ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 4

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
49
В целях повышения безопасности при обращении с отходами производства, тех-
нической безопасности при эксплуатации емкостей-хранилищ средне- и высокоак-
тивных отходов Радиохимического завода, для подготовки их к консервации и вы-
воду из эксплуатации продолжаются опытно-промышленные работы.
Количество и качество ЖРО соответствует нормативам, установленным тех-
нологическими регламентами. Контроль соблюдения нормативов осуществляет
Радиоэкологический центр ФГУП «ГХК».
На Реакторном заводе ФГУП «ГХК» в 2009 году превышения установленных норм
радиоактивных сбросов и выбросов не зафиксировано.
Газовые выбросы и жидкие сбросы радионуклидов в окружающую среду не пре-
вышают установленных для завода нормативов.
Количество отходов, отправленных на захоронение на ИХЗ, не превышает уста-
новленных руководством ФГУП «ГХК» норм.
Случаев превышения удельной активности, уровней загрязнения наружных по-
верхностей транспортных контейнеров-сборников и средств транспортирования не
зарегистрировано.
В ОАО «ХМЗ» в процессе производства работ по выводу из эксплуатации ЯУ про-
водится фрагментация, сортировка и упаковка загрязненных радионуклидами эле-
ментов оборудования, трубопроводов, запорной арматуры. Радиационный контроль
в помещениях ЯУ, на ее площадке проводится в соответствии с «Графиком произ-
водственного контроля за радиационной обстановкой на 2009 год».
Твердые радиоактивные отходы, образующиеся при выводе из эксплуатации ЯУ,
относятся к категории низкоактивных отходов. Обращение с ТРО осуществлялось
в соответствии с требованиями технологических регламентов, инструкций и усло-
вий действия лицензий.
Хранение РАО на ОАО «ПО ЭХЗ» разрешено условиями действия лицензии
Ростехнадзора.
Образующиеся в результате деятельности ОАО «ПО «ЭХЗ» ТРО передаются в
хранилища твердых радиоактивных отходов траншейного типа. В настоящее время
на ОАО «ПО «ЭХЗ» ведутся работы по обоснованию текущего уровня безопасно-
сти, прогнозного расчета оценки безопасности хранилищ ТРО и обоснованию сети
наблюдательных скважин.
Результаты контроля за содержанием урана в выбросах в атмосферу, объектах
окружающей среды показывают, что деятельность предприятия не оказывает ра-
диационного воздействия на окружающую среду и население сверх установленных
нормативов.
Работа с РАО в подразделениях ОАО «АЭХК» проводится в соответствии с ли-
цензиями Ростехнадзора и требованиями нормативных документов.
Сброс сточных технологических вод в гидрографическую сеть в 2009 году не осу-
ществлялся ввиду их испарения на шламовых полях после станции нейтрализации.
Ежегодно производится комиссионная проверка правильности ведения, сбора
и утилизации РАО.
Нарушений в работе при обращении с РАО, повлиявших на состояние радиацион-
ной безопасности, не зафиксировано.
На ОАО «НЗХК» хранение РАО на хвостохранилище осуществляется на основа-
нии «Проекта 2-й секции хвостохранилища». Регулярно производится отбор и ана-
лиз проб воды: хвостовой, фильтрационной, осветленной и из гидрографической
50
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
сети. Через сеть наблюдательных скважин осуществляется систематический кон-
троль загрязняющих веществ в водоносных горизонтах.
Выбросы радиоактивных веществ не превышают утвержденных норм.
Нарушений в работе ОАО «НЗХК» при обращении с РАО, повлиявших на состо-
яние радиационной безопасности, не зафиксировано.
Основной объем радиоактивных отходов на ОАО «ППГХО» образуется в резуль-
тате гидрометаллургической переработки урановой руды.
Вся шахтная вода поступает на установку очистки шахтных вод на ГМЗ и после
очистки используется в технологическом цикле ГМЗ.
Фактические выбросы и сбросы в отчетном периоде не превысили установлен-
ных пределов.
Состояние емкостей-хранилищ высокоактивных отходов (ВАО) на ФГУП «ПО
«Маяк»: на 01.12.2009 количество свободных емкостей в хранилищах составило
13 шт., включая 3 емкости, находящиеся в ремонте.
Количество высокоактивных жидких отходов за год сократилось в связи с рабо-
той печи остекловывания.
Радиационная обстановка в хранилищах и на территории в основном соответ-
ствует нормативным требованиям.
Состояние электропечей остекловывания жидких ВАО.
В настоящее время электропечи ЭП-500/1-р, ЭП-500/2 и ЭП-500/3 остекловы-
вания жидких ВАО на ФГУП «ПО «Маяк» находятся в режиме остановленной на-
грузки.
Контроль электропечей остекловывания осуществляется по технологическим па-
раметрам, которые контролируются системой «МАИС-Т».
Аномальных отклонений в состоянии остановленных печей не наблюдалось.
В эксплуатации находится печь ЭП-500/4.
Состояние водоемов-хранилищ на ФГУП «ПО «Маяк».
Уровень воды в водоеме В-11 в период паводка 2009 года изменялся незначитель-
но — в пределах от 216,83 до 216,92 м при разрешенном уровне 217,32 м.
В водоеме В-9 уровень воды в период паводка практически не изменялся и нахо-
дился на отметке 252,27-252, 37 м при разрешенных уровнях: нижнем — 251,86 м,
верхнем — 252,86 м. На 01.12.2009 уровень воды находился на отметке 252,13 м.
Начиная с мая 2009 года измерения уровней воды во всех водоемах производят-
ся в системе высот «Балтийская» (ранее для водоемов использовались относитель-
ные системы высот).
В весенний и осенний периоды 2009 года произведены осмотры береговых ли-
ний водоемов В-9 и В-17 с составлением актов.
Заводом 22 в полном объеме ведутся работы по контролю гидротехнических со-
оружений и отбору проб воды из всех специальных промышленных водоемов со-
гласно графику.
Госкорпорацией «Росатом» с участием специалистов заинтересованных органов
власти начата разработка федерального закона о ФГУП «ПО «Маяк», в котором
предполагается определить статус водных объектов ФГУП «ПО «Маяк», реки Теча,
территорий и геологической среды в контролируемой зоне Южного Урала, загряз-
ненных радиоактивными веществами.
