ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2014 год) - часть 14

 

 

209
На предприятиях оборонно-промышленного комплекса, имеющих в своем со-
ставе опасные производственные объекты, разработаны положения по осуществле-
нию производственного контроля, назначены ответственные лица за организацию
и осуществление производственного контроля.
Производственный контроль на предприятиях оборонно-промышленного ком-
плекса является неотъемлемой частью производства.
Контроль за организацией производственного контроля за соблюдением требо-
ваний промышленной безопасности и разработкой систем управления промышлен-
ной безопасностью на предприятиях Ростехнадзором осуществляется при проведе-
нии плановых и внеплановых проверок, а также в рамках постоянного государст-
венного надзора.
На опасных производственных объектах оборонно-промышленного комплекса
I класса опасности установлен режим постоянного государственного надзора, предус-
матривающий проведение органами Ростехнадзора мероприятий по контролю за со-
блюдением предприятиями, эксплуатирующими опасные производственные объек-
ты чрезвычайно высокой опасности, обязательных требований при их эксплуатации.
Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» большая
часть предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и
II классов опасности, создали (разработали) системы управления промышленной
безопасностью. На остальных предприятиях системы управления находятся в ста-
дии разработки.
В 2014 г. продолжалась работа в части реализации Федерального закона от 21 июля
1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объ-
ектов», а также Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» по выдаче и переоформлению лицензий на конкрет-
ные виды деятельности.
В отчетный период специалистами центрального аппарата по надзору за пред-
приятиями оборонно-промышленного комплекса рассмотрены лицензионные ма-
териалы и подготовлены заключения по 30 лицензиям: на деятельность по эксплу-
атации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,
II и III классов опасности — 12; на осуществление деятельности по проведению экс-
пертизы промышленной безопасности — 1; на деятельность по обращению взрыв-
чатых материалов промышленного назначения — 17, при этом по одной лицензии
подготовлено заключение об отказе в переоформлении.
Согласно ФЦП «Национальная система химической и биологической безопас-
ности Росийской Федерации на 2009-2014 годы» продолжались работы по ликви-
дации выбывших из эксплуатации производств, в том числе по переработке взрыв-
чатых веществ военного и промышленного назначения.
Специалисты территориальных управлений Ростехнадзора принимали участие в
работе комиссии по приемке последних этапов и работ в целом по ликвидации вы-
бывших из эксплуатации производств пироксилиновых порохов и коллоксилинов
на ФКП «Алексинский химический комбинат» (г. Алексин, Тульская область) и по
ликвидации производств порохов и твердого ракетного топлива ФГУП «Производст-
венное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» (г. Красноярск).
При непосредственном участии и контроле сотрудников центрального аппарата
и Приокского управления Ростехнадзора в ФКП «Алексинский химический ком-
210
бинат» программа выполнена в полном объеме. Предприятие приступило к этапу
строительства современного малотоннажного производства порохов различного
назначения, идут работы по проектированию производства композитных материа-
лов (углеволокно) для нужд отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Продолжается реализация мер по ликвидации объектов, содержащих химически
опасные вещества, на ФГУП «Производственное объединение «Прогресс» и ФГУП
«Кемеровский завод «Коммунар» (г. Кемерово).
Завершился 6 этап работ по выведению из эксплуатации опасных объектов на
Режевском химическом заводе (Свердловская область).
Требует решения вопрос повышения эффективности деятельности ФКП «Ка-
занский государственный казенный пороховой завод», а также дальнейшие пер-
спективы его развития. Основные направления работ по повышению эффектив-
ности деятельности предприятия основаны на выводе людей из опасной зоны
(предприятие располагается на территории г. Казань), техническом перевоору-
жении производства пироксилиновых порохов, модернизации (восстановлении)
изношенного оборудования, строительных конструкций и коммуникаций основ-
ных производств.
В порядке реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов хи-
мического оружия в Российской Федерации», проводимой Минпромторгом России и
Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического ору-
жия, в 2014 г. органы Ростехнадзора осуществляли контрольно-надзорные мероприя-
тия на объектах по хранению и уничтожению химического оружия (далее — УХО) в со-
ответствии с нормативно-правовой базой в области промышленной и энергетической
безопасности, а также в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В 2014 г. центральный аппарат Ростехнадзора обеспечивал организационно-ме-
тодическое руководство контрольно-надзорными мероприятиями, проводимыми
территориальными управлениями Ростехнадзора, по месту нахождения объектов по
хранению и уничтожению химического оружия во взаимодействии с Департамен-
том реализации конвенционных обязательств Минпромторга России и ФБУ «Фе-
деральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического ору-
жия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855)»
на объектах: г. Щучье Курганской области (Уральское управление Ростехнадзора),
г. Почеп Брянской области (Приокское управление Ростехнадзора), пос. Марады-
ковский Кировской области и пос. Кизнер Удмуртской Республики (Западно-Ураль-
ское управление Ростехнадзора), пос. Леонидовка Пензенской области (Нижне-
Волжское управление Ростехнадзора).
