ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 27

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     25      26      27      28     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2006 год) - часть 27

 

 

417
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 2006 году финансирование надзорных функций Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору осуществлялось из средств фе-
дерального бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обяза-
тельств и Федеральным законом от 26.12.05 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на
2006 год».
Необходимо отметить соблюдение финансовой дисциплины Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части исполнения
расходной части Федерального закона от 26.12.05 №189-ФЗ «О федеральном бюд-
жете на 2006 год».
В течение 2006 финансового года Федеральной службой по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору вносились изменения в сводную бюджетную рос-
пись федерального бюджета на 2006 год по причине образования в ходе исполнения
федерального бюджета экономии по отдельным статьям экономической классифи-
кации расходов бюджетов Российской Федерации.
Имели место корректировки территориальными органами Ростехнадзора объе-
мов расходов по статьям экономической классификации, вызванные неэффектив-
ным планированием (в процессе одной корректировки уменьшали объемы расхо-
дов по определенным статьям, а в процессе последующих увеличивали эти же ста-
тьи расходов).
Анализ динамики кассовых расходов за 2006 год показал неравномерное испол-
нение Ростехнадзором федерального бюджета. У большинства территориальных
управлений основная часть расходов, около 40 %, была произведена в IV квартале
финансового года.
По итогам 2006 года общее кассовое исполнение расходной части федерального
бюджета Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному
надзору составило 99,5 % , что превышает показатели предыдущего 2005 финансо-
вого года на 2 %.
Самые высокие показатели использования средств федерального бюджета за
2006 год — 100 % — достигнуты УТЭН по Брянской, Калужской, Курской,
Смоленской областям, УТЭН по Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской
Республике, Республике Ингушетия и Республике Северная Осетия — Алания, УТЭН
по Ставропольскому краю, УТЭН по Псковской области, МТУ по Приволжскому
ФО, УТЭН по Курганской, Тюменской и Кемеровской областям, Печорским меж-
региональным управлением, УТЭН по Республике Бурятия, Ямало-Ненецкому АО
и Ханты-Мансийскому АО, ЦЛАТИ по Центральному ФО и Сибирскому ФО.
На основании поручений Правительства Российской Федерации по вопросу усиле-
ния контроля за равномерным и эффективным использованием средств федерального
бюджета в течение финансового года Финансовым управлением была разработана и
утверждена приказом руководителя Ростехнадзора от 22.09.06 № 848а форма анали-
тической отчетности по бюджетным обязательствам центрального аппарата и терри-
418
ториальных органов Ростехнадзора, которая позволяет оперативно проводить мони-
торинг финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов. Данная
отчетность предоставляется с периодичностью один раз в месяц. В период внедрения
вышеуказанного метода анализа финансово-хозяйственной деятельности территори-
альных органов Ростехнадзора возник ряд проблем, связанных с трудностями запол-
нения и своевременностью предоставления отчетности. В течение 2006 года система
данной отчетности была полностью отлажена, а руководители и главные бухгалтеры
своевременно и в полном объеме предоставляют все необходимые данные.
В течение 2006 года продолжались процедуры по ликвидации федеральных госу-
дарственных учреждений госэнергонадзора.
Ликвидации подлежало 55 предприятий госэнергонадзора. Источником финан-
сирования этих мероприятий являлись внебюджетные средства, аккумулирован-
ные на счете Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору. Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации в ноябре
2005 года были выделены из федерального бюджета дополнительные средства на по-
гашение задолженности ФГУ госэнергонадзора в размере 138 500,0 тыс. рублей.
Большая часть средств федерального бюджета была направлена на уплату нало-
гов и сборов в соответствующие бюджеты Российской Федерации и внебюджетные
фонды, оплату работы и содержания ликвидационных комиссий.
Однако из-за несоответствия средств поступившего финансирования в разрезе ко-
дов экономической классификации расходов необходимым кодам часть учреждений
не смогла погасить кредиторскую задолженность. Возврат средств в бюджет составил
19 223,9 тыс.рублей. Одна из причин данного несоответствия является то, что между
периодом составления смет и периодом поступления финансирования прошло вре-
мя, за которое возросла задолженность по начисленным пеням и штрафам за несво-
евременную уплату налогов и сборов, а также перед другими кредиторами.
15-16 ноября 2006 года Финансовым управлением с участием Управления го-
сударственного энергетического надзора (заместитель начальника управления
А.В. Цапенко) было проведено совещание с руководителями территориальных ор-
ганов и председателями ликвидационных комиссий ФГУ госэнергонадзора, по ко-
торым в настоящее время ликвидационные мероприятия не завершены.
На момент проведения вышеуказанного совещания (по состоянию на 16.11.06 г.)
были не ликвидированы девять ФГУ:
1. ФГУ «УГЭН по Западному региону», г. Смоленск.
2. ФГУ «УГЭН по Кубанскому региону», г. Краснодар.
3. ФГУ «УГЭН по Республике Дагестан», г. Махачкала.
4. ФГУ «УГЭН по Ставропольскому краю», г. Пятигорск.
5. ФГУ «УГЭН по Западно-Сибирскому региону», г. Тюмень.
6. ФГУ «УГЭН по Республике Калмыкия», г. Элиста.
7. ФГУ «УГЭН по Енисейскому региону», г. Красноярск.
