ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 6

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
81
в) эксплуатирующего облучающие установки — не более 17 мЗв в год;
г) эксплуатирующего аппаратуру и приборы для геофизических исследований
буровых скважин с применением РИ — не более 10-16 мЗв в год;
д) в филиалах ФГУП «РосРАО» — не более 10 мЗв в год;
е) эксплуатирующего РИТЭГ — не более 10 мЗв в год;
мощность эквивалентной дозы на поверхности РИП — не более 15-30 мкЗв/ч,
на расстоянии 1 м — 1,5-3,0 мкЗв/ч;
мощность эквивалентной дозы на расстоянии 1 м от радиационных головок
гамма-дефектоскопов — не более 15-20 мкЗв/ч;
на рабочих местах — 1-2 мкЗв/ч;
смежных помещениях — до 0,2 мкЗв/ч.
Дозовые нагрузки на работников в 2009 году не превышали контрольных уровней.
Показатели дозовых нагрузок персонала особо радиационно опасных профессий
за последние 3-5 лет (дефектоскописты, дозиметристы, персонал, обслуживающий
облучающие установки и аппараты, операторы каротажных станций, дезактиватор-
щики, рабочие захоронения, водители спецавтомобилей и др.) меняются незначи-
тельно и соответствуют следующим значениям:
по годовой эффективной дозе: для лиц из персонала категории А — от 2 мЗв в год
до 17 мЗв в год, в том числе:
дефектоскописты в разных регионах — от 1,2 до 9,14 мЗв в год;
персонал, обслуживающий облучающие установки, — 1,03 мЗв в год;
медицинские работники — от 1,6 до 2,11 мЗв в год;
промышленные работники — от 1,01 до 1,9 мЗв в год;
дезактиваторщики — от 1,3 до 4,0 мЗв в год;
работники пункта хранения — 0,19 мЗв в год;
рабочие захоронения — 2,46 до 3,18 мЗв в год;
водители спецавтомобилей — от 0,05 до 3,0 мЗв в год;
рабочие, обслуживающие БГИ, РИП и т.п., — от 1,5 до 2,0 мЗв в год;
дозиметристы — 2,8 до 5,8 мЗв в год;
работники каротажных станций — от 1,63 до 12,66 мЗв в год;
персонал, работающий с открытыми РВ по II-III классу:
по II классу — до 1,89 мЗв в год;
по III классу (промышленные организации и медицинские учреждения) — от 1,2
до 4,47 мЗв в год.
Превышений установленных контрольных уровней по контролируемым пара-
метрам радиационных факторов не выявлено. Выбросы и сбросы радионуклидов в
окружающую среду не превысили разрешенных пределов.
Уровень квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию РОО и кон-
троль за РБ, устанавливается в ходе инспекций и соответствует действующим тре-
бованиям.
Мероприятия, направленные на повышение уровня физической защиты РОО,
включали меры организационного характера (разработка и пересмотр документов)
и инженерно-технического характера (совершенствования средств охранной сиг-
нализации, защитных барьеров, сил охраны и т.п.). Состояние ФЗ в поднадзорных
организациях обеспечивает сохранность РИ, РВ и РАО. Хранение источников из-
лучения осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этих целей
помещениях, оснащенных системой охранной сигнализации, выведенной на пульт
охраны. Организациями проводится анализ соответствия существующих систем ФЗ
82
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
требованиям федеральных норм и правил и принимаются меры к устранению недо-
статков и замечаний, вскрытых при проведении инспекций.
В целях улучшения организации ФЗ на РОО целесообразно:
организовать конструктивное взаимодействие с администрациями субъектов РФ,
органами ФСБ и МВД по проведению совместных проверок состояния систем ФЗ
организаций;
организовать методическую помощь организациям в изучении и практической
реализации нормативных правовых документов по обеспечению ФЗ;
организовать распространение положительного опыта поднадзорных организа-
ций в решении задач создания, функционирования и совершенствования систем
ФЗ РИ, РВ и РАО.
Степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий опре-
деляется наличием перечней возможных аварий при осуществлении разрешенной
деятельности и прогноза их последствий, состоянием достаточности и соответствия
технических средств и аварийных запасов утвержденной номенклатуре, програм-
мой подготовки и методикой проведения противоаварийных тренировок, навыка-
ми, приобретенными персоналом при проведении вышеуказанных тренировок.
Во всех организациях разработаны планы мероприятий по защите персонала,
имеются инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях, предусмотре-
ны аварийные запасы, количество которых определяется по согласованию с органа-
ми Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо-
лучия человека. В этих документах определены аварийные ситуации (фрагменты ис-
ходных событий) и действия персонала при возникновении аварийных ситуаций.
Программы подготовки персонала включают и проведение противоаварийных
тренировок. Так, обучение в Учебно-научном центре «Геофизика» г. Уфа предусма-
тривает обязательные противоаварийные тренировки персонала, проходящего об-
учение, на имеющихся тренажерах.
