ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 23

 

 

353
что погрешность оценки критического флюенса Fкр — предельно допустимого па-
раметра радиационного старения графитовой кладки не может быть надежно опре-
делена при испытаниях образцов, облученных в исследовательских реакторах, и не-
обходимо продолжить исследования погрешности при оценке Fкр .
В рамках темы НИР «Организация и проведение аттестации программных
средств» в 2005 году продолжалась работа по экспертизе и аттестации программ-
ных средств (ПС), используемых для обоснования безопасности объектов исполь-
зования атомной энергии (ОИАЭ), через Совет по аттестации ПС, его секции, цен-
тры по организации экспертизы ПС, а также непосредственно через НТЦ ЯРБ.
В 2005 году прошли аттестацию 20 ПС по различным направлениям (нейтронная фи-
зика, теплогидравлика, прочностные расчеты, радиационная безопасность, ВАБ, и
т.д.). На 20 ПС выданы аттестационные паспорта, по 6 ПС паспорта находятся в ста-
дии оформления. Поданы заявки на аттестацию еще 41 ПС. По этим ПС организо-
вана экспертиза. Постоянно формируется информационный банк ПС, прошедших
аттестацию, в котором хранятся копии аттестационных паспортов, отчеты о вери-
фикации аттестованных ПС, материалы экспертизы ПС.
По теме НИР «Подготовка методических и справочных материалов в поддержку
лицензирования видов деятельности, связанных с утилизацией плутония оружей-
ного качества в Российской Федерации», в 2005 году обобщены подготовленные в
течение года по поручению руководства 6 Управления Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору методические и справочные ма-
териалы в рамках научного обеспечения лицензирования видов деятельности, свя-
занных с утилизацией плутония оружейного качества в Российской Федерации. В
отчете приведены справочные данные по основным радиационно-физическим ха-
рактеристикам изотопов плутония, его химическим свойствам, по поведению со-
единений плутония в химических реакциях, используемых в принятых технологи-
ях утилизации плутония (конверсии и изготовления МОКС-топлива), описана про-
мышленная технология изготовления МОКС-топлива, принятая в типовом проекте
франко-германского консорциума DCS и предполагаемая для реализации в США (в
г.Шарлотт, Саванна-Ривер) и в России (г. Северск, СХК) в рамках Программы ути-
лизации избыточного плутония оружейного качества. Рассмотрены особенности ли-
цензирования безопасности деятельности на объектах ОЯТЦ. В 2005 году подготов-
лен общий сетевой график полного разрешительного процесса, связанного с видами
деятельности по производству МОКС-топлива, включающий в себя все отдельные
этапы процесса лицензирования, которые должны быть выполнены структурны-
ми подразделениями Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору за весь период реализации Программы (до 2020 года).
Работа по поручениям Центрального аппарата выполнялась в рамках темы
“Научная поддержка оперативной работы Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по обеспечению регулирующей деятельно-
сти”. Ежеквартально представлялись технические справки о выполнении работ по
поручениям. Всего за 2005 год выполнено 169 поручений Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору. Тематика поручений охва-
тывала вопросы, связанные с федеральными законами «О техническом регулиро-
вании» и «Об использовании атомной энергии», с проектами федеральных законов
«Об обращении с радиоактивными отходами», «Об общих требованиях пожарной
безопасности», «Об обеспечении единства измерений», «О социальной поддержке
354
граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осущест-
вляющим деятельность с источниками ионизирующего излучения»; с рассмотрени-
ем технического регламента «О безопасности эксплуатации и утилизации машин и
оборудования»; Планом мероприятий по реализации основ государственной поли-
тики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ до 2010 года.
В рамках поручений выполнены внеплановые отчеты: «Правовой анализ законода-
тельства Российской Федерации в части регулирования ответственности эксперта»,
«Проведение заводских испытаний на полигоне ВНИИАЭС, установка, тестирова-
ние и приемо-сдаточные испытания аналитического тренажера ВВЭР-440 на тер-
ритории НТЦ ЯРБ», «Организация связи по информационному обмену данными
между НТЦ ЯРБ и информационно-аналитическим центром Ростехнадзора».
Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России»
на 2000-2006 годы.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
является государственным заказчиком работ по федеральной целевой программе
«Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006» по подпрограмме 19
«Разработка критериев и принципов ядерной безопасности и радиационной безо-
пасности (технические аспекты) и подпрограмме 20 «Разработка критериев и прин-
ципов радиационной безопасности (санитарно-гигиенические аспекты)».
В ходе реализации подпрограмм 19 и 20 федеральной целевой программы «Ядерная
и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы» в 2005 году было выпол-
нено:
продолжена работа по введению в полнотекстовую базу данных документов по
ядерной и радиационной безопасности, утвержденных в I-IV кварталах 2005 г.;
разработан проект окончательной редакции федеральных норм и правил «Правила
оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрика-
тов, применяемых на объектах использования атомной энергии» (опубликован в
2005 г.);
разработан проект окончательной редакции федеральных норм и правил «Правила
отнесения ядерных материалов к радиоактивным отходам» (для рассмотрения на за-
седании Рабочей комиссии по НД Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору);
разработан проект окончательной редакции федеральных норм и правил
«Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации послед-
ствий радиационных аварий при транспортировании ядерных материалов и радио-
активных веществ» (для направления на заключение в Росатом перед опубликова-
нием проекта);
разработан проект окончательной редакции руководства по безопасности «Состав
и содержание отчета о состоянии радиационной безопасности на радиационно-опас-
ных объектах» (для утверждения в Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору);
разработан проект окончательной редакции руководства по безопасности «Состав
и содержание отчета по обоснованию безопасности пунктов временного хранению
радиоактивных отходов, образующихся при добыче, переработке и использовании
полезных ископаемых» (для утверждения в Федеральной службе по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору);
355
разработана вторая редакция методических указаний «Критерии принятия реше-
ний при планируемом изменении технологии на предприятии ядерного топливного
цикла, его реконструкции и перепрофилировании, использовании сырья с худши-
ми радиационными характеристиками»;
разработана вторая редакция методических указаний «Установление класса ра-
бот при обращении с открытыми источниками излучения»;
разработана окончательная редакция методических указаний «Прогноз доз об-
лучения населения радионуклидами йода, цезия и стронция при их попадании в
окружающую среду»;
разработана окончательная редакция методических указаний «Организация мо-
ниторинга радиоактивного йода в случае крупномасштабной аварии».
Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрез-
вычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации
до 2005 года».
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру является государственным заказчиком работ по федеральной целевой програм-
ме «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природ-
ного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» по разделу
«Разработка и внедрение комплекса программно-технических средств мониторин-
га и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на ядерно- и радиационно-опасных
объектах».
В рамках программы были выполнены два отчета о НИР: «Анализ состояния си-
стемы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС) на ядерно- и
радиационно-опасных объектах» и «Методика мониторинга и прогнозирования чрез-
вычайных ситуаций (ЧС) на ядерно- и радиационно-опасных объектах (проект)».
Научно-исследовательские работы, проводимые в рамках договоров на выполне-
ние НИОКР и возмездное оказание услуг.
В 2005 году по договорам выполнялись следующие работы:
А. Разработка нормативных документов или исследований для их разработки
- Федеральные нормы и правила». «Правила ядерной безопасности объектов ядер-
ного топливного цикла». Документ в 2005 году утвержден Ростехнадзором.
- Разработка обоснования и корректировка п.7.6.3 ПНАЭ Г-7-008-89 для сниже-
ния периодичности контроля механических свойств трубопроводов АЭС.
- Проект федеральных норм и правил «Требования к программе обеспечения ка-
чества для плавучих атомных станций».
- Справочный материал по расчету гидродинамических и тепловых характери-
стик элементов оборудования ядерных энергетических установок.
- Материалы к разработке системы нормативных правовых актов РФ в области
использования атомной энергии.
Б. Научные исследования
- Анализ и отбор экспериментальных данных для верификации и аттестации ком-
плекса программных средств для расчета флюенса быстрых нейтронов на корпусах
реакторов типа ВВЭР-440. Отчет о НИР.
- Долгосрочный прогноз воздействия радиоактивного загрязнения территории
ГП «Московский завод полиметаллов» на окружающую среду и население. Отчет о
НИР.
356
- Завершение разработки ВАБ-2 5 блока НВАЭС. Отчет о НИР.
- Измерение скоростей реакций деления трековыми детекторами в макете кор-
пуса реактора ВВЭР-1000 на реакторе LR-0. Отчет о НИР.
- Участие в разработке, экспертизе и согласовании РД по расчетному обоснова-
нию унифицированных эксплуатационных пределов и пределов безопасной эксплу-
атации по радиационным параметрам для физических барьеров. Отчет о НИР.
- Обоснование классификации донных отложений брызгальных бассейнов
Балаковской АЭС по радиационному фактору и подготовка предложений по их за-
хоронению. Отчет о НИР.
- Анализ методической и обосновывающей документации по ПСС элементов РУ
блока № 1 Курской АЭС. Отчет о НИР.
- Проведение анализа и обобщение результатов расчетов ТК-6, ТК-10, ТУ-11,
ТК-13, выполненных двумя организациями. Подготовка заключений по расчетно-
му обоснованию прочности ТУК. Отчет о НИР.
- Разработка отчета по оценке вопросов безопасности реакторной установки
СВБР-75/100. Отчет о НИР.
- Выполнение условий действия лицензий на эксплуатацию. Оценка методоло-
гии разработки СОАИ для 3-го энергоблока Смоленской АЭС. Отчет о НИР.
- Поставка полнотекстовой базы данных по нормативным документам «RIS», с
последующим ее ежеквартальным обновлением в течении 2005 года. Отчет о НИР.
- Совершенствование водно-химического режима. Анализ требований к нормам
качества воды КМПЦ, воды контура СУЗ, питательной воды, конденсата и к допу-
стимым отклонениям от их нормируемых значений; организации ВХР КМПЦ, КПТ,
воды бассейна выдержки, к средствам обеспечения ВХР, устанавливаемых в СТП
ЭО 0005-01. Отчет о НИР.
- Проведение исследований по оценке безопасности приповерхностных храни-
лищ твердых радиоактивных отходов НПК ГУП МосНПО «Радон». Отчет о НИР.
В. Экспертиза безопасности в рамках лицензионной деятельности Ростехнад-
зора
- Расчетные и экспериментальные оценки безопасности энергоблока № 3
Калининской АЭС при его эксплуатации в связи с корректировкой ТОБ в части
АСУ ТП, выполняемые на основе анализа проектной и эксплуатационной докумен-
тации, представленной концерном «Росэнергоатом» в Ростехнадзор в рамках про-
цедуры лицензирования.
- Расчетные и экспериментальные оценки безопасности энергоблоков АЭС, вы-
полняемые на основе анализа проектной и эксплуатационной документации.
- Расчетные и экспериментальные оценки безопасности энергоблока № 1
Нововоронежской АЭС-2 при его сооружении, выполняемые на основе анализа про-
ектной документации, представленной концерном «Росэнергоатом» в Ростехнадзор
в рамках процедуры лицензирования.
Результаты научно-исследовательских работ по международному сотрудниче-
ству.
В 2005 году НТЦ ЯРБ осуществлял международное сотрудничество в соответ-
ствии с планом международного сотрудничества Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору, ПНТД, международными соглаше-
ниями и контрактами.
357
Основной областью сотрудничества в 2005 г. традиционно являлось совершен-
ствование методов и практики регулирования безопасности объектов использования
атомной энергии (ОИАЭ) в части задач, порученных НТЦ ЯРБ, по организации раз-
работки нормативных документов, организации и выполнению экспертиз безопас-
ности ОИАЭ, проведению НИР в обоснование принципов и критериев ядерной и
радиационной безопасности, повышению квалификации сотрудников НТЦ ЯРБ.
