напомним, что слова с буквой я после мягких согласных в упражнения по составлению схем слов не включаются. При выкладывании таких слов из букв разрезной азбуки внимание детей вновь и вновь привлекается к тому, что буква я пишется после мягкого согласного. Слова с буквой я после гласных или в начале слова используются только для чтения.


    Не менее важно проводить упражнения в чтении слов. Все доступные для чтения слова печатаются на таблицах (для индивидуального чтения

    на отдельных листках или в тетрадях) и многократно читаются детьми вначале по слогам, а по мере преодоления затруднений – слитно. Логопед постоянно проверяет понимание читаемого путем вопросов:

    «Что ты прочитал? Что это?» При этом он ни в коем случае не должен повторять прочитанного ребенком слова. Постепенно для чтения и выкладывания начинают вводиться предложения из двух-трех слов и тексты из двух-трех предложений.


    Звук и буква б


    Приведем примерный материал, который может быть использован логопедом в связи с усвоением детьми буквы б. (Буква п временно исключается.)


    1. Обозначение звуков б и б’ буквой б.


      1. В начале занятия детям дается такое задание: «Я буду произносить по два слога – в одном из них твердый звук б, в другом мягкий звук б’, например: бы – би. Вы должны повторять только тот слог, в котором есть мягкий звук б’». Логопед произносит примерно такие сочетания: ба – бя; би – бо; бу – бе; бя – бу; бо – бе; бя – ба и т.д., т.е. каждый из детей получает новое задание.


      2. Показ буквы б. (Буква б обозначает звуки б и б’.)


        Дети получают по два экземпляра заглавных и по четыре экземпляра строчных букв. Потом они рассматривают буквы и убирают их в свои кассы.


    2. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа СГС и СГСГ детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.


      1. Чтение по продержкам (и по таблице) слогов с буквой б: ба, бу, бя, бо, би, бы, а также с ранее пройденными, в частности с буквой з. (Особенно важно для детей, которые еще недостаточно свободно выкладывают, читают и преобразуют слоги или плохо запоминают буквы.)


      2. Анализ слова бык и его выкладывание из букв разрезной азбуки с последующим преобразованием путем замены одной буквы в словах бак и бок.


      3. Составление и чтение по продержкам слов типа СГС: бак, бок, бык, Бим; ком, кот, сом, сок, сук, сон.

      4. По выставленной схеме слов типа СГС детям предлагается с помощью картинок выбрать подходящие к схеме слова и сложить их из букв разрезной азбуки.


        Примерные картинки: бык, бусы, бак, зубы, ваза, кот.


        Аналогичное упражнение может быть выполнено в форме подбора с помощью картинок слов по схеме СГСГ, где первый или второй согласный может быть мягким.


      5. Устный подбор любых слов по модели (первый звук – твердый согласный; второй – гласный; третий – твердый согласный) или по выставленной схеме. В этом случае могут быть предложены схемы слов типа бак, зубы, зима, Ваня (по усмотрению логопеда).


      6. Чтение по таблице (или с доски) отдельных слов.


    3. Усвоение звуко-слогового состава слов типа СГСГС и чтение предложений.


    1. Анализ и выкладывание схемы слова батон с последующей заменой фишек буквами и чтением. Внимание детей привлекается к тому, что в одном из слогов двусложного слова может быть три звука (буквы). Аналогично выкладывается слово со звуком б кубик (можно использовать слова бутон, банан, Бобик, а также слова, состоящие из ранее пройденных букв: каток, канат, замок, кусок и т.п.).


    2. Выкладывание и чтение предложений. (Вывешивается картина – мальчик держит кота.) Проводится анализ предложения Тут Боба. Предложение выкладывается из букв разрезной азбуки. Дети узнают, что слова в предложении пишутся раздельно, что в начале предложения пишется большая буква, а в конце ставится точка. (Необходимо постоянно следить за тем, чтобы все эти правила неукоснительно соблюдались!) Составляется второе предложение: У Бобы кот. Читаются оба предложения.


    3. Чтение слов типа кубик, банан по таблице.


    Примерно такие же упражнения подбираются при планировании занятий на последующие звуки и буквы.


    Звук и буква в


    Ниже приводится материал, который может быть использован логопедом при усвоении звука и буквы в.


    Отметим, что в это время в связи с усвоением детьми произношения звука т в мягком звучании в материал упражнений вводятся слова с буквой т перед буквами и и я. Занятий по произношению на звуки в и в’

    не проводилось. Поэтому занятие по грамоте следует начать с привлечения внимания детей к артикуляции этих звуков. Логопед дает характеристику звука в (согласный, твердый, звонкий) и звука в’ (согласный, мягкий, звонкий). Затем детям предлагается четко произнести (с помощью картинок) ряд слов со звуками в и в’, например: вата, ива, вагон, винт, сова, канава, валенки, ванна, васильки, весна, восемь, ветки, буквы, ливень и т.п.

    Следующее задание – отобрать слова со звуком в, а затем со звуком в’. После знакомства с буквой в дети упражняются в чтении слогов,

    выкладывании и чтении отдельных слов, небольших предложений.


    Слова для чтения: Вова, Вика, вата, ваза, сова, ива, Иван, совок, Ваня, Витя, Катя, Митя, котик.


    Для составления схем слов рекомендуется использовать слова: Вика, ива, Иван, совок, котик.


    Для составления из букв разрезной азбуки рекомендуется использовать слова Ваня, Витя. В этом случае, проводя анализ второго слога, логопед задает вопросы: «Какой согласный звук в слоге ня? (Нь.) «Какую букву надо поставить после буквы н?» (Букву я.)


    Предложения для выкладывания и чтения: На суку сова. У Вити совок. У ивы мох. Ваня катит ком.


    Тексты для чтения: 1. Вот ива. У ивы оса. У осы усы. 2. Вот Ваня и Витя. А тут ком. Ваня катит ком. У Вити совок. Витя … снеговика. 3. У мамы Вика. Вика умна. Она сама … . 4. У Кати коза. Катя … козу.


    Дети произносят пропущенные слова.


    Звук и буква д


    Ниже приводится материал, который может использоваться при усвоении детьми буквы д (буква т временно исключается).


    Чтение, выкладывание, преобразование слогов (по усмотрению логопеда).


    Слова для чтения: дом, дым, дуб, дубы, вода, дыни, дыня, Дима, Дина, Надя, дядя, Дуся, домик, садик, дубок, завод, Вадик, диван.


    Для составления схем используют слова типа домик, садик.


    Для выкладывания из букв разрезной азбуки (без схемы) – дядя, дыня, Дуся, Надя.

    Выкладывание слов со звонкими согласными: зубы – зуб, дубы – дуб, заводы – завод. Внимание детей привлекается к тому, что звонкий согласный слышен перед гласными.


    Материал для чтения (на все пройденные буквы):


    Зина … суп.

    Надя … сок.

    Папа … сук.

    Соня … окно.

    Дима … домик.

    Мама … Нину.

    Митя … Вову.

    Дина … сову.

    Зоя … козу. Витя … коня.


    Для выполнения этого упражнения необходимо хорошее понимание прочитанных слов. В первом столбике даны слова, в которых винительный падеж не расходится с именительным, во втором – винительный падеж имеет особую форму, что вносит дополнительные трудности.

     

     

     

     

     

     

     

    содержание   ..  13  14  15  16   ..