ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 16

 

 

241
Центральным аппаратом Ростехнадзора были рассмотрены заявления и доку-
менты для получения лицензий от 117 организаций. По итогам рассмотрения было
выдано 30 лицензий на применение, 11 на хранение, 18 на распространение и 14 на
производство ВМ промышленного назначения. По семи заявлениям организаци-
ям было отказано в выдаче лицензий. 67 лицензий было переоформлено и 48 ли-
цензий продлено.
С 03.11.2011 вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицен-
зировании отдельных видов деятельности».
Указанным Федеральным законом не предусмотрено лицензирование производ-
ства, хранения, применения и распространения ВМ как самостоятельных видов де-
ятельности, а определен следующий лицензируемый вид:
разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация бо-
еприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и состав-
ных частей патронов), ВМ промышленного назначения, пиротехнических изделий
IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение ВМ про-
мышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии
с техническим регламентом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельнос-
ти» лицензирование данного вида деятельности возложено на Минпромторг Рос-
сии, МВД России, Ростехнадзор и Рособоронзаказ.
Разработка положения о лицензировании этого вида деятельности поручена
Минпромторгу России. Ростехнадзором были направлены предложения в проект
указанного документа в части лицензирования деятельности в области ВМ атериа-
лов промышленного назначения. Однако, в связи с отсутствием установленного по-
рядка лицензирования выдача лицензий в области ВМ атериалов с 03.11.2011 была
приостановлена.
Основные проблемы, связанные с обеспечением безопасности в области взрыв-
ного дела
1. С 03.11.2011 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство, хра-
нение, применение и распространение ВМ промышленного назначения как са-
мостоятельные виды деятельности лицензированию не подлежат.
Указанным законом определен следующий вид деятельности — «разработка, про-
изводство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том чи-
сле патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов),
взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и
V классов в соответствии с национальным стандартом, применение взрывчатых ма-
териалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в
соответствии с техническим регламентом».
Предложения Ростехнадзора в части лицензирования ВМ промышленного на-
значения направлены в разрабатываемый Минпромторгом России проект положе-
ния о лицензировании данного вида деятельности. Поскольку положение о лицен-
зировании до настоящего времени не утверждено в установленном порядке, лицен-
зирование в области ВМ промышленного назначения приостановлено. Ростехнадзор
считает необходимым скорейшее принятие данного положения.
242
2. Необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в об-
ласти ВМ, и ускорение разработки проекта Федерального закона «Об обороте взрыв-
чатых веществ и материалов, пиротехнических изделий».
3. Остаются актуальными вопросы повышения безопасности производст-
ва подземных взрывных работ, замены пневмозаряжания гранулированны-
ми взрывчатыми веществами на другие виды механизированного заряжания
(эмульсионными, гелевыми взрывчатыми веществами), при которых будет
исключена возможность образования в рабочей зоне взрывоопасной пыле-
воздушной смеси и зарядов статического электричества. Предлагаем активи-
зировать работу с руководителями предприятий для принятия соответствую-
щих мер по переходу на новые более безопасные технологии, а также по во-
просу разработки и внедрения на угольных шахтах, опасных по газу и пыли,
новых безопасных и эффективных предохранительных взрывчатых веществ (в
том числе невыгорающих эмульсионных) и средств механизированного заря-
жания, исключающих возможность возникновения вспышек и взрывов мета-
новоздушной смеси и угольной пыли.
Состояние промышленной безопасности пороховых производств, проверенных
Ростехнадзором в 2011 г.
Ростехнадзор силами Управления общепромышленного надзора и специалистов
территориальных управлений осуществляет в рамках установленных полномочий,
контрольно-надзорную деятельность на предприятиях и в организациях оборонно-
промышленного комплекса (производство и утилизация взрывчатых веществ и ма-
териалов).
В последние два года проведены и проводятся системные мероприятия по ана-
лизу и оценке состояния спецпроизводств, спецхимии и пороховых производств.
В 2010 г. по поручению Администрации Президента Российской Федерации были
проведены проверки состояния промышленной безопасности в 88 организациях и
предприятиях, связанных с хранением взрывчатых и токсичных веществ.
В течение 2011 г. Ростехнадзором проведены проверки состояния безопасности
ОПО (пороховых производств), эксплуатируемых предприятиями ФКП «Авангард»,
г. Стерлитамак (апрель), ФКП «Казанский государственный казенный пороховой
завод», г. Казань, и ФКП «ГосНИИХП», г. Казань (май), ФКП «Алексинский хими-
ческий комбинат», Тульская область (июль), ФКП «Пермский пороховой завод» и
ФГУП «НИИПМ» г. Пермь (август-сентябрь), ФКП «Тамбовский пороховой завод»,
г. Котовск, Тамбовская область (октябрь).
При проверках зафиксировано 526 нарушений, оформлено 33 протокола об ад-
министративных правонарушениях на приостановление деятельности (склады хра-
нения взрывчатых веществ, склады хранения кислот, автомобильный и железнодо-
рожный транспорт, перевозящий взрывчатые вещества, автомобильные и мостовые
краны, и др.).
Привлечены к административной ответственности как юридические, так и фи-
зические (должностные) лица проверенных предприятий.
Общая сумма штрафов составляет 2,1 млн руб.
В ходе проведенных проверок установлено, что отдельные руководители и спе-
циалисты, а также члены аттестационных комиссий предприятий, эксплуатирую-
щих ОПО, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности, в ряде
243
случаев отмечена недостаточная профессиональная подготовка обслуживающего
сооружения и технические устройства персонала.
