ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год) - часть 20

 

 

305
2014 г. на территории Российской Федерации и с 23 по 27 июня 2014 г. на террито-
рии Республики Беларусь.
Разработан Административный регламент по исполнению Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функ-
ции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требо-
ваний технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (приказ
Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631, зарегистрированный в Минюсте России
8 апреля 2014 г., рег. № 31843). Документ вступил в действие 27 июня 2014 г.
В целях выработки единого подхода к осуществлению государственного контроля
(надзора) за соблюдением требований ТР ТС в территориальные органы Ростехнад-
зора направлены разъяснительные письма по вопросам осуществления государст-
венного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС.
В целях приведения нормативной базы в соответствие с законодательством Рос-
сийской Федерации разработаны федеральные нормы и правила в области промыш-
ленной безопасности (ФНП), устанавливающие обязательные требования к монта-
жу, эксплуатации, ремонту, модернизации, реконструкции и утилизации подъем-
ных сооружений:
Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог, утвержденные при-
казом Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 563, зарегистрированным в Минюсте
России 17 января 2014 г., рег. № 31036 (вступили в действие с 4 сентября 2014 г.);
Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых исполь-
зуются подъемные сооружения, утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 но-
ября 2013 г. № 533, зарегистрированным в Минюсте России 31 декабря 2013 г.,
рег. № 30992 (вступили в действие с 7 марта 2014 г.);
Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров, утвержден-
ные приказом Ростехнадзора от 6 февраля 2014 г. № 42, зарегистрированным в Ми-
нюсте России 13 мая 2014 г., рег. № 32252 (вступили в действие с 22 октября 2014 г.);
Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах, утвержденные приказом
Ростехнадзора от 13 января 2014 г. № 9, зарегистрированным в Минюсте России
26 марта 2014 г., рег. № 31737 (вступили в действие с 13 июня 2014 г.).
Разработано и 4 сентября 2014 г. вступило в действие постановление Правитель-
ства Российской федерации «Об утверждении Порядка проведения расследования
причин и обстоятельств аварий на опасных объектах — лифтах, подъемных платфор-
мах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах)».
В развитие данного постановления издан приказ Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г.
№ 519 «Об утверждении формы извещения об аварии на опасном объекте и формы
акта технического расследования причин аварий на опасных объектах» (направлен
на государственную регистрацию в Минюст России).
Разработаны Положение о порядке ввода в эксплуатацию и учета лифтов и про-
ект Руководства по безопасности «Машины грузоподъемные. Выбор материалов для
ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций».
Подготовлены предложения и замечания по результатам рассмотрения:
проекта федерального закона «О метрополитенах и других видах внеулично-
го транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации», проекта федерального закона «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях совершенст-
вования законодательной базы саморегулирования и усиления ответственности
306
саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектур-
но-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитально-
го ремонта объектов капитального строительства за выполнение задач, возло-
женных на них);
представленных Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 «Краны гру-
зоподъемные»:
а) вторых редакций проектов межгосударственных стандартов «Краны грузоподъ-
емные. Кабины. Часть 1. Общие требования», «Краны грузоподъемные. Кабины.
Часть 2. Краны стреловые самоходные», «Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 3.
Краны башенные», «Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 4. Краны стреловые»,
«Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 5. Краны мостовые и козловые», «Краны
грузоподъемные. Оборудование для подъема людей. Требования безопасности» и
«Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 4. Краны
стреловые». По результатам рассмотрения направлены необходимые замечания для
корректировки указанных проектов межгосударственных стандартов;
б) проекта Программы разработки национальных стандартов на 2015 г., даны
предложения по корректировке указанной программы;
проекта Правил по охране труда в строительстве в части вопросов по эксплуата-
ции подъемных сооружений, подготовленного Министерством труда и социальной
защиты Российской Федерации;
представленных Национальным Лифтовым Союзом проектов профессио-
нальных стандартов: «Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов,
поэтажных эскалаторов», «Электромеханик по эксплуатации, техническому об-
служиванию и ремонту эскалаторов и пассажирских конвейеров», «Электроме-
ханик по лифтам», «Диспетчер аварийно-диспетчерской службы», «Специалист
по оборудованию диспетчерского контроля», «Лифтер — оператор по обслужи-
ванию лифтов и платформ подъемных», «Специалист по эксплуатации лифтово-
го оборудования».
С целью обеспечения выполнения требований разработанных ФНП в соответ-
ствии с полномочиями, предоставленными Ростехнадзору постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407, в 2015 г. продолжится раз-
работка руководств по безопасности, содержащих рекомендации по осуществлению
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований нормативных
правовых актов и нормативных документов в области промышленной безопасно-
сти подъемных сооружений.
