ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 24

 

 

369
НИИ «Энергобезопасность» и др.). Так в 2005 году было зарегистрировано более
100 тысяч обращений к сайту НТЦ «Промышленная безопасность». К Интернет-
сайту Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора
по Республике Башкортостан www.bashnadzor.ru, созданному в апреле 2005 года,
в 2005 году обратилось 8010 человек. В ряде организаций Ростехнадзора веб-сай-
ты находятся в стадии разработки (УралНИИ «Экология», ЦЛАТИ в г. Барнаул,
г. Красноярск, ФГУ «ЦЛАТИ по ЮФО»).
Для информирования общественности в 2005 году на веб-сайтах размещались
сведения о деятельности территориальных органов, о случаях невыполнения усло-
вий действия лицензий, а также невыполнения положений законов и федеральных
норм и правил, о фактах аварийных событий на поднадзорных объектах, мерах по
устранению причин и последствий нарушений.
Ниже приводится информация о других формах работы с общественностью в си-
стеме Ростехнадзора в 2005 году.
Пресс-конференции.
30 марта 2005 года в Пресс-центре РИА Новости состоялась пресс-конференция
«О деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору в рамках проводимой административной реформы и задачах по обе-
спечению защищенности населения и окружающей среды от угроз техногенного ха-
рактера». Были даны ответы на вопросы присутствовавших корреспондентов
ведущих российских и зарубежных информационных агентств: РИА Новости, ИТАР-
ТАСС, РосБизнесКонсалтинг, Ирна; газет: Коммерсант, Парламентская газета,
МК-Новости, Гудок, Атомпресса; журналов: Охрана труда и социальное развитие,
Делового экологического журнала; электронного издания Nuclear.ru.
22 июня 2005 года в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с участием
Министерства обороны Российской Федерации для российских и зарубежных
средств массовой информации на тему «Обеспечение безопасности ядерных объ-
ектов Российской Федерации». В пресс-конференции приняли участие корреспон-
денты РИА «Новости», ИТАР ТАСС, Интерфакс, АФП, РБК, Федерал ньюс сервис,
1 канал ТВ, НТВ, REN TV, Т/компания «Эхо», Т/компания Эн-Эйч-Кей, Время но-
востей, Россия, Финансы.Экономика.Безопасность, Коммерсант, Российские бир-
жевые вести, Гудок, Москоу таймс, Ассошиэйтед пресс, Райнише пост, Журнал де
Нотисиас, Газета.ru, Радио «Маяк», Русское радио, Радио «Свобода», Радио «Говорит
Москва», Голос России, Авторадио.
Брифинги, интервью, статьи, пресс-релизы.
1 июля 2005 г. в Федеральной службе по экологическому технологическому и
атомному надзору состоялся пресс-брифинг председателя Специальной комиссии
по техническому расследованию обстоятельств и причин системной аварии, прои-
зошедшей 24-25 мая 2005 г. в электрических сетях РАО «ЕЭС России», ВРИО руко-
водителя Службы А.Б. Малышева по итогам работы Комиссии. В брифинге приня-
ли участие корреспонденты следующих средств массовой информации: НТВ, ИТАР
ТАСС, Вести-Россия (РТР), Интерфакс, РБК-ТВ, РЕН-ТВ, «Российская газета».
2 июля 2005 г. принял участие в программе «Народ и власть: вопросы и ответы»
на радио «Маяк» ВРИО руководителя Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору А.Б. Малышев.
370
В 2005 году были размещены 149 сообщений в разделе «Новости», из них 63 пресс-
релиза.
Пресс-конференции, брифинги, интервью, статьи, пресс-релизы для СМИ — тер-
риториальных органов Службы и находящихся в ее ведении федеральных государ-
ственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
В 2005 году руководители и специалисты территориальных органов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также учрежде-
ний и организаций, находящихся в ведении Службы, взаимодействовали с предста-
вителями средств массовой информации. Даны интервью и комментарии корреспон-
дентам региональных телерадиокомпаний и региональных печатных изданий.
24 июня 2005 года — в Красноярском пресс-центре агентства «Интерфакс-Сибирь»
состоялась пресс-конференция начальника Красноярского отдела инспекций ра-
диационной безопасности Сибирского межрегионального территориального окру-
га по надзору за ядерной и радиационной безопасностью А.С. Нестерова на тему
«Состояние безопасности радиационных объектов на территории Красноярского
края». На пресс-конференции присутствовали корреспонденты региональных те-
лекомпаний, радиостанций и газет.
Октябрь 2005 года — пресс-конференция ФГУ «ЦЛАТИ по Сибирскому феде-
ральному округу» по вопросам о состоянии озера Байкал, совместно с представите-
лями ЮНЕСКО и ГРИНПИС (г. Северобайкальск).
2 февраля 2005 года — Дальневосточным межрегиональным территориаль-
ным округом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью организована
пресс-конференция по проблеме потенциальной опасности РИТЭГ, затопленных в
Охотском море. Приняли участие депутат Магаданской областной Думы М.Н. Котов,
начальник Магаданского ОИРБ Скобелев Ю.В., представители четырех телекомпа-
ний и двух газет (отчеты о пресс-конференции опубликованы в газетах «Колымский
тракт» и «Вечерний Магадан»).