8. ФГУ «Энергетическая инспекция государственного энергетического надзора
по Алтайскому региону», г. Барнаул.
9. ФГУ «УГЭН по Кемеровской области», г. Кемерово.
ФГУ «Энергетическая инспекция госэнергонадзора по Алтайскому региону» и
ФГУ «УГЭН по Западно-Сибирскому региону» находились в стадии завершения
ликвидационных мероприятий — документы по вопросам ликвидации и исключе-
ния из реестра юридических лиц переданы в территориальные налоговые органы.
419
Семь учреждений не ликвидированы. Основной причиной невозможности завер-
шения ликвидационных мероприятий является непогашенная кредиторская задол-
женность по налогам и сборам, пеням и штрафам, а также прочим кредиторам.
В процессе проведенного совещания были заслушаны председатели ликвидаци-
онных комиссий, руководители УТЭН, представлены обосновывающие материа-
лы о состоянии кредиторской задолженности и принимаемых мерах для заверше-
ния ликвидационных мероприятий, на основании которых составлены протоколы
по каждому учреждению.
ФГУ «УГЭН по Кемеровскому региону» и ФГУ «УГЭН по Западному региону»
были представлены гарантийные письма о том, что ликвидационные мероприятия
будут завершены до конца 2006 года.
По результатам совещания было определено, что для завершения ликвидацион-
ных мероприятий требуется выделение средств в размере 9 864,2 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 4 раздела XIII протокола заседания Правительственной
комиссии по проведению административной реформы от 31.10.06 № 57, на основа-
нии материалов проведенного совещания были подготовлены и направлены письма
в Правительство Российской Федерации, Правительственную комиссию по прове-
дению административной реформы, Минфин России, Минэкономразвития (пись-
мо переадресовано в Росимущество).
Следует отметить, что в связи с несвоевременной уплатой задолженности по на-
логам и сборам постоянно возрастает сумма начисленных пеней и штрафов, выно-
сятся решения судебных органов о принудительном взыскании задолженности. В
данных условиях сумма средств, необходимых для завершения ликвидационных ме-
роприятий, может увеличиваться.
Данные по необходимым средствам в разрезе учреждений и статей экономичес-
кой классификации расходов представлены в табл. 103 и 104 соответственно.
Таблица 103
Средства, необходимые для завершения ликвидационных мероприятий федеральных
государственных учреждений госэнергонадзора (по состоянию на 16.11.06 г.)
Наименование
Сумма,
Направление расходования
п/п
учреждения
тыс. руб.
1
ФГУ «УГЭН по
643,3
Погашение задолженности по налогам и сбо-
Ставропольскому
рам, пеням, штрафам, заработной плате, про-
краю»
чим услугам
2
ФГУ «УГЭН по
685,0
Погашение задолженности по пеням и штрафам,
Республике Калмыкия»
прочим услугам
3
ФГУ «УГЭН по
691,3
Погашение задолженности по налогам и сборам,
Кубанскому региону»
пеням, штрафам
4
ФГУ «УГЭН по
1 580,0
Погашение задолженности по налогам и сборам,
Республике Дагестан»
пеням, штрафам, просроченной арендной плате
5.
ФГУ «УГЭН по
6 264,6
Погашение задолженности по зарплате, налогам
Енисейскому региону»
и сборам, пеням и штрафам, услугам связи, ком-
мунальным услугам, арендной плате, за поставку
основных средств и материальных запасов
Итого:
9 864,2
420
Таблица 104
Средства, необходимые для завершения ликвидационных мероприятий федеральных
государственных учреждений госэнергонадзора
(в разрезе экономической классификации расходов по состоянию на 16.11.06 г.)
Наименование статьи экономической классификации расходов
Сумма,
п/п
тыс. руб.
1
211 «Заработная плата»
1 781,0
2
213 « Начисления на оплату труда»
1 923,7
3
221 «Услуги связи»
94,9
4
223 «Коммунальные услуги»
737,0
5
224 «Арендная плата за пользование имуществом»
1 338,9
6
225 «Услуги по содержанию имущества»
97,2
7
226 «Прочие услуги»
1 531,8
8
262 «Пособия по социальной помощи населению» (выход-
34,1
ное пособие)
9
290 «Прочие расходы»
1 393,0
10
310 «Увеличение стоимости основных средств»
599,5
11
340 « Увеличение стоимости материальных запасов»
333,1
Итого:
9 864,2
На основании представленных оперативных данных и объяснительных записок
на 01.01.07 г. по завершению ликвидационных мероприятий сложилась следующая
ситуация:
1. ФГУ «УГЭН по Западно-Сибирскому региону» — представлено свидетельство
о ликвидации юридического лица.
2. ФГУ «УГЭН по Республике Калмыкия» — направлена жалоба в Арбитражный
суд Республики Калмыкия на бездействие регистрирующего органа — ИФНС РФ
по г. Элисте (нет официального ответа о регистрации или об отказе в регистрации
ликвидации с августа 2005 года), а также о просрочке сроков взыскания части на-
численных сумм штрафов и пени. В настоящее время слушание еще не назначено.
Требуется заявленная ранее сумма средств.
