ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 13

 

 

193
В 2011 г. увеличилось количество аварий, связанных с разрушением технических
устройств (ОАО «ЧМК», ОАО «СУМЗ», ОАО «ГМК «Норильский Никель», ОАО
«Южно-Уральский Никелевый комбинат», ОАО «Ашинский металлургический за-
вод»).
Рис. 19. Динамика аварийности и травматизма на металлургических и коксохимических
предприятиях и производствах за 2005-2011 гг.
В 2011 г. на металлургических и коксохимических предприятиях и производст-
вах произошел рост смертельного травматизма, снижение аварийности и количе-
ства групповых несчастных случаев. Число несчастных случаев и аварий представ-
лено в табл. 66-68
Таблица 66
Общее число несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Количество смертельно
Травмированных, чел.
2010 г.
2011 г.
+/-
Движущиеся и вращающиеся механизмы
4
8
+4
Выброс расплавленного металла и шлака и взрыв газа
4
7
+3
Падение пострадавших и предметов с высоты
1
3
+2
Воздействие газов
1
2
+1
Взрывы порошков, пыли, газов и т.п.
6
0
-6
Всего:
16
20
+4
Основными травмирующими факторами явились: воздействие движущихся ча-
стей оборудования (40 %); выбросы расплавов и раскаленных газов из металлурги-
ческих агрегатов (35 %); падение предметов и пострадавших с высоты (15 %); воз-
действие технологических газов (10 %).
194
Таблица 67
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом на предприятиях,
поднадзорных территориальным органам Ростехнадзора
Территориальный орган
Число аварий
Травмировано смертель-
Ростехнадзора
но, чел.
2010 г.
2011 г.
(+/-)
2010 г.
2011 г.
(+/-)
Межрегиональное технологическое
1
+1
управление
Верхне-Донское управление
1
5
+4
(Воронежская область,
Липецкая область,
Тамбовская область,
Курская область,
Белгородская область)
Северо-Западное управление
1
+1
(г. Санкт-Петербург,
Ленинградская область,
Калининградская область,
Псковская область,
Новгородская область)
Северное управление
2
-2
(Вологодская область,
Архангельская область)
Нижнее-Донское управление
1
-1
(Ростовская область)
Нижнее-Волжское управление
1
+1
(Волгоградская область,
Астраханская область,
Республика Калмыкия)
Приуральское управление
1
+1
2
+2
(Республика Башкортостан,
Оренбургская область)
Волжско-Окское управление
2
+2
(Нижегородская область,
Республика Мордовия)
Уральское управление
1
3
+2
7
4
-3
(Свердловская область, Челябинская
область, Курганская область)
Южно-Сибирское управление
2
-2
5
2
-3
(Кемеровская область,
Алтайский край)
Енисейское управление
1
Красноярский край
(без г. Норильска и прилегающих
к нему территорий), Республика
Тыва, Республика Хакасия)
Прибайкальское управление
1
-1
1
3
+2
(Иркутская область)
Итого по Ростехнадзору:
6
5
-1
16
20
+4
195
Таблица 68
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом
в субъектах Российской Федерации
Субъект Российской Федерации
Число аварий
Травмировано смертель-
но, чел.
2010 г.
2011 г.
(+/-)
2010 г.
2011 г.
(+/-)
Центральный федеральный округ
0
1
+1
1
5
+4
(г. Москва)
Липецкая область
1
5
+4
г. Москва
0
1
+1
Северо-Западный федеральный округ
2
0
-2
0
1
+1
(г. Санкт-Петербург)
Вологодская область
2
0
-2
г. Санкт-Петербург
0
1
+1
Южный федеральный округ
0
1
1
0
(г. Ростов-на- Дону)
Волгоградская область
0
1
+1
Ростовская область
1
-1
Приволжский федеральный округ
0
1
+1
0
4
+4
(г. Нижний Новгород)
Нижегородская область
0
2
+2
Оренбургская область
0
1
+1
0
2
+2
Уральский федеральный округ
1
3
+2
7
4
-3
(г. Екатеринбург)
Свердловская область
0
1
+1
1
3
+2
Челябинская область
1
2
+1
6
1
-5
Сибирский федеральный округ
3
0
-3
7
5
-2
(г. Новосибирск)
Алтайский край
0
1
+1
Красноярский край
1
0
-1
Иркутская область
1
0
-1
1
3
+2
Кемеровская область
2
0
-2
5
1
-4
Итого:
6
5
-1
16
20
Рост травматизма отмечен в Приволжском и Центральном федеральных округах.
Наибольшее количество аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
имели место на металлургических предприятиях, поднадзорных Верхне-Донскому
управлению и Приуральскому управлению Ростехнадзора.
Анализ произошедших аварий показал, что их основными причинами явились:
нарушение технологии ведения металлургических процессов (50,0 %); неудовлетво-
рительная организация и проведение работ (30,0 %); неисправность оборудования
(20,0 %). В результате пяти аварий, связанных с выбросами пламени и раскаленных
материалов из плавильных агрегатов, пострадали восемь человек, в т.ч. четыре — со
смертельным исходом.
