ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 20

 

 

305
Выдано 18 заключений о соответствии построенного, реконструированного, от-
ремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических
регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной до-
кументации.
Основными нарушениями, выявленными в ходе осуществления государственно-
го строительного надзора объектов энергетики, являются:
строительство объектов капитального строительства в отсутствии утвержденной
заказчиком-застройщиком проектной документации, имеющей положительное за-
ключение государственной экспертизы проектной документации;
строительство объектов капитального строительства в отсутствии разрешения на
строительство;
ненадлежащее осуществление строительного контроля застройщиком
и лицом, осуществляющим строительство;
нарушение правил техники безопасности при производстве строительно-мон-
тажных работ;
несвоевременное извещение надзорного органа о начале работ;
нарушение технологии строительства, в том числе ведение работ без наличия тех-
нологических карт, проектов производства работ;
нарушение правил ведения исполнительной документации;
нарушение безопасности труда в строительстве, норм и правил пожарной безопа-
сности, нарушение санитарного и экологического законодательства;
производство строительно-монтажных работ с отклонениями от проекта.
К монтажу допускается оборудование, не имеющее разрешения на применение
на территории Российской Федерации.
Аварий на строящихся объектах энергетики в 2011 г. не зарегистрировано.
В целях выполнения поручений заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации И.И. Сечина от 18.04.2011 № ИС-П9-2408, от 14.09.2011
№ ИС-П9-6576, от 15.09.2011 № ИС-П9-21пр Ростехнадзором в 2011 г. осу-
ществлялся контроль за строительством объектов, предусмотренных инвестици-
онными программами ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «РусГи-
дро», ОАО «ИнтерРАО ЕЭС», ОАО «РАО ЕЭС Востока» и ОАО «ДВЭУК»,
а также ежемесячное представление соответствующего доклада в Правительство
Российской Федерации.
2.2.21. Гидротехнические сооружения
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору за Ростехнадзором закреплены функции по контр-
олю и надзору в сфере безопасности гидротехнических сооружений (за исключе-
нием судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических соо-
ружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам
местного самоуправления).
Ростехнадзор, используя полномочия, предусмотренные Федеральным зако-
ном от 02.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в
2011 г. обеспечивал проведение надзора и контроля за безопасностью гидротех-
нических сооружений (ГТС) при их вводе в эксплуатацию, эксплуатации, вос-
становлении, консервации и ликвидации, а также организацию выполнения не-
обходимых мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, непо-
306
средственно и через свои структурные подразделения территориальных органов
в соответствии с:
Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей Федеральной службой по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору на 2011 г., утвержденным и.о. руководителя Ростехнадзора
Б.А. Красных 29.10.2010.;
Административным регламентом исполнения Ростехнадзором государственной
функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением
собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил безопа-
сности ГТС (за исключением судоходных ГТС, а также ГТС, полномочия по осу-
ществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления),
утвержденным приказом Минприроды России от 15.12.2009 № 413, зарегистриро-
ванным Минюстом России 18.02.2010 № 16453;
Административным регламентом исполнения Росводресурсами, Ростехнадзо-
ром и Ространснадзором государственной функции по государственной регистра-
ции ГТС и ведению Российского регистра ГТС, утвержденным совместным прика-
зом Минприроды России и Минтрансом России от 27.04.2009 № 117/66, зарегистри-
рованным Минюстом России 08.07.2009 № 14276.
В Центральном аппарате Ростехнадзора организация и осуществление государ-
ственного контроля и надзора за соблюдением безопасности ГТС, относится к сфе-
ре деятельности Управления государственного энергетического надзора.
Государственный надзор и контроль за безопасностью ГТС осуществлялся 30 тер-
риториальными управлениями Ростехнадзора в 83 субъектах Российской Федера-
ции, в восьми Федеральных округах.
По Федеральным округам Россий-
ской Федерации комплексы ГТС под-
надзорных Ростехнадзору организа-
ций распределены следующим образом
(см. рис. 50):
Центральный ФО — 9541 комплек-
са (25,7 %);
Северо-Западный ФО — 1364 ком-
плексов (3,7 %);
Южный ФО — 7105 комплексов
(19,1 %);
Северо-Кавказский ФО — 4961 ком-
плексов (13,3 %);
Приволжский ФО — 8298 комплек-
сов (22,3 %);
Уральский ФО — 1469 комплексов
(4,0 %);
Сибирский ФО — 3101 комплекса
(8,3 %);
Дальневосточный ФО — 1337 ком-
Рис. 50. Распределение по федеральным
плекса (3,6 %)
округам Российской Федерации комплексов
Общее количество поднадзорных
ГТС поднадзорных Ростехнадзору
Ростехнадзору комплексов ГТС про-
организаций
307
мышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса составляет 37 176, из
них:
771 комплекс ГТС жидких промышленных отходов, в том числе: 313 комплек-
сов ГТС хвостохранилищ и шламохранилищ в горнодобывающей промышленно-
сти; 247 комплексов ГТС хранилищ отходов предприятий химической, нефтехими-
ческой и нефтеперерабатывающей промышленностях; 98 комплексов ГТС накопи-
телей отходов металлургической промышленности; 113 комплексов ГТС хранилищ
отходов прочих (других) предприятий промышленности;
325 комплексов топливно-энергетического комплекса, в том числе: ГЭС — 113,
ГРЭС — 61, ТЭЦ — 138, ГАЭС — 3, АЭС — 10;
36 080 ГТС водохозяйственного комплекса, в том числе бесхозяйные — 7514.
