Проект ремонта и содержания автомобильной дороги «Амга» на участке 303-313 км - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Проект ремонта и содержания автомобильной дороги «Амга» на участке 303-313 км

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Проект ремонта и содержания автомобильной дороги «Амга» на участке 303-313 км - часть 1

 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

ДП - 05055017-270205.65-2016

 

Зав. кафедр.  Серватинский 
 Руководит. 

Сабинин В.Л.

Н.Контр. 

Сабинин В.Л. 

Дипломник  Оконешников 

«Проект ремонта и содержания 

автомобильной дороги «Амга» на 

участке км 303- км 313» 

Стадия 

Листов 

Кафедра АДиГС 

ЗДС 10-11К 

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3 

1. Природно-климатические условия района эксплуатации………...……4

2. Народно-хозяйственное значение дороги……………………………...11

3. Содержание автомобильных дорог……………………...……………..12

4. Содержание автомобильных дорог в зимний период…………………24

5. Машины для зимнего содержания дорог………………………………27

6. Патрульная снегоочистка……………………………………………….37

7. Содержание автомобильных дорог весной, летом и осенью…………38

8. Машины для летнего содержания автомобильных дорог…………….41

9. Обоснования сроков ремонта и содержания…………………………..47

10. Организация работ и план ремонта и содержания…………………...65

11. Потребность в строительных материалах, основных строительных

машинах, трудовых затратах…………………………………………...69

12. Технико-экономические показатели оценки уровня организации

работ……………………………………………………………………...72

13. Мероприятия по охране труда и окружающей среды………………...75

14. Экономическая часть……………………………………………………79

15. Метрология и стандартизация………………………………………….80

16. Деталь проекта…………………………………………………………..81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….87 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................88 

Приложение 1 

Приложение 2 

 
 
 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Согласно заданию на дипломное проектирование, разработан проект на 

тему  «Проект  ремонта  и  содержания  автомобильной  дороги  «Амга»  на 

участке км 303 – км 313».  

Цель  данной  работы  –определение  и  восстановление  транспортно-

эксплуатационного состояния автомобильной дороги. 

Задачи дипломного проекта: 

- Описание климатических характеристик; 

- Описание народно-хозяйственного значения дороги; 

    - Описание содержания автомобильных дорог в зимний и летний периоды; 

    - Описание техники для летнего и зимнего содержания дорог; 

    - Определение видов и объемов работ; 

    - Обоснование сроков ремонта и содержания; 

    - Описание потребности в строительных материалах, машинах, а также 

трудовых затратах; 

    - Составление локальной экономической сметы; 

    - Разработка детали проекта. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

1 Природно-климатические условия района ремонта и содержании 

 

1.1 Климат 

 

По климатическим условиям район проектирования участка автодороги 

отличается  резкой  континентальностью  климата,  которая  проявляется  в 

больших годовых колебаниях температуры и относительно малом количестве 

выпадающих  осадков.  Средняя  годовая  температура  воздуха  составляет  -

10°С,  абсолютный  минимум  -64°С,  максимум  +38°С.  Среднегодовое 

количество осадков 309мм. 

Зима – самое продолжительное время года. Начало зимы приходится на 

первую  декаду  октября,  конец  –  на  последнюю  декаду  апреля.  Наиболее 

характерным 

процессом 

зимнего 

периода 

является 

активная 

антициклональная  циркуляция,  с  образованием  области  повышенного 

давления,  способствующей  созданию  ясной  морозной  сухой  безветренной 

погоды 

с 

температурой 

воздуха 

доминус 

50-60ºС. 

Устойчивая 

антициклональная  погода  иногда  нарушается  прохождением  циклонов. 

Вхождение  циклонов  вызывает  существенное  потепление  и  выпадение 

незначительных  осадков,  которые  в  условиях  маловетреной  погоды  все  же 

способствуют накоплению снежного покрова. 

Длительный  холодный  и  малоснежный  зимний  сезон  способствует 

глубокому промерзанию озер и рек, часто полному перемерзанию последних. 

