Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19   ..

 

 

Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда (Каше Г.А.) - часть 18

 

 


Логопед по своему усмотрению отбирает материал в зависимости от цели того или иного занятия, так, например, слова воспитательница и писательница могут быть включены в занятие на дифференциацию ц – с; слова крановщик, крановщица – в занятие на звук щ и т.д.


Приведем фрагмент занятия (звуки ч – т’).


  1. Детям предлагается самостоятельно подобрать родственные слова к слову учить. При затруднении задаются наводящие вопросы: «А тот, кого учат? А как называются книжки, по которым учатся?» И т.п. Так подбираются слова учитель, учительница, ученик, ученица, учебник. Затем вывешиваются три картинки с изображением учителя, учительницы и ученика. Дети называют картинки. После этого детям предлагается «угадать», какая из трех картинок задумана. Логопед произносит только последнюю часть слова (тель, ник). Дети должны догадаться, какая из трех картинок задумана, и сказать, как они догадались. («Я догадался потому, что в слове учитель последний слог тель.) Еще раз проговариваются все слова, образованные от слова учить. Делается вывод – все эти слова сходны по звуковому составу и близки по значению – это родственные слова.


  2. Детям зачитывается небольшой текст: Это школа. У доски стоит учительница. Учительница учит детей. За партами сидят ученики. Учительница раздаёт детям книжки – это учебники.


Дети выбирают из текста слова, похожие на слово учить, дают полные ответы на вопросы по тексту («Кто стоит у доски? Что делает учительница?» и др.), выделяя слова, сходные со словом учить. Эти слова перечисляются еще раз. Затем текст заучивается (заучивание текста может быть заданием на вечер).

  • Образование глагольных форм с чередующимися звуками в настоящем и прошедшем времени.


    В одно из занятий этого периода обучения включаются глаголы ищет – искал (Дети ищут грибы. – Дети искали грибы); скачет – скакал (Всадник скачет на коне. – Всадник скакал на коне).


  • Упражнения в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением.


  • Кроме образования отдельных слов с уменьшительно-ласкательным значением, как это показано в приведенном выше занятии на звук ч, детям предлагается самостоятельно преобразовывать, а затем заучивать специально подобранные тексты. Приведем примеры.


    Синица, синица, воробью сестра. (Синичка, синичка, воробью сестричка.) Солнце, солнце, выгляни в окно: твои дети плачут, по камням скачут. (Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко: твои детки плачут, по камушкам скачут.)


    Три синицы, три сестры мыли в реке рукавицы.(Три синички, три сестрички мыли в речке рукавички.) Катились к реке мячи с крутого берега. За ними, будто зайцы, скакали два друга. (Катились к речке мячики с крутого бережка. За ними, будто зайчики, скакали два дружка.)


    При закреплении правильного произношения звука щ внимание детей привлекается к словам с увеличительным суффиксом: дом – домище; нога – ножища; нос – носище. Заучивается загадка: Усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.


    Заучивается небольших текстов с целью закрепления правильного произношения усваиваемых звуков может сочетаться с постановкой какой-либо второй цели. Так, например, детям может быть предложен для заучивания рассказ «Зайцы»: Похвалялся зайка: «И волка не боюсь. И лисицы, и медведя не боюсь». Собрались старые зайцы. Собрались молодые зайчики. Приплелись старые зайчики с зайчатами. Все слушают, как хвастается заяц.


    Этот текст может быть использован для выделения слов, сходных со словом заяц.


    Можно также предложить детям придумать конец к этому рассказу.


    Для самостоятельного составления рассказа из отдельных предложений используется в это время примерно такой материал (на звук ч): Застучали частые капли дождя. Дети побежали домой. Вдруг набежала туча. Дети собирали в лесу чернику. Ветер закачал деревья.

    Составляется и заучивается рассказ: Дети собирали в лесу чернику. Вдруг набежала туча. Ветер закачал деревья. Застучали частые капли дождя. Дети побежали домой.


    После того как будут отработаны все звуки речи, логопед (в зависимости от конкретных затруднений, которые испытывают дети) может планировать занятие на какую-либо определенную группу звуков или включить в материал занятия все звуки.


    Ниже приводится словарный, фразовый и текстовый материал, который может быть использован при закреплении правильного произношения ч, ц, щ.


    Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ


    Буква ц


    Цепь, цапля, цифры, цветок, цветник, заяц, кузнец, конец, палец, птенец, молодец, колодец, овца, улица, курица, огурцы, акация, кузница, таблица, пуговица, конница, крыльцо, мельница, мыльница, хлебница, одиннадцать (12, 13, 14, 15, 19, 20), милиционер, мотоцикл.


    Яйцо – яйца; кольцо – кольца; блюдце – блюдца; цыпленок – цыплята.


    Звуки с, ц


    Скворец, синица, сахарница, салатница; воспитательница, писательница, мотоциклист.


    Звук ц


    Кузнец кует цепь. На пальце кольцо. В цветнике цветут цветы.

    В конце улицы колодец.

    На блюдце леденцы. У курицы одиннадцать цыплят.


    Звуки ц, с, т’


    На стене висит таблица.

    У леса пасутся овцы. Синицы питаются насекомыми.

    Птицы летят на юг.


    Цыбик сидит на цепи.

    Заяц к зиме не готовится.


    Цветы

    В детском саду на окнах стоят цветы. Они и зимой цветут. Дети сами поливают цветы. Летом в саду будет цветник.


    Цыбик


    У нас есть собака. Ее зовут Цыбик. Цыбик кусается. Весь день Цыбик сидит на цепи. Цыбика все боятся.


    Заяц


    Заяц к зиме не готовится. Он зимой сидит в снегу под кустом. Лисицы, совы, люди – все охотятся за зайцем. Заяц всех боится. Зайца спасают его длинные ноги.


    Забрели к нам в детский сад Двенадцать маленьких цыплят.

    Привела их с улицы Пестренькая курица. Звуков много мы узнали,

    Добрались до звука ц. Есть слова, где ц – в начале,

    Есть слова, где ц – в конце…


    Курица, курица!

    Ты ошиблась улицей.


    Звук ч


    Чай, чайник, чайка, чашка, чулки, чемодан, черепаха, кирпичи, качели, учитель, тачка, очки, бочка, удочка, бабочка, девочка, почтальон, ручка, перчатка, пчелы, летчик, мальчик, речка, пчела, грач, врач, мяч, обруч, ключ, пограничник, ткачиха.


    Звук щ


    Щенок, щетка, щегол, щавель, щепки, щит, щека, щука, пещера, овощи, вещи, ящик, плащ, лещ, пильщик, каменщик.


    Звуки с, щ, ц


    Носильщик, стекольщик, часовщик, уборщица, продавщица.


    Звуки ч, с

    Часы, спички, чеснок, свечи, расческа, кисточка, сачок, снегурочка, ласточка, скворечник, стрелочник, кусачки.


    Звуки ч, ц


    Горчица, буфетчица, летчица, учительница, яичница, цепочка, чернильница.


    Звуки с, с’, ц, ч, щ


    Стакан – стаканчик, миска – мисочка, стул – стульчик, сани – саночки, лиса – лисичка, коса – косичка, коляска – колясочка, замок – замочек, коза – козочка, звезда – звездочка, кольцо – колечко, пуговица – пуговичка, цветок – цветочек, палец – пальчик, шапка – шапочка, кувшин – кувшинчик, шкаф – шкафчик, щенок – щеночек, ящик – ящичек.


    Звуки ч, щ


    Предметы черного цвета



    мужской род грач

    плащ выключатель

    женский род чернильн ица авторучк а

    щетка


    множественное число

    ручки перчатки щенята


    Предметы коричневого цвета


    чемодан чайник мяч

    тачка бабочка черепаха

    плащи чулки качели


    Звук ч


    Девочка пьет чай. Девочка играет в мяч. Мальчик учит уроки. Леночка качается на качелях. У мальчика новая удочка. Миша чинит тачку. Мальчик идет на почту. На тачке лежат чемоданы. Печник кладет печь. Девочка идет с чайником за водой. Девочка купила чайник и чашки. Учитель учит учеников.


    Звуки ч, с

    Девочка ловит бабочку сачком. Мальчик стучит в окно. Ласточка чистит клюв. Стрелочник вышел навстречу поезду. Девочка включила электрический свет.


    Звуки ч, ц


    Ученица читает стихи. У курицы четыре цыпленка. Птичница кормит птиц.