Сотрудники центрального аппарата Ростехнадзора в 2014 г. приняли участие:
в работе Совета Национального Лифтового Союза в качестве независимого члена;
в рабочей встрече с представителями Управления по техническому надзору (UDT)
и Транспортного надзора (TDT) Республики Польша (г. Гданьск, июнь);
в рабочей встрече с делегацией технической службы по надзору за подъемными
сооружениями и управляемому транспорту Франции (STRMTG) по вопросам экс-
плуатации канатных дорог, проводимой 7 апреля 2014 г. в г. Сочи, п.г.т. Красная По-
ляна, ГТЦ «Роза Хутор»;
во Всероссийской научно-практической конференции «Промышленная безопас-
ность-2014. Особенности законодательного регулирования и правоприменения»,
проходившей в г. Москва 21 мая 2014 г.;
307
в 69-м Международном совещании органов технического регулирования безопас-
ности канатного транспорта ITTAB 2014, проведенном в г. Осло (Норвегия) 21-26
сентября 2014 г.;
в семинаре «Безопасность канатных дорог» в рамках площадки «Ski Build Expo»
XXI Московского международного Лыжного салона, представляющая отечествен-
ных и зарубежных производителей канатных дорог и эксплуатирующих организа-
ции, проходившего 24 октября 2014 г.;
в семинаре «Проблемы создания, производства и эксплуатации, эскалаторов ме-
трополитенов, зданий и сооружений», проведенном в г. Санкт-Петербург 11 ноября
2014 г.;
в заседании Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного сове-
та при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Россий-
ской Федерации;
во Всероссийской Конференции лифтовиков;
в работе комиссии Ростехнадзора по проверке объектов в г. Сочи в части соблю-
дения требований ТР ТС, а также готовности к эксплуатации канатных дорог, эска-
латоров, платформ подъемных для инвалидов в рамках подготовки к проведению
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в горо-
де Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта;
в работе технических комитетов по стандартизации: ТК 209 «Лифты, эскалаторы,
пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»; ТК 289 «Краны
грузоподъемные»; ТК 438 «Подъемники с рабочими платформами»; ТК 253 «Склад-
ское оборудование».
2.2.20. Электрические станции, котельные, электрические
и тепловые установки и сети
Анализ основных показателей надзорной деятельности
Количество объектов энергетики, поднадзорных Ростехнадзору в целом по Рос-
сии, составляет:
533 тепловых электростанций;
195 газотурбинных электростанций;
более 111 тыс. котельных;
более 182 тыс. км тепловых сетей;
предприятия электрических сетей 1169 шт.;
линий электропередачи более 5 млн км
трансформаторных подстанций более 900 тыс. шт.;
около 2 млн потребителей электрической энергии;
около 500 тыс. потребителей тепловой энергии.
За 2014 г. под руководством и непосредственным участием Управления государ-
ственного энергетического надзора центрального аппарата совместно с территори-
альными органами проведены 27 плановых и одна внеплановая проверка поднад-
зорных организаций, среди них: ОАО «Россети»; ОАО «РЖД»; ООО «Лукойл-Росто-
вэнерго»; ООО «БГК»; ОАО «Мобильные ГТЭС»; ОАО «ТГК-11»; ОАО «ТГК-13».
В ходе проверок 18 крупных сетевых организаций, в том числе: ОАО «Том-
ская распределительная компания», ОАО «Дагэнергосеть», ОАО ЭЭ «Ленэнерго»,
ОАО ЭЭ «Янтарьэнерго», ОАО ЭЭ «Кубаньэнерго», ОАО «МОЭСК», ОАО «МРСК
308
Волги», ОАО «МРСК Юга», ОАО «МРСК Северного Кавказа», ОАО «МРСК Сиби-
ри», ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО ЭЭ «Курганэнерго», ОАО ЭЭ «Тю-
меньэнерго», ОАО «Тываэнерго», ОАО «МРСК Урала», ОАО «МРСК Северо-Запа-
да», ОАО «МРСК Центра», ОАО «Оборонэнерго», было выявлено 117 460 нарушений
обязательных требований нормативных правовых актов, составлено 3572 протокола
об административных нарушениях на должностных и юридических лиц.
В ходе плановой выездной проверки структурных подразделений ОАО «РЖД»:
«Трансэнерго» — филиала ОАО «РЖД», Центральной дирекции по тепловодоснаб-
жению — филиала ОАО «РЖД», Дирекции железнодорожных вокзалов — филиа-
ла ОАО «РЖД», Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД», а
также Калинградской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» выявлено 59 394 на-
рушения обязательных требований нормативных правовых актов.
По итогам указанной проверки составлено 2422 протокола в отношении долж-
ностных лиц и 95 протоколов о привлечении к административной ответственности
юридического лица. Составлено 18 протоколов о приостановке эксплуатации энер-
гоустановок ОАО «РЖД».
По результатам проверки ООО «Лукойл-Ростовэнерго», ООО «БГК», ОАО «Мо-
бильные ГТЭС», ОАО «ТГК-11», ОАО «ТГК-13» выявлено 5522 нарушения обя-
зательных требований законодательства и нормативных технических документов
в области электроэнергетики, привлечено к административной ответственности
8 юридических лиц и 177 должностных лиц, наложено штрафов на общую сумму
523,5 тыс. руб.