Весенний  сезон  короткий,  примерно  один  месяц:  май.  В  связи  с 

усилением циклональной циркуляции весной преобладает неустойчивый тип 

погоды.  Интенсивный  приток  солнечного  тепла,  а  также  вынос  теплого 

воздуха  с  юга  вызывают  быстрое  повышение  температуры.  Однако  весной 

часто  наблюдается  вторжение  холодных  арктических  масс,  вызывающих 

возвраты  холодов,  при  которых  температура  в  мае  может  падать  до  минус 

20ºС. 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

Лето  длится  три  месяца  (июнь  –  август).  Лето  в  целом  засушливое  и 

жаркое.  Среднемесячная  температура  в  июле  достигает  17,7ºС.  Основное 

количество  осадков  выпадает  в  весенне-летний  период:  сумма  осадков  за 

период с температурой +10ºС равна 210мм. 

Осень,  как  и  весна,  кратковременна:  сентябрь.  Она  характеризуется 

усиленным  вторжением  холодных  масс  воздуха  с  севера.  Температура 

снижается так же быстро, как и повышается весной. 

По  количеству  атмосферных  осадков  данный  район  относится  к  зоне 

недостаточного увлажнения.  

Согласно  районирования  территории  Российской  Федерации  по 

климатическим  характеристикам  (СниП  2.01.07-85,  приложение  5, 

обязательное)  район  расположения  ремонта  автодороги  относится  к  III-му 

снеговому  району  с  нормативным  значением  веса  снегового  покрова    на  1 

кв.м. горизонтальной поверхности 1,8 кПа ( 180кгс/см2)-табл.4, по толщине 

стенки гололеда – к II-му району с толщиной стенки гололеда на элементах 

круглого сечения на высоте 10 м над поверхностью земли 5 мм (табл.11), по 

давлению  ветра  –  к  II-му  району  с  нормативным  значением  ветрового 

давления 0,30 кПа (30 кгс/м

2

)-табл.5.  

 

Согласно  делению  территории  РФ  на  зоны,  учитывающие  природные 

условия  района  ремонта  и  содержании,  характеризующихся  комплексом 

погодно-климатических  факторов,  район  изысканий  по  СниП23-01-99* 

(Строительная  климатология)  по  схематической  карте  климатического 

районирования  трасса  находится  в  зоне,  относящейся  к  климатичеcкому 

району  I,  подрайону  IA,  по  схематической  карте  районирования  северной 

строительно-климатической  зоны  –  к  районам  с  наиболее  суровыми 

условиями  строительства.  

 

 

 

 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

Таблица 1.1.1- Основные показатели по СниП 23-01-99* и ГОСТ 16350-80 

№№ 

п/п 

Характеристика 

Величина  

Метеостанция  

Абсолютная температура воздуха, 
минимум, ºС 
максимум, ºС 

 

-64 

+38 

Усть-Мая 

Наиболее холодной пятидневки, ºС 
обеспеченностью 0,98 
                               0,92 

 

-55 
-53 

Усть-Мая 

Среднегодовая скорость ветра, м/с 

2,4 

Усть-Мая 

Среднегодовое количество осадков, мм 

309 

Усть-Мая 

Максимальное суточное количество 
осадков, мм 

 

42 

Усть-Мая 

Средняя дата образования устойчивого снежного 
покрова 

 

12.10 

Усть-Мая 

Средняя дата разрушения устойчивого снежного 
покрова   

 

29,04 

Усть-Мая 

Число дней в году с устойчивым снежным 
покровом  

 

199 

Усть-Мая 

Наибольшая высота снежного покрова 

37 

Усть-Мая 

 

Таблица 1.1.2Среднемесячная температура воздуха, ºС 

месяц 

II 

III 

IV 

VI 

VII 

VIII 

IX 

XI 

XII 

Температура 

воздуха 

-43,2  -35,9  -22,2  -7,4 

5,7  15,4  18,7  14,8  6,2 

-7,9  -28,0  -39,8 

 

Таблица 1.1.3Среднегодовая скорость ветра (м/с) и преобладающее 

направление (румбы) %, а также повторяемость штилей за январь и июль  

Параметры 

Январь 

Июль 

Направление 

ветра 

С  СВ  В  ЮВ  Ю  ЮЗ  З  СЗ  С  СВ  В  ЮВ  Ю  ЮЗ  З  СЗ 

Повторяемость 

ветра, % 

33  27 

10  10 

11  17  11 

13  10 

6  14  18 

Средняя скорость  

ветра, м/с 

2,5  2,6 

1,3  1,6  2,2  2,8  2,7  2,9  3,3 

3,1  3,2  3,8  4,1  3,6 

 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

Рисунок 1 – Дорожно-климатический график

 