    Звук щ


    Овощи лежат в ящике. В ящик положили щенка. Из щетины делают щетки. Щенок тащит щетку. Щегол летает над клеткой.


    Звуки щ, ш


    На площади продают шары. На вешалке висит плащ. Миша вытащил клещами из ящика гвоздь.


    Звуки щ, с


    Рыбаки тащат сети. Носильщик несет вещи. Стекольщик вставляет стекло.


    Звук ч


    Потешки, загадки, стишки


    Что это у Галочки? Ниточка на палочке,

    Палочка в руке, Ниточка в реке. (Удочка.) Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек.

    Прилетели все на чай!

    Сколько чаек – отвечай?

    Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу. Ой, доска кончается, Сейчас я упаду.

    Нам шагать по лестнице Незачем с тобой,

    Лестница-чудесница


    Бежит сама собой. Наша Таня громко плачет:

    Уронила в речку мячик.

    - Тише, Танечка, не плачь:

    не утонет в речке мяч.

    На сучках, сучочках, На пеньках, пенечках

    Воробышки сидят. Чирик-чирик!

    Закопченную кастрюлю Юля чистила песком.

    Два часа мочалкой Юлю

    Мыла бабушка потом.

    Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой.

    Колокольчики- цветы

    Очень вежливы, а ты?

    Чирик-чирик кричат.

    Если мальчик плачет, Значит, есть причина.

    Если слезы прячет, Значит, он – мужчина.

    Четыре в комнате угла,

    Четыре ножки у стола.

    И по четыре ножки У мышки и у кошки.


    Мячик


    Мальчик играл в мячик. Мячик упал на чайник. Чайник разбился.


    Разбитая чашка


    Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».


    Лодочка


    Наступила весна, потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой. Они ничего не видели и в лужу упали.


    Очки


    Дедушка надел очки. Он стал читать книжку. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».


    Посылка


    Олечка пошла на почту. Почта была далеко. Олечка получила на почте посылку. В посылке были чулки и шапочка. На шапочке была вышита бабочка. Вот какую посылку получила Олечка.


    Летом на даче

    Наша дача у речки. Мы часто ходили на речку и в лес. В лесу мы видели зайчика и чижа. Чиж сидел на веточке и пел. Зайчик прыгал по кочкам. Мы захлопали в ладоши. Чиж улетел, а зайчик скрылся в кустах.


    Звук щ


    Потешки


    Щенок


    Леша и Миша нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка домой. Леша напоил щенка молоком, а Миша положил его в ящик.


    Роща


    К Мише пришел товарищ. Они пошли в рощу. С ними побежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели.


    Звуки ч, щ


    Потешки, скороговорки, загадки


    Щеткой чищу я щенка,

    Щекочу ему бока. Этой щеткой чищу зубы,

    Этой щеткой – башмаки,

    Этой щеткой чищу брюки,

    Все три щетки мне нужны.


    Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

    А моется всех чище. (Кот.) Черной ночью черный кот Прыгнул в черный дымоход.

    В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.


    Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.


    Курицы и цыпленок

    Не кричи, не пищи,

    Червячка поищи,


    Я по травке на лугу

    А под старым кирпичищем

    Мы с тобой вдвоем поищем.


    Ну-ка, тапки сброшу я.

    В белых тапочках Ой, трава

    бегу,

    щекочется,

    А трава хорошая, Мне смеяться

    хочется!


    Весной


    Сильно греет солнце. В роще кричат грачи. Стучат дятлы. В кустах трещат сороки. Весело поют чижи. В гнездах пищат птенцы.


    Кот и мышка


    Лежит кот и чутко дремлет. В чулане запищали мышки. Почуял кот добычу. Вот бежит мышка. Кот цап её.


    Саша и Серёжа


    Саша и Серёжа взяли гвозди и дощечки. Они сделали ящик и полочку. Щепки они сложили у печки. Саша и Серёжа товарищи. Они часто работают вместе.


    Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш


    Мальчик и часы



    Мальч ик.

    Нельзя ли, часики, сказать –

    Мне очень хочется узнать,

    Какой зверек внутри сидит

    И все «тик-так, тик-так» твердит?


    Часы. Узнаешь скоро, мой дружок,

    Что тут совсем и не зверек.

    Меня уж в давний- давний век

    Придумал умный человек.