3. ФГУ «УГЭН по Западному региону» — ликвидационные мероприятия находят-
ся в следующей стадии завершения: закрыты обособленные подразделения и филиал
в г. Брянске; закрыты расчетные счета; составлен ликвидационный баланс; прове-
дена окончательная сверка с ИФНС. Для завершения ликвидационных мероприя-
тий (сдача ликвидационного баланса в ИФНС и исключение из реестра) необходим
приказ Ростехнадзора об утверждении ликвидационного баланса (готовится).
4. ФГУ «УГЭН по Кемеровской области» — задолженности по расчетам с креди-
торами, налогам и сборам нет. Учреждение находится в завершающей стадии лик-
видации.
5. ФГУ «УГЭН по Республике Дагестан» — руководитель УТЭН (А.А. Харитонов)
обратился к главе администрации г. Махачкалы с просьбой оказать содействие в по-
гашении задолженности по финансированию мероприятий по надзору и контролю,
проводимых ФГУ. В результате с ликвидационной комиссии затребована гарантия
в том, что в дальнейшем не будут выставлены претензии на остальную часть задол-
женности. Только в этом случае ФГУ будут перечислены средства на погашение за-
421
долженности в бюджет. С налоговыми органами достигнута договоренность о спи-
сании части пени в случае оплаты задолженности по налогам и санкциям и будет
выдано свидетельство о ликвидации. В случае поступления средств на погашение
задолженности по налогам и сборам от мероприятий по надзору и контролю потре-
буется 628 012 руб. на погашение задолженности по заработной плате и аренде иму-
щества.
6. «УГЭН по Ставропольскому краю» — работа с ИФНС Ставропольского края,
фондами пенсионного и социального страхования, а также с судебными органами
ликвидационной комиссией продолжает осуществляться. Для завершения ликви-
дационных мероприятий требуется заявленная ранее сумма.
7. ФГУ «Энергетическая инспекция государственного энергетического надзора
по Алтайскому региону» — на сегодняшний день выплачены все задолженности по
заработной плате уволенным работникам, налогам и штрафам. Исключение из ре-
естра юридических лиц ИФНС не производит в связи с имеющейся задолженнос-
тью по пени (ранее было заявлено обратное).
Юридическая служба управления изыскивает правовые методы для закрытия
ФГУ.
8. ФГУ «УГЭН по Кубанскому региону» — для завершения ликвидационных ме-
роприятий требуется ранее заявленная сумма.
9. ФГУ «УГЭН по Енисейскому региону» — проведена консультация с юридиче-
ской службой Управления ФНС по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-
Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам о возможности исключения
учреждения из ЕГРЮЛ. По мнению УФНС исключение из реестра возможно лишь
в случае полного погашения кредиторской задолженности по налогам. Средств для
погашения задолженности нет.
В июне 2006 года Счетной палатой была проведена проверка финансово-хозяй-
ственной деятельности центрального аппарата Ростехнадзора за 2005 год, а в сентябре
2006 года состоялась проверка деятельности центрального аппарата Ростехнадзора
за 2005 год Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, проведенная в
соответствии с Планом контрольной и надзорной работы Федеральной службы фи-
нансово-бюджетного надзора на 2006 год.
В течение 2006 года Федеральной службой финансово-бюджетного надзора была
проведена проверка деятельности всех территориальных органов Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору и всех подведомствен-
ных Службе федеральных государственных учреждений.
По результатам проверки выявлено:
нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1,5 млн руб., в связи
с чем произведено уменьшение лимитов бюджетных обязательств в 2006 году на
1,3 млн руб.;
неэффективное использование имущества и материальных ценностей на сумму
более 6 млн руб;
неправомерно израсходованы средства федерального бюджета в сумме 10,9 млн
руб.;
выявлен ряд нарушений, связанных с наличием дебиторской задолженности, об-
разованной за счет средств федерального бюджета;
выявлены нарушения, связанные с отсутствием регистрации в Росимуществе и
внесения федерального имущества в государственный реестр;
422
выявлено отсутствие инвентарных номеров на объектах основных средств;
обнаружено наличие непригодного к эксплуатации и несписанного имущества.
Финансовым управлением центрального аппарата Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору с руководителями и главными
бухгалтерами территориальных органов и подведомственных Службе федеральных
государственных учреждений обсуждены основные выявленные нарушения и даны
указания по устранению недостатков и недопущению подобных нарушений в даль-
нейшей деятельности. Издано распоряжение по Ростехнадзору и разработаны ме-
роприятия по устранению выявленных нарушений.
423
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору (далее — Ростехнадзор) в 2006 году осуществлялась с учетом по-
ложений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации, основных направлений социально-экономического раз-
вития Российской Федерации, программ реализации приоритетных национальных
проектов, планов Правительства Российской Федерации и была направлена на до-
стижение главной цели Ростехнадзора — обеспечение защищенности объектов ис-
пользования атомной энергии, опасных производственных объектов, объектов элек-
троэнергетики и других объектов, поднадзорных Ростехнадзору, работников данных
объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера путем
применения предусмотренных полномочиями Ростехнадзора мер, направленных на
недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных тре-
бований законодательства в установленной сфере деятельности.
Основой для достижения главной цели Ростехнадзора явились:
решение основных задач, определенных постановлением коллегии Ростехнадзора
от 28.03.06 № 1 «Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору в 2005 году и задачах на 2006 год»;
мероприятия Комплексного плана работы Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору на 2006 год, утвержденного приказом
Ростехнадзора от 12.12.05 № 942;
решения, направленные на повышение эффективности надзорной (контрольной)
и регулирующей деятельности (постановления коллегии от 04.08.06 № 2 «Об ито-
гах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору за I полугодие 2006 года» и от 01.11.06 № 3 «Об итогах работы Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за 9 месяцев
2006 года»).