 

 

 

Рисунок  2 – Розы ветров 

 

33

27

12

8

10

10

9

2.5

2.6

2

1.3

1.6

2.2

2.8

2.7

0

5

10

15

20

25

30

35

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

аЯнварь

Повторяемос
ть
, %
Скоростьм
/с

11

17

11

13

10

6

14

18

2.9

3.3

3

2,8

3.2

3.8

4.1

3.6

0

3

6

9

12

15

18

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

бИюль

Повторяемость
, %

Скоростьм/с

I II III IV V VI VIIVIII IX X XI XII

Осадки, мм

11 8

7 12 28 39 50 51 40 25 20 12

Влажность, %

0.3 0.4 0.8 2

4 8.411.39.7 5.9 2.6 0.6 0.4

Температура воздуха,*С -43.2

-35.9

-22.2

-7.45.715.418.714.86.2-7.9-28-39.8

-25

-20

-15

-10

-5

0

5

10

15

20

25

Осадки, мм

Влажность, %

Температура
воздуха,*С

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

1.2 Растительность и почвы 

 

Согласно схеме  почвенного  районирования  Республики  Саха(Якутия), 

в  районе  работ  распространены  почвы,  типичные  для  Восточно-Сибирской 

таежной  мелко  долинной  провинции  Якутии  с  преобладанием  мерзлотно-

пойменных,  торфянисто-болотных  с  участками  дерново-лесных  и  лугово-

болотных почв. 

По 

характеристике 

растительности 

природных 

зон 

район 

исследованийотносится  к  средне-таежной.  Господствующими  являются 

лиственничные  леса,  лиственничные  редины  и  редколесья  ерниковые- 

зеленомошные  и  сфагновые  с  участками  чозениевых  и  тополевых  лесов, 

ерников и пушицевых болот, которые в наибольшей степени адаптированы к 

холодным  и  влажным  мерзлотным  почвам,  к  резко-континентальному 

климату  с  суровой  и  продолжительной  зимой.  Сосновые  леса  встречаются 

массивами,  главным  образом,  в  средне-таежнойподзоне  на  более  легких, 

сухих  песчаных  почвах.  Большая  часть  березовых  лесов  носитвторичный 

характер и временно занимает гари из-под лиственничных и сосновых лесов. 

Среди кустарников произрастают: ерниковая береза, ольха, красная и черная 

смородина; из ягодников: брусника, голубика, костяника, малина, клюква. По 

берегам  рек  обильны  заросли  ивы.  Вокруг  озер  встречаются  осоковые 

группировки. 

 

1.3 Животный мир 

 

Животный  мир  района  весьма  разнообразен.  Типичными  обитателями 

северной редколесной и средней тайги из хищных являются: бурый медведь, 

лесной волк, рысь, лиса; из копытных: лось, изюбрь, лесной северный олень, 

косуля, кабарга; из куньих: росомаха, соболь, горностай, колонок, ласка. Из 

птиц  характерны  боровые:  куропатка,  рябчик,  глухарь,  тетерев,  черная 

ворона и ворон.

   

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

 

1.4 Геоморфология 

 

Район  исследуемой  территории  в  геоморфологическом  отношении 

входит в состав Алданской геоморфологической области Восточной Якутии, 

включающей 

следующие 

геоморфологические 

районы: 

Алданская 

аккумулятивная  равнина;  Лено-Алданское  денудационное  и  эрозионно-

денудационное  плато  и  равнина;  Алданское  эрозионно-денудационное  и 

денудационное плоскогорье; Тимптоно-Учурское структурно-денудационное 

нагорье;  структурно  -  денудационный  Становой  хребет.  Трасса 

проектируемой  автодороги  проходит  по  Лено-Алданской    эрозионно-

денудационному  плоскогорью,  распространенной  на  восточной  части 

Алдано-Амгинского  водораздела,  на  северо-восточном  склоне  Алданского 

щита.  Рельеф  характеризуется  полого  -  увалистым  рельефом.  На    десятки 

километров  тянется  всхолмленная  поверхность,  слабо  расчлененная  речной 

сетью.  Абсолютные  отметки  450-530м.  Глубина  вреза  рек  60-80  м. 