В 2014 г. Ростехнадзором в ходе строительства объектов уничтожения химическо-
го оружия и ввода пусковых комплексов и эксплуатации объектов обеспечивались
контрольные мероприятия на объектах капитального строительства:
На объекте по уничтожению химического оружия в г. Почеп Брянской области
контролировалось:
строительство склада емкостей для временного хранения реакционных масс;
строительство сооружения 3 и корпуса 3/1 — склад ЛВЖ, ГЖ и насосная.
На объекте по уничтожению химического оружия пос. Кизнер Удмуртской Рес-
публики осуществлялся контроль за:
строительно-монтажными работами в корпусе 1044 (установка термического
обезвреживания отходов);
211
работами по комплексному опробованию оборудования на реальных средах;
строительно-монтажными работами на полигоне захоронения отходов.
На объекте по уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской обла-
сти осуществлялся контроль за строительно-монтажными работами корпуса 101М
(производственный корпус уничтожения изделий сложной конструкции).
На других объектах по уничтожению химического оружия и ФКП «Горный» (пос.
Горный Саратовской области) осуществлялся контроль за условиями безопасности
при эксплуатации.
В 2014 г. при контроле органов Ростехнадзора на опасных производственных объ-
ектах безаварийно, в соответствии с технологическими регламентами, уничтожено
2781,32 т боевых отравляющих веществ.
Контрольно-надзорные функции на объектах по уничтожению химического ору-
жия осуществлялись территориальными органами Ростехнадзора в соответствии с
Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных пред-
принимателей Ростехнадзора на 2014 г., а также в рамках постоянного государствен-
ного надзора на опасных производственных объектах I класса опасности при непо-
средственном участии инспекторского состава Западно-Уральского, Приокского,
Нижне-Волжского и Уральского управлений Ростехнадзора.
На действующих и строящихся объектах УХО было выявлено 432 нарушения тре-
бований законодательства Российской Федерации в области промышленной без-
опасности и Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которые были
устранены в установленные соответствующими предписаниями сроки.
Ростехнадзором в рамках установленных полномочий в отношении юридиче-
ских и должностных лиц за нарушения наложено в виде штрафов 27 администра-
тивных взысканий.
Сводные результаты контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора, прово-
димой на объектах уничтожения химического оружия в 2014 г., приведены в табл. 86.
Таблица 86
Сводные результаты контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора, проводимой
на объектах уничтожения химического оружия в 2014 г.
Наименование
Количество
Количество выявленных нарушений, из них:
объекта
проведенных
требований про-
требований Гра-
требований законода-
проверок
мышленной без-
достроительного
тельства Российской
опасности
кодекса Россий-
Федерации в области
ской Федерации
электроэнергетики
Марадыковский
46
31
Кизнер
12
3
193
Камбарка
1
4
Леонидовка
48
10
Щучье
8
71
51
52
Почеп
37
27
8
Горный
28
34
Всего:
180
180
252
52
При контроле устранения нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзор-
ных мероприятий в рамках постоянного государственного надзора в 2014 г., уста-
новлено, что все нарушения устранены в установленные соответствующими пред-
писаниями сроки.
212
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г.
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в
филиалах войсковой части 70855 ФБУ «БХУХО» проводилась работа по идентифи-
кации и регистрации вновь вводимых опасных производственных объектов с при-
своением им соответствующих классов опасности.
В 2014 г. органами Ростехнадзора в государственном реестре опасных производ-
ственных объектов с присвоением классов опасности зарегистрированы следую-
щие объекты:
1. Площадка подготовки дегазирующих растворов и упарки сточных вод войско-
вой части 55498, класс опасности III.
2. Площадка воздушно-компрессорного хозяйства войсковой части 55498, класс
опасности III.
3. Площадка утилизации спецхимии войсковой части 55498, класс опасности I.
4. Полигон захоронения отходов переработки спецхимии войсковой части 55498,
класс опасности I.
5. Автоматическая газораспределительная станция войсковой части 55498, класс
опасности II.
6. Участок магистрального газопровода войсковой части 55498, класс опасности II.
Всего в государственном реестре опасных производственных объектов зареги-
стрировано 53 объекта, заявленных Федеральным управлением по безопасному
хранению и уничтожению химического оружия. Из них: I класса опасности — 17,
II класса опасности — 8, III класса опасности — 19 и IV класса опасности — 9 объектов.
За объектами I класса опасности Ростехнадзором установлен постоянный госу-
дарственный надзор.
На опасных производственных объектах имеются предусмотренные законода-
тельством договоры об обязательном страховании гражданской ответственности
владельца за причинение вреда в результате аварий на опасных объектах.