К характерным нарушениям промышленной безопасности на предприятиях
спецхимии можно отнести такие нарушения как:
эксплуатация зданий и сооружений, технических устройств, применяемых для
производства ВМ, осуществляется с истекшим установленным сроком эксплуата-
ции и (или) с нарушением нормативных требований;
не в полной мере обеспечена готовность предприятий к действиям по локализа-
ции и ликвидации аварий при эксплуатации ОПО;
не обеспечено безопасное проведение и должный контроль за выполнением га-
зоопасных работ (сварочные работы);
выявлены нарушения требований при эксплуатации электрооборудования, уста-
новленного во взрывоопасных зонах.
Такое состояние объектов специализированных предприятий по производству
взрывчатых веществ не может быть признано удовлетворительным.
С учетом проверок, ранее проведенных в 2010 г., в рамках поручения Админи-
страции Президента Российской Федерации, можно сделать выводы, что наруше-
ния зачастую носят не только повторяющийся, но и системный характер, что мо-
жет негативно повлиять на критически важные объекты населенных пунктов и про-
мышленных зон в случае аварийных ситуаций.
Так, объекты ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» рас-
положены вблизи жилых зон и транспортных коммуникаций г. Казани и представ-
ляют реальную угрозу для населения.
Объекты других проверенных предприятий также находятся вблизи или в черте
селитебных зон.
В сооружениях (шламонакопителях) ФКП «Алексинский химический комби-
нат» находится до 200 тыс. т неизвлекаемых остатков в виде нитратов целлюлозы,
что представляет высокую опасность для населения и инфраструктуры г. Алексин.
Существуют аналогичные проблемы и на других предприятиях отрасли.
Подавляющее большинство ОПО проверенных предприятий построено в
50-годы ХХ века и имеют значительный моральный и физический износ зданий и
сооружений, где производятся и хранятся взрывчатые вещества. Поскольку износ
основных фондов предприятий, их состояние находятся на пределе, в период прове-
рок рассматривались также вопросы модернизации и реконструкции производств.
Необходимо отметить, что кризисные явления на проверенных предприятиях но-
сят затяжной характер, необходимый уровень безопасности и эффективности про-
изводства не достигнут, темпы обновления производственных мощностей очевид-
но недостаточны, современные инновационные технологии не находят реального
внедрения.
Структуры производственного цикла предприятий и инженерно-техническая ин-
фраструктура перегружены утратившими производственную необходимость и име-
ющими практически полный износ основными фондами.
Меры по повышению квалификации персонала, в том числе по требованиям пра-
вил и норм безопасности, по привлечению перспективных молодых специалистов
на предприятия, также нельзя признать исчерпывающими.
Вышеуказанные вопросы и проблемы требуют детального рассмотрения и мо-
гут быть решены на основе комплекса организационно-технических мероприятий
244
с целевым финансированием по каждому из объектов предприятий на программной
основе.
2.2.16. Транспортирование опасных веществ
Общее количество поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность
в области промышленной безопасности в части транспортирования опасных ве-
ществ, в 2011 г. составило 6510 (в 2010 г. — 6524), из которых 6096 (в 2010 г. — 6185)
осуществляют эксплуатацию ОПО, связанных с транспортированием опасных ве-
ществ. Количество организаций, осуществляющих деятельность по проектирова-
нию ОПО составляет 41 (в 2010 г. — 30), по ликвидации ОПО — 13 (в 2010 г. — 11),
по изготовлению технических устройств — 5 (в 2010 г. — 7), по проведению экспер-
тизы промышленной безопасности — 121 (в 2010 г. — 114).
Надзор на объектах, связанных с транспортированием опасных веществ, осу-
ществляет 29 инспекторов территориальных управлений, из которых 73 осуществ-
ляют надзор по двум и более направлениям.
Основной объем опасных веществ, транспортируемых на ОПО, составляют лег-
ковоспламеняющиеся жидкости (третий класс опасности по ГОСТ 19433-88 «Гру-
зы опасные. Классификация и маркировка»). В меньшем объеме транспортируют-
ся опасные грузы второго (аммиак, хлор, сжиженный углеводородный газ), четвер-
того (волокно хлопковое, хлопок-сырец, сера), шестого (сырье коксохимическое),
восьмого (кислоты и щелочи) классов опасности.
Средства транспортирования опасных веществ в количестве 116 008 единиц пред-
ставлены главным образом вагонами-цистернами предприятий нефтепереработки и
химии. Автомобильные транспортные средства в количестве 22856 единиц — автоци-
стерны для транспортирования нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.
Протяженность путей (дорог) необщего пользования составляет 46 030,36 км, из
которых 3 008 525,7 км — железнодорожных путей.
На ОПО, поднадзорных Ростехнадзору (в части транспортирования опасных ве-
ществ), за отчетный период зарегистрировано две аварии, из которых одна сопрово-
ждалась случаем смертельного травматизма. В 2011 г. произошел один несчастный
случай со смертельным исходом (в 2010 г. аварий не зарегистрировано, но произош-
ло две несчастных случая со смертельным исходом). Суммарный ущерб от аварий
составил 10 млн руб.
22.01.2011 на ОПО ОАО «Прииск Соловьевский» (Дальневосточное управление
Ростехнадзора) при выполнении работ по перекачке бензина из автоцистерны про-
изошло возгорание, вследствие чего погиб грузчик, огнем уничтожены бензовоз и
резервуар.
01.06.2011 на ОПО — участке транспортирования опасных веществ, эксплуати-
руемом ИП Лепихин С.В. в г. Кострома (Верхне-Волжское управление Ростехнадзо-
ра), в результате перекачки сжиженного газа из железнодорожного вагона-цистер-
ны в автомобильную произошла утечка, возгорание газа с последующим взрывом
трех цистерн. В результате аварии сгорело четыре автомобиля, два нежилых строе-
ния, оказались повреждены восемь резервуаров для хранения сжиженного газа. В
результате взрыва пострадали четыре работника сторонней организации. Экономи-
ческий ущерб от аварии составил 10 млн руб.