Водоразделы плоские, широкие, довольно резко переходящие в долину рек, 

заболочены, среди которых меандрируют реки. 

В  пределах  Лено-Алданского  плато  широкое  распространение  имели 

процессы денудации коренных пород и аккумуляции крупными реками и их 

притоков,  которые  обусловили  формирование  различных  типов  рельефа: 

коллювиальный, элювиальный, делювиальный, аллювиальный, аллювиально-

озерный.  

В  геоморфологическом  отношении  исследуемый  отрезок  автодороги 

расположен в полого-холмистом междуречье р.Амга-р.Алдан. и представляет 

собой  аллювиальную  террасированную  равнину,  сформировавшуюся  в 

результате  деятельности  рек  Алдан,  Амга  и  их  притоков,  где  развиты  два 

типа микрорельефа: 

-  эрозионно-аккумулятивный  (включает  поймы  и  надпойменные 

террасы рек и их мелких и больших притоков) 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

10 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

-  эрозионно-денудационный  (сформирован  в  процессе  длительной 

денудации  глинисто-песчаных,  песчаниковых,  песчаных  отложений  юры, 

мела  и  неогена).  Криогенно-холмистая  равнина  широко  развита  в  пределах 

Лено-Алданского  плато  и  занимает  обширные  территории.  Поверхность 

равнины характеризуется пологоувалистым рельефом с западинами, озерами 

и болотами. 

В 

период 

производства 

инженерно-геологических 

работ 

подмерзлотные воды не  вскрыты. 

 

1.5 Мерзлотно-гидрогеологические условия района работ 

 

В  гидрогеологическом  отношении  район  работ  согласно  карты 

мерзлотно-гидрогеологического 

районирования 

Восточной 

Сибири 

расположен в Приленскогокриоартезианского бассейна (район 3-го порядка), 

Лено-Амгинского  артезианского  бассейна  (район    2-го  порядка), 

находящегося в  Якутском артезианском бассейне (район 1-го порядка). 

Приленскийкриоартезианский бассейн в тектоническом плане является 

переходной  областью  от  Вилюйской  синеклизы  к  Алданскойантеклизе  и 

включает 

ряд 

структур 

меньшего 

порядка. 

Восточная 

часть 

Приленскогокриоартезианского 

бассейна 

характеризуется 

спокойным 

залеганием  чехла.  Под  сравнительно  маломощными  (100-200  м) 

терригенными  породами    юры  залегают  карбонатные  среднекембрийские 

отложения,  здесь  отмечается  и  меньшая  мощность  многолетнее  мерзлых 

пород (до 200-300 м). По минерализации  подземные воды преимущественно 

солоноватые (1-2г/л), по составу гидрокарбонатные натриевые. Повышенная 

минерализация подмерзлотных вод может быть объяснена подтоком соленых 

вод из горизонта нижележащих нижнекембрийских пород. 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

11 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

2 Народно-хозяйственное значение дороги 

 

Автомобильная  дорога  соединяет  столицу  Республики  Саха  (Якутия) 

г.Якутск  с  группой  улусов,  находящихся  на  востоке  республики,  таких  как 

Мегино-Кангаласский,  Амгинский  и  Усть-Майский,  также  обеспечивает 

транспортные связи между населенными пунктами перечисленных улусов.  

Промышленность  Амгинского  района  характеризуется  некоторым 

развитием  пищевой  и  лесной  отраслей,  а  также  алмазогранильного 

производства.  Основным  предприятием  пищевой промышленности  является 

сельскохозяйственный  кооператив  торгово-закупочный  центр  "Амма"  (СПК 

ТЗЦ  "Амма").  Его  основная  продукция  -  цельномолочная  продукция, 

сливочное  масло  и  мясопродукты  на  территории  наслегов  при 

сельскохозяйственных производственных  кооперативах  имеются  модульные 

мини-заводы по переработке молока. 

В  Усть-Майском  улусе  находятся  месторождения  золота,  разработка 

которых имеет важнейшее значение, как для республики, так и для России в 

целом.  С  установлением  круглогодичного  проезда  к  золотоносным 

месторождениям  получит  новый  импульс  золотодобывающая  отрасль 

экономики республики и всей России. 

Лесная  отрасль  Амгинского  района  представлена  Амгинским 

леспромхозом,  ОАО  "Амгинский  лесопункт",  ООО  "Амгалесстрой",  ОАО 

"Оннес-лес", а также пилорамами, принадлежащими сельскохозяйственными 

кооперативам.  

