ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2005 Год) - часть 2

 

 

17
35. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Ингушетия, г. Назрань.
36. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Дагестан, г. Махачкала.
37. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чеченской
Республике, г. Грозный.
38. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кабардино-
Балкарской Республике, г. Нальчик.
39. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ставропольскому
краю, г. Ставрополь.
40. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Карачаево-
Черкесской Республике, г. Черкесск.
41. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Северная Осетия — Алания, г. Владикавказ.
42. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Астраханской
области, г. Астрахань.
43. Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и эко-
логическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, г. Волгоград.
Приволжский федеральный округ
44. Волжский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Балаково, Саратовской области.
45. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Нижегородской
области, г. Нижний Новгород.
46. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Башкортостан, г. Уфа.
47. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
48. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Татарстан (Татарстан), г. Казань.
49. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской
Республике — Чувашия, г. Чебоксары.
18
50. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Мордовия, г. Саранск.
51. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Удмуртской
Республике, г. Ижевск.
52. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кировской
области, г. Киров.
53. Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Пермь.
54. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Оренбургской
области, г. Оренбург.
55. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Пензенской
области, г. Пенза.
56. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Саратовской
области, г. Саратов.
57. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской
области, г. Ульяновск.
58. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской
области, г. Самара.
Уральский федеральный округ
59. Уральский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Екатеринбург.
60. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Свердловской
области, г. Екатеринбург.
61. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Курганской
области, г. Курган.
62. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской
области, г. Челябинск.
63. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тюменской
области, г. Тюмень.
64. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ханты-
Мансийскому автономному округу — Югра, г. Сургут.
19
65. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ямало-
Ненецкому автономному округу, г. Ноябрьск.
Сибирский федеральный округ
66. Сибирский межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной
и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Новосибирск.
67. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Новосибирской
области, г. Новосибирск.
68. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Омской об-
ласти, г. Омск.
69. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской об-
ласти, г. Томск.
70. Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Барнаул.
71. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Бурятия, г. Улан-Удэ.
72. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Хакасия, г. Черногорск.
73. Енисейское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Красноярск.
74. Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Иркутск.
75. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кемеровской
области, г. Кемерово.
76. Читинское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Чита.
77. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Таймырскому
(Долгано-Ненецкому) автономному округу, г. Норильск.
Дальневосточный федеральный округ
78. Дальневосточный межрегиональный территориальный округ по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, г. Хабаровск.
79. Хабаровское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Хабаровск.
20
80. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Амурской об-
ласти, г. Благовещенск.
81. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике
Саха (Якутия), г. Якутск.
82. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Приморскому
краю, г. Владивосток.
83. Камчатское межрегиональное управление по технологическому и экологиче-
скому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, г. Петропавловск-Камчатский.
84. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Магаданской
области, г. Магадан.
85. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сахалинской
области, г. Южно-Сахалинск.
86. Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чукотскому
автономному округу, г. Анадырь.
В целях организации взаимодействия Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору с полномочными представителями
Президента Российской Федерации в федеральных округах функции по обеспече-
нию взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской
Федерации возложены:
в Центральном федеральном округе на Центральный межрегиональный террито-
риальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору по городу Москве;
в Северо-Западном федеральном округе на Северо-Европейский межрегиональ-
ный территориальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору по городу Санкт-Петербургу;
в Южном федеральном округе на Донской межрегиональный территориальный
округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по техно-
логическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по Ростовской области;
в Приволжском федеральном округе на Волжский межрегиональный территори-
альный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору по Нижегородской области;
21
в Уральском федеральном округе на Уральский межрегиональный территори-
альный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору по Свердловской области;
в Сибирском федеральном округе на Сибирский межрегиональный территори-
альный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление по
технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору по Новосибирской области;
в Дальневосточном федеральном округе на Дальневосточный межрегиональ-
ный территориальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
Хабаровское межрегиональное управление по технологическому и экологическо-
му надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору.
Перечень организаций, подведомственных Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору
Федеральные государственные унитарные предприятия
1. Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха, г. Санкт-
Петербург.
2. Государственный центр экологических программ, г. Москва.