В целом по итогам проведенных проверок было выявлено 181 522 нарушения обя-
зательных требований законодательства и нормативных технических документов в
области электроэнергетики, оформлено более 6 тыс. протоколов о привлечении к
административной ответственности юридических и должностных лиц.
За отчетный период инспекторским составом территориальных органов Ростех-
надзора проведено более 111 тыс. обследований по контролю организации безопас-
ной эксплуатации и технического состояния оборудования и основных сооружений
электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций,
электрических и тепловых установок потребителей. По результатам проверок выяв-
лено более 570 тыс. нарушений
В ходе проверок отмечен низкий уровень организации и неудовлетворительное
состояние дел по следующим направлениям:
подготовка и повышение квалификации персонала;
техническое перевооружение и реконструкция электростанций и сетей;
обновление основных производственных фондов.
Инспекторским персоналом Ростехнадзора в ходе проведения проверок приме-
нены меры административного взыскания в отношении более 26 тыс. юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей. Сумма взысканных штрафов составила
более 140 млн руб.
За 2014 г. инспекторским персоналом допущено в эксплуатацию более 57 тыс.но-
вых и реконструированных энергоустановок.
Большой объем работ выполнен по контролю за прохождением электро- и тепло-
снабжающими организациями осенне-зимнего периода 2013-2014 гг.
За отчетный период в ходе проведенных территориальными органами Ростехнад-
зора проверок по контролю за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжа-
309
ющих организациях при прохождении осенне-зимнего периода 2013-2014 гг. было
обследовано 52 электростанции, 1219 отопительных и 96 отопительно-производст-
венные котельных, 271 теплосетевых и 187 электросетевых организаций.
В ходе проверок было выявлено более 9 тыс. нарушений норм и правил безопас-
ности при эксплуатации теплоэнергетического оборудования, были привлечены к
ответственности 288 юридических и 810 физических лиц.
Направлены письма о неудовлетворительном состоянии безопасности энергоуста-
новок в электро- и теплоснабжающих организациях: в адрес полномочных предста-
вителей Президента Российской Федерации — 4, органов прокуратуры — 31, губер-
наторов субъектов Российской Федерации — 4, органов исполнительной власти субъ-
ектов Российской Федерации — 4, а также органов местного самоуправления — 6.
Информация о проделанной территориальными органами Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору работе и сведения об
электро- и теплоснабжающих организациях, в которых сложилось наиболее небла-
гоприятное положение дел, с состоянием безопасности при прохождении отопи-
тельного периода 2013-2014 гг. направлялись в Минэнерго России.
Во исполнение протокольного решения заседания Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2014 г. № 20 и поручения заместителя председателя Прави-
тельства Российской Федерации Д.Н. Козака от 8 октября 2014 г. № ДК-П9-6751
Ростехнадзором издан приказ от 12 сентября 2014 г. № 413 «О контроле хода подго-
товки предприятий электроэнергетики и объектов теплоснабжения к работе в осен-
не-зимний период 2014-2015 годов».
С 12 сентября 2014 г. территориальные органы Ростехнадзора издали распоряже-
ния и организовали внеплановые проверки контроля хода подготовки предприятий
жилищно-коммунального хозяйства и субъектов электро- и теплоэнергетики к ра-
боте в осенне-зимний период 2014-2015 гг.
Осуществляя контроль за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжаю-
щих организациях при подготовке к работе в осенне-зимний период 2014-2015 гг.,
территориальные органы Ростехнадзора провели обследования:
более 1 тыс объектов электроэнергетики;
24 тыс. отопительных и отопительно-производственных котельных;
400 теплосетевых организаций.
Выявлено более 65 тыс. нарушений норм и правил.
Привлечено к административной ответственности 3181 физическое лицо и
642 юридических лица.
Направлены письма о неудовлетворительном состоянии безопасности энерго-
установок в электро- и теплоснабжающих организациях в адрес полномочных пред-
ставителей Президента Российской Федерации — 44, органов прокуратуры — 133,
губернаторов субъектов Российской Федерации — 32, органов исполнительной влас-
ти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления — 242.
Проведенные за этот период проверки показали, что в большинстве регионов
Российской Федерации подготовка к отопительному сезону проведена в соответст-
вии с намеченными планами.
За отчетный период по итогам проверки готовности субъектов электроэнергети-
ки генерирующих и сетевых компаний к отопительному периоду 2014-2015 гг. полу-
чили паспорта готовности 78, не получили паспорта готовности 5 организаций, в том
числе: ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» (Западно-Сибирская ТЭЦ), ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3»
310
(ООО «Сибирская генерирующая компания») — в связи с невыполнением основных
условий готовности, а также ПАО «ЭК Севастопольэнерго», ГУП РК «Крымэнер-
го», ПАО «ДТЭК Крымэнерго» — в соответствии с решениями Федерального шта-
ба проверка завершена с составлением акта без выдачи паспорта.
За отчетный период 2014 г. произошло 67 несчастных случаев со смертельным исхо-
дом, в то время как в 2013 г. за 12 месяцев произошел 101 несчастный случай (рис. 66).