Партнерами, с которыми осуществлялось в 2005 году международное взаимодей-
ствие НТЦ ЯРБ, являлись Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ),
Организация международного сотрудничества и развития (OECD), организации
США, организации стран Западной Европы, организации стран Центральной и
Восточной Европы, организации стран ближнего зарубежья.
Специалисты НТЦ ЯРБ приняли участие в международных конференциях, сове-
щаниях, семинарах, рабочих встречах и технических визитах за рубежом и в России,
в выполнении работ по НИР по международным программам и проектам.
В рамках международного сотрудничества в 2005 году получены следующие ре-
зультаты:
1. По проекту ТАСИС RF/RA/06 «Организационная поддержка в развитии по-
тенциала Ростехнадзора в области регулирования ядерной и радиационной безо-
пасности с использованием принципов и практических подходов органов регули-
рования стран Западной Европы» проведены семинары и подготовлены отчеты по
трем задачам:
модификация концепции регулирования в области использования атомной энер-
гии при переходе на технические регламенты;
менеджмент безопасности и качества на энергоблоках АЭС;
методическая поддержка в разработке концепции регулирования ядерной и ра-
диационной безопасности и необходимой дополнительной документации в соответ-
ствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании».
2. По проекту ТАСИС R3.02/00 (RF/TS/36) «Поддержка лицензионной деятель-
ности Ростехнадзора при обращении с радиоактивными отходами, образующими-
ся в процессе вывода из эксплуатации ядерных энергетических установок судов и
иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками в севе-
ро-западном регионе России» подготовлены отчеты о НИР.
3. По проекту ТАСИС R3.03/01 (RF/TS/39) «Процедура лицензирования и тре-
бования безопасности при обращении с НАО и САО в Российской Федерации, ме-
тодология и поддержка деятельности регулирующего органа в проведении лицензи-
рования существующих в России приповерхностных хранилищ РАО» подготовлены
отчеты и проведены встречи по четырем задачам, подготовлено 7 документов.
4. По программе сотрудничества с Министерством энергетики США (DOE), в
рамках Соглашения между Battelle Memorial Institute Pacific Northwest Laboratory
(PNNL) и Ростехнадзором по вопросу формирования нормативной базы для обес-
печения безопасности при утилизации оружейного плутония, признанного избыточ-
ным для военных программ, проводились работы по подготовке нормативного доку-
мента «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного
цикла» к утверждению и по оказанию поддержки при подготовке и утверждении фе-
деральных норм и правил. В 2005 году выполнены работы по подготовке к утверж-
дению трех проектов федеральных норм и правил в области использования атом-
ной энергии (Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и тру-
358
бопроводов объектов ядерного топливного цикла, Правила ядерной безопасности
для объектов ядерного топливного цикла и Общие положения обеспечения безопас-
ности объектов ядерного топливного цикла).
5. По совместному проекту Федерального инспектората по ядерной безопасно-
сти Швейцарии (HSK) и НТЦ ЯРБ СВИСРУС-3 по передаче методологии веро-
ятностного анализа безопасности на примере энергоблока №5 Нововоронежской
АЭС в 2005 году выпущен отчет «ВАБ блока 5 НВАЭС для пониженной мощности
и остановленного блока для внешних исходных событий», подготовлен проект от-
чета «ВАБ блока 5 НВАЭС для пониженной мощности и остановленного блока для
внутренних исходных событий», подготовлен отчет «Направления использования
результатов анализа риска в регулирующей деятельности по обеспечению безопас-
ности АС»
6. По двухстороннему сотрудничеству НТЦ ЯРБ с GRS (Германия) в рамках про-
граммы Министерства природных ресурсов, охраны окружающей среды и безопас-
ности атомных реакторов ФРГ (BMU) в 2005 году подготовлены отчеты о НИР по
трем договорам.: UA 2577 «Анализ переходных процессов с использованием анали-
тического симулятора для ВВЭР-1000/338, разработанного на основе кода ATHLET»,
UA 2550 «Оценка повышения безопасности блоков 1 и 2 Кольской АЭС» и UA 2561
«Продолжение углубленного анализа работы системы локализации аварий АЭС с
ВВЭР-440/В-230, оборудованной струйно-вихревым конденсатором».
7. При сотрудничестве НТЦ ЯРБ с Исследовательским центром Россендорф (FZR)
Германии получены новые материалы по нейтронной дозиметрии корпуса реакто-
ра, опорных конструкций и внутрикорпусных устройств ВВЭР для целей оценки их
эксплуатационного ресурса.
8. В рамках сотрудничества с IRSN (Франция) выполнялись работы по догово-
ру DA 56186/СА- 31002192 «Анализ российских нормативных документов, регла-
ментирующих безопасность нереакторных ядерных установок». Подготовлен отчет
«Краткий анализ состояния обращения с радиоактивными отходами на предприя-
тиях ядерного топливного цикла в Российской Федерации».
В 2005 году было продолжено сотрудничество с Институтом ядерных исследова-
ний Чехии (ИЯИ) по проблеме обеспечения и оценки безопасности корпусов ре-
акторов ВВЭР при продлении их эксплуатации, а также для корпусов новых АЭС,
в рамках постоянно действующей международной рабочей группы по реакторной
дозиметрии ВВЭР.
2.7.2. Научно-исследовательские работы в области промышленной безопасности
А. Научно-исследовательские работы ФГУП НТЦ «Промышленная безопас-
ность».
