ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 27

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     25      26      27      28     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 27

 

 

417
V. ИНФОРМАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные направления и характеристика информационного и информационно-
технологического обеспечения деятельности структурных подразделений Ростех-
надзора
В 2011 г. структурных подразделениях Ростехнадзора и в подведомственных ему
организациях использовался ряд независимых информационных систем, программ и
банков данных разной степени готовности, разработанных ранее для нужд ряда феде-
ральных органов власти, в том числе, для Госатомнадзора России и Госгортехнадзора
России (АИС ПБ, АИС ЯРБ, «Зима», САДД «Дело», RAIS, Консультант Плюс и др.).
Функциональность находящихся в эксплуатации (унаследованных) информа-
ционных систем, в первую очередь, государственной автоматизированной инфор-
мационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности
(АИС ПБ) и системы автоматизированного электронного делопроизводства и до-
кументооборота (далее — САДД «Дело») ограничена. Система АИС ПБ не может
быть масштабирована для целей автоматизации деятельности новых видов надзор-
ной деятельности.
Ни один из перечисленных программных продуктов не предоставляет выход-
ной информации в электронном виде, которую возможно использовать в качестве
входной информации для других систем. Используемое программное обеспечение
не предусматривает механизмов интеграции, совместное использование эксплуати-
руемых информационных систем в автоматическом режиме невозможно.
В целях решения проблем информационного обеспечения и организации едино-
го информационного пространства в системе Ростехнадзора в соответствии с утвер-
жденной приказом Ростехнадзора от 15.09.2010 № 902 «О работах по созданию, вне-
дрению и эксплуатации современных информационных технологий в Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Концепцией
информатизации Ростехнадзора, разрабатывается Комплексная система инфор-
матизации и автоматизации деятельности Ростехнадзора (КСИ), которая позволит
создать единое информационное пространство (центральный аппарат — террито-
риальные органы — подведомственные организации) и обеспечить информацион-
ную интеграцию административных и управленческих процессов на всех уровнях,
а также позволит перейти на исполнение государственных функций (предоставле-
ние государственных услуг) в электронном виде.
КСИ предназначена для комплексной информатизации деятельности Ростехнад-
зора на всей территории Российской Федерации (центральный аппарат и террито-
риальные органы) с доступом 24 часа в сутки, 365 дней в году.
КСИ обеспечит автоматизацию государственных функций, исполняемых Ростех-
надзором (предоставления государственных услуг), а также информационный об-
мен и взаимодействие с Правительством Российской Федерации, с федеральными
418
органами исполнительной власти, подведомственными и поднадзорными органи-
зациями, с привлекаемыми экспертами при проведении проверок, обработку заяв-
лений юридических и физических лиц и саморегулируемых организаций.
Разработанное в рамках КСИ автономное (мобильное) рабочее место инспекто-
ра предназначено для фиксации результатов выполненных проверок (инспекций)
и подготовки актов проверок и предписаний об устранении выявленных наруше-
ний непосредственно на проверяемом объекте. Обновление соответствующих раз-
делов единой базы данных КСИ Ростехнадзора предусмотрено в режиме «on-line».
Таким образом, КСИ позволит инспекторскому составу территориальных орга-
нов непосредственно на поднадзорных предприятиях оформлять результаты прове-
рок и в режиме реального времени делать доступной соответствующую информа-
цию должностным лицам соответствующего территориального органа и централь-
ного аппарата Ростехнадзора.
Система обеспечит автоматическое формирование отчетов об уровне промыш-
ленной безопасности на поднадзорных объектах (в разрезе отраслей и регионов), а
также проведение мониторинга исполнения Плана приведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору.
Создание и внедрение Комплексной системы информатизации
В 2011 г. были продолжены работы по созданию Комплексной системы инфор-
матизации Ростехнадзора (далее — КСИ Ростехнадзора) и проводилось поэтапное
внедрение разработанных модулей.
Осуществлен переход на промышленную эксплуатацию следующих информаци-
онных подсистем (модулей) КСИ Ростехнадзора:
«Регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного
реестра поднадзорных организаций»;
«Система регистрации и учета поднадзорных объектов»;
программный комплекс для оказания центральным аппаратом и территориаль-
ными органами Ростехнадзора государственных услуг в электронном виде.