Статистические данные показывают, что за последние 9 лет количество несчаст-
ных случаев на энергоустановках существенно не снижается. В 2014 г. наметилась
тенденция к снижению их числа. Это подтверждает эффективность проведенных
мероприятий контрольно-профилактической работы по предупреждению травма-
тизма в поднадзорных организациях (табл. 107).
Рис. 66. Динамика травматизма со смертельным исходом в период 2001-2014 гг.
Таблица 107
Обобщенные данные о несчастных случаях со смертельным исходом, произошедших
при эксплуатации электростанций, электроустановок потребителей, электрических
сетей, тепловых установок и сетей, за 12 месяцев 2014 г.
(по субъектам Российской Федерации)
Федеральные округа Россий-
Всего по видам
Электростан-
Тепловые установ-
ской Федерации / Субъекты
надзора
ции, электроуста-
ки и сети
Российской Федерации
новки потребите-
лей, электрические
сети
2013 г.
2014 г.
+/-
2013 г.
2014 г.
+/-
2013 г.
2014 г.
+/-
Центральный федеральный
19
18
-1
18
17
-1
1
1
0
округ (г. Москва)
Брянская область
1
-1
1
-1
Воронежская область
2
-2
2
-2
Ивановская область
2
-2
2
-2
Калужская область
1
1
0
1
1
0
Костромская область
1
1
0
1
1
0
311
Федеральные округа Россий-
Всего по видам
Электростан-
Тепловые установ-
ской Федерации / Субъекты
надзора
ции, электроуста-
ки и сети
Российской Федерации
новки потребите-
лей, электрические
сети
2013 г.
2014 г.
+/-
2013 г.
2014 г.
+/-
2013 г.
2014 г.
+/-
Липецкая область
3
3
0
3
3
0
Москва город
3
1
-2
2
-2
1
1
1
Московская область
3
10
7
3
10
7
Орловская область
0
0
Рязанская область
1
-1
1
-1
Смоленская область
1
1
0
1
1
0
Тверская область
1
-1
1
-1
Ярославская область
1
1
1
1
Северо-Западный
13
7
-6
13
7
-6
0
0
0
федеральный округ
(г. Санкт-Петербург)
Архангельская область
1
-1
1
-1
Вологодская область
2
1
-1
2
1
-1
Калининградская область
0
0
0
0
Ленинградская область
2
2
0
2
2
0
Мурманская область
1
-1
1
-1
Ненецкий АО
0
0
0
0
Новгородская область
4
-4
4
-4
Псковская область
0
2
2
0
2
2
Республика Карелия
1
1
0
1
1
0
Республика Коми
0
1
1
0
1
1
Санкт-Петербург город
2
-2
2
-2
Южный федеральный округ
6
5
-1
6
4
-2
0
1
1
(г. Ростов-на-Дону)
Астраханская область
0
0
0
0
Волгоградская область
2
2
0
2
1
-1
1
Краснодарский край
1
1
0
1
1
0
Республика Адыгея
0
0
Республика Калмыкия
1
-1
1
-1
Ростовская область
2
2
0
2
2
0
Северо-Кавказский
5
4
-1
5
4
-1
0
0
0
федеральный округ
(г. Пятигорск)
Ставропольский край
2
2
0
2
2
0
Чеченская Республика
0
0
Республика Северная Осе-
0
1
1
0
1
1
тия — Алания
Карачаево-Черкесская Рес-
2
1
-1
2
1
-1
публика
Кабардино-Балкарская Рес-
0
0
публика
Республика Ингушетия
0
0
312
Федеральные округа Россий-
Всего по видам
Электростан-
Тепловые установ-
ской Федерации / Субъекты
надзора
ции, электроуста-
ки и сети
Российской Федерации
новки потребите-
лей, электрические
сети
2013 г.
2014 г.
+/-
2013 г.
2014 г.
+/-
2013 г.
2014 г.
+/-
Республика Дагестан
1
-1
1
-1
Приволжский федеральный
19
11
-8
17
9
-8
2
2
0
округ
(г. Нижний Новгород)
Кировская область
1
1
0
0
1
1
1
1
Нижегородская область
1
-1
1
-1
Оренбургская область
0
2
2
0
2
2
Пермский край
2
1
-1
2
1
-1
Республика Башкортостан
4
2
-2
4
2
-2
Республика Мордовия
0
0
Республика Татарстан
2
1
-1
2
1
-1
Самарская область
4
1
-3
3
-3
1
1
0
Саратовская область
1
-1
1
-1
Удмуртская Республика
1
2
1
1
2
1
Ульяновская область
3
1
-2
3
-3
1
Уральский федеральный округ
16
6
-10
15
6
-9
1
0
-1
(г. Екатеринбург)
Курганская область
5
-5
5
-5
Свердловская область
6
2
-4
5
2
-3
1
1
Тюменская область
5
2
-3
5
2
-3
Ханты-Мансийский АО
0
1
1
0
1
1
Челябинская область
1
1
1
1
Сибирский федеральный округ
15
10
-5
13
10
-3
2
0
-2
(г. Новосибирск)
Иркутская область
2
1
-1
2
1
-1
Кемеровская область
3
2
-1
3
2
-1
Красноярский край
7
1
-6
5
1
-4
2
2
Новосибирская область
1
3
2
1
3
2
Омская область
2
-2
2
-2
Республика Бурятия
0
0
0
0
0
-1
Республика Тыва
0
0
Республика Хакасия
0
1
1
1
1
0
-1
Томская область
0
1
1
0
1
1
Забайкальский край
0
1
1
1
1
0
-1
Дальневосточный
8
6
-2
8
6
-2
0
0
0
федеральный округ
(г. Хабаровск)
Амурская область
2
2
0
2
2
0
Приморский край
5
4
-1
5
4
-1
Хабаровский край
1
-1
1
-1
Всего:
101
67
-34
95
63
-32
6
4
-2
313
Наибольшее количество несчаст-
ных случаев со смертельным исходом за
2014 г. произошло на электроустанов-
ках потребителей — 67 % и в электриче-
ских сетях — 27 %, в тепловых установ-
ках энергоснабжающих организаций —
6 %.