Основной задачей научных исследований ФГУП «НТЦ «Промышленная безопас-
ность» (далее НТЦ ПБ) в 2005 году являлась научная поддержка регулирующей, кон-
трольной и надзорной деятельности Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору в рамках выполнения мероприятий Программы
разработки технических регламентов на 2004-2006 гг., утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 №1421-р, Плана научно-иссле-
довательских и научно-технических работ НТЦ ПБ на 2005 год (далее План НИР и
НТР НТЦ ПБ) и выполнения работ по поручениям Службы.
359
НТЦ ПБ в 2005 году в рамках Программы разработки технических регламентов на
2004-2006гг., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 06.11.2004 № 1421-р, по договорам о предоставлении субвенций с Министерством
промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России)
проводилась разработка и сопровождение 10 технических регламентов:
«О безопасности процессов производства, применения, хранения, перевозки, ре-
ализации и утилизации токсичных и высокотоксичных веществ»;
«О безопасности горючих, окисляющих и воспламеняющихся веществ, процессов
их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации»;
«О безопасности магистрального трубопроводного транспорта внутрипромысло-
вых и местных распределительных трубопроводов»;
«О безопасности устройств и систем, использующих водород»;
«О безопасности лифтов»;
«О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением свы-
ше 0,07 МПа или при температуре нагрева воды свыше 115°С»;
«О безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хра-
нения нефти и газа»;
«О безопасности производственных процессов добычи, обогащения и переработ-
ки полезных ископаемых».
Кроме того, НТЦ ПБ в 2005 году являлся соисполнителем разработки проектов
следующих технических регламентов:
«О безопасности производственных процессов нефтехимической промышлен-
ности»;
«О безопасности производственных процессов и систем газоснабжения».
«О безопасности химических производств»;
«О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его экс-
плуатации».
В соответствии с техническими заданиями по выполнению договоров-субвенций
на разработку технических регламентов были выполнены работы по разработке струк-
туры и концепции проектов технических регламентов; подбору перечня нормативных
документов, содержащих требования безопасности, которые должны учитываться в
разрабатываемых технических регламентах; подготовке уведомлений о начале разра-
ботки технических регламентов и об их завершении; разработке редакций проектов
технических регламентов; разработке обоснований необходимости принятия техни-
ческих регламентов; финансово-экономическому обоснованию технических регла-
ментов, разработке пояснительной записки к техническим регламентам.
При выполнении работ по разработке проектов технических регламентов стави-
лись 2 основные задачи: соблюдение требований Федерального закона «О техниче-
ском регулировании» и включение исчерпывающих требований безопасности для
объектов технического регулирования.
Все проекты специальных технических регламентов разработаны с учетом правил
юридической техники и базируются на законодательстве Российской Федерации,
международных и отечественных нормативных актах, устанавливающих требования
безопасности к объектам технического регулирования.
По плану НИР и НТР НТЦ ПБ на 2005 год проводились 23 работы по 10 темам:
совершенствование правового и нормативного обеспечения;
360
научно-методическое сопровождение разработки и внедрения систем управле-
ния промышленной безопасностью;
научно-методическое сопровождение совершенствования надзорной деятельно-
сти Ростехнадзора;
создание и развитие Системы экспертизы и аккредитации;
научно-методическое обеспечение неразрушающего контроля;
научно-методическое обеспечение и проведение анализа риска, мониторинг де-
кларирования;
разработка методов экономического регулирования;
научно-методическое обеспечение подготовки и аттестации руководителей и
специалистов;
информатизация деятельности Ростехнадзора;
научная поддержка оперативной работы Ростехнадзора.
В рамках темы «Совершенствование правового и нормативного обеспечения» вы-
полнялось 11 работ. Задача данной НИР заключалась в организации, мониторинге
и своевременной актуализации нормативных правовых актов и методических доку-
ментов в сфере деятельности Ростехнадзора, а также, при необходимости, в обла-
сти промышленной безопасности и технического регулирования. По данной теме в
2005 году проведена разработка ряда проектов актов законодательства с целью со-
вершенствования законодательства Российской Федерации, касающегося вопросов,
отнесенных к сфере деятельности Ростехнадзора. В течение 2005 года были разрабо-
таны предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О техническом
регулировании», разработаны проекты Федерального закона «О внесении измене-
ний и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и
Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях». С целью обеспечения непро-
тиворечивости законодательства Российской Федерации, касающегося вопросов, от-
несенных к сфере деятельности Ростехнадзора или близких к этой сфере, был про-
веден анализ разработанных проектов актов законодательства и осуществлена под-
готовка отзывов на эти проекты. Так, в разрезе данной задачи, за отчетный период
были рассмотрены проекты федеральных законов «О гражданской обороне», «Об
обеспечении единства измерений», «О внесении изменений в Федеральный закон
«О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внесении изменений в
Федеральный закон «О техническом регулировании» и даны соответствующие за-
мечания и предложения. Кроме того, проводился мониторинг нормативных доку-
ментов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора (технологический и эко-
логический надзор) с целью обеспечения пользователей, к числу которых относят-
ся и должностные лица Ростехнадзора, библиографической информацией по этим
документам. Было продолжено формирование и ведение библиографической базы
данных нормативных документов Ростехнадзора. В течение 2005 года собиралась и
анализировалась вся имеющаяся информация о нормативных документах, утверж-
денных, введенных в действие или отмененных Ростехнадзором. В этот период были
утверждены или вступили в силу 8 нормативных документов, отменено 6 норма-
тивных документов. В соответствии с Планом информационного обеспечения де-
ятельности Ростехнадзора информация о документах Ростехнадзора ежекварталь-
но направлялась по электронной почте в территориальные органы и подразделения
361
центрального аппарата Ростехнадзора. В 2005 году были внесены, в соответствии с
изменениями в нормативной правовой базе в области промышленной безопасно-
сти и в смежных областях, правки в Терминологический словарь по промышленной
безопасности. В результате анализа 260 нормативных документов (федеральных за-
конов, нормативных правовых актов, государственных стандартов, общероссий-
ских классификаторов) в словарь было добавлено около 3800 новых словарных ста-
тей (около 80% общего количества словарных статей первого издания).
