ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 15

 

 

225
На предприятиях разработаны приказы о защите от возможных террористиче-
ских актов, назначены ответственные руководители за организацию и проведение
проверок защищенности опасных производственных объектов, разработаны планы
мероприятий по противодействию террористическим актам.
На крупных промышленных предприятиях, эксплуатирующих ОПО, изданы при-
казы об усилении режима охраны предприятия и обеспечения безопасности и раз-
работаны мероприятия по обеспечению противодействия терроризму. В соответст-
вии с ними:
назначены ответственные руководители за организацию и проведение проверок
защищенности опасных производственных объектов, созданы штабы или опера-
тивные группы;
взаимодействие с органами МВД, ФСБ, МЧС и медицинскими учреждениями на
предприятиях осуществляется посредством постоянно поддерживаемой связи, под-
готовкой совместных мероприятий по предотвращению преступных посягательств;
разработаны противодиверсионные паспорта ОПО;
по графикам проводятся учебно-тренировочные занятия, в том числе с учетом
возможных террористических проявлений;
разработаны и осуществляются мероприятия по исключению проникновения
посторонних лиц на территории предприятий, которые предусматривают в том чи-
сле усиление ограждений территорий предприятий.
Усилен контроль за пропускным режимом на всех предприятиях. На всех пред-
приятиях усилен режим охраны ОПО, в особенности складов и установок, на кото-
рых обращаются опасные вещества в больших количествах:
в праздничные дни организовано дежурство руководящих работников и ответ-
ственных лиц.
проводится работа по предотвращению несанкционированного доступа в
компьютерные базы данных путем введения паролей на стадии загрузки компью-
тера, организации рабочей группы в локальной компьютерной сети с разграниче-
нием полномочий каждого пользователя согласно его пароль, шифрованию данных
при передаче во внешние сети.
На подконтрольных Нижне-Донскому управлению ОПО в соответствии с Мето-
дическими рекомендациями по проверке защищенности опасных производствен-
ных объектов от террористических актов, утвержденными приказом Госгортехнад-
зора от 28.03.2001 № 36, инспекторским составом в ходе контроля за обеспечени-
ем мер, направленных на предотвращение террористических актов, проверялось:
наличие на предприятиях приказов о назначении ответственных руководителей
за проведение мероприятий по антитеррористической устойчивости и выполнение
ими возложенных обязанностей;
обеспечение мер по ограждению ОПО в целях исключения проникновения на
них посторонних лиц;
организация пропускного режима и охраны ОПО;
внедрение систем видеонаблюдения, необходимых средств связи и др.
Проверки показали, что в целом состояние антитеррористической устойчивости
поднадзорных ОПОможно считать удовлетворительным. Фактов проведения тер-
рористических актов на объектах и случаев посягательства на их проведение не за-
фиксировано. Планы мероприятий по обеспечению и повышению защищенности
ОПО от террористических действий в основном выполняются в намеченные сроки.
226
На проверенных предприятиях назначены ответственные лица за обеспечение
пропускного режима на предприятия и ОПО. На значительной части предприятий ох-
рану территории и ОПО осуществляют по договору частные охранные предприятия.
Принимаются дополнительные меры, исключающие проникновение посторон-
них лиц на ОПО, в том числе ограждение их территории.
Разработаны мероприятия по усилению защиты ОПО.
Имеются планы ликвидации аварийных ситуаций, являющиеся составной ча-
стью обеспечения антитеррористической устойчивости предприятий.
Заключены договора с неведомственной охраной и профессиональными ава-
рийно-спасательными службами (или созданы собственные аварийно-спасатель-
ные формирования).
На предприятиях внедрены системы видеонаблюдения за территорией опасных
объектов. Такими системами на проверенных за отчетный период организациях
оснащены службы охраны Кировской нефтебазы ЗАО «ТНК Юг Менеджмент»,
ЗАО «ТЗК АВИА», ОАО «Таганрогский судоремонтный завод», ОАО «ПО Водо-
канал», Сальской нефтебазы ЗАО «ТНК Юг Менеджмент», ООО «УЛИСС», и ряд
других.
По разработанным планам в организациях проводятся тренировочные занятия
по отработке действий персонала предприятий в случае возможного террористиче-
ского акта на ОПО.
На ряде предприятий введены и действуют образцы пропусков с использовани-
ем дополнительных элементов защиты, дополнительно установлены камеры охран-
ного видеонаблюдения.
На предприятиях, эксплуатирующих аммиачно-холодильные установки, разра-
ботаны инструкции по действиям дежурной смены, схемы оповещения руководст-
ва предприятий и оперативных служб при возникновении угрозы террористических
актов. Допуск в компрессорный цех строго ограничен.
Планируемые мероприятия по защищенности объектов, в том числе реализуе-
мые предприятия по охране, ограждению, наличию сигнализации, по пропускно-
му режиму, призваны обеспечивать на предприятиях удовлетворительную физиче-
скую устойчивость и защищенность от возможных угроз криминального и терро-
ристического характера.
На подконтрольных предприятиях разработаны ПЛАСы, проведение занятий
и проведение учебных тревог осуществляется согласно утвержденным графикам.
Контроль за их проведением осуществляется работниками ПК предприятий и ор-
ганизаций.