Порядок обращения с ТРО на ОАО «УЭХК» установлен стандартом предприя-
тия, который регламентирует требования к сбору, временному хранению, транспор-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
51
тированию и компактированию (сжигание или прессование) и размещению упако-
вок с ТРО в пункте хранения ХМЦ (ПХТРО). Жидкие РАО на ОАО «УЭХК» не об-
разуются.
Сведения о количестве ГРО ежегодно указываются в отчетах. Фактический вы-
брос на ОАО «УЭХК» значительно ниже допустимого.
В ЗАО «Далур» в условиях подземного выщелачивания, при замкнутом техноло-
гическом цикле, образование ЖРО исключается. Предприятием разработана и под-
готовлена система сбора, временного хранения и передачи ТРО на захоронение в
специализированную организацию (Челябинский «Радон») по договору.
На ОАО «ЧМЗ» РАО образуются в подразделениях предприятия в результате пе-
реработки сырья природного происхождения, в состав которого входят только есте-
ственные радионуклиды. Все РАО, образующиеся на предприятии, относятся к низ-
коактивным.
Имеющееся на ОАО «ЧМЗ» хвостохранилище служит для сбора и долговремен-
ного хранения нерастворимых остатков сбросной пульпы и ряда других ТРО.
Загрязненный металлолом направляется на дезактивацию. Металлолом, прошед-
ший дезактивацию, проходит дозиметрический контроль, неотмытый металлолом
направляется на повторную обработку. Не прошедший повторную дезактивацию ме-
таллолом для предотвращения несанкционированного обращения с ним направля-
ется на долговременное хранение.
РАО передаются на захоронение в подразделения, филиалы РосРАО в соответ-
ствии с требованиями нормативных документов.
В целом обращение с РАО на ОАО «ЧМЗ» проводится в соответствии с требова-
ниями норм и правил.
При проведении НИОКР в ОАО «ГНЦ НИИАР» образуются жидкие, твердые
и газообразные радиоактивные отходы. Сбор, переработка, временное хранение,
транспортирование и захоронение РАО в целом соответствует требованиям норм и
правил по безопасности в области использования атомной энергии.
Сбор, переработка, временное хранение, транспортирование и захоронение РАО
осуществляется централизованно в комплексе переработки жидких радиоактивных
отходов в соответствии с требованиями действующей организационной, норматив-
ной и технической документации.
Система обращения с ЖРО и ТРО включает их сбор, предварительную класси-
фикацию по категориям, сортировку и упаковку. Сбор РАО производится непосред-
ственно в местах их образования.
Образующиеся при проведении заявленной деятельности средне- и низкоактив-
ные ЖРО собираются в баки-сборники и после обработки по спецканализации на-
правляются в хранилище для дальнейшей переработки и захоронения в глубокие
геологические формации.
Обращение с РАО на ОАО «МСЗ» в целом соответствует требованиям безопас-
ности и условиям действия лицензии Ростехнадзора. На ОАО «МСЗ» имеются три
хвостохранилища — законсервированное, выводимое из эксплуатации (закрывае-
мое) и эксплуатируемое. Твердые РАО вывозятся в филиал ГУП МосНПО «Радон».
Жидкие отходы проходят обработку преимущественно известкованием и направля-
ются на действующее заводское хранилище жидких отходов.
52
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Обращение с ядерными материалами при их транспортировании
Транспортирование ядерных материалов в Российской Федерации осуществля-
ется всеми видами транспорта — автомобильным, железнодорожным, водным (мор-
ским) и воздушным. Требования безопасности регламентируются федеральными
нормами и правилами в области использования атомной энергии «Правила безопас-
ности при транспортировании радиоактивных материалов» (НП-053-04).
Деятельность по обращению с ядерными материалам при их транспортиро-
вании осуществляют 19 эксплуатирующих организаций (ОАО «ГНЦ НИИАР»,
ОАО «СПб «Изотоп», ОАО «СХК», ОАО «АЭХК», ОАО «ЭХЗ», ФГУП «ПО «Маяк»,
ОАО «ИРМ», ОАО «УЭХК», ОАО «Концерн Энергоатом», ОАО «ВНИИНМ»,
ФГУП «НИИ НПО «Луч», ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», ФГУ РНЦ «Курчатовский
институт», ОАО «Техснабэкспорт», ОАО «ТВЭЛ», ОАО «Атомспецтранс»,
ОАО «ППГХО», ОАО «Хиагда», ЗАО «Далур») и 24 организации, выполня-
ющие работы и предоставляющие услуги эксплуатирующим организаци-
ям (ОАО «ЧМЗ», ООО НПФ «Сосны», ОАО «АСПОЛ-БАЛТИК», ОАО «СМП»,
ОАО «Архморторгпорт», ЗАО «ЧСК», ЗАО «ПКТ», Корпорация «Атлантик Ро-Ро
Карриерс», ФГУП АТЦ СПб, ФГУП «ФЦЯРБ», ЗАО «УАТ НЗХК», ООО «НУКЛОН»,
ОАО «МСЗ», ЗАО «Атомстройэкспорт», ЗАО «Космос», ЗАО «Волга-Днепр»,
ООО «АК ЭйрБриджКарго», ОАО «НЗХК», Акционерная компания закрыто-
го типа «ВЕСТИНГХАУС ЭЛЕКТРИК Ю.КЕЙ. ЛИМИТЕД», ОАО «РЖД»,
ООО «ЭЛЕМАШСПЕЦТРАНС», ООО «ЭЛЕМАШ-АВТО», ОАО «АУС»,
ЗАО «ЗапСибКонтейнер). Эксплуатирующие организации — это практически все
предприятия ядерного топливного цикла и некоторые научно-исследовательские
институты. Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги эксплу-
атирующим организациям, — это инкорпорированные предприятия ОАО «ТВЭЛ»
(ОАО «МСЗ», ОАО «НЗХК», ОАО «ЧМЗ»), организации, осуществляющие пере-
грузку упаковок с ядерными материалами в морских портах (стивидорные ком-
пании — ЗАО «ЧСК», ЗАО «ПКТ» и ОАО «Архморторгпорт»), организации пере-
возчики — судоходные, авиационные, железнодорожные и автомобильные ком-
пании (ОАО «АСПОЛ-БАЛТИК», ОАО «СМП», Корпорация «Атлантик Ро-Ро
Карриерс», ЗАО «Космос», ЗАО «Волга-Днепр», ООО «АК ЭйрБриджКарго»,
Акционерная компания закрытого типа «ВЕСТИНГХАУС ЭЛЕКТРИК Ю.КЕЙ.