Основными техническими причина-
ми несчастных случаев являются:
ошибочные действия пострадавшего;
Рис. 67. Распределение несчастных случаев
нарушение технологии выполнения
по видам объектов энергетики
работ;
невыполнение мероприятий по пре-
дупреждению несанкционированного появления опасного фактора в рабочей (опас-
ной) зоне;
открытие дверей, люков, снятие ограждений с целью проникновения в опасную
зону;
неработоспособность, отсутствие или неиспользование индивидуальных средств
защиты.
Основные организационные причины несчастных случаев:
слабый контроль за проведением работ со стороны лиц, ответственных за без-
опасность работ;
низкая производственная дисциплина персонала;
неудовлетворительная организация работ административно-техническим пер-
соналом;
неоформление работы нарядом-допуском или распоряжением;
неудовлетворительная организация допуска к работам.
Исходя из анализа обстоятельств и причин несчастных случаев руководителям
предприятий, организаций, учреждений было предписано:
проведение внепланового инструктажа по охране труда и проверок знаний пра-
вил эксплуатации и межотраслевых правил по охране труда;
изучение обстоятельств и причин несчастного случая;
проведение внеочередной проверки знаний руководителей и специалистов по
охране труда;
усиление надзора и контроля со стороны администрации;
проведение обучения персонала безопасным приемам работы.
Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом произош-
ло в ходе выполнения работ на воздушных линиях электропередачи, а также при вы-
полнении работ в электроустановках, при ошибочном (случайном) прикосновении
к проводящим частям, находящимся под напряжением.
Так, например, несчастный случай при выполнении осмотра предполагаемого
места повреждения СИП ВЛ-10 кВ произошел 16 января 2014 г. с работником фи-
лиала ОАО «РЖД» Буйской дистанции электроснабжения, в Костромской области,
СИП ВЛ-10 кВ на остановочной платформе 721 км 2-го пути перегона Буй—Рать-
ково—Рожново.
314
Обстоятельства несчастного случая: электромонтер контактной сети во время
осмотра места повреждения СИП ВЛ-10 кВ перелез через ограждение платформы,
держась одной рукой за металлическое ограждение платформы, поднял ногой про-
вод СИП ВЛ-10 кВ, находившийся на снегу под напряжением, в результате чего был
поражен электрическим током.
Типичным примером несчастного случая при выполнении работ по замене изо-
ляторов является несчастный случай со смертельным исходом, произошедший
12 мая 2014 г. с работником филиала ОАО «Тюменьэнерго» «Тюменские распреде-
лительные сети» (Тюменская область, Тюменский район, с. Червишево, ПС «Чер-
вишево»).
Обстоятельства несчастного случая: во время работ по замене изоляторов в
КРУН-10 кВ ПС 110 кВ «Червишево» мастер группы взял лестницу, установил ее в
районе ячейки № 7 «Сибирь ТП-2», со смещением в сторону ячейки № 5 «Червише-
во-1», находящейся под рабочим напряжением, поднялся на нее для проверки соот-
ветствия имеющихся проходных изоляторов установленным, приблизился на недо-
пустимое расстояние до проходного изолятора 10 кВ ф. «С» на крыше КРУН-10 кВ
ячейки № 5 «Червишево-1 и был поражен электрическим током.
За 12 месяцев 2014 г. произошло 87 аварий, в 2013 г. — 108 (рис. 68).
Рис. 68. Количество аварий за 2010-2014 гг.
Наибольшее число аварий — 28 (32 %) произошло из-за отключения генерирую-
щего оборудования на теплоэлектростанциях, гидроэлектростанциях (генераторов,
турбогенераторов и тп.) и объектов электросетевого хозяйства, вследствие чего про-
изошло снижение надежности энергосистемы, включая разделение энергосистемы
на части, а также выделение отдельных энергорайонов Российской Федерации на
изолированную от Единой энергетической системы России работу (рис. 69).
