КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия - часть 8

 

  Главная      Учебники - Программирование     КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия - часть 8

 

 

 

 
Глава 7 

 

Создание сборок 
 

 
Сборка  в  КOMПAC-3D —  трехмерная  модель,  объединяющая  модели  дета-
лей и стандартных изделий, также информацию о взаимном положении ком-
понентов и зависимостях между параметрами их элементов. 
Главное  отличие  КОМПАС-3D  LT  от  профессиональной  версии  системы 
КОМПАС —  невозможность  моделирования  трехмерных  сборок  (файла  с  рас-
ширением а3d). В разд. 7.1 раскрыт прием имитации создания модели сбор-
ки, реализуемый в КОМПАС-3D LT. В разд. 7.2 рассмотрен пример, дающий 
представление о процедуре создания сборки в профессиональной версии сис-
темы КОМПАС. 

7.1. Использование детали-заготовки  
для имитации создания сборки 

Рассмотрим  пример  моделирования  крепления  оптической  детали  в  оправе 
резьбовым кольцом по исходным данным рис. 6.10. На первом этапе необхо-
димо построить модели трех деталей. 
При  создании  моделей  следует  учитывать,  что  входящие  в  "сборку"  детали 
представляют собой тела вращения, поэтому эскизы "оснований" трехмерных 
моделей могут быть получены в результате поочередного копирования соот-
ветствующих  графических  фрагментов  из  файла  с  исходными  данными.  
На рис. 7.1 представлены эти фрагменты с указанием на осях базовых точек, 
которые  при  вставке  фрагментов  в  эскизы  совмещаются  началом  системы 
координат. 
Для  создания  каждой  модели  с  каждым  эскизом  выполняется  Операция 
вращения
.  Для  улучшения  визуализации  создания  модели  крепления  
в  модели  каждой  детали  выполните  вырез  четверти,  используя  операцию  
Сечение по эскизу

Часть II. Черчение с КОМПАС-3D 

112 

Y

X

Y

X

Y

X

Кольцо

Пластина

Оправа

Y

X

Y

X

Y

X

Кольцо

Пластина

Оправа

 

Рис. 7.1. Эскизы для создания осесимметричных деталей 

Для  вызова  соответствующей  команды  нажмите кнопку  Сечение по эскизу 

 на Инструментальной панели редактирования сборки. Кнопка 

 коман-

ды  доступна  только  после  закрытия  эскиза.  Выбор  кнопки  производится  из 
дополнительного меню команд 

 на Инструментальной панели. Можно 

также выбрать эту команду в меню Операции
Проверьте  правильность  предлагаемого  системой  направления  вырезания. 
При необходимости смените его на противоположное, воспользовавшись для 
этого кнопками выбора направления вырезания 

После выполнения данной команды модель каждой детали примет вид, пока-
занный на рис. 7.2. 

 

 

 

 

 

Исходная  

деталь:  

Оправа 

Вставка  

детали-заготовки: 

Пластина 

Вставка  

детали-заготовки: 

Кольцо 

Модель  

для вставки  

в чертеж 

а 

б 

в 

г 

Рис. 7.2. Этапы создания модели крепления 

На следующем этапе необходимо выполнить трехмерную модель и ассоциа-
тивный  чертеж  крепления  оптической  детали  в  оправе  резьбовым  кольцом  
в указанной последовательности: 

1.  Откройте документ Оправа. В Дереве модели название Деталь замените 

на Крепление

Глава 7. Создание сборок 

113 

2.  Вызовите  команду  Операции |  Деталь-заготовка  или  нажмите  кнопку 

Деталь-заготовка на панели Редактирование детали. Укажите имя фай-
ла Пластина и нажмите кнопку Открыть. Внизу экрана появится диалог 
выбора способа вставки заготовки. Активизируйте переключатель Встав-
ка внешней ссылкой
. При этом деталь будет вставлена с сохранением ее 
связи  с  файлом-источником.  После  указания  способа  вставки  нажмите 
кнопку Создать объект