24 июня 2005 года — в Красноярском пресс-центре агентства «Интерфакс-Сибирь»
состоялась пресс-конференция начальника Красноярского отдела инспекций ради-
ационной безопасности А.С. Нестерова на тему «Состояние безопасности радиаци-
онных объектов на территории Красноярского края». На пресс-конференции при-
сутствовали корреспонденты региональных телекомпаний, радиостанций и газет.
20 июля 2005 года — Управление по технологическому и экологическому надзору
Ростехнадзора по Рязанской области провело пресс-конференцию на ЗАО «Рязанская
нефтеперерабатывающая компания» по факту разлива (утечки) нефтепродуктов в
районе Южного промышленного узла города Рязани. На пресс — конференции при-
сутствовали представители Фонда «Гражданин», средств массовой информации го-
рода Рязани и города Москвы (Информагентство РБК).
22 марта 2005 года — в г. Волгограде состоялась пресс-конференция руководите-
ля Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и эко-
логическому надзору И.И. Никитина и заместителя руководителя С.В. Косенковой
по теме: «Контроль качества строительных работ».
4 октября 2005 года — Управлением по технологическому и экологическому над-
зору Ростехнадзора по Республике Татарстан проведена пресс-конференция при уча-
стии информационного агентства «Татар-информ».
Руководитель управления по технологическому и экологическому надзору
Ростехнадзора по Саратовской области провел пресс-конференции с участием пред-
371
ставителей Саратовского ТВ по темам: в июне 2005 года — о работе экологического
блока Управления, в октябре 2005 года — о подготовке котельных Саратовской об-
ласти и города к работе в ОЗП 2005-2006 г.
Июль 2005 года — Управление по технологическому и экологическому надзо-
ру Ростехнадзора по Свердловской области провело пресс-конференцию по теме
«Экологическая ситуация в Свердловской области», при участии «Интерфакс-
Урал».
Март 2005 года — Управление по технологическому и экологическому надзо-
ру Ростехнадзора по Свердловской области провело пресс-конференцию по теме
«Соблюдение природоохранного законодательства при строительстве», при уча-
стии «ИТАР-ТАСС Урал».
16 августа 2005 года — Управление по технологическому и экологическому надзору
Ростехнадзора по Амурской области провело пресс-конференцию по теме «Оценка
воздействия на окружающую среду нефтепроводной системы «Восточная Сибирь —
Тихий Океан» с участием представителей газет «Амурская Правда», «Благовещенск»,
«Амурский Дилижанс», телевидения канала «ГТРК — Амур».
В течение года в Сибирское агентство новостей передавались следующие пресс-
релизы: о происшествии со скважинным прибором в ООО «КрасЭГИС», содержа-
щим радионуклидный источник; об инспекционной деятельности отдела и о коли-
честве ежегодно выявляемых нарушений за 12 лет работы; о причинах нарушений
требований по безопасности в зависимости от их характера за последние 3 года; о
разрешениях на право ведения работ в области использования атомной энергии; о
результатах инспекций в организациях, транспортирующих РВ. Информация выхо-
дила в эфир на радиостанциях «Русская волна», «Европа +», «Наше радио».
Дальневосточным межрегиональным территориальным округом по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью в 2005 году опубликованы 1 статья, 1 ин-
тервью и предоставлено 1 интервью телевизионной программе «Наш день. Сахалин-
Курилы», выпуск «Вести» (г. Южно-Сахалинск).
Донским межрегиональным территориальным округом по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью опубликована статья “«Экологи» не услышали атом-
щиков” в информационном листе Кольской атомной станции «Энергия плюс»
№47 (938).
Северо-Европейским межрегиональным территориальным округом по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью было предоставлено интервью корреспон-
денту ГТРК «Поморье» о состоянии радиационной обстановки в поднадзорных ор-
ганизациях и результаты надзорной деятельности в 2005 году.
Сибирским межрегиональным территориальным округом по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью в течение 2005 года передавались сообщения, каса-
ющиеся состояния радиационной безопасности в Красноярском крае, в Сибирское
агентство новостей. Предоставлены 2 интервью печатным СМИ.
Уральским межрегиональным территориальным округом по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью предоставлены интервью телекомпании «НТВ» и
«Ермак» о проблемах ФГУП «ПО «Маяк» (г. Озерск), а также телеканалу «Россия»
Вести-Урал» на тему: «Угроза Теченского каскада водоемов для населения и эколо-
гии Урала».
Июль 2005 года — руководитель округа Коркин В.М. предоставил интервью га-
зете «Комсомольская правда-Урал» по вопросам ядерной и радиационной безопас-
372
ности на поднадзорных УМТО по надзору за ядерной и радиационной безопаснос-
тью на объектах.
Июль 2005 года — начальник отдела по надзору за радиационной безопасностью
в народном хозяйстве Семченко Е.Л. дал интервью корреспондентам телекомпаний
«Урал» и «Ермак» по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения
в районе промбазы ГУП «Уралмонацит» (г. Красноуфимск).
Август 2005 года — руководитель округа Коркин В. М. дал интервью телекомпа-
нии «Ермак» по вопросам ядерной и радиационной безопасности на ФГУП «ПО
«Маяк» (г. Озерск) и ГУП «Уралмонацит» (г. Красноуфимск).
5 декабря 2005 года — руководитель округа Коркин В. М. дал интервью те-
лекомпании «АТН» для передачи «ТАСС-прогноз» на тему: «Наследие Берии в
Красноуфимске. Что с ним делать?».