ЛИМИТЕД», ОАО «РЖД», ООО «ЭЛЕМАШСПЕЦТРАНС», ООО «ЭЛЕМАШ-
АВТО», ОАО «АУС», ЗАО «ЗапСибКонтейнер), а также организации, осуществля-
ющие транспортно-экспедиционное обслуживание при транспортировании ядер-
ных материалов (ООО НПФ «Сосны», ОАО «Атомредметзолото», ФГУП «ФЦЯРБ»,
ООО «НУКЛОН»).
Транспортирование ядерных материалов осуществляется в транспортных упако-
вочных комплектах, на которые ГК «Росатом» выдаются сертификаты, подтвержда-
ющие соответствие конструкции и условий перевозки требования вышеуказанных
федеральных норм и правил «Правила безопасности при транспортировании ради-
оактивных материалов» (НП-053-04). В 2009 году Ростехнадзором было рассмотре-
но и согласовано 106 сертификатов, включая дополнения и извещения о внесении
изменений в сертификаты.
Продолжались работы по возврату в Российскую Федерацию ядерных материа-
лов, ранее поставленных за рубеж для обеспечения работы исследовательских ядер-
ных установок. В 2009 году в соответствии с положительными заключениями го-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
53
сударственной экологической экспертизы был осуществлен ввоз облученных теп-
ловыделяющих сборок из Румынии, Польши и Ливии. Так впервые в Российской
Федерации была осуществлена воздушная перевозка из Румынии и Ливии отрабо-
тавшего ядерного топлива исследовательских реакторов. Перевозка осуществлена
российской авиакомпанией, имеющей соответствующую лицензию Ростехнадзора.
Также в 2009 году впервые был осуществлен ввоз отработавшего ядерного топлива
исследовательского реактора «Мария» (Польша) на специально переоборудованном
для перевозки отработавшего ядерного топлива морском судне. Переоборудование
судна было осуществлено в соответствии с требованиями международного Кодекса
безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных
отходов высокого уровня активности в контейнерах на борту судна.
В отчетный период также осуществлялся плановый ввоз облученных тепловы-
деляющих сборок АЭС Болгарии. Всего было ввезено 240 шт. ОТВС общим коли-
чеством ОЯТ 57,1 т.
Ростехнадхзор при осуществлении государственного контроля и надзора за безо-
пасностью транспортирования ядерных материалов осуществляет лицензирование
деятельности по проектированию, конструированию и изготовлению транспортных
упаковочных комплектов.
Состояние с обеспечением безопасности при транспортировании ядерных мате-
риалов контролируется при проведении комплексных, целевых и оперативных ин-
спекций.
Большое значение для безопасности транспортирования ядерных материалов имеет
техническое состояние транспортных упаковочных комплектов. Имеющиеся транс-
портные упаковочные комплекты для перевозки облученных тепловыделяющих сбо-
рок ядерных энергетических реакторов типов ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 были изготов-
лены в 70-80-х гг. прошлого века. В настоящее время срок их эксплуатации продлен
в установленном порядке. Однако в ближайшее время необходимо начать работы по
проектированию и изготовлению нового поколения транспортных упаковочных ком-
плектов, отвечающих современным требованиям безопасности для замены существу-
ющего парка вышеуказанных контейнеров, а также по замене некоторых других типов
транспортных упаковочных комплектов для перевозки ядерных материалов.
Меры, принятые в отчетном периоде эксплуатирующими организациями и
Ростехнадзором (в пределах компетенции), по повышению уровня ядерной и радиа-
ционной безопасности объектов ядерного топливного цикла
На ФГУП «ПО «Маяк» в 2009 году в целях повышения безопасности деятельно-
сти, осуществляемой предприятием в области использования атомной энергии, про-
водились следующие проектные и строительно-монтажные работы:
создание первой очереди общесплавной канализации с отводом очищенных вод
в левобережный канал;
создание второй очереди системы общесплавной канализации;
создание комплекса цементирования жидких и гетерогенных САО;
сооружение установки очистки вод спецканализации и вод, содержащих САО
химико-металлургического производства (разработана конструкторская докумен-
тация и начаты строительные работы);
консервация водоема В-9 (оз. Карачай), 3-я очередь (окончание консервации на-
мечено в 2015 году);
а также НИОКР:
54
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
«Разработка технологии и оборудования для переработки накопленных ЖРО»;
«Сооружение установки очистки жидких НАО»;
«Вывод из эксплуатации остановленных промышленных реакторов»;
совместно с ИБРАЭ РАН — «Отработка технологии очистки воды ТКВ в значи-
мых объемах на основе обратноосмотического метода»;
совместно с ООО «ПК ПВП «Деймос ЛТД» — «Разработка схемы обращения с
ЖРО открытых бассейнов хранилищ»;
«Создание комплекса по переработке твердых РАО (НИОКР, ПИР) для ФГУП
«ПО «Маяк»;
«Обеспечение безопасного обращения с ОЯТ реакторов АМБ».
Выполнялись мероприятия по обеспечению решения экологических проблем,
связанных с текущей и прошлой деятельностью ФГУП «ПО «Маяк» в 2009 в рамках
Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопас-
ности на 2008 год и на период до 2015 года».
Из итогов выполнения ФЦП, мероприятия по статьям «НИОКР» и «Прочие
расходы» выполняются в объемах фактического финансирования. По статье
«Капитальные расходы» в 2009 году финансирование работ из федерального бюд-
жета по отдельным позициям не производилось, а освоение осуществлено не в пол-
ном объеме.