Анализ причин несчастных случаев показал, что основными причинами их яви-
лись эксплуатация неисправного оборудования (45,0 %), нарушение технологии
ведения металлургических процессов (25,0 %), неудовлетворительная организация
производства работ (30,0 %).
196
Основными причинами групповых несчастных случаев явились: неудовлетвори-
тельная организация при проведении ремонтных и наладочных работ (36,0 %) и на-
рушения технологии при ведении металлургических процессов (64,0 %).
04.04.2011 на рудотермической печи № 6 электротермического отделения ЗАО
«Кремний» произошел выброс пламени и раскаленных газов, вызванный взаимо-
действием воды и расплавом кремния, в результате которого получили ожоги раз-
личной степени тяжести четыре человека, трое из которых скончались.
Причиной группового несчастного случая со смертельным исходом явилась эк-
сплуатация неисправного оборудования, выразившаяся в разрушении центральной
труботечки, что повлекло прогорание резинотканных рукавов системы водоохлажде-
ния в центральной части, в результате чего произошло попадание воды в открытую
часть печи (тигель), а также неудовлетворительная организация работ (не органи-
зована приемка и сдача смены).
31.03.2011 на кислородной станции № 3 азотно-кислородного участка энерге-
тического цеха ОАО «Ашинский металлургический завод» вследствие превышения
производительности испарителей газофикаторов ГХК-20/16 кислород с низкой (от-
рицательной) температурой попал из испарителей в кислородопровод. В результате
хрупкого разрушения часть кислородопровода протяженностью около 270 м была
разрушена.
Причинами аварии явились:
нарушение технологического процесса, выразившееся в превышении отбора га-
зообразного кислорода (2500 м3/ч с двух испарителей в соответствии с диаграммой
учета расхода) более нормативной производительности газификатора;
обвязка резервуаров криогенного испарителя типа 668.410.00 не соответствовала
требованиям проектной документации: отводы, переходы, врезки запорной аппа-
ратуры частично выполнены из материала, не соответствующего проекту (из стали
3 вместо стали 12Х18Н10Т).
Необходимо отметить, что рост травматизма и высокий уровень аварийности на
металлургических предприятиях в целом обусловлен следующими факторами:
крайне низким уровнем осуществления ПК за обеспечением промышленной без-
опасности службами предприятий (о чем свидетельствует большое количество вы-
явленных нарушений при проведении комплексных проверок металлургических
организаций);
снижением уровня подготовки и квалификации руководителей и специалистов
производств;
низким качеством проводимых обследований, обусловленным уменьшением
квалифицированных инженерных кадров в системе Ростехнадзора (частая ротация,
увольнения по причине низкой зарплаты).
Расследование аварий, несчастных случаев со смертельным исходом и группо-
вых несчастных случаев осуществлялось в соответствии с требованиями норматив-
ных документов. В течение 2011 г. несвоевременного и некачественного проведения
специальных расследований аварий и несчастных случаев не зафиксировано. Ме-
роприятия по устранению причин происшедших аварий и несчастных случаев на-
ходились под постоянным контролем территориальных органов и выполнялись в
установленные сроки.
На металлургических и коксохимических производствах в 2011 г. продолжалась
эксплуатация устаревших плавильных агрегатов: мартеновских печей, печей-вагра-
197
нок устаревших технологий разливки стали; оборудования, отработавшего норма-
тивный срок эксплуатации на ОПО (ОАО «Выксунский металлургический завод»,
ОАО «Катайский насосный завод», ОАО «Завод Универсал») и т.д.
В литейных производствах предприятий машиностроения, авиастроения и дру-
гих видов промышленности необходимо отметить значительный физический износ
основного технологического оборудования, производственных зданий, низкий уро-
вень обеспечения техническими средствами безопасности.
Так, на территории Свердловской области около 50 % производственных зданий
представляют собой в основной массе постройки 1930-1950-х гг. Эксплуатация от-
дельных зданий превышает предельный срок в несколько раз.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контр-
оля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном про-
изводственном объекте» на поднадзорных Ростехнадзору предприятиях органи-
зованы службы ПК, разработаны положения об организации и осуществлении
ПК за обеспечением промышленной безопасности. На большинстве крупных
металлургических предприятиях службы ПК укомплектованы подготовленны-
ми, квалифицированными работниками, имеющими опыт работы в цехах и про-
изводствах.
Одним из основных направлений надзорной деятельности является проверка
эффективности осуществления ПК, наличия планов их работы и ответственных за
осуществление ПК.
Однако в ходе проведенных в 2011 г. проверок часто выявляемыми недостат-
ками в организации ПК являются его формальность и несоответствие фактиче-
ским условиям производственной деятельности предприятий и организаций, а
также отсутствие планов работы. При разработке положений об организации и
осуществлении ПК не учитывались вопросы взаимодействия служб технического
и производственного контроля, не распределены между ними права и обязаннос-
ти. Практически во всех актах расследований несчастных случаев и аварий, про-
исшедших в 2011 г. на поднадзорных металлургических и коксохимических пред-
приятиях и производствах, одной из причин установлено неудовлетворительное
осуществление ПК.
