ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 28

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     26      27      28      29     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 28

 

 

433
лись выставки-продажи НД на семинарах, конференциях, отраслевых и междуна-
родных выставках; проводится информационно-абонементное обслуживание ор-
ганизаций и предприятий.
В течение года было выпущено и распространено 21 тыс. экз. каталога изданий
и 74 тыс. экз. рекламных листков издаваемых книг.
Выпущено 12 номеров журнала «Безопасность труда в промышленности» (ти-
раж около 27 000 экз.) и 6 номеров Информационного бюллетеня Госгортехнадзора
России (тираж 2800 экз.).
Сотрудниками НТЦ в 2005 г. в журнале «Безопасность труда в промышленно-
сти» публиковались научные статьи (21), а также информационные сообщения и
консультации (54).
На безвозмездной основе каждый номер журнала высылается в министерства и
государственные комитеты, исполнительные органы власти, полномочным пред-
ставителям президента в федеральных округах, ВУЗЫ и СМИ (по 130 адресам).
Расширена сеть региональных распространителей (до 160 организаций; 2002 г. —
64, 2003 г. — 110, 2004 г. — 140)) официальных изданий НД, информация о которых
периодически публикуется в журнале «Безопасность труда в промышленности».
Программа информационного обслуживания (программа «Абонент») охватыва-
ет около 140 организаций из различных регионов России.
Информация о возможности приобретения официальных изданий НД размеща-
лась на страницах журнала, бюллетеня, каталогах и отдельных рекламных листов-
ках.
434
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 2005 году финансирование надзоров, объединенных в Федеральную службу по
экологическому, технологическому и атомному надзору осуществлялось из федераль-
ного бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств
и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Общая сумма сме-
ты расходов составила 3 280,1 млн. рублей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 де-
кабря 2004 года № 1725-р в ведение Ростехнадзора переданы федеральные государ-
ственные предприятия и федеральные государственные учреждения, необходимые
для осуществления возложенных на Ростехнадзор функций. Сумма выделенных на
содержание переданных учреждений составила 148 млн. рублей.
Финансирование мероприятий по ликвидации федеральных государственных
учреждений Госэнергонадзора упраздненного Минэнерго России осуществлялось
за счет отчислений на проведение мероприятий по контролю и надзору в размере
установленного норматива, производимых энергоснабжающими и газоснабжающи-
ми организациями и организациями, транспортирующими нефть, газ и продукты
их переработки а также в соответствии с Федеральным законом «О внесении изме-
нений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год». Общий объем
финансирования составил 383,8 млн. рублей.
В четвертом квартале 2005 года после обращения в Правительство Российской
Федерации Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О
Федеральном бюджете на 2005 год» были выделены дополнительные средства на за-
вершение мероприятий по ликвидации федеральных государственных учреждений
Госэнергонадзора упраздненного Минэнерго России в сумме 138,5 млн. рублей.
В 2005 году Ростехнадзор осуществлял финансирование государственных капи-
тальных вложений в части строительства и реконструкции объектов водного хозяй-
ства и охраны окружающей среды в Иркутской, Вологодской, Ленинградской обла-
сти и в Санкт-Петербурге. Проверка использования выделенных денежных средств
показала их эффективное и целевое использование.
В 2005 г. Ростехнадзору не выделялись средства из федерального бюджета на ме-
роприятия по гражданской обороне, средства для переселения работников из рай-
онов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Не выделялись средства
на приобретение жилья для работников центрального аппарата и территориальных
органов. Это не позволило в полной мере обеспечить выполнение за счет бюджет-
ных средств социальных гарантий, предусмотренных работникам законодательством
Российской Федерации.
До настоящего времени не решен вопрос выделения служебных помещений из
фонда федерального имущества для размещения территориальных органов, поло-
жение в разрешении этого вопроса существенно не улучшилось. По-прежнему, бо-
435
лее 50 % занимаемых помещений арендуются у организаций и предприятий, не яв-
ляющихся федеральной собственностью.
Не выделялись средства на проведение независимой экспертизы для оценки ма-
териалов, представляемых соискателями лицензий, в соответствии с п. 6 постанов-
ления Правительства российской Федерации № 382 от 4.06.2002 года «О лицензи-
ровании деятельности в области промышленной безопасности опасных производ-
ственных объектов и производства маркшейдерских работ».
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» не предусмотрены
средства на увеличение численности служащих, занятых охраной и обслуживанием
зданий территориальных органов Ростехнадзора, недостаточно средств на содержа-
ние территориальных органов в части оплаты аренды служебных помещений, комму-
нальных платежей. В связи с разъездным характером работ требует решения вопрос
об увеличении средств на командировочные расходы инспекторского состава.
436
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору в 2005 году осуществлялась с учетом положений Послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основ-
ных направлений социально-экономического развития Российской Федерации,
планов Правительства Российской Федерации и была направлена на достижение
главной цели Ростехнадзора — обеспечение защищенности объектов использования
атомной энергии, опасных производственных объектов, объектов электроэнергетики и
других объектов, поднадзорных Ростехнадзору, работников данных объектов и населе-
ния, окружающей среды от угроз техногенного характера путем применения предусмо-
тренных полномочиями Ростехнадзора мер, направленных на недопущение нарушений
юридическими лицами и гражданами обязательных требований по безопасности в уста-
новленной сфере деятельности.