Начато внедрение подсистемы «Лицензирование отдельных видов деятельности»,
автоматизирующей государственную услугу Ростехнадзора по предоставлению орга-
нами Ростехнадзора лицензий в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На основе накопленного опыта эксплуатации информационной системы «АРМ
Инспектора», функционировавшей совместно с базой данных АИС ПБ, разработан
модуль аналогичного назначения КСИ Ростехнадзора.
В 2012 г. Ростехнадзором планируется проведение опытной эксплуатации указан-
ного модуля на базе Северо-Западного Управления, корректировка специального
программного обеспечения модуля и последующее его внедрение в промышленную
эксплуатацию в территориальных органах и центральном аппарате Ростехнадзора.
С целью создания системы электронного документооборота и делопроизводства,
полностью отвечающей потребностям Ростехнадзора и интегрированной с основ-
ными автоматизированными информационными ресурсами Службы, в 2011 г. раз-
работан новый модуль КСИ Ростехнадзора «Делопроизводство и документооборот».
В 2012 г. Ростехнадзором планируется проведение опытной эксплуатации ука-
занного модуля на базе Северо-Европейское межрегионального территориально-
го управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной
419
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, корректировку
специального программного обеспечения модуля и его последующее развертывание
в территориальных органах и центральном аппарате Ростехнадзора.
В рамках проекта по созданию КСИ Ростехнадзора продолжены работы по ре-
ализации Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение
государственных функций в электронном виде федеральными органами исполни-
тельной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федера-
ции от 17.10.2009 №1555-р.
Во взаимодействии с Министерством связи и массовых коммуникаций Россий-
ской Федерации созданы программные средства, обеспечивающие прием в элек-
тронном виде заявлений и необходимых приложений на получение лицензий Ро-
стехнадзора на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производст-
венных объектов.
Была продолжена разработка частных технических заданий на создание отдель-
ных подсистем и модулей КСИ, в том числе относящихся к сфере надзора за ядер-
ной и радиационной безопасностью («Учет ядерных материалов», «Лицензирование
видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии» и др.).
Государственная автоматизированная информационно-управляющая система ре-
гулирования промышленной безопасности АИС ПБ
В 2011 г. технологические работы по сопровождению эксплуатации программных
средств государственной автоматизированной информационно-управляющей систе-
мы регулирования промышленной безопасности (далее — АИС ПБ) проводились
по заказам территориальных органов Ростехнадзора. В программные средства АИС
ПБ, включая функциональные задачи АИС ПБ, были внесены изменения с целью
учета вступивших в силу изменений в нормативные правовые акты.
Была доработана подсистема «Лицензирование отдельных видов деятельности» в
связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицен-
зировании отдельных видов деятельности».
Созданы и внедрены программные средства для представления интегрирован-
ных в пределах одного территориального органа сведений из реестра ОПО и сведе-
ний о выданных лицензиях в центральный аппарат. Разработан и апробирован ряд
программ для конвертации информационных массивов из АИС ПБ в КСИ.
Организован постоянный телекоммуникационный обмен данными центрально-
го аппарата со всеми территориальными органами по технологическому и экологи-
ческому надзору, по вопросам государственного реестра ОПО и с 25 из 30 террито-
риальных органов — по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности.
Информационная система надзора за учетом и контролем ядерных материалов
АИС ЯРБ
Автоматизированная информационная система надзора за учетом и контролем
ядерных материалов (далее — АИС ЯРБ) была принята в постоянную эксплуатацию
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 26.05.2009 № 436 «Об эксплуатации информационной системы надзора
за учетом и контролем ядерных материалов».
Для реализации выполненных ранее (2010 г.) работ по модернизации АИС ЯРБ с
целью обеспечения единства эксплуатируемой версии АИС ЯРБ в центральном ап-
парате и территориальных органах в феврале и марте 2011 г. была проведена актуа-
420
лизация прикладного программного обеспечения указанной информационной си-
стемы во всех МТУ ЯРБ.
В 2011 г. были выполнены работы по доработке и модернизации АИС ЯРБ.
В настоящее время с помощью АИС ЯРБ формируются отчетные формы по
выдаваемым, аннулированным, приостановленным, а также по возобновленным
центральным аппаратом лицензиям на виды деятельности, связанные с исполь-
зованием атомной энергии (в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995
№ 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»), других справочных материалов,
в том числе для Правительства Российской Федерации.