На ФГУП «ГХК» в 2009 году проведены техническое обслуживание и ремонт
систем и оборудования, важных для безопасности, работы выполнялись в соответ-
ствии с годовым планом-графиком.
В течение отчетного периода на реакторе АДЭ-2 проведены все планово-
предупредительные работы по перегрузке, осмотру, ремонту и техническому обслу-
живанию основного оборудования реактора АДЭ-2 в установленные сроки.
На ОАО «ЭХЗ» продолжается выполнение работ по замене газовых центрифуг
электрохимического цеха.
На ОАО «АЭХК» проведено расширение участка «Челнок-А», продолжалась рабо-
та по проектированию и созданию установки конверсии отвального ГФУ «Кедр».
На ОАО «СХК» велись работы по подготовке к выводу из эксплуатации оста-
новленных реакторов АДЭ-4 и АДЭ-5, проводилась реконструкция узлов загрузки-
выгрузки блоков ДАВ-90.
Проведено комплексное опробование опытно-промышленной установки элек-
трохимической дезактивации металлического лома.
На ОАО «ППГХО» в 2009 г. выполнены следующие работы:
завершено строительство и принят в эксплуатацию новый сернокислотный за-
вод;
ведутся работы по экранированию чаши хранилища РАО «Среднее» и наращи-
ванию дамбы хвостохранилища.
Ростехнадзором осуществлялся постоянный надзор за безопасностью проводи-
мых работ и строительством объектов в рамках своей компетенции и в соответствии
с Градостроительным кодексом.
Проблемы ядерной и радиационной безопасности ПЯТЦ и состояние дел с их ре-
шением
Одной из нерешенных проблем в области обеспечения ядерной и радиационной
безопасности на ПЯТЦ является продолжение эксплуатации реактора АДЭ-2 на
ФГУП «ГХК». АДЭ-2 был пущен в 1964 г. На настоящий момент фактический срок
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
55
эксплуатации реактора превысил установленный проектный срок его эксплуатации
более чем в 2 раза. Реактор создавался в оборонных целях для наращивания мощ-
ностей по наработке плутония оружейного качества, а также выработки тепловой
и электрической энергии (двухцелевой режим) для обеспечения потребностей в те-
плоэнергетических ресурсах как самого предприятия, так и города Железногорска.
Наработка оружейного плутония в настоящее время не является актуальной, одна-
ко отсутствие в регионе достаточных энергогенерирующих (в основном теплогене-
рирующих) мощностей обусловливает необходимость продолжения эксплуатации
этого реактора.
Деятельность по эксплуатации реактора АДЭ-2 в настоящее время осуществляет-
ся в рамках годичных лицензий, выдаваемых ФГУП «ГХК» в установленном поряд-
ке Ростехнадзором на основании оценок остаточного ресурса основного несменяе-
мого оборудования, состояния ядерной и радиационной безопасности, результатов
ежегодных обследований технического состояния реактора комиссиями Росатома,
актов инспекций Железногорского отдела инспекций СМТУ Ростехнадзора.
Темпы строительства замещающих мощностей (теплогенерирующих) для реак-
тора АДЭ-2 в настоящее время являются критическими с точки зрения планирова-
ния возможной остановки реактора.
Ранее в соответствии с обоснованными требованиями Ростехнадзора и понима-
нием Росатомом сложности существующей проблемы составлялись планы ежегодно
проводимых работ в обеспечение и обоснование безопасности реактора, осущест-
влялось ежегодное освидетельствование его технического состояния. Выполнение
этих планов и ежегодного технического освидетельствования позволяло подтверж-
дать безопасность реактора на период действия выдаваемой Ростехнадзором лицен-
зии на его эксплуатацию.
Однако объемы проведения плановых работ в целях обеспечения и подтверж-
дения надлежащего уровня безопасности реактора в 2009 году были сокращены
Росатомом, в связи с чем возникла ситуация, при которой затруднен адекватный
контроль и прогнозирование уровня безопасности данного реактора. Несмотря
на предполагаемую в ближайшем будущем остановку реактора, вопросы обеспе-
чения безопасности эксплуатации его до остановки, равно как и его эксплуата-
ция в остановленном режиме и при подготовке к выводу из эксплуатации, а так-
же вопросы обеспечения безопасности при проведении работ в рамках выбран-
ного варианта вывода из эксплуатации и долгосрочного прогноза состояния его
конструкции остаются актуальными и существенными как до, так и после оста-
новки реактора.
В 2009 году Ростехнадзор обратился в очередной раз в Росатом на имя замести-
теля генерального директора госкорпорации Росатом с изложением указанных про-
блем, а также на ФГУП «ГХК».
Несмотря на существенное сокращение объемов запланированных работ, в те-
чение 2009 года ФГУП «ГХК», ОАО «ОКБМ», ФГУ РНЦ «КИ» и другими заинтере-
сованными организациями выполнен ряд работ по исследованию и поддержанию
уровня безопасности реактора. Подготовлен проект Отчета по обеспечению безо-
пасности, откорректированный по замечаниям Ростехнадзора.
В настоящее время ФГУП «ГХК» запланировано проведение ряда первоочеред-
ных работ по поддержанию необходимого уровня безопасности реактора в 2010 году
за счет средств предприятия.
56
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Как частную проблему надзора за безопасностью промышленных реакторов мож-
но отметить также и то, что в целях эффективного осуществления и планирования
надзорной деятельности за реакторным производством на ФГУП «ПО «Маяк» необ-
ходимо подготовить решение о дальнейшем развитии реакторного комплекса этого
предприятия на перспективу.
Среди важных задач обеспечения радиационной безопасности также следует от-
метить необходимость организации и проведения необходимых работ по подготовке
уже остановленных промышленных уран-графитовых реакторов к выводу из эксплу-
атации, в частности к их подготовке к режиму длительной радиационной выдержки.
Необходимость проведения данных работ, включая проведение всех необходимых
инженерных и радиационных обследований и подготовку необходимых проектных
материалов по выводу этих реакторов из эксплуатации, включая реакторы, останов-
ленные за рассматриваемый период и планируемые к останове в 2010 году, очевидна
и является важной задачей обеспечения радиационной безопасности.