Основой для достижения главной цели Ростехнадзора явились:
основные задачи, определенные постановлением Ростехнадзора от 08.04.2005
№ 1 «Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору в 2004 году и задачах на 2005 год»;
мероприятия «Комплексного плана работы Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору на 2005 год», утвержденного прика-
зом Ростехнадзора от 16.12.2004 № 318;
решения, направленные на повышение эффективности надзорной (контрольной)
и регулирующей деятельности (протокол совещания от 03.08.2005 № 2 «Об итогах
работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над-
зору в I полугодии 2005 года», протоколы региональных совещаний от 11.11.2005
№ 3 «Об итогах и показателях деятельности Ростехнадзора за 9 месяцев 2005 года
(оценка ситуации по Уральскому федеральному округу)» и от 02.12.2005 № 4 «Об
итогах и показателях деятельности Ростехнадзора (оценка ситуации по Сибирскому
федеральному округу)».
Реализация плановых мероприятий, основных задач и решений Ростехнадзора
в 2005 году осуществлялась в условиях завершающего этапа формирования терри-
ториальных (межрегиональных) управлений по технологическому и экологическо-
му надзору. Проведены организационно-штатные мероприятия по комплектованию
специалистами необходимого профиля на соответствующие должности инспектор-
ского состава, что позволило сохранить непрерывность в осуществлении надзорных
и контрольных мероприятий по соответствующим направлениям деятельности. В
связи с особенностями регулирования безопасности при использовании атомной
энергии были сохранены принципы построения системы государственного надзо-
ра за ядерной и радиационной безопасностью в составе межрегиональных террито-
риальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
Надзорные и контрольные мероприятия, предусмотренные «Комплексным планом
работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над-
437
зору на 2005 год» и планами работы территориальных органов Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2005 год, выполнены.
Межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и ради-
ационной безопасностью Ростехнадзора (далее — МТО ЯРБ Ростехнадзора) прове-
дено 6 318 инспекций на ядерно опасных объектах использования атомной энергии.
Выявлено и предписано к устранению 3 790 нарушений требований норм и правил
в области использования атомной энергии, в том числе 1 491 нарушение соответ-
ствующих требований при эксплуатации АЭС. Проведено 3 117 инспекций состоя-
ния радиационной безопасности на радиационно-опасных объектах, в ходе которых
выявлено и предписано к устранению 4 693 нарушения требований норм и правил
по радиационной безопасности и условий действия лицензий. За нарушения соот-
ветствующих требований по безопасности привлечено к административной ответ-
ственности 17 юридических лиц и 33 должностных лица на общую сумму штрафных
санкций более 460 тыс. руб.
Территориальными (межрегиональными) управлениями по технологическому
и экологическому надзору Ростехнадзора (далее — УТЭН Ростехнадзора) проведе-
но 236 377 проверок выполнения поднадзорными организациями требований про-
мышленной безопасности, в ходе которых выявлено и предписано к устранению
1 787 783 нарушения требований законодательства Российской Федерации и пра-
вил по промышленной безопасности. Выдано 52 866 предписаний на приостанов-
ку работ на опасных производственных объектах, которые велись с угрозой жизни
и здоровью людей. На нарушителей требований промышленной безопасности было
наложено 59 632 штрафа на общую сумму 76 905 880 руб.
УТЭН Ростехнадзора проведено 1408 обследований (проверок) технического со-
стояния гидротехнических сооружений промышленности и энергетики, в том числе
248 комплексных обследований. Выявлено и предписано к устранению 5 290 нару-
шений проектов эксплуатации, правил и норм по безопасности гидротехнических
сооружений. По результатам обследований (проверок) 88 должностных лиц органи-
заций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, подвергнуты штрафным
санкциям, общая сумма которых составила 465 500 руб.
По направлению государственного энергетического надзора организация и про-
ведение надзорных и контрольных мероприятий осуществлялись в условиях рефор-
мирования ОАО РАО «ЕЭС России» (образования большого количества отдельных
компаний по генерации, транспортировке и реализации электрической и тепло-
вой энергии). Проведено 148 474 обследования организации безопасной эксплуата-
ции и технического состояния оборудования и основных сооружений электростан-
ций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электри-
ческих и тепловых установок потребителей. Выявлено и предписано к устранению
1 124 568 нарушений требований правил устройства и безопасной эксплуатации элек-
трических и тепловых установок и сетей.
В ходе контроля за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжающих ор-
ганизациях при подготовке их к работе в осенне-зимний период 2005-2006 гг. про-
ведены обследования 1039 электростанций, 37 577 отопительных и 10 539 отопи-
тельно-производственных котельных. Под контролем УТЭН Ростехнадзора прове-
дено техническое диагностирование 4 008 котлов, 2 113 сосудов, работающих под
давлением, 414 км трубопроводов пара и горячей воды, отработавших расчетный
срок службы.
438
По требованию УТЭН Ростехнадзора демонтировано 795 котлов, 287 сосудов,
31 км трубопроводов пара и горячей воды, представляющих потенциальную угрозу
для населения и окружающей среды. При подготовке к работе в осенне-зимний пери-
од на электростанциях отремонтировано 1 017 энергетических котлов, 1144 водогрей-
ных котла, 760 турбин, 830 генераторов, 11600 км тепловых сетей, 1674 центральных те-
пловых пункта. В организациях жилищно-коммунального хозяйства проведен ремонт
65 900 котельных, 107 871 км тепловых сетей, 19 603 центральных тепловых пунктов.