Вновь разработан и подготовлен к внедрению во всех территориальных органах
по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ) и в центральном
аппарате Ростехнадзора специальный модуль АИС ЯРБ «Разрешения, выдаваемые
работникам на право ведения работ в области использования атомной энергии».
Кроме того, проведена корректировка функционирования отдельных модулей
информационной системы в соответствии с актуальными требованиями федераль-
ного законодательства и нормативными правовыми актами Ростехнадзора.
На конец 2011 г. на центральном сервере АИС ЯРБ содержалась следующая ин-
формация по лицензированию:
13 000 заявлений на предоставление лицензий и изменений к ним;
10 625 предоставленных лицензий (включая аннулированные, возобновленные,
приостановленные), из них 5770 действующих лицензий.
Всего в АИС ЯРБ аккумулирована информация о 6000 организациях-заявителях.
Модуль «Инспектирование» АИС ЯРБ содержит сведения о 55 инспекциях, про-
веденных в 2011 г. МТУ ЯРБ по Сибири и Дальнему Востоку, Уральским, Северо-
Европейским и Центральным МТУ ЯРБ.
Таблица 101
МТУ ЯРБ по Сибири и Дальнему Востоку
24 инспекции
Уральское МТУ ЯРБ
14 инспекций
Северо-Европейское МТУ ЯРБ
7 инспекций
Центральное МТУ ЯРБ
10 инспекций
Анализ представленных из МТУ ЯРБ баз данных показал, что модуль «Инспек-
тирование» АИС ЯРБ в Центральном МТУ ЯРБ используется недостаточно, так как
объем внесенной информации о проведенных инспекциях не соответствует требо-
ваниям нормативных правовых и правовых актов Ростехнадзора.
Данные о проведенных инспекциях по УК ЯМ в АИС ЯРБ Донским и Волжским
МТУ ЯРБ не представлены.
За отчетный период по заявкам управлений центрального аппарата Ростехнадзо-
ра было установлено клиентское приложение АИС ЯРБ на 15 дополнительных ра-
бочих мест.
На регулярной основе проводилось консультирование пользователей АИС ЯРБ
как в центральном аппарате так и в МТУ ЯРБ.
Материалы по проведенной модернизации прикладного программного обеспе-
чения АИС ЯРБ переданы в Фонд алгоритмов и программ Ростехнадзора.
На 2012 г. запланировано:
сопровождение эксплуатации АИС ЯРБ, включая внедрение нового модуля «Раз-
решения, выдаваемые работникам, на право ведения работ в области использова-
421
ния атомной энергии», а также текущая доработка модулей «Лицензирование» и
«Инспектирование» с учетом изменений законодательства Российской Федерации;
проведение выездных семинаров с работниками МТУ ЯРБ для обучения исполь-
зованию модуля «Разрешения, выдаваемые работникам, на право ведения работ в
области использования атомной энергии» и демонстрации усовершенствований мо-
дулей «Лицензирование» и «Инспектирование»;
внесение соответствующих изменений в Положение об информационной систе-
ме надзора за учетом и контролем ядерных материалов, утвержденное приказом Ро-
стехнадзора от 04.06.2010 № 454, и в Инструкцию по использованию информаци-
онной системы надзора за учетом и контролем ядерных материалов, утвержденную
приказом Ростехнадзора от 04.06.2010 № 453.
Программный продукт «Энергосистема — Зима»
Разработка, пилотное внедрение и наполнение базы данных программного продукта
«Энергосистема — Зима» было выполнено в 2009 году. В 2011 году проведена доработка
комплекса «Энергосистема — Зима», направленная на перевод режима ее функциониро-
вания в «on-line» и интеграцию указанной системы с Интернет-порталом Ростехнадзора.
Указанный программный продукт позволяет производить автоматизированный
мониторинг процесса подготовки теплогенерирующих объектов к работе в осенне-
зимний период как по административным районам, так и по субъекту Российской
Федерации, федеральному округу и Российской Федерации в целом.
Ведомственная сеть передачи данных
В соответствии с Концепцией развития информационных технологий обеспе-
чения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору от 15.09.2011 № 902, в 2011 г. проведены
работы по созданию ведомственной сети передачи данных (далее — ВСПД) Феде-
ральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
ВСПД включает в себя центральный узел связи (далее — ЦУС) и 83 виртуальные
линии связи от ЦУС до 83 объектов подключения во всех 36 территориальных ор-
ганах Ростехнадзора. Пропускная способность каналов была выбрана в соответст-
вии с намечаемыми объемами передачи данных из территориальных органов в цен-
тральный аппарат Ростехнадзора и обратно и составляет 10 000 кбит/с для 70 точек
подключения и 2048 кбит/с — для 13 менее загруженных объектов.
