Проект ремонта и содержания автомобильной дороги «Амга» на участке 303-313 км - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Проект ремонта и содержания автомобильной дороги «Амга» на участке 303-313 км

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Проект ремонта и содержания автомобильной дороги «Амга» на участке 303-313 км - часть 2

 

 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

18 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

снег на проезжей части и обочинах. 

Снегоочистка  слагается  из  двух  технологических  операций  — 

резания  снега  и  транспортирования  снега  Основным  процессом,  оп-

ределяющим  производительность  снегоочистки,  является  процесс- 

резания, т. е. отделение от снежного массива пластов режущим органом 

снегоочистительных машин. 

К снегоочистке предъявляются следующие требования: 

земляное  полотно  необходимо  расчищать  на  полную  ширину. 

Наличие  на  обочинах  снега  ухудшает  водно-тепловой  режим  дорог 

зимой  за  счет  дополнительной  миграции  влаги  от  обочин  к  проезжей 

части.  Снег  на  обочинах  уменьшает  транспортирующую  роль  метели  и 

способствует снегоотложениям напроезжей части; 

на  дорогах  с  асфальтобетонным  покрытием  для  повышения 

коэффициента  сцепления  снег  необходимо  удалять  с  проезжей  части 

полностью; 

при  расчистке  снега  на  проезжей  части  или  обочинах  нельзя 

оставлять  снежные  валы  или  траншеи,  которые  способствуют 

снегоотложениям, возникающие в процессе расчистки валы или траншеи 

необходимо немедленно устранять. 

Виды 

снегоочистительных 

работ 

зависят 

от 

характера 

снегоотложений  (табл.  3.3.1).  Технологию  снегоочистки  и  типы  машин 

назначают в зависимости от характера снегоотложений. 

Таблица 3.3.1 

Характер снегоотложений 

Толщина снега, м 

Вид 

снегоочистительных 

работ 

Тонкие слои  

До 0,15-0,30 

Патрульная очистка 

Толстые слои 

0,3-0,5 

Интенсивная 

очистка 

Валы 

05-0,6 

Расчистка валов 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

19 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

Продолжение таблицы 3.3.1 

Снежные заносы 

1,0-5,0 

Расчистка заносов 

Снежные лавины 

5 и более 

Расчистка лавин 

Уплотненный снег 

До 0,25 

Расчистка 

уплотнение снега 

 

Патрульная  снегоочистка  наиболее  распространена.  Сущность  ее 

сводится  к  непрерывной  работе  (патрулированию)  снегоочистительных 

машин  на  закрепленном  участке  дороги  в  течение  всего  периода 

снегопада  или  метели.  Патрульная  снегоочистка  должна  в  самый 

кратчайший срок обеспечить нормальное движение автомобилей. 

Технология  патрульной  безваловой  снегоочистки  сводится  к  сле-

дующему. При небольших снегопадах или малой интенсивности метели 

снег  очищают  одноотвальными  скоростными  плужными  снего-

очистителями  типа  Д-666.  При  скорости  движения  30—35км/ч  снег 

отбрасывают  отвалом  без  образования  на  проезжей  части  валов.  С 

возрастанием  скорости  движения  до  60—80км/ч  снег  отбрасывают 

отвалами  на  расстояние  10—20м  и  эффективность  патрульной 

снегоочистки  возрастает,  поскольку  снежные  валы  на  обочинах  не 

образуются.  Патрульную  расчистку  ведут  продольными  проходами, 

смещаясь  от  оси  к  обочинам.  Ширина  захвата  достигает  2,6м,  а  с 

дополнительным навесным оборудованием — до 4,5м. 

На  участках,  где  имеется  ограждение  дорог  или  установлены 

дорожные  знаки  на  обочинах,  эффективность  патрульной  снегоочистки 

снижается.  Снег  при  отбрасывании  отвалами  частично  накапливается  у 

ограждений. 

На 

таких 

участках 

параллельно 

с 

патрульной 

снегоочисткой  необходимо  удалять  снег,  скопившийся  у  ограждений. 

Для  этого  используют  бульдозеры  или  малогабаритные  шнекороторные 

снегоочистители  типа  МС-59.  Снег  сталкивают  или  сбрасывают  под 

откос полотна. 