В 2006 году создана система территориальных органов, в которую входят:
8 межрегиональных территориальных управлений технологического и экологи-
ческого надзора по федеральным округам и по городу Москве (далее — МТУ),
7 межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиаци-
онной безопасностью (далее — МТО ЯРБ),
1 Межрегиональный территориальный округ по информатизации и защите ин-
формации,
68 территориальных и межрегиональных Управлений по технологическому и эко-
логическому надзору (далее — УТЭН).
Проведены мероприятия по комплектованию территориальных органов специа-
листами необходимого профиля, что позволило сохранить непрерывность надзора и
выйти на плановый режим в проведении надзорных и контрольных мероприятий.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от
07.06.06 № 845-р «Об утверждении Плана подготовки нормативных правовых ак-
424
тов Правительства Российской Федерации, необходимых для Федерального закона
от 31.12.05 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»,
Ростехнадзором подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации
проекты постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам нор-
мирования в области охраны окружающей среды, выдачи разрешений на выбросы
загрязняющих веществ, установления лимитов на размещение отходов, а также по
вопросам государственного экологического контроля, предусматривающие опти-
мизацию разграничения указанных полномочий и совершенствование их исполне-
ния органами власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами
исполнительной власти.
В соответствии с Планом подготовки проектов постановлений Правительства
Российской Федерации, необходимых для реализации Градостроительного ко-
декса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие
Градостроительного кодекса Российской Федерации», утвержденным распоряже-
нием Правительства Российской Федерации от 06.06.05 № 723-р, Правительством
Российской Федерации приняты разработанные Ростехнадзором постановления
Правительства Российской Федерации от 01.02.06 № 54 «О порядке осуществления
государственного строительного надзора и критериях отнесения объектов капитально-
го строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным» и от 20.11.06
№ 702 «О порядке установления причин нарушений законодательства о градострои-
тельной деятельности в отношении объектов использования атомной энергии, опас-
ных производственных объектов, линий связи, иных особо опасных, технически слож-
ных и уникальных объектов, объектов, сведения о которых составляют государствен-
ную тайну, объектов обороны и безопасности в случае причинения вреда жизни или
здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц».
В рамках реализации Федерального закона «О техническом регулировании»
в течение 2006 года Ростехнадзором разработаны и направлены в Правительство
Российской Федерации предложения по внесению изменений в Программу разра-
ботки технических регламентов на 2004-2006 годы, утвержденную распоряжением
Правительства Российской Федерации от 06.11.04 № 1421-р. Указанные предложе-
ния учтены в Программе разработки технических регламентов, утвержденной рас-
поряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.06 № 781-р, в соответ-
ствии с которой Ростехнадзор является организатором разработки (головным ис-
полнителем) 13 технических регламентов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
26.01.06 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»
Ростехнадзор являлся ответственным за разработку и принятие в установленном
порядке 10 положений о лицензировании. В настоящее время постановлениями
Правительства Российской Федерации утверждены 5 положений о лицензирова-
нии, в том числе принято постановление Правительства Российской Федерации
от 26.08.06 № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных
отходов», в результате чего с августа 2006 года началось лицензирование данного
вида деятельности.
В рамках проведения мероприятий административной реформы Ростехнадзором
в 2006 году осуществлена разработка проектов двух административных регламентов,
425
рассмотренных и одобренных на заседаниях Правительственной комиссии по про-
ведению административной реформы:
Административного регламента исполнения государственной функции по орга-
низации и проведению государственной экологической экспертизы;
Административного регламента исполнения государственной функции по уста-
новлению лимитов на размещение отходов.
Утвержден Регламент Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору (приказ Ростехнадзора от 24.07.06 № 724, зарегистрирован
Минюстом России 29.08.06 г., регистрационный № 8174).
Кроме того, в соответствии с полномочиями Ростехнадзора в 2006 году утвержде-
ны 11 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и 3 ру-
ководства по безопасности объектов использования атомной энергии, утверждены
65 руководящих документов Ростехнадзора и изменения в 152 действующих руко-
водящих документах Ростехнадзора.
К числу наиболее значимых (системных) руководящих документов относятся:
Инструкция по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденная приказом
Ростехнадзора от 23.10.06 № 928;
Положение об отчетности в Федеральной службе по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Ростехнадзора
от 26.10.06 № 954;
Инструкция по организации лицензирования деятельности по сбору, ис-
пользованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных от-
ходов в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору, утвержденная приказом Ростехнадзора
от 25.10.06 № 940;
Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производ-
ственных объектов и к ведению этого реестра, утвержденные приказом Ростехнадзора
от 13.07.06 № 682 (зарегистрированы Минюстом России 29.08.06 г., регистрацион-
ный № 8176).
В целях совершенствования взаимодействия в области регулирования промыш-
ленной безопасности в 2006 году Ростехнадзором заключены соглашения с ФСБ
России, Минобороны России и Спецстроем России.
Помимо разработки проектов нормативных правовых актов, ответственным раз-
работчиком которых являлся Ростехнадзор, принято участие в разработке и рассмот-
рении 48 проектов федеральных законов, 215 проектов постановлений и 32 распо-
ряжений Правительства Российской Федерации.