Анализ инспекционной деятельности за 2009 год показал, что основными фак-
торами, оказывающими негативное влияние на состояние радиационной безопас-
ности радиационно опасных объектов, являются:
изношенность техники и оборудования, используемых при работах с радиоак-
тивными веществами и радиоактивными отходами;
необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, вы-
работавших ресурс, и перегрузка действующих радиоизотопных установок;
незавершенность создания системы государственного учета и контроля РВ и РАО
в субъектах Российской Федерации;
не всегда достаточный уровень качества проводимых работ организациями, пре-
доставляющими услуги эксплуатирующим организациям;
сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;
проблемы утилизации неиспользуемых и непригодных для дальнейшей эксплу-
атации (включая аварийные) РИТЭГ;
проблема накопления и необоснованного долговременного хранения в организа-
циях источников с истекшим назначенным сроком службы в основном из-за огра-
ниченных финансовых возможностей;
замена или продление назначенных сроков службы ЗРнИ метрологического на-
значения в воинских частях;
отсутствие правового статуса объектов подземных ядерных взрывов.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
83
Анализ радиационной обстановки показывает, что:
системы и элементы, важные для безопасности (перемещения и фиксации РнИ,
управления РИ, сигнализации и оповещения о радиационной аварии, блокировок,
физических барьеров, электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, вентиляции и др.),
обеспечили безопасность персонала и населения;
дозовые нагрузки персонала не превысили контрольных уровней, что свидетель-
ствует о надежности существующей защиты от внешнего излучения;
на РОО имеется достаточное количество систем обеспечения РБ, которые не в
полной мере соответствуют требованиям существующих нормативных документов
и требуют замены или модернизации;
требования по РБ организациями выполняются, допущенные нарушения не при-
вели к переоблучению персонала и населения;
радиационные факторы, создаваемые технологическими процессами на рабочих
местах (выбросы, сбросы, загрязнения, наведенная активность), не оказывают воз-
действия на население и персонал выше допустимых значений.
По результатам проведенных инспекций и проверок состояние радиационной
безопасности организаций, эксплуатирующих РИ, оценивается как удовлетвори-
тельное. Исключение составляют:
ФГУП РНЦ «Прикладная химия» (под надзором Северо-Европейского МТУ ЯРБ):
сооружения, системы, устройства и механизмы радиохимического производства
(РХП) выработали установленный ресурс, нуждаются в техническом освидетель-
ствовании, ремонте и продлении сроков эксплуатации;
необходимость передачи оставшихся 475,5 м3 ЖРО в Ленинградское отделение
филиала «Северо-западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»);
ЗАО «Светлана-Полупроводники» (под надзором Северо-Европейского МТУ
ЯРБ):
на балансе предприятия находится установка ГОТ с ЗРнИ в количестве 84 шт.
на основе цезия-137. Установка введена в эксплуатацию в феврале 1991 года. Срок
службы установки по паспорту — 10 лет, т.е. срок службы установки просрочен.
ФГУП «Гидрографическое предприятие» Федерального агентства морского и
речного транспорта — эксплуатация РИТЭГ (под надзором Дальневосточного МТУ
ЯРБ и Северо-Европейского МТУ ЯРБ):
состояние РБ оценивается как неудовлетворительное по техническому состоя-
нию РИТЭГ, условиям их эксплуатации и обеспечению физической защиты; ряд
РИТЭГ не обследовались более 10 лет.
Кирово-Чепецкое отделение Нижегородского филиала ФГУП «РосРАО» (под
надзором Волжского МТУ ЯРБ):
в зоне бассейна реки Вятка санитарной охраны водозабора г. Кирова расположе-
ны объекты производства тетрафторида и гексафторида урана, эксплуатация кото-
рых прекращена в 1992 году и часть которых в настоящее время находится в аварий-
ном состоянии (цех 93), а также временные хранилища радиоактивных отходов, на
которых сосредоточено 437 тыс. т среднеактивных и низкоактивных отходов.
Все объекты размещения РАО являются объектами временного хранения РАО и
не имеют достаточных защитных барьеров, исключающих загрязнение окружающей
среды с течением времени. Хранилища РАО расположены в водоохраной зоне реки
Вятка и во втором поясе зоны санитарной охраны водозабора г. Кирова.
84
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Под надзором управлений находятся 909 организаций, занимающихся проекти-
рованием радиационно опасных объектов, изготовлением (конструированием) обо-
рудования для них и экспертизой документов.
Принято под надзор в отчетном периоде 261 такая организация.
Распределение организаций по управлениям представлено в табл. 33.
Таблица 33
Распределение организаций по управлениям
Показатель/
Всего
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
ДМТУ
УМТУ
СМТУ
ДвМТУ
управление
Всего
909
852
12
19
3
15
1
7
организаций, занима-
ющихся проектирова-
нием РОО, конструи-
рованием (изготовле-
нием) оборудования,
экспертизой доку-
ментов
Принято под надзор
261
247
4
5
0
1
0
4
в 2009 г.
В отчетном периоде были продолжены работы по созданию информационной
системы регулирующего органа «RAIS 3.0».