По теме «Научно-методическое сопровождение разработки и внедрения си-
стем управления промышленной безопасностью» выполнена разработка проекта
Руководства по проведению анализа функционирования систем управления про-
мышленной безопасностью (СУПБ) в организациях, эксплуатирующих опасные
производственные объекты. Исследования проводились с целью создания норма-
тивной базы, полностью охватывающей все этапы создания и внедрения СУПБ в
организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты. В проект
Руководства опосредованно включены некоторые принципы проведения различ-
ных видов анализа СУПБ, например, структурного, функционального и информа-
ционного. Основное внимание при этом было сконцентрировано на особенностях
анализа организационных систем управления, так как именно к этому классу отно-
сятся системы управления промышленной безопасностью. Данный проект содер-
жит рекомендации по проведению анализа, определению уровней управления, на
которых следует его проводить, а также требования к содержанию отчетных доку-
ментов, составляемых по результатам анализа. Руководство по проведению анализа
функционирования систем управления промышленной безопасностью в организа-
циях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, носило до настояще-
го времени рекомендательный, методологический характер и содержало рамочные
требования, которые каждая организация, проводящая анализ функционирования
собственной СУПБ, выполняла подходящим ей способом. Разработанный проект
Руководства должен быть включен в систему нормативных документов, регламенти-
рующих все этапы «жизненного цикла» СУПБ, такие как создание, внедрение, обес-
печение функционирования, контроль, оценка эффективности деятельности СУПБ
и т.д. Результаты проведенного анализа функционирования СУПБ и разработанные
рекомендации позволят руководству организации, эксплуатирующей опасные про-
изводственные объекты, обоснованно принимать решения по осуществлению кор-
ректирующих и предупреждающих мероприятий, а также позволят осуществлять
непрерывное совершенствование СУПБ.
При выполнении работы по теме «Научно-методическое сопровождение совер-
шенствования надзорной деятельности Ростехнадзора» был проведен анализ основ-
ных принципов осуществления Федеральной службой по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору всех видов экологического, технологического и
атомного надзора. Рассмотрена деятельность Федерального горного и промыш-
ленного надзора России, Федерального надзора России по ядерной и радиацион-
ной безопасности, Государственной службы контроля в сфере природопользова-
ния и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской
Федерации (Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользо-
вания) и Государственного энергетического надзора Министерства топлива и энер-
гетики Российской Федерации. В отчете о НИР описаны структуры надзорных ор-
ганов, особенности их территориальных органов, рассмотрены задачи и функции
362
этих органов, области, на которые распространялась их деятельность, лицензиру-
емые виды деятельности, штрафные санкции, применяемые надзорными органа-
ми к нарушителям требований и основные законы, которыми в своей деятельности
руководствовались данные органы. По результатам работы сделан вывод о том, что
используемые и рекомендованные методы осуществления надзорной деятельности
позволяют решать задачи, стоящие перед Федеральной службой по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору в областях пересечения надзорных функ-
ций, на единой системной основе.
В рамках темы «Создание и развитие Системы экспертизы и аккредитации» вы-
полнены 3 работы в целях обеспечения функционирования Системы экспертизы и
аккредитации в области промышленной безопасности (САПБ). Задачами данных
работ явились организация, мониторинг и анализ функционирования САПБ, ак-
туализация существующих и разработка новых нормативных методических доку-
ментов, регламентирующих функционирование данной Системы, а также разра-
ботка перспективных направлений ее развития. В рамках НИР проведена работа по
международному признанию САПБ. В соответствии с контрактом между НТЦ ПБ и
Европейским сотрудничеством по аккредитации (ЕА) в ноябре 2005 года выполне-
на предварительная оценка САПБ и НТЦ ПБ в качестве Координирующего органа
САПБ группой представителей ЕА. В основном деятельность в данном направле-
нии была оценена положительно, а в кратком отчете указаны выявленные несоот-
ветствия, рекомендации и замечания, которые необходимо устранить, для обеспе-
чения перехода к полной оценке САПБ. Кроме того, контракт с ЕА позволяет обме-
ниваться информацией о различных мероприятиях, проводимых ЕА. Представители
НТЦ ПБ приняли участие в 15-ой и 16-ой генеральных ассамблеях ЕА (в г. Хельсинки
и г. Риме соответственно), а также в семинарах, посвященных требованиям между-
народного стандарта ISO 17011 «Общие требования к Органам аккредитации, осу-
ществляющим аккредитацию органов оценки соответствия» (г. Прага, г. Осло). По
окончании семинаров участники получили сертификаты оценщиков ЕА. Участие в
деятельности САПБ научной общественности повышает ее эффективность. На за-
седании рабочей группы при Президенте Российской академии наук по проблемам
анализа риска отмечена актуальность взаимодействия Российской академии наук
и Ростехнадзора. В результате сформирован новый состав Наблюдательного сове-
та, который вырабатывает и реализует единую техническую политику при проведе-
нии работ по аккредитации и оценке соответствия в области промышленной безо-
пасности, что следуют рассматривать как новое качественное изменение в деятель-
ности САПБ. В последующем, с целью сбалансированного представительства всех
заинтересованных в результатах аккредитации в области промышленной безопас-
ности сторон, в состав Наблюдательного совета САПБ дополнительно будут вве-
дены представители Российского союза промышленников и предпринимателей и
Торгово-промышленной палаты России, а также организаций, выражающих инте-
ресы потребителей услуг по экспертизе и аккредитации в области промышленной
безопасности. В течение 2005 года в разрезе данной тематики НИР были разработа-
ны проекты документов: «Регламент процедуры аккредитации», «Условия использо-
вания марок аккредитации». В целях приведения документов САПБ в соответствие
с требованиями международных стандартов серии ISO 17000, а также устранения
ошибок и недоработок в 2005 году были актуализированы и доработаны докумен-
ты и стандарты Координирующего органа (СТО), а также Руководство по качеству
363
Координирующего органа. Кроме того, в рамках данной НИР разработаны пред-
ложения по включению в действующую САПБ процедур оценки соответствия вне-
дряемых и функционирующих систем управления промышленной безопасностью в
организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты. При разра-
ботке предложений были использованы результаты проведенного анализа между-
народного опыта аккредитации органов оценки соответствия различных систем ме-
неджмента в ЕА. Сформулированные предложения также основываются на резуль-
татах анализа международных стандартов, формулирующих требования к органам
оценки соответствия различных систем менеджмента и непосредственно к проце-
дуре аккредитации. Предложения включают в себя план по разработке нескольких
документов, а также по созданию и запуску механизма оценки соответствия систем
управления промышленной безопасностью.