    И всех заставил повторять:

    «Не надо времени терять».


    Птичий домик


    У нас такой обычай: Чуть выпадет снежок,

    Дощатый домик птичий Повесить на сучок.

    И здесь, в саду, за домом,

    Среди седых ветвей,

    Готов обед веселый Для птичек у детей.

    Девочка и щенок


    Девочку-крошку щенок увидал, Хвост-закорючку от страха поджал,

    Глупенькой мордочкой тянется, тянется –

    Страшно, да очень уж девочка нравится.

    Девочка видит: ушки торчком. Шкурка пушистая, хвостик крючком.

    Глаз не спускает и мнется, и топчется.

    Как бы погладить? – И страшно, и хочется.

    Долго тянула ладошку несмелую,

    Вот и погладила мордочку белую.


    Заяц-портной


    Серый заяц под сосной Объяснил, что он портной.

    И портному через

    До январских холодов. Заяц режет, заяц шьёт. А медведь в берлоге ждет,

    Срок прошел. Пришел

    час

    Медвежонок сдал заказ.

    - Будет ваш заказ готов


    медведь,

    А штаны нельзя надеть.


    В школу


    Листья желтые летят.

    День стоит веселый, Провожает детский сад Ребятишек в школу.


    Отцвели цветы у нас,

    Улетают птицы. Вы идете в первый раз

    В первый класс учиться.


    Занятия по обучению грамоте Буква ь

    Изучается на 25-й неделе обучения.


    Приведем материал, который может быть использован логопедом при усвоении детьми ь как знака мягкости предшествующего согласного.


    1. В начале первого занятия логопед предлагает детям произнести слова с мягким звуком в конце слова и назвать этот звук, например: соль – л’.


      Примерные слова: пыль, уголь, пень, конь, букварь, кровать, карась, тополь, окунь, хорь, огонь, зверь, олень, лось, моль, гусь, руль, корень, ноготь, камень.


      Логопед требует четкого, неторопливого произнесения каждого слова и звука.


    2. Логопед предлагает детям внимательно слушать и хлопать в ладоши, если в сказанном слове последний звук мягкий согласный.


      Дается примерно такой ряд слов: стол, уголь, ноготь, диван, конь, кот и т.п.


      Аналогично выкладываются и другие пары слов: пол – пыль; лес – гусь; нос – лось.


      Для чтения предлагаются слоги с твердыми и мягкими согласными: ар – арь; ор – орь; ас – ась; ус – усь; от – оть и т.п.


      Слова для чтения: угол – уголь; пол – пыль; лес – гусь; нос – лось; хор

      – хорь; стол – соль; клён – конь; стул – руль.


      Детям предлагается читать слова и устно составлять с каждым из них по одному предложению. Образец: Дедушка косит траву. Слова, с которыми дети составляют предложения: возить, возит, носить, носит, пилить, пилит, косить, косит, лепить, лепит, рубить, рубит.


      Для чтения предлагаются тексты: 1. Уха. Витя и Ваня ловили рыбу. У Вити карась. У Вани окунь. Дети сказали: «Мама, вот рыба, вари уху». Хороша вышла уха. 2. Ель на ёжика похожа. Ель в иголках, ёжик тоже.


      Мягкий знак в середине слова.


      1. Логопед предлагает детям вспомнить, какие гласные буквы пишутся после мягких согласных (и, я, е, ё). Затем задает вопрос: «Какой знак пишется, если мягкий согласный в конце слова?»


      2. Затем логопед говорит: «Сейчас мы будем учиться писать и читать слова с мягким знаком в середине слова».


        Потом он предлагает детям сложить слово конь, а затем дополнить его так, чтобы получилось слово коньки. Аналогично выкладываются еще два-три слова (пень – пеньки; зверь – зверьки; день – деньки).


      3. Логопед предлагает детям хлопать в ладоши, если в слове, которое они услышат, надо написать мягкий знак. Примерные слова: полка, пальто, арбуз, зверьки и т.п.


        Вариант.


        Детям предлагается из трех-четырех слов выбрать слово, в котором надо написать мягкий знак. Например: кукла, письмо, весна; пальто, палка, белка; арбуз, зверьки, карта и т.п.


      4. Чтение слогов типа ал – аль; ар – арь; от – оть и т.п.