По направлению федерального государственного экологического контроля
проведено 50 235 контрольных мероприятий (проверок), в ходе которых выявле-
но и предписано к устранению 46 504 нарушения требований законодательства
Российской Федерации об охране окружающей среды. По представлению УТЭН
Ростехнадзора оштрафованы 10 726 нарушителей требований законодательства
Российской Федерации об охране окружающей среды (общая сумма штрафов со-
ставила 50 415 870 руб.), а также взыскано 2 851 400 руб. по 86 искам о возмещении
вреда окружающей среде. Выдано 38 876 разрешений на выбросы загрязняющих ве-
ществ (предельно допустимые и временно согласованные) в атмосферный воздух,
17 532 разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, рассмотре-
но 51 117 проектов нормативов образования отходов, выдано 67 100 лимитов на раз-
мещение отходов, рассмотрено 155 обращений и выдано 25 разрешений на транс-
граничное перемещение отходов.
Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на
2005 год» на Ростехнадзор возложены функции администратора платежей за не-
гативное воздействие на окружающую среду в бюджеты Российской Федерации
в 2005 г. Работа по данному направлению деятельности организована полностью.
Фактические поступления денежных средств по плате за негативное воздействие
на окружающую среду в бюджетную систему в целом за 2005 год составили по дан-
ным Федерального казначейства 13 128, 5 млн. руб. (113% от установленного плана),
при том, что были существенно снижены нормативы платы по 22 загрязняющим
веществам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 01.07.2005 № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению
Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 44».
В целях совершенствования правовой основы взимания платы за негативное воз-
действие на окружающую среду на заседании Правительства Российской Федерации
представлен доклад «О совершенствовании системы платежей за негативное воздей-
ствие на окружающую среду» (протокол от 03.03.2005 № 9) и обеспечено участие
в разработке проекта федерального закона «О плате за негативное воздействие на
окружающую среду».
Исполнение бюджетных обязательств в части платы за негативное воздействие
на окружающую среду, а также окончательная доработка проекта федерального за-
кона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» являются важней-
шими задачами Ростехнадзора на 2006 год.
В центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора для органи-
зации и проведения государственной экологической экспертизы по объектам феде-
рального и регионального уровня было принято соответственно 420 и 48 093 матери-
алов, утверждено 175 положительных и 84 отрицательных заключений экспертных
комиссий по объектам федерального уровня и 39 597 положительных и 3 183 отри-
цательных заключений по объектам регионального уровня.
439
Положительные заключения утверждены по материалам обоснования дея-
тельности по проекту строительства 2-й очереди Балаковской АЭС, по проекту
«Реконструкция испытательного стенда (объект 133/131) с соблюдением экологи-
ческих требований на ФГУП «НИИПМ» (утилизация твердотопливных ракет), по
материалам «ТЭО (проект) трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий
океан». Первый пусковой комплекс», материалы обоснования инвестиций в обу-
стройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа,
материалы обоснования инвестиций в строительство Северо-Европейского газо-
провода и по другим инвестиционным проектам.
При совершенствовании государственного экологического контроля и государ-
ственной экологической экспертизы учитывались решения, принятые на оператив-
ном совещании Совета Безопасности Российской Федерации от 23.04.2005 по вопро-
су «О совершенствовании государственного контроля и надзора в сфере обеспечения
экологической безопасности страны» (протокол от 03.05.2005 №Пр-738, утверж-
денный Президентом Российской Федерации), а также решения Государственного
совета Российской Федерации от 02.07.2005 при рассмотрении вопроса «О повы-
шении роли субъектов Российской Федерации в решении перспективных задач со-
циально — экономического развития» в части передачи отдельных полномочий ор-
ганам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации в со-
ответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации Ростехнадзор принял участие в разработке проекта федераль-
ного закона, касающегося разграничения полномочий между федеральными органа-
ми государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления. Предложения Ростехнадзора о на-
делении органов государственной власти субъектов Российской Федерации комплек-
сом полномочий в области охраны окружающей среды в отношении подконтроль-
ных им объектов приняты и нашли отражение в Федеральном законе от 31.12.2005
№ 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
Важнейшей задачей 2006 года является разработка проектов нормативных пра-
вовых актов Правительства Российской Федерации по реализации положений дан-
ного закона в части нормирования в области охраны окружающей среды, порядка
государственного экологического контроля и государственного контроля в обла-
сти охраны атмосферного воздуха, выдачи разрешительных документов в области
охраны атмосферного воздуха и в сфере размещения отходов. Особое значение име-
ет утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному
экологическому контролю, а также уточнение и конкретизация критериев таких
объектов в рамках соответствующего постановления Правительства Российской
Федерации. Принятые изменения в законодательные акты Российской Федерации
в области охраны окружающей среды требуют их учета в соответствующих статьях
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках деятельности Правительственной комиссии по проведению администра-
тивной реформы Ростехнадзор принял участие в формировании проекта федераль-
ного закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об админи-
стративных правонарушениях», который направлен на приведение его положений
в соответствие с нормативными правовыми актами, принятыми в рамках совершен-
440
ствования структуры федеральных органов исполнительной власти. Завершение этой
работы, а также формирование системы юридического сопровождения соответству-
ющей правоприменительной практики являются важнейшими задачами 2006 года.