В планы проведения проверок состояния промышленной безопасности служба-
ми ПК не вносятся корректировки по результатам расследования несчастных слу-
чаев и инцидентов, имеют место недостатки обеспечения контроля за своевремен-
ностью проведения экспертиз промышленной безопасности зданий, сооружений,
технических устройств, объектов газового хозяйства, выполнением компенсирую-
щих мероприятий по проведенным экспертизам промышленной безопасности и др.
Одним из основных направлений в работе по обеспечению промышленной без-
опасности в последние годы остается контроль за внедрением на предприятиях
комплексных систем управления промышленной безопасностью при эксплуатации
ОПО. Практически все крупные металлургические предприятия применительно к
своим условиям разработали системы управления промышленной безопасностью.
Эффективное функционирование систем управления промышленной безопасно-
стью позволяет эксплуатирующим организациям более полно оценивать состоя-
ние промышленной безопасности на своих предприятиях, активизировать работу
всех звеньев управления, формулировать цели и политику в области промышлен-
198
ной безопасности. Так, в ОАО « Магнитогорский металлургический комбинат» фун-
кционирует система управления промышленной безопасностью и охраной труда в
соответствии с требованиями международной спецификации OHSAS 18001:1999. В
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» по результатам ресертификаци-
онного аудита не только подтверждено соответствие системы менеджмента качества
требованиям ИСО/ТУ 16949:2002, но и расширена область распространения данно-
го сертификата на продукцию конвертерного производства.
В 2011 г. в системе экспертизы промышленной безопасности на металлургиче-
ских и коксохимических предприятиях и производствах работает около 180 экспер-
тных организаций, имеющих лицензии Ростехнадзора.
Проводимые экспертизы промышленной безопасности позволяют подтвердить
эксплуатационную надежность технических устройств, зданий и сооружений, а так-
же выявить дефекты и при необходимости своевременно принять меры для обеспе-
чения безопасной эксплуатации ОПО, ограничить нагрузки на строительные кон-
струкции и т.д., при этом экспертные организации направляют соответствующие
уведомления в органы Ростехнадзора.
Центральным аппаратом Ростехнадзора за 2011 г. было выдано 252 разрешения на
применение в металлургической и коксохимической промышленности новых образ-
цов технических устройств (70 % зарубежного производства), утверждено 223 экспер-
тизы промышленной безопасности на технические устройства, здания и сооружения,
декларации промышленной безопасности и иную документацию. По объективным
причинам было отказано в утверждении пять экспертиз промышленной безопасно-
сти, а также в выдаче 25 разрешений на применение технических устройств. Заклю-
чений экспертизы на декларации промышленной безопасности металлургических
предприятий в течение года не поступало.
Основные нарушения требований к оформлению заключений экспертиз явились:
проведение экспертизы экспертами, не аттестованными в установленном поряд-
ке в области проведения экспертизы;
несоответствие выводов и заключений экспертизы промышленной безопасно-
сти цели и результатам проведенных экспертиз;
отсутствие оценки соответствия оборудования требованиям Правил безопасности
в сталеплавильном производстве (ПБ 11-552-03) и Общих правил безопасности для
металлургических и коксохимических предприятий и производств (ПБ 11-493-02);
не учитываются последние изменения законодательства в области промышлен-
ной безопасности;
при проведении экспертизы не рассматривается комплект документов, вклю-
чающий: комплект конструкторских чертежей с указанием основных техниче-
ских решений; проектные данные, устанавливающие технологические параме-
тры эксплуатации технических устройств, оснащения их средствами контроля
безопасности и системами автоматического регулирования технологических па-
раметров;
не проводится оценка соблюдения требований нормативно-правовых актов в об-
ласти промышленной безопасности (Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ,
Постановление Правительства РФ от 25.12.1998 № 1540 и т.д.).
В течение 2011 г. на поднадзорных предприятиях выявлены многочисленные
случаи нарушения графиков проведения экспертизы промышленной безопасности
оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации, а также несвоевре-
199
менного выполнения мероприятий, предложенных экспертными организациями в
экспертных заключениях.
В течение 2011 г. инспекторским составом территориальных органов при прове-
дении плановых и внеплановых обследований подконтрольных производств осу-
ществлялся постоянный контроль соблюдения предприятиями лицензионных тре-
бований и условий, при этом их было выявлено 271.
В соответствии со статьей 15 ФЗ № 116-ФЗ все поднадзорные предприятия,
имеющие в эксплуатации ОПО, провели идентификацию ОПО с определением
минимальной страховой суммы страхования ответственности за причинение вре-
да жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в
случае аварии на ОПО. Заключение договоров по страхованию ответственности и
сроки их пересмотра находятся под контролем территориальных органов Ростех-
надзора.
Актуальным остается вопрос обеспечения предприятий металлургического ком-
плекса ломом и отходами черных и цветных металлов, не исключены случаи по-
ставок некачественного и не соответствующего требованиям Правил безопасности
при подготовке лома и отходов черных и цветных металлов для переплава металло-
добавок.