Несчастный случай произошел 22.02.2011 на предприятии ОАО «Коршуновский
ГОК» (Прибайкальское управление Ростехнадзора). При организации работ по сли-
245
ву нефтепродуктов из вагона-цистерны слесарь-ремонтник упал с вагона и получил
смертельную травму.
Основными причинами аварий и несчастных случаев явилось:
1. Нарушение условий и требований безопасной эксплуатации технических
устройств на ОПО.
2. Отсутствие ПК при производстве сливо-наливных работ с взрывопожароопа-
сными веществами на ОПО.
3. Нарушение правил и норм охраны труда и техники безопасности, производст-
венной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
По результатам расследования к административной ответственности привлече-
ны юридические лица ОАО «Коршуновский ГОК», ОАО «Прииск Соловьевский»,
на внеочередную аттестацию в Центральную аттестационную комиссию Ростехнад-
зора направлены руководящие работники указанных предприятий, ответственные
за безопасную эксплуатацию ОПО. Разработаны мероприятия по устранению при-
чин несчастного случая. По результатам расследования к административной ответ-
ственности привлечены юридические лица организаций.
По факту аварии, происшедшей на ОПО ИП Лепихин С.В. возбуждены дела об
административном правонарушении по ст. 9.1 ч. 3 КоАП в отношении индивидуаль-
ного предпринимателя Лепихина С.В. и главного инженера Сенчука В.Ф. По при-
знакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 217 УК РФ, в отношении Лепихи-
на С.В. возбуждено уголовное дело.
В 2011 г. зарегистрировано 92 инцидента (за аналогичный период 2010 г. — 80),
из которых 37 произошло на эстакадах налива ООО «ЛУКОЙЛ — Нижегородне-
фтеоргсинтез» (Волжско-Окское управление) из-за течи нефтепродуктов из желез-
нодорожных цистерн собственности промышленных предприятий и перевозочных
компаний, 46 в ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (Приокское
управление). Основными причинами инцидентов является высвобождение (течь)
опасных веществ из железнодорожных вагонов-цистерн при проведении сливо-на-
ливных операций, причиной которых в основном является неудовлетворительное
состояние нижних сливных приборов, а также котлов железнодорожных цистерн
(по сварным соединениям).
В течение 2011 г. проводились работы по регистрации ОПО вновь создаваемых
предприятий, снятию с учета объектов, в связи с отсутствием признаков опасности,
также проводились работы по регистрации объектов в государственном реестре в
соответствии с приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 «Об утверждении тре-
бований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов
в части присвоения наименований опасным производственным объектам для це-
лей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов».
Проверки проводились в части соблюдения общих требований к идентификации
ОПО, а также соответствия признаков опасности и отнесения объектов к соответ-
ствующему типу; представления информации о видах деятельности, на осуществле-
ние которых требуется лицензия и др.
При проведении контрольно-надзорной деятельности в организациях в обяза-
тельном порядке проводились проверки наличия и порядка осуществления ПК при
эксплуатации объектов транспортирования опасных веществ. Нарушения в части
осуществления организациями ПК отмечались в предписаниях по результатам всех
видов проводимых проверок.
246
Анализ состояния промышленной безопасности и результаты проверок, про-
водимых работниками территориальных органов Ростехнадзора, показывают, что
уровень эффективности ПК на ряде предприятий достаточно эффективный, на-
пример, в ОАО «Квадра — Генерирующая компания» (Верхне-Донское управле-
ние), ОАО «НЛМК», ОАО «Кондопога», Филиал «НАЗ-СУАЛ», ЗАО «Карелия-
нефтепродукт» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (Беломорское
управление), ОАО «РУСАЛ-Красноярск», ОАО «РУСАЛ-Саяногорск» (Южно-Си-
бирское управление).
Отмечается, что в некоторых организациях, например, ОАО «Коммаш»,
ООО «ТЗК-ГАЗ», ОАО «Русполимет», ОАО «Арзамасский машзавод» (Волжско-
Окское управление), ЗАО «ТНК Юг Менеджмент» (Нижне-Донское управление)
ПК во многом формализован, уровень проводимых проверок низкий, анализ фак-
торов безопасности проводится не систематически. На предприятиях ФГУП «ГНПП
«СПЛАВ», ООО ««Торговый дом «Нида», ООО «Рида», поднадзорных Приокскому
управлению, на участках, связанных с транспортированием опасных веществ, ПК
не организован и не осуществляется.
При этом, большинство выявленных нарушений требований промышленной
безопасности в поднадзорных организациях обусловлены низким уровнем органи-
зации и осуществления ПК.
Основными недостатками при организации и осуществлении ПК являются от-
сутствие:
четкой организационной структуры управления на предприятии вопросами, свя-
занными с транспортированием опасных веществ, производством погрузочно-раз-
грузочных работ и подготовкой транспортных средств под погрузку;
разграничения ответственности между структурными подразделениями, руково-
дителями и специалистами по организации, и контролю за производством работ в
части транспортирования опасных веществ, погрузки-выгрузки и сливу-наливу на
предприятиях, включая эксплуатацию технических устройств и соответствующего
оборудования.
Поднадзорные организации проинформированы работниками территориальных
управлений о выработке политики и документальном оформлении в организациях
системы управления промышленной безопасностью.
В 2011 г. продолжалась работа по практической реализации № 116-ФЗ Федераль-
ного закона «О промышленной безопасности опасных производственных объек-
тов», Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель-
ности» в части выдачи лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и хими-
чески опасных производственных объектов.