Основной целью выполнения темы «Научно-методическое обеспечение нераз-
рушающего контроля» являлось обеспечение функционирования Системы неразру-
шающего контроля, которая была создана как один из инструментов, позволяющих
поддерживать необходимый уровень промышленной безопасности на опасных про-
изводственных объектах. Одним из его элементов, дающих возможность осущест-
влять меры по обеспечению промышленной безопасности опасных производствен-
ных объектов, являются нормативные и методические документы, в соответствии с
которыми и осуществляется неразрушающий контроль. В 2005 году был разработан
проект методического документа по ультразвуковому контролю стыковых кольце-
вых сварных соединений стальных и полиэтиленовых газопроводов. Разработанная
методика основывается на следующих положениях:
выявление дефектов в рабочем сечении сварного шва;
выявление дефектов сварного шва без определения глубины их залегания;
проведение контроля сварного шва на двух уровнях чувствительности — поис-
ковой и браковочной;
использование на браковочной чувствительности двух принципиальных критери-
ев: «длина (условная протяженность) выявленного дефекта не больше максимально
допустимого значения» или «длина (условная протяженность) выявленного дефек-
та превышает максимально допустимое значение». При этом амплитудный признак
(превышение поискового уровня чувствительности) является лишь основанием для
измерения условной протяженности дефекта.
Данный документ устанавливает порядок подготовки к проведению и проведе-
ние ультразвукового контроля стыковых сварных соединений стальных и полиэти-
леновых газопроводов следующих типоразмеров:
сварные соединения газопроводов диаметром от 10 до 529 мм с толщиной стенки
от 2 до 9 мм из сталей перлитного, мартенситно-ферритного и аустенитного клас-
сов, выполненных дуговой сваркой плавлением;
сварные соединения газопроводов диаметром от 60 до 315 мм с толщиной стен-
ки от 5 до 31 мм из полиэтилена, выполненных ручной или автоматической свар-
кой нагретым инструментом.
Кроме того, указанный документ содержит конкретные требования и методиче-
ские решения:
общие положения по ультразвуковому контролю газопроводов;
требования к квалификации персонала;
требования к средствам ультразвукового контроля;
364
требования к подготовительным работам;
технологию ультразвукового контроля сварных соединений газопроводов;
оценку качества сварных соединений по результатам ультразвукового контроля;
требования к оформлению результатов ультразвукового контроля;
требования по безопасности при проведении контроля.
В рамках темы «Научно-методическое обеспечение и проведение анализа риска,
мониторинг декларирования» проведено 2 работы, основной целью которых являлся
анализ практики декларирования промышленной безопасности, оценка соответствия
деклараций промышленной безопасности требованиям руководящих документов в
области декларирования, а также анализ применяемых в практике декларирования
промышленной безопасности методов оценки риска аварий на опасных производ-
ственных объектах с выдачей рекомендаций по совершенствованию научно-мето-
дического обеспечения декларирования промышленной безопасности. В результате
проведенного анализа практики декларирования промышленной безопасности вы-
явлены основные проблемы декларирования и даны предложения по повышению
эффективности декларирования. Проведено обобщение и анализ опасностей и ри-
ска крупных аварий на опасных производственных объектах на основе деклараций
промышленной безопасности, оценены обобщенные показатели риска крупных
аварий на опасных производственных объектах. Кроме того, на основе выборочно-
го анализа деклараций промышленной безопасности определены опасные произ-
водственные объекты с наибольшим риском аварии: объекты нефтепереработки и
нефтехимии, объекты магистральных нефтепроводов, резервуарные парки и нефте-
базы, объекты производства аммиака, азотосодержащих продуктов и минеральных
удобрений и станции газонаполнительные. При проведении анализа применяемых
разработчиками методов оценки риска, выявлены основные проблемы декларирова-
ния в этой области и сделаны выводы о том, что процедура декларирования обеспе-
чена достаточным количеством специальных методов и методик для оценки риска
аварий на опасных производственных объектах; зачастую наблюдается неадекват-
ное и необоснованное использование разработчиками деклараций промышленной
безопасности имеющегося методического аппарата анализа опасностей, а именно:
применяется буквальное «управление риском», манипуляция исходными данными
методик, используются надуманные критерии приемлемого риска; не выделяются
наиболее опасные составляющие, не предлагаются обоснованные меры безопасно-
сти; необоснованно исключаются из рассмотрения характерные сценарии аварий
(факельное горение, рассеяние топливно-воздушных смесей), неправильно рас-
считываются количества веществ, участвующих в аварии и создании поражающих
факторов; основными методами оценки риска, используемыми разработчиками де-
клараций опасных производственных объектов, являются (в порядке убывания ча-
стоты использования): количественная оценка риска, «деревья событий», «деревья
отказов». Методы качественного анализа разработчиками деклараций промышлен-
ной безопасности практически не используются. Приоритет использования коли-
чественных методов при оценке риска определяется, главным образом, сложностью
декларируемых опасных производственных объектов.