Ежегодно в копрово-шихтовых цехах металлургических предприятий обнару-
живается большое количество взрывоопасных предметов промышленного и воен-
ного образца. Это газовые, кислородные и неизвестного происхождения баллоны,
огнетушители, гидроцилиндры, емкости со льдом и взрывоопасными веществами,
а также снаряды, мины и др. Несмотря на принимаемые меры как со стороны тер-
риториальных органов, так и служб предприятий, продолжают иметь место ава-
рии и несчастные случаи, связанные с некачественной подготовкой металлолома
к переплаву.
Так 12.06.2011 в плавильном отделении обжигового цеха ОАО «Комбинат Южу-
ралникель» при загрузке влажного материала в электродуговую печь РНБ-3400 № 2
произошел взрыв, в результате которого произошло обрушение загрузочной площад-
ки печи вместе с плавильщиком Мелешкиным А.Г. на нулевую отметку. В результа-
те взрыва и падения пострадавший получил смертельную травму.
Основной причиной аварии и несчастного случая со смертельным исходом яви-
лась загрузка влажной шихты в электродуговую печь РНБ-3400 № 2. Ущерб, причи-
ненный в результате аварии, составил 189 тыс. руб.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 15.09.1999 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» в отчетном пе-
риоде продолжалась работа по контролю выполнения мероприятий по обеспече-
нию защищенности ОПО поднадзорных предприятий от возможных террористи-
ческих актов.
В планах работы ПК на предприятиях металлургической отрасли предусмотрены
проверки мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности ОПО
от террористических актов. Графики и планы проверок выполняются.
За 12 месяцев 2011 г. инцидентов, связанных с попытками совершения террори-
стических актов на поднадзорных предприятиях, не зарегистрировано.
Проверки антитеррористической устойчивости ОПО на предприятиях прово-
дятся выборочно с участием инспекторов-металлургов, большинство проверок по-
казало, что мероприятия по обеспечению физической защиты ОПО от террористи-
200
ческих актов, в том числе ревизия и оснащение систем охраны на предприятиях в
целом выполняются.
На предприятиях (в диспетчерских, дежурных службах и т.д.) имеются в наличии
соответствующие инструкции, разработанные органами ФСБ и МВД, о порядке дей-
ствий при возможной террористической угрозе. Проведенные проверки показали,
что на поднадзорных предприятиях разработаны соответствующие мероприятия и
инструкции, разрабатываются паспорта антитеррористической защищенности, со-
гласованные с администраций городских округов, с территориальным Управлением
МЧС и ФСБ. Заключены договоры на охрану территорий со специализированными
охранными организациями. Контроль за территорией и сотрудниками осуществля-
ется с помощью систем видеонаблюдения, созданы и действуют оперативные шта-
бы по организации работы по противодействию терроризму.
ОПО всех поднадзорных предприятий имеют ограждения, исключающие про-
никновение на территорию объектов посторонних лиц, ограничивается въезд тран-
спорта, а также осуществляется его досмотр.
В соответствии с требованиями Федерального закона 21.07.1997 №116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов» от и Инструк-
ции по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических
и коксохимических производствах (РД 11-561-03) в течение 2011 г. осуществлялся
контроль за готовностью металлургических и коксохимических предприятий к лик-
видации возможных аварий. Инспекторами-металлургами ведется надзор за своев-
ременностью пересмотра ПЛА, проведением учебных тревог и учебно-тренировоч-
ных занятий по ПЛА.
Проведенные в 2011 г. проверки организаций, эксплуатирующих ОПО показали,
что в личных карточках работников предприятий имеются записи о ежегодном об-
учении по охране труда и ПЛА, в тоже время выявлены случаи нарушения требова-
ний нормативных документов. Так, в ряде случаев ПЛА не содержал принципиаль-
ную технологическую схему объекта, список лиц и исполнителей, ответственных за
выполнение предусмотренных оперативной частью плана мероприятий, планы не
откорректированы с учетом уволенных работников.
Например, в ЗАО «Молот» (г. Новороссийск) сотрудники предприятия не озна-
комлены под роспись с планами локализации и ликвидации аварий. В ООО «Туап-
синский машиностроительный завод» (г. Туапсе) в принципиальной схеме объекта
не учтен ленточный конвейер подачи формовочной смеси на литейный плац.
На ОАО «Выксунский металлургический завод» отсутствовал ПЛА в помещении
пульта управления установки печь-ковш.
По всем выявленным нарушениям территориальными органами Ростехнадзора
были выданы соответствующие предписания на их устранение.
На основе Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и стату-
се спасателей», Положения о газоспасательной службе и добровольной дружине на
предприятиях металлургического комплекса России работа по предупреждению и
ликвидации аварий в основном осуществляется газоспасательными службами (ГСС)
и добровольными газоспасательными дружинами (ДГСД), которые созданы в струк-
турных подразделениях предприятий.
Организации, эксплуатирующие ОПО практически все имеют собственные ГСС,
аттестованные в установленном порядке как профессиональные аварийно-спаса-
тельные службы (формирования), а также ДГСД.
201
Объекты газового хозяйства металлургических предприятия с малой численно-
стью персонала обсуживаются (на договорных условиях) профессиональными ава-
рийно-спасательными службами (формированиями).
В течение 2011 г. в соответствии с графиками проводились противоаварийные
тренировки технологического персонала совместно с ГСС по позициям оператив-
ной части, согласованных территориальными органами Ростехнадзора ПЛА.