По поручению Правительства Российской Федерации Ростехнадзор принял участие
в подготовке Федерального закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ «О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие за-
конодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии
с которым исключена внесудебная практика приостановления деятельности хозяйству-
ющих субъектов за нарушения требований безопасности по направлениям деятельно-
сти Ростехнадзора. Задачей 2006 года является переработка руководящих документов
по вопросам осуществления надзорной и контрольной деятельности в рамках разра-
ботки административных регламентов выполнения соответствующих функций.
Обеспечено участие Ростехнадзора в подготовке Федерального закона от 02.07.2005
№ 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдель-
ных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-
ниях» и постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45
«Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», в соответствии
с которыми значительно сокращен и оптимизирован перечень видов деятельности,
лицензируемых Ростехнадзором.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании
отдельных видов деятельности и полномочиями Ростехнадзора по осуществлению
лицензирования отдельных видов деятельности в общей сложности выдана 16 321 ли-
цензия, в том числе 14 329 лицензий выдано УТЭН Ростехнадзора. Приостановлено
действий 116 лицензий, а также аннулированы по решению суда 3 лицензии. Задачей
2006 года является разработка и принятие в установленном порядке новых поло-
жений о лицензировании, обеспечение соблюдения процедуры лицензирования,
а также подготовка предложений по альтернативным лицензированию элементам
государственного регулирования безопасности (по видам деятельности, лицензи-
рование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осу-
ществляется до принятия технических регламентов).
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области исполь-
зования атомной энергии было выдано 1 376 лицензий в области использования
атомной энергии, в том числе 1 240 лицензий МТО ЯРБ Ростехнадзора. В услови-
ях решения задачи по ускоренному развитию атомной энергии Ростехнадзор счи-
тает возможным приступить в 2006 году к разработке предложений по оптимизации
процедуры лицензирования применительно к вновь создаваемым блокам атомных
станций (на основе базового проекта энергоблока АЭС).
В 2005 г. Ростехнадзором в соответствии с поручениями Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации проведена подготовительная
работа к принятию Федерального закона «О ратификации Объединенной конвенции
о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения
с радиоактивными отходами». В настоящее время стоит задача осуществления ме-
роприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 04.11.2005 № 139-ФЗ
«О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработав-
441
шим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами», в том
числе участие в подготовке первого национального доклада.
Ростехнадзор принимал активное участие в подготовке материалов, необходимых
для ратификации Российской Федерацией Венской конвенции о гражданской от-
ветственности за ядерный ущерб, подписанной от имени Российской Федерации в
г. Вене 08.05.1996 (указанная конвенция ратифицирована Федеральным законом от
21.03.2005 № 23-ФЗ).
Продолжена работа по участию Ростехнадзора в реализации Федеральной целевой
программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации.
Были организованы и проведены проверки состояния безопасности по направлени-
ям деятельности Ростехнадзора на объектах по хранению и уничтожению химическо-
го оружия в п. Горный Саратовской области, г. Камбарка Удмуртской Республики,
г. Щучье Курганской области и на других объектах.
В целях совершенствования взаимодействия между органами Ростехнадзора и
Федеральной налоговой службой по вопросам обеспечения соблюдения пользова-
телями недр налогового законодательства и законодательства о недрах, полноты и
правильности взимания налога на добычу полезных ископаемых заключено соот-
ветствующее соглашение.
В 2005 году принят ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской
Федерации, возлагающих на Ростехнадзор дополнительные полномочия: по органи-
зации и осуществлению государственного строительного надзора (при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в
том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактив-
ных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе ли-
нейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством
Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о ко-
торых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уни-
кальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных
Сил Российской Федерации), а также по организации научно-методического обеспе-
чения государственного строительного надзора в Российской Федерации (постанов-
ление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном
строительном надзоре в Российской Федерации»); надзорные (контрольные) и ре-
гулирующие функции (полномочия) в области обеспечения химической безопасно-
сти Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации
от 16.05.2005 № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполни-
тельной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности»;
по реализации мероприятий, связанных с выполнением второго этапа реализации
Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной
безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспек-
тиву (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2005 № 2237-р);
по лицензированию деятельности по продаже электрической энергии гражданам (по-
становление Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 № 291 «О лицензи-
ровании деятельности по продаже электрической энергии гражданам»).
Обеспечено участие в разработке и согласовании проектов постановлений
Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию положений
Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе проектов поста-
новлений Правительства Российской Федерации «О форме разрешения на строи-
442
тельство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», «О порядке согла-
сования проектов документов территориального планирования, составе и порядке
деятельности согласительных комиссий», «О составе и требованиях к содержанию
разделов проектной документации, разрабатываемой для строительства различных
видов объектов капитального строительства, а также о порядке внесения изменений
в проектную документацию», «Об инженерных изысканиях для подготовки проект-
ной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строитель-
ства, а также о порядке формирования и ведения государственного фонда материа-
лов и данных инженерных изысканий», «О порядке организации и проведения го-
сударственной экспертизы проектной документации, размере платы за проведение
государственной экспертизы и порядке ее взимания».