Регулярно, в соответствии с планами мероприятий по локализации и ликвида-
ции возможных аварий на всех поднадзорных объектах под контролем представи-
телей Ростехнадзора в соответствии с утвержденными графиками проводились про-
тивоаварийные тренировки с обслуживающим персоналом, в том числе с профес-
сиональными штатными газоспасательными и аварийными службами.
Персонал объектов, в том числе и подрядных организаций, обеспечен индиви-
дуальными средствами защиты в соответствии с табелями оснащения.
Предусмотренные проектными решениями инженерные средства защиты пер-
сонала объектов и близлежащих селитебных зон находятся в исправном состоянии
и регулярно обслуживаются.
Контрольно-надзорные мероприятия и меры, предпринятые Ростехнадзором сов-
местно с персоналом объектов, способствовали недопущению в 2014 г. на объектах
по уничтожению химического оружия аварий и гибели персонала.
В 2014 г. в центральном аппарате Ростехнадзора рассматривалась представленная
Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического
оружия Концепция разработки Системы управления промышленной безопасности
опасных производственных объектов (СУПБ), выданные замечания и предложения
учтены в утвержденной и внедренной на объектах СУПБ.
Ростехнадзором в 2014 г. зарегистрированы в установленном порядке две актуа-
лизированные декларации промышленной безопасности опасных производствен-
213
ных объектов производственного цикла уничтожения химического оружия с учетом
положительных заключений экспертиз промышленной безопасности.
При проверках органами Ростехнадзора в 2014 г. установлено, что на объектах
ведется надлежащий учет и контроль технического состояния зданий, сооружений,
оборудования и технических устройств, их обслуживание и ремонты проводятся в
установленном порядке.
Контроль Ростехнадзором сроков безопасной эксплуатации технических устройств
показал, что продление сроков эксплуатации осуществляется в соответствии с тре-
бованиями законодательства в области промышленной безопасности. Заключения
экспертиз промышленной безопасности зарегистрированы органами Ростехнадзора.
Эксплуатационная документация, инструкции по правилам производства ра-
бот, по технике безопасности, пожарной и производственной безопасности имеют-
ся в наличии в полном комплекте и актуализированы, технологические процессы
по уничтожению химического оружия проводятся в соответствии с утвержденными
технологическими регламентами.
В период 2014 г. персонал, эксплуатирующий опасные производственные объ-
екты, проходил обучение в учебных учреждениях по согласованным с Ростехнадзо-
ром программам.
В территориальных комиссиях Ростехнадзора в области промышленной безопас-
ности аттестованы в качестве руководителей, специалистов и членов аттестацион-
ных комиссий свыше 500 человек.
В 2014 г. Ростехнадзором готовились материалы к заседаниям Государственной
комиссии по химическому разоружению, представители Ростехнадзора принима-
ли участие в совещаниях различного уровня по вопросам безопасной эксплуатации
объектов УХО.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 31 марта 2008 г. № 186 «Об утвер-
ждении и введении в действие общих требований по обеспечению антитеррористи-
ческой защищенности опасных производственных объектов» в 2014 г. проводился
мониторинг состояния противоаварийной защищенности опасных производствен-
ных объектов уничтожения химического оружия.
При контроле антитеррористических мер в 2014 г. Ростехнадзором установлено:
объекты по хранению и уничтожению химического оружия в достаточной мере
защищены, их охрану и оборону осуществляют как подразделения войсковых ча-
стей, так и специализированные охранные организации;
мероприятия по антитеррористической защищенности проведены в полном объ-
еме, системы обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима соответству-
ют нормативным документам и находятся в исправном состоянии;
объекты оснащены техническими средствами охраны, системами громкоговоря-
щей связи и аварийного оповещения, находятся под круглосуточным видеонаблю-
дением. Схемы оповещения и списки оповещаемых должностных лиц составлены
в соответствии со структурой и штатным расписанием;
в случае проникновения на объект или возникновения аварийной ситуации ор-
ганизовано взаимодействие с органами МВД России, МЧС России, ФСБ России и
органами местного самоуправления.
В 2014 г. несанкционированных проникновений на объекты не зафиксировано.
Принятые меры по контролю соблюдения условий безопасности, связанные с
поэтапным вводом пусковых комплексов на проектных режимах эксплуатации, по-
214
зволили существенно минимизировать угрозы и риски аварий и несчастных случа-
ев на объектах уничтожения химического оружия и обеспечить выполнение запла-
нированных на 2014 г. программных мероприятий в рамках выполнения междуна-
родных обязательств по уничтожению химического оружия.
При этом для организаций оборонно-промышленного комплекса при осущест-
влении контрольно-надзорных мероприятий Ростехнадзора в 2015 г. следует обра-
щать внимание поднадзорных организаций на необходимость научного обеспече-
ния разработки современных технологий и модернизацию производственных мощ-
ностей с учетом решения задач по импортозамещению, внедрение современных и
перспективных технологий в целях безопасного производства с реализацией тре-
бований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производствен-
ных объектов.