Проблемами профессионально-спасательных служб являются низкая зарплата,
неукомплектованность штата.
Проведенными территориальными органами Ростехнадзора в 2011 г. провер-
ками работы аварийно-спасательных служб поднадзорных металлургических и
коксохимических предприятий и производств установлено, что в целом состо-
яние готовности металлургических и коксохимических предприятий и произ-
водств к ликвидации (локализации) возможных аварий оценивается как удов-
летворительное.
Территориальными органами Ростехнадзора на поднадзорных металлургических
и коксохимических предприятиях и объектах за 2011 г. проведено 3583 обследова-
ния (в 2011 г. — 3216), выявлены и предписаны к устранению 19 019 нарушений тре-
бований правил и норм промышленной безопасности (в 2010 г. — 24067), из-за гру-
бых нарушений правил эксплуатации приостановлено 80 производств и объектов (в
2010 г. — 27), привлечено к административной ответственности 1537 юридических
и физических лиц (в 2010 г. — 1628), наложен штраф на физических и юридических
лиц на сумму 73 408 тыс. руб.
В 2011 г. в среднем на 2,6 % увеличилось количество проведенных обследований
и на 38 % уменьшилось предписанных к устранению нарушений требований без-
опасности, на 37 % увеличились количество административного приостановления
деятельности на металлургических и коксохимических предприятиях и производ-
ствах, также в 5,6 раза возросла сумма взысканных штрафов.
В 2011 г. проведена плановая комплексная выездная проверка соблюдения требо-
ваний промышленной безопасности в металлургических производствах вертикаль-
но-интегрированной компании ОАО «Северсталь» и внеплановая выездная провер-
ка по поручению Правительства Российской Федерации о состоянии промышлен-
ной безопасности и фактического состояния оборудования на ОАО «Выксунский
металлургический завод».
Проверка проводилась на производствах ОАО «Северсталь»: (ОАО «Северсталь»,
г. Череповец; ЗАО «Северсталь», г. Колпино; ОАО «Северсталь-метиз», г. Череповец;
ЗАО «Ижорский трубный завод», г. Колпино; ОАО «Карельский окатыш», г. Косто-
мукша; ОАО «Оленегорский ГОК», г. Оленегорск; ОАО «Воркутауголь», г. Воркута;
ЗАО «Шахта Воргашорская-2», г. Воркута).
По результатам проведенной проверки организаций ОАО «Северсталь» было
выявлено 1288 нарушений требований законодательства Российской Федерации и
нормативно-технической документации в области промышленной и энергетиче-
ской безопасности.
Привлечено к ответственности девять юридических лиц, 175 должностных лиц.
Сумма наложенных штрафов составила 5438 тыс. руб..
Характерные нарушения требований промышленной и энергетической безопа-
сности:
202
положение о ПК не согласовано с территориальным органом Ростехнадзора;
отсутствует газовая служба для осуществления контроля за обеспечением безопа-
сной эксплуатации объектов газового хозяйства;
не разработаны и не утверждены в установленном порядке перечни газоопасных
работ, в том числе выполняемых без оформления наряда-допуска;
с отступлениями от требований Инструкции по составлению планов ликвида-
ции (локализации) аварий в металлургической и коксохимической промышленно-
сти разработаны планы ликвидации аварий;
не организована служба технического надзора за техническим обслуживанием,
безопасной эксплуатацией и своевременным ремонтом зданий и сооружения, ды-
мовых и вентиляционных труб;
допускаются к обслуживанию сосудов, работающих под давлением, работники,
не прошедшие проверку знаний;
не разработан график проверки работы предохранительных клапанов сосудов,
работающих под давлением;
в складском хозяйстве не проведена идентификация ОПО — площадка склада
хранения масел;
в связи с истечением нормативного срока безопасной эксплуатации, не проведе-
но экспертное обследование надшахтного здания угольного скипового ствола, вен-
тиляционного ствола № 4 на шахте «Воркутинская».
В декабре 2011 г. проведена внеплановая выездная проверка по поручению Пра-
вительства Российской Федерации о состоянии промышленной безопасности и оп-
ределения фактического состояния оборудования на ОАО «Выксунский металлурги-
ческий завод». В ходе проведенной проверки выявлено 278 нарушений требований
промышленной безопасности. По результатам внеплановой проверки ОАО «ВМЗ»
возбуждено 14 дел об административных правонарушениях, в отношении юридиче-
ского лица — одно, должностных лиц — 13. Сумма наложенных штрафов составля-
ет 500 тыс. руб.
В процессе проведенных проверок предприятий выявлены системные наруше-
ния требований промышленной безопасности:
допускается эксплуатация ОПО без лицензии или без продления срока дейст-
вия лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов;
эксплуатация ОПО без регистрации их в Государственном реестре;
нарушаются требования Положения о порядке подготовки и аттестации руково-
дителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-2007) при аттестации
специалистов по промышленной безопасности;
установлены случаи неосуществления страхования ответственности за причи-
нение вреда жизни, здоровью, или имуществу и окружающей среде в случае аварии
на ОПО;
множество вопросов по составлению ПЛА и проведению учебно-тренировочных
занятий по ним, а на отдельных предприятиях вовсе отсутствуют ПЛА;
допускается эксплуатация оборудования без разрешения на его применение;
не выполняется процедура продления срока эксплуатации технических устройств,
зданий и сооружений, отработавших нормативный срок эксплуатации;
не исключены случаи несвоевременного выполнения предписаний органов Рос-
технадзора.