В январе 2009 года были проведены приемочные испытания и ввод в эксплуата-
цию 1-го уровня информационной системы Ростехнадзора «RAIS 3.0 Инспекция»
по регулированию безопасности в организациях, эксплуатирующих РИ. Управления
получили необходимые программные средства и 108 комплектов стационарных и
переносных компьютеров для эксплуатации 1-го уровня информационной систе-
мы «RAIS 3.0 Инспекция».
В ноябре 2009 года были проведены приемочные испытания 2-го уровня инфор-
мационной системы «RAIS 3.0 МТУ ЯРБ». Подготовлен пакет программных средств
для проведения консолидации баз данных 1-го и 2-го уровней информационной си-
стемы «RAIS 3.0».
Мероприятия по разработке 3-го уровня информационной системы регулирую-
щего органа «RAIS 3.0 Центр» будут продолжены в следующем отчетном периоде.
В целом межрегиональные территориальные управления осуществляли деятель-
ность согласно полномочиям, определенным Положением о Федеральной службе
по экологическому, технологическому и атомному надзору, что позволило сохранить
достигнутый уровень безопасности РОО.
Миссия МАГАТЭ
По запросу Правительства Российской Федерации международная группа из
22 экспертов в области ядерной и радиационной безопасности, безопасности при
обращении и транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов посетили Министерство природных ресурсов и экологии
(Минприроды России) с 16 по 27 ноября 2009 года для оказания услуги по комплекс-
ной оценке деятельности регулирующего органа (IRRS).
Цель миссии IRRS заключалась в экспертной оценке системы регулирования
безопасности всех типов ядерных установок гражданского назначения, установок
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
85
по обращению с радиоактивными отходами и радиационных источников, а также
соответствующих видов деятельности в области использования атомной энергии и
эффективности выполнения регулирующих функций Ростехнадзором. Экспертная
оценка осуществлялась путем сравнения со стандартами безопасности МАГАТЭ и
соответствующим Кодексом поведения в качестве международного эталона обеспе-
чения безопасности. Данная миссия также проходила в целях обмена информацией
и опытом регулирования безопасности между группой экспертов из регулирующих
органов разных стран и представителями российского регулирующего органа в об-
ластях, охватываемых миссией IRRS.
Команда экспертов IRRS состояла из 18 старших экспертов в области регулиро-
вания из 15 государств — членов МАГАТЭ, пяти представителей МАГАТЭ. Команда
IRRS провела рассмотрение деятельности российского регулирующего органа в
следующих областях: ответственность и функции регулирующего органа; система
управления (менеджмента) регулирующего органа; деятельность регулирующего ор-
гана, включая разрешительную деятельность, экспертизу и оценку, процедуры ин-
спекций и санкций, разработку норм и правил.
Экспертная оценка миссии IRRS охватила вопросы регулирования безопасности
атомных электростанций, исследовательских ядерных установок, объектов ядерно-
го топливного цикла, установок обращения с радиоактивными отходами, а также
промышленных и медицинских источников излучения.
В ходе миссии IRRS были рассмотрены выбранные аспекты Кодекса поведения
по безопасности и сохранности и защите радиационных источников и транспорти-
рования ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Признавая важность разрабатываемого Федерального закона «Об обращении с ра-
диоактивными отходами», группа экспертов IRRS не проводила подробную оценку
существующей нормативной системы, связанной с действующими системами обра-
щения с радиоактивными отходами, и соответствующих видов деятельности.
Миссия включала рассмотрение регулирующей деятельности, проведение
опросов и обсуждений с руководящими работниками и ведущими специалистами
Минприроды России и Ростехнадзора. Для содействия оценке эффективности си-
стемы инспектирования, связанной с регулированием безопасности, группа экспер-
тов IRRS также провела опросы с персоналом других организаций во время посеще-
ния Калининской АЭС, ФГУП «ПО «Маяк», исследовательского реактора МИФИ,
научно-исследовательского центра по обезвреживанию РАО и охране окружающей
среды ГУП МосНПО «Радон», ООО НТЦ «Нуклон» и НТЦ ЯРБ — организации тех-
нической поддержки Ростехнадзора.
Минприроды России и Ростехнадзор представили группе экспертов IRRS суще-
ственный пакет документации в качестве справочного материала и результатов глу-
бокой самооценки деятельности регулирующего органа, включая отчет с выводами
и план действий с мероприятиями по повышению эффективности при выполне-
нии функции регулирующего органа. Группа экспертов IRRS согласилась с пред-
ложенным планом действий и отметила своевременную полную реализацию это-
го плана.
В ходе этой миссии группе экспертов IRRS была предоставлена возможность
обсуждения политики и практики регулирования с руководством и специалистами
Минприроды России и Ростехнадзора. Группа экспертов IRRS отметила примеры
положительной практики, дала рекомендации и предложения, где усовершенство-
86
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
вание необходимы или желательны для повышения эффективности регулирующей
деятельности.
Группа экспертов IRRS отметила, что в Российской Федерации имеется зако-
нодательная и нормативная база и структура органов исполнительной власти для
регулирования безопасности. В части реализации политики государства в области
обеспечения ядерной и радиационной безопасности 29 мая 2008 года была прове-
дена организационная реформа, в результате чего Ростехнадзор перешел в веде-
ние Минприроды России. Группа экспертов IRRS предполагает, что Минприроды
России как государственный орган обеспечит серьезную поддержку Ростехнадзору
в усилении его структуры, как органа регулирования и повышении эффективности
регулирования ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.