В 2015 г. в рамках пилотных проектов следует разработать и осуществить внедре-
ние системы дистанционного контроля и мониторинга за промышленной безопас-
ностью на отдельных опасных производственных объектах предприятий отрасли.
На основе анализа аварийности и травматизма на предприятиях оборонно-про-
мышленного комплекса, связанных с обращением взрывчатых веществ и изделий
их содержащих, необходимо принять участие в работе по определению критериев
для риск-ориентированной модели осуществления Ростехнадзором контрольно-
надзорных функций.
2.2.15. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов
промышленного назначения
Деятельность в области взрывчатых материалов промышленного назначения
осуществляли 1128 организаций, эксплуатирующих 1343 опасных производствен-
ных объекта (складов, погрузочно-разгрузочных площадок, стационарных пунктов
изготовления взрывчатых материалов промышленного назначения и т.п.). Коли-
чество работников организации, имеющих допуск к обращению со взрывчатыми
материалами промышленного назначения (количество работников в отрасли) —
44,9 тыс. человек.
Количество взрывчатых веществ, израсходованных организациями, ведущими
взрывные работы, по сравнению с 2013 г. снизилось на 5 % и составило 1 526,85 тыс. т
(в 2013 г. — 1 613 тыс. т) (рис. 14). В 2014 г. из общего объема израсходованных взрыв-
чатых веществ (1,53 млн т) 86 % (1,32 млн т) изготовлено вблизи мест применения.
Из них 63 % (0,82 млн т) составили эмульсионные взрывчатые вещества.
215
Рис. 14. Динамика объемов производства и потребления взрывчатых веществ
в Российской Федерации
В 2013-2014 гг. проводилась перерегистрация опасных производственных объ-
ектов (ОПО) с присвоением класса опасности (табл. 87).
Таблица 87
Распределение опасных производственных объектов по классам опасности
Признак опасности
Количество
Количество
Количество
Количество
ОПО
ОПО
ОПО
ОПО
I класс
II класс
III класс
Опасные производственные объ-
1343
100
200
1043
екты, на которых хранятся, полу-
чаются, используются, транспор-
тируются взрывчатые вещества
Рис. 15. Сведения о поднадзорных объектах
216
Случаи утрат взрывчатых материалов
В 2014 г. выявлено 6 случаев утрат, из них 3 случая хищения (в 2013 г. — 8 утрат и
2 хищения). Всего утрачено было 6,75 кг взрывчатых веществ в результате хищений
и разбрасывания и 1596 кг — в результате потери. В 2013 г. количество похищенных
и разбросанных ВМ составило 22,32 кг взрывчатых веществ, утерянных — 600 кг.
Утраты допущены в организациях, поднадзорных Уральскому (2 утраты при от-
сутствии случаев в 2013 г.), Енисейскому, Забайкальскому, Кавказскому и Северо-
Восточному управлениям (по одному случаю).
Рис. 16. Динамика количества утрат и хищений
Как и в предыдущие годы, основными причинами, приводящими к утрате взрыв-
чатых материалов, являются: формальное подтверждение расхода взрывчатых матери-
алов, а также оставление взрывчатых материалов без охраны на местах работ; слабый
контроль со стороны руководителей взрывных работ (не производится осмотр забо-
ев после взрывания, руководитель взрывных работ не присутствует при заряжании).
20 февраля 2014 г. в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий от-
делом УФСБ России по Челябинской области установлен факт хищения взрывча-
тых материалов (ВМ) (аммонит патронированный № 6 ЖВ диаметр 32 мм) общей
массой 4 кг с рудника «Чебачье» (ОАО «Александринская горнорудная компания»,
поднадзорно Уральскому управлению Ростехнадзора). Взрывчатые материалы вы-
давались для проведения работ в 2012 году. Взрывник, отчитался о полном расходе.
30 апреля 2014 г. в ОАО «Ново-Широкинский рудник» (поднадзорно Забайкаль-
скому управлению Ростехнадзора) взрывник не обеспечил сохранность взрывчатых
217
материалов на местах ведения работ. Взрывчатые материалы хранились с нарушени-
ями установленных требований, а подсчет взорванных детонаторов не велся. Расход
проставлялся в путевке исходя из количества оставшихся ВМ. Данные нарушения
привели к хищению двух электродетонаторов машинистом электровоза. Хищение
выявлено сотрудниками охраны при осмотре общежития на территории рудника.
8 июня 2014 г. в ЗАО «Урупский ГОК» (поднадзорно Северо-Кавказскому управ-
лению Ростехнадзора) при обходе территории поверхности рудника охранником
было обнаружено взрывчатое вещество аммонит 6 ЖВ в количестве 2 кг. Взрывча-
тое вещество выдавалось взрывнику ЗАО «Урупский ГОК», в наряд-путевке име-
ется отчет и подтверждение полного расхода взрывчатых материалов. В результате
расследования установлено, что взрывчатые материалы находились на местах про-
ведения взрывных работ без охраны. В запретную зону допускался проход лиц, не
связанных с заряжанием.