3. Научно-исследовательский центр по проблемам экологической безопасно-
сти, г. Москва.
4. Научно-технический центр по безопасности в промышленности, г. Москва.
5. ВО «Безопасность», г. Москва.
Федеральные государственные учреждения
1. Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности,
г. Москва.
2. Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве,
г. Москва.
3. Уральский государственный научно-исследовательский институт региональ-
ных экологических проблем, г. Пермь.
4. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному феде-
ральному округу, г. Ростов-на-Дону.
5. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому фе-
деральному округу, г. Новосибирск.
6. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному
федеральному округу, г. Хабаровск.
7. Научно-технический центр «Безопасность гидротехнических сооружений»,
г. Москва.
8. Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия, г. Москва.
9. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому
федеральному округу, г. Нижний Новгород.
22
10. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому феде-
ральному округу, г. Екатеринбург.
11. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному фе-
деральному округу, г. Сергиев Посад.
12. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному
федеральному округу, г. Санкт-Петербург.
23
2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Правовое и нормативное регулирование
Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования безопасности и
осуществления государственного контроля и надзора в установленной сфере дея-
тельности в 2005 году являлось одной из приоритетных задач Ростехнадзора.
В рамках данной задачи работы проводились по следующим основным направ-
лениям:
разработка законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с
реализацией установленных задач и полномочий Ростехнадзора;
разработка предложений по внесению изменений в действующие законодатель-
ные и иные нормативные правовые акты с целью актуализации содержащихся в них
требований;
разработка положений, регламентирующих осуществление надзорной и кон-
трольной деятельности за соблюдением требований безопасности на поднадзор-
ных объектах;
разработка нормативного и методического обеспечения лицензионной и разре-
шительной деятельности Ростехнадзора;
разработка технических регламентов, устанавливающих обязательные для при-
менения и исполнения требования к объектам технического регулирования;
разработка нормативно-правовых актов, организационных и методических до-
кументов, регламентирующих деятельность структурных подразделений централь-
ного аппарата и территориальных органов при реализации закрепленных полномо-
чий в установленной сфере деятельности Ростехнадзора.
В 2005 г. была продолжена работа по подготовке предложений по внесе-
нию изменений в федеральные законы по вопросам, касающимся компетенции
Ростехнадзора.
В рамках деятельности Правительственной комиссии по проведению админи-
стративной реформы Ростехнадзор принял участие в формировании проекта феде-
рального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об адми-
нистративных правонарушениях», который направлен на приведение положений
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответ-
ствие с нормативными правовыми актами, принятыми в рамках совершенствования
структуры федеральных органов исполнительной власти. Завершение этой работы, а
также формирование системы юридического сопровождения соответствующей пра-
воприменительной практики являются важнейшими задачами 2006 года.
По поручению Правительства Российской Федерации Ростехнадзор принял уча-
стие в подготовке Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изме-
нений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и
другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратив-
24
шими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»,
в соответствии с которым исключена внесудебная практика приостановления дея-
тельности хозяйствующих субъектов за нарушения требований безопасности по на-
правлениям деятельности Ростехнадзора.
Ростехнадзор участвовал также в подготовке Федерального закона от 2 июля 2005 г.
№ 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдель-
ных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-
ниях» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г.
№ 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», в соответ-
ствии с которыми значительно сокращен и оптимизирован перечень видов деятель-
ности, лицензируемых Ростехнадзором.
Задачей 2006 года является разработка и принятие в установленном порядке но-
вых положений о лицензировании видов деятельности, отнесенных к компетен-
ции Ростехнадзора, учитывающих положения новой редакции Федерального зако-
на «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В 2005 году Ростехнадзором были подготовлены и внесены в установленном по-
рядке предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации, которые были учтены в Федеральном законе от 31 декабря 2005 г. № 210-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации».
Указанными изменениями, в частности, были определены взаимосвязи норм зако-
нодательства о градостроительной деятельности с законодательством Российской
Федерации об использовании атомной энергии.