3.  Повторив  действия  предыдущего  пункта,  вставьте  деталь-заготовку 

Кольцо

4.  Выполните команду Сечение по эскизу для придания модели Крепление 

вида, показанного на рис. 7.2, г

5.  Для создания ассоциативного чертежа воспользуйтесь командой Создать | 

Чертеж  из  меню  Файл.  Нажмите  кнопку  Сохранить  как  на  панели 
Стандартная.  В  поле  имени  файла  диалогового  окна  сохранения  доку-
ментов введите Крепление

 

Рис. 7.3. Сборочный чертеж крепления кольцом 

Часть II. Черчение с КОМПАС-3D 

114 

6.  Примените  команду  Вставка |  Вид  с  модели |  Стандартные.  Откройте 

ранее сохраненный документ Крепление. На вкладке Параметры Панели 
свойств в поле Ориентация главного вида выберите ориентацию Справа
К главному виду примените команду Разрушить вид

7.  Удалите 2 лишних вида. 
На заключительном этапе редактируется изображение крепления, наносится 
штриховка,  размеры,  выполняются  линии-выноски  и  надписи  над  полками, 
заполняется спецификация. Сборочный чертеж, совмещенный со специфика-
цией, показан на рис. 7.3. 

7.2. Моделирование резьбового соединения 

Рассмотрим  пример  моделирования  резьбового  соединения  по  исходным 
данным рис. 6.10. На первом этапе необходимо создать модели втулки и вво-
рачиваемой в нее пробки. 
При  создании  моделей  следует  учитывать,  что  входящие  в  "сборку"  детали 
представляют собой тела вращения, поэтому в качестве эскизов "оснований" 
трехмерных  моделей  удобно  брать  эскизы  непосредственно  из  исходных 
данных, не выполняя никаких измерений. 
Сохраните модели в файлах с соответствующими именами. Вид твердотель-
ных трехмерных моделей деталей показан на рис. 7.4. 
 

 

Рис. 7.4. Компоненты сборки — втулка и пробка 

На  следующем  этапе  необходимо  выполнить  трехмерную  модель  сборки  
в указанной последовательности: 

1.  Выполните  команду  Файл |  Создать |  Сборка.  Установите  требуемую 

ориентацию координатных осей. В Дереве модели название Сборка заме-
ните на Соединение резьбовое

2.  На  панели  редактирования  сборки  нажмите  кнопку  Добавить  из  файла 

. В списке файлов деталей сборки укажите документ Втулка и размес-

Глава 7. Создание сборок 

115 

тите  втулку  так,  чтобы  в  нее  удобно  было  вворачивать  вторую  деталь. 
Втулка  занимает  на  чертеже  фиксированное  положение  и  становится  не-
перемещаемой.  Признак  фиксации  детали  отображается  в  Дереве  по-
строения
 флажком (Ф). При необходимости этот флажок можно снять. 

3.  Добавьте  из  файла  вторую  деталь —  Пробка.  Внесите  наименования  де-

талей в Дерево построения

4.  Из  меню  Операции  выберите  команду  Сопряжение  компонентов |  

Соосность.  Эту  же  команду  можно  ввести,  активизировав  Инструмен-
тальную  панель  Сопряжение  компонентов 

  с  помощью  кнопки 

Отметьте последовательно две цилиндрические поверхности на частях со-
прягаемых деталей. После отработки данного сопряжения обе детали бу-
дут расположены на одной оси. 

5.  Из  меню  Операции  выберите  команду  Совпадение.  На  моделях деталей 

отметьте  последовательно  их плоскости сопряжения. Для этого компози-
цию  элементов  чертежа  необходимо  разворачивать  так,  чтобы  оказались 
видимыми сопрягаемые части (удобно поворачивать компоненты, продви-
гая  маркер  параллельно  их  осевой  линии).  После  выполнения  данной  
команды  детали  "слипнутся"  и  их  линейное  перемещение  друг  относи-
тельно друга станет невозможным. 
Обе команды сопряжения будут отображены в Дереве построения с ука-
занием наименований операций сопряжения и имен сопрягаемых деталей. 