В рамках НИР по теме «Научно-методическое обеспечение подготовки и атте-
стации в области промышленной безопасности» в 2005 году выполнено 3 работы,
цель которых заключалась в обеспечении качества проведения аттестации руково-
дителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области про-
365
мышленной безопасности. Для дополнительной подготовки к аттестации в режиме
самоконтроля знаний, полученных в рамках лекционного курса, разработана и вне-
дрена легко тиражируемая Система самоконтроля по курсу «Промышленная безо-
пасность». Этот программный продукт содержит совокупность вопросов с набором
альтернативных ответов, разделенных по темам изучаемого курса. Система само-
контроля предназначена для работы непосредственно с компакт-диска и не требу-
ет установки на жесткий диск компьютера. С помощью данной системы возможна
имитация проведения аттестации в определенной области деятельности. В насто-
ящее время подготовлены и активно используются компакт диски: «Основы про-
мышленной безопасности»; «Подъемные сооружения»; «Грузоподъемные краны»;
«Газовое хозяйство»; «Нефтяная и газовая промышленность»; «Трубопроводы пара
и горячей воды»; «Сосуды, работающие под давлением»; «Паровые и водогрейные
котлы»; «Подъемные сооружения»; «Лифты». Кроме того, в 2005 году разработаны
вопросы для тестирования руководителей и специалистов организаций, эксплуати-
рующих взрывоопасные производственные объекты химической, нефтехимической
и нефтеперерабатывающей промышленности, а также хранения и переработки рас-
тительного сырья. Вопросы по теме «Химическая, нефтехимическая и нефтеперера-
батывающая промышленности» разбиты на блоки, соответствующие номенклатуре
объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленно-
сти и учитывающие специфику требований безопасности для различных объектов,
по разделам: эксплуатация объектов химии и нефтехимии; эксплуатация объектов
нефтепереработки; эксплуатация производства минеральных удобрений; эксплуа-
тация аммиачных холодильных установок; эксплуатация объектов, использующих
хлор; эксплуатация объектов, использующих неорганические кислоты и щелочи; экс-
плуатация лакокрасочных производств. Вопросы по теме «Хранение и переработка
растительного сырья» разбиты по видам производства, на которых эксплуатируются
взрывоопасные производственные объекты хранения и переработки растительного
сырья: комбикормовое производство; крупяное производство; мукомольное произ-
водство; элеваторно-складское хозяйство. Все тестовые задания разработаны с уче-
том специфики требований безопасности в данных отраслях промышленности.
В рамках темы «Информатизация в области регулирования промышленной
безопасности» выполнены 3 работы, имеющие своей целью разработку проекта
Концепции информатизации Ростехнадзора, а также решение задачи улучшения
потребительских свойств и повышения конкурентоспособности программного про-
дукта «Расчет последствий аварий на опасных производственных объектах», реа-
лизуемого НТЦ ПБ среди заинтересованных организаций. Разработка Концепции
информатизации является одной из стадий создания информационной системы
Ростехнадзора в данной сфере деятельности, предшествует разработке техниче-
ского задания на данную систему и предполагает всестороннее изучение объекта
исследований. На момент разработки Концепции в структурных подразделениях
Ростехнадзора и в подведомственных ему организациях имелось несколько неза-
висимых информационных систем, программ и банков данных разной степени го-
товности. С целью изучения состояния этих информационных ресурсов были про-
ведены анкетный опрос представителей территориальных органов Ростехнадзора
и выборочное обследование программно-аппаратной среды территориальных ор-
ганов. Обработка результатов обследования позволила более точно определить по-
требность в средствах информатизации и приоритетные направления информати-
366
зации. Проектом Концепции предусматривается создание Комплексной системы
информатизации (КСИ) и ее внедрение во всех подразделениях Ростехнадзора, ин-
формационное взаимодействие КСИ с информационными системами других феде-
ральных органов исполнительной власти, обеспечение интеграции указанной систе-
мы в единое информационное пространство Российской Федерации. Кроме того,
в рамках данной темы НИР было разработано программное обеспечение для рас-
чета параметров рассеяния облака опасных веществ в атмосфере по методике «тя-
желого газа» (Токси-3) и оценки последствий токсического поражения людей, по-
павших в зону заражения.
В рамках темы «Научная поддержка оперативной работы Ростехнадзора по обес-
печению регулирующей деятельности» выполнено 150 поручений Ростехнадзора в
части: подготовки проектов документов, отзывов на проекты документов, программ,
федеральных законов, ГОСТов и др.
В целом по результатам выполненных в 2005 году научно-исследовательских ра-
бот НТЦ ПБ подготовлено 23 отчета о НИР (5 книг), а также разработаны проекты
документов:
Федеральный закон «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;
«Концепция информатизации Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору»;
«Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов и перечень включаемых в нее сведений» (РД-03-14-2005)
утвержден приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893, зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации 17.01.2006 за № 7375);
«Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов
на опасных производственных объектах»;
«Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требова-
ний к оформлению заключения данной экспертизы»;
«Порядок проведения технического расследования случаев утраты взрывчатых
материалов промышленного назначения»;
«Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных произ-
водственных объектов и к ведению этого реестра»;
«Методические указания об организации деятельности территориальных орга-
нов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру по осуществлению полномочий, предоставленных им Кодексом РФ об админи-
стративных правонарушениях»;
«Методические указания по ультразвуковому неразрушающему контролю стыко-
вых кольцевых сварных соединений стальных и полиэтиленовых газопроводов»;
«Руководство по проведению анализа функционирования систем управления
промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные произ-
водственные объекты»;
«Перечень вопросов для тестирования руководителей и специалистов, эксплуа-
тирующих взрывоопасные производственные объекты химической, нефтехимиче-
ской и нефтеперерабатывающей промышленности, а также взрывоопасные произ-
водственные объекты, объекты хранения и переработки растительного сырья».
Кроме того, вне рамок Плана НИР и НТР НТЦ ПБ на инициативной основе и
по договорам с организациями проведены работы по декларированию промышлен-
367
ной безопасности, организации экспертизы промышленной безопасности и другие
консультационно-информационные услуги.