Проверки соблюдения условий действия лицензий проводятся в процессе про-
ведения плановых контрольных и надзорных мероприятий и в процессе проведения
предлицензионных проверок.
За отчетный период территориальными управления было рассмотрено 1679 за-
ключений экспертизы промышленной безопасности, оформленных в отношении
объектов транспортирования опасных веществ, из них проведение экспертизы про-
мышленной безопасности проводилось:
в 372 случаях по зданиям и сооружениям (железнодорожные пути и автомобиль-
ные дороги необщего пользования, пункты слива-налива, погрузки-выгрузки) опа-
сных веществ;
247
в 814 случаях — технических устройств, применяемых на объектах транспорти-
рования опасных веществ (железнодорожный и автомобильный подвижный состав,
сливо-наливные устройства, иные транспортные средства);
в 405 случаях — иных документов, связанных с обеспечением безопасности при
транспортировании опасных веществ (планов локализации и ликвидации послед-
ствий аварий, инструкций по организации движения и др.);
в 93 случаях — проектной документации на техническое перевооружение желез-
нодорожных путей необщего пользования;
Утверждено 1505 заключений экспертизы промышленной безопасности, отказа-
но в утверждении в 174 случаях.
Контроль за своевременным оформлением поднадзорными организациями дого-
воров по страхованию ответственности за причинение вреда третьим лицам и при-
родной окружающей среде осуществляется в процессе проведения контрольных и
надзорных мероприятий в организациях, а также в процессе проведения предли-
цензионных проверок.
В территориальных управлениях ведется база данных об организациях, заклю-
чивших договора страхования ОПО, с указанием количества застрахованных объ-
ектов, страховых компании, номеров полисов страхования, а также хранятся копии
страховых полисов.
Волжско-Окским управлением отмечены случаи на предприятиях ООО «Дра-
кон», ИП Геворгян О.В., ОАО «Дробмаш», ЗАО «ВКМ-Транс», ООО «ТрансЛоги-
стик» по несвоевременному переоформлению страховых полисов за причинение
вреда при эксплуатации ОПО, что свидетельствует о недостаточном контроле со
стороны руководства организаций. Также выявлены случаи: в ООО «СХПК «Вос-
ход» эксплуатации объектов без действующего договора страхования ответствен-
ности, в ЗАО «Племзавод «Шойбулакский» — заключения договора страхования
с нарушением законодательства (завышена страховая сумма). Должностные лица
данных предприятий за нарушение требований Федерального законодательства
привлечены к административной ответственности. Кроме этого, руководителям
разъяснен порядок страхования ответственности в соответствии с законодатель-
ством.
В практику надзорной деятельности включен контроль за соблюдением эксплу-
атирующими организациями регламентых работ по техническому диагностирова-
нию железнодорожных путей необщего пользования с использованием специаль-
ных средств диагностики (железнодорожных путевых дефектоскопов) сторонних
организаций.
Так, например, экспертной организацией ООО «ИКЦ «Экспертриск» проведе-
ние экспертизы промышленной безопасности сооружений (железнодорожных пу-
тей) осуществлется с применением дефектоскопной тележки УДС 2-РДМ-22 для
выявления внутренних дефектов рельсов. При проведении технического диагно-
стирования железнодорожных путей ООО «Нижегородский металлообрабатыва-
ющий завод» выявлено 42 остродефектных рельса, ООО «Корунд» — 118 остроде-
фектных рельсов, Городецкого филиала ОАО «Владпромжелдортранс» — 87 остро-
дефектных рельсов.
В организациях, таких как ФКП «Казанский государственный пороховой за-
вод», ОАО «Марбиофарм», ЗАО «Агрофирма «Параньгинская», СХПК «Восход»,
ОАО «Марийский машиностроительный завод», проверенных Приволжским управ-
248
лением в отчетном периоде, было выявлено использование транспортных средств
с истекшими расчетными сроками эксплуатации без наличия положительного за-
ключения экспертизы промышленной безопасности.
Данным предприятиям рекомендовано добровольно, с момента вручения пред-
писаний, прекратить эксплуатацию технических устройств с истекшим сроком эк-
сплуатации. Проверками выполнения предписаний установлено, что на предприя-
тиях изданы приказы (распоряжения) о прекращении эксплуатации транспортных
средств с истекшим сроком эксплуатации и организовано проведение эксперти-
зы промышленной безопасности. Руководители и специалисты данных предпри-
ятий за нарушение требований промышленной безопасности привлечены к адми-
нистративной ответственности. За устранением выявленных нарушений установ-
лен контроль.
На ряде предприятий, поднадзорных Приокскому управлению, на участках тран-
спортирования опасных веществ автомобильным транспортом, отсутствует техни-
ческая документация завода-изготовителя на автотранспортные средства (техниче-
ские устройства), которой регламентируются условия и требования безопасной их
эксплуатации, методики проведения контрольных испытаний, ресурс и срок эксплу-
атации, порядок технического обслуживания и ремонта (ФГУП «ГНПП «СПЛАВ»,
ЗАО «Тулатеплосеть», ООО «Агрохимсервис», филиал «Балтика» «Балтика-Тула»,
ООО «ТПЗ-Авто»).
Эксплуатация переносных цистерн для перевозки серной кислоты осуществлет-
ся ЗАО «Теплосеть» без оформления соответствующих разрешений Ростехнадзора.
в ООО «Новомосковский хлор» не организовано проведение технического осви-
детельствования и ремонта котлов собственных вагонов-цистерн для серной ки-
слоты, едкого натра, соляной кислоты согласно руководств завода-изготовителя,
в ФГУП «ГНПП «СПЛАВ» не учитывается группа совместимости веществ и изде-
лий класса 1 при погрузке в одно и то же транспортное средство. За допущенные
нарушения составлены протоколы об административных правонарушениях и на-
ложены штрафы.