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, данными
в целях выполнения утвержденного Президентом Российской Федерации протокола
оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 03.05.2005
№ Пр-738 по вопросу «О совершенствовании государственного контроля и надзо-
ра в сфере обеспечения экологической безопасности страны», Ростехнадзором со-
вместно с другими федеральными органами исполнительной власти был подготов-
лен и представлен в Правительство Российской Федерации проект плана меропри-
ятий по совершенствованию системы государственного управления и контроля в
области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Один из ключевых пунктов проекта данного плана, работа с которым началась
еще в июне 2005 г., предусматривал подготовку проекта законодательного акта по
совершенствованию разграничения полномочий в области охраны окружающей
среды между различными уровнями власти. Эта тема была детально и с охватом всех
предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации рассмотрена на заседании Государственного совета Российской
Федерации 2 июля 2005 г. в г. Калининграде по вопросу «О повышении роли субъ-
ектов Российской Федерации в решении перспективных задач социально-эконо-
мического развития». По итогам заседания Государственного совета Президентом
Российской Федерации был дан ряд соответствующих поручений, одно из кото-
рых предусматривало подготовку проекта федерального закона, касающегося раз-
граничения полномочий между федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
25
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Ростехнадзор
принял деятельное участие в разработке этого законопроекта в части вопросов, вхо-
дящих в его сферу деятельности.
Предложения Ростехнадзора о наделении органов государственной власти субъ-
ектов Российской Федерации комплексом полномочий в области охраны окружа-
ющей среды в отношении подконтрольных им объектов были приняты и нашли
отражение в Федеральном законе от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с со-
вершенствованием разграничения полномочий». Подготовленные Ростехнадзором
изменения коснулись, в частности, федеральных законов от 23 ноября 1995 г.
№ 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления», от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Важнейшей задачей 2006 года является разработка проектов нормативных пра-
вовых актов Правительства Российской Федерации по реализации положений дан-
ного закона в части нормирования в области охраны окружающей среды, порядка
государственного экологического контроля и государственного контроля в обла-
сти охраны атмосферного воздуха, выдачи разрешительных документов в области
охраны атмосферного воздуха и в сфере размещения отходов. Особое значение име-
ет утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному
экологическому контролю, а также уточнение и конкретизация критериев таких
объектов в рамках соответствующего постановления Правительства Российской
Федерации. Принятые изменения в законодательные акты Российской Федерации
в области охраны окружающей среды требуют их учета в соответствующих статьях
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В 2005 году в целях повышения эффективности управления в области охраны
окружающей среды, учитывая несоразмерность административной нагрузки в этой
сфере на две ветви государственной власти (федеральную и территориальную), а так-
же используя возможности, предоставляемые законодательством, Ростехнадзор со-
вместно Правительством города Москвы разработал, согласовал с заинтересованны-
ми министерствами и в установленном порядке внес в Правительство Российской
Федерации проект Соглашения между Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору и Правительством Москвы о передаче осу-
ществления части своих полномочий, а также проект постановления Правительства
Российской Федерации об утверждении этого Соглашения. Работа была продела-
на большая и сложная, поскольку в системе органов исполнительной власти это
был первый подобный опыт. Однако ее результаты отчасти потеряли актуальность
в связи с подготовкой и дальнейшим принятием Федерального закона № 199-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
Ростехнадзор также вел подготовку правоустанавливающих документов по во-
просам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Был подготовлен и сделан основной доклад на заседании Правительства
Российской Федерации по вопросу «О совершенствовании системы платежей за
негативное воздействие на окружающую среду», которое состоялось 3 марта 2005 г.
Продолжалась работы, связанные с разработкой проекта федерального зако-
на «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». Однако эта работа,
26
проводящаяся в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от
2 июля 2002 г. и возглавлявшаяся различными ведомствами, еще не завершена.
В 2006 году предстоит доработать указанный законопроект и внести его в уста-
новленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Большая работа проделана в 2005 году по подготовке предложений в проект но-
вой редакции Федерального закона «О недрах».
В 2005 году Ростехнадзором в соответствии с поручениями Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации была проведена подготовитель-
ная работа к принятию Федерального закона «О ратификации Объединенной кон-
венции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности об-
ращения с радиоактивными отходами». В настоящее время стоит задача осущест-
вления мероприятий, связанных с реализацией указанного Федерального закона.