Примеры положительной практики регулирующей деятельности, отмеченные
группой экспертов IRRS, включают:
широкое применение стандартов безопасности МАГАТЭ в разработке норм и
правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
периодическую аттестацию инспекторов, специалистов и руководителей
Ростехнадзора внутренним советом;
подход Ростехнадзора к оценке компетенции руководителей и руководящего тех-
нического персонала объектов использования атомной энергии;
положение об учете радиационных источников в Информационной системе ре-
гулирующего органа, основанной на соответствующей системе МАГАТЭ;
наличие полных и подробных комплектов документов, описывающих текущее
состояние на ядерных установках.
Группа экспертов IRRS отметила некоторые приоритетные вопросы, требующие
совершенствования, и полагает, что принятие во внимание этих рекомендаций по-
зволило бы повысить общую эффективность системы регулирования.
1. Законодательство в области ядерной и радиационной безопасности требу-
ет усовершенствования в целях обеспечения эффективного и рационального ре-
гулирования в области использования атомной энергии в Российской Федерации.
Некоторые законодательные акты уже разрабатываются, и важность этих актов от-
метили Минприроды России и Ростехнадзор в их общих планах действий. Особое
внимание следует уделить снятию ограничений на осуществление надзорной дея-
тельности (проведение инспекций) и принятию Федерального закона «Об обраще-
нии с радиоактивными отходами».
2. Вопрос политики, который также требует особого внимания, заключается в
предоставлении дополнительных ресурсов Ростехнадзору, особенно в свете дей-
ствующей программы развития атомной отрасли и строительства новых атомных
электростанций и требования не «расшатывать» стабильный процесс осуществле-
ния надзора за существующими ядерными установками и другими объектами ис-
пользования атомной энергии.
3. В законодательстве требуются рациональные решения для подтверждения
надлежащего финансирования независимой экспертизы и оценки безопасности
при рассмотрении заявлений о выдаче лицензий и для предоставления средств
для найма и поддержания компетентного персонала в Ростехнадзоре. Кроме того,
Ростехнадзору следует разработать программу поддержки объективной и полностью
независимой деятельности, проводимой постоянными (местными) инспекторами
по надзору за безопасностью ядерных установок.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
87
4. Четкая координация действий Минприроды России и Ростехнадзора с другими
регулирующими органами особенно необходима для оптимизации регулирования
в таких областях, как обеспечение радиационной защиты, регулирование радиоак-
тивных выбросов и сбросов, а также обеспечение пожарной безопасности.
2.2.6. Системы государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных материалов
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному над-
зору осуществляет надзор за 54 организациями, в которых находится 284 зоны балан-
са ядерных материалов (ЗБМ). Всего 24 организации и 88 ЗБМ относятся к 1-й кате-
гории ядерных материалов, 2 организации и 11 ЗБМ — 2-й категории, 3 организации
и 13 ЗБМ — 3-й категории, 25 организаций и 172 ЗБМ — 4-й категории.
Всего за год было проведено 86 целевых и 157 оперативных инспекций, в кото-
рых проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов. Около 16 % ин-
спекций (39) были проведены с использованием технических средств (проведе-
ние инспекционных измерений с помощью приборов неразрушающего контроля).
Выявлено 197 нарушений федеральных норм и правил и 43 нарушения условий дей-
ствия лицензий. Наложен 1 административный штраф на сумму 30 тыс. руб.
На предприятиях используются следующие нормативные документы в области
учета и контроля ядерных материалов:
федерального уровня:
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ;
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ;
Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008
№ 352;
Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05);
Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов
(НП-072-06);
Требования к организации зон баланса материалов (НП-081-07);
Формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных матери-
алов, порядок и периодичность представления отчетов, утвержденные приказом
Минатома России от 21 августа 2001 № 464, зарегистрированным в Минюсте РФ
26.12.2001 № 3131;
ведомственного уровня (для предприятий ГК Росатом):
«Рекомендации. Система государственного учета и контроля ядерных матери-
алов. Порядок организации зон баланса материалов», введенные распоряжением
Минатома России от 27.04.2000 № 154-Р;
ОСТ 95 10556-2000 «Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов. Устройства идентификации устройств индикации вмешательства. Общие
технические условия», приказ Минатома России от 5 февраля 2001 № 52;
ОСТ 95 10557-2000 «Система государственного учета и контроля ядерных ма-
териалов. Устройства индикации вмешательства. Основные положения», приказ
Минатома России от 05.02.2001 № 52;
88
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
ОСТ 95 10558-2000 «Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов. Устройства индикации вмешательства. Общие технические условия», при-
каз Минатома России от 05.02.2001 № 52;
ОСТ 95 10571-2002 «Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений.
Основные положения», приказ Минатома России от 13.06.2002 № 288.
Также используются нормативные и организационно-распорядительные доку-
менты уровня эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих об-
ращение с ядерными материалами.