Автомобильная  дорога  имеет  направление  на  морской  порт  Аян 

Хабаровского края. Выход республики к морю облегчит доставку грузов для 

народного хозяйства республики и позволит установить торговые отношения 

с  новыми  партнерами,  как  на  территории  России,  так  и  с  зарубежными 

странами. 

 
 
 
 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

12 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

3 Содержание автомобильных дорог 

Автомобильные  дороги,  как  и  другие  инженерные  сооружения, 

требуют  постоянного  ухода  и своевременного  устранения  повреждений и 

неисправностей,  появившихся  в  процессе  эксплуатации.  Повреждение 

дорог,  а  также  износ  покрытия  происходят  от  воздействия  нагрузок  от 

автомобильного  транспорта  и  влияния  природно  –  климатических 

факторов. 

 

Содержание  автомобильной  дороги  –  это  выполняемый  в  течении 

всего  года  комплекс  работ  по  уходу  за  дорогой,  дорожными 

сооружениями  и  полосой  отвода,  по  профилактике  и  устранению 

постоянно  возникающих  мелких  повреждений,  по  организации  и 

обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и 

озеленению дороги. 

 

Задача  содержания  состоит  в  обеспечении  сохранности  дороги  и 

дорожных  сооружений  и  поддержания  их  состояния  в  соответствии  с 

требованиями,  допустимыми  по  условиям  обеспечения  непрерывного  и 

безопасного движения в любое время года. 

 

Работы по содержанию сводятся к уходу за дорогой и поддержанию 

ее  в  чистоте.  Покрытия  дороги  систематически  очищаются  от  пыли, 

грязи, снега, устраняется гололедица на проезжей части дороги. Для этих 

целей  используются  специализированные  машин:  поливо  –  моечные, 

дорожные  щетки,  снегоочистители  комплексные  дорожные  машины, 

шнекороторы    и  др.  Помимо  этого  применяются  оборудования, 

навешиваемяе  на  некоторые  дорожные  машины  и  механизмы  (щетки, 

косилки). 

 

Ремонт  и  содержание  играют  большую  роль  в  обеспечении 

нормального  технического  состояния  дорог.  Они  приостанавливают 

развитие повреждений и устраняют причины разрушений.  

 

 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

13 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

3.1Содержание земляного полотна и водоотводных сооружений 

 

Главная  цель  содержания  земляного  полотна  —  обеспечение 

требуемой  его  устойчивости.  В  разные  периоды  года  состав  работ  по 

содержанию  полотна  различен.  Наиболее  ответственные  работы 

выполняют весной, наиболее трудоемкие— зимой. 

В  весенний  периодснижается  устойчивость  полотна  и  возможно 

образование  деформации  и  разрушений.  Этот  период  характерен  ростом 

температур  воздуха  (0,3-1°С  за  сутки),  оттаиванием  грунта  полотна  (2—

10см  за  сутки),  обильным  таянием  снега,  весенними  дождями, 

интенсивным  поверхностным  стоком,  паводками  (скоплением  воды  от 

таяния  снега),  вскрытием  льда  и  половодьем  рек,  подъемом  уровня 

грунтовых вод. 

Паводки и половодье образуются в основномв результате весеннего 

снеготаяния  и  частично  в  результате  весенних  дождей.  В  северных 

районах страны с большими запасами снега и малым испарением паводки 

и половодье большие. Период снеготаяния различен: на севере до 20—30 

дней, в лесостепи 10—20, в степи до 10 дней. 

Весной  первостепенное  значение  уделяют  улучшению  водно-теп-

лового  режима  полотна  —  обеспечению  поверхностного  стока,  уско-

рению  просыхания  грунта  откосов  и  обочин,  улучшению  тепломас-

сообмена  в  слоях  одежды  и  верхней  части  земляного  полотна.  Все 

водоотводные  сооружениядолжны  быть  подготовлены  к  началу 

снеготаяния.  Приналичии  на  проезжей  части,  обочинах  и  откосах  льда 

его  скалывают,  что  уменьшает  влагонакопление  в  полотне  и  ускоряет 

просыхание. 