Центральным межрегиональным территориальным округом по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью опубликована 1 статья начальника Тверского отдела
инспекций РБ Рябчиков В.Б. «Невидимый враг» в городской газете «Горожанин».
ФГУ «УВГСЧ в строительстве» и его филиалами были предоставлены статьи
изданиям «Метро-Инвест» (№ 1-2), «Строительство и бизнес» (№ 1), журналу
«Транспортная безопасность и технологии» № 4(5).
28 ноября 2005 года — интервью директора филиала ‘’ЦЛАТИ по Ульяновской об-
ласти’’ Зонова К.А. о сбросе сточных вод, содержащих нефтепродукты, в р. Сельдь
г. Ульяновска телеканалу ‘’Вести-Ульяновск’’.
22 марта 2005 года — интервью заместителя директора филиала ‘’ЦЛАТИ по
Кировской области» Клюкиной Т.А. для КГТРК «Вятка», посвященное Дню воды
по теме «Чистая вода».
19 октября 2005 года — статья директора филиала ‘’ЦЛАТИ по Ульяновской об-
ласти’’ Зонова К.А. в газете ‘’АиФ в Ульяновске’’, № 42. Название статьи: ‘’С эко-
логией порядок’’.
3 июня 2005 прямой эфир на Гостелерадио по Республике Мордовия. Ответы на
вопросы радиослушателей об экологической обстановке в Республике Мордовия-
директор филиала ‘»ЦЛАТИ по Республике Мордовия» Иванов Ю.В.
Сентябрь 2005 года — статья «Необходим лабораторный контроль» директора
филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» Титова В.А. в журнале «Хлынов-Вятка-
Киров».
25 декабря 2005 года — директор филиала ФГУ «ЦЛАТИ по Томской обла-
сти» Цехановская Н.А. приняла участие в передаче «Экологический дневник»
Государственной телерадиокомпании «Томск».
13 января 2005 года — директор филиала ФГУ — ЦЛАТИ по Томской области
Цехановская Н.А. приняла участие в передаче о состоянии окружающей среды в
Томской области Томского областного государственного радио.
Апрель 2005 года — освещение конференции «Охрана атмосферного воздуха
г. Томска» государственной телерадиокомпанией «Томск» (студия NTSC) и радио
«Эхо Москвы». Участие директора филиала ФГУ «ЦЛАТИ по Томской области»
Цехановской Н.А.
17 декабря 2005 года — статья в районной газете «Наша Жизнь» Бакчарского
района Томской области об экологическом состояние Бакчарского района Томской
области.
373
Июль 2005 года — директор филиала ФГУ-ЦЛАТИ по Красноярскому краю
Березова Л.Е. опубликовала статью «Опасность ликвидирована. Работа над ошиб-
ками продолжается» в газете «Наш край» г. Красноярск, № 28.
Май 2005 года — статья начальника межрайонного отдела филиала ФГУ-ЦЛАТИ
по Республике Бурятия Колмаковой Т.И. «Общий обзор работы Северобайкальского
отдела» в районной газете «Северный Байкал».
27 мая 2005 года — статья «Еще раз по поводу РУСАЛА» начальника Тайшетского
межрайонного отдела филиала ФГУ «ЦЛАТИ по Иркутской области» Ларина Н.П.
в районной газете «Бирюсинская новь», г. Тайшет.
Федеральное государственное учреждение «Центр лабораторного анализа и тех-
нических измерений по Уральскому федеральному округу»:
25 марта 2005 года — ФГУ «ЦЛАТИ по Уральскому федеральному округу» пре-
доставило интервью ФГУП «Курганская государственная телерадиовещательная
компания» на тему: «Проведение химико-аналитических наблюдений за состояни-
ем водных объектов в период паводка 2005 г.» (интервью и демонстрация проведе-
ния анализов в лаборатории).
10 апреля 2005 года — интервью ФГУП «Курганская государственная телерадио-
вещательная компания» на тему «Влияние автозаправочных станций на окружаю-
щую природную среду» (интервью и демонстрация проведения анализов в лабора-
тории).
15 апреля 2005 года — статья «Взгляд на загрязнение окружающей среды через
стекло кюветы» в газете «Природа Зауралья».
13 апреля 2005 года — интервью ФГУП «Курганская государственная телерадио-
вещательная компания» о выполнении предприятием «Курганская ТЭЦ» приро-
доохранного законодательства с выездом на источники загрязнения атмосферного
воздуха и замерами выбросов (интервью и замеры).
24 мая 2005 года — интервью ФГУП «Сургутская государственная телерадиове-
щательная компания» для программы «Интерновости» о деятельности по проведе-
нию химико-аналитических наблюдений за состоянием объектов окружающей при-
родной среды.
Май 2005 года — интервью телевидению «ЯМАЛ» для программы «Северный ве-
тер» на тему: «Состояние водоемов в черте г. Салехард и влияние активного градо-
строительства».
Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП ВО «Безопас-
ность»:
Январь 2005 года — интервью «Будущее за безопасным атомом» директора ФГУП
ВО «Безопасность» В.В.Козлова профессиональному журналу «ЭнергоРынок»
№ 1(14).
Октябрь 2005 года — Интервью «Регулирование мирного атома» директора ФГУП
ВО «Безопасность» В.В.Козлова профессиональному журналу «ЭнергоРынок» № 10
(23) 2005).