315
Рис. 69. Количество аварий за 2010-2013 гг.
Например, 4 ноября 2014 г. в филиале ОАО «Концерн Росэнергоатом» Ростов-
ская атомная электростанция № 7-1 произошла авария.
Ошибочные действия оперативного и диспетчерского персонала приве-
ли к включению выключателя В-50 на ОРУ 500 кВ Ростовской АЭС на зазем-
ленный участок ошиновки 500 кВ между выключателями В-50 и В-51 (были
включены заземляющие ножи ЗРС разъединителя РЛ), вследствие приме-
нения бланка переключений № 50-2 на ввод в работу выключателя 500 кВ
В-50, не соответствующего оперативной схеме электрических соединений,
а также деблокирования электромагнитной блокировки без определения при-
чин запрета операций. В результате произошло 3-фазное короткое замыкание,
на ОРУ-500 кВ Ростовской АЭС был сформирован сигнал об исчезновении на-
пряжения синхронизации в системе возбуждения. Отработала релейная защи-
та и автоматика и отключились ВЛ 500 кВ «Ростовская АЭС — Тихорецк» на Ро-
стовской АЭС, ВЛ 500 кВ «Ростовская АЭС — Шахты», ВЛ 500 кВ «Ростовская
АЭС — Южная», ВЛ 500 кВ «Ростовская АЭС — Буденновск» на Ростовской АЭС.
Впоследствии все отключения привели к выделению части ОЭС Юга от ЕЭС
России по сечению «Волгоград — Ростов» с работой устройств автоматики ча-
стичной разгрузки (АЧР) по ОЗ ОЭС Юга, в Азерэнержи, в ГГЭс, в части Дон-
басской энергосистемы со снижением частоты до 48,14 Гц, а также действием
системной автоматики отключения нагрузки (САОН) отключились потребите-
ли суммарной мощностью 394 МВт (из них в Кубанской энергосистеме 86 МВт,
в Ставропольской энергосистеме 84 МВт, в Кабардино-Балкарской энергосисте-
ме 23 МВт, в Северо-Осетинской энергосистеме 34 МВт, в Карачаево-Черкесской
энергосистеме 18 МВт, в Чеченской энергосистеме 56 МВт, в Дагестанской энерго-
системе 93 МВт).
1 августа 2014 г. в филиале ОАО «Интер РАО — Электрогенерация» «Сочинская
ТЭС» произошла авария по причине аварийной остановки ГТУ-1 и разрушения про-
точной части турбины компрессора и силовой турбины, деформации лопаточного
аппарата компрессора, разрушения подшипников и повреждения вала, остановка
энергоблока мощностью 39 МВт в ремонт на срок более 25 суток.
Анализ случаев прекращений энергоснабжения потребителей показывает, что
их основными причинами продолжают оставаться ветхое состояние оборудования
и сетей, прекращение подачи электроэнергии, неквалифицированные действия об-
служивающего персонала.
316
По итогам 2014 г. можно выделить следующие основные причины аварий на элек-
тросетевом оборудовании:
нарушения работы средств диспетчерского и технологического управления на-
иболее часто происходят из-за отсутствия или неподдержания в работоспособном
состоянии резервных каналов связи, а также неправильных действий персонала при
переключении каналов, переходе на резервные источники питания;
износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
грозовые отключения с последующим развитием аварии из-за высокого сопро-
тивления заземляющих устройств опор воздушных линий и сбоев в работе средств
автоматики;
зарастание просек с последующим касанием деревьями проводов, падение де-
ревьев на провода воздушных линий из-за несвоевременной расчистки трасс воз-
душных линий;
неправильная работа средств режимной и аварийной автоматики из-за проект-
ных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудо-
вания, ошибочных действий оперативного и диспетчерского персонала;
низкое качество проведения технического обслуживания, с последующими от-
казами оборудования из-за сбоев в работе релейной защиты и автоматики, корот-
ких замыканий, перекрытия фарфоровых изоляторов;
провоз негабаритных грузов, работа автокрана вблизи воздушной линии, несанк-
ционированная рубка и транспортирование леса с касанием проводов, замыканием
на землю и последующим развитием аварии;
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повре-
ждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию;
наброс проводящих предметов (проводящая пленка, проволока) на провода воз-
душных линий, приводящий к коротким замыканиям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правитель-
ства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федераль-
ных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности» Ростехнадзором осуществляются полномочия
по контролю и надзору в сфере энергосбережения и повышения энергетической
эффективности.
Количество поднадзорных объектов составляет:
более 150 тыс. организаций с государственным участием, обязанных принимать
программы энергосбережения;
более 173 тыс. организаций, обязанных проводить энергетическое обследование
в установленный срок.
При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением за-
конодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективно-
сти территориальными органами Ростехнадзора в 2014 г. проверено около 17,5 тыс.
организаций, обязанных принять программы энергосбережения.
В ходе проверок выявлено 463 организации, нарушившие требования по энерго-
сбережению и энергоэффективности. Штрафным санкциям подверглось 49 юриди-
ческих и 30 должностных лиц на общую сумму более 3 млн руб.