В целях реализации Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.02
№ 184-ФЗ осуществлена инвентаризация основных требований по безопасности, со-
держащихся в нормативных документах по направлениям деятельности Ростехнадзора,
для создания актуализированной нормативно-технической базы надзора на переход-
ный период (до принятия технических регламентов). Нормативные правовые акты и
нормативные документы, относящиеся к сфере деятельности Ростехнадзора, вклю-
чены в перечень, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23.03.2005 № 173.
В соответствии с полномочиями Ростехнадзора в 2005 году утверждено 15 феде-
ральных норм и правил в области использования атомной энергии и 3 руководства
по безопасности объектов использования атомной энергии, утверждено 8 руково-
дящих документов Ростехнадзора и изменения в 28 действующих руководящих до-
кументов Ростехнадзора.
Утверждены и зарегистрированы в Минюсте России следующие норматив-
ные правовые акты Ростехнадзора: «Положение об организации работы в систе-
ме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над-
зору в области трансграничного перемещения отходов», утвержденное приказом
Ростехнадзора от 28.01.2005 № 42; «Расчетная инструкция (методика) по определе-
нию состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в ат-
мосферный воздух при электролитическом производстве алюминия», утвержденная
приказом Ростехнадзора от 31.03.2005 № 182; «Изменения и дополнения в Расчетную
инструкцию (методику) по определению состава и количества вредных (загрязняю-
щих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух при электролитическом про-
изводстве алюминия», утвержденные приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 892;
«Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных произ-
водственных объектов и перечень включаемых в нее сведений», утвержденные при-
казом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893.
В рамках реализации Федерального закона «О техническом регулировании» в
течение 2005 года Ростехнадзором разработаны и направлены в Правительство
Российской Федерации предложения по внесению изменений в Программу разра-
ботки технических регламентов на 2004-2006 годы, утвержденную распоряжени-
ем Правительства Российской Федерации от 6.11.2004 № 1421-р. Указанные пред-
ложения учтены в Программе разработки технических регламентов, утвержден-
ной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.11.2005 № 1889-р.
В соответствии с этой Программой Ростехнадзор является организатором разработ-
ки (головным исполнителем) 9 технических регламентов.
В 2005 году организована разработка первой редакции общего технического регла-
мента «О ядерной и радиационной безопасности», которая прошла общественное слу-
443
шание и представлена в научно-технический совет Росатома. По специальному техни-
ческому регламенту «О ядерной и радиационной безопасности объектов, сооружений
и комплексов с ядерными реакторами» подготовлен проспект технического регламен-
та и первая редакция проекта регламента. По специальному техническому регламенту
«О ядерной и радиационной безопасности при обращении с ядерными материалами,
радиоактивными веществами и радиационными источниками» подготовлена первая
редакция проекта технического регламента. В области промышленной безопасности
организована разработка технических регламентов «О безопасности процессов про-
изводства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации токсичных
и высокотоксичных веществ», «О безопасности горючих, окисляющих и воспламе-
няющихся веществ, процессов их производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации», «О безопасности оборудования, работающего под избы-
точным давлением свыше 0,07 Мегапаскаля или при температуре нагрева воды свы-
ше 115 градусов Цельсия», «О безопасности подъемно-транспортного оборудования и
процессов его эксплуатации», «О безопасности лифтов», «О безопасности производ-
ственных процессов добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых».
Основные научные исследования в области ядерной и радиационной безопас-
ности в целях обеспечения деятельности Ростехнадзора осуществлялись в рамках
Программы научно-технической деятельности Федерального государственного
учреждения «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»
(НТЦ ЯРБ), ориентированной на выполнение плана мероприятий по реализации
«Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной
безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую пер-
спективу», мероприятий федеральных целевых программ «Ядерная и радиационная
безопасность России» и «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации».
В 2005 году НТЦ ЯРБ выпустил 62 научно-технических отчета и 4 справки-до-
клада, содержащие актуальные научно-технические решения и новые результаты в
области ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энер-
гии, в том числе в виде различных редакций нормативных документов и техниче-
ских заданий на их разработку. Научные исследования в области промышленной
безопасности, в целях обеспечения деятельности Ростехнадзора, осуществлялись
Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический
центр по безопасности в промышленности» (далее — ФГУП НТЦ ПБ) в рамках
Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы», а также по Плану на-
учно-исследовательских и научно-технических работ ФГУП НТЦ ПБ.
Задачей 2006 года является конкретизация направлений научных исследований
для целей деятельности Ростехнадзора, продолжение и актуализация тематики на-
учных исследований по направлениям деятельности Ростехнадзора, в том числе в
направлении развития системы экспертизы промышленной безопасности, а также
научных исследований для целей научно-методического обеспечения деятельности
государственного строительного надзора.
В 2005 году ФГУП ВО «Безопасность», являющееся организацией технической
поддержки Ростехнадзора при выполнении российских международных обяза-
тельств, вытекающих из заключенных межправительственных соглашений в обла-
сти регулирования безопасности при использовании атомной энергии, выполнило
оценку возможностей и наличия условий для осуществления деятельности в обла-
444
сти использования атомной энергии у 191 предприятия и организации, осуществля-
ло надзор за качеством работ в 64 организациях и институтах и на 76 российских и
16 зарубежных предприятиях-изготовителях оборудования для объектов использо-
вания атомной энергии, сооружаемых за рубежом. Было выпущено 108 экспертных
заключений, включая экспертизы «Отчетов по обоснованию безопасности» и «Ве-
роятностных анализов безопасности» объектов использования атомной энергии и
выдано 14 сертификатов соответствия оборудования, изделий и технологий для объ-
ектов использования атомной энергии.