Октябрь 2005 года — Интервью директора ФГУП ВО «Безопасность» В.В.Козлова
немецкому изданию “Die Presse” на тему “Quality supervision in nuclear safety assur-
ance”.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Центральном федеральном округе, опубликовано 68 статей в пе-
374
чатных изданиях, вышло в телеэфир 38 видео- сюжетов, в радиоэфир — 10 передач.
Проведены 2 пресс-конференции.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Северо-западном федеральном округе, подготовлены опубли-
кованы 75 статей в печатных изданиях, вышло в телеэфир 14 видео-сюжетов, в ра-
диоэфир — 1 передача.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Южном федеральном округе, подготовлены 203 статьи в печат-
ных изданиях, вышли в телеэфир 109 видео- сюжетов, вышло в радиоэфир — 43 пе-
редачи. Проведены 3 пресс-конференции.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Приволжском федеральном округе, опубликовано 174 статьи в
печатных изданиях, вышло в телеэфир — 53 видео-сюжета, в радиоэфир — 12 пере-
дач. Проведены 2 пресс-конференции.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Уральском федеральном округе, опубликовано 43 статьи в пе-
чатных изданиях, вышло в телеэфир 16 видео-сюжетов. Проведено 2 пресс-конфе-
ренции.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Сибирском федеральном округе, опубликовано 108 статей в пе-
чатных изданиях, вышло в телеэфир 37 видео- сюжетов, вышло в радиоэфир 11 пе-
редач.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора,
расположенными в Дальневосточном федеральном округе, опубликовано 40 статей
в печатных изданиях, вышло в телеэфир 14 видео-сюжетов.
Управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора
всего подготовлена 711 публикаций в печатных изданиях, вышел в телеэфир 281 ви-
део -сюжет, в радиоэфир вышли с участием представителей УТЭН Службы — 75 пе-
редач. Проведено 7 пресс-конференций.
Работа с обращениями граждан в 2005 году.
В 2005 году в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору (далее — Ростехнадзор) всего поступило 14 993 обращения граждан,
что в 11,3 раза больше уровня 2004 года. Из них, в центральный аппарат обрати-
лись 644 человека, что в три раза больше, чем в 2004 году, соответственно в 86 тер-
риториальных органов и 17 подведомственных организаций — 14 349 человек, что в
12,9 раза больше уровня 2004 года.
Анализ статистических данных за 2005 год по работе с обращениями граждан по-
казывает рост обращений граждан в Ростехнадзор. Это связано прежде всего с тем,
что граждане, которые ранее обращались по вопросам экологического надзора в
МПР России, а энергетического надзора — в Минпромэнерго России, стали обра-
щаться в Ростехнадзор, в связи с расширением его полномочий согласно Положению
о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 401 от
30 июля 2004 года. Как показала практика работы с обращениями граждан, эколо-
гическая и энергетическая безопасность и надзор за этими сферами деятельности,
напрямую затрагивают жизненно важные интересы граждан.
375
Темы, по которым чаще всего обращались граждане — это социальные, эконо-
мические и экологические.
Социальные
В процессе Административной реформы, проводимой в Российской Федерации,
были ликвидированы органы Госэнергонадзора, с передачей своих функций вновь
созданной Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору. Работники ликвидируемых органов письменно обращались с просьбой о тру-
доустройстве в новую службу, но не всегда опыт, квалификационные требования и
возраст соискателей соответствовали требованиям Федерального закона от 27 июля
2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Поступали обращения граждан, ранее работавших в системе Ростехнадзора, в том
числе выехавших для дальнейшего проживания в другие районы страны, а также ока-
завшихся жителями СНГ. Обращения были в основном по вопросам выдачи архив-
ных справок для назначения пенсий, подтверждения доходов и периодов работы, в
том числе в местности районного коэффициента (2) для перерасчета пенсий, выда-
чи справок на приобретение товаров в кредит. Работников, проживающих и рабо-
тающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера обеспокоили
изменения в Законе Российской Федерации «О государственных гарантиях и ком-
пенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах КС…». Так упразднен-
ная статья 22 Закона, дающая право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю
работающим женщинам, обеспокоила женщин и увеличила количество их обраще-
ний к руководству Управления по Чукотскому автономному округу.
Примеры рассмотренных обращений граждан (по темам, по которым чаще все-
го обращались граждане, в т.ч. новым, принятые меры и примеры взаимодействия
при рассмотрении) изложены в приложении № 2.