В отчетный период контрольно-надзорная деятельность управлений Ростех-
надзора была направлена на предупреждение, выявление и пресечение наруше-
ний требований действующего федерального законодательства, нормативно-пра-
вовых и нормативно-технических актов в области промышленной безопасности,
соблюдение обязательных требований Федерального закона № 116-ФЗ «О про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов», других феде-
ральных законов и иных нормативных правовых и нормативно-технических ак-
тов Российской Федерации в области промышленной безопасности, а так же на
повышение уровня промышленной безопасности в подконтрольных организа-
циях, транспортирующих опасные вещества железнодорожным и автомобиль-
ным транспортом.
В 2011 г. количество проверок инспекторским составом территориальных управ-
лений по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. снизилось с 3710 до 3416, в
Южно-Сибирском — со 309 до 270, в Приволжском — со 189 до 90. Несколько уве-
личилось количество проведенных обследований в Верхне-Донском управлении с
186 до 230 и в Средне-Волжском — с 35 до 50.
Количество нарушений, зафиксированных за отчетный период, составило 13 001
(в 2010 г. — 18 375), в том числе возросли показатели в Приокском управлении с 590
249
до 918, Волжско-Окском — с 544 до 592, но резко снизились в Северо-Кавказском
управлении — с 315 до 8, в Приволжском — с 1935 до 546.
В то же время на поднадзорных предприятиях продолжается работа, направ-
ленная на поддержание технического состояния и противоаварийной устойчи-
вости объектов транспортирования в соответствии с требованиями федераль-
ного законодательства в области промышленной безопасности. В соответст-
вии с требованиями РД 09-536-03 на поднадзорных предприятиях разработаны
ПЛАС, ведется работа по проведению экспертизы промышленной безопасно-
сти ПЛАС.
Анализ результатов проведенных обследований показывает, что большинство об-
следованных в 2011 году организаций, эксплуатирующих ОПО:
имеют планы локализации и ликвидации последствий аварий при транспорти-
ровании опасных веществ (включая процедуры погрузки-выгрузки, слива-налива
опасных веществ); проведена в установленном порядке экспертиза промышленной
безопасности в соответствии с требованиями действующей нормативно-техниче-
ской документации или заключены договора на их разработку в соответствии с тре-
бованиями Методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов
при транспортировании опасных веществ (РД 15-630-04);
имеют резервы финансовых и материальных средств, направляемых на обеспе-
чение требований промышленной безопасности, проведение технического диагно-
стирования и ремонта;
планируют и осуществляют обучение работников действиям в случае аварии или
инцидента на ОПО;
имеют заключенные договоры на обслуживание с профессиональными аварий-
но-спасательными формированиями.
В некоторых крупных организациях при наличии договоров с профессиональ-
ными АСФ, имеются собственные аварийно-спасательные службы.
При проведении контрольных и надзорных мероприятий территориальными
органами Ростехнадзора осуществлялись меры по реализации прав, предоставлен-
ных Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-
ФЗ и Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Ко-
декс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты
РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодатель-
ных актов РФ» в соответствии с приказами и инструктивно-методическими мате-
риалами Ростехнадзора по применению законодательства.
За отчетный период по результатам проверок применено 1001 административное
наказание юридических и должностных лиц, общая сумма наложенных штрафов со-
ставила 29 330 тыс. руб. (в 2010 г. — 5721,3 тыс. руб.), из них взыскано 22 071тыс. руб.
За отчетный период в 27 случаях (в 2010 г. — 11) применялось административное
приостановление деятельности, например:
в Приокском управлении за нарушения требований промышленной безопасно-
сти к транспортированию опасных грузов на ОПО ОАО «Лавский карьер» назначе-
но административное наказание в виде административного приостановления дея-
тельности автоцистерны сроком на 90 сут.
в Южно-Сибирском управлении по решению судов была приостановлена дея-
тельность по эксплуатации автоцистерны, используемой ОАО «Барнаульский дрож-
жевой завод» для транспортирования серной кислоты на срок 30 сут, локомотива,
250
используемого ООО «Талдинское ПТУ» ПТУ, на срок 30 сут и локомотива, исполь-
зуемого ОАО «Кузненцкпоромтранс», на срок 18 сут.
Енисейским управлением направлено в арбитражный суд г. Красноярска дело
об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Фе-
дерации об административных правонарушениях «Осуществление предпринима-
тельской деятельности без специального разрешения (лицензии)» в отношении
ЗАО «Васильевский рудник». По результатам судебного заседания вынесено ре-
шение об оплате юридическим лицом ЗАО «Васильевский рудник» штрафа в раз-
мере 40 тыс. руб.
Нижне-Донским управлением на начальника Миллеровской дистанции пути фи-
лиала ОАО «РЖД» — «Северо-Кавказская железная дорога» Дорошева С.А. наложе-
на мера дисциплинарного взысканиядисквалификация сроком на 6 мес.
Однако отмечается, что меры административного воздействия за нарушение тре-
бований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ в
соответствии с КоАП (за исключением штрафов) применяются недостаточно.
В соответствии с планом работы Ростехнадзора в 2011 г. проведены проверки вы-
полнения решений Правительства Российской Федерации, Федеральной антитер-
рористической комиссии об усилении мер по противодействию терроризму на под-
контрольных предприятиях.
Контроль состояния защищенности объектов повышенной опасности от возмож-
ных террористических актов осуществлялся в процессе надзорной деятельности.