В настоящее время продолжает оставаться также актуальной проблема обеспече-
ния безопасности при длительном хранении отвального гексафторида урана (ОГФУ)
на открытых площадках предприятий ядерного топливного цикла.
Однако следует отметить, что в настоящее время на предприятиях отрасли ведут-
ся работы, направленные как на решение вопросов обеспечения безопасности при
длительном хранении ОГФУ, включая обоснование сроков продления использова-
ния имеющихся емкостей, так и на перевод ОГФУ в более безопасные для длитель-
ного хранения оксидные формы урана.
В частности, на ОАО «ПО ЭХЗ» создана установка по переводу гексафторида ура-
на в закись-окись урана — форму более безопасную для длительного хранения.
Среди важных проблем следует отметить старение зданий и сооружений ряда
предприятий отрасли, которые были введены в эксплуатацию в середине 40 — на-
чале 50-х годов прошлого века. Отсутствие достаточного финансирования на осу-
ществление их ремонта, реконструкции и вывода из эксплуатации может в дальней-
шем оказать влияние на обеспечение ядерной и радиационной безопасности при
эксплуатации ядерных установок и обращении с ядерными материалами и радио-
активными веществами.
Тем не менее следует отметить, например, что, проведенная в 2009 году целевая
инспекция ОАО «АЭХК», несмотря на выявленные недостатки, подтвердила про-
гресс предприятия в проведении широкомасштабного обследования эксплуатируе-
мых зданий и сооружений.
Следует также подчеркнуть, что в эксплуатации имеется достаточно большое ко-
личество морально и физически устаревшего оборудования, ресурс которого исчер-
пан или близок к исчерпанию. В связи с этим особое внимание при осуществлении
надзорной деятельности уделяется соблюдению правил обслуживания и эксплуата-
ции оборудования с контролем установленных параметров ядерной и радиационной
безопасности, а также формированию системы планово-предупредительных ремон-
тов и выполнению необходимых процедур продления назначенных сроков эксплу-
атации зданий и сооружений, систем и оборудования.
К недостаткам и важным проблемным вопросам в обеспечении ядерной и радиа-
ционной безопасности объектов ядерного топливного цикла можно также отнести:
продолжение поступления жидких радиоактивных веществ в открытые промыш-
ленные водоемы — бассейны на ФГУП «СХК», ФГУП «ГХК», ФГУП «ПО «Маяк»
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
57
без соответствующего законодательного определения статуса этих водоемов и нор-
мативных правовых условий их использования этими предприятиями (однако на-
метившийся прогресс в этом отношении на ФГУП «ПО «Маяк» должен быть отме-
чен в 2009 году);
продолжение накопления и временного хранения облученных ТВЭЛ ДАВ-90 без
их переработки на ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «СХК» и ФГУП «ГХК» (однако рабо-
ты по подготовке к отправке ДАВ-90 на ФГУП «ПО «Маяк» для их дальнейшей пе-
реработки велись в 2009 году в запланированном объеме как на ФГУП «ГХК», так
и на ОАО «СХК»);
продолжение длительного хранения отработавшего ядерного топлива типа АМБ
в хранилищах ФГУП «ПО «Маяк» и Белоярской АЭС без его переработки (однако
проектные работы по решению этой проблемы начаты в отчетном периоде);
до настоящего времени не на всех ПЯТЦ сбор и кондиционирование радиоак-
тивных отходов осуществляется в полном соответствии с требованиями норматив-
ных документов.
Среди других важных проблем в области обеспечения ядерной и радиационной
безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла можно отметить следу-
ющие.
Для обеспечения радиационной безопасности персонала ПЯТЦ и населения не-
обходимо целевое бюджетное финансирование решения проблем переработки и за-
хоронения огромного количества радиоактивных отходов, накопившихся за годы ра-
боты этих предприятий. В первую очередь это касается создания установок остекло-
вывания радиоактивных отходов, создания комплексов для цементирования ЖРО, а
также создания установок для переработки отходов средней и низкой активности.
На многих ПЯТЦ до настоящего времени отсутствуют установки по кондицио-
нированию ТРО. Передаваемые на хранение упаковки ТРО часто не соответству-
ют критериям безопасности, установленным в нормативных документах. Не уста-
новлены обоснованные сроки хранения ТРО. Необходимо создание перерабатыва-
ющих установок для ТРО.
Решение проблем обращения с РАО, прежде всего оставшихся от прошлой дея-
тельности, запланировано к реализации в рамках федеральной целевой программы
(на ФГУП «ПО «Маяк» начата подготовка к сооружению установки цементирова-
ния, на ФГКП «ГХК» и других предприятиях также велись работы по обращению с
накопленными ранее РАО).
Кроме того, следует также отметить отсутствие в настоящее время федерально-
го закона об обращении с ОЯТ и радиоактивными отходами, устанавливающего
основные принципы обращения с ОЯТ и РАО (включая объекты подземных ядер-
ных взрывов в мирных целях) и распределение полномочий и ответственности во-
влеченных органов и организаций, а также отсутствие государственной концепции
долговременного хранения/захоронения ОЯТ и РАО. Однако следует отметить на-
метившийся существенный прогресс в данной области, в частности достаточно вы-
сокую степень готовности к выходу федерального закона о РАО.
Безусловно необходимым является в настоящее время также разработка и введе-
ние в действие федерального закона о статусе и безопасном использовании террито-
рий и объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате прошлой
оборонной деятельности производственного объединения «Маяк», определяюще-
го, в частности, статус и порядок использования промышленных водоемов, распо-
58
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
ложенных на территории этого комбината. Данная работа в отчетном периоде до-
статочно интенсивно велась в отрасли.
Тем не менее, несмотря на указанные недостатки, на предприятиях и объектах
ядерного топливного цикла, имеющих лицензии Ростехнадзора, состояние ядерной
и радиационной безопасности оценивается в целом как удовлетворительное.
Условия осуществления разрешенных видов деятельности на ОЯТЦ в 2009 году в
основном соответствовали требованиям действующей нормативной и технической
документации по ядерной и радиационной безопасности. Условия действия лицен-
зий на виды деятельности в части, касающейся обеспечения ядерной и радиацион-
ной безопасности, в целом выполнялись.