Проведение инспекций состояния учета и контроля ядерных материалов, выявлен-
ные нарушения требований нормативной документации.
Наименьшее количество нарушений выявлено на атомных станциях
(АЭС: Калининская, Кольская, Билибинская, Белоярская, Смоленская, Новово-
ронежская, Ленинградская, Курская, Балаковская, Волгодонская) — 3 % всех нару-
шений, в среднем менее одного нарушения на каждую АЭС. При этом инспекции,
в рамках которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов, про-
водились с высокой интенсивностью, в среднем 11,5 инспекции на каждой АЭС в
год.
Это объясняется меньшей сложностью организации системы учета и контроля
ядерных материалов по сравнению с предприятиями топливного цикла, а также хо-
рошей организацией и координацией работ в области учета и контроля ядерных ма-
териалов в ОАО Концерн «Росэнергоатом».
На предприятиях топливного цикла, связанных с изготовлением топлива для АЭС
(ОАО НЗХК, ОАО МСЗ, ОАО ЧМЗ), количество нарушений составляет 20 % всех
нарушений, в среднем порядка 12 нарушений на каждое предприятие. Наибольшее
количество нарушений связано с ведением учетных и предоставлением отчетных до-
кументов (25 % всех нарушений на данных предприятиях). Выявлено большое коли-
чество нарушений при проверке системы контроля доступа и системы измерений.
В среднем на каждом предприятии было проведено 7,3 инспекции, в которых про-
верялись вопросы учета и контроля ядерных материалов.
На предприятиях по добыче урана (ОАО ППГХО, ОАО Хиагда и ЗАО Далур) коли-
чество нарушений составило 5 % всех нарушений, в среднем порядка 3 нарушения
на каждое предприятие. Выявленные нарушения связаны с системой контроля до-
ступа и общей организацией системы учета и контроля на предприятии. В среднем
на каждом предприятии было проведено 4,7 инспекции, в которых проверялись во-
просы учета и контроля ядерных материалов.
На химических комбинатах, объединяющих несколько стадий топливного цикла
(ФГУП «ПО «Маяк», ОАО СХК, ФГУП ГХК), количество нарушений составило 14 %
всех нарушений, в среднем порядка 9 нарушений на каждое предприятие. Большая
часть нарушений связана с системой измерений ядерных материалов (27 % всех на-
рушений на данных предприятиях), проведением физической инвентаризации и об-
щей организацией системы учета и контроля на предприятии (по 20 %).
Данные предприятия являются наиболее сложными для организации системы
учета и контроля ядерных материалов, в связи с чем на них приходится наибольшее
количество инспекций, в которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных
материалов (в среднем около 16 инспекций на каждом предприятии).
На заводах по разделению изотопов (ОАО АЭХК, ОАО «ПО ЭХЗ», ОАО УЭХК)
количество нарушений составило 9 % всех нарушений, в среднем порядка 5 нару-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
89
шений на каждое предприятие. Большая часть нарушений связана с системой кон-
троля доступа (25 % всех нарушений на данных предприятиях), с общей организа-
цией системы учета и контроля ядерных материалов в целом и ведением учетными
и отчетными документами (по 19 %). В среднем на каждом предприятии было про-
ведено 7 инспекций, в которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных ма-
териалов.
На предприятиях по эксплуатации судовых ядерных установок (ОАО «Атомфлот»,
ОАО ПО «Севмаш», ОАО «Архморторгпорт») количество нарушений составило 4 %
всех нарушений, в среднем порядка 5 нарушений на каждое предприятие, но все вы-
явленные нарушения относятся к ОАО «Атомфлот». Предприятие было реорганизо-
вано из Мурманского морского пароходства со сменой ведомственной принадлеж-
ности, вследствие этого организация системы учета и контроля ядерных материа-
лов до сих пор не приведена в полное соответствие требованиям федеральных норм
и правил. На каждом предприятии было проведено по одной инспекции, в которых
проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов.
В учебных институтах (МИФИ, МЭИ, ТПУ, ЛМЗ-ВТУЗ) количество нарушений
составило 6 % всех нарушений, в среднем порядка 3 нарушения на каждое пред-
приятие. Большинство нарушений связаны с общей организацией системы учета и
контроля ядерных материалов (45 % от всех нарушений) и с системой контроля до-
ступа (27 %). В каждом институте было проведено по одной инспекции, в которых
проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов, при этом инспекции
в МИФИ не проводились.
В научно-исследовательских организациях (всего под надзором 22 научно-
исследовательских института и исследовательских центра) количество нарушений
составило 39 % всех нарушений, в среднем порядка 4 нарушений на каждую орга-
низацию. Относительно большое количество нарушений связано с недостатками в
организации системы учета и контроля ядерных материалов в целом и в системе из-
мерений ядерных материалов (по 20 % всех нарушений на данных предприятиях).
По-прежнему основной причиной нарушений являются недостаточное внимание
руководства и сотрудников к выполнению требований норм и правил и обучению
специалистов в области учета и контроля ядерных материалов, слабый администра-
тивный контроль за учетом и контролем ядерных материалов. В среднем в каждой
из проинспектированных научно-исследовательских организаций было проведено
по 3 инспекции, в которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных мате-
риалов.