В 2014 г. в результате аварий и несчастных случаев на объектах, связанных с об-
ращением взрывчатых материалов промышленного назначения, погибло 5 человек
(в 2013 г. — 6 чел.). Произошло 4 аварии (в 2013 г. — 2).
Аварии и случаи смертельного травматизма допущены на объектах, поднадзор-
ных Западно-Уральскому управлению (2 аварии, 5 погибших), Северо-Восточному
и Печорскому управлению (по одной аварии без смертельных случаев) (табл. 88).
Таблица 88
Распределение аварий и несчастных случаев по территориальным органам
Ростехнадзора
Территориальные органы
Аварийность
Групповой
Смертельный
травматизм
травматизм
2013 г.
2014 г.
2013 г.
2014 г.
2013 г.
2014 г.
Северо-Западное управление
1
3
Печорское управление
1
1
1
Северо-Уральское управление
2
1
1
Западно-Уральское управление
2
1
5
Северо-Восточное управление
1
Дальневосточное управление
1
Итого:
2
4
2
2
6
5
Наиболее травмоопасными являются работы, проводимые в подземных услови-
ях (табл. 89).
Таблица 89
Распределение аварийности и травматизма по местам происшествия
Места, где произошли аварии и несчастные случаи
Аварий
Погибших, чел.
2013 г.
2014 г.
2013 г.
2014 г.
Подземные работы
2
5
Открытые работы
2
Склады ВМ
1
Геофизика
2
1
2
Спецработы
2
Итого:
2
4
6
5
218
Таблица 90
Распределение несчастных случаев по травмирующим факторам
Травмирующий фактор
Число погибших,
Всего пострадавших
чел.
при несчастных
случаях, чел.
2013 г.
2014 г.
2013 г.
2014 г.
Поражение осколками горной массы, обруше-
2
2
ние пород
Непосредственное воздействие ударной волны
4
5
7
9
Отравления ядовитыми продуктами взрыва и
рудничными газами
Прочие причины
Итого:
6
5
9
9
Крупная авария с групповым несчастным случаем (4 погибших) произошла
22 июня 2014 г. в ОАО «Гайский ГОК» (Оренбургская область). Ущерб, определен-
ный актом расследования, составил 12,7 млн рублей.
Во время заряжания скважин в подземном руднике гранулированным взрывча-
тым веществом Граммотол-20 произошел неконтролируемый взрыв. Травмирова-
ны 6 человек, из них 4 смертельно. Наиболее вероятной причиной явилось внеш-
нее механическое воздействие на детонирующий шнур ДШЭ-6 от установленного в
скважину боевика. Это явилось следствием грубейших нарушений требований без-
опасности при установке боевиков в процессе пневматического заряжания скважин
(ДШ связывались в пучок), неудовлетворительного качества проектной документа-
ции и инструкций по проведению взрывных работ, ослабления производственного
контроля. Все нарушения имели систематический характер.
23 декабря 2014 г. в ОАО «Гайский ГОК» произошел еще один смертельный слу-
чай. При выполнении сварочных работ по ремонту ограждения корзины подъемни-
ка зарядной машины CHARMEC произошел неконтролируемый взрыв. В резуль-
тате газосварщик получил травму, несовместимую с жизнью. Причины смертель-
ной травмы: неудовлетворительная очистка машины от взрывчатого вещества перед
сдачей в ремонт; несогласованные изменения конструкции ограждения корзины;
несоблюдение правил безопасности при выполнении ремонтных работ; отсутствие
контроля за проводимыми работами.
Анализ причин этих и других подобных случаев приводит к выводам о система-
тическом нарушении на предприятиях требований промышленной безопасности,
безответственности персонала и руководителей работ, неудовлетворительном со-
стоянии производственного контроля, а также использовании устаревших техно-
логий взрывных работ.
В этой связи для повышения безопасности производства взрывных работ в под-
земных горных выработках необходимо принимать меры по замене пневматического
заряжания гранулированными взрывчатыми веществами на другие виды механизи-
рованного заряжания с использованием более безопасных эмульсионных и гелевых
взрывчатых веществ, а также по переходу на более безопасные средства иницииро-
вания, например неэлектрические системы инициирования.
219
Рис. 17. Динамика аварийности и травматизма за 2005-2014 гг.
Антитеррористическая деятельность
Руководствуясь Федеральным законом от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противо-
действии терроризму», территориальными органами Ростехнадзора в рамках анти-
террористической деятельности проводилась работа по контролю обеспечения со-
хранности промышленных взрывчатых материалов в поднадзорных организациях,
повышению антитеррористической защищенности объектов, связанных с произ-
водством, хранением и применением промышленных взрывчатых материалов.