Важным направлением развития подведомственных Ростехнадзору организаций яв-
ляется их участие в создании и совершенствовании правовой и нормативно-методиче-
ской базы по соответствующим направлениям надзорной, контрольной и регулирую-
щей деятельности Ростехнадзора. Важнейшей задачей 2006 года является также разви-
тие аналитического обеспечения деятельности региональных центров лабораторного
анализа для целей федерального государственного экологического контроля, а также
аккредитация данных центров в области сертификации электрической энергии.
УТЭН Ростехнадзора организовано осуществлялась регистрация опасных произ-
водственных объектов. В течение года зарегистрировано 44 745 и перерегистриро-
вано в установленном порядке 59 189 опасных производственных объектов. В базе
данных государственного реестра содержится информация о 244 895 опасных про-
изводственных объектах в составе 107 028 эксплуатирующих организаций. Задачей
2006 г. является завершение работ по перерегистрации опасных производственных
объектов, а также использование базы данных государственного реестра опасных
производственных объектов для формирования перечней объектов, подлежащих
федеральному государственному экологическому контролю.
В отчетном периоде УТЭН Ростехнадзора осуществляли надзорные мероприя-
тия, направленные на соблюдение законодательно установленных требований по
декларированию промышленной безопасности. На поднадзорных предприятиях,
эксплуатирующих объекты повышенной опасности в 2005 году разработано 394 де-
кларации промышленной безопасности, из них 307 деклараций разработаны впер-
вые. В составе проектной документации на строительство опасных производствен-
ных объектов разработаны 26 деклараций.
В 2005 году органами Ростехнадзора утверждено и зарегистрировано 194 375 за-
ключений экспертизы промышленной безопасности, в утверждении 5 340 заклю-
чений отказано ввиду их несоответствия установленным требованиям. Продолжена
работа по международному признанию Системы экспертизы промышленной безо-
пасности. Проведена предварительная проверка Координирующего органа Системы
экспертизы промышленной безопасности — ФГУП «НТЦ «Промышленная безопас-
ность» в качестве Органа аккредитации группой оценщиков Европейского сотруд-
ничества по аккредитации. Группа оценщиков положительно оценила деятельность
ФГУП НТЦ ПБ и рекомендовала перейти к следующему этапу признания — полной
оценке, успешное завершение которой является важнейшей задачей 2006 года.
В 2005 году функционировало 710 аккредитованных экспертных организаций (из
них 116 аккредитовано в 2005 году), 18 независимых органов по аттестации экспер-
тов, 31 территориальный уполномоченный орган по проверке экспертных органи-
заций, 23 — по проверке независимых учебных центров и 5 — по проверке испыта-
тельных лабораторий. За 2005 год в Системе экспертизы промышленной безопас-
ности аттестовано 1 884 экспертов.
445
В 2005 году НТЦ ЯРБ получил российский и международный сертификаты о со-
ответствии системы менеджмента качества (применительно к экспертизе безопас-
ности и научным исследованиям в области использования атомной энергии) тре-
бованиям стандартов серии ИСО 9001-2001. Основная часть работ по эксперти-
зе безопасности объектов использования атомной энергии выполнялась в рамках
установленной процедуры лицензирования данных объектов. За последние три года
свыше 60% составили работы по экспертизе безопасности модернизации действу-
ющих энергоблоков АЭС.
В 2005 году выполнена большая подготовительная работа по организации и про-
ведению мероприятий в рамках «Группы восьми», относящихся к компетенции
Ростехнадзора.
В области регулирования ядерной и радиационной безопасности продолжалось ак-
тивное сотрудничество с МАГАТЭ и Агентством по ядерной энергии Организации эко-
номического сотрудничества и развития (АЯЭ ОСЭР). Сотрудничество с Европейской
комиссией осуществлялось в рамках программы Тасис: «Ядерная безопасность».
Велась работа по ряду проектов, выполняемых российскими и западноевропейскими
организациями в поддержку регулирующей деятельности Ростехнадзора при модер-
низации Кольской, Смоленской, Ленинградской и Нововоронежской АЭС, лицензи-
ровании вывода судов с ядерными энергетическими установками из эксплуатации.
По вопросам экологического контроля международное сотрудничество осущест-
влялось в рамках Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением, Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязне-
нии воздуха на большие расстояния, Стокгольмской конвенции о стойких органиче-
ских загрязнителях, Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского
протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, Конвенции ЕЭК ООН о
трансграничном воздействии промышленных аварий.
В рамках международного сотрудничества в области технологического надзора
основное внимание было сосредоточено на вопросах гармонизации российских и
международных требований по промышленной безопасности. Новый импульс разви-
тия в результате проведения 15 — 16 сентября 2005 г., в Астане (Республика Казахстан)
IV заседания Межгосударственного совета по промышленной безопасности полу-
чило сотрудничество с надзорными органами государств-участников СНГ.
В 2005 году финансирование системы Ростехнадзора осуществлялось из феде-
рального бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обяза-
тельств и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Общая сум-
ма сметы расходов составила 3 280,1 млн. руб.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2004 № 1725-р в ведение Ростехнадзора переданы федеральные государ-
ственные предприятия и федеральные государственные учреждения, необходимые
для осуществления возложенных на Ростехнадзор функций. Сумма выделенных
на содержание переданных федеральных государственных учреждений составила
148 млн. руб.