Противоаварийная устойчивость поднадзорных химических предприятий обес-
печивается комплексом соответствующих организационно-технических меропри-
ятий: использованием автоматических систем управления технологическими про-
цессами, постоянным контролем содержания опасных веществ в воздухе рабочей
зоны, разработкой планов локализации и ликвидации аварий, проведением профи-
лактической работы, учебных тревог, наличием на предприятиях нештатных АСФ.
Под контролем химнадзора проводится реализация мер по дооснащению опасных
стадий технологических производств и объектов надежными средствами контроля,
системами регулирования, управления и противоаварийной защиты, противоава-
рийными устройствами с привлечением для этих целей производственно-техниче-
ских мощностей отечественного машиностроительного комплекса.
227
Между тем, отчеты территориальных органов свидетельствуют о том, что на от-
дельных предприятиях не уделяется должного внимания по восстановлению про-
ектной документации (например, объекты АХУ), эксплуатационной документа-
ции; не вносятся в установленные сроки изменения в технологические регламенты
и технологические инструкции, в отдельных случаях не проводятся расследования
имевших место инцидентов. Отмечается низкая эффективность ПК в вопросах про-
мышленной безопасности.
Основное внимание в 2011 г. было уделено, как и в предшествующие годы, мо-
ниторингу тенденций и активизации факторов, положительно влияющих на повы-
шение противоаварийной устойчивости производств и созданию условий безопа-
сной их эксплуатации.
В 2011 г. территориальные органы химического надзора провели 4188 проверок,
по результатам которых выданы предписания к устранению 25 486 правонарушений.
За нарушение законодательства, требований нормативных документов промыш-
ленной безопасности, обеспечивающих промышленную безопасность, назначено
1688 административных наказаний. Общая сумма наложенных административных
штрафов составила 79 888 тыс. руб., взысканных административных штрафов —
60 638 тыс. руб.
Достигнутый уровень эффективности надзорной деятельности и снижение уров-
ня смертельного травматизма обеспечивался повышением требовательности ин-
спекторского состава к нарушителям требований промышленной безопасности на
подконтрольных объектах, усилением контроля за устранением нарушений правил
и норм промышленной безопасности в установленные сроки.
В 2011 г. Ростехнадзором и территориальными органами Ростехнадзора были про-
ведены проверки ЗАО «ФосАгроАГ» и управляемых организаций — ОАО «Апатит»,
ОАО Аммофос», ОАО «Череповецкий Азот», ЗАО Агро-Череповец» и ООО «Балаков-
ские минеральные удобрения». В ходе проверок выявлены нарушения : ОАО «Апа-
тит» — 209, ОАО «Аммофос» — 237, ОАО «Череповецкий Азот» — 221, ЗАО «Агро-
Череповец» — 42, ООО «Балаковские минеральные удобрения» — 189, в настоящее
время по информации территориальных органов устранено нарушений 184, 107, 138,
34, 189 соответственно.
В 2011 г. с участием центрального аппарата Ростехнадзора проведена комплек-
сная проверка ОАО «Невинномысский Азот», в ходе которой было выявлено 265 на-
рушений требований промышленной безопасности, в настоящее время по инфор-
мации Межрегионального территориального управления Ростехнадзора устранено
149 нарушений.
Противоаварийная устойчивость поднадзорных химических предприятий обес-
печивается комплексом соответствующих организационно-технических мероприя-
тий: использованием автоматических систем управления технологическими процес-
сами, регулярным контролем содержания опасных веществ в воздухе рабочей зоны,
разработкой ПЛАС, проведением профилактической работы, учебных тревог, нали-
чием на предприятиях нештатных АСФ.
Вместе с тем на основании анализа результатов проведенной территориальными
органами надзорной работы установлено, что на поднадзорных объектах не проис-
ходит требуемого внедрения новых высокоэффективных и безопасных технологий,
все еще медленно происходит замена технических устройств (оборудования, средств
контроля и автоматики, противоаварийной защиты, электрооборудования и дру-
228
гих), отработавших нормативный срок службы, на новые и более эффективные (в
большинстве случаев по результатам проведенных экспертиз промышленной без-
опасности принимается решение о продлении срока эксплуатации).
Основными проблемами, связанными с обеспечением промышленной безопа-
сности, являются частая смена собственников (руководителей и специалистов), не-
эффективность работы служб производственного контроля, значительный износ ос-
новных производственных фондов, недостаточное финансирование программ по
техническому перевооружению и модернизации действующих производств.
Для проведения реконструкции, модернизации в целях выполнения требований
правил промышленной безопасности, как правило, требуются значительные капи-
тальные вложения. Однако из-за отсутствия или неполного финансирования голов-
ными организациями мероприятий промышленной безопасности реализация их в
плановом порядке осуществляется с отступлением от намеченных сроков. В резуль-
тате резко снижается качество решения вопросов промышленной безопасности.
Особенно это касается предприятий, эксплуатирующих аммиачные холодильные
установки, а также хлорные объекты.
Согласно сведениям территориальных органов Ростехнадзора декларирование
ОПО проходит в основном удовлетворительно и полностью завершено. В Управле-
нии общепромышленного надзора Центрального аппарата рассмотрено и зарегистри-
ровано 104 декларации промышленной безопасности.