В том числе Ростехнадзор участвовал:
в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (в части совершенствования
правового регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности гидротех-
нических сооружений с учетом требований законодательства о техническом регу-
лировании), разрабатываемого в соответствии с Планом законопроектной деятель-
ности Правительства Российской Федерации на 2006 год, утвержденным распоря-
жением Правительства Российской Федерации от 25.12.05 № 2330-р;
в разработке и согласовании проектов постановлений Правительства Российской
Федерации, направленных на реализацию положений Градостроительного кодекса
Российской Федерации;
426
в доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях», направленного
на приведение его положений в соответствие с нормативными правовыми актами,
принятыми в рамках совершенствования структуры федеральных органов исполни-
тельной власти (в рамках работы Правительственной комиссии по проведению ад-
министративной реформы).
Надзорные и контрольные мероприятия, предусмотренные Комплексным пла-
ном работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору на 2006 год и планами работы территориальных органов Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2006 год, вы-
полнены.
Межрегиональными территориальными округами по надзору за ядерной и ра-
диационной безопасностью Ростехнадзора (далее — МТО ЯРБ Ростехнадзора) в
2006 году проведено 9403 инспекции. В ходе проверок выявлено 8238 нарушений
требований норм и правил в области использования атомной энергии и нарушений
требований условий действия лицензий. На ядерно опасных объектах использова-
ния атомной энергии проведено 4262 инспекции. Выявлено и предписано к устране-
нию 2006 нарушений требований норм и правил в области использования атомной
энергии и нарушений требований условий действия лицензий, в том числе 1376 на-
рушений соответствующих требований при эксплуатации АЭС. Проведено 2168 ин-
спекций деятельности организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги
в области использования атомной энергии, в ходе которых выявлено 1445 наруше-
ний требований норм и правил в области использования атомной энергии и нару-
шений требований условий действия лицензий. Проведено 2974 инспекции состоя-
ния радиационной безопасности на радиационно опасных объектах, в ходе которых
выявлено и предписано к устранению 4787 нарушений требований норм и правил
по радиационной безопасности и условий действия лицензий. За нарушения соот-
ветствующих требований по безопасности привлечено к административной ответ-
ственности 21 юридическое лицо и 48 должностных лиц на общую сумму штрафных
санкций около 800 тыс. руб.
Территориальными (межрегиональными) управлениями по технологическому и
экологическому надзору Ростехнадзора проведено:
226 761 проверка выполнения поднадзорными организациями требований про-
мышленной безопасности, в ходе которых выявлено и предписано к устранению
1 767 676 нарушений требований законодательства Российской Федерации и пра-
вил по промышленной безопасности. На нарушителей требований промышленной
безопасности наложено 43 400 штрафов на общую сумму 138 875 тыс. руб.;
163 442 обследования (проверки) технического состояния гидротехнических со-
оружений промышленности и энергетики. Выявлено и предписано к устранению
1 249 757 нарушений проектов эксплуатации, правил и норм по безопасности гид-
ротехнических сооружений. По результатам обследований (проверок) в отчетном
периоде составлено 36 658 протоколов об административных правонарушениях.
По направлению федерального государственного экологического контроля прове-
дено 54 789 контрольных мероприятий (проверок), в ходе которых выявлено и пред-
писано к устранению 68 615 нарушений требований законодательства Российской
Федерации об охране окружающей среды. По представлению УТЭНов оштрафова-
ны 12 405 нарушителей требований законодательства об охране окружающей среды
427
(общая сумма штрафов составила 150 298 тыс. руб.), а также взыскано 529 280 тыс.
руб. по 137 искам о возмещении вреда окружающей среде. Выдано 32 959 разрешений
на выбросы загрязняющих веществ (предельно допустимые и временно согласован-
ные) в атмосферный воздух, 17 126 разрешений на сбросы загрязняющих веществ в
водные объекты, рассмотрено 69 733 проекта нормативов образования отходов, вы-
дано 61 590 лимитов на размещение отходов, 34 разрешения на трансграничное пе-
ремещение отходов и 87 разрешений на трансграничное перемещение озоноразру-
шающих веществ и продукции, их содержащей.
Федеральным законом от 26.12.05 № 189-ФЗ «О Федеральном бюджете на
2006 год» на Ростехнадзор возложены функции администратора платежей за нега-
тивное воздействие на окружающую среду. Общая сумма платы за негативное воз-
действие на окружающую среду по всем уровням бюджетной системы составила
13,5 млрд руб. при плане 2,4 млрд руб. Фактические поступления денежных средств
по плате за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет
в 2006 году составили, по данным Федерального казначейства, 2,8 млрд руб. (112 %
установленного плана). Перевыполнение плана напрямую связано с усилением кон-
троля платы за негативное воздействие на окружающую среду со стороны террито-
риальных органов Ростехнадзора.
В 2006 году не выполнили план по сбору платы за негативное воздействие на окру-
жающую среду УТЭН по Воронежской, Ярославской, Вологодской и Калининградской
областям, Читинское и Енисейское межрегиональные управления.