Если  снегопад  или  метель  имеет  повышенную  интенсивность  и 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

20 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

толщина  снегоотложений  достигает  0,3—0,5м,  то  расчистку  дороги 

целесообразно  вести  отрядом  снегоочистителей  —  два-три  снегоочи-

стителя  движутся  в  одном  направлении  уступами  на  расстоянии  20м 

друг  от  друга  с  перекрытием  следов  на  0,2м.  Крайний  к  обочине 

снегоочиститель  оборудуется  удлинителем  для  отбрасывания  за  один 

проход  снега  за  пределы  обочины.  Такой  способ  повышает  про-

изводительность снегоочистки. 

Движение  снегоочистителей  и  угол  захвата  назначают  так,  чтобы 

по  возможности  направление  ветра  и  отбрасываемого  снега  совпадали. 

После  проходов  снегоочистителей  окончательно  очищают  проезжую 

часть от снега механическими щетками. 

При  отсутствии  скоростных  снегоочистителей  снег  при  неинтен-

сивных  снегопадах  можно  расчищать  плужными  снегоочистителями 

типа  КДМ-130,  Д-229  или  автогрейдерами  типа  Д-598А.  Возникающие 

при  этом  валы  на  проезжей  части  необходимо  немедленно  удалять  за 

пределы  обочины.  Для  этого  используют  различные  средства  —  КДМ-

130,  шнекороторные  снегоочистители  типа  Д-909,  валоразбрасыватели 

типа Т-100 или автогрейдеры. 

При  интенсивной  снегоочистке  с  образованием  валов  применяют 

для первого прохода шнекороторные снегоочистители типа Д-470, КДМ- 

130,  двухотвальный  колесный  снегоочиститель  типа  ДЭ-214С, 

бульдозеры, 

автогрейдеры. 

Для 

уборки 

валов 

применяют 

валоразбрасыватели  на  тракторе  типа  Т-100.  Роторные  снегоочистители 

движутся  по  оси  дороги.  Снег  для  них  нагребают  в  вал  движущиеся 

впереди одно отвальные снегоочистители. 

Весьма  трудоемка  расчистка  снежных  заносов  и  лавин.  Для  этого 

используют 

машины, 

работающие 

при 

большой 

толщине 

снегоотложений.  Вначале  устраивают  траншею  для  однопутного 

движения  и  разъезды  через  200—500  м,  после  чего  расчищают  полосу 

для  двустороннего  движения.  При  расчистке  заносов  наиболее 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

21 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

распространены три варианта. 

В  первом  варианте  при  безваловой  расчистке  в  качестве  ведущей 

машины  применяют  шнекороторный  снегоочиститель  (Д-470,  Д-601,  Д-

707,  Д-909),  который  может  разрабатывать  за  один  проход  слой  снега 

толщиной  до  2  м,  а  на  гусеничном  ходу  —  любой  толщины. 

Продольными 

проходами 

снег 

разрыхляется 

и 

отбрасывается 

снегоочистителем  за  пределы  дороги.  При  высокой  плотности 

эффективно 

предварительное 

рыхление 

снега. 

После 

прохода 

снегоочистителя  оставшийся  снег  слоем  0,15—0,20  м  удаляют 

одноотвальным  плужным  снегоочистителем  типа  КДМ-130  и  затем 

подметают покрытие механической щеткой. При большой толщине слоя 

расчистку следует вести послойно. 

Во втором варианте при расчистке с образованием промежуточных 

валов  в  качестве  ведущей  машины  используют  двухотвальный 

снегоочиститель  (Д-180В,  ДЭ-215С,  Д-596).  Этот  способ  применим  при 

расчистке  заносов  на  большом  протяжении  с  толщиной  снега  до  1,2  м. 

Первой операцией является пробивка траншеи в заносах двухотвальным 

снегоочистителем за один проход, второй операцией— уширение полосы 

расчистки шнекороторным снегоочистителем. 

Затем убирают валы и подметают проезжую часть щетками. 