Территориальные органы Ростехнадзора осуществляют контроль за своевремен-
ным пересмотром деклараций промышленной безопасности на поднадзорных пред-
приятиях, а также за выполнением мероприятий, указанных в декларациях безопа-
сности, направленных на повышение уровня промышленной безопасности ОПО.
Анализ хода выполнения мероприятий предусмотренных ст 10. 20.06.1997
№ 116-ФЗ Федерального закона «О промышленной безопасности опасных про-
изводственных объектов» от и Методическими указаниями о порядке разработки
ПЛАС на химико-технологических объектах свидетельствуют о том, что работа,
проводимая поднадзорными предприятиями и объектами в части обеспечения сил
и средств, необходимых для локализации и ликвидации аварий, позволяет обес-
печить должный уровень готовности производственного персонала к ликвидации
возможных аварийных ситуаций.
На поднадзорных химически опасных производственных объектах созданы и
действуют нештатные газоспасательные формирования. На подконтрольных пред-
приятиях планируются и проводятся учения по локализации и ликвидации аварий-
ных ситуаций. Руководящие работники и специалисты ведомственной подсистемы
РСЧС, в том числе спасатели нештатных АСФ, проходят подготовку, переподготов-
ку и повышение квалификации в установленном порядке.
К проблемным вопросам функционирования профессиональных аварийно-спа-
сательных служб и формирований, обслуживающих поднадзорные предприятия и
объекты следует отнести в первую очередь оснащение аварийно-спасательными и
средствами и оборудованием.
Процедура лицензирования ОПО позволяет реально влиять на состояние их про-
мышленной безопасности и дает возможность не допустить к деятельности на ОПО
профессионально неподготовленные организации. В целом практика лицензиро-
вания показывает, что наличие лицензий дисциплинирует организации, повыша-
ет персональную ответственность руководителей организаций в решении техниче-
229
ских вопросов, направленных на модернизацию оборудования и технологических
процессов.
В 2011 г. территориальными органами Ростехнадзора предоставлено 287 лицен-
зий на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. 197 ли-
цензий на эксплуатацию химически опасных производственных объектов. Число
проведенных проверок выполнения лицензионных требований и условий состави-
ло на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов 218, на эк-
сплуатацию химически опасных производственных объектов — 139.
Проверка лицензионных требований и условий также является важным элемен-
том управления промышленной безопасностью и сильным рычагом понуждения
предприятий к выполнению требований законодательства в области промышлен-
ной безопасности.
Нарушениями лицензионных требований, препятствующими выдаче лицензий,
на поднадзорных Северо-Западному управлению ОПО являлись:
отсутствие ПЛАС;
наличие оборудования с истекшим сроком эксплуатации без проведения экспер-
тизы промышленной безопасности;
отсутствие обученного и аттестованного в установленном порядке персонала.
Среди выявленных нарушений лицензионных требований и условий присутст-
вовали нарушения, которые привели к процедуре приостановке действия лицензий.
Итоги осуществления надзора и контроля при реализации Федеральной целевой
программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»
В 2011 г. организация работы по реализации Федеральной целевой программы
«Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (далее —
Программа), проводимая Минпромторгом России и Федеральным управлением по
безопасному хранению и уничтожению химического оружия, позволила при конт-
роле органов Ростехнадзора в установленные сроки поэтапно вводить в строй мощ-
ности объектов по уничтожению химического оружия.
Контрольно-надзорные функции в рамках Программы осуществлялись в соответ-
ствии с нормативной правовой базой в области промышленной безопасности, дей-
ствующей в системе Ростехнадзора, а также Градостроительного кодекса РФ и элек-
троэнергетики на объектах по уничтожению химического оружия (УХО) в г. Щучье
Курганской области, г. Почеп Брянской области, пос. Марадыковский Кировской
области, пос. Леонидовка Пензенской области и на объектах в г. Камбарка Удмурт-
ской республики, в п. Горный Саратовской области.
Основными целями и задачами 2011 г. было осуществление мероприятий, свя-
занных с безопасностью при выполнении конвенционных обязательств по уничто-
жению отравляющих веществ (ОВ).
Контрольно-надзорные функции на объектах УХО осуществлялись территори-
альными органами Ростехнадзора в соответствии с Планом проведения плановых
проверок Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному
надзору на 2011 год, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору от 29.10.2010, и по отдельным поручениям.
В течение 2011 года Ростехнадзором проведено 62 проверки на строящихся и дей-
ствующих объектах УХО, в результате которых было выявлено 267 нарушений тре-
бований законодательства Российской Федерации в области промышленной без-
230
опасности, электроэнергетики, Градостроительного Кодекса, которые устраняют-
ся в установленные соответствующими предписаниями сроки.
Результаты контрольно-надзорной деятельности территориальных органов Рос-
технадзора на объектах УХО по итогам 2011 г. отражены в табл. 77.