Экономические
Чаще всего граждане обращались по следующим вопросам:
- законность размещения производственных объектов; нарушения при эксплуа-
тации опасных производственных объектов; несогласие с результатами расследова-
ния несчастных случаев; о несогласии с применением мер административного воз-
действия;
- о реализации планов по индивидуальному жилищному строительству (нацио-
нальный проект по доступному жилью);
- требования проверки и улучшения качества электроснабжения частного сек-
тора; нарушения договорных отношений между электроснабжающими организа-
циями и абонентами; нарушения энергоснабжающими организациями требований
Правил устройств электроустановок в части соблюдения минимально допустимых
расстояний до строений и охранных зон воздушных линий электропередачи; от-
сутствие согласований с владельцами земельных участков при прохождении линий
электропередачи через их участки; факты прокладки кабельных линий через дво-
ровые территории без согласования с жильцами; ввод в эксплуатацию новых и ре-
конструированных установок электро- и теплообеспечения (частный жилой сектор
и гаражи, реконструкция квартир); несоблюдение режимов и перебои в электро- и
теплоснабжении; просьбы определения причин повреждения изоляции электро-
проводок в жилых домах, приведших к пожарам; просьбы направить государствен-
ных инспекторов на осмотр и допуск в эксплуатацию электроустановок жилых до-
мов, квартир, гаражей, дач; перерывы в электроснабжении жилых домов деревень
376
и поселков; низкое качество электрической энергии (перепады напряжения, по-
ниженное или повышенное напряжение в сети); требования определить причины,
вызвавшие массовое повреждение бытовой техники; консультирование по вопро-
сам подключения к электроэнергии, правильности выполнения этих работ; порядок
возмещения ущерба в аварийных и после аварийных режимах; аварийное состоя-
ние электропроводки в жилых домах; самовольное подключение к электрическим
сетям; несоблюдение режимов теплоснабжения жилых домов и школ; отсутствие
отопления и горячего водоснабжения; затягивание пуска систем газоснабжения и
котельных; получение разрешений на использование электрической энергии для
отопления жилых помещений; несоблюдение охранной зоны тепловых сетей;
- факты производства строительных работ с нарушением правил безопасности
при эксплуатации подъемных сооружений; размещение грузоподъемных кранов ря-
дом с жилыми домами при строительстве; эксплуатация грузоподъемных устройств,
в том числе, пассажирских лифтов.
- нарушения при монтаже газопроводов и газоснабжении многоквартирных жи-
лых домов.
Экологические
Чаще всего граждане обращались по вопросам:
-применение природоохранного законодательства;
-нарушения гражданских прав при эксплуатации объектов природопользова-
ния; нарушения; санитарных норм и правил при размещении и строительстве объ-
ектов малой архитектуры, а также несанкционированного сноса зеленых насажде-
ний в зонах поселений;
- несанкционированное размещение отходов производства и потребления; авто-
стоянок; загрязнение атмосферного воздуха выбросами котельных и автомобиль-
ным транспортом; выбросы загрязняющих (дурнопахнущих, вредных) веществ в
атмосферный воздух от объектов хозяйственной деятельности, находящихся вбли-
зи жилой застройки;
- сжигание разного рода твёрдых бытовых отходов в контейнерах, скверах, на
производственных участках, в тепличных хозяйствах; сбросы отходов производства
и потребления в водоёмы.
Поступали жалобы жителей на строительство и размещение объектов малой ар-
хитектуры (павильоны, киоски, магазины и т.д.) на местах детских площадок, газо-
нов и скверов без согласования с жителями и заинтересованными надзорными ор-
ганами. Жители и члены дачных кооперативов обращались по фактам подтопления
частных подворий и дачных участков ливневыми и производственными стоками,
вследствие отсутствия организационных мероприятий по их отводу в имеющиеся
канализационные сети или рельеф местности.
Обращения по вопросам природоохранного законодательства, в основном, ка-
сались влияния строящихся объектов на окружающую природную среду. Эти обра-
щения вызваны, как правило, отсутствием информации о строящихся объектах в
средствах массовой информации.
Рост обращений граждан по вопросам работы грузоподъемных кранов вблизи
жилых зданий и земельных участков, принадлежащих гражданам, вызвано интен-
сификацией строительства в городах и сносом ветхого жилья.
В 2005 году в почте Ростехнадзора появились новые темы обращений граждан:
получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, объектов
энергетики и опасных производственных объектов в районах проживания;
377
нарушения требований государственной экологической экспертизы;
захламление территории, образование несанкционированных свалок и их возго-
рание; влияние выбросов предприятий на растительность в садах;
установка в квартирах приборов учета электрической и тепловой энергии;
отказ от тепло-водяного отопления и переход на обогрев квартир электроэнерги-
ей в многоэтажных жилых домах (что связано с высокой стоимостью за теплоснаб-
жение) в районах Севера;
строительство объектов без положительного заключения государственной эко-
логической экспертизы или экспертизы промышленной безопасности, без учета об-
щественного мнения граждан, чьи интересы затрагиваются в результате строитель-
ства. Чаще данные нарушения встречаются при городской и поселковой застройке,
где нет проектов детальной планировки или проектов застройки отдельных микро-
районов, имеющих положительное заключение соответствующей экспертизы.
В части технического надзора новые темы связаны с реформированием жилищ-
ного хозяйства, образованием большого количества новых эксплуатирующих орга-
низаций. Это вопросы организации эксплуатации лифтов, разграничения полномо-
чий между владельцем, обслуживающими организациями, жилищным комитетом
и администрацией местного самоуправления и, главным образом, по замене изно-
шенного и устаревшего оборудования и финансирования этих работ.