После  прохода  двухотвального  снегоочистителя  на  дороге 

возникает  траншея  с  двумя  высокими  валами.  Такой  профиль  в  период 

метелей  способствует  быстрому  снегозаносу  траншеи.  Поэтому  работы 

следует вести концентрировано и быстро, не допуская снегоотложений в 

траншее. 

В  третьем  варианте  для  расчистки  завалов  и  лавин  в  качестве 

ведущих машин могут применяться бульдозеры. Расчистку бульдозерами 

ведут  на  всю  толщину  снега  (или  послойно)  косыми  проходами  к  оси 

дороги.  Бульдозеры  с  поворотными  отвалами  работают  по  челночно-

продольной схеме. При большой толщине снегоотложений (1 м и более) 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

22 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

на  откосах  возникают  валы,  способствующие  во  время  метелей 

снегоотложению на проезжей части. 

Если  своевременно  снегоочистка  не  выполнена,  то  на  проезжей 

части  возникает  уплотненный  снег.  Уборка  его  может  производиться 

двумя  способами.  В  первом  случае  плотный  снег  скалывают 

бульдозерами  и  далее  отбрасывают  за  пределы  обочин  одноотвальными 

или  шнекороторными  снегоочистителями.  Во  втором  случае  плотный 

снег  предварительно  скалывают,  собирать  в  кучи  бульдозерами  и  далее 

грузят грейферами в автомобили-самосвалы. 

Наледи и борьба с ним и. Наледи на дорогах — это льдообразование 

на проезжей части,  элементах полотна или  у  оголовков труб,  вследствие 

выхода, накопления и замерзания воды у каких- либо водоупоров. Наледи 

особо распространены в районах вечной мерзлоты, в Восточной Сибири, 

на Дальнем Востоке и в ряде других районов азиатской части России. 

Наледи  деформируют  полотно,  дорожные  одежды,  искусственные 

сооружения.  Наличие  льда  и  воды  на  проезжей  части  существенно 

снижает  эксплуатационные  показатели  дорог  и  может  сделать  дорогу  не 

проезжаемой.  Методы  борьбы  с  наледями  зависят  от  их  природы, 

категории  дороги,  местных  условий.  Руководящим  принципом,  на 

котором  основаны  различные  методы  борьбы,  является  регулирование 

водно-теплового  режима  —  ограничение  потока  воды  или  его 

промерзание у водоупора. 

Для  наледей,  возникающих  от  поверхностных  стоков  в  долинах, 

необходимо  обеспечить  интенсивный  сток.  Это  практически  исключает 

образование  наледей.  Регулирование  и  концентрация  стока  достигается 

благодаря  выравниванию  или  углублению  русел.  Все  препятствия 

(валуны, глыбы, деревья), тормозящие поток, убирают. 

 

3.4  По  обустройству  дорог,  организации  и  обеспечению 

безопасности движения 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

23 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

 

1) Уход за знаками, замена поврежденных и установка вновь недостающих 

дорожных знаков. 

 

2) Нанесение вертикальной и горизонтальной разметки. 

 

3)  Исправление  и  замена  поврежденных  и  устаревших,  а  также 

установка  вновь  недостающих  дорожных  ограждений  и  направляющих 

устройств. 

 

4)  Содержание  в  чистоте  и  порядке  автобусных  остановок, 

пешеходных переходов, площадок отдыха и элементов их обустройства, а 

также шумозащитных сооружений. 

 

3.5 Прочие работы по содержанию 

 

 

1)  Разработка  по  усмотрению  заказчика  проектно  –  сметной 

документации и ее экспертиза. 

 

2) Оценка качества содержания дорог и дорожных сооружений. 

 

3) охрана автомобильных дорог и отдельных дорожных сооружений, 

сторожевая и пожарная охрана. 

 

4)  Ограничение  в  установленном  порядке  движения  транспорта  на 

дорогах в весеннее – осеннюю распутицу. 

 

5) Инвентаризация и паспортизация дорог и отвод земель. 

 

6) Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог, текущие и 

периодические 

осмотры, 

обследования 

и 

испытания 

мостов, 

путепроводов и других сооружений, учет интенсивности движения. 

 

6) Разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки. 