ГТС в соответствии со СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Ос-
новные положения» классифицируются в зависимости от их высоты и типа грунтов
основания по классам и распределены следующим образом (см. рис. 51):
I класс — 113 комплексов (0,3 %);
II класс — 376 комплексов (1,0 %);
III клас — 616 комплексов (1,7 %);
IV класс — 36 071 комплекс (97,0 %).
По данным Российского регистра
ГТС уровень безопасности поднадзорных
ГТС оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности,
при котором ГТС не имеют дефектов и
повреждений, дальнейшее развитие ко-
торых может привести к аварии, а эк-
сплуатация ГТС осуществляется с вы-
полнением норм и правил безопасно-
сти, имеют 39,4 % комплексов ГТС от
общего количества;
пониженный уровень безопасно-
сти, при котором сооружения находятся
в нормальном техническом состоянии,
но имеются нарушения правил эксплу-
атации, имеют 43,4 % комплексов ГТС;
Рис. 51. Распределение ГТС
неудовлетворительный уровень без-
по классификации в зависимости
опасности, характеризуемый превыше-
от их высоты и типа грунтов основания
нием первого (предупреждающего) уров-
по классам
ня значений критериев безопасности и
ограниченной работоспособностью сооружений, имеют 12,5 % комплексов ГТС;
опасный уровень безопасности, характеризуемый превышением предельно до-
пустимых значений критериев безопасности, потерей работоспособности и не под-
лежащих эксплуатации, имеют 4,7 % комплексов ГТС.
Оценка уровня безопасности по данным Российского регистра ГТС показана на
рис. 52.
В 2011 г. Ростехнадзором рассмотрено и утверждено 312 деклараций безопасно-
сти ГТС (комплексов ГТС) и экспертных заключений на декларации безопасности
ГТС, в том числе:
308
в центральном аппарате Ростехнад-
зора — 178;
в территориальных управлениях —
134.
Ростехнадзором в 2011 г. в соответ-
ствии с положениями Административ-
ного регламента исполнения Росвод-
ресурсами, Ростехнадзором и Ростран-
снадзором государственной функции
по государственной регистрации ГТС и
ведению Российского регистра ГТС на-
правлены в Росводресурсы информаци-
онные данные по 230 ГТС.
В соответствии с Административ-
ным регламентом исполнения Ростех-
надзором государственной функции
Рис. 52. Оценка уровня безопасности
по осуществлению государственного
по данным Российского регистра ГТС
контроля и надзора за соблюдением
собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил безопа-
сности ГТС (за исключением судоходных ГТС, а также ГТС, полномочия по осу-
ществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)
оформлено и выдано 334 разрешения на эксплуатацию ГТС.
В 2011 г. Ростехнадзором проведено 4284 мероприятия по осуществлению госу-
дарственного контроля и надзора за соблюдением собственниками и эксплуатиру-
ющими организациями норм и правил безопасности ГТС в поднадзорных органи-
зациях, что на 18,1 % больше, чем в 2010 г. (3626).
В то же время, выявлены и предписаны к устранению 14 188 нарушений норм и
правил безопасности ГТС, что на 17,4 % больше, чем в 2010 г. (12081).
Основными нарушениями, допущенными собственниками ГТС и эксплуатирую-
щими организациями, являются: отсутствие проектной и соответствующей рабочей
документации — 2448 случая (17,3 %); наличие различных неисправностей, приво-
дящих к снижению пропускной способности водосбросных и водоотводных соору-
жений (дренажа, колодцев, каналов, сифонов, тоннелей, канав, труб) — 1348 слу-
чаев (9,5 %); отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке
деклараций безопасности ГТС, критериев безопасности ГТС, инструкций и проек-
тов мониторинга безопасности ГТС — 2124 случаев (15 %); несоответствие проекту
и нормативным документам квалификационного уровня службы эксплуатации —
950 случаев (6,7 %); отсутствие согласованного плана ликвидации аварий ГТС —
505 случаев (3,6 %).
По результатам проведенных обследований (проверок) ГТС за допущенные на-
рушения норм и правил подвергнуто штрафным санкциям 1547 юридических и дол-
жностных лиц, что в 1,5 раза больше, чем в 2010 г. (1044), общая сумма штрафов со-
ставила более 26 млн руб., что в 3,6 раза больше, чем в 2010 г. (7,25), проверено с
участием инспекторов знаний требований правил и норм по безопасности гидро-
технических сооружений у 1875 работников, из них оказалось неподготовленными
280 человек.