Проверено более 22 тыс. организаций, которые в соответствии с действующим
законодательством обязаны были провести первое обязательное энергетическое об-
317
следование не позднее 31 декабря 2012 г., при этом выявлено 2,2 тыс. организаций,
нарушивших данное требование. За допущенные нарушения наложены штрафы на
245 юридических лиц и 396 должностных лиц на общую сумму 15,5 млн руб.
В ходе проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осу-
ществлялся контроль за оснащением зданий, строений и сооружений приборами
учета. Выявлено 1405 зданий, не оснащенных приборами учета энергетических ре-
сурсов. Административное наказание в виде штрафа наложено на 49 юридических
лиц и 158 должностных лиц на общую сумму 4,3 млн руб.
Основные ключевые задачи государственного энергетического надзора на 2015 г.
Дистанционный контроль на крупных объектах электроэнергетики вертикально
интегрированных компаний.
Законодательное урегулирование следующих вопросов:
по разработке федеральных норм и правил в сфере энергетики;
по осуществлению мероприятий контрольно-надзорной деятельности в отноше-
нии потребителей электрической энергии, а также в сфере теплоснабжения и энер-
госбережения.
Своевременное исполнение плана нормотворческой деятельности Ростехнадзо-
ра на 2015 г.
Обеспечение высокого качества и эффективности проведения комплексных про-
верок в соответствии с планом проверок на 2015 г.
Обеспечение действенного контроля за выполнением предписаний, выданных
Ростехнадзором по результатам проверок предприятий, входящих в состав крупных
холдингов.
Повышение эффективности контроля за безаварийным прохождением осенне-
зимнего периода 2014-2015 гг. и ходом подготовки к предстоящему отопительно-
му периоду.
Мониторинг развития паводковой ситуации в субъектах Российской Федерации,
а также выполнение мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод.
Повышение уровня подготовки инспекторского состава, интенсивности его ра-
боты при проведении проверок.
Реализация в полной мере полномочий, предусмотренных КоАП РФ, по адми-
нистративному приостановлению деятельности, дисквалификации руководителей
за невыполнение законных предписаний в установленные сроки.
Улучшение информационной работы, доведение до поднадзорных организаций
результатов проверок, обстоятельств и причин аварий и несчастных случаев.
Сосредоточение основных усилий на проверках вертикально интегрированных
организаций.
2.2.21. Гидротехнические сооружения
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору комплексов гидротехнических
сооружений (ГТС) промышленности, энергетики и водохозяйственного комплек-
са составляет 29 964, из них:
844 комплекса ГТС жидких промышленных отходов, в том числе:
365 комплексов ГТС хвостохранилищ и шламохранилищ в горнодобывающей
промышленности;
377 комплексов ГТС хранилищ отходов предприятий химической, нефтехими-
ческой и нефтеперерабатывающей промышленностях;
318
102 комплекса ГТС накопителей отходов металлургической промышленности;
568 комплексов топливно-энергетического комплекса (ГЭС — 218, ГРЭС — 80,
ТЭЦ — 256, ГАЭС — 3, АЭС — 11);
28 552 ГТС водохозяйственного комплекса (в ведении Минсельхоза России —
1481, в ведении Росводресурсов — 884, бесхозяйные — 4477, прочие — 21 710).
ГТС в соответствии со СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Ос-
новные положения» классифицируются в зависимости от их высоты и типа грунтов
основания по классам и распределены следующим образом:
I класса — 116 комплексов;
II класса — 332 комплекса;
III класс — 669 комплексов;
IV класса — 28 847 комплексов.
По данным Российского регистра ГТС, уровень безопасности поднадзорных ГТС
оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности, при котором ГТС не имеют дефектов и по-
вреждений, дальнейшее развитие которых может привести к аварии, а эксплуата-
ция ГТС осуществляется с выполнением норм и правил безопасности, имеют 39,4 %
комплексов ГТС от общего количества;
пониженный уровень безопасности, при котором сооружения находятся в нор-
мальном техническом состоянии, но имеются нарушения правил эксплуатации,
имеют 43,4 % комплексов ГТС;
неудовлетворительный уровень безопасности, характеризуемый превышением
первого (предупреждающего) уровня значений критериев безопасности и ограни-
ченной работоспособностью сооружений, имеют 12,5 % комплексов ГТС;
опасный уровень безопасности, характеризуемый превышением предельно до-
пустимых значений критериев безопасности, потерей работоспособности и не под-
лежащих эксплуатации, имеют 4,7 % комплексов ГТС.
Режим постоянного государственного надзора установлен на 114 комплексах
ГТС , из них:
65 комплексов ГТС объектов энергетики;
34 комплекса ГТС объектов промышленности;
15 комплексов ГТС водохозяйственного комплекса.