 

7)  Учет  дорожно  –  транспортных  происшествий  и  участие  в 

расследовании причин их возникновения. 

 

 

4 Содержание автомобильных дорог в зимний период 

4.1 Задача и виды очистки дорог от снега. 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

24 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

 

Очистка  от  снега  должна  обеспечивать  такое  состояние  дороги, 

прикотором  в  максимальной  степени  удовлетворяются  требования 

непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной 

скоростью  и  снижается  до  минимума  объем  снежных  отложений  на 

проезжей части и обочинах.  

 

Для решения перечисленных задач выполняют следующие основные 

виды  снегоочистительных  работ:  патрульную  очистку,  удаление  валов, 

расчистку  снегопадных  отложений  и  снежных  заносов  небольшой 

толщины,  расчистку  снежных  заносов  значительной  толщины,  лавинных 

завалов. 

 

4.2 Технология очистки дорог от снега. 

 

При патрульной очистке дорогу очищают путем систематических проездов 

машин  по  обслуживаемому  участку  в  течении  всего  времени,  пока 

продолжается  метель  или  снегопад.  К  патрульной  очистке  нужно 

приступить, как только начинается метель или снегопад. Очистку следует 

вести  на  возможно  большей  скорости,  что  способствует  увеличению 

дальности  отбрасывания  снега.  Учитывая  это,  используют  как  плужные 

автомобильные  снегоочистители  на  базе  комбинированных  дорожных 

машин  и  другие  машины.  При  небольшой  толщине  снежного  слоя 

автомобильные  снегоочистители  не  сдвигают,  а  отбрасывают  снег, 

распределяя  его  на  полосе  шириной  4-5м.  Для  удаления  снега  без 

образования  валов  необходимо  вести  очистку  со  скоростью  не  менее  30-

35км/ч.  

 

В зависимости от метелевых условий и ширины дорожного полотна 

можно  применять  различные  схемы  очистки.  Можно  вести  ее  как 

одиночными  машинами,  так  и  отрядом  снегоочистителей.  Применение 

одиночных  машин  допустимо  в  случаях,  когда  интенсивность  метелей  и 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

25 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

снегопадов  невелика  (толщина  снега,  накапливающегося  на  покрытии  за 

час, не превышает 3-5см).  

 

При  интенсивных  метелях  и  снегопадах,  а  также  на  дорогах  с 

интенсивным  движением,  где  опоздание  с  уборкой  может  привести  к 

закатыванию  снега,  работу  ведут  отрядом  заключается  в  том,  что  снег 

сразу  удаляется  за  пределы  дорожного  полотна,  благодаря  чему 

устраняются  препятствия  для  снеговетрового  потока  и  дорога  хорошо 

продувается.  

 

Схемы  снегоочистки  выбирают,  исходя  из  минимума  перемещения 

снега  и  направления  ветра  при  метелях.  При  работе  отрядом 

одноотвальных снегоочистителей часто снег перемещают от оси дороги к 

обочинам.  Ближнюю  к  обочине  машину  снабжают  боковым  крылом,  что 

увеличивает  дальность  отбрасывания  снега  и  позволяет  разравнивать 

небольшие валы, если они образуются у края полосы расчистки. 

 

4.3 Удаление снежных валов 

 

 

Обычно 

их 

удаляют 

роторными 

снегоочистителями 

или 

валоразбрасывателями с выносным рабочим органом. Снежные валы часто 

расположены  над  кюветом  или  очень  близко  к  нему,  так  как  полосу 

расчистки  всегда  стремятся  сделать  как  можно  шире.  В  этом  случае  вал 

сначала  сдвигают  автогрейдером  на  проезжую  часть,  а  затем 

шнекороторным  снегоочистителем  удаляют  его,  отбрасывая  снег  в 

сторону. 

 

 

 

 

4.4 Расчистка снежных заносов 

 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

26 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

 

Для  их  расчистки  применяют  весь  комплекс  снегоочистительных 

машин.  В  начальной  стадии  образования  заносов,  когда  толщина 

отложений  бывает  небольшой  (0,2-0,3м),  их  расчищают  плужными 

автомобильными  снегоочистителями,  которые  должны  работать  в 

комплексе  со  шнекороторными  снегоочистителем,  необходимым  для 

удаления валов.  