В частности, требуется подготовить нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, которыми должен быть определен российский регулиру-
ющий орган для целей реализации конвенции и определен порядок подготовки на-
ционального доклада о мерах, принятых Российской Федерацией для осуществле-
ния каждого из обязательств, закрепленных в Конвенции.
Ростехнадзор принимал активное участие в подготовке материалов, необходимых
для ратификации Российской Федерацией Венской конвенции о гражданской от-
ветственности за ядерный ущерб, подписанной от имени Российской Федерации в
г. Вене 8 мая 1996 г. (указанная конвенция ратифицирована Федеральным законом
от 21 марта 2005 года № 23-ФЗ).
В 2005 году был принят ряд постановлений и распоряжений Правительства
Российской Федерации, возлагающих на Ростехнадзор дополнительные полномочия:
по организации и осуществлению государственного строительного надзора (при стро-
ительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной
энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и ра-
диоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе
линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством
Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о кото-
рых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникаль-
ных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил
Российской Федерации), а также по организации научно-методического обеспечения
государственного строительного надзора в Российской Федерации (приняты подготов-
ленные Ростехнадзором постановление Правительства Российской Федерации от 1 фев-
раля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»
и Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской
Федерации); надзорные (контрольные) и регулирующие функции (полномочия) в об-
ласти обеспечения химической безопасности Российской Федерации (постановление
Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении пол-
номочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения био-
логической и химической безопасности»; по реализации мероприятий, связанных с
выполнением второго этапа реализации Основ государственной политики в области
обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на пери-
од до 2010 года и дальнейшую перспективу (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 17 декабря 2005 г. № 2237-р); по лицензированию деятельности по про-
даже электрической энергии гражданам (постановление Правительства Российской
27
Федерации от 6 мая 2005 г. № 291 «О лицензировании деятельности по продаже элек-
трической энергии гражданам»).
Ростехнадзор участвовал также в разработке и согласовании проектов постанов-
лений Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию поло-
жений Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе проектов
постановлений Правительства Российской Федерации: «О форме разрешения на
строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», «О составе,
порядке подготовки проектов схем территориального планирования Российской
Федерации, порядке внесения изменений в такие схемы, а также о порядке подго-
товки и утверждения планов их реализации», «О порядке согласования проектов до-
кументов территориального планирования, составе и порядке деятельности согла-
сительных комиссий», «О составе и требованиях к содержанию разделов проектной
документации, разрабатываемой для строительства различных видов объектов ка-
питального строительства, а также о порядке внесения изменений в проектную до-
кументацию», «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документа-
ции, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также
о порядке формирования и ведения государственного фонда материалов и данных
инженерных изысканий», «О порядке организации и проведения государственной
экспертизы проектной документации, размере платы за проведение государственной
экспертизы и порядке ее взимания», «О перечне законопроектов и проектов право-
вых актов Президента Российской Федерации, которые необходимо разработать в
связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В течение 2005 года продолжалась работа по подготовке изменений и дополнений
в акты Правительства Российской Федерации, определяющие сферу компетенции
Ростехнадзора, в том числе дополнительные полномочия в соответствии с произве-
денными изменениями системы и структуры федеральных органов исполнительной
власти в рамках указов Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая
2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 49
«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства
Российской Федерации» в ряд нормативных правовых актов Правительства
Российской Федерации внесены изменения, касающиеся полномочий Ростехнадзора
в установленной сфере деятельности. Изменения в частности коснулись следующих
постановлений Правительства Российской Федерации: от 24 ноября 1998 г. № 1371
«О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объ-
ектов»; от 25 декабря 1998 г. № 1540 «О применении технических устройств на опас-
ных производственных объектах»; от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осу-
ществлении производственного контроля за соблюдением требований промышлен-
ной безопасности на опасном производственном объекте»; от 11 мая 1999 г. № 526
«Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности
опасных производственных объектов»; от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспе-
чению промышленной безопасности опасных производственных объектов на тер-
ритории Российской Федерации»; от 11 мая 2001 г. № 370 «Об утверждении Правил
обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»; от 14 августа
2002 г. № 595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по экс-
плуатации пожароопасных производственных объектов».