Анализ выполнения требований к учету и контролю ядерных материалов в ор-
ганизациях.
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число выявлен-
ных нарушений связано с системой контроля доступа, системой измерений, орга-
низацией системы учета и контроля ядерных материалов в организации. Результаты
анализа представлены в табл. 34 и на рис. 3.
Таблица 34
Результаты анализа нарушения
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к учету и контролю
5
Организация зон баланса материала
6
90
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Категория нарушений
Доля, %
Система контроля доступа
13
Система измерений
18
Передачи ядерных материалов
6
Проведение физических инвентаризаций
14
Ведение учетной и отчетной документации
14
Организация системы учета и контроля
21
Обучение и проверка знаний персонала
3
Рис. 3. Нарушения в области учета и контроля ядерных материалов
Нарушения, связанные с системой контроля доступа к ядерным материалам (СКД),
в основном вызваны:
несоблюдением действующей в организации программы применения устройств
индикации вмешательства (УИВ);
несоблюдением отраслевых стандартов по применению УИВ;
отсутствием документальной регистрации проверки устройств индикации вме-
шательства (УИВ) между физическими инвентаризациями.
Проблемой является широко распространенное использование свинцовых
пломб, которые не могут обеспечить должный контроль за сохранностью ядерно-
го материала. При использовании свинцовых пломб, особенно на больших емко-
стях с ядерными материалами, контроль наличия и соответствия идентификаторов
свинцовых пломб не позволяет выявить возможные факты несанкционированно-
го вмешательства.
Нарушения, связанные с системой измерений ядерных материалов, как правило,
относятся к одному из следующих:
отсутствие программ измерений для зон баланса материала;
несоответствия программы измерений реальной системе измерений предприятия;
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
91
отсутствие документально зарегистрированных результатов измерений.
Причиной данных нарушений являются, как правило, недостаточная подготов-
ка и обучение персонала в области учета и контроля ядерных материалов, слабый
административный контроль со стороны ответственных должностных лиц (адми-
нистрации).
Нарушения, связанные с проведением физической инвентаризации ядерных мате-
риалов, как правило, являются следующими:
не подводится баланс по всем ядерным материалам или не указывается погреш-
ность по полученным значениям;
отсутствует расчет выборки при проведении подтверждающих измерений и (или)
не выполняются подтверждающие измерения.
Передача ядерных материалов.
Наибольшее количество нарушений связано со следующими недостатками в работе:
неправильным оформлением (ошибками) в документах по передаче ядерных ма-
териалов;
несвоевременным направлением уведомлений о передачах ядерных материалов;
отсутствием контроля при отправке ядерных материалов или порожних контей-
неров.
Анализ случаев хищений, утрат или несанкционированного использования ядерных
материалов.
В 2009 году не было зафиксировано случаев хищений, утрат или несанкциони-
рованного использования ядерных материалов.
Анализ функционирования Федеральной информационной системы учета и контро-
ля ядерных материалов (ФИС ЯМ).
В 2009 году фактически все предприятия сформировали и зарегистрировали зоны
отчетности по предоставлению информации в Федеральную информационную си-
стему учета и контроля ядерных материалов (ФИС). Термин «зона отчетности» вве-
ден в Положении о системе государственного учета и контроля ядерных материалов,
утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008
№ 352. В ходе инспекций проверялись своевременность предоставления отчетности
и соответствие форм отчетности в ФИС ЯМ.
Причины выявленных недостатков в системах учета и контроля ядерных материалов:
недостаточное внимание руководителей предприятий к вопросам учета и кон-
троля ядерных материалов;
низкий уровень знаний и недостаточная подготовка и обучение персонала в об-
ласти учета и контроля ядерных материалов (особенно в научно-исследовательских
организациях);
недостаточное количество и качество методических документов по практическо-
му выполнению процедур учета и контроля ядерных материалов;
противоречивость и несогласованность отраслевых стандартов и несоответствие
их федеральным нормам и правилам.
Для устранения указанных недостатков Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору:
проводит совещания с руководителями поднадзорных объектов, применяет адми-
нистративные наказания при обнаружении нарушений федеральных норм и правил;
участвует в обучении специалистов поднадзорных объектов в области учета и кон-
троля ядерных материалов;
92
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
участвует в разработке и переработке нормативных и методических документов в
области учета и контроля ядерных материалов — как федерального, так и ведомствен-
ного уровня, включая переработку «Основных правил учета и контроля ядерных ма-
териалов» и переработку отраслевых стандартов в национальные стандарты.
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов Федеральная служба по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору осуществляет надзор за 1352 объектами.
Всего за год было проведено 845 инспекций, в рамках которых проверялось состо-
яние учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Выявлено
735 нарушений федеральных норм и правил и условий действия лицензии. Наложено
4 административных взыскания на общую сумму 12,5 тыс. руб.