Таблица 77
Результаты контрольно-надзорной деятельности территориальных органов
Ростехнадзора на объектах УХО по итогам 2011 года
Наименование объ-
Количе-
Количест-
Количество
Количест-
Количе-
п/п
екта
ство про-
во нарушений
нарушений
во нарушений
ство вы-
веденных
требований
требований
требований за-
данных
проверок
промышлен-
Градострои-
конодательст-
предпи-
ной безопа-
тельного ко-
ва РФ в обла-
саний
сности
декса РФ
сти электро-
энергетики
1
Объект УХО
1
в г. Камбарка Уд-
муртской Респу-
блики
2
Объект УХО
9
61
65
11
9
в п. Марадыков-
ский Кировской
области
3
Строящийся объ-
ект УХО
в г. Щучье Курган-
ской области
5
34
5
4
Объект УХО
в п. Леонидовка
Пензенской обла-
1
1
сти
5
Строящийся объ-
45
21
70
14
ект УХО в г. Почеп
Брянской области
6
Объект УХО
в п. Горный Сара-
товской области
1
3
1
Всего:
62
120
135
11
29
К числу позитивных итогов 2011 г. может быть отнесена безаварийная эксплуата-
ция объектов УХО в пос. Горный Саратовской области, г. Камбарка Удмуртской Ре-
спублики, пос. Марадыковский Кировской области, пос. Леонидовка Пензенской
области и в г. Щучье Курганской области, а также при строительстве объектов УХО
в г. Почеп Брянской области и пос. Кизнер Удмуртской Республики и на объектах в
пос. Горный Саратовской области, г. Камбарка Удмуртской Республики.
В рамках строительства объектов УХО и ввода пусковых комплексов в 2011 г. при
контроле органов Ростехнадзора осуществлялись следующие мероприятия на объ-
ектах УХО:
231
а) На объекте УХО в пос. Леонидовка Пензенской области:
строительство здания детоксикации, уничтожения БСК (1002);
ввод в эксплуатацию площадки цеха производства здания переработки жидких
отходов и приготовления дегазирующих реагентов (1003).
б) На объекте УХО в г. Щучье Курганской области:
строительство объектов два пускового комплекса (строительство производствен-
ного корпуса 1001 и полигона захоронения отходов).
в) На объекте УХО в пос. Кизнер Удмуртской Республики:
пусконаладочные работы на 27 объектах строительства (ввод пусковых комплек-
сов в 2011 году не предусмотрен):
котельная промышленной зоны;
пожарное депо;
газоспасательная станция;
зона международной инспекции;
четыре общежития на 120 мест вахтового городка эксплуатационного персонала;
повысительная водопроводная станция;
караульное помещение на пять постов с гаражом на два автомобиля;
консультативно-диагностический центр;
блочно-модульная котельная КДЦ мощностью 3,75 МВт;
внешние сети электроснабжения (КТП КДЦ, КТП КНС № 2, КТП КНС № 3,
КТП КОС, КТП ВОС, КТП водопроводного узла, 5 КТП пяти артезианских сква-
жин);
трансформаторная подстанция (корпус 1126);
столовая на 300 мест (корпуса 1050);
пять артезианских скважин;
водоочистные сооружения;
насосная станция второго подъема;
водопроводный узел (насосная станция третьего подъема);
канализационные очистные сооружения пос. Кизнер в составе:
административно-бытовой корпус;
теплая стоянка на три автомобиля;
котельная на 1,2 МВт;
здание блоков биологической очистки;
насосная станция иловой смеси;
насосная станция песчаной пульпы;
насосная станция дренажных и бытовых стоков;
канализационная насосная станция очищенных стоков;
канализационная насосная станция № 1;
канализационная насосная станция № 2;
канализационная насосная станция № 3;
канализационная насосная станция № 4;
канализационная насосная станция № 5;
канализационная насосная станция № 6.
г) На объекте УХО в пос. Марадыковский Кировской области:
строительство 6 пускового комплекса;
работы по завершению строительства здания уничтожения;
232
работы по монтажу металлоконструкций технологической эстакады к зданию
1002.
д) На объекте УХО в г. Почеп Брянской области:
лабораторно-бытовой корпус (ПЗ 7);
инженерный корпус (ПЗ 8);
караульное помещение (ПЗ 26);
водопроводная насосная станция (ПЗ 15);
распределительное устройство 10 кВ (ПЗ 14);
резервуары противопожарного запаса и технической воды (ПЗ 18/1-2);
очистные сооружения сточных вод с КНС №20а, 20б, 20-25, 29;
резервуары-аккумуляторы дождевых вод (ПЗ 19/1-4);
контрольно-пропускной пункт (ПЗ 17/1);
общежитие на 100 чел. № 23 (пос. вахт.);
общежитие на 100 чел. № 28 (пос. вахт.);
общежитие на 100 чел. № 29 (пос. вахт.);
общежитие на 100 чел. № 31 (пос. вахт.);
общежитие на 100 чел. № 32 (пос. вахт.);
очистные сооружения (пос. вахт.);
водозабор хозяйственно-питьевого водоснабжения (пос. вахт.);
котельная (пос. вахт.);
внешние сети связи. Локальная система оповещения;
внутриплощадочные сети водопровода и канализации (ПЗ);
участок внесения реагента (ПЗ 1/1);
участок выдержки боеприпасов (2/2 А, Б, В, Д; 9/5; сети; дороги; ограждение);
МИЖУ (ПЗ 2/2Г);
трансформаторная подстанция (ПЗ 28);
ГПП 1-110/10 кВ с ВЛ 110 кВ Почепская-ГПП-1;
центральный тепловой пункт (ПЗ 16);
наружное освещение (ПЗ);
наружные кабельные линии (ПЗ);
внутриплощадочные кабельные линии (ПЗ);
система экологического мониторинга;
КИТСО. Подъездная железная дорога;
КИТСО. Промзона;
тепловые сети (ПЗ);
внутриплощадочные автомобильные дороги (ПЗ);