28
Подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля
2005 г. № 234 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 23 мая 1998 г. № 490», в соответствии с которым Ростехнадзор, в це-
лях ведения соответствующих разделов Российского регистра гидротехнических со-
оружений, обеспечивает формирование и представление в Федеральное агентство
водных ресурсов материалов по своим поднадзорным объектам.
В 2005 году также подготовлено Положение о государственном контроле за гео-
логическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержден-
ное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 293.
Согласно данному Положению Ростехнадзор осуществляет в рамках действующе-
го законодательства Российской Федерации государственный геологический кон-
троль.
В 2005 году продолжалась разработка федеральных норм и правил в области ис-
пользования атомной энергии и руководств по безопасности объектов использова-
ния атомной энергии. Проводилась также работа по актуализации перечня правовых
актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области исполь-
зовании атомной энергии.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 23 марта 2005 г. № 173 утвержден «Перечень правовых актов и нормативных
документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору» (П-01-01-2005), раздел II «Государственное
регулирование безопасности при использовании атомной энергии»).
Разработка указанных документов выполнялась в соответствии с Программой на-
учно-технической деятельности НТЦ ЯРБ (ПНТД-05), выполняемой за счет средств
федерального бюджета, Федеральной целевой программой «Ядерная и радиацион-
ная безопасность России на 2000-2006 годы», а также договорами с Росатомом и
концерном «Росэнергоатом».
В 2005 году были разработаны и утверждены следующие федеральные нормы и
правила:
Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного
цикла НП-016-05 (утверждены постановлением Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору от 5 декабря 2005 г. № 11, вводятся
в действие с 1 мая 2006 г.);
Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности атомных стан-
ций с реакторами на быстрых нейтронах НП-018-05(утверждены постановлением
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
5 декабря 2005 г. № 9, вводятся в действие с 1 мая 2006 г.);
Основные правила учета и контроля ядерных материалов. НП-030-05 (утвержде-
ны постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 26 декабря 2005 г. № 19, вводятся в действие с 1 мая 2006 г.);
Правила устройства и эксплуатации систем вентиляции, важных для безопасно-
сти атомных станций. НП-036-05 (утверждены постановлением Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 ноября 2005 г.
№ 6, вводятся в действие с 1 мая 2006 г.);
Правила ядерной безопасности подкритических стендов. ПБЯ ПКС-2005.
НП-059-05 (утверждены постановлением Федеральной службы по экологическо-
29
му, технологическому и атомному надзору от 4 мая 2005 г. № 2 (введены в действие
с 1 ноября 2005 г.);
Размещение пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Основные критерии и требования по обеспечению безопасности. НП-060-05 (утверж-
дены постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 31 августа 2005 г. № 3, введены в действие с 1 января 2006 г.);
Правила безопасности при хранении и транспортировании ядерного топлива на
объектах использования атомной энергии. НП-061-05 (утверждены постановлени-
ем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру от 30 декабря 2005 г. № 23 (водятся в действие с 1 мая 2006 г.);
Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и изделий реак-
торных установок с водным теплоносителем плавучих атомных станций. НП-062-
05 (утверждены постановлением Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору от 20 декабря 2005 г. № 14 (вводятся в действие с
1 мая 2006 г.);
Правила ядерной безопасности для объектов ядерного топливного цикла.
НП-063-05 (утверждены постановлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2005 г. № 15, вводятся в дей-
ствие с 1 мая 2006 г.);
Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объ-
екты использования атомной энергии. НП-064-05 (утверждены постановлением
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
20 декабря 2005 г. № 16, вводятся в действие с 1 мая 2006 г.);
Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности при проведении
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с плутонийсодержа-
щими материалами на объектах ядерного топливного цикла. НП-065-05 (утвержде-
ны постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 7 ноября 2005 г. № 5, вводятся в действие с 1 мая 2006 г.);
Требования к отчету по обоснованию безопасности пунктов хранения ядерных
материалов. НП-066-05 (утверждены постановлением Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору от 7 ноября 2005 г. № 4, вводят-
ся в действие с 1 мая 2006 г.);
Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных от-
ходов в организации. НП-067-05 (утверждены постановлением Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2005 г.