В 2009 году, как и в предыдущем, можно отметить следующие проблемные во-
просы, относящиеся к деятельности МТУ по надзору за ЯРБ:
отсутствие федерального закона о государственном регулировании ядерной и ра-
диационной безопасности;
в связи с тем что федеральная система высшего образования не готовит государ-
ственных служащих по регулированию безопасности в области использования атом-
ной энергии, специалисты, принимаемые на работу, нуждаются в обучении и дальней-
шей профессиональной подготовке, отсутствие централизованной системы подготов-
ки, переподготовки и повышения квалификации инспекторского состава по вопросам
надзора за обеспечением безопасности в данной области существенно затрудняет обе-
спечение Службы инспекторским составом необходимой квалификации;
не решен вопрос по организации централизованных курсов повышения квали-
фикации инспекторов по надзору за технической безопасностью;
отсутствует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации
инспекторского состава по вопросам осуществления строительного надзора;
недостаточная укомплектованность территориальных управлений инспектор-
ским персоналом (с учетом дополнительных функций, возлагаемых на МТУ ЯРБ),
высококвалифицированные специалисты увольняются в связи с достижением пре-
дельного возраста нахождения на государственной гражданской службе, а также из-
за неудовлетворенности размером заработной платы и отсутствия ряда социальных
гарантий, одним из источников комплектования новыми сотрудниками могли бы
быть поднадзорные организации, но уровень заработной платы на этих предприя-
тиях значительно выше заработной платы работников в системе Ростехнадзора;
проблемой является также отсутствие жилья и дошкольных учреждений для
привлечения на государственную гражданскую службу молодых специалистов.
Отсутствует также возможность обеспечения жильем уже работающих специали-
стов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и т.п.;
основное негативное влияние на надзорную деятельность в настоящее время ока-
зывает ограничение по периодичности проверок. Снижение количества проверок,
тем более в период экономического спада, может привести к ослаблению контроля
за состоянием ядерной и радиационной безопасности поднадзорных объектов;
значительно увеличился объем информации, представляемой в различные орга-
низации, что создает для инспекторского состава дополнительную нагрузку.
В качестве мер по повышению эффективности надзора МТУ ЯРБ предусматри-
ваются, проводятся и предлагаются следующие мероприятия:
переработка действующего законодательства, включая Положение о лицензи-
ровании деятельности в области использования атомной энергии и другие акты
Правительства Российской Федерации;
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
59
расширение процедур и методов обучения, обмена опытом работы для начальни-
ков отделов и инспекторского состава в целом в Федеральной службе по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору (эта работа в настоящее время прово-
дится в виде периодических совещаний начальников отделов инспекций и руководи-
телей МТУ, проводимых соответствующим отраслевым Управлением центрального
аппарата, а также в виде семинаров для старшего инспекторского состава и руково-
дителей МТУ ЯРБ, организуемых НТЦ ЯРБ Ростехнадзора);
совершенствование практики применения предупредительных мер, направлен-
ных на недопущение в поднадзорных организациях нарушений требований феде-
ральных норм и правил;
повышение требовательности инспекторского состава к эксплуатирующим орга-
низациям, а также к руководству и должностным лицам организаций в выполнении
требований обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии.
В 2009 году подготовлен и представлен второй национальный доклад Российской
Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции
о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения
с радиоактивными отходами, на третьем Совещании Договаривающихся сторон
(МАГАТЭ, Вена, 11-20 мая 2009 г.).
В 2009 году Ростехнадзор принял участие в организации подготовки и проведе-
ния миссии МАГАТЭ по анализу деятельности органов государственного регулиро-
вания безопасности при использовании атомной энергии, прошедшей в период с
15 по 29 ноября 2009 года.
Одной из основных задач на 2010 год является подготовка и выполнение плана
мероприятий по предложениям и рекомендациям миссии МАГАТЭ в части совер-
шенствования деятельности органов государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии в Российской Федерации, а также выполнение
плана надзорной и разрешительной деятельности Ростехнадзора на 2010 год.
2.2.3. Исследовательские ядерные установки
В 2009 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору (Ростехнадзор) осуществляла регулирование и надзор за ядерной и радиа-
ционной безопасностью 75 исследовательских ядерных установок (ИЯУ) в 19 экс-
плуатирующих организациях (ЭО) различных министерств и ведомств. Сведения по
видам деятельности на ИЯУ приведены в табл. 16.
Таблица 16
Сведения по видам деятельности на ИЯУ
Тип ИЯУ
Распределение типов ИЯУ по виду деятельности
Эксплуатация (из них в режи-
Вывод из
Сооружение
ме окончательного останова)
эксплуатации
Исследовательские реакторы
25 (3)
5
2
Критические стенды
28
3
Подкритические стенды
11
1
Количество ИЯУ по виду деятель-
64
8
3
ности
Всего ИЯУ:
75
В отчетном году центральным аппаратом Ростехнадзора было выдано эксплуа-
тирующим организациям 33 лицензии (табл. 17).
60
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Таблица 17
Выдача лицензий центральным аппаратом Ростехнадзора
Вид деятельности
Количество
лицензий
Выбор площадки
0
Проектирование и конструирование ИЯУ
4
Сооружение ИЯУ
0
Эксплуатация ИЯУ
15
Вывод из эксплуатации ИЯУ
3
Обращение с ЯМ и РАО
1
Использование ЯМ при проведении НИР и ОКР
4
Эксплуатация пунктов хранения ЯМ и ОЯТ на территории ИЯУ
3
Вывод из эксплуатации пунктов хранения ЯМ
1
Эксплуатация стационарного сооружения с ЯМ (защитные камеры)
1
Проведение экспертизы
1
Итого:
33
Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ) выдано 10 лицензий на деятельность на
ИЯУ.
Ростехнадзор осуществлял выдачу разрешений на право ведения работ в области
использования атомной энергии работникам (персоналу) ИЯУ.
За отчетный период разрешения получили:
в центральном аппарате — 13 руководящих работников ИЯУ;
в МТУ ЯРБ — 67 работников ИЯУ.