Анализ поступивших жалоб показывает, что причинами, которые вызывают об-
ращения граждан, в большинстве случаев являются:
непринятие должностными лицами предприятий и организаций достаточных мер
для решения проблемных вопросов, входящих в их компетенцию;
несвоевременное реагирование различных служб на жалобы граждан, часто ре-
агируют только после выдачи актов-предписаний контрольно-надзорных органов;
недостаточное знание правовых нормативных документов;
противоправные действия руководителей предприятий, организаций и отдель-
ных граждан;
низкая квалификация обслуживающего технического персонала;
недостаточное финансирование ремонтно-восстановительных работ;
нечеткие разъяснения тех инстанций, куда граждане обращались, неудовлетво-
ренность ответами;
отсутствие должных мер по устранению недостатков со стороны соответствую-
щих служб (ЖКХ, коммунальной энергетики, промышленных предприятий) и на
основании личных хозяйственных споров;
отсутствие технического обслуживания (капитальных ремонтов) электроустано-
вок жилых домов, садоводческих товариществ;
эксплуатация электрооборудования, отработавшего свой парковый ресурс; на-
личие и образование новых, так называемых «бесхозных» энергообъектов, от кото-
рых осуществляется электроснабжение населения (трансформаторные подстанции
10/0,4 кВ, воздушные линии напряжением 0,4-10 кВ), вследствие банкротства или
ликвидации их владельцев;
получение электроэнергии от электроснабжающих организаций, не соответству-
ющей требованиям ГОСТа (в основном по напряжению);
постоянные конфликты между гражданами и электроснабжающими организа-
циями в части систематических отключений граждан, не имеющих задолженностей
по оплате за электрическую энергию; отсутствие единой методики по определению
величины недоучтенной и похищенной электрической энергии;
378
недостаточность законодательной базы, регулирующей взаимоотношения потре-
бителей электроэнергии и энергоснабжающих организаций;
нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов жителями много-
квартирных домов;
несправедливые, с точки зрения граждан, тарифы и финансовые расчеты энер-
госнабжающих и энергосбытовых организаций;
незнание требований существующего законодательства в области охраны окру-
жающей среды отдельными юридическими и физическими лицами.
Жалобы на повышенное загрязнение атмосферного воздуха, как правило, воз-
никают в периоды неблагоприятных метеорологических условий, способствующих
накоплению вредных примесей.
По решению проблем, порождающих обращения граждан, были приняты следу-
ющие меры. Для рассмотрения и вынесения решения по наиболее сложным вопро-
сам, поднятым в обращениях граждан: создавались специальные комиссии; выда-
вались акты-предписания, предъявлялись штрафы, материалы контрольных меро-
приятий направлялись в органы прокуратуры; проводились целевые обследования,
направлялись запросы в прокуратуру для принятия мер в решении отдельных вопро-
сов, привлекались к административной ответственности должностные лица; прово-
дилось консультирование граждан по интересующим их вопросам и давались разъ-
яснения, в т.ч. на личных приемах граждан; информация об основных направлени-
ях, задачах и функциях Ростехнадзора и его территориальных органов размещалась
на веб-сайтах в Интернете; готовились пресс-релизы по вопросам экологического,
технологического и атомного надзора, справки о состоянии ядерной и радиацион-
ной безопасности на объектах использования атомной энергии, пресс конферен-
ции; информационные материалы размещались в справочниках, бюллетенях, газе-
тах, журналах, освещались по радио и телевидению; руководители и специалисты
принимали участие в различных межведомственных комиссиях, рабочих группах.
Статистические данные о работе с обращениями граждан в 2005 году
Показатели
2004 год
2005 год
2005 г. по
В процентах
(количе-
отноше-
ство)
нию к 2004
году, +,-
(всего)
Поступило писем, всего
1323
14993
+13670
в 11,3 раза больше
В том числе:
- в центральный аппарат
211
644
+433
в 3 раза больше
- в территориальные органы и подведом-
1112
14349
+13237
в 12,9 раза больше
ственные организации
- в электронном виде
18
120
+102
в 6,7 раза больше
- по социальным вопросам
3585
6946
+3361
в 1,9 раза больше
- доложено руководителям федеральных
1323
11908
+10585
в 9 раз больше
органов исполнительной власти и их заме-
стителям
Принято граждан, всего
874
9840
+8966
в 11,3 раза больше
В том числе:
379
Показатели
2004 год
2005 год
2005 г. по
В процентах
(количе-
отноше-
ство)
нию к 2004
году, +,-
(всего)
- в центральном аппарате
2
3
+1
+50
- в территориальных органах и подведом-
872
9837
+8965
в 11,3 раза больше
ственных организациях
- руководителями федеральных органов ис-
752
3715
+2963
в 4,9 раза больше
полнительной власти и их заместителями
Взято на контроль писем, всего
262
736
+474
в 2,8 раза больше
В том числе:
Переадресовано по принадлежности
2
92
+90
в 46 раз больше
Находятся на рассмотрении
49
9
-40
-81,6
Закончены рассмотрением
211
635
+424
в 3 раза больше
Результативность рассмотрения кон-
трольных писем
В том числе:
- решено положительно
56
15
-41
-
- меры приняты
38
77
+39
-
- разъяснено
93
490
+397
-
- отказано
24
53
+29
-
Кроме того:
х
- виновные привлечены к ответственно-
18
23
+5
+27,7
сти
- рассмотрено с выездом на место
42
373
+331
в 8,9 раза больше
- рассмотрено с нарушением сроков
16
37
+21
в 2,3 раза больше
Проведено заседаний коллегии и совеща-
49
158
+109
в 3,2 раза больше
ний по вопросам повышения эффектив-
ности работы с обращениями граждан
В том числе:
- в центральном аппарате
8
6
-2
-25
- в территориальных органах и подведом-
41
152
+111
в 3,7 раза больше
ственных организациях
В работе по многим жалобам принимали участие специалисты органов местно-
го самоуправления.
При регулярном проведении учебы с персоналом рассматривались вопросы ор-
ганизации работы по обращениям граждан.
Вся работа, проводимая в центральном аппарате и территориальных органах с
обращениями граждан, находится под личным контролем их руководителей.