6.  Выполните  вырез  четверти,  используя  операцию  Сечение  по  эскизу.  Ре-

зультат показан на рис. 7.5, а

7.  Удалите  сопряжение  Совпадение.  На  панели  Редактирование  сборки 

нажмите  кнопку  Переместить  компонент.  В  Дереве  модели  выделите 
строку Пробка. Модель пробки станет зеленого цвета. Курсором перемес-
тите пробку в положение, показанное на рис. 7.5, б

8.  Из  меню  Операции  выберите  команду  Совпадение.  На  моделях деталей 

отметьте последовательно горизонтальные или вертикальные грани выреза. 

9.  Сохраните полученную модель с именем Соединение резьбовое
 

а 

б 

Рис. 7.5. Модели соединения резьбового: 

а — после первоначального наложения двух сопряжений; б — после перемещения пробки 

 

 

 

Ч А С Т Ь  I I I 

Информатика  

с КОМПАС-3D 

 

 
Глава 8 

 

С КОМПАСом к геометрическому 
трехмерному моделированию 

 
По наглядности и разнообразию возможностей графическая информация на-
много  превосходит  остальные  виды  информации,  хранимой  и  обрабатывае-
мой компьютерами. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", — гла-
сит пословица. 
Графические  формы  представления  информации  характерны  тем,  что  вос-
принимаются  не  на  уровне  интерпретации  содержания,  как  тексты и число-
вые  выражения,  а  гораздо  раньше —  на  уровне  распознавания  образов.  Вот 
почему  рассматривание  картинок  меньше  утомляет,  чем  чтение  сообщений 
[32].  В  известной  литературе  справедливо  отмечается,  что  компьютерная 
графика является одной из наиболее бурно развивающих отраслей информа-
тики и во многих случаях выступает "локомотивом", тянущим за собой всю 
компьютерную индустрию. 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.1. Изображения твердотельных моделей, созданных школьниками 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

120 

Вместе с тем считается, что у графических форм представления информации 
есть  характерные  недостатки:  высокая  трудоемкость  создания  и  высокая 
стоимость  используемых  графических  пакетов.  На  рис. 8.1  представлены 
изображения твердотельных моделей, созданных школьниками.  
Очевидно,  что  российские  школьники  трудностей  не  боятся,  а  внедрение  
в образование свободно распространяемой версии КОМПАС-3D LT снимает 
проблемы с высокой стоимостью используемых пакетов. В данной главе по-
казано, что система КОМПАС-3D LT — достойная альтернатива другим гра-
фическим пакетам, рассматриваемым и изучаемым в курсе "Информатика". 

8.1. Место графической обработки 
информации в курсе информатики  
и информационных технологий 

В  учебниках  для  общеобразовательных  учреждений  и  вузов  вопросам обра-
ботки графической информации (ОГИ) уделяется (и уделялось) не слишком 
мало  внимания.  Таблица 8.1  дает  представление  об  изучаемых,  в  основном  
в  рамках  информатики,  графических  пакетах  и  показывает  предполагаемый 
уровень (представления, знания, умения) освоения технологий ОГИ. 
В источниках, упомянутых в табл. 8.1, небольшое количество примеров рас-
крывает  создание  лишь  несложных  графических  фрагментов.  Практически 
отсутствуют описания приемов создания изображений, которые нельзя отне-
сти к разряду элементарных. Исключением является пособие [2]. 
Выбор графических пакетов для освоения, показанный в табл. 8.1, вызывает 
вопросы.  Очевидно,  что  при  обучении  следует  опираться  на  лицензионное 
программное обеспечение, которое должно быть и в образовательных учреж-
дениях и на домашних компьютерах обучаемых. 
Следует напомнить, что в 2008 году в рамках национального проекта "Обра-
зование"  в  школы  России  был  поставлен  стандартный  базовый  пакет  про-
граммного  обеспечения  "Первая  Помощь  1.0".  В  этот  базовый  пакет  входят 
следующие графические инструменты: 

 

Adobe Creative Suite 2.3 Premium (набор профессиональных инструментов 
для работы с графическим и веб-контентом); 

 

CorelDRAW Graphics Suite X3 Russian (ведущий пакет векторной графики, 
устанавливающий стандарты с точки зрения простоты в работе); 

 

Microsoft  Visio  Professional  2007  (редактор  схем,  позволяющий  наглядно 
представлять и анализировать сложную информацию); 

 

КОМПАС-3D LT V9. 