Основное внимание уделялось вопросам физической защищенности, организации
пропускного режима, контроля за прибывающим автомобильным и железнодорож-
ным транспортом. Выявленные нарушения носят главным образом организацион-
ный характер:
в ООО «Объединение «Биопром», ЗАО «Кемира Эко» не защищены опасные
участки отдельных объектов от проникновения посторонних лиц;
в ООО «Алпаннефть-ресурс», ООО «Газхиминвест» не на всех объектах имеются
средства индивидуальной и коллективной защиты.
в ОАО «СНСЗ», ЗАО «Интерферрум металл» не проводятся учебно-тренировоч-
ные занятия по пресечению террористических актов.
В 2011 году отмечены проблемные вопросы, связанные с транспортированием
опасных грузов в южных регионах (Республика Дагестан) в районах с возможной
террористической активностью вооруженных формирований. Анализ показывает
неудовлетворительное состояние организации перевозки хлора, который предпри-
ятия самостоятельно транспортируют с завода-изготовителя в Волгоградской об-
ласти в районы Дагестана. Данные проблемы требуют решения на более высоком
уровне, путем возможного строительства единого кустового склада для предприя-
тий Республики Дагестан.
Наименее защищенными являются ОПО, зарегистрированные малыми и сред-
ними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.
В большинстве организаций разработаны и выполняются мероприятия по про-
тиводействию терроризму: проводятся инструктажи охранных служб; ужесточен
пропускной режим; передвижение по территории организации сторонних посети-
телей проводится только с сопровождающими лицами; территория оснащена сред-
ствами видеонаблюдения; охрана обеспечена пультами дистанционного включения
сигнализации.
251
В ходе контрольно-надзорной деятельности инспекторами проведено 49 прове-
рок совместно с органами прокуратуры и другими органами государственного и му-
ниципального контроля.
Нижне-Волжским управлением проведены 23 проверки совместно с:
транспортной прокуратурой железнодорожных путей в организациях ОАО «Лук-
ойл-АэроВолгоград», ОАО «Волгоградский кислородный завод», ОАО «СГ-Транс»
и др.;
Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в организации
ООО «Лукойл — Транс»;
прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда железнодорожных путей
Волгоградской нефтебазы ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»;
Забайкальским управлением совместно с Читинской транспортной прокуратурой
проведена внеплановая проверка склада горюче-смазочных материалов ЗАО «Си-
бавиаТЭК».
Печорским управлением проводилась совместная проверка с Сыктывкарской
транспортной прокуратурой ООО «Бетон-Инвест» по вопросам соблюдения требо-
ваний промышленной безопасности на объектах транспортирования опасных ве-
ществ железнодорожным транспортом.
Беломорским управлением проведены четыре проверки совместно с другими ор-
ганами государственного контроля:
совместно с Министерством природных ресурсов Республики Карелия, Управ-
лением государственного автодорожного надзора по Республике Карелия, Военным
комиссариатом Республики Карелия, Министерством внутренних дел по Республи-
ке Карелия, Государственной инспекцией по труду в Республике Карелия было про-
верено Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Мост». Со-
ставлен акт, выявлено семь нарушений, выдано предписание;
совместно с Управлением Росреестра по Республике Карелия, Военным комис-
сариатом Республики Карелия, Министерством внутренних дел по Республике Ка-
релия, Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия проведена провер-
ка ОАО «Прионежская сетевая компания». Составлен акт, выявлено семь наруше-
ний, выдано предписание;
совместно с Государственной инспекцией труда в Республике Карелия прове-
рено ЗАО «Пудожстрой». Составлен акт, выявлено 10 нарушений, выдано пред-
писание;
совместно с Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и
регулированию тарифов, Военным комиссариатом Республики Карелия, Государст-
венной инспекцией труда в Республике Карелия, Управлением Федеральной служ-
бы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия проверено Му-
ниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муници-
пального образования «Костомукшский городской округ». Составлен акт, выявлено
четыре нарушения, выдано предписание.
В целом техническое состояние подъездных железнодорожных путей, транспор-
тных сооружений, мест погрузки-выгрузки опасных веществ, технических средств
транспортирования и другого оборудования, применяемого на участках транспор-
тирования удовлетворительное и, в основном, соответствует требованиям промыш-
ленной безопасности. Текущее содержание железнодорожных путей в большинстве
организаций осуществляется на основании заключенных договоров со специализи-
252
рованными структурными подразделениями по ремонту железнодорожных путей,
относящихся к ОАО «Российские железные дороги».
Крупные организации, такие как горно-обогатительные комбинаты, металлур-
гические предприятия, филиалы концерна «Росэнергоатом», химические производ-
ства, имеют свои железнодорожные службы, которые для производства капиталь-
ного ремонта железнодорожных путей привлекают специализированные организа-
ции. Подвижной состав, используемый для транспортирования опасных веществ,
находится в удовлетворительном состоянии, но в то же время отмечается сущест-
венное старение железнодорожных вагонов-цистерн, предназначенных для ядови-
тых, токсичных и высокотоксичных веществ.
Основные виды ремонта подвижного состава (капитальный и деповской) выпол-
няются в большинстве случаев специализированными предприятиями ОАО «Дирек-
ция по ремонту подвижного состава», с которыми собственниками вагонов заклю-
чаются договора (их наличие проверяется инспектором Ростехнадзора).
К проблемным вопросам организаций, эксплуатирующих ОПО, связанные с
транспортированием опасных веществ, относится выполнение мероприятий, свя-
занных со значительными финансовыми затратами. Например, капитальный ре-
монт или замена железнодорожных путей, приобретение нового подвижного со-
става, устройство эстакад в местах слива опасных веществ требуют значительных
финансовых вложений, которые должны предусматриваться программами по ре-
конструкции и модернизации оборудования, однако их реализация сдерживается
из-за недостаточного финансирования.