Аварий и аварийных ситуаций на ГТС за 2011 г. не зафиксировано.
309
Подводя итоги выполненной работы
по выявлению и сокращению бесхозяй-
ных ГТС за четыре квартала 2011 г. мож-
но констатировать, что на начало 2012 г.
количество бесхозяйных ГТС увели-
чилось на 2,4 %, с 7340 (01.01.2011) до
7514 сооружений, из них (см. рис. 53):
1045 — с нормальным уровнем без-
опасности (было 599);
5017 — с пониженным уровнем без-
опасности (было 5142);
1231 — с неудовлетворительным
уровнем безопасности (было 1355);
Рис. 53. Результаты проведенных
221 — с опасным уровнем безопа-
обследований (проверок) ГТС
сности (было 244).
Количество бесхозных ГТС показа-
но на рис. 54.
Динамика работы по выявлению и
сокращению бесхозяйных ГТС за 2011 г.
выглядит следующим образом:
дополнительно выявлено 1557 бес-
хозяйных ГТС (524 — с нормальным
уровнем безопасности; 522 — с пони-
женным уровнем безопасности; 497 —
с неудовлетворительным уровнем без-
опасности; 14 — с опасным уровнем
безопасности);
направлено 1388 уведомлений в му-
ниципальные образования для принятия
мер по учету бесхозяйных ГТС и 916 уве-
домлений в органы государственной
Рис. 54. Количество бесхозяйных ГТС
власти субъектов Российской Федера-
ции для принятия мер по обеспечению
безопасности бесхозяйных ГТС;
поставлены на учет в органах государственной регистрации 1338 бесхозяйных
ГТС;
оформлено право собственности на 401 бесхозяйное ГТС (48 — с нормальным
уровнем безопасности; 239 — с пониженным уровнем безопасности; 87 — с неудов-
летворительным уровнем безопасности; 27 — с опасным уровнем безопасности);
по состоянию на 01.01.2012 выполняются мероприятия по ликвидации 84 бес-
хозяйных ГТС (8 — с нормальным уровнем безопасности; 15 — с пониженным
уровнем безопасности; 61 — с неудовлетворительным уровнем безопасности);
ликвидировано 564 бесхозяйных ГТС (24 — с нормальным уровнем безопасно-
сти; 229 — с пониженным уровнем безопасности; 306 — с неудовлетворительным
уровнем безопасности; 5 — с опасным уровнем).
В тоже время, Ростехнадзор отмечает, что все ГТС, в том числе и бесхозяйные, вне
зависимости от уровня безопасности, являются объектами потенциальной опасности
310
для населения и окружающей среды, так как их эксплуатация связана с рисками воз-
никновения гидродинамических аварий, последствия от которых, начиная от загряз-
нения водных объектов и локальных участков прилегающей к ГТС территории, могут
также иметь катастрофические результаты, с потерей управления экономикой страны
или ее административно-территориальных единиц, угрозами жизни и здоровью людей,
а также полной или частичной утратой ГТС и водохранилищ как объектов хозяйствен-
ной деятельности. Поэтому Ростехнадзор считает передачу бесхозяйного ГТС в собст-
венность только частью решения задачи по предотвращению аварий и предупрежде-
нию негативного воздействия от эксплуатации ГТС на жизнедеятельность населения
страны и окружающую природную среду, поскольку основной задачей собственников
ГТС эксплуатирующих организаций и органов надзора за безопасностью ГТС, являет-
ся обеспечение необходимых и достаточных мер, направленных на снижение степени
вероятного риска возникновения аварий ГТС до допустимых значений на основе ре-
зультатов непрерывных наблюдений за критериальными показателями безопасности
ГТС, установленными проектом, нормами и правилами безопасной эксплуатации ГТС.
На практике бесхозяйные ГТС передаются в собственность владельцам,
не имеющим необходимой квалификационной подготовки без соответствующей
проектной и технической документации.