Глава 8. С КОМПАСом к геометрическому трехмерному моделированию 

121 

Однако  анализ  литературных источников обнаружил тенденцию к полному ис-
ключению из учебников [11, 22—24] вопросов обработки графической информа-
ции  или  к  рассмотрению  этих  вопросов  на  уровне  задания  соответствующего 
блока единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике [13]. 
В  настоящее  время  многие  учителя  и  школьники  достаточно  прагматичны,  
и можно спрогнозировать снижение интереса и времени на изучение вопросов 
обработки графической информации, если содержание заданий блока "Техно-
логии обработки графической и звуковой информации" ЕГЭ не изменится. 
Содержание  ЕГЭ  включает  основные  темы  курса  информатики  и  информа-
ционных  технологий,  объединенных  в  10  тематических  блоков.  Всего  одно 
задание блока "Технологии обработки графической и звуковой информации" 
входит в часть 1 (А) экзаменационной работы. Эта часть представляет собой 
20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. 

Таблица 8.1. Изучаемые в курсе "Информатика" графические пакеты 

Графиче

ский 

редактор 
(ГР) 

Номер литературного источника в списке литературы 

14  15  17  18  21  23  26  28  29  30  34  35  36  38 

Описание редактора. Описание приемов создания изображений 

Adobe  
Illustrator 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

Adobe  
Photoshop 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

● 

 

 

● 

 

 

● 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

AutoCAD 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

Google  
CketchUp 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CorelDRAW 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

● 

 

 

 

● 

 

 

● 

 

 

 

 

 

Paint 

 

●  ● 

 

 

● 

 

 

 

● 

 

 

 

 

● 

 

 

 

●  ● 

 

 

● 

 

 

 

● 

 

 

 

 

● 

 

 

Paintbrush 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГР, встроен-

ный в Word 

 

● 

 

● 

 

 

●  ● 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

● 

 

● 

 

 

●  ● 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3ds Max 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

КОМПАС-3D 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

● 

 

 

 

 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

122 

Далее  приведены  задания  из  демонстрационных  вариантов КИМ (контроль-
но-измерительных материалов!) 2007 и 2009 гг. (сайт www.ctege.org): 

 

ЕГЭ 2007. Для хранения растрового изображения размером 64 64 пиксела 
отвели  512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов  
в палитре изображения? 

1) 16; 

2) 2; 

3) 256; 

4) 1024. 

 

ЕГЭ  2009.  Для  кодирования  цвета фона интернет-страницы используется 
атрибут 

bgcolor="#XXXXXX"

, где в кавычках задаются шестнадцатеричные 

значения интенсивности цветовых компонентов в 24-битной RGB-модели. 
Какой цвет будет у страницы, заданной тегом 

<body bgcolor="#FFFFFF">

1) белый; 

2) зеленый; 

3) красный; 

4) синий. 

Возникает вопрос, почему из 32 заданий ЕГЭ только одно посвящено вопросам 
ОГИ?  Конечно,  существуют  проблемы  разработки  содержательных  тестов 
с исходной графической информацией. Но эти проблемы разрешимы. Следует 
отметить, что в [13] представлена статистика выполнения заданий экзаменаци-
онной  работы  по  информатике.  Процент  выполнения  задания  по  технологии 
ОГИ (по сравнению с заданиями других блоков) максимален — 93%. 
Известно  [5],  что  одна  из  болевых  точек  нашего  образования  исторически 
связана  с  преобладающим  развитием  вербально-логического,  аналитическо-
го, т. е. левополушарного мышления человека. Это происходит в ущерб син-
тетическому, образному, интуитивному и ситуативному, т. е. правополушар-
ному. В то же время развитие правополушарного мышления является одним 
из важнейших аспектов системной интеграции информационных технологий 
в высшей школе [5]. 
Очевидно,  что  привнести  лепту  в  развитие  образного  мышления  может 
включение в курс информатики решения задач геометрического моделирова-
ния на современном уровне. Система КОМПАС-3D LT — удобное и доступ-
ное средство для решения таких задач. В главе 10 показано, что уровень раз-
вития образного мышления можно тестировать. 