Вместе с тем, на некоторых предприятиях намечается тенденция к постепенному
сокращению доли оборудования, которое отработало нормативные сроки эксплуа-
тации. Проводятся ремонтные работы и реконструкция железнодорожных путей и
путевых устройств, железнодорожных сливо-наливных эстакад, приобретение но-
вого оборудования, а также проводятся мероприятия, направленные на поддержа-
ние эксплуатируемого оборудования на должном уровне.
Например, ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» проведен капитальный ремонт
270 м железнодорожного пути и стрелочного перевода, средний ремонт трех стре-
лочных переводов; ЗАО «Красный якорь» проведен капитальный ремонт 125 м же-
лезнодорожного пути; ЗАО «Промжелдортранс» капитально отремонтированы три
маневровых локомотива и проведена замена 6900 шпал; ОАО «Михайловский ГОК»
проведена замена семи стрелочных переводов и 1500 шпал, капитально отремон-
тировано 9,1 км железнодорожных путей, капитально отремонтированы шесть ма-
невровых локомотивов; ОГУП «Суджанское ДРСУ-2» проведена замена стрелочно-
го перевода и укладка 150 шпал; на Курской атомной станции — филиале концерна
«Росэнергоатом» заменено 300 метров рельсов, 500 шпал и один железнодорожный
переезд.
Также проводятся работы по капитальному среднему и текущему ремонту пути
и стрелочных переводов, ремонту маневровых локомотивов на предприятиях, под-
надзорных Приокскому, Волжско-Окскому, Южно-Сибирскому управлениям.
Организация работы, существующий штат работников территориальных управ-
лений Ростехнадзора и его квалификация позволяют обеспечить на должном уров-
не контрольно-профилактическую деятельность на поднадзорных предприятиях.
Однако существует ряд вопросов, требующих решения:
253
отсутствие нормативных документов Ростехнадзора для осуществления надзо-
ра за транспортированием опасных веществ на ОПО в соответствии с установлен-
ными функциями, а также в части проведения аттестации в области промышлен-
ной безопасности по вопросам, касающимся транспортирования опасных веществ;
отсутствие методических рекомендаций по разработке ПЛАС для участков тран-
спортирования опасных веществ железнодорожным и автомобильным транспортом;
отсутствие методических рекомендаций по диагностированию и техническому
освидетельствованию емкостного оборудования, предназначенного для транспор-
тирования опасных веществ автотранспортными средствами.
В целях более эффективного осуществления контроля и надзора на ОПО, обес-
печения безопасной перевозки опасных грузов, соблюдения организациями требо-
ваний промышленной безопасности на объектах, связанных с транспортированием
опасных веществ предлагается:
1. Для повышения профессиональной подготовки и повышения юридической
грамотности кадров продолжать работу по повышению квалификации инспектор-
ского состава на семинарах и курсах; повышать уровень требовательности инспек-
торского состава по отношению к поднадзорным организациям.
2. Внести изменения в Перечень нормативных правовых актов и нормативных
документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора (П-01-01-2009), до-
полнив раздел 2.9. «Объекты транспортирования опасных веществ» нормативными
правовыми актами Правительства Российской Федерации и Министерства тран-
спорта Российской Федерации, применение которых, в том числе на ОПО, являет-
ся обязательным.
3. Внести изменения в Примерный перечень объектов контроля технических
устройств, зданий и сооружений для оценки соответствия которых требованиям
промышленной безопасности целесообразно применение неразрушающего контр-
оля, заменив в п. 9 термин «Объекты железнодорожного транспорта» на «Объекты
транспорта»:
в приложении 1 к Правилам аттестации персонала в области неразрушающего
контроля (ПБ 03-440-02);
в приложении 1 к Правилам аттестации и основных требований к лабораториям
неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00).
3. Территориальным управлениям Ростехнадзора обеспечить на регулярной
основе контроль на ОПО ОАО «РЖД», зарегистрированных в государственном
реестре, а также определить лиц, ответственных в территориальных уравлениях
за организацию контрольной и надзорной деятельности на объектах ОАО «РЖД».
2.2.17. Взрывоопасные объекты хранения и переработки растительного сырья
В 2011 г. количество организаций (юридических лиц), осуществляющих деятель-
ность в области промышленной безопасности взрывопожароопасных объектов хра-
нения и переработки растительного сырья (далее — объекты), составило 4753 (в
2010 г. — 4760), из которых 4393 (в 2010 г. — 4370) организации осуществляют де-
ятельность по эксплуатации объектов; 114 (в 2010 г. — 115) — по экспертизе про-
мышленной безопасности; 92 (в 2010 г. — 98) — по проектированию объектов; 91
(в 2010 г. — 109) — по подготовке (переподготовке) работников объектов в необра-
зовательных учреждениях; 65 (в 2010 г. — 69) — по монтажу и наладке технических
устройств и технологий на объектах.
254
В основном объекты сосредоточены на территориях, поднадзорных Межрегио-
нальному технологическому управлению, а также Верхне-Донскому, Нижне-Дон-
скому, Северо-Кавказскому, Уральскому и Южно-Сибирскому управлениям Ро-
стехнадзора, незначительное количество объетов находятся на территориях, под-
надзорных Сахалинскому, Ленскому, Камчатскому, Печорскому и Беломорскому
управлениям Ростехнадзора.
Общее количество объектов увеличилось и составило 14 161 (в 2010 г. — 13 957),
что связано в основном с увеличением количества принятых под надзор цехов
(участков) по изготовлению изделий и деталей из древесины, древесностружечных,
древесноволокнистых плит, фанеры — до 537 (в 2010 г. — 427), механизированных
складов бестарного напольного хранения до 3483 (в 2010 г. — 3382), отдельно сто-
ящих приемо-отпускных устройств — до 1101 (в 2010 г. — 1037), подготовительных
(подработочных, дробильных) отделений — до 429 (в 2010 г. — 399).