отводящие коллекторы от ЗВП и центральной котельной;
система водопонижения и водоотведения (ПЗ);
эстакады (ПЗ);
газоснабжение наружное. Промзона;
реконструкция ГРС «Почеп»;
газоснабжение. Наружные газопроводы;
дизельные электростанции (ПЗ 9/1-9/4);
ЦРБ. I этап. Внеплощадочные сети водопровода;
водомерный узел № 55 (пос. вахт.);
ТП № 45 (пос. вахт.);
КПП №4 (пос. вахт.);
233
жилой 14-квартирный дом № 37 (пос. вахт.);
жилой 14-квартирный дом № 35 (пос. вахт.);
общежитие на 100 чел. № 30 (пос. вахт.);
ЦРБ. II этап. Генеральный план. Благоустройство;
ЦРБ. II этап. Внутриплощадочное сети водоснабжения, канализации, теплоснаб-
жения и лечебного газоснабжения;
ЦРБ. II этап. Внутриплощадочные сети электроснабжения и слаботочных
устройств;
ЦРБ. I этап. Телефонные сети и сети радиофикации;
котельная промзоны;
пункт дегазации авто-, пожарного и железнодорожного транспорта (ПЗ 10);
жилой 14-квартирный дом № 40 (пос. вахт.);
жилой 14-квартирный дом № 41 (пос. вахт.);
жилой 14-квартирный дом № 42 (пос. вахт.);
участок захоронения отходов;
ЦРБ Палатный корпус с надземным переходом;
энергетический корпус (ПЗ 27);
внутриплощадочные ж/д пути (ПЗ);
здание термического обезвреживания реакционных масс, жидких и твердых от-
ходов (ПЗ 11);
строительство и реконструкция автодороги, 1 этап — районы Привокзальный,
Северный, Центральный, Покровщина.
В 2011 г. продолжалась работа по идентификации ОПО, при этом идентифици-
ровано и зарегистрировано 27 ОПО. К настоящему времени органами Ростехнадзо-
ра зарегистрировано 114 ОПО, заявленных Федеральным управлением по безопа-
сному хранению и уничтожению химического оружия.
В 2011 г. Ростехнадзор принимал участие в заседаниях Государственной комис-
сии по химическому разоружению.
Представители территориальных органов Ростехнадзора принимали участие в
работе комиссий при проведении приемочных испытаний технических устройств
для применения на объектах УХО.
В течение 2011 г. было оформлено 4 разрешения на применение оборудования
на объектах УХО, согласовывались программы и методики приемочных испытаний
технических устройств, зарегистрировано и утверждено 27 заключений экспертиз
промышленной безопасности, в том числе:
23 заключения экспертизы промышленной безопасности на ПЛАС для объектов,
входящих в состав комплексов по УХО;
одно заключение экспертизы промышленной безопасности по оценке соответ-
ствия требованиям промышленной безопасности изготовляемого и поставляемого
оборудования на ОПО;
три заключения экспертизы промышленной безопасности временных техноло-
гических регламентов, в том числе для объектов УХО в г. Почеп Брянской области.
Также в 2011 г. Ростехнадзором рассматривались и согласовывались изменения
в декларациях промышленной безопасности объектов УХО.
В декабре 2011 г. представители Ростехнадзора принимали участие в комиссии
по проведению Государственных испытаний технологической линии разборки и
234
уничтожения изделий сложной конструкции модернизированной (ОКР «Блок-М»).
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 31.03.2008 № 186 «Об утверждении
и введении в действие общих требований по обеспечению антитеррористической
защищенности опасных производственных объектов» в 2011 г. проводился мони-
торинг состояния противоаварийной защищенности ОПО и контроль атмосферы в
производственной и защитных зонах объектов УХО.
Объекты по хранению и уничтожению химического оружия в достаточной мере
защищены, их охрану и оборону осуществляют как подразделения войсковых ча-
стей, так и специализированные охранные организации.
Наряду с уничтожением запасов химического оружия в 2011 году проводился
комплекс мероприятий по утилизации промышленных отходов, образовавшихся в
процессе уничтожения химического оружия, при которых органами Ростехнадзора
также осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия.
Принимаемые Ростехнадзором меры по контролю соблюдения условий безопа-
сности с устранением нарушений, выявленных при проверках, позволили сущест-
венно минимизировать угрозы аварий и несчастных случаев персонала на объектах
УХО и обеспечить выполнение программных мероприятий в целях выполнения Рос-
сийской Федерацией международных обязательств по уничтожению химического
оружия с поэтапным вводом пусковых комплексов и на проектных режимах эксплу-
атации производственно-технических мощностей.
2.2.15. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов
промышленного назначения
В 2011 году в области взрывчатых материалов (ВМ) осуществляли деятельность 1134
поднадзорных организации (юридических лица), в том числе 989 организаций, связан-
ных с эксплуатацией ОПО (производство, хранение, применение и транспортирование
взрывчатых материалов), 59 организаций по подготовке и повышению квалификации
взрывперсонала и других работников для указанных ОПО, 24 специализированных
проектных организации, 35 экспертных организаций, 28 строительных организаций
(строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение ОПО).