На предприятиях, эксплуатирующих ОПО, назначены ответственные лица за ор-
ганизацию защиты от возможных террористических актов, разработаны мероприя-
тия по исключению проникновения посторонних лиц на территорию опасных про-
изводственных объектов и т.д. С персоналом данных предприятий проводится ра-
бота антитеррористической направленности: занятия, инструктажи, ознакомление
с планом ликвидации аварий и др. Особое внимание уделяется вопросам сокраще-
ния объемов перевозок промышленных взрывчатых веществ за счет увеличения их
производства из невзрывчатых компонентов в смесительно-зарядных машинах и на
стационарных пунктах, расположенных вблизи мест производства взрывных работ.
Количество взрывчатых материалов промышленного назначения, изготовлен-
ных на местах ведения работ, ежегодно увеличивается. Доля взрывчатых веществ,
изготовленных на местах применения, составила 86 % общего объема взорванных
веществ (в 2013 г. — 80 %).
Проводится систематическая разъяснительная работа в организациях по вопро-
сам безопасного обращения с ВМ, обеспечения их учета и сохранности, мерам по
противодействию терроризму. В организациях изданы соответствующие приказы,
220
назначены ответственные лица за обеспечение защиты опасных производственных
объектов от террористических актов, в планы ликвидации аварий внесены позиции
по отражению нападений на охраняемый объект. В 2014 г. случаев террористических
актов на подконтрольных объектах не зафиксировано.
Численность инспекторского состава, осуществляющего надзор в области взрыв-
чатых материалов промышленного назначения, сокращается ежегодно и составляет
86 человек, из них 77 совмещают указанный вид надзора с другими видами (в 2013
и 2012 гг. количество инспекторов составляло 133 и 139 человек соответственно).
Инспекторским составом проведено 1618 проверок организаций, осуществляю-
щих деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения,
из них 347 плановых проверок и 696 внеплановых проверок, 205 проверок по конт-
ролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее
проверки. Выявлено 3531 правонарушение, из них невыполнение предписаний ор-
ганов государственного контроля (надзора) — 45.
При результатам проведения проверок наложено 503 административных наказа-
ния, в том числе 492 административных штрафа на общую сумму 22 749 тыс. руб., (в
т.ч. на юридическое лицо 11 990 тыс. руб.), 11 приостановлений деятельности (табл. 91).
Таблица 91
Показатели надзорной деятельности
Наименование показателей
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Проведено проверок
2651
1654
1497
2247
1618
Выявлено нарушений
11 489
7270
4668
4052
3531
Общее количество административных наказа-
826
650
592
507
503
ний, наложенных по итогам проверок
Общее количество проверок, по итогам кото-
9
3
3
2
3
рых материалы переданы в правоохранитель-
ные органы для возбуждения уголовных дел
Подвергнуты штрафным санкциям
819
562
516
494
492
Сумма штрафа, тыс. руб.
4829,5
22 186
29 847
23 765
22 749
Специалисты центрального аппарата Ростехнадзора принимали участие в прове-
дении комплексных проверок Кавказского и Печорского управлений Ростехнадзора.
При осуществлении контрольно-надзорной деятельности на объектах ведения гор-
ных работ управлениями указанных управлений допущены следующие нарушения:
не соблюдаются положения нормативных правовых актов Российской Федера-
ции и приказов Ростехнадзора при организации и проведении проверок поднадзор-
ных организаций и принятии решений по их результатам;
нарушается порядок комплектования контрольно-наблюдательных дел, отсутст-
вуют копии распоряжений, приказов, актов проверок, протоколов и постановлений
по делу об административном правонарушении;
не в полном объеме осуществляется контроль за исполнением выданных предпи-
саний, отсутствует документация о проведении контрольных проверок, устранении
выявленных нарушений, уплате штрафов поднадзорными организациями;
недостаточно ведется работа по анализу состояния промышленной безопасно-
сти в поднадзорных организациях.
В 2014 г. было предоставлено 35 лицензий на деятельность, связанную с обраще-
нием взрывчатых материалов промышленного назначения, переоформлено 102 ли-
221
цензии, в 8 случаях заявителям было отказано в предоставлении и переоформлении
лицензий.
По результатам анализа актов предлицензионных проверок, проводимых терри-
ториальными органами Ростехнадзора, выявлены следующие недостатки:
допускается проверка иных требований, не содержащихся в положениях о лицен-
зировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения;
по результатам проведенной предлицензионной проверки допускается написание
нескольких выводов (для разных работ) на один лицензируемый вид деятельности,
а также условия, при выполнении которых организация может получить лицензию;
поступают акты проверки с положительными выводами о готовности организа-
ции при том, что руководящий состав данной организации не аттестован по вопро-
сам промышленной безопасности;
при проведении проверок по виду работ «распространение взрывчатых матери-
алов промышленного назначения» не оценивается готовность организаций к обес-
печению сохранности и учета.