ЦУС ВСПД развернут в Центральном управлении Ростехнадзора.
Каналы ВСПД оснащены специальными аппаратно-программными комплекса-
ми защиты информации, настройка которых обеспечит защищенную передачу дан-
ных, в том числе и конфиденциальных.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 29.11.2011 № 663 «О создании ве-
домственной сети передачи данных Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору» проведены работы по созданию ЦУС и терри-
ториальных сегментов ВСПД, выполнено тестирование и приемка территориаль-
ных сегментов и ВСПД в целом. Сформирована рабочая группа Ростехнадзора по
вопросам создания и эксплуатации ВСПД.
В 2012 г. планируется провести работы по вводу в эксплуатацию ряда информа-
ционных систем и информационных сервисов, функционирующих на базе ВСПД
и по дальнейшему развитию территориальных сегментов ВСПД.
422
Модернизация сайта Межгосударственного совета по промышленной безопа-
сности
Первая версия сайта Межгосударственого совета по промышленной безопасно-
сти СНГ www.mspbsng.org (далее — сайт) была создана по согласованию со страна-
ми-участниками Межгосударственого совета бывшим Госгортехнадзором России и
успешно эксплуатировалась более 8 лет.
В соответствии с утвержденным при создании сайта регламентом, все информа-
ционные материалы, включая материалы, относящиеся к деятельности отдельных
стран-участников Межгосударственого совета по промышленной безопасности СНГ,
размещались на сайте только Ростехнадзором.
В ходе эксплуатации сайта был накоплен опыт обмена информацией между участ-
никами Межгосударственого совета по промышленной безопасности СНГ и выяви-
лась необходимость более оперативного отражения результатов деятельности стран
в области промышленной безопасности.
С учетом полученных предложений в 2011 г. Ростехнадзор провел замену про-
граммной платформы сайта, в результате чего каждой стране-участнику Межгосу-
дарственого совета по промышленной безопасности СНГ была предоставлена воз-
можность самостоятельно размещать на соответствующем разделе сайта собствен-
ные материалы (т.н. «национальные страницы»).
Электронный документооборот
Для обеспечения автоматизации делопроизводства и документооборота в Ростех-
надзоре внедрена САДД «Дело». Данная система функционирует в среде СУБД MS
SQL Server 2000 на платформе MS Windows Server 2003 Enterprise (32-bit). Указанная
система содержит также полнотекстовую базу данных организационно-распоряди-
тельных документов Ростехнадзора.
Однако САДД «Дело» является тиражируемой информационной системой (т.н.
«коробочное решение»), модернизация и развитие функциональных возможности
которой возможно только силами авторов- разработчиков САДД.
Поэтому Ростехнадзор ведет разработку собственной подсистемы автоматизиро-
ванного документооборота и делопроизводства в рамках общего проекта по созда-
нию КСИ Ростехнадзора.
Организационное и материально-техническое обеспечение работ по информа-
тизации деятельности Ростехнадзора
Государственная регистрация информационных систем
Во исполнение пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от
10.09.2009 № 723 «О регистрации федеральных государственных информационных
систем» в 2011 г. проведена государственная перерегистрация следующих федераль-
ных государственных информационных систем, созданных по заказу Ростехнадзора:
1. «Информационная система надзора за учетом и контролем ядерных материа-
лов» АИС ЯРБ.
2. «Государственная автоматизированная информационно-управляющая систе-
ма регулирования промышленной безопасности» АИС ПБ.
3. «Программный комплекс для автоматизации мониторинга подготовки тепло-
генерирующих объектов к осенне-зимнему периоду «Энергосистема — Зима».
4. «Система автоматизации процессов подготовки и оформления результатов про-
верок инспекторским составом поднадзорных организаций «Инспектор».
423
Государственная регистрация (ежегодная перерегистрация) федеральных госу-
дарственных информационных систем является обязательным условием для вы-
деления Ростехнадзору средств из федерального бюджета в целях финансирования
работ и услуг по технической поддержке эксплуатации информационных систем.