После  пропуска  весенних  вод  прочищают  русла  водоотводных 

сооружений от ила, растительности или различных наносов. В результате 

поверхностного стока грунт обочин увлажняется, образуютсяколеи вдоль 

кромки  проезжей  части.  Это  способствует  застою  воды  и 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

14 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

переувлажнению  грунта.  Технология  содержания  обочин  весной 

сводится  к  их  планировке  автогрейдерами.  При  наличии  больших  колей 

планировку  производят  с  добавлением  грунта.  Эти  работы  необходимо 

выполнять при относительной влажности грунта 0,60—0,75. 

Размывы  на  откосахполотна  засыпают  грунтом  и  уплотняют, 

сползающий  грунт  планируют  автогрейдерами  с  откосниками.  В  местах 

поврежденного дернового покрова сеют многолетние травы. 

Весной грунт полотна оттаивает быстрее под проезжей частью, чем 

на  обочинах,  что  способствует  боковой  миграции  влаги  к  оси,  дороги, 

увеличению  влажности  грунта  и  снижению  прочности  одежды.  В 

некоторых  случаях  возникает  «донник»  —  застой  воды  на  мерзлом 

водонепроницаемом  грунте  под  проезжей  частью.  Относительная 

влажность  грунта  возрастает  до  0,8—0,9.  На  таких  участках  водно-

тепловой  режим  можно  улучшить  в  результате  ускорения  оттаивания 

обочин  (удаления  снега)  и  устройства  на  них  прорезей  шириной  20—30 

см через каждые 2—5 м с уклоном от одежды к откосу. После удаления 

воды из «донников» на откосы прорези засыпают грунтом и уплотняют. 

В  летний  и  осенний  периоды  содержание  полотна  заключается  в 

предохранении  обочин  и  откосов  от  размыва  их  ливнями,  раздувания 

ветрами,  периодическом  скашивании  трав.  Неукрепленные  обочины  и 

откосы необходимо засевать многолетними низкорастущими растениями.  

Содержание  системы  водоотвода  сводится  к  систематическому 

тщательному  наблюдению  за  боковыми  канавами,  периодической 

проверке  

их  продольного  уклона,  очистке  после  ливней  от  ила,  сучьев.  В 

отдельных местах исправляют и укрепляют откосы и дно канав. С целью 

ограждения  труб,  малых  мостов  от  заноса  зимой  снегом  и  образования 

ледяных пробок отверстия их закрывают инвентарными щитами к началу 

зимы. 

Ответственными  и  трудоемкими  являются  мероприятия  по 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

15 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

содержанию 

полотна 

на 

участках 

дорог, 

подверженных 

пучинообразованию.  Основная  задача  в  этом  случае  —  снижение 

влагонакопления и промерзания полотна до таких пределов, при которых 

неравномерное вспучивание будет находиться в допустимых пределах. 

С  этой  целью  в  конце  осени  планируют  обочины,  устраняя  колеи, 

впадины,  в  которых  может  накапливаться  вода.  Поперечный  уклон 

обочин  должен  быть  не  менее  30—60%.  Также  тщательно 

автогрейдерами  планируют  откосы.  На  дорогах  низших  категорий  в 

отдельных  случаях  допустимо  оставлять  на  проезжей  части  слой  снега) 

при  условии  его  периодического  выравнивания),  имеющего  низкий 

коэффициент теплопроводности [0,3—0,6 ккал/(м∙ч∙град)] и являющегося 

своего  рода  теплоизоляцией.  Если  такое  мероприятие  недопустимо,  то 

целесообразно  удалять  снег  полностью  с  проезжей  части,  обочин  и 

откосов, способствуя ускоренному промерзанию грунта, и как следствие 

пониженному влагонакоплению. 

Весной  уход  за  пучинистыми  участками  является  наиболее 

ответственным  мероприятием.  Заранее  на  основе  многолетних 

наблюдений  устанавливают  пучинистые  участки.  До  снеготаяния 

удаляют  снег  в  канавах,  на  обочинах  и  откосах.  К  началу  оттаивания 

полотна  устраивают  прорези  на  обочинах  для  освобождения  воды  из 

«донников». 

Ежегодно  до  начала  оттаиваниягрунта  дорожная  служба  должна 

установить  предельные  значения  состава  и  интенсивности  движения,  а 

также  возможные  максимальные  единичные  нагрузки  автомобилей  на 

проезжую часть пучинистых участков. Коэффициент прочности одежд в 

этот период должен бытьК≥0,90. 