В центральном аппарате и территориальных органах Ростехнадзора для органи-
зации и проведения государственной экологической экспертизы по объектам феде-
рального и регионального уровня было принято соответственно 374 и 57 509 матери-
алов, утверждено 268 положительных и 29 отрицательных заключений экспертных
комиссий по объектам федерального уровня и 49 399 положительных и 2580 отри-
цательных заключений по объектам регионального уровня.
По осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности в общей слож-
ности в 2006 году Ростехнадзором выдано 12 330 лицензий, в том числе 11 357 ли-
цензий — территориальными органами. Отказано в выдаче 554 лицензий.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области ис-
пользования атомной энергии выдано 1089 лицензий, в том числе 973 ли-
цензии выдано МТО ЯРБ Ростехнадзора. Отказано в выдаче 26 лицензий.
К наиболее значимым работам по лицензированию деятельности в области ис-
пользования атомной энергии в отчетный период необходимо отнести заверше-
ние лицензирования сооружения энергоблока № 5 Балаковской АЭС, а также ор-
ганизацию экспертизы оценки безопасности и лицензирование энергоблоков
атомных станций в период дополнительного срока эксплуатации (свыше 30 лет).
Выполнены оценки безопасности и выданы лицензии на эксплуатацию энергобло-
ков: № 3 Нововоронежской АЭС, № 1 Ленинградской АЭС, № 1 Курской АЭС и
№ 4 Билибинской АЭС.
В 2006 году на Ростехнадзор возложены дополнительные полномочия по лицен-
зированию деятельности по продаже электрической энергии гражданам, но одно-
временно был значительно сокращен перечень видов деятельности, лицензируемых
Ростехнадзором.
В целях реализации Федерального закона «О техническом регулировании» от
27.12.02 № 184-ФЗ осуществлена инвентаризация основных требований по безо-
428
пасности, содержащихся в нормативных документах по направлениям деятельности
Ростехнадзора, для создания актуализированной нормативно-технической базы над-
зора на переходный период (до принятия технических регламентов). Нормативные
правовые акты и нормативные документы, относящиеся к сфере деятельности
Ростехнадзора, включены в перечень, утвержденный приказом Ростехнадзора от
01.08.06 № 738.
Основные научные исследования в области ядерной и радиационной безопас-
ности в целях обеспечения деятельности Ростехнадзора осуществлялись в рамках
Программы научно-технической деятельности Федерального государственного
учреждения «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»
(далее — НТЦ ЯРБ), ориентированной на выполнение плана мероприятий по реали-
зации «Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиаци-
онной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую
перспективу», мероприятий федеральных целевых программ «Ядерная и радиацион-
ная безопасность России» и «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычай-
ных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации».
Научные исследования в области промышленной безопасности осуществлялись
Научно-техническим центром «Промышленная безопасность» (далее — НТЦ ПБ)
в рамках Программы разработки технических регламентов, а также по плану науч-
но-исследовательских и научно-технических работ НТЦ ПБ.
Территориальными органами осуществлялась регистрация опасных производ-
ственных объектов. В государственный реестр занесена информация о 266 400 опас-
ных производственных объектах в составе 113 672 эксплуатирующих организаций.
В 2006 году в целом по Ростехнадзору процент перерегистрированных объектов со-
ставил 69 %.
В УТЭН по Республике Ингушетия и в УТЭН по Чеченской Республике перере-
гистрация опасных производственных объектов в 2006 году не проводилась.
В отчетном периоде УТЭН Ростехнадзора осуществляли надзорные мероприятия,
направленные на соблюдение законодательно установленных требований по декла-
рированию промышленной безопасности. Согласно обобщенным данным деклари-
рованию промышленной безопасности подлежат 3056 опасных производственных
объектов, которые эксплуатируются 783 организациями. В настоящее время раз-
работаны 2833 декларации для 2830 опасных производственных объектов, что со-
ставляет 93 % общего количества объектов, подлежащих декларированию, из них в
2006 году разработано 358 деклараций промышленной безопасности.
В 2006 году органами Ростехнадзора утверждено и зарегистрировано 218 052 за-
ключения экспертизы промышленной безопасности, отказано в утверждении
4801 заключения ввиду их несоответствия установленным требованиям.
Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии осуществ-
ляется НТЦ ЯРБ. В 2006 году созданы организационно-финансовые предпосылки
для обеспечения независимости Ростехнадзора при организации экспертизы без-
опасности атомных объектов. Впервые в федеральном бюджете в 2007-2009 годах
на эти цели предусмотрены средства на проведение экспертизы безопасности наи-
более ядерно и радиационно опасных объектов, лицензирование которых осущест-
вляет центральный аппарат.
В рамках международной деятельности в соответствии с утвержденным
Правительством Российской Федерации перечнем мероприятий «Группы восьми»
429
и графиком их проведения в 2006 году Ростехнадзор организовал и провел шесть за-
планированных мероприятий.
В рамках Энергодиалога Россия — Европейский союз подписан Протокол о со-
трудничестве между Ростехнадзором и Генеральным директоратом Еврокомиссии в
области надзора за учетом и контролем и физической защитой ядерных материалов.
Подписано Соглашение между Ростехнадзором и Шведским инспекторатом по
ядерной энергии о сотрудничестве в области регулирования ядерной и радиацион-
ной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях.
Ростехнадзором подготовлены материалы в соответствующие разделы
Национального доклада Российской Федерации о выполнении обязательств, выте-
кающих из Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим
ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами.