В целях организации и проведения в 2011 г. безаварийного пропуска весеннего
половодья и паводков, предотвращения аварий и чрезвычайных ситуаций на под-
надзорных ГТС Ростехнадзором издан приказ от 31.01.2011 № 30 «О безопасной
эксплуатации и работоспособности гидротехнических сооружений, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в
период весеннего половодья и паводка 2011 года», в соответствии с которым терри-
ториальными органами Ростехнадзора были проведены следующие мероприятия:
в целях обеспечения постоянного контроля за развитием паводковой обстановки
и своевременным принятием соответствующих мер приее осложнении организова-
но взаимодействие с региональными и территориальными центрами мониторинга
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Росгидромета;
во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации и органами местного самоуправления организован постоянный контроль за
состоянием и эксплуатацией ГТС в период прохождения весеннего половодья и па-
водков, в том числе за обеспечением рационального регулирования режимов рабо-
ты ГТС, находящихся в предаварийном состоянии или не имеющих собственника;
совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнитель-
ной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
по осуществлению контроля за состоянием и эксплуатацией поднадзорных ГТС в
период прохождения паводка 2011 г. организовано участие в работе региональных и
территориальных противопаводковых комиссий;
разработаны планы-графики проведения проверок реализации запланированных
паводковых мероприятий, а также готовности служб поднадзорных организаций и
аварийно-спасательных бригад к выполнению работ по локализации и ликвидации
аварийных ситуаций на ГТС;
проведена работа по информированию руководителей поднадзорных предприя-
тий — балансодержателей и собственников ГТС о своевременном создании комис-
сий предприятий и организаций с целью проверки готовности ГТС к эксплуатации
и обеспечению безопасности в паводковый период 2011 г.;
311
на период проведения паводковых мероприятий и прохождения паводка созда-
ны группы оперативного контроля за состоянием безопасности поднадзорных ГТС
и организована их работа в части проведения проверок готовности организаций, в
составе которых эксплуатируются ГТС, к пропуску паводковых вод, уделяя особое
внимание подготовке к осуществлению комплекса превентивных мероприятий по
снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последст-
вий и уменьшению ущерба, защите объектов в зонах возможного затопления, состо-
янию ГТС объектов промышленности, водохозяйственного комплекса.
Созданными на период проведения паводковых мероприятий и прохождения па-
водка группами оперативного контроля за состоянием безопасности ГТС осуществ-
лялась работа по проведению проверок реализации запланированных паводковых
мероприятий, а также готовности служб поднадзорных организаций и аварийно-
спасательных бригад к выполнению работ по локализации и ликвидации аварий-
ных ситуаций на ГТС.
В ходе проверок организаций особое внимание уделялось подготовке к осуществ-
лению комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения
чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению ущерба, вклю-
чающих:
приведение ГТС, в том числе бесхозяйных, в технически исправное состояние;
готовность к устойчивому функционированию в паводковый период систем во-
дозаборных, водоочистных и канализационных сооружений;
готовность сил и средств, привлекаемых к проведению противопаводковых ме-
роприятий, аварийно-спасательных работ;
наличие и использование созданных резервов финансовых и материальных
средств;
выполнение комплекса инженерно-технических мероприятий по углублению и
расчистке русел рек, укреплению берегов, отсыпке дамб и дорог.
Проверки, как правило, проводились совместно с представителями ГУ МЧС Рос-
сии, бассейновыми управлениями Росводресурсов, прокуратурой и органами мест-
ного самоуправления в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Результаты проведенных проверок и информация, представленная поднадзорны-
ми организациями, свидетельствуют о том, что запланированные паводковые меро-
приятия в основном выполнены.
Должностные лица территориальных органов Ростехнадзора принимали участие
в работе региональных и территориальных противопаводковых комиссий, а также
в комплексных тренировках, проводимых ГУ МЧС России по субъектам Россий-
ской Федерации.
Так, представители Северо-Западного управления Ростехнадзора 10.03.2011 уча-
ствовали в комплексной тренировке «Авария на ГТС г. Окуловка», организованной
Главным управлением МЧС по Новгородской области.
Должностные лица Управления государственного энергетического надзора Ро-
стехнадзора приняли участие в инструкторско-методическом занятии по подготов-
ке к проведению тренировки Федерального оперативного штаба по теме: «Работа
Федерального оперативного штаба при ликвидации чрезвычайной ситуации в ре-
зультате весеннего паводка на территории Российской Федерации и аварии на гор-
нодобывающей шахте в Кемеровской области», проведенного 08.02.2011 в НЦУКС
МЧС России.
312
Представители Ростехнадзора принимали участие в работе селекторных совеща-
ний, проводимых в субъектах Российской Федерации.
В целом организация подготовки к пропуску весеннего половодья и паводков и
непосредственно процесс прохождения паводка в 2011 г. на поднадзорных ГТС про-
ведены на достаточном уровне, что позволило осуществить безаварийный пропуск
весеннего половодья и паводков и предотвратить аварии ГТС.
В сфере обеспечения безопасности ГТС Управлением государственного энерге-
тического надзора в течение 2011 г. были подготовлены проекты одного федераль-
ного закона, пяти административных регламентов по исполнению государственных
функций и предоставлению государственных услуг, а также разработан и утвержден
один ведомственный нормативно-правовой акт.
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации (пункт 8 Пла-
на мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период
до 2020 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от
27.08.2009 № 1235-р, пункт 3 раздела III протокола заседания Правительства Россий-
ской Федерации от 17.02.2011 № 6 и письмо от 28.07.2011 № П9-31485) Ростехнадзор
разработал и письмом от 26012.2011 № 00-02-03/3185 внес в Правительство Россий-
ской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О безопасности гидротехнических сооружений».