8.2. Решение задач геометрического 
моделирования в растровом  
и векторном редакторах 

Простейшим  видом  моделей  являются  геометрические  модели  [27].  Они  
передают  внешние  признаки  объекта:  размеры,  форму,  цвет.  Для  создания 
несложных  двумерных  (плоских)  геометрических  моделей  можно  использо-
вать простые растровые графические редакторы. 

Глава 8. С КОМПАСом к геометрическому трехмерному моделированию 

123 

В  практикуме  [14]  отмечается,  что  Paintbrush  (или  Paint)  можно  рассматри-
вать не только как отдельное приложение, позволяющее создавать и обраба-
тывать изображения, оттачивать навыки применения мыши, но и как средст-
во  пропедевтической  подготовки  к  работе  в  более  серьезных  программах, 
таких как Word и Excel. 
Цель данной главы — познакомить с возможностями применения системы 
КОМПАС-3D  для  решения  задач  геометрического  моделирования,  рас-
сматриваемых в тематическом блоке "Технология обработки графической и 
звуковой  информации"  курса  информатики.  Это  знакомство начнем на ос-
нове сравнения возможностей разных редакторов для решения одинаковых 
задач. 
В  табл. 8.2  для  задач  1—3  на  построение  раскрыты  приемы  моделирования 
геометрических  операций.  В  задачах  4—8  необходимо  создать  геометриче-
ские  модели  с  заданными  свойствами  [27].  Известные  алгоритмы  решения 
задач  с  помощью  редакторов  Раintbrush  или  Раint  представлены  в  табл. 8.2  
в графической форме. 
В табл. 8.2 показано, что представленные задачи решаются в КОМПАС зна-
чительно  быстрее.  Для  решения  задач  1—4,  7  достаточно  выполнить  одну 
команду.  Следует  заметить,  что  в  [31]  задачи  1  и  3  предлагается  в  системе 
КОМПАС  решать  на  основе  вспомогательных  геометрических  построений, 
без которых, как показано в табл. 8.2, можно обойтись. 

Таблица 8.2. Создание простых геометрических моделей 

в редакторах Paint и КОМПАС 

Задача 

Алгоритм построения  

в редакторе Paint 

Требуемые действия  
в редакторе КОМПАС 

1. Деление 
отрезка по-
полам 

4

5

4

5

 

Включите привязку  
Середина 

2. Построе-
ние окружно-
сти заданно-
го радиуса и 
определение 
ее центра 

 

Заданный радиус указы-
вают на Панели свойств 
при выполнении команд: 
Окружность по 2 точ-
кам
Окружность,  
касательная к 1 кривой
;  
Окружность, касатель-
ная к 2 кривым
 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

124 

Таблица 8.2 (продолжение) 

Задача 

Алгоритм построения  

в редакторе Paint 

Требуемые действия  
в редакторе КОМПАС 

3. Деление 
угла пополам 

5

6

1

9

'

2

8

9

'

5

6

1

9

'

2

8

9

'

 

Нажмите кнопку Измере-
ния (2D)
. Нажмите кнопку 
Угол между двумя пря-
мыми (отрезками)
. На 
Панели свойств включите 
режим Отрисовывать 
биссектрису
. Укажите 
вершину для измерения 
угла. Укажите точку на 
первой стороне угла. 
Укажите точку на второй 
стороне угла  

4. Построе-
ние правиль-
ного восьми-
угольника 

 

На панели Геометрия 
нажмите кнопку Много-
угольник
. Укажите точку 
центра многоугольника 
или введите ее коорди-
наты. Выберите режим 
По вписанной окружно-
сти
 или По описанной 
окружности
 

5. Построе-
ние равно-
стороннего 
треугольника 
с заданной 
стороной 

 

Нарисуйте горизонталь-
ный ОтрезокДлина от-
резка
 указывается на 
Панели свойств. 