Инспекционная деятельность
В 2009 году проведено 297 инспекций состояния ядерной, радиационной и тех-
нической безопасности ИЯУ.
В ходе инспекций выявлены нарушения требований федеральных норм и пра-
вил и других нормативных документов в области использования атомной энергии
(НД) — 466 (2008 год — 447).
Предписано к устранению 466 пунктов предписаний. Один раз был наложен ад-
министративный штраф на сумму 3000 руб.
Результаты инспекционной деятельности МТУ ЯРБ на ИЯУ в 2009 году приве-
дены в табл. 18.
Таблица 18
Результаты инспекционной деятельности МТУ ЯРБ на ИЯУ в 2009 году
Показатель
ЦМТУ
СЕМТУ
ВМТУ
УМТУ
СМТУ
Всего
Число проведенных инспекций
226
15
31
20
5
297
ЭО
Число выявленных нарушений
372
19
59
7
9
466
ФНП
Число случаев применения ад-
1
1
министративных санкций
Сумма взысканных штрафов,
3
3
тыс. руб.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
61
Основной причиной нарушений требований НД является недостаточный кон-
троль со стороны руководства ИЯУ за своевременным выполнением необходимых
изменений, вытекающих из новых требований по обеспечению безопасности ИЯУ.
Нарушения в работе ИЯУ
Информация о нарушениях в работе ИЯУ отражается в оперативных и недель-
ных сводках МТУ ЯРБ, отчетах ЭО о расследовании нарушений в работе ИЯУ, го-
довых отчетах ЭО о состоянии безопасности ИЯУ.
В 2009 году на поднадзорных ИЯУ ядерных, радиационных, технических аварий
не было.
Зафиксировано 13 нарушений в работе ИЯУ (2008 год — 24), классифицируемых
в соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе
исследовательских ядерных установок (НП-027-01). Все нарушения в работе ИЯУ
классифицированы по шкале INES (Международная шкала событий на атомных
станциях) нулевым уровнем. Нарушений пределов и условий безопасной эксплуа-
тации не было.
Распределение нарушений в работе ИЯУ по МТУ и субъектам Российской
Федерации приведено в табл. 19.
Таблица 19
Распределение нарушений в работе ИЯУ по МТУ и субъектам Российской Федерации
МТУ
Субъект Федерации
2009 г. (2008 г.)
Количество
Всего
нарушений
по МТУ
ЦМТУ
г. Москва
1 (0)
3 (3)
Московская область
0 (0)
Калужская область
2 (3)
СЕМТУ
г. Санкт-Петербург
0 (0)
3(2)
Ленинградская область
3 (2)
ВМТУ
Ульяновская область
5 (15)
5 (15)
Нижегородская область
0 (0)
УМТУ
Свердловская область
1 (0)
1 (0)
СМТУ
г. Томск
1 (4)
1 (4)
Итого:
13 (24)
Распределение нарушений в работе ИЯУ по ЭО и категориям (в соответствии с
НП-027-01) приведено в табл. 20.
Таблица 20
Распределение нарушений в работе ИЯУ по ЭО и категориям
(в соответствии с НП-027-01)
Эксплуатирующая организация
ИЯУ
Категория нарушения
Всего
П05
П06
П08
П09
МИФИ
ИРТ МИФИ
0
0
0
1
1
ФГУП НИФХИ им. Л.Я. Карпова
ВВР-ц
0
0
0
2
2
ПИЯФ РАН им. Б.П. Константинова
ВВР-М
1
0
2
0
3
ОАО «ГНЦ НИИАР»
МИР.М1
1
2
0
5
СМ-3
0
0
0
1
ВК-50
0
0
1
62
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
Эксплуатирующая организация
ИЯУ
Категория нарушения
Всего
П05
П06
П08
П09
ОАО «ИРМ»
ИВВ-2М
0
0
0
1
1
ФГНУ «НИИ ЯФ»
ИРТ-Т
0
0
0
1
1
Всего за год:
1
1
5
6
13
Основная часть нарушений (категория П09) обусловлена автоматическими оста-
новами ИЯУ по причине колебаний напряжения и/или нарушением в работе обору-
дования внешнего электроснабжения (46 % общего числа нарушений). Нарушения
данного типа не приводят к превышению пределов и условий безопасности ИЯУ и
других объектов использования атомной энергии, расположенных на территории
ЭО, но оказывают влияние на устойчивость работы ИЯУ и приводят к простоям
экспериментальной базы ИЯУ.
Анализ нарушений категорий П05, П06, П08 показывает, что они обусловлены, как
правило, старением и износом комплектующих изделий, КИП, ошибками персонала.
Основными причинами снижения количества нарушений в 2009 году являются:
уменьшение отключений внешнего энергоснабжения (2009 год — 6 нарушений,
2008 год — 14 нарушений);
сокращение времени работы ИЯУ на мощности;
осуществление ЭО компенсирующих мероприятий по недопущению повторе-
ния нарушений;
принятие регулирующих мер.
По всем нарушениям в работе ИЯУ в установленном порядке проведены рас-
следования с выработкой и реализацией соответствующих корректирующих мер по
предотвращению повторения аналогичных событий. Отчеты о нарушениях рассмо-
трены в Управлении по регулированию безопасности атомных станций и исследо-
вательских ядерных установок и направлены в НТЦ ЯРБ для проведения подроб-
ного анализа.
Проведенные МТУ проверки порядка расследования и учета нарушений в рабо-
те ИЯУ в ЭО в основном подтвердили выполнение ими процедурных требований,
установленных документом НП-027-01.
Радиоактивные выбросы и сбросы
На ИЯУ, поднадзорных Ростехнадзору, выбросов и сбросов радиоактивных ве-
ществ в окружающую среду в количествах, превышающих установленные значения,
не зафиксировано, радиационная обстановка не превышала естественного фона.
Дозовые нагрузки на основных и привлекаемых работников (персонал)
Случаев переоблучения персонала при нарушениях не зафиксировано.
Дозовые нагрузки штатного и прикомандированного персонала ниже пределов
установленных на предприятиях контрольных уровней.