В 2014 г. центральным аппаратом выдано 67 разрешений на применение взрывча-
тых материалов промышленного назначения и в 4 случаях отказано. Территориаль-
ными органами Ростехнадзора выдано 3012 разрешений на ведение работ со взрыв-
чатыми материалами промышленного назначения.
Разработка нормативных документов. Взаимодействие с иными органами испол-
нительной власти
Вступили в силу Федеральные нормы и правила «Правила безопасности при
взрывных работах».
Разработан и направлен на регистрацию в Минюст России Административный
регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору государственной функции по выдаче разрешений на по-
стоянное применение взрывчатых веществ и изделий на их основе.
Вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности
взрывчатых веществ и изделий на их основе» (ТР ТС 028/2012, принят Решением
Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 57).
В области надзора за оборотом взрывчатых материалов промышленного назначе-
ния Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру осуществляется взаимодействие с Федеральной службой по техническому и экс-
портному контролю (ФСТЭК России).
Действует Соглашение об информационном обмене между Федеральной службой
по техническому и экспортному контролю, Министерством внутренних дел Россий-
ской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору при осуществлении контроля за целевым использованием ввози-
мых в Российскую Федерацию взрывчатых материалов промышленного назначения.
В целях реализации п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от
25 августа 2005 г. № 537 «О функциях федеральных органов исполнительной власти
и Российской академии наук по реализации Договора о всеобъемлющем запреще-
нии ядерных испытаний» осуществляется взаимодействие с Министерством оборо-
ны Российской Федерации. В соответствии с достигнутой договоренностью Ростех-
надзором ежеквартально представляются в Минобороны России сведения о прове-
денных и планируемых на территории Российской Федерации массовых взрывах.
222
Основные проблемы в области взрывного дела
Остаются актуальными вопросы повышения безопасности производства взрыв-
ных работ в подземных горных выработках, замены пневматического заряжания
гранулированными взрывчатыми веществами на другие виды механизированно-
го заряжания с использованием более безопасных эмульсионных и гелевых взрыв-
чатых веществ, при которых будет исключена возможность образования в рабочей
зоне взрывоопасной пылевоздушной смеси и зарядов статического электричества.
Применение эмульсионных взрывчатых веществ при производстве взрывных
работ в подземных условиях успешно внедряется в ОАО «Апатит», ОАО «Кольская
ГМК».
Предлагается продолжить работу с руководителями поднадзорных предприятий
для принятия соответствующих мер по переходу на новые более безопасные техно-
логии производства взрывных работ в подземных горных выработках. Нежелание
организаций совершенствовать технологии взрывного дела приводят к авариям с
человеческими жертвами. Так, в 2014 г. в результате аварии в ОАО «Гайский ГОК»
погибло 4 и травмировано 2 человека.
Необходимо принять меры по повышению качества проведения территориаль-
ными органами предлицензионных проверок, а также составления актов по резуль-
татам данных проверок.
Необходимо также повысить ответственность территориальных органов при
подготовке отчетных документов и информации, в т.ч. статистических данных по
надзорной деятельности, представляемых в центральный аппарат Ростехнадзора.
Отдельные отчеты выполняются небрежно, содержат ошибки, несоблюдение раз-
мерностей и опечатки. Информация, представляемая в Ростехнадзор, может быть
недостоверной.
В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности территориаль-
ных управлений необходимо организовывать и проводить семинары и обучение ин-
спекторского состава с учетом изменений действующего законодательства, вступ-
ления в силу новых нормативно-правовых актов.
2.2.16. Транспортирование опасных веществ
По данным территориальных органов Ростехнадзора общее количество поднад-
зорных организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной без-
опасности, в части транспортирования опасных веществ, составило в 2014 г. 3225
(в 2013 г. — 4560), из которых 3219 организаций (в 2013 г. — 4342) осуществляют де-
ятельность по эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО), связан-
ных с транспортированием опасных веществ; 26 (в 2013 г. — 24) осуществляют де-
ятельность по проектированию ОПО, 2 (в 2013 г. — 2) — по ликвидации ОПО, 13
(в 2013 г. — 18) — по изготовлению технических устройств, применяемых на ОПО,
82 (в 2013 г. — 102) — по проведению экспертизы промышленной безопасности.
В государственном реестре ОПО зарегистрировано 3676 (в 2013 г. — 4914) ОПО.
Надзор осуществляется инспекторским составом в количестве 82 работников, из
которых 49 осуществляют надзор по двум и более видам надзора.
Основной объем опасных веществ, транспортируемых на опасных производст-
венных объектах, составляют легковоспламеняющиеся жидкости (третий класс опас-
ности согласно ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»). В
меньшем объеме транспортируются опасные вещества второго (аммиак, хлор, сжи-
223
женный углеводородный газ), четвертого (волокно хлопковое, хлопок-сырец, сера),
шестого (сырье коксохимическое), восьмого (кислоты и щелочи) классов опасности.