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О без-
опасности гидротехнических сооружений» направлен на совершенствование законо-
дательства о безопасности ГТС в целях снижения рисков возникновения чрезвычай-
ных ситуаций техногенного характера и сокращения количества бесхозяйных ГТС.
Во исполнение приказа Ростехнадзора от 19.01.2011 г. № 17 «Об организации нор-
мотворческой деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору» разработаны проекты следующих административных
регламентов по исполнению государственных функций и предоставлению государ-
ственных услуг:
Административный регламент исполнения Ростехнадзором государственной
функции по осуществлению федерального государственного надзора в области без-
опасности ГТС (за исключением судоходных ГТС, а также ГТС, полномочия по осу-
ществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению государствен-
ной услуги по согласованию правил эксплуатации ГТС;
Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению государствен-
ной услуги по определению экспертных центров, проводящих государственную эк-
спертизу декларации безопасности ГТС (за исключением судоходных ГТС, а также
ГТС, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам мест-
ного самоуправления);
Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению государствен-
ной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию ГТС (за исключением судоход-
ных ГТС, а также ГТС, полномочия по осуществлению надзора за которыми пере-
даны органам местного самоуправления);
Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению государствен-
ной услуги по утверждению декларации безопасности ГТС (за исключением судо-
ходных ГТС, а также ГТС, полномочия по осуществлению надзора за которыми пе-
реданы органам местного самоуправления).
313
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Положения о декларировании без-
опасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 06.10.1998 № 1303 «Об утверждении Положения
о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» и в целях регла-
ментирования процедуры формирования соответствующих разделов и приложе-
ний декларации безопасности гидротехнических сооружений разработаны Допол-
нительные требования к содержанию деклараций безопасности гидротехнических
сооружений и методика их составления, учитывающие особенности декларирова-
ния безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости
от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных тре-
бований к безопасности (далее — Дополнительные требования).
Дополнительные требования утверждены приказом Ростехнадзора от
03.11.2011 № 625, зарегистрированным в Минюсте России 15.12.2011 № 22631.
Кроме того, Управление государственного энергетического надзора принимало
участие в разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации
«О режиме постоянного государственного контроля (надзора)», которое устанавли-
вает порядок осуществления федерального государственного надзора в области без-
опасности ГТС на ГТС (за исключением судоходных ГТС), в отношении которых
установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Для повышения надежности и безопасности ГТС, эффективности государствен-
ного надзора за их безопасной эксплуатацией Ростехнадзору необходимо:
1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657
«О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» провести мониторинг
правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конститу-
ционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по пра-
вам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или
признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных пра-
вовых актов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических со-
оружений (в том числе в пределах действия Водного кодекса Российской Федерации,
Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических со-
оружений», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Пра-
вительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти).
2. Разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «Об ут-
верждении Положения о федеральном государственном надзоре в области безопа-
сности гидротехнических сооружений», устанавливающее организационную струк-
туру, полномочия и функции органов федерального государственного надзора в об-
ласти безопасности ГТС, находящихся в ведении Ростехнадзора и Ростанснадзора,
а также перечень должностных лиц указанных органов, соответствующих им прав
и обязанностей.
3. В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обяза-
тельном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за
причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» необходимо:
в рамках мероприятий по надзору на ГТС проверять наличие страхового поли-
са нового образца, оформленного страховой организацией, имеющей лицензию на
осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владель-
ца ГТС за причинение вреда в результате аварии на ГТС;
314
при выявлении случаев эксплуатации ГТС без действующего договора обязатель-
ного страхования гражданской ответственности владельца ГТС за причинение вре-
да в результате аварии на ГТС применять меры административной ответственности
в соответствии со ст. 9.19 КоАП РФ, вступающей в силу с 01.04.2012 г., а до этого
01.04.2012 — в соответствии со ст. 9.2 КоАП РФ.
4. В целях решения проблемы безопасности бесхозяйных ГТС:
рассмотреть вопрос о целесообразности разработки новой или дополнении дей-
ствующих федеральных целевых программ мероприятиями, предусматривающими
проведение инвентаризации, обследования и финансирования работ по повыше-
нию уровня безопасности или ликвидации бесхозяйных ГТС;
обратиться с просьбой к органам государственной власти субъектов Российской
Федерации:
а) провести во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти инвентаризацию бесхозяйных гидротехнических сооруже-
ний, определив перечень бесхозяйных сооружений, утративших необходимость в
последующей хозяйственной деятельности;
б) разработать региональные программы, предусматривающие сокращение ко-
личества бесхозяйных гидротехнических сооружений, разработку проектов их лик-
видации, реконструкции, ремонта и восстановления;
в) провести работу по оформлению права собственности на бесхозяйные гидро-
технические сооружения, расположенные на их территории.