№ 18, вводятся в действие с 1 мая 2006 г.);
Трубопроводная арматура для атомных станций. Общие технические требова-
ния. НП-068-05 (утверждены постановлением Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору от 30 декабря 2005 г. № 24, вводятся
в действие с 1 мая 2006 г.);
изменения в федеральные нормы и правила «Требования к содержанию отчета
по обоснованию безопасности АС с реакторами типа ВВЭР». НП-006-98 (утвержде-
ны постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 20 декабря 2005 г. № 13, вводятся в действие с 1 мая 2006 г.).
Разработаны также следующие руководства по безопасности:
Рекомендации по углубленной оценке безопасности действующих энергоблоков
атомных станций (ОУОБ АС). РБ-001-05 (утверждены постановлением Федеральной
30
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября
2005 г. № 8, введены в действие с 1 декабря 2005 г.);
Рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и повышению квалифи-
кации оперативного персонала объектов ядерного топливного цикла. РБ-034-05
(утверждены постановлением Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору от 29 декабря 2005 г. № 21, вводятся в действие с 1 фев-
раля 2006 г.);
Состав и содержание отчета по обоснованию безопасности пунктов времен-
ного хранения радиоактивных отходов, образующихся при добыче, переработке
и использовании полезных ископаемых. РБ-035-05 (утверждены постановлением
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
29 декабря 2005 г. № 22, вводятся в действие с 1 июня 2006 г.).
В рамках нормативно-правового обеспечения реализации Федерального закона «О
техническом регулировании» Ростехнадзором были подготовлены предложения:
по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона «О техническом регулировании»;
по внесению изменений в Федеральный закон «О техническом регулирова-
нии»;
в план мероприятий по реализации Федерального закона «О техническом регу-
лировании»;
по проектам постановлений Правительства Российской Федерации, направлен-
ных на реализацию Федерального закона «О техническом регулировании»;
в программу разработки технических регламентов.
Представители Ростехнадзора принимали активное участие в работе
Правительственной комиссии по техническому регулированию, рабочих группах и экс-
пертных комиссиях, созданных при Минпромэнерго России и Ростехрегулировании
для обеспечения реализации Федерального закона «О техническом регулировании».
Работа проводится на основе системного подхода, с использованием международ-
ного опыта, с учетом обеспечения необходимой гармонизации с международными
нормами.
К рассмотрению на Правительственной комиссии по техническому регулиро-
ванию в 2005 году были подготовлены предложения по системе технических регла-
ментов в области использования атомной энергии.
Программой разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, утверж-
денной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября
2004 года № 1421-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации
от 8 ноября 2005 года № 1889-р, учитывающего соответствующие предложения
Ростехнадзора, было определено его участие в организации разработки 54 техниче-
ских регламентов из 84, предусмотренных Программой.
При этом Ростехнадзор определен федеральным органом исполнительной вла-
сти, ответственным за организацию разработки одного общего технического регла-
мента и восьми специальных технических регламентов:
О ядерной и радиационной безопасности (общий технический регламент);
О безопасности процессов производства, применения, хранения, перевозки, ре-
ализации и утилизации токсичных и высокотоксичных веществ;
О безопасности горючих, окисляющих и воспламеняющихся веществ, процессов
их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
31
О ядерной и радиационной безопасности объектов, сооружений и комплексов с
ядерными реакторами;
О ядерной и радиационной безопасности при обращении с ядерным материала-
ми, радиоактивными веществами и радиационными источниками;
О безопасности лифтов;
О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением свыше
0,07 МПа или при температуре нагрева воды о свыше 115°С;
О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплу-
атации;
О безопасности производственных процессов добычи, обогащения и переработ-
ки полезных ископаемых.
Срок представления проектов специальных технических регламентов в
Правительство Российской Федерации — 2006 год, общего технического регламен-
та — 2007 год.
Для обеспечения своевременной и качественной разработки проектов техни-
ческих регламентов Приказами по Ростехнадзору (№ 47 от 28 января 2005 года и
№ 978 от 29 декабря 2005 года) сформированы рабочие группы и назначены руково-
дители структурных подразделений, персонально отвечающие за организацию под-
готовки конкретных технических регламентов.