Материально-техническое обеспечение
В соответствии с утвержденным Планом в 2011 г. проводились закупки средств
вычислительной техники, включая аппаратные и программные комплексы, в объ-
емах выделенного финансирования.
424
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исполнение Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору федерального бюджета в 2011 г.
В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (с изменениями и до-
полнениями) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору является главным администратором доходов федерального бюджета.
На 2011 г. Ростехнадзору установлен прогнозный план поступления доходов в фе-
деральный бюджет Российской Федерации в сумме 221 618,0 тыс. руб.
В 2011 г. при осуществлении центральным аппаратом и территориальными орга-
нами Ростехнадзора полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации в доход федерального бюджета фактически посту-
пило 293 889,3 тыс. руб., или 132,6 % от прогнозного плана.
Федеральным бюджетом на 2011 год Ростехнадзору предусмотрены бюджетные
назначения в размере 5 939 105,1 тыс. руб., при этом лимиты бюджетных обяза-
тельств составили 5 938 605,1,0 тыс. руб.
Исполнение федерального бюджета по расходам за 2011 г. составило 99,2 %.
В 2011 г. Ростехнадзору были предусмотрены бюджетные назначения в рамках
реализации следующих федеральных целевых программ:
ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций при-
родного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» на выпол-
нение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государствен-
ным контрактам — 10 000,0 тыс. руб. Исполнение составило 100,0 %.
ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на пе-
риод до 2015 года» на научно — исследовательские и опытно-конструкторские ра-
боты — 43 946,8 тыс. руб. Исполнение составило 100,0 %.
ФЦП « Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»
на научно — исследовательские и опытно-конструкторские работы — 25 500,0 тыс. руб.
Исполнение составило 100,0 %.
по ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. бюджетные назначения в сумме —
75 842,7 тыс. руб. предусмотрены на мероприятия по обеспечению жильем феде-
ральных государственных гражданских служащих.
Исполнение составило 100,0 %.
В рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы на
2011 г. Ростехнадзору было предусмотрено 12 484,9 тыс. руб., в том числе:
по объекту «Приобретение помещений административного назначения для раз-
мещения работников Приволжского управления Ростехнадзора в г. Казань» бюджет-
ные назначения были предусмотрены в размере 6 500,0 тыс. руб., при этом лимиты
бюджетных обязательств составили 6 000 тыс. руб. Исполнение составило 100,0 %
от доведенных лимитов бюджетных обязательств;
425
по объекту «Полигон токсичных промышленных отходов г. Томска» бюджетные
инвестиции осуществлены в объекты капитального строительства. Взнос Россий-
ской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «Полигон»,
г. Томск составил 6 484,9 тыс. руб.
426
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность Ростехнадзора в 2011 г. была направлена на обеспечение ядерной
радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, защищенно-
сти опасных производственных объектов, объектов электроэнергетики, работников
данных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера.
В 2011 г. деятельность Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществлялась по двухзвенной системе
управления (центральный аппарат — территориальные органы федерального под-
чинения).
В целях оптимизации схемы размещения территориальных органов Ростехнад-
зора распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 № 853-р
утверждена Схема размещения территориальных органов, согласно которой образо-
вано Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора путем слияния
Московского и Средне-Кавказского управлений Ростехнадзора, Межрегиональное
территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
Сибири и Дальнего Востока путем переименования Сибирского межрегионального
территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
с последующим присоединением к нему Дальневосточного межрегионального тер-
риториального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
Изменено место нахождения Печорского и Беломорского управлений, осуществле-
ние функций Ростехнадзора в установленной сфере деятельности на территории Ка-
лининградской области передано от Северо-Западного управления Центральному
управлению Ростехнадзора.
С учетом проведенной реорганизации организационная структура Ростехнадзора
включает 15 структурных подразделений центрального аппарата, 6 межрегиональ-
ных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопа-
сностью, 30 территориальных управлений по технологическому и экологическому
надзору межрегионального и регионального уровня.