 

 

 

 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

16 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

3.2Содержание дорожных одежд 

 

Работы  по  содержанию,  как  правило,  не  требуют  составления 

проектной документации и выполняются на основе  нормативов, ведомостей 

дефектов и смет. 

 В весенний период, до начала интенсивного таяния с проезжей части и 

обочин  должен  быть  удален  снег  и  лед.  После  просыхания  покрытие 

тщательно  очищают  от  грязи,  пыли  противогололедных  материалов  с 

использованием различных средств механизации работ. 

На  ослабленных  участках  (переувлажнение  земляного  полотна, 

пучины)  выполняются  мероприятия  по  увеличению  несущей  способности 

дорожной  конструкции  путем  укладки  щитов,  хвороста,  досок, 

дренирующего  грунта  с  последующей  их  уборкой  после  восстановления 

прочности  дорожной  конструкции.  При  невозможности  выполнения  этих 

работ  или  недостаточной  их  эффективности  ограничивают  движение 

автомобилей большой грузоподъемности, снижают скорость или полностью 

закрывают  проезд,  в  т.ч.,  переводя  его  на  специально  подготовленные 

объезды. 

При 

организации 

этих 

мероприятий 

руководствуются 

специальными  документами  на  ограничение  или  закрытие  движения  по 

дорогам. 

Главной  целью  содержания  одежд  является  обеспечениезаданных 

значений  эксплуатационных  качеств.  Для  этого  дорожная  служба 

выполняет различные виды работ с учетом возможности перевода дороги 

в  перспективе  в  более  высокую  категорию:  предохранение  одежд  от 

разрушений  в весенний период, очистку покрытий от грязи, снега,  льда, 

борьбу  с  зимней  скользкостью,  уход  за  пучинистыми  участками. 

Предохранение  одежд  от  разрушений  в  весенний  период  на  слабых  и 

пучинистых  участках  сводится  к  водоотводу,  осушению  земляного 

полотна, устройству изоляционных подушек и временного настила. 

Очистку  покрытий  от  грязи  выполняют  систематически  в  теплый 

 

Изм.  Лист 

№ докум. 

Подпись  Дата 

Лист 

17 

 

ДП - 270205.65-2016 

 

 

период  года.  Весной,  осенью  и  летом  в  период  дождей  грязь  от  колес 

автомобилей заносится на проезжую часть, снижается сцепление колес с 

покрытиями,  загрязняются  автомобили.  Большие  отложения  грязи 

удаляют  автогрейдерами,  малые  поливомоечными  машинами,  которые  с 

помощью водяной струи наметаллических щеток смывают грязь. 

Оставшаяся  во  впадинах  грязь  после  просыхания  образует  пыль. 

Пыль  также  возникает  и  от  измельчения  материалов  покрытий, 

необработанных  вяжущими.  На  пыльных  участках  условия  движения 

автомобилей  из-за  плохой  видимости  ухудшаются;  пыль  вредно 

действует на автомобиль, водителей, пассажиров, грузы. 

Удаление  пыли  подметанием  механическими  щетками  эффективно 

лишь на прочных и ровных покрытиях, на которых она не задерживается 

в неровностях.  

Содержание асфальтобетонных  покрытий заключается в очистке от 

грязи  и  пыли,  а  также  в  периодическомнаметании  щетками  высевок  в 

местах с избытком вяжущего. 

 

3.3Зимнее содержание дорог 

 

Из  всех  работ,  входящих  в  номенклатуру  содержания,  наиболее 

трудоемкими  и  дорогостоящими  являются  работы,  выполняемые  в 

зимний период. Зимнее содержание дорог — это комплекс мероприятий, 

направленных  на  обеспечение  безопасного  движения  автомобилей  с 

заданными  скоростями и  нагрузками,  включающий  в  себя  защиту  дорог 

от снежных заносов, борьбу с обледенением покрытий, очистку дорог от 

снега и борьбу с наледями.  

Очистка  дорог  от  снега.  Неотъемлемой  частью  зимнего- 

содержания дорог является снегоочистка, составляющая 30—40% общей 

стоимости  затрат  на  снегоборьбу.  Цель  снегоочистки  —  полностью 

удалить выпадающий снег или в кратчайший срок убрать, уже выпавший 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..