Вывод ИЯУ и пунктов хранения ядерных материалов (ПХ ЯМ) из эксплуатации
Осуществляется надзор за работами по выводу из эксплуатации ИЯУ, а также ПХ
ЯМ и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), расположенных на территории экс-
плуатирующих организаций.
В стадии вывода из эксплуатации находятся 8 ИЯУ:
исследовательские реакторы ТВР (ФГУП «ГНЦ РФ-ИТЭФ»), ВВРЛ-02 и ВВРЛ-03
(ФГУП НИИП), АСТ-1 и РБТ 10/1 (ОАО «ГНЦ НИИАР»);
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
63
критические стенды РФ-ГС и «Стрела» (ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ»), СТ-1120 (ОАО
«ОКБМ»).
Выводится из эксплуатации пункт хранения отработанного ядерного топлива
(ПХ ОЯТ), расположенный на территории ФГУП НИИП.
В 2009 году ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ» подано заявление в Ростехнадзор на выдачу
лицензии на вывод из эксплуатации исследовательского ядерного реактора АМ.
В целом процесс вывода из эксплуатации идет медленно из-за недостаточного
уровня финансирования.
Обращение с ядерным топливом и радиоактивными отходами
Обращение со свежим и отработавшим ядерным топливом, радиоактивными от-
ходами и источниками ионизирующих излучений в ЭО в основном соответствует
требованиям норм и правил в области использования атомной энергии.
Одной из проблем обеспечения безопасности является проблема вывоза отрабо-
тавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов с территорий ЭО и их дальней-
шей утилизации. Это в первую очередь связано с высокой стоимостью услуг на дан-
ные виды работ на специализированных предприятиях.
Анализ деятельности эксплуатирующих организаций
Эксплуатирующие организации проводят работу по техническому перевооруже-
нию, безопасности, обеспечению физической защиты ядерных материалов и ИЯУ.
В соответствии с условиями действия лицензий ведется работа по анализу состоя-
ния безопасности комплексов с ИЯУ на соответствие требований вновь введенных
нормативных документов в области использования атомной энергии, разрабатыва-
ются мероприятия по их реализации и/или компенсирующие мероприятия по име-
ющимся отклонениям. Комиссиями по ядерной безопасности эксплуатирующих
организаций ежегодно проводятся внутренние проверки состояния безопасности
ИЯУ. В Ростехнадзор представляются ежегодные отчеты ЭО о состоянии безопас-
ности ИЯУ.
Все поднадзорные ИЯУ имеют планы по ликвидации аварий и аварийных ситу-
аций, эксплуатирующие организации имеют планы управления авариями и защи-
ты работников (персонала) и населения. Регулярно проводятся аварийные трени-
ровки.
Общая оценка ядерной и радиационной безопасности ИЯУ
По результатам лицензирования ИЯУ, итогам проведенных инспекций состояния
безопасности ИЯУ, результатам контроля за выполнением условий действия выдан-
ных лицензий и реализацией компенсирующих мероприятий по имеющимся отсту-
плениям от требований федеральных норм и правил в области использования атом-
ной энергии состояние ядерной, радиационной и технической безопасности ИЯУ
характеризуется в целом как удовлетворительное. Система нормативных документов
по безопасности ИЯУ в целом отвечает современным требованиям МАГАТЭ, про-
граммы инспекций ИЯУ соответствуют международной практике.
2.2.4. Ядерные энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспечения
Общая характеристика ядерных энергетических установок судов (ЯЭУС)
В 2009 году Ростехнадзор осуществлял государственное регулирование и надзор
за ядерной и радиационной безопасностью ядерных энергетических установок су-
64
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
дов и объектов их жизнеобеспечения, а также организаций, выполняющих работы
и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций.
В отчетном периоде поднадзорным организациям выдано 33 лицензии (в
2008 году — 17 лицензий). Внесены изменения в условия действия выданной ранее
одной лицензии (в 2008 году — 2).
Под государственным надзором находятся 10 атомных судов и 5 судов
атомно-технологического обслуживания (далее — суда АТО) ФГУП «Атомфлот»
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Состояние атомных
судов и судов АТО на 31.12.2009 приведено в табл. 21-22.
Таблица 21
Техническое состояние атомных судов
Наименование
Проект
Год
Тип
Число
Техническое состояние
судна
построй-
АППУ
реакто-
ки
ров
А/л «Ленин»
92-М
1959
ОК-900
2
Выведен из эксплуатации.
Активные зоны выгружены.
Ошвартован у причала морского
вокзала г. Мурманска как музей
атомного ледокольного флота
А/л «Арктика»
1052-1
1975
ОК-900А
2
В эксплуатации, активные зоны
выгружены
А/л «Сибирь»
1052-2
1977
ОК-900А
2
В эксплуатационном резерве.
Активные зоны выгружены
А/л «Россия»
10521-1
1985
ОК-900А
2
В эксплуатации
А/л «Советс-
10521-2
1989
ОК-900А
2
В эксплуатации
кий Союз»
А/л «Ямал»
10521-3
1992
ОК-900А
2
В эксплуатации
А/л «Таймыр»
10580-1
1989
КЛТ-40М
1
В эксплуатации
А/л «Вайгач»
10580-2
1990
КЛТ-40М
1
В эксплуатации
А/лв
10081
1988
КЛТ-40
1
В эксплуатационном резерве.
«Севморпуть»
Активная зона выгружена
А/л «50 лет
10521-4
2007
ОК-900А
2
В эксплуатации
Победы»
Таблица 22
Техническое состояние судов АТО
Наименование
Назначение судна
Техническое состояние
судна
Плавтехбаза (птб)
Хранение свежего и отрабо-
В эксплуатации
«Имандра»
тавшего ядерного топлива
(ОЯТ)
Птб «Лотта»
Хранение ОЯТ
В эксплуатации
Птб «Лепсе»
Хранение ОЯТ
Выведена из эксплуатации. Идет подго-
товка к выгрузке ОЯТ и утилизации птб
Пароход
Временное хранение ТРО
Выведен из эксплуатации
«Володарский»
Спецтанкер
Транспортирование ОЯТ
В эксплуатации
«Серебрянка»
в контейнерах, временное
хранение ЖРО

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..