В 2011 г. на объектах использования атомной энергии зарегистрировано 133 на-
рушения в работе ОИАЭ (в 2010 г. — 115), из них: 46 — на энергоблоках атомных
электростанций (в 2010 г. — 46); 11 — на исследовательских ядерных установках (в
2010 г. — 10); 9 — на предприятиях топливного цикла (в 2010 г. — 6); 9 — на ядерных
энергетических установках судов (в 2010 г. — 10); 58 — на радиационно-опасных
объектах (в 2010 г. — 43). При эксплуатационных происшествиях нарушений пре-
делов и условий безопасной эксплуатации не было. Аварий на объектах использо-
вания атомной энергии, а также событий с радиационными последствиями не заре-
гистрировано. Радиоактивные сбросы и выбросы в окружающую среду были ниже
допустимых уровней.
В 2011 г. на опасных производственных объектах зафиксированы одни из самых
низких за последние четырнадцать лет (после вступления в силу Федерального за-
427
кона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») по-
казателей аварийности и травматизма.
Вместе с тем при общем уменьшении количества аварий, рост аварийности от-
мечен на объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
(+4, с 16 до 20 аварий), на объектах магистрального трубопроводного транспорта
(+4, с 13 до 17), на объектах при ведении взрывных работ (+1, с 1 до 2), на объектах
при использовании подъемных сооружений (+7, с 32 до 39), на объектах, связанных
с транспортированием опасных веществ (+2, с 0 до 2).
При осуществлении производственной деятельности на поднадзорных Ростех-
надзору предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты в
2011 г. погибло 245 человек (на 93 человека меньше, чем в 2010 г. (338).
Вместе с тем отмечен рост смертельного травматизма на объектах металлургиче-
ской промышленности (+4, с 16 до 20), на объектах нефтехимической и нефтепе-
рерабатывающей промышленности (+10, с 6 до 16), на объектах нефтегазодобычи
(+1, с 15 до 16), на объектах газораспределения и газопотребления (+8, с 4 до 12).
В 2011 г. при эксплуатации электростанций, электроустановок потребителей,
электрических сетей произошло 190 аварий (на 19 больше, чем 2010 г.), при эксплу-
атации тепловых установок и сетей — 1 авария (на 6 аварий меньше, чем в 2010 г.),
при эксплуатации гидротехнических сооружений аварий не зафиксировано (в 2010 г.
4 аварии).
При осуществлении производственной деятельности на поднадзорных Ростех-
надзору предприятиях, эксплуатирующих электростанции, электроустановки потре-
бителей и электрические сети, в 2011 г. погибло 118 человек (на 6 человек меньше,
чем в 2010 г. (124). При эксплуатации тепловых установок и сетей погибло 4 чело-
века (в 2010 г. — 2 человека). При эксплуатации гидротехнических сооружений не-
счастных случаев со смертельным исходом, как и в 2010 г., не зафиксировано.
В 2011 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензи-
ровании отдельных видов деятельности в общей сложности было выдано 10 608 ли-
цензий, (в том числе территориальными органами Ростехнадзора 9698 лицензий),
отказано в выдаче 1181 лицензий (1090 лицензий территориальными органами),
приостановлено действие 16 лицензий, 7 лицензий аннулировано по решению суда.
Было проведено 6883 проверки соблюдения лицензионных требований и условий,
выявлено и предписано к устранению 7432 нарушения лицензионных требований
и условий. В 509 случаях к нарушителям применялись административные санкции,
в том числе 439 штрафов (общая сумма штрафов составила 18362 тыс. руб.).
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области исполь-
зования атомной энергии было выдано 1 540 лицензий, в том числе территориаль-
ными органами Ростехнадзора — 1432 лицензии), отказано в выдаче 176 лицензий,
приостановлено и аннулировано 33 и 296 лицензий соответственно.
В сфере федерального государственного надзора в области промышленной без-
опасности
За отчетный период в сфере федерального государственного надзора в области
промышленной безопасности проведено 101 813 проверок в отношении юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей, из них плановые проверки соста-
вили 43 762 проверки (42,9 % от общего количества проверок).
За отчетный период в ходе проведения проверок выявлены правонарушения в
отношении 42323 юридических лица и индивидуальных предпринимателя.
428
В общей сложности было выявлено 522 233 правонарушения, по итогам прове-
дения 36 135 проверок по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об ад-
министративных правонарушениях.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам про-
верок, составило 43 333, общая сумма наложенных административных штра-
фов — 1 428 936 тыс. руб., общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов —
1 072 810 тыс. руб.
В сфере федерального государственного надзора в области использования атом-
ной энергии
За отчетный период в сфере федерального государственного надзора в области
использования атомной энергии проведено 3 658 проверок в отношении юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей, из них плановые проверки соста-
вили 2799 проверок (76 % от общего количества проведенных проверок).