 

Возможность  расчистки  дороги  во  время  метели  зависит  от  ряда 

причин:  интенсивности  переноса  снега,  которая  иногда  столь  велика,  что 

полностью  отсутствует  видимость,  числа  снегоочистителей,  состава 

снегоочистительного парка. Если видимость позволяет выполнять работы, 

а  снегоочистителей,  имеющихся  в  данном  хозяйстве,  достаточно  для 

быстрого  удаления  снега  с  дороги,  расчистку  во  время  метели  нужно 

производить  обязательно.  Очень  важно,  чтобы  в  отряде  машин, 

используемых  при  расчистке,  было  достаточное  число  шнекороторных 

снегоочистителей для удаления валов, образуемых плужными машинами.  

 

Снежные  отложения  толще  1м  расчищают  бульдозерами  или 

роторными  снегоочистителями,  применяя  их  самостоятельно  или 

совместно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Машины для зимнего содержания дорог 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

27 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

5.1 Плужные и плужно – щеточные снегоочистители 

 

Предназначены  для  патрульного  обслуживания  дорог.  Их 

использование  наиболее  эффективно  по  тонкому  слою  свежевыпавшего, 

неслежавшегося 

и 

неукатанного 

снежного 

покрова. 

Плужные 

снегоочистители  выпускаются,  главным  образом,  в  виде  навесного 

сменного  оборудования  к  мощным  тягачам,  автогрейдерам,  способным, 

благодаря  большой  силе  тяги  и  курсовой  устойчивости,  очищать  за  один 

проход  всю  полосу  движения  со  скоростью,  обеспечивающей 

отбрасывание снега на обочину. 

 

При  регулярной  очистке  автомобильных  дорог  от  свежевыпавшего 

снега  наиболее  часто  используются  плужные  снегоочистители  на  базе 

серийных  или  адаптированных  автомобильных  шасси,  сдвигающие 

основную  массу  снега  плугом  с  проезжей  части  в  сторону  обочины 

рисунок 3. Плуг устанавливается впереди автомобиля. Угол между плугом 

и продольной осью машины может меняться от 90 до 70

0

. Плуг состоит из 

отвала, ножей и рамы. 

 

В  наиболее  простых  и  дешевых  конструкциях  отвала  представляет 

собой  монолитную  плиту  с  цилиндрической  поверхностью.  Нижняя 

кромка  отвала  оснащается  болтовыми  зажимами  для  крепления 

секционных  металлических  ножей.  В  центре  задней  стенке  отвала 

прикреплена  поворотная  рама  плуга,  позволяющая  фиксировать  плуг 

относительно  сцепной  рамы  под  различными  углами,  при  простейшем 

варианте  фиксатором  служит  металлический  палец,  вставляемый  в 

совпадающие отверстия поворотной и сцепной рам. Сцепная рама в свою 

очередь  через  шарниры  соединяются  с  толкающими  штангами  тяговой 

рамой, прикрепленной к лонжеронам шасси. 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

28 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

 

Рисунок3  – Снегоочиститель плужный, с подметальным оборудованием и 

пескоразбрасывателем 

1  –  распределитель  сыпучих  антигололедных  материалов;  2  –  бункер  для 

сыпучих антигололедных материалов; 3 – кабина базового автомобиля; 4 – 

фронтальный косоустановленный снежный плуг переменной кривизны; 5 – 

цилиндрическая косоустановленная подметальная щетка. 

 

 

Толкающие 

штанги 

могут 

быть 

и 

моноблочными 

и 

телескопическими, 

с 

амортизаторами 

внутри. 