По итогам проведенных Минпромэнерго России в 2004 — 2005 годах конкурсов
находящиеся в ведении Ростехнадзора научно-технические центры получили пра-
во на разработку проектов 13 технических регламентов.
Научно-технический центр «Промышленная безопасность» получил право на
разработку 10 проектов специальных технических регламентов.
Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности получил
право на разработку 3 проектов технических регламентов.
Для обеспечения гласности и открытости при разработке технических регламен-
тов было организовано проведение общественных слушаний проектов технических
регламентов, разработка которых поручена подведомственным Ростехнадзору ор-
ганизациям.
В целях разработки общего технического регламента «О ядерной и радиацион-
ной безопасности» было проведено два международных семинара, в которых уча-
ствовали представители Российской Федерации (специалисты центрального аппа-
рата Ростехнадзора, Минздравсоцразвития России, Росатома), а также представи-
тели стран-членов группы по ядерной безопасности «восьмерки».
Проект технического регламента «О безопасности химических производств» в кон-
це 2005 г был представлен Минпромэнерго России на рассмотрение в Правительстве
Российской Федерации.
В настоящее время проекты еще 3 специальных технических регламента направ-
лены на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, участвующие
в организации разработки соответствующих технических регламентов.
По вопросам, входящим в компетенцию Ростехнадзора в соответствии с
Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. № 401, в 2005 году были также разработаны и утверждены следу-
ющие нормативные правовые акты и регламентирующие документы:
Положение об организации работы в системе Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору в области трансграничного пере-
32
мещения отходов, утвержденное приказом Ростехнадзора от 28 января 2005 г. № 42
(зарегистрировано в Минюсте России 16 марта 2005г., регистрационный № 6401);
Расчетная инструкция (методика) по определению состава и количества вредных
(загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух при электролити-
ческом производстве алюминия, утвержденная приказом Ростехнадзора от 31 мар-
та 2005 г. № 182 (зарегистрирована в Минюсте России 5 мая 2005 г., регистрацион-
ный № 6577);
Изменения и дополнения в Расчетную инструкцию (методику) по определению
состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосфер-
ный воздух при электролитическом производстве алюминия, утвержденные прика-
зом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. № 892 (зарегистрированы в Минюсте России
20 декабря 2005 г., регистрационный № 7285;
Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД-03-14-2005),
утвержденные приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. № 893.
В 2005 году продолжалась работа по совершенствованию нормативного регули-
рования организации деятельности центрального аппарата и территориальных орга-
нов Ростехнадзора, а также его подведомственных организаций. С этой целью были
разработаны и приняты следующие руководящие документы:
Временный порядок составления сметы доходов и расходов по предприниматель-
ской и иной приносящей доход деятельности по находящимся в ведении Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетным учреж-
дениям. Утвержден приказом Ростехнадзора от 28 января 2005 г. № 44;
Положение о порядке разработки руководящих документов Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-12-2005).
Утверждено приказом Ростехнадзора от 14 апреля 2005 г. № 219;
Методические указания о порядке подготовки и представления планов и отче-
тов в области международного сотрудничества Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору (РД-18-03-2005. Утверждены прика-
зом Ростехнадзора от 2 июня 2005 г. № 349;
Разграничение полномочий между центральным аппаратом и территориальными
органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору по выдаче лицензий на виды деятельности в соответствии с Федеральным
законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Утверждено приказом
Ростехнадзора от 14 июня 2005 г. № 359;
Изменение № 2 в Инструкцию по организации лицензирования видов деятель-
ности в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных ви-
дов деятельности» в центральном аппарате Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору (РД-03-09-2004). Утверждено приказом
Ростехнадзора от 27 июня 2005 г. № 434;
Положение о порядке официального издания и распространения нормативных ак-
тов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(РД-22-01-2005). Утверждено приказом Ростехнадзора от 12 августа 2005 г. № 564;
Методические указания о порядке формирования проектов годовых планов разра-
ботки руководящих документов Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору (РД-03-13-2005). Утверждены приказом Ростехнадзора
от 8 сентября 2005 г. № 648;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..