За отчетный период в ходе проведения проверок выявлено 3951 правонарушение.
По итогам проведенных проверок наложено 451 административное наказание.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 6821 тыс. руб.
В сфере государственного энергетического надзора
За отчетный период проведено 123 539 проверок в отношении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, из них плановые проверки составили
46 845 проверки (37,9 % от общего количества проверок).
За отчетный период в ходе проведения проверок выявлено 814284 правонаруше-
ния.
По итогам проведенных проверок наложено 57 535 административных наказаний.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 207 178 тыс. руб.
В сфере федерального государственного надзора в области безопасности гидро-
технических сооружений
За отчетный период проведено 4066 проверок в отношении юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, из них плановые проверки составили 1770 про-
верок (43,5 % от общего количества проведенных проверок).
За отчетный период в ходе проведения проверок выявлено 11 178 правонаруше-
ний.
По итогам проведенных проверок наложено 1462 административных наказания.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 24 096 тыс. руб.
В сфере государственного строительного надзора
В 2011 г. проведено 12 816 проверок, из них проверки, проводимые на основа-
нии программ проверок, составили 10 068 (42,9 % от общего количества проведен-
ных проверок).
За отчетный период Ростехнадзором в ходе проведения проверок выявлено
33 381 правонарушение.
По итогам проведения 3147 проверок возбуждены дела об административных
правонарушениях и наложено 4453 административных наказания.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 235 635 тыс. руб.
Всего под государственном строительным надзором находится 169 объектов.
В рамках осуществления государственного строительного надзора при строитель-
стве объектов, сооружаемых в соответствии с «Программой строительства олимпий-
429
ских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта» по состоянию
на 31.12.2011, осуществлялся надзор за 188 объектами.
В отчетном периоде было выдано 26 заключений о соответствии объектов капи-
тального строительства требования нормативных документов.
Всего было проведено 992 проверки строящихся олимпийских объектов (в том
числе проверок исполнения предписаний).
По результатам проведенных проверок возбуждено 1024 дела об администра-
тивных правонарушениях, из них в отношении юридических лиц — 520, в том чи-
сле 17 дел по статье 19.5 части 6 «Невыполнение в установленный срок законного
предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного
надзора федерального органа исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации». В отношении должностных лиц возбуждено 504 административных дела.
Сумма наложенных административных штрафов составила 16 660 тыс. руб., из них:
на юридических лиц — 14 155 тыс. руб.;
на должностных лиц — 2505 тыс. руб.
В рамках строительства объектов инфраструктуры саммита АТЭС, в соответст-
вии с подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного со-
трудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой програм-
мы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на пе-
риод до 2013 года» под надзором находится 27 объектов. В отчетный период выдано
6 заключений о соответствии требованиям нормативных документов.
Всего проведено 219 проверок на строящихся объектах. Выдано 280 предписа-
ний. Выявлено 1197 нарушений. Устранено 1092 нарушения. На контроле устране-
ния находятся — 95 нарушений.
При осуществлении государственного строительного надзора по фактам допу-
щенных нарушений к административной ответственности привлечено 65 юриди-
ческих лиц и 83 должностных лица.
С декабря 2008 г. в Ростехнадзор поступили заявления от 498 некоммерческих
партнерств о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых ор-
ганизаций.
По состоянию на 1 января 2012 г. в государственном реестре саморегулируемых
организаций зарегистрировано 438 саморегулируемых организаций, из них:
основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания — 32,
осуществляющих подготовку проектной документации — 168,
осуществляющих строительство — 238.
В 2011 г. Ростехнадзором проведены 24 проверки (6 плановых проверок и 18 вне-
плановых) соблюдения саморегулируемыми организациями требований к саморе-
гулируемым организациям и их деятельности, установленных законодательством
Российской Федерации.
Внеплановые проверки проведены по следующим основаниям:
в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведен-
ных проверок — 10;
по обращениям национальных объединений саморегулируемых организаций — 6;
по обращениям правоохранительных органов — 2.
В результате проведения проверок саморегулируемых организаций выявлены
179 нарушения обязательных требований законодательства в области саморегули-
рования, из которых 85 нарушений устранено.
430
По результатам проведения внеплановых проверок 4 саморегулируемые органи-
зации были привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 19.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде
штрафа в размере 10 тыс. руб.