Амортизаторы 

предохраняют 

раму 

базового 

шасси 

от 

ударных 

нагрузок, 

воспринимаемым  плугом.  Существуют  плуги  с  многосекционными 

адаптирующимися  к  неровной  поверхности  отвалами,  каждая  секция 

которого крепится к общей несущей конструкции независимой рычажно – 

плужной  подвеской  прижимающей  секцию  к  поверхности  покрытия  и 

позволяющей ей перескакивать через неровности, крышки люков и другие 

препятствия.  В  последние  годы  на  рынке  появилось  отечественное 

плужное  оборудование  с  отвалами  переменной  по  длине  высоты  и 

коническим козырьком, которые исключают пересыпание снега через верх 

отвала и позволяют убирать снег на повышенных скоростях с дальностью 

отбрасывания снега до 15 м и более. 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

29 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

 

Рисунок 4 – ДМК 40.02 с передним, средним и боковым отвалами 

 

5.2 Роторные снегоочистители 

 

Они используются при переброске свежевыпавшего и слежавшегося 

снега в сторону или погрузке в транспортные средства из снежных валов и 

куч, образованных после работы плужно-щеточных снегоочистителей. При 

этом  роторным  снегоочистителем  отрывают  слои  снега  от  массива 

режущими  органами,  транспортируют  его  в  метатель  и  отбрасывают  в 

сторону  или  по  направляющему  патрубку  (аппарату)  в  транспортное 

средство.  Следовательно,  в  отличие  от  плужного  снегоочистителя, 

который выбрасывает снег за счет движения машины вперед, в роторном 

снегоочистителе используется для этой цели вращающийся рабочий орган. 

Конструкция и типы этих машин достаточно разнообразны. 

 

Роторные снегоочистители могут быть с раздельным и совмещенным 

рабочими  органами.  Раздельный  рабочий  орган  состоит  из  питателя,  т.  е. 

механизма,  разрабатывающего  снег  и  подающего  его  к  метателю,  и 

метателя  -  механизма,  выбрасывающего  снег  в  сторону  рисунок  5. 

Совмещенный  рабочий орган,  выполненный  в  виде  режущего ротора  или 

фрезы,  одновременно  разрабатывает  снег,  отрывает  от  массива  и 

выбрасывает  его  по  направляющему  патрубку,  т.  е.  служит  метателем. 

Наиболее  распространен  совмещенный  рабочий  орган  в  виде  фрезерного 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

30 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

барабана,  представляющего  собой  цилиндр  с  навитыми  на  его  наружной 

поверхности  режущими  лентами  и  имеющего  в  средней  части  карманы-

лопасти.  При  вращении  фрезы  и  поступательном  движении  машины 

разрабатываемый  снег  перемещается  с  двух  сторон  в  поперечном 

направлении  к  центру  фрезерного  барабана,  где  попадает  в  карманы  и, 

проходя через выбросной патрубок, отбрасывается наружу. Преимущества 

роторных  снегоочистителей  с  совмещенным  рабочим  органом  (по 

сравнению с раздельным) - их компактность и меньшая масса; однако они 

малопроизводительны и уступают в дальности отбрасывания снега. 

 

Горизонтальной 

стрелкой 

показано 

направление 

движения 

снегоочистителя 

Наиболее  эффективны  эти  машины  при  очистке  дорожных  покрытий  от 

снега  средней  плотности  и  твердости.  Рабочее  оборудование  фрезерно-

роторного  снегоочистителя  состоит  из  фрезерного  питателя  и 

расположенного  сзади  него  ротора.  Питатель  обычно  представляет  собой 

безбарабанную фрезу, имеющую ленточные ножи, которые при вращении 

разрабатывают  снег  и  транспортируют  его  в  центр  к  ротору.  Наиболее 

эффективны  фрезерно-роторные  снегоочистители  на  очистке  дорожных 

покрытий от плотного и смерзшегося снега. 

 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

31 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

 

Рисунок 5 – Типы рабочих органов роторных снегоочистителей 

а  -  шнеко-роторный;  б  –  фрезерно-  роторный;  в  –  плужно-роторный;  г  – 

фрезерный; д - роторный. 

1 - шнек, 2 - ротор. 3 - фреза ленточная, 4 – плуг, 5 - фрезерный барабан 

 

 

Базовым  шасси  роторных  снегоочистителей  может  быть  автомобиль, 

колесный и гусеничный тракторы, а также специальное шасси. 