Перечень нормативных документов по учету и контролю радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов:
федерального уровня:
Закон «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ;
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ
Правила организации системы государственного учета и контроля ради-
оактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденные постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.10.1997 № 1298 в редакции постанов-
ления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49;
Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и ради-
оактивных отходов в Российской Федерации, утвержденное приказом Минатома
России от 10.12.1999 № 761;
«Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации» (НП-067-05);
Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов
(НП-072-06);
«Формы отчета в области государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов, порядок и периодичность представления отчетов», утвержденные прика-
зом Минатома России от 31.08.2009 № 600, зарегистрированным Минюстом РФ
13.10.2001 № 15019;
«О введении в действие форм федерального государственного статистическо-
го наблюдения № 2-тп (радиоактивные вещества) и № 2-тп (радиоактивность) и
утверждении рекомендаций по их заполнению», утвержденные приказом Минатома
России от 11.11.2002 № 538.
Проведение инспекций состояния учета и контроля радиоактивных веществ и ради-
оактивных отходов, выявленные нарушения требований нормативной документации.
Наибольшее количество нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов выявлено инспекторами Центрального МТУ ЯРБ (56 %
общего числа нарушений, в среднем около 1,8 нарушения за инспекцию). Также
большое количество нарушений выявлено инспекторами Сибирского МТУ ЯРБ
(19 % общего числа нарушений, в среднем одно нарушение за две инспекции).
Анализ выполнения требований к учету и контролю радиоактивных веществ и ради-
оактивных отходов.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
93
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число наруше-
ний связано с системой измерений радиоактивных веществ и радиоактивных отхо-
дов, ведением учетной и предоставлением отчетной документации, требованиями
к организации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации.
Нарушения, связанные с системой контроля доступа к радиоактивным веществам и
радиоактивным отходам, вызваны отсутствием самих УИВ и отсутствием методической
базы (инструкций, руководств) по их внедрению и применению на предприятии.
Нарушения, связанные с системой измерений радиоактивных веществ и радиоак-
тивных отходов, вызваны отсутствием методической базы по разработке программ
измерений и проведению подтверждающих измерений радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов при приемке и физической инвентаризации.
Отмечаются следующие нарушения, связанные с проведением физической инвен-
таризации радиоактивных веществ и радиоактивных отходов:
не проводится своевременно инвентаризация радиоактивных веществ и радио-
активных отходов;
не составляются (или составляются с нарушениями) отчетные документы по ре-
зультатам проведения инвентаризации.
Причиной указанных нарушений являются низкий уровень внимания руковод-
ства предприятий к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных от-
ходов, а также низкий уровень знаний и недостаточная степень профессиональной
подготовки персонала в области учета и контроля радиоактивных веществ и радио-
активных отходов.
Причинами недостатков в системе учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов являются:
недостаточное внимание руководителей предприятий к вопросам учета и кон-
троля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
низкий уровень знаний и недостаточная подготовка и обучение персонала в об-
ласти учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
отсутствие методических документов по практическому выполнению процедур уче-
та и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на предприятиях.
В целях устранения указанных недостатков Федеральная служба по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору:
участвует в разработке и переработке нормативных и методических документов
в области учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
участвует в обучении специалистов в области учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов.
2.2.7. Объекты ведения горных работ
2.2.7.1. Угольная промышленность
Государственный контроль в области промышленной безопасности на предпри-
ятиях угольной промышленности в 2009 году осуществлялся на 157 шахтах (шах-
тах, филиалах шахт, участках подземной добычи), 185 разрезах, 62 обогатительных и
брикетных фабриках. При этом в эксплуатации находилось 815 поднадзорных объ-
ектов. Общая добыча угля за 2009 год по сравнению с 2008 годом уменьшилась на
17,68 млн т и составила 301,79 млн т (94,5 % к уровню 2008 г.), в том числе:
подземным способом — 108,41 млн т (103 % к уровню 2008 г.);
94
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
открытым способом — 193,38 млн т (90 % к уровню 2008 г.).
Среднесписочная численность работающих в угольной отрасли — 184 370 чел.
Показатели состояния промышленной безопасности в области надзора в уголь-
ной промышленности в 2009 году в сравнении с 2008 годом улучшилось. В 2009 году
на подконтрольных предприятиях произошло 9 аварий, из них 2 аварии с групповы-
ми н/сл.; 2 групповых н/сл. без аварий. При авариях и групповых н/сл. пострадало
12 чел., из них 5 чел. получили смертельные травмы. Общее количество смертельно
травмированных — 48 чел.
В 2008 году произошло 12 аварий, из них 5 аварий с групповыми н/сл.; 2 груп-
повых н/сл. без аварий. При авариях и групповых н/сл. пострадало 43 человека, из
них 14 чел. получили смертельные травмы. Общее число смертельно травмирован-
ных — 53 человека. При снижении аварийности на 33 % смертельный травматизм
снизился на 10 %.
Аварийность и травматизм (без учета аварийности и травматизма при обраще-
нии со взрывчатыми материалами) в угольной промышленности в сопоставлении с
объемом производства продукции за 1997-2009 гг. приведены в табл. 35.
Таблица 35
Аварийность и травматизм в угольной промышленности в сопоставлении с объемом
производства продукции за 1997-2009 гг.