203
Надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на 2203 ОПО
1674 поднадзорных металлургических производств обеспечивают 99 инспекторов-
металлургов территориальных органов. Стаж работы инспекторского составляет от
3 месяцев до 27 лет. В основном инспекторы-металлурги осуществляют надзор за
металлургическими объектами. В тоже время в Средне-Поволжском управлении
инспекторами-металлургами осуществляется надзор за объектами котлонадзора
и подъемных сооружений. В Уральском управлении надзор за металлургическими
производствами кроме инспекторов-металлургов осуществляют инспектора газово-
го и химического надзора. В Межрегиональном технологическом управлении над-
зор за металлургическими производствами обеспечивают инспектора химического
и горного надзора.
Численный состав инспекторов-металлургов Уральского управления продолжает
сокращаться, так в течение 2011 г. сокращена штатная единица инспектора по Кур-
ганской области. Продолжает оставаться сложной ситуация с численностью инспек-
торов Нижнетагильского территориального отдела, где на двух инспекторов прихо-
дится 143 ОПО.
В 2011 г. при осуществлении контрольных и надзорных функций экспертные ор-
ганизации и эксперты указанных организаций не привлекались.
По результатам контрольной и надзорной деятельности в 2011 г. можно сделать вывод,
что металлургический надзор с поставленной задачей справился. Но, учитывая напря-
женный план работы по осуществлению плановых надзорных и контрольных функций
и проведения внеплановых проверок металлургических предприятий, в 2012 г. необхо-
димо решить вопрос об увеличении численности инспекторского состава с привлече-
нием опытных, знающих специфику металлургического производства специалистов.
В 2011 г. Центральным аппаратом Ростехнадзора проведено четыре плановые
проверки контрольной и надзорной деятельности территориальных органов (Ни-
жне-Донского, Верхне-Донского, Северо-Западного, и Дальневосточного управ-
лений), и одна внеплановая тематическая проверка деятельности отдела по надзо-
ру за общепромышленными и взрывопожароопасными производствами и объек-
тами, металлургическому надзору по Тверской области Центрального управления
Ростехнадзора.
Как показали проверки, проверенные управления не координируют и не органи-
зовывают работу по металлургическому надзору по всем областям, входящих в ком-
петенцию территориального управления.
Управлениями не в полном объеме применяются и соблюдаются нормы По-
ложения о порядке утверждения заключений экспертиз промышленной безопа-
сности (РД 03-298-99), Правил проведения экспертизы промышленной безопа-
сности (ПБ 03-246-98). При оформлении решений об отказах в утверждении за-
ключений экспертизы промышленной безопасности рассмотрение материалов
экспертизы промышленной безопасности осуществляется формально, не в пол-
ном объеме и не в соответствии с действующими нормативными документами по
проведению экспертизы промышленной безопасности конкретных видов техни-
ческих устройств.
Инспекторский состав не в полной мере использует представленные права по
привлечению к ответственности юридических лиц, а также не применяются отдель-
ные статьи кодекса об административных правонарушениях, компетенция по кото-
рым отнесена к Ростехнадзору.
204
Указанные упущения в осуществлении надзорной и контрольной деятельности
являются следствием снижения уровня квалификации инспекторского состава и ру-
ководителей надзора за металлургическими объектами.
2.2.13. Объекты газораспределения и газопотребления
В 2011 г. число поднадзорных Ростехнадзору организаций, эксплуатирующих
ОПО газораспределения и газопотребления составило 52 273, из которых 437 газо-
распределительных организаций, эксплуатирующих сети.
В системе газораспределения и газопотребления газопроводы протяженностью
826 тыс. км снабжают газом 23 548 поднадзорных промышленных предприятий,
490 тепловых электрических станций, 66 718 газовых отопительных и производст-
венных котельных.
В государственном реестре зарегистрировано 71 566 поднадзорных ОПО систем
газораспределения и газопотребления, из них в области использования сжиженных
углеводородных газов (СУГ) 14 283 ОПО.
В 2011 г. на объектах газораспределения и газопотребления произошло 36 аварий
и 11 несчастных случаев со смертельным исходом. Экономический ущерб от аварий,
происшедших в 2011 г., превысил 467,1 млн руб.
По сравнению с 2010 г. количество аварий уменьшилось на 15 (29 %), а количе-
ство несчастных случаев увеличилось на 7 (64 %), из них четыре групповых со смер-
тельным исходом.
Анализ результатов расследования технических и организационных причин ава-
рий, происшедших в 2011 г., показал, что 80 % аварий произошли по причине разгер-
метизации и разрушения технических устройств на ОПО.