Эксплуатировались 5782 ОПО, связанных с взрывчатыми материалами, в том чи-
сле 1177 складов ВМ и других оборудованных мест хранения, 297 тупиков, площа-
док, причалов и других транспортных пунктов для погрузочно-разгрузочных опе-
раций с ВМ, 2599 автомобилей и иных транспортных средств для перевозки ВМ,
52 стационарных пункта горнодобывающих и иных предприятий по изготовлению
раствора селитры, эмульсионной матрицы и иных компонентов для эмульсионных
взрывчатых веществ (ВВ), 20 пунктов подготовки гранулированных ВВ заводского
производства к механизированному заряжанию, 208 передвижных установок, до-
ставщиков раствора селитры и эмульсии, смесительно-зарядных и транспортно-за-
рядных машин для изготовления ЭВВ и заряжания ими скважин, 734 передвижные
установки, смесительно-зарядные и транспортно-зарядные машины для изготов-
ления гранулированных бестротиловых и тротилсодержащих ВВ, 581 техническое
устройство (зарядчик и т.п.) для изготовления гранулированных ВВ и их пневмати-
ческого транспортирования и заряжания скважин и шпуров в подземных условиях.
В 2011 г. количество ВВ, израсходованных организациями, ведущими взрыв-
ные работы, по сравнению с 2010 г. выросло на 16,7 % и составило 1407,19 тыс. т
(в 2010 г. — 1171,414 тыс. т).
235
В 2011 г. вблизи мест применения изготовлено 1133,95 тыс. т ВВ (80,6 % от общего
объема), в том числе 721,12 тыс. т эмульсионных ВВ (63,6 % от количества изготов-
ленных на местах работ и 51,2 % от общего объема потребления). Для сравнения в
2010 г. изготовлено 997,35 тыс.т ВВ (85 % от общего объема), в том числе 611,27 тыс. т
эмульсионных ВВ (61 % от количества изготовленных на местах работ и 52 % от об-
щего объема потребления).
Динамика объемов производства и потребления ВВ в Российской Федерации по-
казана на рис. 21.
Рис. 21. Динамика объемов производства и потребления ВВ в Российской Федерации
Сохранность взрывчатых материалов
В 2011 г. число выявленных утрат ВМне изменилось по сравнению с 2010 г. Как
и в предыдущем году выявлено 14 утрат, в том числе шесть разбрасываний, одна по-
теря и семь хищений (девять хищений в 2010 г.). Всего количество похищенных ВМ
составило 26,65 кг ВВ и 14 электродетонаторов (в 2010 г. — 14,3 кг ВВ и 42 электро-
детонатора), разбросанных — 3,8 кг ВВ и 35 электродетонаторов).
Наибольшее число утрат ВМ произошло на объектах, поднадзорных Межреги-
ональному технологическому управлению, где выявлено четыре случая утраты ВМ
(три хищения, одно разбрасывание) на одном предприятии — Заполярный фили-
ал ОАО ГМК «Норильский никель», четыре разбрасывания взрывчатых материалов
допущено в Южно-Сибирском управлении Ростехнадзора (ООО «Разрез «Березовс-
кий», ООО «Шахта Коксовая», ООО «Шахта им. Дзержинского», ООО «Шахта им.
Ворошилова»), три случая на объектах, поднадзорных Западно-Уральскому управ-
лению Ростехнадзора (ООО «Удмуртнефтегеофизика», ОАО «Ижсталь», ОАО «Пер-
мнефтегеофизика»).
Установить причины пять случаев утрат ВМ в настоящее время не представляется
возможным, т.к. данные утраты произошли более 10 лет назад (Межрегиональное тех-
нологическое управление (Норильский промышленный район) — три случая, Бело-
морское управление — один случай, Южно-Сибирское управление — один случай).
236
Основными нарушениями, способствовавшими возникновению утрат, явились:
выдача взрывникам немаркированных и не проверенных электродетонаторов
(в ОАО «Пермнефтегеофизика» заведующий складом выдавал взрывникам немар-
кированные электродетонаторы, что способствовало разбрасыванию ВМ, которые
впоследствии были обнаружены посторонними лицами и сданы в органы внутрен-
них дел);
нарушения организации охраны опасной зоны при проведении взрывных работ
(в ООО «Удмуртнефтегеофизика» допущены хищения заряда ВМ из скважин неу-
становленными лицами, а также утрата четырех шашек-детонаторов общей массой
3,4 кг на карьере «Скальный» ЗФ ОАО ГМК «Норильский никель»);
недостаточно тщательный осмотр места проведения взрывных работ (разбрасы-
вание в ООО «Березовский», ООО «Шахта Коксовая»).
Результаты расследований свидетельствуют о том, что утраты ВМ допускаются
в основном из-за низкого уровня персональной ответственности руководителей и
исполнителей работ при обращении с ВМ, а также отсутствия надлежащего контр-
оля со стороны должностных лиц. Динамика количества утрат и хищений ВМ по-
казана на рис. 22.
Рис. 22. Динамика количества утрат и хищений ВМ в Российской Федерации
Аварийность и травматизм
В 2011 г. на объектах, связанных с обращением со ВМ было допущено два не-
счастных случая со смертельным исходом (в 2010 г. — четыре случая) и две аварии
(в 2010 г. — одна авария).