5. В целях организации и проведения в 2012 г. безаварийного пропуска весенне-
го половодья и паводков, предотвращения аварий ГТС, поднадзорных Ростехнад-
зору, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору» руководителям территориальных органов Ростехнадзора необ-
ходимо обеспечить:
участие в мероприятиях по организации безаварийного пропуска паводковых вод
в 2012 г., проводимых территориальными органами МЧС России и Росводресурсов,
обращая особое внимание на подготовку к осуществлению комплекса превентивных
мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смяг-
чению их последствий и уменьшению ущерба, защите объектов в зонах возможно-
го затопления, готовности поднадзорных ГТС к пропуску паводковых вод, наличие
резервов и аварийных запасов материалов для предупреждения и ликвидации воз-
можных чрезвычайных ситуаций;
участие представителей территориальных органов Ростехнадзора в работе ре-
гиональных и территориальных противопаводковых комиссий, а также в осущест-
влении контроля за состоянием и эксплуатацией поднадзорных ГТС в период про-
хождения паводка 2012 г. совместно с другими заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
направление предложений в органы исполнительной власти субъектов Россий-
ской Федерации, на территории которых расположены бесхозяйные ГТС, для ре-
шения вопроса об обеспечении безопасности этих ГТС в период весеннего полово-
дья и паводка.
315
2.2.22. Государственный строительный надзор
2.2.22.1. Осуществление государственного строительного надзора при строитель-
стве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
Государственный строительный надзор осуществляется территориальными управ-
лениями Ростехнадзора согласно Постановлению Правительства Российской Феде-
рации от 01 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Рос-
сийской Федерации» и другим нормативным документам.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в рамках го-
сударственного строительного надзора проведено 12 816 проверок, из них 10 139 про-
верок объектов строительства, 2220 проверок объектов реконструкции, 457 прове-
рок объектов капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федера-
ции от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской
Федерации» Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора объ-
ектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Фе-
дерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление госу-
дарственного строительного надзора Указами Президента Российской Федерации
возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
Количество поднадзорных объектов государственного строительного надзора
представлено в табл. 96.
Таблица 96
Количество поднадзорных объектов
Наименование поднадзорного объекта государственного
Количество
п/п
строительного надзора
поднадзорных объектов
1
Опасные производственные объекты
9665
2
Автомобильные дороги федерального значения
371
3
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта
370
общего пользования
4
Сооружения связи
291
5
Уникальные объекты
115
6
Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры
139
7
Объекты на территории двух и более субъектах Российской
83
Федерации
8
Линии электропередачи и иные объекты электросетевого хо-
98
зяйства, более 330 кВ
9
Объекты использования атомной энергии
66
10
Морские порты
63
11
Тепловые электростанции, свыше 150 МВт
51
12
Гидротехнические сооружения 1, 2 классов
52
13
Объекты Олимпиады 2014 г.
154
14
Объекты форума АТЭС-2012 года
24
15
Объекты, сведения о которых составляют государственную
25
тайну
16
Объекты метрополитена
26
316
Наименование поднадзорного объекта государственного
Количество
п/п
строительного надзора
поднадзорных объектов
17
Объекты культурного наследия
21
19
Объекты обороны и безопасности
23
20
Объекты в исключительной экономической зоне Россий-
10
ской Федерации, на континентальном шельфе, во внутрен-
них морских водах, в территориальном море Российской
Федерации
21
Объекты космической инфраструктуры
4
22
Объекты летней универсиады в г. Казань
1
Итого:
11 652
В 2011 г. Ростехнадзором 6118 заключений о соответствии объектов капитального
строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных норма-
тивных правовых актов и проектной документации, в том числе в отношении объ-
ектов строительства — 5485, в отношении объектов реконструкции — 534, в отно-
шении объектов капитального ремонта — 125.
В ходе осуществления государственного строительного надзора выявлено
33 381 правонарушение требований нормативных документов, из них 23 759 в от-
ношении объектов строительства, 8121 — в отношении объектов реконструкции,
1399 — в отношении объектов капитального ремонта.
По итогам проведения 3147 проверок, административных расследований, возбу-
ждены дела об административных правонарушениях и наложено 4453 администра-
тивных наказаний.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 235 634,6 тыс. руб.
В 2011 г. при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов ка-
питального строительства основными видами нарушений явились:
отклонения от проектной документации, получившей положительное заключе-
ние государственной эспертизы;
отсутствие разрешения на строительство;
отсутствие государственной экспертизы проектной документации;
нарушения при ведении исполнительной документации (журналы, работ, акты
на скрытые работы и т.д.);
нарушение сроков направления извещений о начале строительства;
отсутствие свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопа-
сность объектов капитального строительства, договоров и разрешительной доку-
ментации;
отсутствие или неудовлетворительное состояние строительного контроля на объ-
екте;
нарушение сроков направления извещения о начале строительства и о сроках за-
вершения работ, подлежащих проверке;
нарушения организационного порядка строительства;
нарушения технологии строительства.
Аварий и несчастных случаев в 2011 г. на поднадзорных объектах государствен-
ного строительного надзора зафиксировано не было.