В результате выполненной в 2014 г. работы по выявлению и сокращению бес-
хозяйных ГТС количество бесхозяйных ГТС уменьшилось на 1295 сооружений
(22,4 %), с 5772 (на 1 января 2014 г.) до 4477 (на 31 декабря 2014 г.) сооружений, из
них:
515 — с нормальным уровнем безопасности (было 994);
3177 — с пониженным уровнем безопасности (было 3725);
588 — с неудовлетворительным уровнем безопасности (было 849);
197 — с опасным уровнем безопасности (было 204).
За отчетный период дополнительно выявлено 541 бесхозяйное ГТС, из них:
16 — с нормальным уровнем безопасности;
365 — с пониженным уровнем безопасности;
115 — с неудовлетворительным уровнем безопасности;
45 — с опасным уровнем безопасности.
Территориальными органами Ростехнадзора направлено 270 уведомлений в му-
ниципальные образования для принятия мер по учету бесхозяйных ГТС и 131 уве-
319
домление в органы государственной власти субъектов Российской Федерации для
принятия мер по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС.
Органами местного самоуправления и органами государственной власти субъек-
тов Российской Федерации:
поставлено на учет в органах государственной регистрации 678 бесхозяйных ГТС;
оформлено право собственности на 1393 бесхозяйных ГТС, из них:
431 — с нормальным уровнем безопасности;
638 — с пониженным уровнем безопасности;
294 — с неудовлетворительным уровнем безопасности;
30 — с опасным уровнем безопасности.
По состоянию на 1 января 2015 г. выполняются мероприятия по ликвидации
23 бесхозяйных ГТС, из них:
1 — с пониженным уровнем безопасности;
22 — с неудовлетворительным уровнем безопасности.
В 2014 г. ликвидированы 443 бесхозяйные ГТС, из них:
64 — с нормальным уровнем безопасности;
275 — с пониженным уровнем безопасности;
82 — с неудовлетворительным уровнем безопасности;
22 — с опасным уровнем безопасности.
За отчетный период центральным аппаратом Ростехнадзора совместно с терри-
ториальными органами были проведены проверки в отношении 3 компаний: ОАО
«Иркутскэнерго», ОАО «Стойленский ГОК» и ОАО ГМК «Норильский никель».
Всего в ходе проведенных проверок выявлено более 700 нарушений и составле-
но 19 протоколов об административных нарушениях.
При осуществлении федерального государственного надзора в области безопас-
ности гидротехнических сооружений территориальными органами Ростехнадзора
проведено 3325 мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью собственни-
ков гидротехнических сооружений и эксплуатирующих их организаций. Выявлены
и предписаны к устранению 11 560 нарушений требований безопасности при экс-
плуатации гидротехнических сооружений.
В 2014 г. Ростехнадзором рассмотрено и утверждено 414 деклараций безопасности
гидротехнических сооружений (комплексов гидротехнических сооружений) и экс-
пертных заключений на декларации безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии с Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехниче-
ских сооружений, утвержденной приказом Минприроды России от 29 января 2013 г.
№ 34, зарегистрированным Минюстом России 8 мая 2013 г. № 28354, направлены в
Росводресурсы информационные данные по 614 гидротехническим сооружениям.
В соответствии с Административным регламентом Ростехнадзора по предостав-
лению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротех-
нических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений,
а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за
которыми переданы органам местного самоуправления), утвержденным приказом
Ростехнадзора от 10 февраля 2012 г. № 90, зарегистрированным Минюстом России
7 июня 2012 г. № 24482, оформлено и выдано 620 разрешений на эксплуатацию ги-
дротехнических сооружений.
320
2.2.22. Государственный строительный надзор
2.2.22.1. Осуществление государственного строительного надзора при строитель-
стве, реконструкции объектов капитального строительства
Территориальные органы Ростехнадзора осуществляют федеральный государ-
ственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капи-
тального строительства согласно постановлению Правительства Российской Феде-
рации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Рос-
сийской Федерации» и в соответствии со следующими нормативными документами:
Административным регламентом по исполнению Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функ-
ции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при
строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в
пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исклю-
чением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного стро-
ительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные
федеральные органы исполнительной власти, утвержденным приказом Ростехнад-
зора от 31 января 2013 г. № 38;
Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строи-
тельного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструи-
рованных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям
технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, про-
ектной документации (РД-11-04-2006), утвержденным приказом Ростехнадзора от
26 декабря 2006 гн. № 1129;
Порядком формирования и ведения дел при осуществлении государственного
строительного надзора (РД-11-03-2006), утвержденным приказом Ростехнадзора
от 26 декабря 2006 г. № 1130.
Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору и Правительством Москвы, утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2193-р (далее — Соглаше-
ние), Правительству Москвы передана часть полномочий Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору в области государственно-
го строительного надзора и иных видов государственного контроля (надзора) при
проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации, выводе из эксплу-
атации и ликвидации объектов Московского метрополитена.
2.2.22.1.1. Осуществление федерального государственного строительного надзора
при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства территори-
альными управлениями Ростехнадзора
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федера-
ции от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Россий-
ской Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномочен-
ным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве,
реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодек-
са Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осу-
ществление государственного строительного надзора указами Президента Россий-
ской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..