Финансирование мероприятий по ликвидации федеральных государственных
учреждений Госэнергонадзора упраздненного Минэнерго России осуществлялось
за счет отчислений на проведение мероприятий по контролю и надзору в размере
установленного норматива, производимых энергоснабжающими и газоснабжающи-
ми организациями и организациями, транспортирующими нефть, газ и продукты их
446
переработки а также в соответствии с Федеральным законом «О внесении измене-
ний в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год». Общий объем фи-
нансирования составил 383,8 млн. руб. В IV квартале 2005 года были выделены до-
полнительные средства на завершение мероприятий по ликвидации федеральных
государственных учреждений Госэнергонадзора упраздненного Минэнерго России
в сумме 138,5 млн. руб.
В 2005 году Ростехнадзор осуществлял финансирование государственных капи-
тальных вложений в части строительства и реконструкции объектов водного хозяй-
ства и охраны окружающей среды в Иркутской, Вологодской, Ленинградской обла-
сти и в Санкт-Петербурге. Проверка использования выделенных денежных средств
показала их эффективное и целевое использование.
Кадровая политика Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору в 2005 г. была направлена на выполнение требований законода-
тельства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской
Федерации. Общая укомплектованность кадрами по состоянию на 01.01.2006 соста-
вила 90,5 %, в том числе по территориальным органам — 90,9 %. Организация про-
фессиональной переподготовки и повышения квалификации осуществлялась на кон-
курсной и плановой основе. Всеми видами обучения было охвачено более 1955 ра-
ботников Ростехнадзора. В целях решения задач, направленных на стабилизацию и
активизацию кадрового потенциала территориальных органов, поддержание необхо-
димого профессионального уровня руководящего состава создан кадровый резерв.
На поднадзорных Ростехнадзору производствах и объектах в 2005 г. отмечены
следующие основные тенденции.
На 31 энергоблоке АЭС произошло 40 нарушений в работе, подлежащих учету в
соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе
атомных станций, что на 6 нарушений меньше, чем в 2004 году.
При снижении общего числа нарушений на АЭС с реакторами типа ВВЭР прои-
зошло увеличение числа нарушений по сравнению с 2004 годом (на 10 нарушений).
Увеличение числа нарушений связано в основном с вводом в эксплуатацию в 2005 году
энергоблока № 3 Калининской АЭС, на котором произошло 12 нарушений. Основное
число нарушений в работе энергоблока № 3 Калининской АЭС произошло на этапах
энергетического пуска и опытно-промышленной эксплуатации и обусловлено устра-
нением недостатков, выявленных на этапе опытно-промышленной эксплуатации АСУ
ТП энергоблока, основанной на программируемых технических средствах.
Нарушений пределов безопасной эксплуатации на АЭС не было, все нарушения
классифицированы по шкале INES нулевым уровнем. Нарушений в работе атом-
ных станций, классифицируемых как аварии, не было. Событий с радиационны-
ми последствиями на АЭС не зарегистрировано. Радиоактивные сбросы и выбросы
АЭС в окружающую среду ниже допустимых уровней.
За 2005 год на объектах ядерного топливного цикла произошло 23 учетных со-
бытия (нарушения в работе), что на 6 нарушений меньше, чем в 2004 году. При этом
около половины нарушений в работе было связано с внеплановыми остановами
промышленных уран-графитовых реакторов по причине отказа оборудования или
ошибок персонала. Случившиеся нарушения в работе характеризуются как проис-
шествия, не оказывающие существенного влияния на состояние ядерной и радиаци-
онной безопасности. Исключение составило превышение у одиннадцати работников
447
«Приаргуньского Производственного Горно-Химического Объединения», установ-
ленного НРБ-99 допустимого значения суммарной дозы облучения за последова-
тельные 5 лет — 100 мЗв. Причина превышения — недостаточное использование
индивидуальных и коллективных средств защиты работников, а также отсутствие
должного планирования и контроля со стороны должностных лиц объединения.
На 77 исследовательских ядерных установках (далее — ИЯУ) в 2005 году произо-
шло 47 нарушений в работе, что на 16 нарушений больше по сравнению с 2004 го-
дом. Нарушения в работе ИЯУ не приводили к нарушению пределов и условий без-
опасной эксплуатации. Выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую
среду в количествах, превышающих установленные значения, не было, радиацион-
ная обстановка не превышала естественного фона. Рост числа нарушений в 2005 г.
обусловлен автоматическими остановами ИЯУ по причине колебаний напряжения
и/или нарушением в работе оборудования внешнего электроснабжения (57% от об-
щего числа нарушений). Остальные нарушения в работе ИЯУ в 2005 г. обусловлены
отказом электро- и тепломеханического оборудования (11%), ошибками работни-
ков (персонала) ИЯУ (4%), отказами в системе КИП и СУЗ (28%).
В 2005 г. фактов несанкционированного доступа на ядерно- и радиационно опас-
ные объекты и попыток совершения таких действий не зафиксировано.
Радиационная обстановка на территории Российской Федерации оставалась ста-
бильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосфер-
ном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морях в 2005 году сохранялось
на уровне 2004 года.