Основными общими проблемами и факторами риска в области безопасности по
направлениям деятельности Ростехнадзора остаются: высокая степень износа ос-
новных производственных фондов; низкий уровень производственной и техноло-
гической дисциплины; нехватка квалифицированных специалистов, низкий уро-
вень подготовки специалистов и персонала, недостаточный уровень знаний требо-
ваний безопасности.
Основные задачи Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору на 2012 г.:
1. Реализация Концепции совершенствования государственной политики в обла-
сти обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулиро-
вания инновационной деятельности предприятий на период до 2020 г. Выполнение
Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешитель-
ных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых
Ростехнадзором.
2. Выполнение мероприятий административной реформы по направлениям дея-
тельности Ростехнадзора, включая разработку административных регламентов вы-
полнения надзорной и контрольной деятельности и соответствующую переработку
руководящих документов.
3. Создание Комплексной системы информатизации деятельности Ростехнад-
зора.
4. Совершенствование системы Федеральных норм и правил в области исполь-
зования атомной энергии, а также совершенствование нормативного регулирова-
ния в области промышленной безопасности и безопасности в электроэнергетике
на основе разработки системы федеральных норм и правил в области промышлен-
ной безопасности и в области безопасности в электроэнергетике, с учетом необхо-
димости гармонизации устанавливаемых требований с требованиями международ-
ных стандартов.
5. Повышение эффективности надзорной и контрольной деятельности. Обес-
печение выполнения мероприятий, предусмотренных планом проведения плано-
вых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федераль-
ной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2012 г.
6. Обеспечение неукоснительного соблюдения Федерального закона от
25.122.2008 «О противодействии коррупции».
431
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ В 2011 ГОДУ
432
СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Обобщенные данные о нарушениях в работе поднадзорных объектов ис-
пользования атомной энергии по межрегиональным территориальным управ-
лениям по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора
за 12 месяцев 2010 и 2011 гг
434
Обобщенные данные о нарушениях в работе поднадзорных объектов ис-
пользования атомной энергии за 12 месяцев 2010 и 2011 гг. (по субъектам
Российской Федерации)
435
Сведения о регулирующей деятельности межрегиональных территориаль-
ных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Рос-
технадзора за 12 месяцев 2010 и 2011 гг
440
Обобщенные данные об авариях на поднадзорных объектах за 12 месяцев
2010 и 2011 гг. (по территориальным органам Ростехнадзора)
443
Обобщенные данные об авариях на поднадзорных объектах за 12 месяцев
2010 и 2011 гг. (по субъектам Российской Федерации)
450
Обобщенные данные о нарушениях в работе поднадзорных объектов ис-
пользования атомной энергии за 12 месяцев 2010 и 2011 гг. (по субъектам
Российской Федерации)
454
Сведения о регулирующей деятельности межрегиональных территориаль-
ных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Рос-
технадзора за 12 месяцев 2010 и 2011 гг
459
Обобщенные данные об авариях на поднадзорных объектах за 12 месяцев
2010 и 2011 гг. (по территориальным органам Ростехнадзора)
463
Обобщенные данные об авариях на поднадзорных объектах за 12 месяцев
2010 и 2011 гг. (по субъектам Российской Федерации)
470
Обобщенные данные о несчастных случаях со смертельным исходом на
поднадзорных объектах за 12 месяцев 2010 и 2011 гг. (по территориальным
органам Ростехнадзора)
475
Обобщенные данные о несчастных случаях со смертельным исходом на
поднадзорных объектах за 12 месяцев 2010 и 2011 гг. (по субъектам Россий-
ской Федерации)
482
Основные показатели надзорной деятельности в области промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов за 12 месяцев 2010
и 2011 гг
487
Обобщенные данные об авариях, произошедших при эксплуатации элек-
тростанций, электроустановок потребителей, электрических сетей, тепло-
вых установок и сетей, гидротехнических сооружений за 12 месяцев 2010 и
2011 гг. (по территориальным управлениям)
494
Обобщенные данные об авариях, произошедших при эксплуатации элек-
тростанций, электроустановок потребителей, электрических сетей, тепло-
вых установок и сетей, гидротехнических сооружений за 12 месяцев 2010 и
2011 гг. (по субъектам Российской Федерации)
........... 497

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     25      26      27      28     ..