При этом отмечается сокращение количества агрегатных (блочно-модульных)
установок по производству муки до 1576 (с 1626), отдельно стоящих зерносушиль-
ных участков — до 1572 (с 1623), отдельно стоящих складов силосного типа — до
846 (с 862).
По данным территориальных органов Ростехнадзора в эксплуатации находятся
74 элеватора IV степени огнестойкости (из деревянных строительных конструкций),
требующих особого внимания за их техническим состоянием, а также в части уком-
плектованности указанных объектов средствами противоаварийной защиты, контроля
(в том числе первичными и основными средствами пожаротушения, автоматической
пожарной сигнализацией) и управления в части проведения пропитки деревянных
конструкций огнестойкими смесями, а также проведения необходимых обследований,
экспертиз и испытаний на соответствие таких объектов требованиям правил и норм
безопасности, определения возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации.
В 2011 г. на объектах зарегистрирована одна авария (в 2010 г. — три), в результате
которой пострадали три работника предприятия, двое из которых погибли. Иных не-
счастных случаев, не связанных с указанной аварией, не зарегистрировано (в 2010 г.
были смертельно травмированы семь работников поднадзорных организаций).
23.10.2011 на комбикормовом производстве ОАО «Снежка» (Брянская область,
п. Путевка) произошла авария, связанная со взрывом пылевоздушной смеси в кор-
моцехе предприятия, в результате которой здание кормоцеха претерпело значи-
тельные разрушения, оборудование не подлежит восстановлению. Экономический
ущерб составил 45,7 млн руб.
Экологический ущерб отсутствует.
Сравнительный анализ распределения аварий по видам приведен в табл. 79.
Таблица 79
Сравнительный анализ распределения аварий по видам
Виды аварий
Число аварий
+/-
2011 г.
%
2010 г.
%
Взрыв
1
100
1
33,5
Пожар
2
66,5
-2
Разрушение без возгорания
Всего:
1
100
3
100
-2
255
Сравнительный анализ распределения аварий по причинам приведен в табл. 80.
Таблица 80
Сравнительный анализ распределения аварий по причинам
Причины аварий
Число аварий
2011 г.
%
2010 г.
%
+/-
Разрушение технических устройств
Возгорание строительных конструкций
2
66,5
-2
Нарушение правил проведения ремонтных
работ
Нарушение правил проведения технологиче-
1
33,5
+1
ского процесса
Эксплуатация неисправного технологическо-
1
100
-1
го оборудования
Всего:
1
100
3
100
-2
Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным ис-
ходом по травмирующим факторам приведен в табл. 81.
Таблица 81
Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Количество смертельно травмированных,
чел.
2011 г.
%
2010 г.
%
+/-
Удушье в результате попадания сыпучего про-
5
71.4
-5
дукта в дыхательные пути
Травмирование рабочими органами техниче-
1
14.2
-1
ских устройств (механическая травма)
Падение с высоты
1
14.2
-1
Травмирование в результате аварии на ОПО
2
100
+2
Всего:
100
7
100
-5
Данные об авариях на поднадзорных объектах за 12 месяцев 2011 г. и 2010 г. по
субъектам Российской Федерации приведены в табл. 82.
Таблица 82
Данные об авариях на поднадзорных объектах за 12 месяцев 2011 и 2010 гг.
по субъектам Российской Федерации
Федеральные округа Российской Федерации
2011 г.
2010 г.
Центральный федеральный округ
1
(г. Москва)
Брянская область
1
Северо-Западный федеральный округ
1
(г. Санкт-Петербург)
Вологодская область
1
Приволжский федеральный округ
1
(г. Нижний Новгород)
Самарская область
256
Федеральные округа Российской Федерации
2011 г.
2010 г.
Саратовская область
1
Сибирский федеральный округ
1
(г. Новосибирск)
Иркутская область
1
Итого по России:
1
3
(+) рост/(-) снижение:
-2
Данные о несчастных случаях со смертельным исходом за 12 месяцев 2011 г. и
2010 г. (по субъектам Российской Федерации) приведены в табл. 83.
Таблица 83
Данные о несчастных случаях со смертельным исходом за 12 месяцев 2011 г. и 2010 г.
(по субъектам Российской Федерации)
Субъекты Российской Федерации
2011 г.
2010 г.
Центральный федеральный округ
2
4
(г. Москва)
Орловская область
1
Брянская область
2
Тамбовская область
1
Белгородская область
2
Северо-Западный федеральный округ
(г. Санкт-Петербург)
Калининградская область
г. Санкт-Петербург
Приволжский федеральный округ
1
(г. Нижний Новгород)
Республика Башкортостан
Саратовская область
1
Южный федеральный округ
1
(г. Ростов-на-Дону)
Ростовская область
1
Сибирский федеральный округ
1
(г. Новосибирск)
Алтайский край
1
Итого по России
2
7
(+) рост/(-) снижение
—5
При техническом расследовании аварий к числу причин и обстоятельств аварии
в ОАО «Снежка» (Брянская область) отнесено самовозгорание слоя пыли, отложив-
шейся на поверхности сортировки С7-1000 (располагалась на втором этаже здания
отделения дробления), которому предшествовало трение балансира о днище корпу-
са и его нагрев до температур, превышающих температуру воспламенения осевшей
пыли, с последующими взрывами взрывоопасной пылевоздушной смеси в объеме
помещения сортировки и распространением взрывного горения по трубопроводам
приточной аспирации (вентиляции) рабочих помещений отделения дробления, а
также по лестничной клетке (не была изолирована от рабочих помещений тамбур-
шлюзами), по всем этажам здания.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..