В поднадзорных Ростехнадзору организациях, эксплуатирующих опасные про-
изводственные объекты, в 2005 году произошло 235 аварий (на 14 аварий меньше,
чем в 2004 году).
Рост аварийности произошел на объектах нефтехимической и нефтеперераба-
тывающей промышленности (с 6 до 18, +12), при эксплуатации оборудования, ра-
ботающего под давлением, тепловых установок и сетей (с 3 до 7, +4). Аварийность
возросла на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты,
в Воронежской, Владимирской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской,
Тульской, Ярославской, Архангельской, Калининградской, Мурманской,
Новгородской, Астраханской, Ростовской, Томской, Амурской, Сахалинской,
Курганской, Тюменской, Челябинской Ульяновской, Самарской и Кировской обла-
стях, в Алтайском и Приморском краях, в Чувашской Республике, Республиках Саха
(Якутия), Хакасия, Бурятия, Карелия, Северная Осетия — Алания, в Кабардино —
Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, в Ханты-Мансийской и Ямало-
Ненецком автономных округах.
В 2005 г. на поднадзорных Ростехнадзору предприятиях, эксплуатирующих опас-
ные производственные объекты, при осуществлении производственной деятельно-
сти погибло 397 человек (на 32 человека меньше, чем в 2004 г.).
Вместе с тем значительный рост числа несчастных случаев со смертельным ис-
ходом был отмечен на предприятиях нефтехимической и нефтеперерабатываю-
щей промышленности (с 7 до 31, +24). Рост числа несчастных случаев со смер-
тельным исходом был допущен на предприятиях Кировской, Нижегородской,
Пермской, Саратовской, Курганской, Иркутской, Томской, Амурской, Магаданской,
Сахалинской, Калининградской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Брянской,
Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Курской, Липецкой,
448
Московской, Смоленской, Тульской и Ярославской областей, города Москва,
Красноярского края, Республики Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской
Республике, Республик Башкортостан, Марий-Эл, Чувашской Республики, Республик
Бурятия и Хакассия, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Чукотского автономных
округов.
При общем снижении продолжал оставаться высоким уровень смертельного трав-
матизма на поднадзорных Ростехнадзору предприятиях угольной промышленности,
произошло увеличение количества групповых несчастных случаев с 10 в 2004 г. до 13
в 2005 г., при которых было травмировано 72 человека, в том числе 43 смертельно.
На угольных шахтах произошел ряд крупных аварий с тяжелыми последствиями.
2 января 2005 г. в ООО «БВС-Уголь», ведущим работы по договору в ОАО «Шахта
им. Ленина» (г. Междуреченск, Кемеровской области) при производстве доста-
вочных работ на выемочном участке произошла вспышка метано-воздушной сме-
си. В момент аварии на участке находилось 7 человек, из них 2 человека получи-
ли смертельные травмы. 9 февраля 2005 г. на филиале «Шахта «Есаульская» ОАО
«УК «Южкузбассуголь» авария, связанная со взрывом метано-воздушной смеси,
унесла жизни 25 человек, в числе которых 8 работников шахты и 17 горноспаса-
телей Новокузнецкого горноспасательного отряда. 8 сентября 2005 г. в ОАО «ШУ
Анжерское» ОАО «Южкузбассуголь» при производстве горнопроходческих работ в
забое флангового уклона по пласту «Коксовый» произошел взрыв метановоздуш-
ной смеси. Аварией было застигнуто 38 человек, при этом пострадало 9 человек, в
том числе 4 человека получили смертельные травмы.
В 2005 г. в поднадзорных Ростехнадзору организациях при эксплуатации электро-
станций, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей произо-
шло в общей сложности 303 несчастных случая со смертельным исходом и две ава-
рии, в том числе одна системная авария в электрических сетях РАО «ЕЭС России»
23-25 мая 2005 г.
По результатам технического расследования причин аварии комиссией
Ростехнадзора было установлено, что повреждения трансформаторов и другого элек-
трооборудования на подстанции «Чагино» и отключения ряда высоковольтных линий
электропередач ОАО «Московской областной сетевой компании», не связанные с ин-
цидентами на подстанции «Чагино», привели к последующему развитию системной
аварии, повлекшей нарушение энергоснабжения Москвы, Московской, Тульской,
Калужской, Смоленской и Рязанской областей. Причинами возникновения и раз-
вития данной аварии явилось непринятие необходимых мер со стороны оперативно-
диспетчерского персонала ОАО «СО - ЦДУЕЭС» для предотвращения токовой пере-
грузки оборудования и недопустимого снижения напряжения в сетях 110/220 кВ.
Комиссией Ростехнадзора рекомендован комплекс мероприятий для предотвра-
щения подобных нарушений в Московской энергосистеме и в единой энергосисте-
ме страны, который включает мероприятия, направленные на: обеспечение повы-
шения уровня автоматизации управления режимами электрической сети оптово-
го и розничных рынков электрической энергии для осуществления их безопасного
функционирования в аварийных ситуациях; повышение надежности электроснаб-
жения собственных нужд: подстанций, электростанций и средств связи (с введе-
нием соответствующих требований в технические регламенты и стандарты); вне-
дрение автоматики предотвращения опасного снижения напряжения, перегрузки
оборудования энергосистемы и обеспечения ее устойчивости, отключения неответ-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     26      27      28      29     ..