В соответствии с Положением об осуществлении государственного строитель-
ного надзора в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правитель-
317
ства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 в рамках государственного строи-
тельного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государст-
венный санитарно-эпидемиологический надзор, а также государственный контроль
в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
В рамках осуществления государственного строительного надзора выявлено 1737 на-
рушений экологического законодательства, 611 нарушение санитарно-эпидемиологи-
ческого законодательства, 1453 нарушения требований пожарной безопасности.
По итогам проверок, административных расследований наложено 269 админи-
стративных наказаний за экологические правонарушения, 43 административных на-
казания за санитарно-эпидемиологические правонарушения, 146 административ-
ных наказаний за нарушения требований пожарной безопасности.
Основные нарушения в рамках экологического и санитарно-эпидемиологиче-
ского контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства:
отсутствие паспортов отходов 1-4 класса опасности, отсутствие профессиональ-
ной подготовки у руководителей и специалистов в области охраны окружающей сре-
ды и экологической безопасности;
отсутствие договоров со специализированными организациями, имеющими ли-
цензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспорти-
рованию, размещению отходов 1-4 классов опасности, на передачу отходов и др.);
отсутствие ПК, осуществление которого предусмотрено ст. 67 Федерального зако-
на от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
на производственных площадках объектов капитального строительства не всег-
да определены места временного накопления отходов (МВН); сбор, хранение на-
копление отходов осуществляется с нарушением экологического законодательст-
ва, санитарно-эпидемиологических норм и правил; передача отходов производства
и потребления, в нарушение ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», не
всегда осуществляется организациями, имеющим лицензию на осуществление де-
ятельности в области обращения с опасными отходами;
заказчик, лица, осуществляющие строительство, не в полном объеме осуществ-
ляют платежи за негативное воздействие на окружающую среду, что является нару-
шением ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ;
руководители предприятий назначают на должность специалистов строительного
и экологического контроля лиц, не имеющих соответствующей квалификации, атте-
стации, знаний и опыта работы в строительстве, знание экологических требований.
Осенью 2011 г. Ростехнадзор поддержал предложение Министерства природных ре-
сурсов и экологии Российской Федерации о передаче полномочий Ростехнадзора по
осуществлению государственного экологического контроля в рамках государственного
строительного надзора в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Участие в реализации «Программы строительства олимпийских объектов и раз-
вития города Сочи как горнолыжного курорта» в рамках осуществления государст-
венного строительного надзора.
Всего под государственном строительным надзором находится 169 объектов.
Основные показатели осуществления государственного строительного надзо-
ра при строительстве объектов, сооружаемых в рамках «Программы строительства
олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта»
по состоянию на 31.12.2011 (нарастающим итогом):
318
всего объектов, на которых осуществлялся государственный строительный над-
зор — 188;
всего выдано заключений о соответствии (ЗОС) — 26;
всего объектов, на которых прекращено осуществление государственного стро-
ительного надзора — 34;
всего объектов, на которых осуществляется государственный строительный над-
зор — 154;
всего проверок, проведенных на строящихся объектах — 992 (в том числе про-
верка исполнения предписаний).
По олимпийским объектам возбуждено 1024 дела об административных право-
нарушениях, из них в отношении юридических лиц — 520, в том числе 17 дел по
статье 19.5 части 6 «Невыполнение в установленный срок законного предписания
уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора феде-
рального органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в от-
ношении должностных лиц возбуждено 504 дела.
Всего наложено 16 660 тыс. руб. административных штрафов, из них:
из них на юридических лиц — 14 155 тыс. руб.;
из них на должностных лиц — 2505 тыс. руб.
Участие в реализации подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра
международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной
целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и За-
байкалья на период до 2013 года», в рамках осуществления государственного стро-
ительного надзора.
Результаты осуществления государственного строительного надзора при строи-
тельстве объектов инфраструктуры саммита АТЭС-2012 в соответствии с подпрог-
раммой «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в
Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономиче-
ское и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996
№ 480 по состоянию на 16.02.2012:
всего объектов, на которых осуществлялся государственный строительный над-
зор — 27;
выдано заключений о соответствии (ЗОС) — 6;
всего объектов, на которых прекращено осуществление государственного стро-
ительного надзора — 6;
всего объектов, на которых осуществляется государственный строительный над-
зор — 20;
всего проверок, проведенных на строящихся объектах — 219.
При осуществлении государственного строительного надзора по фактам допу-
щенных нарушений к административной ответственности привлечено 55 юриди-
ческих лиц и 78 должностных лица.
Всего по объектам саммита проведено 219 проверок, выдано 280 предписаний.
Выявлено нарушений — 1197. Устранено нарушений — 1092.
На контроле устранения находятся — 95 нарушений.
Всего при осуществлении государственного строительного надзора по фактам до-
пущенных нарушений к административной ответственности привлечено 65 юриди-
ческих лиц и 83 должностных лица.