Проводилась работа по передаче Ростехнадзору функций головного ведомства
по участию Российской Федерации в Базельской конвенции о контроле за транс-
граничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенции ЕЭК ООН о
трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (ИОК), Стокгольмской
конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ), Конвенции ЕЭК ООН о
трансграничном воздействии промышленных аварий, Венской конвенции об охра-
не озонового слоя и Монреальского протокола о запрещении веществ, разрушаю-
щих озоновый слой.
Международное сотрудничество по вопросам технологического надзора велось
на тех направлениях, которые должны обеспечить гармонизацию национальной си-
стемы технологического надзора и контроля с системой, принятой в большинстве
развитых стран.
В 2006 году финансирование системы Ростехнадзора осуществлялось из федераль-
ного бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств
и Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2006 год». Общая сумма сме-
ты расходов составила 3 788,2 млн руб.
Кадровая политика Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору была направлена на выполнение требований законодатель-
ства о государственной гражданской службе. Укомплектованность кадрами по со-
стоянию на 01.01.07 г. в центральном аппарате Ростехнадзора составила 91 %, а по
территориальным органам — 85 %. Организация профессиональной переподготов-
ки и повышения квалификации осуществлялась на конкурсной и плановой осно-
ве. В течение 2006 года в рамках государственного заказа и реализации средств, вы-
деленных Службе, повышение квалификации и профессиональную переподготов-
ку прошли 1429 государственных служащих. В целях решения задач, направленных
на стабилизацию и активизацию кадрового потенциала территориальных органов,
поддержание необходимого профессионального уровня руководящего состава, соз-
дан кадровый резерв.
На поднадзорных Ростехнадзору производствах и объектах в 2006 году сложилось
следующее состояние аварийности и травматизма.
На 31 энергоблоке АЭС произошло 42 нарушения в работе, подлежащих учету в
соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе
атомных станций, что на 2 нарушения больше, чем в 2005 году.
На АЭС с реакторами типа ВВЭР произошло уменьшение числа нарушений
по сравнению с 2005 годом (с 28 до 23 нарушений), а на АЭС с реакторами типа
430
РБМК — увеличение числа нарушений по сравнению с 2005 годом (с 11 до 18 нару-
шений). Наибольший рост числа нарушений произошел на Ленинградской АЭС (с
3 до 7 нарушений), Балаковской АЭС (с 0 до 3 нарушений) и Кольской АЭС (с 1 до
4 нарушений). Снизилось количество нарушений в работе Калининской АЭС (с 18
до 10 нарушений).
Нарушений пределов безопасной эксплуатации на АЭС не было, все нарушения
классифицированы по шкале INES нулевым уровнем. Нарушений в работе атомных
станций, классифицируемых как аварии, не было. Событий с радиационными по-
следствиями на АЭС не зарегистрировано. Радиоактивные сбросы и выбросы АЭС
в окружающую среду ниже допустимых уровней.
За 2006 год на объектах ядерного топливного цикла зафиксировано 14 наруше-
ний, что на 9 нарушений меньше, чем в 2005 году. Нарушений с радиационными по-
следствиями не зафиксировано. Характер нарушений в работе объектов ядерного
топливного цикла не претерпел существенных изменений. Наиболее общими при-
чинами нарушений являются эксплуатация морально и физически устаревшего обо-
рудования, низкая исполнительская дисциплина и неудовлетворительный ведом-
ственный контроль за обеспечением безопасности.
На 79 исследовательских ядерных установках (далее — ИЯУ) в 2006 году произо-
шло 47 нарушений в работе, что соответствует количеству нарушений в 2005 году.
Нарушения в работе ИЯУ не приводили к нарушению пределов и условий безо-
пасной эксплуатации. Выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую
среду в количествах, превышающих установленные значения, не было, радиацион-
ная обстановка не превышала естественного фона. Основная часть нарушений об-
условлена автоматическими остановами ИЯУ по причине колебаний напряжения
и (или) нарушением в работе оборудования внешнего электроснабжения (60 % об-
щего числа нарушений). Остальные нарушения в работе ИЯУ в 2006 году обуслов-
лены старением и износом комплектующих изделий, контрольно-измерительных
приборов, ошибками персонала.
В 2006 году в работе радиационно опасных объектов зафиксировано 37 наруше-
ний, которые по своим радиационным характеристикам относятся к нерадиацион-
ным происшествиям. Исходными причинами нарушений явились главным образом
несоблюдение технологии и инструкций по проведению геофизических исследова-
ний скважин, отказ системы перемещения и фиксации радиационных источников
и неудовлетворительный радиационный контроль при выдаче санитарно-эпидемио-
логических заключений об отсутствии радиоактивного загрязнения партий метал-
лолома, поступающих на переработку.
В работе ядерных установок атомных ледоколов в 2006 году зарегистрировано
22 нарушения. Все они классифицированы как эксплуатационные происшествия,
заключающиеся в отклонениях от заданных пределов нормальной эксплуатации.
Наиболее частое нарушение — течь парогенераторов (50 % общего числа наруше-
ний).
В 2006 году фактов несанкционированного доступа на ядерно и радиационно
опасные объекты и попыток совершения таких действий не зафиксировано.
Радиационная обстановка на территории Российской Федерации оставалась ста-
бильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосфер-
ном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морях в 2006 году сохранялось на
уровне 2005 года.