Подконтрольные предприятия имеют на балансе средства транспортирования
опасных веществ в количестве 50,6 тыс. единиц, состоящих из автомобильных транс-
портных средств (специально оборудованных грузовых автомобилей, автоцистерн,
тягачей, прицепов и полуприцепов для перевозки нефтепродуктов, сжиженных угле-
водородных газов, ВМ и других опасных веществ) в количестве 7154 единиц; а так-
же цистерн, контейнеров, баллонов для газов, взрывопожароопасных и токсичных
сред, используемых в качестве тары; железнодорожные пути и автомобильные до-
роги необщего пользования; железнодорожные переезды и стрелочные переводы;
пункты погрузки-выгрузки опасных веществ и пр.
Протяженность путей (дорог) необщего пользования, отнесенных к опасным
производственным объектам, составляет 27 361 км, из которых 16 998 км составля-
ют железнодорожные пути необщего пользования, расположенные на территориях
промышленных предприятий.
На опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опас-
ных веществ, в 2014 г. зарегистрировано две аварии, одна из которых с групповым
несчастным случаем.
16 августа 2014 г. на предприятии ООО «РусХимПром» (поднадзорно Нижне-
Волжскому управлению) при наливе в автоцистерну раствора нефтеполимерной смо-
лы во время визуального определения наполнения автоцистерны произошло возгора-
ние продукта. Мастер смены, проводивший работу, согласно медицинскому заключе-
нию, получил ожоги пламенем I-III степеней головы, туловища, верхних и нижних
конечностей площадью до 70 % поверхности тела, крайне тяжелый ожоговый шок.
Ущерб составил 220 тыс. руб.
В результате проведенной проверки комиссией было установлено, что причи-
ной возгорания нефтеполимерной смолы при наливе в автоцистерну послужил раз-
ряд статического электричества с одежды сменного мастера, проводившего работу.
Основными причинами аварии, произошедшей при проведении технологиче-
ской операции по контролю наполнения автоцистерны на участке налива, явилось
отсутствие необходимых приборов и систем контроля за производственными про-
цессами, обеспечивающими безопасное ведение работ; неудовлетворительное осу-
ществление производственного контроля за соблюдением требований промышлен-
ной безопасности, выразившееся в допуске к самостоятельной работе работника, не
прошедшего в установленном порядке обучение и аттестацию по промышленной
безопасности; необеспечение работника специальной сертифицированной одеждой,
специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; нарушение ра-
ботником трудовой и производственной дисциплины, так как работник находился
в состоянии алкогольного опьянения.
При эксплуатации ООО «РусХимПром» опасного производственного объекта
нарушены требования Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов», нормативных до-
кументов в области промышленной безопасности, а именно не приняты меры по
предотвращению образования взрывопожароопасной среды при производстве сли-
во-наливных операций, технологические операции не автоматизированы, конт-
роль среды и блокировка средств управления, позволяющие прекратить образова-
ние взрывоопасной среды на начальном этапе, не производились.
224
Не проведены организационные мероприятия по разработке положения о про-
изводственном контроле, плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций,
аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов,
к работе на опасном производственном объекте допускаются лица, не соответству-
ющие квалификационным требованиям.
По результатам расследования были разработаны мероприятия по устранению
причин несчастного случая, генеральный директор и начальник производства прош-
ли внеочередную аттестацию на знание требований промышленной безопасности
при эксплуатации опасных производственных объектов.
3 ноября 2014 г. в Тобольском филиале ОАО «СГ-Транс» (поднадзорно Северо-
Уральскому управлению) при выполнении работ по дегазации вагонов-цистерн про-
изошла авария, вследствие которой погибли два работника, четыре работника по-
лучили повреждения здоровья тяжелой степени и один работник — повреждения
здоровья легкой степени. Предварительными причинами аварии явись низкая ква-
лификация работников и несоблюдение правил промышленной безопасности при
производстве газоопасных и маневровых работ.
Вместе с указанной аварией зарегистрирован групповой несчастный случай.
Расследование происшедшего не завершено по причине отсутствия результатов
взрывотехнической экспертизы, проводимой по требованию представителей ФСБ.
В табл. 92-94 приведены показатели аварийности и несчастных случаев со смер-
тельным исходом за 2014 г. в сравнении с 2013 г.
Таблица 92
Распределение аварий по видам за 2013 и 2014 гг.
Причина аварии
2013 г.
2014 г.
+/-
Взрыв
1
+1
Пожар
1
1
Выброс опасных веществ
Итого:
1
2
+1
Таблица 93
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом по травмирующим
факторам за 2013 и 2014 гг.
Причина
2013 г.
2014 г.
+/-
Термический ожог
Химический ожог
Отравление
Разрушение технических устройств
2
+2
Нарушение регламента обслуживания
технического устройства
Итого:
2
+2

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..