Материалы по обращениям граждан и результаты рассмотрения анализирова-
лись руководством, учитывались при планировании и осуществлении контрольно-
профилактической деятельности, дальнейшего расширения форм взаимодействия
с общественностью и средствами массовой информации с целью информирования
населения о процессах, происходящих в сфере ведения Ростехнадзора и более пол-
ного обеспечения прав граждан на получение информации.
380
3. СВЕДЕНИЯ О ПЛАТЕЖАХ ЗА НЕГАТИВНОЕ ТЕХНОГЕННОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду явля-
ется платным.
С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря
2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» Ростехнадзор является
администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной
классификации Российской Федерации», на администраторов возложены полно-
мочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты, начислением, учетом, взысканием и принятием решений о возврате (зачете)
излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним).
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 24.08.2005 № 604 «О возложении
функций администраторов» на Управления по технологическому и экологическому
надзору Ростехнадзора по субъектам и межрегиональные управления по технологи-
ческому и экологическому надзору Ростехнадзора были возложены функции адми-
нистраторов, в том числе по плате за негативное воздействие на окружающую сре-
ду (78 Управлений Ростехнадзора, в том числе 10 межрегиональных).
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря
2002 года № 284-О плата за негативное воздействие была признана неналоговым
платежом, что вывело его из сферы действия законодательства о налогах и сборах,
в том числе, части первой Налогового кодекса Российской Федерации, регламен-
тирующей основные права и обязанности налогоплательщиков и контролирующих
органов, порядок контроля, а также порядок уплаты, зачета, возврата и взыскания
налогов и сборов.
Нормативно — правовой базой администрирования являются Федеральный за-
кон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от
24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от
04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Водный кодекс Российской
Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003
№ 344, «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих ве-
ществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих ве-
ществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов произ-
водства и потребления», постановление Правительства Российской Федерации от
28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных раз-
меров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия», постановление Правительства Российской Федерации
от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение», постановление Правительства Российской
381
Федерации от 03.08.1992 № 545 «Об утверждении порядка разработки и утвержде-
ния экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окру-
жающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размеще-
ния отходов», постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000
№ 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и вредных физических воздействий на него», постановление Правительства
Российской Федерации от 30.06.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору», приказ Министерства Финансов
Российской Федерации от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении правил указания ин-
формации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных
платежей в бюджетную систему Российской Федерации», приказ Министерства
Финансов Российской Федерации от 10.12.2004 № 114н «Об утверждении указа-
ний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»,
Определение Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002
№ 284-О и другие нормативные правовые акты.
В целях реализации возложенных на Управления Ростехнадзора функций адми-
нистраторов Ростехнадзором в 2005 году был выпущен ряд писем и приказов разъ-
ясняющего характера: письмо Ростехнадзора от 21.11.2005 АМ-17/1960 «О порядке
применения нормативов платы за размещение отходов»; письмо Ростехнадзора от
30.11.2005 № АМ-17/2023 «О льготах по плате за негативное воздействие»; письмо
Ростехнадзора от 22.07.2005 № АМ-17/1165 «О направлении акта сверки и методиче-
ских указаний по его заполнению»; письмо Ростехнадзора «О применении коэффи-
циентов к нормативам платы»; письмо Ростехнадзора от 14.11.2005 № АМ-17/1921
«Об уточнении даты вступления в силу Постановления Правительства Российской
Федерации от 01.07.2005 г. № 410»; письмо Ростехнадзора от 09.12.2005 № СС-47/76
«О порядке установления лимитов на выбросы (сбросы)»; приказ Ростехнадзора от
01.11.2005 № 806/САЭ-3-21/553@) «Об утверждении Порядка передачи органами
Федеральной налоговой службы органам Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору информации по администрированию платы
за негативное воздействие на окружающую среду и дальнейшего взаимодействия ор-
ганов Федеральной налоговой службы и органов Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору в части указанной платы по вопро-
сам проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц
перед бюджетом и инициирования процедур банкротства», приказ Ростехнадзора
от 24.11.2005 № 867 «О ведении территориальными органами Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственно-
го учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»,
приказ Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 «Об утверждении Порядка постанов-
ки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую сре-
ду в территориальных органах по технологическому и экологическому надзору
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»
и другие письма и приказы Ростехнадзора, а также большое количество разъяс-
нений по частным вопросам, проведена большая работа по обобщению практики
исчисления платы.
Также Ростехнадзором проведен ряд обучающих семинаров для сотрудников тер-
риториальных Управлений по администрированию платы за негативное воздействие
на окружающую среду.
382
Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на
2005 год» план по сбору указанной платы в федеральный бюджет (20 %) составил
2 313,5 млн. рублей (соответственно, общий объем поступлений 100% по плате в
размере 11 567,5) .
Фактические поступления денежных средств по плате за негативное воздействие
на окружающую среду в бюджетную систему в целом за 2005 год составили по данным
Федерального казначейства 13 128,5 млн. руб. (113% от установленного плана).
В рамках осуществления контроля по администрированию поступлений по пла-
те за негативное воздействие на окружающую среду для Управлений по экологиче-
скому и технологическому надзору Ростехнадзора и межрегиональных управлений
по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора установлена еже-
месячная сдача отчетности о поступлениях по плате за негативное воздействие на
окружающую среду (форма 1-ПНВ), и поступлений в федеральный бюджет (по до-
веденной Министерством финансов форме 1-БФ).