Аварии, произошедшие за отчетный период, можно распределить по следующим
группам (см. табл. 69, 70):
механические повреждения газопроводов при производстве земляных работ —
13 (36,1 %);
механические повреждения газопроводов автотранспортом — 4 (11,1 %);
повреждения в результате природных явлений — 3 (8,3 %);
коррозионные повреждения наружных газопроводов — 1 (2,8 %);
разрывы сварных стыков — 1 (2,8 %);
неисправность оборудования котла и взрывы при розжиге газоиспользующих
установок — 4 (11,1 %);
неисправность оборудования СУГ — 7 (19,4 %);
иные — 3 (8,3 %).
Статистика аварий и несчастных случаев за прошедшие годы приведена на
рис. 20, распеределнеи по объектам — табл. 71.
Таблица 69
Общее число аварий и распределение их по группам в 2011 г. и 2010 г.
Виды аварий
Число аварий
2010 г.
2011 г.
+/-
Механические повреждения подземных газопроводов
16
13
-3
Механические повреждения газопроводов автотранспор-
8
4
-4
том
Повреждения в результате природных явлений
8
3
-5
Коррозионные повреждения наружных газопроводов
1
1
-
205
Виды аварий
Число аварий
2010 г.
2011 г.
+/-
Разрывы сварных стыков
1
1
-
Утечка газа в ГРП (ШРП) с последующим возгоранием
3
-3
Взрывы при розжиге газоиспользующих установок и не-
4
4
исправность оборудования котла
Неисправность оборудования СУГ
5
7
+2
Иные
5
3
-2
Всего:
51
36
-15
Таблица 70
Сведения о распределении несчастных случаев со смертельным исходом
Травмирующие факторы
Число несчастных случаев со смертельным
исходом
2011 г.
2010 г.
+/-
%
%
Отравления продуктами неполного сгорания
2
50
-2
газа
Взрыв газовоздушной смеси
2
18
2
50
0
Термическое воздействие
8
73
+8
Прочие
1
9
+1
Всего:
11
100
4
100
+7
Рис. 20. Количество аварий и несчастных случаев со смертельным исходом за период
1997-2011 гг.
206
Таблица 71
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
за 2011 г. по субъектам Российской Федерации
Наименование
Наименование субъекта
Аварийность
Несчастные случаи
управления
Федерации
со смертельным ис-
ходом
2010 г.
2011 г.
+/-
2010 г.
2011 г.
+/-
Межрегиональное
г. Москва
2
2
технологическое
Кабардино-Балкарская
5
1
-4
управление
Республика
Республика Дагестан
1
1
1
1
Ставропольский край
2
1
-1
1
2
1
Республика Ингушетия
1
-1
Чеченская Республика
1
1
Центральное управ-
Калининградская область
1
-1
ление
Московская область
2
2
Верхне-Донское
Липецкая область
1
-1
управление
Воронежская область
2
-2
Белгородская область
4
0
-4
Курская область
2
2
1
-1
Верхне-Волжское
Владимирская область
1
1
управление
Ивановская область
1
1
Ярославская область
1
1
Приокское управ-
Тульская область
1
-1
ление
Рязанская область
1
-1
Северо-Западное
Ленинградская область
3
1
-2
управление
Новгородская область
1
0
-1
Печорское управ-
Коми
3
1
-2
ление
Северное управле-
Вологодская область
1
3
2
ние
Нижне-Волжское
Волгоградская область
1
1
управление
Северо-Кавказское
Краснодарский край
3
4
1
управление
Нижне-Донское
Ростовская область
1
1
2
2
управление
Западно-Уральское
Удмуртская республика
1
-1
управление
Кировская область
4
-4
Пермский край
2
-2
Приуральское
Республика Башкорто-
2
2
управление
стан
Приволжское
Республика Татарстан
1
1
1
-1
управление
Республика Марий Эл
1
-1
Чувашская Республика
1
-1
Средне-Волжское
Пензенская область
1
-1
управление
Саратовская область
1
1
207
Наименование
Наименование субъекта
Аварийность
Несчастные случаи
управления
Федерации
со смертельным ис-
ходом
2010 г.
2011 г.
+/-
2010 г.
2011 г.
+/-
Волжско-Окское
Нижегородская область
3
2
-1
управление
Республика Мордовия
1
2
1
Северо- Уральское
0
1
1
4
4
управление
Ханты-Мансийский ав-
тономный округ — Югра
Уральское управле-
Свердловская область
1
0
-1
0
0
0
ние
Забайкальское
Республика Бурятия
0
1
1
0
1
1
управление
Западно-Сибирское
Омская область
1
1
0
0
0
0
управление
Томская область
1
-1
0
0
0
Новосибирская область
2
1
-1
0
0
0
Прибайкальское
Иркутская область
0
1
1
0
0
0
управление
Итого:
51
36
-15
4
11
+7
В 2011 г. наибольшее количество аварий произошло на поднадзорных объектах
следующих территориальных управлений: Северо-Кавказского — 4, Волжско-Ок-
ского — 4.
Территориально наибольшее количество аварий произошло в Краснодарском
крае (4) и в Вологодской области (3).
Больше всего аварий (13) произошло по причине нарушения строительными ор-
ганизациями требований Правил охраны газораспределительных сетей и нарушения
эксплуатационными организациями требований Правил безопасности для объек-
тов, использующих сжиженные углеводородные газы.