Б. Научно-исследовательские работы Управления технического надзора.
В июне-сентябре 2005 года специалистами Управления технического надзора
совместно с НИИ «Краностроения» (г. Москва) проведена исследовательская ат-
тестация технологии изготовления из стали Weldox 960E металлоконструкций от-
ечественных стреловых мобильных кранов с применением сварочных технологий.
Подготовлены и направлены на отечественные заводы-изготовители стреловых
кранов (ОАО «ГАКЗ», АО «Ивановец», АО «Клинцовский крановый завод») реко-
мендации по применению сварочных материалов в соответствии с требованиями
«Порядка применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремон-
те и реконструкции технических устройств для опасных производственных объек-
тов» (РД 03-613-03).
В октябре-ноябре 2005 года Управлением технического надзора совместно со
специалистами ФГУП «СКТБ БК» (г. Москва) проведены детальные исследования
состояния промышленной безопасности при эксплуатации башенных кранов про-
изводства КНР. На основании рассмотренных и проанализированных результатов
заключений экспертизы, подготовленных различными специализированными орга-
низациями (ООО «ИКЦ «КРАН», НО МФ «ПТОУ-Фонд», ЗАО «СТЭК»), выделены
наиболее характерные отказы отдельных элементов конструкции, связанные как с
дефектами при изготовлении, так и с отступлениями от российских норм и требо-
ваний промышленной безопасности при изготовлении подъемных сооружений. На
основании результатов, полученных при анализе документации и при выборочной
проверке двух башенных кранов подготовлены и направлены на заводы-изготови-
тели и в специализированные организации замечания и предложения по конструк-
ции и технологии изготовления грузоподъемных кранов.
В 2005 году специалисты Управления приняли участие в разработке проектов тех-
нических регламентов «О безопасности оборудования, работающего под давлением
свыше 0,07 МПа и температуре воды свыше 115 °С», «О безопасности подъемно-транс-
портного оборудования и процессов его эксплуатации», «О безопасности лифтов».
Управление технического надзора осуществляет научно-методическое сопровож-
дение разработки технических регламентов «О безопасности машин и оборудова-
ния» и «О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования».
Управлением технического надзора совместно с ФГУ НПО ЦНИИТМАШ в
2005 году проведена исследовательская аттестация технологии изготовления высо-
котемпературных элементов котлов и паропроводного оборудования ТЭС из но-
вой жаропрочной стали типа Р91 (10CrMoVNb9-1) производства фирмы «Vallourec
Mannesmann» (Франция-ФРГ). Были изготовлены гибы из труб максимальным ти-
поразмером до 414×73 мм и сварные соединения, включая композитные соеди-
нения с отечественной паропроводной сталью 15Х1М1Ф. В результате проведен-
ных исследований обоснованы условия применения труб из стали Р91, даны реко-
мендации по всем этапам технологического передела и подтверждены расчетные
характеристики металла, обеспечивающие ресурс надежной эксплуатации элемен-
тов паропроводов не менее 200000 ч. при температуре до 6000С. Федеральной служ-
бой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано разрешение
на применение этой стали.
368
2.8. Информирование общественности
Информирование населения и общественности о текущей деятельности
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(Ростехнадзора) в 2005 году осуществлялось через средства массовой информации
(печатные издания, радио, телевидение), через международную коммуникацион-
ную сеть Интернет, российские и зарубежные информационные агентства. Служба
основной упор сделала на сотрудничество в информационной сфере с такими ин-
формационными агентствами как ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости», Рейтер,
Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, учитывая их возможности по оперативности и
широкому охвату аудитории.
Информация о состоянии ядерной, радиационной, технологической и экологи-
ческой безопасности предоставлялась агентствам на постоянной основе в между-
народной коммуникационной сети Интернет под рубрикой «Новости». Также пре-
доставлялась СМИ информация о нарушениях на объектах по телефону, давались
разъяснения на оперативные запросы, направленные по факсу. Также агентства по-
лучали оперативные сообщения о значимых событиях, связанных с деятельностью
Ростехнадзора.
Для разъяснения политики государственного регулирования безопасности и над-
зорной деятельности, внимание уделялось организации встреч, интервью и пресс-
конференций руководства Ростехнадзора.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.2003
№ 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» проводит-
ся работа по наполнению информацией официальных сайтов.
С января по сентябрь 2005 года продолжал работать сайт Госатомнадзора —
В октябре 2005 года была запущена в работу новая версия официального сай-
та Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо-
На сайт www.gan.ru с января по сентябрь 2005 года обратилось 46000 посетите-
лей. С октября по декабрь 2005 года на сайт www.gosnadzor.ru обратилось 20290 по-
сетителей, при этом в октябре 2005 г. — 8258 посетителей, в ноябре — 9024, в дека-
бре — 3008. Всего за 2005 год зарегистрировано 66290 обращений к сайту Службы.
Приведенная статистическая информация свидетельствует о необходимости совер-
шенствования работы по сайту Ростехнадзора. Могут быть отмечены, например, та-
кие направления для возможного совершенствования деятельности: мероприятия по
пропагандированию сайта Службы (включение указателей о работе сайта Службы в
документы (размещение на бланках официальной переписки), указание адреса сай-
та в официальных изданиях Службы, находящихся в ведении Ростехнадзора, указа-
ние адреса сайта на рассылаемых в СМИ пресс-релизах и информации, улучшение
дизайна официального сайта Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору www.gosnadzor.ru, повышение содержательности ин-
формации, публикуемой на сайте, размещение на сайте нормативно-правовых до-
кументов Ростехнадзора.
Интернет-сайты в 2005 году функционировали в МТО, УТЭН, организациях и
учреждениях, находящихся в ведении Ростехнадзора (ВО «Безопасность», ФГУП

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..