      5. Чтение слов: конь – коньки; день – деньки; огонь – огоньки; палка – пальто; весна – письмо; карта – зверьки.


      6. Предложения для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки, письма (ь в конце и середине слов): У Нины коньки. Я написал письмо. На дворе тополь. У меня букварь. Мы будем писать. Около ёлки пеньки. Вера нашла большой гриб. Мама купила пальто. На поляне олень. Пора обедать.


      7. Чтение текстов: 1. Коньки. Вера каталась на коньках. А Лида оставила свои коньки дома. Увидела Вера Лиду и сказала: «Возьми, Лида, мои коньки. Прокатись». 2. Школьник. Коле шесть лет. Коля уже школьник. У него букварь. Коля умеет писать. Папа уехал в другой город. Коля написал папе письмо.


      Звук и буква ч


      Изучаются на 26-й неделе обучения.


      После первого занятия на звук ч планируется занятие по грамоте, на котором дети знакомятся с буквой ч.


      В начале занятия одним детям можно предложить вспомнить слова со звуком ч в начале слова, другим – в середине, третьим – в конце.


      Затем логопед напоминает об артикуляции звука ч, при этом он акцентирует внимание детей на том, что звук ч – мягкий и у него нет твердой пары. После того как дети познакомятся с буквой ч, для выкладывания используются слоги и слова.


      Особое внимание обращается на сочетания ча и чу. Дети узнают, что после ч пишутся буквы а и у (вывешивается таблица с этими сочетаниями).


      Примерные слова, которые можно использовать для чтения и выкладывания из букв разрезной азбуки: чай, чайник, чайка, чашки, час, часы; чулан, чулки, чугун; очки, тачка, ручка, бочка, качели, лётчик, девочка, мальчик, бабочка, удочка, чемодан, пчела.


      Предложения для чтения и выкладывания: Дети пили чай. На столе чайник. Около речки чайки. Миша разбил чашку. В чулане мыши. Леночка надевает чулки. Мальчик решил задачу. Девочка играет в мячик.


      Слова для чтения: ваза – вазочка; утка – уточка; рамка – рамочка; булка – булочка; лодка – лодочка; платок – платочек; кусок – кусочек; звонок – звоночек; замок – замочек; стакан – стаканчик.

      Детям может быть предложено читать предложения, а затем составлять (устно) аналогичные предложения, но с местоимением мы. Образец предложения: Я хочу играть в мячик. – Мы хотим играть в мячик. Я хочу сделать тачку. Вовочка хочет иметь часы. Леночка хочет слепить чашку. Танечка хочет купить чулки. Девочка хочет научиться читать. После выполнения этого задания можно предложить ребенку найти в прочитанных предложениях ча и чу и подчеркнуть их.


      Для чтения может быть предложен такой, например, текст: Лодочка. Наступила весна. Потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой. Они ничего не видели и в лужу упали.


      Для чтения можно использовать текстовой материал, предлагаемый для закрепления правильного произношения звуков (см. с. 176).


      Буква ю


      Изучается на 27-й неделе обучения.


      Значение буквы ю при употреблении её после мягких согласных выясняется путем сравнения слогов типа лу – лю (см. материал на букву ё). Буква ю выставляется в таблицу гласных букв под буквой у.


      Детям раздаются буквы. Затем проводятся упражнения в выкладывании и чтении слогов с буквой ю. Для выкладывания и сравнения могут быть использованы слова лук – люк; Люба – Луша, а также те, которые рекомендуются для чтения.


      Слоги и слова для чтения: лю – Люда; зю – изюм; дю – индюк; тю – утюг; лу – луна; зу – зубы; ду – дубы; ту – тумба; Катюша, Илюша, Ванюша, Валюша.


      Чтение слов и договаривание незаконченных предложений: Пили. – Я пилю … . Вари. – Я варю … . Соли. – Я солю … . Лови. – Я ловлю … .


      Один ребенок произносит слово-предложение, а другой договаривает незаконченное.


      Для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки и письма могут быть использованы следующие предложения: Я гоню козу. Я ловлю рыбу. Я солю кашу. Я люблю изюм. Я варю обед. Я пилю сук.


      Для чтения (читают в лицах) и пересказа предлагаются следующие тексты:

       

       

       

       

       

       

       

      содержание   ..  16  17  18  19   ..