237
Несчастные случаи и авария были допущены в организациях, поднадзорных Бе-
ломорскому, Дальневосточному и Северо-Уральскому управлениям Ростехнадзора.
Распределение аварий и несчастных случаев по территориальным органам Рос-
технадзора представлено в табл. 78.
Таблица 78
Распределение аварий и несчастных случаев
по территориальным органам Ростехнадзора
Наименование
Количество
Число погиб-
Общее число
Число аварий
п/п
территориального
групповых не-
ших, чел.
пострадавших
органа Ростехнадзора
счастных слу-
при групповых
чаев
несчастных
случаях, чел.
2010 г.
2011 г.
2010 г.
2011 г.
2010 г.
2011 г.
2010 г.
2011 г.
1
Межрегиональное тех-
1
2
нологическое управ-
ление
2
Верхне-Донское
1
1
1
управление
3
Беломорское управле-
1
1
ние
4
Северо-Уральское
1
1
1
управление
5
Южно-Сибирское
1
1
управление
6
Дальневосточное
1
1
2
1
управление
7
Северо-Восточное
1
1
управление
Итого:
1
1
4
2
6
3
1
2
03.12.2011 в ООО «Амур-Золото» (Дальневосточное управление Ростехнадзо-
ра) произошла авария с групповым несчастным случаем. ВМ (аммонит 6ЖВ 16 кг,
средства инициирования СИНВ-Ш, ЭДКЗ, ДШЭ) были доставлены проходчика-
ми к месту производства взрывных работ и размещены на электровозе 3КРА-600.
В результате повышенного искрообразования при соприкосновении токосъемника
пантографа электровоза 3КРА-600 с медным проводом контактной сети произош-
ло возгорание взрывчатых материалов, перешедшее во взрыв, при этом были трав-
мированы двое проходчиков, один из них смертельно.
Основной причиной аварии с групповым несчастным случаем явилось наруше-
ние порядка транспортирования и хранения ВМ на местах работ (до места примене-
ния ВМ были доставлены на не предназначенном для перевозки ВМ транспортном
средстве, на месте работ взрывчатые вещества и средства инициирования распола-
гались совместно на корпусе электровоза).
07.06.2011 в перфорационной партии № 606 ОАО «Сургутнефтегаз» трест «Сур-
гутнефтегеофизика» (Северо-Уральское управление Ростехнадзора) при проведении
прострелочно-взрывных работ произошло нештатное срабатывание на поверхности
перфоратора ПК89КЛ ORION.
По результатам расследования определено, что причиной данного случая могла
явиться подача начальником партии 606 высокочастотного импульса от взрывно-
238
го прибора ПВВ-1. Комиссией по расследованию несчастного случая предложено
внести изменения в технический проект на производство прострелочно-взрывных
работ в скважинах с учетом требования невозможности использования взрывно-
го прибора при нахождении прострелочно-взрывной аппаратуры на поверхности.
30.08.2011 ОАО «Порфирит», Беломорское управление Ростехнадзора.
Во время проведения взрывных работ машинист экскаватора, выставленный в
оцепление, самовольно покинул пост и переместился вглубь опасной зоны более
чем на 500 м для сбора грибов, в результате чего получил смертельную травму раз-
летевшейся от взрыва горной массой. В ходе расследования также установлено, что
работник не был обеспечен средствами индивидуальной защиты. Причинами дан-
ного несчастного случая явились нарушение производственной дисциплины работ-
ником и неудовлетворительная организация производственного контроля за испол-
нением постовым своих обязанностей.
Рис. 23. Динамика количества аварий и смертельных несчастных случаев
в Российской Федерации
Анализ отчетных данных, представленных территориальными управлениями Ро-
стехнадзора, показывает, что мероприятия, предусмотренные в актах технических
расследований аварий, несчастных случаев и утрат в основном выполняются в ука-
занные сроки. Ущерб от аварий, произошедших в 2011 г., составил 2,2 млн руб.
Руководствуясь Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодейст-
вии терроризму» территориальными органами Ростехнадзора совместно с правоох-
ранительными органами в рамках антитеррористической деятельности проводилась
работа по контролю за обеспечением сохранности промышленных ВМ в поднад-
239
зорных организациях, повышению антитеррористической защищенности объек-
тов, связанных с производством, хранением и применением промышленных ВМ.
Охрана объектов по производству, хранению взрывчатых материалов осуществ-
ляется государственной охраной согласно требованиям постановления Правитель-
ства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587.
На предприятиях, эксплуатирующих ОПО, назначены ответственные лица за
организацию защиты от возможных террористических актов, разработаны меро-
приятия по исключению проникновения посторонних лиц на территорию ОПО
и т.д. С персоналом данных предприятий, проводится работа антитеррористиче-
ской направленности: занятия, инструктажи, ознакомление с планом ликвидации
аварий и др. Особое внимание уделяется вопросам сокращения объемов перево-
зок промышленных взрывчатых веществ за счет увеличения их производства из
невзрывчатых компонентов в смесительно-зарядных машинах и на стационарных
пунктах, расположенных вблизи мест производства взрывных работ.
В 2011 г. случаев террористических актов на подконтрольных объектах не зафик-
сировано.