Из конца первого прове-
дите второй Отрезок
указав длину и угол 60 
Соедините концы по-
строенных отрезков, ис-
пользуя команду Отрезок 

6. Построе-
ние равно-
бедренного 
треугольника 
по заданному 
основанию a 
и высоте h 

h

h

h

a

a/2

a

h

h

h

h

a

a/2

a

h

 

Нарисуйте ОтрезокДли-
на отрезка
 a указывается 
на Панели свойств. Вклю-
чите привязку Середина  
и из середины первого 
отрезка проведите Пер-
пендикулярный отрезок

указав его длину. Исполь-
зуя команду Отрезок
нарисуйте 2 боковые сто-
роны треугольника 

Глава 8. С КОМПАСом к геометрическому трехмерному моделированию 

125 

Таблица 8.2 (окончание) 

Задача 

Алгоритм построения  

в редакторе Paint 

Требуемые действия  
в редакторе КОМПАС 

7

. Построе-

ние правиль-
ного шести-
угольника  
с заданной 
стороной 

 

На панели Геометрия 
нажмите кнопку Много-
угольник
. Укажите  
точку центра многоуголь-
ника или введите ее ко-
ординаты. Выберите  
режим По описанной 
окружности
. Укажите 
Радиус, который равен 
длине стороны 

8. Построе-
ние прямо-
угольника по 
заданным 
длинам с — 
гипотенузы и 
a 

— катета 

a

c

a

a

c

a

1

2

4

5

3

a

c

a

a

c

a

1

2

4

5

3

 

Нарисуйте Окружность
указав Диаметр, равный 
длине с гипотенузы. 

Используя привязку  
Точка на кривой,  
из конца первого прове-
дите второй Отрезок
задав длину с, равную 
длине катета. 

Соедините концы по-
строенных отрезков,  
используя команду  
Отрезок 

 

 
В  табл. 8.3  раскрыта  технология  создания  изображения  восьмиконечной 
звезды  в  редакторах  Paint  (Paintbrush)  и  КОМПАС.  Инструкция  создания 
изображения  звезды  в  редакторе  Paintbrush  с минимальными сокращениями 
взята из учебника [4]. 
В  системе  КОМПАС  изображение  выполняется  после  выполнения  команд 
Файл |  Создать |  Фрагмент.  Для  рационального  выполнения  изображения  
в  документе  типа  Фрагмент  необходима  предварительная  Установка  гло-
бальных привязок
, таких как: ПересечениеУгловая привязкаТочка на 
кривой
. 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

126 

Таблица 8.3. Этапы создания изображения в редакторах Paintbrush и КОМПАС 

№ 
п/п 

Требуемые действия в редакторе 
Paintbrush 

Иллюст-
рации 

Требуемые действия 
в редакторе КОМПАС 

Выбрав команду меню Параметры | Ат-
рибуты образа
, установите ширину изо-
бражения 8 см, высоту — 8 см, цвет — 
черно-белый. 

Выберите инструмент Незакрашенная 
окружность
, толщина линии — 1 пиксел. 

Удерживая нажатой клавишу <Shift>, на-
рисуйте окружность. 

Выберите инструмент Прямая линия
Удерживая нажатой клавишу <Shift>, про-
ведите через центр окружности перпенди-
кулярные прямые 

 

Нажмите кнопку  
Геометрия на Панели 
переключения
.  
На открывшейся инст-
рументальной панели 
нажмите кнопку  
Окружность

Нарисуйте окружность 
диаметром 40 мм  
и 2 отрезка 

При нажатой клавише <Shift> проведите 
прямую из центра окружности под углом 
45  

вправо вверх 

 

Проведите прямую из 
центра окружности под 
углом 45° вправо 
вверх 

При нажатой клавише <Shift> проведите  
3 отрезка 

 

Проведите 3 отрезка 

Выберите инструмент Ластик, осторожно 
удалите лишние линии. Более точное уда-
ление ненужных линий и точек можно про-
извести с помощью меню Просмотр | 
Приблизить
 

 