В середине 2005 года было принято постановление Правительства Российской
Федерации от 01.07.2007 № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к
Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344», кото-
рым были изменены нормативы платы по 41 загрязняющему веществу.
Были существенно снижены нормативы платы по 22 загрязняющим веществам
и повышены по 18 загрязняющим веществам.
Основные выпадающие доходы были вызваны снижением ставки за сброс в во-
дные объекты железа (все растворимые в воде формы) и снижения ставки по вы-
бросам диоксида серы.
Вследствие этого наиболее серьезные выпадающие доходы были зафиксирова-
ны в городе Москве, Московской области и городе Санкт-Петербурге (крупнейшие
водоканалы), а также в регионах, в которых расположены крупнейшие металлурги-
ческие заводы (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Челябинская
область, Мурманская область, Липецкая область.
Основные дополнительные поступления связаны с повышением ставки на вы-
брос в атмосферный воздух метана.
Наиболее высокие дополнительные поступления были обеспечены в Ханты-
Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе и других
нефтяных и газодобывающих регионах.
Отмена «Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей
природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации». (Приказ
Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 313, Министерства
финансов Российской Федерации № 143н от 22.11.2005), потребовало активизиро-
вать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, так как оказались
отменены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду,
формы и сроки предоставления отчетности.
Принят приказ Ростехнадзора от 27.01.2006 № 49 «Об установлении территориаль-
ными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», уста-
навливающий следующие сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружа-
ющую среду: по итогам четвертого квартала 2005 года — 30 января 2006 года; по итогам
первого квартала 2006 года — 20 апреля 2006 года; по итогам второго квартала 2006 года —
20 июля 2006 года; по итогам третьего квартала 2006 года - 20 октября 2006 года.
383
Была отменена уплата авансовых платежей, что значительно упрощает порядок
уплаты, сокращает число возвратов и зачетов.
Подготовлен и находится на доработке проект постановления Правительства
Российской Федерации по порядку исчисления и взимания платы за негативное
воздействие на окружающую среду.
В течение года осуществляется активная работа над законопроектом «О плате за
негативное воздействие на окружающую среду» (далее — законопроект).
Ростехнадзор решением Комиссии Правительства Российской Федерации по за-
конопроектной деятельности (протокол от 11.10.2004 № 26 Раздел 5 пункт 2) опре-
делен ответственным за подготовку данного законопроекта.
Концепция платы за негативное воздействие, одобренная на заседании
Правительства Российской Федерации 3 марта 2005 года заключается в следую-
щем:
1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к ненало-
говым обязательным платежам, взимаемым с субъектов хозяйственной и иной дея-
тельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
2. Плата взимается за:
• выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферных воздух;
• сбросы загрязняющих и иных веществ в водные объекты и на водосборные
площади;
• размещение отходов производства и потребления (за исключением радиоак-
тивных);
• за иные виды негативного воздействия на окружающую среду, определенные
Федеральным законом «Об охране окружающей среды»,
3. Плата взимается только за сверхнормативное негативное воздействие.
4. В целях внедрение новых технологий, освобождение от платы производится
только в пределах нормативов негативного воздействия, соответствующих норма-
тивам для наилучших существующих технологий.
5. Законопроект представляет собой законодательный акт прямого действия.
6. Не предусматриваются льготы для организаций социальной и культурной сфе-
ры, а также организаций, финансируемые из бюджетов различного уровня.
7. Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей
среды утверждаются методические указания (методики) по определению фактиче-
ского уровня сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размещения отходов про-
изводства и потребления.
8. Методики, используемые для определения фактического уровня воздействия
на окружающую среду, должны быть соответствующим образом аттестованы. При
этом могут быть использованы как инструментальные методы контроля, так и рас-
чет по материально-сырьевому балансу или по техническому регламенту.
9. Ставки платы и коэффициенты индексации, порядок учета плательщиков пла-
ты за негативное воздействие на окружающую среду, полномочия федеральных ор-
ганов исполнительной власти по вопросам администрирования указанной платы
устанавливаются в законе.
10. Не внесение платы в течение установленного законом срока является основа-
нием для аннулирования разрешительных документов на выбросы, сбросы загряз-
няющих веществ, размещение отходов.
384
На заседании Правительства Российской Федерации 3 марта 2005 года также
было дано поручение Ростехнадзору подготовить соответствующий законопроект
и к 1 июля 2005 года внести в Правительство Российской Федерации.
Депутатом Государственной думы В.А. Грачевым 7 июля 2005 года был внесен ана-
логичный законопроект № 216152-З (выписка из заседания Совета Государственной
Думы от 7 июня 2005 № 96).
19 сентября 2005 года законопроект был рассмотрен на заседании Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол от 19 сентября
2005 года № 28) и принято решение одобрить законопроект при условии его дора-
ботки до первого чтения (официальный отзыв от 04.10.2005 № 3153п-П12).
Письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 18.10.2005
№ П12-24174 в адрес Ростехнадзора и иных министерств и ведомств дано поручение
подготовить замечания и предложения по доработке законопроекта.
В настоящее время законопроект «О плате за негативное воздействие на окру-
жающую среду» доработан с учетом анализа правоприменительной практики и за-
ключений Правительства Российской Федерации, Главного правового управле-
ния Президента Российской Федерации, Министерства финансов Российской
Федерации, Министерства юстиций Российской Федерации, Министерства эконо-
мического развития и торговли Российской Федерации и Министерства природных
ресурсов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..