431
В поднадзорных Ростехнадзору организациях, эксплуатирующих опасные про-
изводственные объекты, в 2006 году произошло 204 аварии (на 21 аварию меньше,
чем в 2005 году).
Это в основном обусловлено снижением аварийности на объектах газораспреде-
ления и газопотребления — снижение на 12 аварий; на объектах нефтегазодобычи и
магистрального трубопроводного транспорта — снижение на 11 аварий; на объек-
тах, где используются подъемные сооружения, — снижение на 10 аварий.
Вместе с тем рост аварийности был допущен на объектах нефтехимической и
нефтеперерабатывающей промышленности (с 18 до 21 аварии), на объектах горно-
рудной и металлургической промышленности (с 11 до 15 аварий); при проведении
взрывных работ произошло 2 аварии (в 2005 году не было ни одной).
Наибольший рост аварийности был отмечен на опасных производственных объ-
ектах, расположенных на территориях республик Татарстан, Северная Осетия —
Алания, Хакасия, Адыгея, Нижегородской, Тверской, Вологодской, Свердловской,
Омской и Амурской областей, Краснодарского и Ставропольского края.
В 2005-2006 годах отмечено увеличение аварийности на предприятиях, эксплу-
атирующих опасные производственные объекты, расположенные на территории
Амурской области, республик Хакасия и Северная Осетия — Алания.
В 2006 году на поднадзорных Ростехнадзору предприятиях, эксплуатирующих
опасные производственные объекты, при осуществлении производственной дея-
тельности погибло 368 человек (на 31 человека меньше, чем в 2005 году).
Следует отметить, что на фоне общего снижения уровня смертельного травма-
тизма в 2006 году на территориях 24 субъектов Российской Федерации произошло
увеличение количества несчастных случаев со смертельным исходом.
Наибольший рост смертельного травматизма допущен на объектах, располо-
женных на территориях Республики Татарстан, Краснодарского края, Читинской,
Тюменской, Иркутской и Омской областей.
При этом значительный рост количества несчастных случаев со смертельным ис-
ходом произошел на предприятиях горнорудной промышленности (с 81 до 100 слу-
чаев). Рост количества несчастных случаев со смертельным исходом был отмечен
также на объектах, где используется оборудование, работающее под давлением (с 9
до 15 случаев).
Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом (49) про-
изошло в организациях по добыче драгоценных металлов, что связано с групповым
отравлением при пожаре 07.09.06 г. в шахте «Объединенная» ООО «Дарасунский
рудник» ОАО «Руссдрагмет». В результате пожара, возникшего при ведении сва-
рочных работ, от воздействия продуктов горения погибло 25 человек из 64 находив-
шихся в шахте.
За 2006 год на предприятиях угольной отрасли произошло 740 инцидентов, 23 ава-
рии, 10 аварий с групповыми несчастными случаями, при которых было смертель-
но травмировано 16 человек, общее число смертельно травмированных 68 человек
(в 2005 году было смертельно травмировано 107 человек).
В 2006 году рост как количества аварий, так и количества несчастных случаев
со смертельным исходом произошел на опасных производственных объектах, рас-
положенных на территориях Краснодарского края, Вологодской и Омской обла-
стей.
432
В 2006 году в поднадзорных Ростехнадзору организациях при эксплуатации
электростанций, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей
произошло в общей сложности 218 несчастных случаев со смертельным исходом
(в 2005 году — 303).
При существенном (на 45 %) снижении количества несчастных случаев со смер-
тельным исходом при эксплуатации электростанций, электроустановок и электриче-
ских сетей в целом по России в 16 субъектах Российской Федерации произошел рост
случаев смертельного травматизма от поражения электрическим током, из них 7 субъ-
ектов Российской Федерации находятся в Приволжском федеральном округе.
Наибольший рост смертельного травматизма от поражения электрическим то-
ком был допущен на объектах, расположенных на территориях Кемеровской,
Вологодской, Оренбургской областей и Республики Чувашия.
Основные задачи Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору на 2007 год:
реализация Послания Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации и выполнение Плана действий Правительства
Российской Федерации по реализации в 2007 году Программы социально-эконо-
мического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-
2008 годы);
участие в реализации приоритетных национальных проектов;
реализация мероприятий административной реформы по направлениям деятель-
ности Ростехнадзора, включая разработку административных регламентов выполне-
ния надзорной и контрольной деятельности и соответствующую переработку руко-
водящих документов, а также разграничение полномочий с органами власти субъек-
тов Российской Федерации по направлению экологического контроля и надзора;
повышение эффективности взаимодействия с федеральными органами испол-
нительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, с граждан-
ским обществом, а также повышение информационной открытости деятельности
Ростехнадзора;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской
Федерации в целях создания правовой основы для повышения промышленной, энер-
гетической и экологической безопасности;
реализация Программы разработки технических регламентов, утвержденной рас-
поряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.04 № 1421-р;
выполнение плана мероприятий по реализации «Основ государственной поли-
тики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской
Федерации на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу», а также участие в
выполнении Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромыш-
ленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года»;
участие в работе рабочей группы комитета по экологии Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации по проекту федерального закона
«О плате за негативное воздействие на окружающую среду»;
подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях;
выполнение плана подготовки нормативных правовых актов Правительства
Российской Федерации по реализации федеральных законов от 31.12.05
№ 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     25      26      27      28     ..