Удалите окружность 
(Delete

Выберите инструмент Ножницы и выде-
лите полученное изображение. Удерживая 
нажатой клавишу <Ctrl>, с помощью мыши 
скопируйте выделенный фрагмент на сво-
бодную область листа 

 

Нажмите кнопку Ре-
дактирование детали
 
на Панели переклю-
чения
. На Инструмен-
тальной панели на-
жмите кнопку 
Симметрия. Выделите 
4 отрезка, укажите 
первую и вторую точки 
на оси симметрии 

Выберите команду Преобразование | По-
вернуть по горизонтали
. Перевернутый 
выделенный фрагмент с помощью мыши 
переместите к исходному рисунку до со-
вмещения вертикальных и горизонтальных 
линий 

 

 

Глава 8. С КОМПАСом к геометрическому трехмерному моделированию 

127 

Таблица 8.3 (окончание) 

№ 
п/п 

Требуемые действия в редакторе 
Paintbrush 

Иллюст-
рации 

Требуемые действия 
в редакторе КОМПАС 

Повторите пункт 5. 

Повторите пункт 6, но теперь поверните 
фрагмент по вертикали 

 

Выделите 4 отрезка. 
На Инструментальной 
панели нажмите кноп-
ку Масштабирование
В Панели свойств ука-
жите точку центра 
масштабирования,  
а также МасштабХ — 
0.5; <Enter>; 
МасштабY — 0.5
<Enter>; 

еще раз  

нажмите клавишу 
<Enter> 

 

Вновь выделите (при нажатой клавише 
<Shift>) полученное изображение. 

Выберите пункты меню Преобразования | 
Сжать+растянуть
. На свободном месте 
листа выделите квадратную область 
меньшего размера (при нажатой клавише 
<Shift>, чтобы не нарушить пропорций) 

 

Выделите 9 отрезков. 
Нажмите кнопку Копия 
по окружности
. Ука-
жите центр копирова-
ния по окружности. 
Задайте режим  
Вдоль всей окружно-
сти 
и Количество  
копий 
 4

Нажмите кнопку Соз-
дать объект 
и сохра-
ните файл с именем 
Звезда 

Выделите полученное изображение и пе-
реместите его с помощью мыши до нало-
жения осевых линий преобразованного и 
исходного изображений 

 

 
После  выполнения  изображения  в  КОМПАС-3D  несложно  создать  твердо-
тельную модель восьмиконечной звезды. 

1.  Откройте файл, содержащий фрагмент Звезда, и выделите показанное изо-

бражение. Выберите из Главного меню команду Редактор | Копировать
В качестве точки привязки при выполнении копирования укажите пересе-
чения осей (рис. 8.2). 

2.  Для  создания  модели  новой  детали  выполните  команду  Файл |  Создать 

или  нажмите  кнопку  Создать 

  на  панели  Стандартная.  В  открыв-

шемся окне выберите тип нового документа Деталь (рис. 8.3). 

3.  На  панели  Вид  нажмите  кнопку  списка  справа  от  кнопки  Ориентация 

 и укажите вариант Изометрия XYZ (рис. 8.4). 

Часть III. Информатика с КОМПАС-3D 

128 

 

Рис. 8.2. Звезда 

 

Рис. 8.3. Выбор типа документа 

 

 

Рис. 8.4. Выбор ориентации детали 

Рис. 8.5. Выбор плоскости 

4.  В Дереве модели укажите Плоскость ZХ (рис. 8.5). 

5.  Нажмите  кнопку  Эскиз 

 на панели Текущее состояние. Плоскость   

станет параллельной экрану. 
В  Главном  меню  выберите  Редактор |  Вставить.  Расположите  вставлен-
ный  фрагмент  так,  чтобы  точка  привязки  совпала  с  началом  координат. 
Завершите эскиз, нажав повторно кнопку Эскиз 

6.  Нажмите кнопку Операция выдавливания 

 на панели Редактирова-

ние детали 

Внизу экрана появится Панель свойств, на которой установите параметры 
выдавливания: Прямое направлениеРасстояние — 30.0Уклон внутрь
Уклон —  43.  Ввод  параметров  заканчивается  нажатием  кнопки  Создать 
объект 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..