31.10.2011 в ОАО «Газпром газораспределение», филиал в Вологодской области»,
г. Тотьма, при проведении земляных работ по прокладке волоконно-оптического ка-
беля персоналом участка № 1 ООО «Лентелефонстрой-СМУ-5» в районе бывшего
аэропорта г. Тотьма около 1 км от газораспределительной станции (ГРС) произошло
механическое повреждение подземного газопровода высокого давления 2-й катего-
рии Ду 159 мм вследствие удара о тело трубы газопровода ножом кабелеукладчика
Т-180 с последующим прекращением газоснабжения потребителей (ООО «Тотем-
ский маслозавод», МП «Тотемский хлебокомбинат», пос. Текстильщики, д. Матве-
ево и д. Медведево Тотемского района).
Причинами аварии явились:
неудовлетворительная организация производства земляных работ в охранной
зоне действующего газопровода;
производство земляных работ в охранной зоне действующего газопровода по про-
екту, не согласованному с организацией-владельцем газопровода (ОАО «Газпром га-
зораспределение»), без оформления соответствующего разрешения на право стро-
ительства ВОЛС, производства земляных работ в охранной зоне газопровода и без
вызова на место работ представителя эксплуатационной газовой службы;
неудовлетворительная организация работ по содержанию охранной зоны дейст-
вующего газопровода (не расчищена трасса газопровода от поросли кустарников в
целях своевременного обнаружения опознавательных знаков (маркировки) трассы).
208
Аналогичные аварии произошли в организациях: ОАО «Омскоблгаз», ОАО «Газ-
Сервис», ОАО «Череповецгаз», ОАО «Вологдаоблгаз», ОАО «Газпром газораспределе-
ние», ОАО «Курскгаз», ОАО «Леноблгаз», ОАО «Краснодаргоргаз», ОАО «Ярославль-
облгаз», ОАО «Ивановооблгаз», ОАО «Владимироблгаз», ОАО «Нижегородоблгаз»,
ГУП «Мосгаз», поднадзорных Западно-Сибирскому, Приуральскому, Северному,
Верхне-Донскому, Северо-Западному, Северо-Кавказскому, Верхне-Волжскому,
Волжско-Окскому, Межрегиональному технологическому управлениям. Перечи-
сленные аварии произошли по причине нарушения требований Правил охраны га-
зораспределительных сетей утвержденных постановлением Правительства Россий-
ской Федерации от 20.11.00 № 878, а также ослабления контроля со стороны газо-
распределительных организаций за проведением земляных работ в охранных зонах
газопроводов.
Следует отметить увеличение числа аварий на объектах СУГ с тяжелыми послед-
ствиями. Основными причинами, оказывающими негативное влияние на состояние
безопасности поднадзорных объектов СУГ, является нарушение требований произ-
водственных инструкций при организации работ на объектах СУГ, проведение ра-
бот на объектах СУГ персоналом, не аттестованным в области промышленной без-
опасности.
Аварии при неисправности оборудования СУГ произошли в организаци-
ях: ОАО «Бурятгаз», ОАО «СГ-Транс», ООО «Газонаполнительная станция»,
ЗАО «Дагтоппром», ООО фирма «Авто-Эко», ООО «ДонОренГаз», ИП «Гусев В.А.»,
поднадзорных Забайкальскому (1), Прибайкальскому (1), Центральному (1), Ни-
жне-Донскому (1), Нижне-Волжскому (1) управлениям.
Несчастные случаи со смертельным исходом при неисправности оборудования
СУГ произошли в Республике Бурятия в ОАО «Бурятгаз» — один погибший, Став-
ропольский край в ООО фирма «Авто-Эко» — два погибших, Ростовская область в
ООО «ДонОренГаз» — два погибших, Республика Дагестан ЗАО «Дагтоппром» —
один погибший.
24.01.2011 в ОАО «Бурятгаз» на ОПО «Станция газонаполнительная (п. Онохой)»
при выполнении работ по наполнению баллонов в наполнительном отделении га-
зонаполнительной станции, производимой в составе двух операторов по наполне-
нию баллонов, произошел групповой несчастный случай с тяжелым и смертельным
исходом в результате взрыва газовоздушной смеси в помещении насосно-компрес-
сорного отделения газонаполнительной станции с последующим разрушением ча-
сти производственного здания газонаполнительной станции и воспламенением СУГ
вследствие выхода паровой и жидкой фазы в помещение насосно-компрессорного
отделения газонаполнительной станции (ГНС). В результате взрыва на газонапол-
нительной станции погиб один человек, получили травму различной степени тяже-
сти два человека.
Причинами аварии, вызвавшими групповой несчастный случай, явились:
неудовлетворительная организация производства работ при эксплуатации ОПО;
нарушение технологического процесса вследствие ошибочных действий масте-
ра ГНС (машиниста насосно-компрессорного отделения ГНС), оставившего неза-
крытыми до конца на длительное время запорную арматуру, предназначенную для
контроля проверки жидкой и паровой фазы в насосе FAS AP-36/8;
нарушение работником производственной дисциплины в части нахождения на
рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..