Год
Объем добычи
Число
Количество смертельно
Удельный показатель
угля, млн т
аварий
травмированных, чел.
смертельного травматиз-
ма, чел./млн т
1997
244,4
56
242
0,99
1998
232,4
54
139
0,60
1999
249,1
39
104
0,41
2000
254,2
34
115
0,45
2001
266,4
34
107
0,40
2002
234,2
27
83
0,35
2003
270,3
30
99
0,37
2004
284,5
33
148
0,52
2005
300,2
27
107
0,36
2006
294,1
23
68
0,23
2007
316,0
21
232
0,73
2008
319,47
12
53
0,16
2009
301,79
9
48
0,15
Динамика объемов добычи угля, смертельного травматизма и аварийности за ука-
занный период отражена на рис. 4.
В отчетном году из 9 происшедших аварий 8 аварий произошли на подземных
работах и 1 на поверхности. Общий суммарный ущерб от происшедших аварий со-
ставил 619 млн 194 тыс. руб.
В 2009 году произошло снижение аварий, связанных с внезапными выброса-
ми угля, породы и газа, горными ударами, обрушениями горной массы, крепи, но
увеличилось количество вспышек и взрывов газа метана и число экзогенных — не
связанных с самовозгоранием угля пожаров. В 2009 году их было 3, в то время как
в 2008 году экзогенных пожаров не было. Распределение аварий в 2009 году в срав-
нении с 2008 годом по видам представлено в табл. 36.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
95
Рис. 4. Динамика добычи, травматизма со смертельным исходом и аварийности
в угольной промышленности
(данные приведены без учета аварийности и травматизма при ведении взрывных работ)
Таблица 36
Распределение аварий по видам за 2008-2009 годы
Вид аварии
2008 г.
2009 г.
+/-
п/п
1
Взрыв, вспышка, горение газа и пыли
1
3
+2
2
Пожар (эндоген., экзоген.)
3
5
+2
3
Горный удар
1
-
-1
4
Внезапный выброс угля, породы, газа
2
-
-2
5
Разрушение зданий, сооружений, техустройств
1
-
-1
6
Транспорт
-
-
-
7
Электроток
1
-
-1
8
Машины и механизмы
-
-
-
9
Падения
1
-
-1
10
Затопления горных выработок, прорыв воды
1
1
11
Обрушения горной массы, крепи
1
-
-1
12
Отравления, удушье
-
-
-
13
Другие виды аварий и травм
-
-
-
14
Итого:
12
9
-3
Снижение аварийности при ведении горных работах составило 25 % к уровню
2008 года.
Смертельный травматизм на подземных работах в 2009 году увеличился на транс-
порте и от падения пострадавших, сохранился на прежнем уровне от обрушений
96
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
горной массы и снизился от поражения электротоком, при работе машин и меха-
низмов.
На открытых горных работах смертельный травматизм в 2009 году увеличился
от поражения электротоком, при работе машин и механизмов, остался на прежнем
уровне на транспорте, но снизился от падений и отравлений. Данные по смертель-
ному травматизму в зависимости от факторов опасности приведены в табл. 37.
Таблица 37
Смертельный травматизм в зависимости от факторов опасности
Опасные факторы
Смертельный травматизм, 2008-2009 годы
производственного травматизма
Подземные
Техкомплекс
Открытые
горные работы
поверхности и
горные работы
обогатительные
фабрики
Взрыв, вспышка, горение газа, пыли
—/—
—/2
—/—
—/—
—/—
—/—
(+2)
Пожар (эндогенный, экзогенный)
—/—
1/—
—/—
—/—
—/—
—/—
(-1)
Горный удар
—/—
1/—
—/—
—/—
—/—
—/—
(-1)
Внезапный выброс угля, породы, газа
—/—
3/—
—/—
—/—
—/—
—/—
(-3)
Разрушение зданий, тех. сооружений
—/—
—/—
—/—
—/—
—/—
—/—
Обрушение горной массы, крепи
8/11
5/2
—/—
—/—
—/1
—/—
(+3)
(-3)
(+1)
Транспорт
3/9
2/—
2/—
—/—
2/2
—/—
(+6)
(-2)
(-2)
Электроток
3/—
—/—
1/—
—/—
2/4
—/—
(-3)
(-1)
(+2)
Машины и механизмы
8/5
—/1
—/1
—/—
1/2
—/—
(-3)
(+1)
(+1)
(+1)
Затопления, прорыв воды
—/—
—/—
—/—
—/—
—/—
—/—
Падения
2/5
—/—
1/2
—/—
1/—
—/—
(+3)
(+1)
(-1)
Отравление, удушье
1/—
3/—
—/—
—/—
1/—
—/—
(-1)
(-3)
(-1)
Другие виды
1/1
—/—
—/—
—/—
1/—
—/—
(-1)
Итого:
26/31
15/5
4/3
—/—
8/9
—/—
(+5)
(—10)
(-1)
(+1)
Общее снижение смертельного травматизма на подземных горных работах со-
ставило 12 % к уровню 2008 года. На открытых горных работах и поверхности шахт
уровень смертельного травматизма остался прежним.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..