В 2011 г. надзорную деятельность на 5782 объектах в области ВМ промышленно-
го назначения осуществляли 148 инспекторов, при этом для 135 инспекторов дан-
ный вид надзора является дополнительным к основным, закрепленным за ними ви-
дам надзора.
В 2011 г. инспекторским составом Ростехнадзора были проведены 1654 проверки
предприятий, эксплуатирующих ОПО, а также предприятий, специализированных
на проведении взрывных работ, в том числе 703 плановые проверки и 951 внепла-
новая проверка. По итогам проверок было выявлено 7270 нарушений. Данные про-
верки проводились в основном в рамках проверок по другим видам надзора (в гор-
нодобывающей, угольной промышленности, на объектах нефтегазодобычи и др.).
При этом общее время проведения проверок составило в среднем 165 дней в году.
Утвержденный ежегодный план проведения проверок был выполнен территориаль-
ными органами Ростехнадзора на 99,5 %. Причины невыполнения были связаны в
основном с переносом сроков или исключением из планов проверок вследствие бан-
кротства предприятий или отсутствия ведения взрывных работ.
Проведено 347 проверок по ранее выданным предписаниям и 80 проверок на ос-
новании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля
(надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Феде-
рации, Правительства Российской Федерации, 281 проверка была проведена по об-
ращениям заявителя, 21 проверка осуществлялась органами прокуратуры с привле-
чением Ростехнадзора, 86 проверок было проведено совместно с другими органа-
ми государственного контроля. Проведено семь административных расследований.
В ходе проведения проверок выявлены нарушения в деятельности 650 юриди-
ческих лиц, осуществляющих работу в области ВМ промышленного назначения.
По результатам проверок было выдано 1265 предписаний (в том числе об устране-
нии нарушений в области обращения с ВМ промышленного назначения), возбу-
ждено 562 дела об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов
составила 22 186 тыс. руб., в том числе 635 тыс. руб. было наложено на граждан,
7467 тыс. руб. — на должностных лиц и 14 084 тыс. руб. — на юридических лиц.
В 68 случаях не выполнены предписания органа государственного контроля, по
трем фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные
органы для возбуждения уголовных дел.
240
В 2011 г. было выдано 5973 разрешений и свидетельств на проведение взрывных
работ, приобретение, хранение и изготовление ВМ. Изъято 24 разрешения на право
проведения взрывных работ. Выдано 3433 квалификационных удостоверения взрыв-
ника (мастера-взрывника), изъято шесть удостоверений.
Анализ проведенных в 2011 г. территориальными органами и Центральным ап-
паратом Ростехнадзора проверок показывает, что на поднадзорных предприятиях и
в организациях, связанных с производством, хранением и применением ВМ, в це-
лом соблюдаются установленные законодательством Российской Федерации про-
цедуры регулирования промышленной безопасности. Соответствующие ОПО за-
регистрированы в государственном реестре, соблюдается порядок декларирования
ОПО, экспертизы и страхования.
Крупные предприятия имеют специальные службы производственного контроля.
Во всех организациях разработаны положения о ПК. Территориальные органы и ин-
спекторский состав Ростехнадзора участвуют в разработке этих положений, добива-
ясь отражения в них вопросов, направленных на совершенствование систем профи-
лактической работы, конкретизацию ответственности должностных лиц, устране-
нию отступлений от требований правил и инструкций по безопасности взрывного
дела, обеспечению сохранности ВМ.
Работа территориальных управлений по государственному регулированию и над-
зору в сфере оборота ВМ промышленного назначения осуществлялась во взаимодей-
ствии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Россий-
ской Федерации, прежде всего с органами МВД и ФСБ России.
Вместе с тем с 03.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ
«О полиции», которым не предусмотрены контрольные и надзорные функции в об-
ласти промышленной безопасности для органов внутренних дел.
На все поверхностные склады ВМ емкостью более 50 т разработаны декла-
рации промышленной безопасности. Осуществляется контроль своевременно-
го страхования от причинения вреда при эксплуатации ОПО на поднадзорных
предприятиях.
В 2011 году Ростехнадзор продолжал осуществлять техническую политику, на-
правленную на совершенствование взрывного дела в Российской Федерации, со-
здание и ускорение внедрения эффективных, безопасных и защищенных от тер-
рористических проявлений взрывчатых веществ и средств инициирования, а так-
же прострелочно-взрывной аппаратуры для нефтяных и газовых скважин, активно
поддерживая поднадзорные организации при решении вопросов замены устарев-
шей техники и технологии взрывных работ.
В целом за 2011 г. рассмотрено 138 комплектов документов по вопросам офор-
мления разрешений Ростехнадзора на применение новых ВМатериалов и техниче-
ских устройств. По результатам рассмотрения выдано 96 разрешений на примене-
ние новых технических устройств, в семи случаях организациям было отказано в
выдаче разрешений. Выдано 34 разрешения на применение ВМ, в одном случае —
отказано.
Территориальными органами Ростехнадзора в 2011 г. было выдано 50 лицензий
на применение и 39 лицензий на хранение ВМ промышленного назначения, пере-
оформлено и продлено 80 лицензий, проведено 145 проверок выполнения лицен-
зионных требований и условий, по результатам которых выявлено и предписано к
устранению 176 нарушений, наложено 37 штрафов на сумму 140 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..