 

При 

одномоторной 

схеме 

для 

привода 

рабочего 

органа 

снегоочистителя  используется  тот  же  двигатель,  что  и  для  привода 

движителя,  а  при  двухмоторной  -  для  привода  рабочего  органа 

устанавливается  дополнительный  двигатель.  По  производительности 

роторные снегоочистители делят на легкие (до 200 т/ч), средние (до 1000 т/ч) 

и тяжелые (более 1000 т/ч). 

 

При  снегоочистке  городских  улиц  и  площадей  наибольшее 

распространение  получили  легкие  и  средние  шнеко-роторные  рисунок  6,  а 

также фрезерно-роторные снегоочистители. 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

32 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

 

Рисунок 6 – Шнекороторные оборудования снегопогрузчика 

1  -  нижний  шнек,  2  -  ротор  снегометателя.  3  -  верхний  ротор,  4  -  кожух 

шнековой  камеры,  5  -  направляющий  аппарат  снегометателя,  6  -  кожух 

редуктора  привода  шнеков;  7-  кожух  снегометателя;  8  -  козырек, 

отбрасывающий  снег  в  зону  работы  шнеков;  9  -  опорная  лыжа;  10  - 

редуктор привода ротора. 

 

5.3 Антигололедные машины 

 

Антигололедные  машины.  Предназначены  для  поддержания  в 

зимний  период  сцепных  свойств  покрытия  на  уровне,  гарантирующем 

безопасное движение транспорта. Наиболее массовым способом борьбы с 

гололедом  является  распределение  по  обледеневшему  покрытию  песка, 

гранитной  крошки,  кристаллических  и  жидких  хлоридов  и  различных 

комбинаций  этих  веществ.  Песок  и  гранитная  крошка  повышают 

сцепление  колес  с  обледеневшим  покрытием,  но  при  интенсивном 

движении  их  быстро  выносит  на  обочины.  Хлориды  инициируют  таяние 

льда  и  снежного  наката  (температура  замерзания  соленой  воды 

значительно  ниже  0°С),  но  при  резком  падении  температуры  могут 

привести  к  еще  большему  обледенению.  Кроме  того,  наличие  избытка 

воды на поверхности покрытия при высоких скоростях транспорта  

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

33 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

чревато опасностью аквапланирования. 

 

Машины  для  распределения  сыпучих  антигололедных  материалов, 

как  правило,  являются  универсальными  и  в  теплое  время  года 

переоборудуются в поливомоечные. Они монтируются на шасси серийных 

грузовых  автомобилей  рисунок  7,  либо  на  специализированных 

пневмоколесных шасси. 

 

Песок,  гранитная  крошка  или  смесь  песка  с  солью  засыпаются  в 

бункер  в  форме  трапециевидной  призмы,  обращенной  меньшим 

основанием  вниз.  Открытый  верх  бункера  забран  двускатной  решеткой, 

играющей  роль  сита.  По  днищу  бункера  проложен  цепной  скребковый 

конвейер (питатель), выносящий содержимое к заднему торцу бункера, где 

установлено  распределительное  устройство.  Горизонтальный  диск  с 

радиальными  вертикальными  лопастями  на  нижней  плоскости,  закрытый 

кожухом, вращаясь, разбрасывает антигололедный материал через щели в 

кожухе  по  окружающей  поверхности  относительно  равномерным  слоем. 

Расход  материала  может  регулироваться  скоростью  питателя,  скоростью 

вращения диска, размером и ориентацией расходных щелей кожуха. 

 

Универсальный  разбрасыватель  КО-104А  рисунок  7предназначен 

для  распределения  по  поверхности  дорожного  покрытия  пескосоляной 

смеси  или  других  химических  реагентов,  применяемых  при  зимнем 

содержании  улиц,  площадей  и  дорог.  В  летнее  время  разбрасыватель 

переоборудуется  и  может  быть  использован  как  самосвал  для  перевозки 

сыпучих грузов. 

 

Технологический  материал,  предназначенный  для распределения по 

поверхности  улицы  или  дороги,  подается  скребковым  конвейером  из 

кузова  через  бункер  на  разбрасывающий  диск,  который,  вращаясь, 

равномерно разбрасывает его по поверхности дороги. Плотность посыпки 

регулируется тремя способами: изменением скорости движения конвейера, 

ограничением шиберной заслонкой количества поступающего с конвейера 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..