Главная Учебники - Разные Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 16 17 18 19 ..
Логопед по своему усмотрению отбирает материал в зависимости от цели того или иного занятия, так, например, слова воспитательница и писательница могут быть включены в занятие на дифференциацию ц – с; слова крановщик, крановщица – в занятие на звук щ и т.д. Приведем фрагмент занятия (звуки ч – т’).
Дети выбирают из текста слова, похожие на слово учить, дают полные ответы на вопросы по тексту («Кто стоит у доски? Что делает учительница?» и др.), выделяя слова, сходные со словом учить. Эти слова перечисляются еще раз. Затем текст заучивается (заучивание текста может быть заданием на вечер). Образование глагольных форм с чередующимися звуками в настоящем и прошедшем времени. В одно из занятий этого периода обучения включаются глаголы ищет – искал (Дети ищут грибы. – Дети искали грибы); скачет – скакал (Всадник скачет на коне. – Всадник скакал на коне). Упражнения в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением. Кроме образования отдельных слов с уменьшительно-ласкательным значением, как это показано в приведенном выше занятии на звук ч, детям предлагается самостоятельно преобразовывать, а затем заучивать специально подобранные тексты. Приведем примеры. Синица, синица, воробью сестра. (Синичка, синичка, воробью сестричка.) Солнце, солнце, выгляни в окно: твои дети плачут, по камням скачут. (Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко: твои детки плачут, по камушкам скачут.) Три синицы, три сестры мыли в реке рукавицы.(Три синички, три сестрички мыли в речке рукавички.) Катились к реке мячи с крутого берега. За ними, будто зайцы, скакали два друга. (Катились к речке мячики с крутого бережка. За ними, будто зайчики, скакали два дружка.) При закреплении правильного произношения звука щ внимание детей привлекается к словам с увеличительным суффиксом: дом – домище; нога – ножища; нос – носище. Заучивается загадка: Усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. Заучивается небольших текстов с целью закрепления правильного произношения усваиваемых звуков может сочетаться с постановкой какой-либо второй цели. Так, например, детям может быть предложен для заучивания рассказ «Зайцы»: Похвалялся зайка: «И волка не боюсь. И лисицы, и медведя не боюсь». Собрались старые зайцы. Собрались молодые зайчики. Приплелись старые зайчики с зайчатами. Все слушают, как хвастается заяц. Этот текст может быть использован для выделения слов, сходных со словом заяц. Можно также предложить детям придумать конец к этому рассказу. Для самостоятельного составления рассказа из отдельных предложений используется в это время примерно такой материал (на звук ч): Застучали частые капли дождя. Дети побежали домой. Вдруг набежала туча. Дети собирали в лесу чернику. Ветер закачал деревья. Составляется и заучивается рассказ: Дети собирали в лесу чернику. Вдруг набежала туча. Ветер закачал деревья. Застучали частые капли дождя. Дети побежали домой. После того как будут отработаны все звуки речи, логопед (в зависимости от конкретных затруднений, которые испытывают дети) может планировать занятие на какую-либо определенную группу звуков или включить в материал занятия все звуки. Ниже приводится словарный, фразовый и текстовый материал, который может быть использован при закреплении правильного произношения ч, ц, щ. Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щЦепь, цапля, цифры, цветок, цветник, заяц, кузнец, конец, палец, птенец, молодец, колодец, овца, улица, курица, огурцы, акация, кузница, таблица, пуговица, конница, крыльцо, мельница, мыльница, хлебница, одиннадцать (12, 13, 14, 15, 19, 20), милиционер, мотоцикл. Яйцо – яйца; кольцо – кольца; блюдце – блюдца; цыпленок – цыплята. Скворец, синица, сахарница, салатница; воспитательница, писательница, мотоциклист. Звук цКузнец кует цепь. На пальце кольцо. В цветнике цветут цветы. В конце улицы колодец. На блюдце леденцы. У курицы одиннадцать цыплят. Звуки ц, с, т’На стене висит таблица. У леса пасутся овцы. Синицы питаются насекомыми. Птицы летят на юг. Цыбик сидит на цепи. Заяц к зиме не готовится. ЦветыВ детском саду на окнах стоят цветы. Они и зимой цветут. Дети сами поливают цветы. Летом в саду будет цветник. ЦыбикУ нас есть собака. Ее зовут Цыбик. Цыбик кусается. Весь день Цыбик сидит на цепи. Цыбика все боятся. ЗаяцЗаяц к зиме не готовится. Он зимой сидит в снегу под кустом. Лисицы, совы, люди – все охотятся за зайцем. Заяц всех боится. Зайца спасают его длинные ноги. Забрели к нам в детский сад Двенадцать маленьких цыплят. Привела их с улицы Пестренькая курица. Звуков много мы узнали, Добрались до звука ц. Есть слова, где ц – в начале, Есть слова, где ц – в конце… Курица, курица! Ты ошиблась улицей. Чай, чайник, чайка, чашка, чулки, чемодан, черепаха, кирпичи, качели, учитель, тачка, очки, бочка, удочка, бабочка, девочка, почтальон, ручка, перчатка, пчелы, летчик, мальчик, речка, пчела, грач, врач, мяч, обруч, ключ, пограничник, ткачиха. Щенок, щетка, щегол, щавель, щепки, щит, щека, щука, пещера, овощи, вещи, ящик, плащ, лещ, пильщик, каменщик. Носильщик, стекольщик, часовщик, уборщица, продавщица. Часы, спички, чеснок, свечи, расческа, кисточка, сачок, снегурочка, ласточка, скворечник, стрелочник, кусачки. Горчица, буфетчица, летчица, учительница, яичница, цепочка, чернильница. Стакан – стаканчик, миска – мисочка, стул – стульчик, сани – саночки, лиса – лисичка, коса – косичка, коляска – колясочка, замок – замочек, коза – козочка, звезда – звездочка, кольцо – колечко, пуговица – пуговичка, цветок – цветочек, палец – пальчик, шапка – шапочка, кувшин – кувшинчик, шкаф – шкафчик, щенок – щеночек, ящик – ящичек. Звуки ч, щПредметы черного цвета мужской род грач плащ выключатель женский род чернильн ица авторучк а щетка множественное число ручки перчатки щенята Предметы коричневого цвета чемодан чайник мяч тачка бабочка черепаха плащи чулки качели Девочка пьет чай. Девочка играет в мяч. Мальчик учит уроки. Леночка качается на качелях. У мальчика новая удочка. Миша чинит тачку. Мальчик идет на почту. На тачке лежат чемоданы. Печник кладет печь. Девочка идет с чайником за водой. Девочка купила чайник и чашки. Учитель учит учеников. Девочка ловит бабочку сачком. Мальчик стучит в окно. Ласточка чистит клюв. Стрелочник вышел навстречу поезду. Девочка включила электрический свет. Ученица читает стихи. У курицы четыре цыпленка. Птичница кормит птиц. Овощи лежат в ящике. В ящик положили щенка. Из щетины делают щетки. Щенок тащит щетку. Щегол летает над клеткой. На площади продают шары. На вешалке висит плащ. Миша вытащил клещами из ящика гвоздь. Рыбаки тащат сети. Носильщик несет вещи. Стекольщик вставляет стекло. Потешки, загадки, стишки Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в реке. (Удочка.) Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек. Прилетели все на чай! Сколько чаек – отвечай? Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу. Ой, доска кончается, Сейчас я упаду. Нам шагать по лестнице Незачем с тобой, Лестница-чудесница Бежит сама собой. Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч. На сучках, сучочках, На пеньках, пенечках Воробышки сидят. Чирик-чирик! Закопченную кастрюлю Юля чистила песком. Два часа мочалкой Юлю Мыла бабушка потом. Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики- цветы Очень вежливы, а ты? Чирик-чирик кричат. Если мальчик плачет, Значит, есть причина. Если слезы прячет, Значит, он – мужчина. Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола. И по четыре ножки У мышки и у кошки. МячикМальчик играл в мячик. Мячик упал на чайник. Чайник разбился. Разбитая чашкаМальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал». ЛодочкаНаступила весна, потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой. Они ничего не видели и в лужу упали. ОчкиДедушка надел очки. Он стал читать книжку. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки». ПосылкаОлечка пошла на почту. Почта была далеко. Олечка получила на почте посылку. В посылке были чулки и шапочка. На шапочке была вышита бабочка. Вот какую посылку получила Олечка. Летом на дачеНаша дача у речки. Мы часто ходили на речку и в лес. В лесу мы видели зайчика и чижа. Чиж сидел на веточке и пел. Зайчик прыгал по кочкам. Мы захлопали в ладоши. Чиж улетел, а зайчик скрылся в кустах. Потешки ЩенокЛеша и Миша нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка домой. Леша напоил щенка молоком, а Миша положил его в ящик. РощаК Мише пришел товарищ. Они пошли в рощу. С ними побежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели. Потешки, скороговорки, загадки Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки, Все три щетки мне нужны. Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, А моется всех чище. (Кот.) Черной ночью черный кот Прыгнул в черный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота. Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. Курицы и цыпленокНе кричи, не пищи, Червячка поищи, Я по травке на лугу А под старым кирпичищем Мы с тобой вдвоем поищем. Ну-ка, тапки сброшу я. В белых тапочках Ой, трава бегу, щекочется, А трава хорошая, Мне смеяться хочется! ВеснойСильно греет солнце. В роще кричат грачи. Стучат дятлы. В кустах трещат сороки. Весело поют чижи. В гнездах пищат птенцы. Кот и мышкаЛежит кот и чутко дремлет. В чулане запищали мышки. Почуял кот добычу. Вот бежит мышка. Кот цап её. Саша и СерёжаСаша и Серёжа взяли гвозди и дощечки. Они сделали ящик и полочку. Щепки они сложили у печки. Саша и Серёжа товарищи. Они часто работают вместе. Мальчик и часыМальч ик. Нельзя ли, часики, сказать – Мне очень хочется узнать, Какой зверек внутри сидит И все «тик-так, тик-так» твердит? Часы. Узнаешь скоро, мой дружок, Что тут совсем и не зверек. Меня уж в давний- давний век Придумал умный человек. И всех заставил повторять: «Не надо времени терять». Птичий домикУ нас такой обычай: Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий Повесить на сучок. И здесь, в саду, за домом, Среди седых ветвей, Готов обед веселый Для птичек у детей. Девочка и щенокДевочку-крошку щенок увидал, Хвост-закорючку от страха поджал, Глупенькой мордочкой тянется, тянется – Страшно, да очень уж девочка нравится. Девочка видит: ушки торчком. Шкурка пушистая, хвостик крючком. Глаз не спускает и мнется, и топчется. Как бы погладить? – И страшно, и хочется. Долго тянула ладошку несмелую, Вот и погладила мордочку белую. Заяц-портнойСерый заяц под сосной Объяснил, что он портной. И портному через До январских холодов. Заяц режет, заяц шьёт. А медведь в берлоге ждет, Срок прошел. Пришел час Медвежонок сдал заказ. - Будет ваш заказ готов медведь, А штаны нельзя надеть. В школуЛистья желтые летят. День стоит веселый, Провожает детский сад Ребятишек в школу. Отцвели цветы у нас, Улетают птицы. Вы идете в первый раз В первый класс учиться. Занятия по обучению грамоте Буква ьИзучается на 25-й неделе обучения. Приведем материал, который может быть использован логопедом при усвоении детьми ь как знака мягкости предшествующего согласного.
|
|