319
Перечень объектов саммита АТЭС-2012, на которых осуществлялся государст-
венный строительный надзор
1. «Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Влади-
восток — аэропорт «Кневичи»;
2. «Строительство мостового перехода на о. Русский через пролив Босфор Вос-
точный в г. Владивостоке»;
3. «Строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог в г. Владивостоке
на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 «Уссу-
ри» Хабаровск — Владивосток с островом Русский»;
4. «Реконструкция причала № 36», входящего в состав проекта «Морской фасад
г. Владивосток, включая портовые сооружения и портовую инфраструктуру г. Вла-
дивосток и о. Русский. Строительство и реконструкция портовых терминалов»;
5. «Удлинение причала № 2 с образованием причала № 2А», входящего в состав
проекта «Морской фасад г. Владивосток, включая портовые сооружения и порто-
вую инфраструктуру г. Владивосток и о. Русский. Строительство и реконструкция
портовых терминалов»;
6. «Причал № 2 (удлинение на 159,65 м.п.) — II этап: реконструкция технологи-
ческой набережной для ремонта судов длиной 127,0 п.м. (Лит. 21Б) и технологиче-
ской набережной для ремонта судов длиной 187,00 п.м. (Лит. 21А)»;
7. Морской фасад г. Владивосток, включая портовые сооружения и портовую
инфраструктуру г. Владивосток и о. Русский. Строительство и реконструкция пор-
товых терминалов. Причал № 30 Владивостокского морского порта. Реконструк-
ция»;
8. «Реконструкция аэропорта г. Владивосток, Приморский край»;
9. «Новый аэровокзальный комплекс в международном аэропорту «Кневичи» г.
Владивостока. I этап строительства»;
10. «Топливозаправочный комплекс аэропорта «Кневичи» г. Владивостока»;
11. «Строительство вертодрома на острове Русский»;
12. «Строительство автомобильной дороги пос. Новый — полуостров Де-Фриз —
Седанка — бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз — Седанка
на участке полуостров Де-Фриз — пос. Седанка с низководным мостом (эстакадой),
Приморский край»;
13. «Реконструкция автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» — станция Са-
наторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток
на участке 733,5 км — 747 км»;
14. «Реконструкция автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» — станция Са-
наторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток
на участке 747 км — 750 км»;
15. «Реконструкция автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» — станция Са-
наторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток
на участке 750 км — 752 км»;
16. «Межпоселковый газопровод от ГРС г. Владивосток до потребителей природ-
ного газа о. Русский с отводом на ТЭЦ-2 г. Владивосток»;
17. «Научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум» в г. Влади-
восток о. Русский, п/ов Житкова. I очередь строительства»;
18. «ЛЭП 220 кВ Зеленый угол — Русская с переходом через пролив Босфор Вос-
точный»;
320
19. «ВЛ 500 кВ «Чугуевка — Лозовая — Владивосток» с подстанцией 500 кВ «Ло-
зовая»;
20. «Магистральный газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».
2.2.22.2. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области ин-
женерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительст-
ва, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а
также ведение государственного реестра указанных организаций
Институт саморегулирования в строительной отрасли уже существует более двух
лет и его создание было вызвано, прежде всего, необходимостью решения проблем,
связанных с ненадлежащим качеством строительства и эксплуатации объектов ка-
питального строительства, отсутствием действенных механизмов ответственности
участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потре-
бителями их услуг.
Статус саморегулируемой организации предполагает разработку и утверждение
обязательных стандартов и правил для ее членов.
Законодательством определена внутренняя структура саморегулируемых органи-
заций, в том числе обязательное наличие ревизионного, контролирующего и дисци-
плинарного органов, введение третейского суда, органов по подготовке кадров, по-
вышения квалификации работников и специалистов, создание системы аттестации.
Вместо выдачи федеральными органами лицензий на право осуществления строи-
тельной деятельности предусматривается выдача свидетельств о допуске к строи-
тельным работам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
19.11.2008 № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008
№ 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Фе-
дерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на Феде-
ральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору воз-
ложены функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью
саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектур-
но-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитально-
го ремонта объектов капитального строительства, а также ведению реестра ука-
занных организаций.
Начиная с декабря 2008 г. в Ростехнадзор поступили заявления от 498 некоммер-
ческих партнерств о внесении сведений в государственный реестр саморегулируе-
мых организаций, из которых 442 получили статус саморегулируемых организаций.
Сведения о двух саморегулируемых организациях исключены из государствен-
ного реестра в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 01.12.2007 № 315
«О саморегулируемых организациях»:
сведения о некоммерческом партнерстве «Межрегиональное объединение субъ-
ектов строительной деятельности «Межрегионстандарт» исключены из государст-
венного реестра саморегулируемых организаций с 26.07.2010 на основании заявления
НП МОССД «Межрегионстандарт» от 25.07.2010 № 320 в соответствии с пунктом 1
части 1 и с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 1.12.2007 № 315 «О саморе-
гулируемых организациях».
Сведения о Некоммерческом партнерстве «КубаньСтройОбъединение» исклю-
чены из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании за-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..