ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2016 год) - часть 3

 

 

33
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федераль-
ной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государст-
венной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использова-
ния атомной энергии, утвержденным приказом Ростехнадзора от 21.12.2011 № 721,
работникам объектов использования атомной энергии Ростехнадзор осуществлял
выдачу разрешений на право ведения работ в области использования атомной энер-
гии работникам (персоналу) атомных станций.
В 2016 году разрешения выданы:
центральным аппаратом — 32 (36) руководящим работникам атомных станций;
МТУ ЯРБ — 360 (362) работникам (оперативному персоналу) атомных станций.
Инспекционная деятельность
Центральным аппаратом Ростехнадзора с привлечением инспекторов МТУ ЯРБ
в 2016 году организованы и проведены 3 плановые комплексные инспекции на Ба-
лаковской АЭС, Белоярской АЭС и АО «Концерн Росэнергоатом», кроме того, была
проведена внеплановая целевая инспекция готовности энергоблока № 1 Нововоро-
нежской АЭС-2 к проведению физического пуска.
По результатам инспекций атомных станций выявлено 16 нарушений (4 — на Ба-
лаковской АЭС, 11 — на Белоярской АЭС и одно — на Нововоронежской АЭС-2).
По результатам проведенных проверок выданы предписания на устранение вы-
явленных нарушений. Составлены протоколы об административных правонару-
шениях. Наложены 2 административных штрафа (по 20 тыс. руб.) на Балаковской
АЭС, 2 административных штрафа (30 тыс. руб. и 20 тыс. руб.) на Белоярской АЭС
и 20 тыс. руб. на Нововоронежской АЭС-2.
По результатам инспекции АО «Концерн Росэнергоатом» (эксплуатирующей
организации) выявлено 59 нарушений, выдано предписание на устранение выяв-
ленных нарушений, составлен протокол об административных правонарушениях
и наложен административный штраф на юридическое лицо в размере 300 тыс. руб.
Показатели инспекционной деятельности в 2015 и 2016 годах приведены в табл. 4 и 5.
Таблица 4
Данные об инспекционной деятельности центрального аппарата Ростехнадзора
в 2015 и 2016 гг.
2015 г.
2016 г.
Количество инспекций
2
3
Количество выявленных нарушений
8
75
Сумма наложенных штрафов (тыс. руб.)
80
420
Таблица 5
Данные об инспекционной деятельности МТУ ЯРБ в 2015 и 2016 гг.
Показатель/МТУ ЯРБ
Волж-
Донское
Севе-
Ураль-
Цент-
МТУ
Всего
ское
МТУ
ро-Евро-
ское
ральное
ЯРБ Си-
МТУ
ЯРБ
пейское
МТУ
МТУ
бири и
ЯРБ
МТУ
ЯРБ
ЯРБ
Дальнего
ЯРБ
Востока
Количество целевых
863
1278
1370
75
162
4
3752
(74)
инспекций и меропри-
(626)
(1209)
(1393)
(322)
(4)
(3628)
ятий по контролю
34
Показатель/МТУ ЯРБ
Волж-
Донское
Севе-
Ураль-
Цент-
МТУ
Всего
ское
МТУ
ро-Евро-
ское
ральное
ЯРБ Си-
МТУ
ЯРБ
пейское
МТУ
МТУ
бири и
ЯРБ
МТУ
ЯРБ
ЯРБ
Дальнего
ЯРБ
Востока
Количество выявлен-
38
165
96
47
73
0
419
(18)
ных нарушений
(22)
(217)
(64)
(230)
(0)
(551)
Количество админис-
10
39
25
12
3
0
89
(8)
тративных наказаний
(8)
(44)
(21)
(2)
(0)
(83)
Сумма наложенных
473
1007
610
1338
70
0
3498
(180)
штрафов
(180)
(1180)
(920)
(40)
(0)
(2500)
Укомплектованность МТУ ЯРБ специалистами в целом составляет 88 %. При
этом укомплектованность отделов инспекций Билибинской, Курской, Ленинград-
ской, Смоленской, Калининской АЭС по-прежнему составляет 40-60 %. Так, на
Смоленской АЭС из 5 штатных единиц фактически работают только 2 инспектора.
Большинство проверок (92 % от общего числа) было проведено отделами инспек-
ций МТУ ЯРБ в виде мероприятий по контролю в рамках осуществления постоян-
ного государственного надзора на энергоблоках атомных станций. Из 419 выявлен-
ных нарушений обязательных требований 186 выявлено в рамках постоянного го-
сударственного надзора.
В настоящее время осуществление постоянного государственного надзора орга-
низовано на всех объектах использования атомной энергии, в отношении которых
введен режим постоянного государственного надзора в соответствии с перечнем,
утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012
№ 610-р. Указанный перечень объектов, а также перечни должностных лиц, упол-
номоченных на осуществление постоянного государственного надзора на данных
объектах, постоянно поддерживаются в актуальном состоянии.
Последние изменения по внесению в указанный перечень новых объектов (Опыт-
но-демонстрационного инженерного центра по выводу из эксплуатации (г. Новово-
ронеж, Воронежская обл.) и Севастопольского государственного университета) вне-
сены распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 № 1650-р,
а осуществление постоянного государственного надзора на них организовано прика-
зом Ростехнадзора от 09.08.2016 № 333/1, приказом Донского МТУ ЯРБ от 09.08.2016
№ 308, приказом Центрального МТУ ЯРБ от 08.08.2016 № 44.
Приказом Донского МТУ ЯРБ от 09.08.2016 № 308 одновременно внесены так-
же изменения в перечни должностных лиц, уполномоченных на осуществление по-
стоянного государственного надзора на Ростовской АЭС, Кольской АЭС, Новово-
ронежской АЭС.
Постоянный государственный надзор в области использования атомной энергии
осуществляется в соответствии с Административным регламентом по исполнению
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
государственной функции по надзору в области использования атомной энергии
(утвержден приказом Ростехнадзора от 07.06.2013 № 248), а также планами, разра-
батываемыми и утверждаемыми МТУ ЯРБ.
Планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю, включая сро-
ки их проведения, осуществляется МТУ ЯРБ Ростехнадзора исходя из сроков про-
35
ведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ, технологических про-
цессов, анализа произошедших нарушений в работе объектов использования атом-
ной энергии, а также исходя из необходимости обеспечения контроля безопасности
объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, важных для без-
опасности.
Осуществление постоянного государственного надзора на атомных станциях в
2016 году
В 2016 году на атомных станциях проведено 3444 мероприятия по контролю в
рамках постоянного государственного надзора. При этом из 419 нарушений обяза-
тельных требований, выявленных при осуществлении федерального государствен-
ного надзора в области использования атомной энергии, в рамках осуществления
постоянного государственного надзора выявлено 186 нарушений. Из 89 случаев при-
влечения к административной ответственности при осуществлении федерального
государственного надзора в области использования атомной энергии 72 случая осу-
ществлено по результатам постоянного государственного надзора. Из 3,5 млн руб.
наложенных административных штрафов 2,5 млн руб. наложено в рамках осущест-
вления постоянного государственного надзора.
Проектно-конструкторские организации и организации (предприятия), изготав-
ливающие оборудование для атомных станций и осуществляющие деятельность по
экспертизе безопасности (экспертизе обоснования безопасности) объектов исполь-
зования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атом-
ной энергии
В 2016 году центральным аппаратом и МТУ ЯРБ Ростехнадзора осуществлялся
надзор за соблюдением требований федеральных норм и правил в области исполь-
зования атомной энергии, УДЛ в 1549 (1309) организациях, осуществляющих про-
ектирование систем, конструирование и изготовление оборудования для атомных
станций, деятельность по экспертизе безопасности (экспертизе обоснования без-
опасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в
области использования атомной энергии, из них:
в 729 (425) конструкторских организациях;
на 669 (737) заводах-изготовителях;
в 113 (109) проектных организациях, имеющих лицензии на проектирование и
конструирование атомных станций;
в 38 (38) экспертных организациях.
В отчетном периоде центральный аппарат Ростехнадзора и МТУ ЯРБ выдали
лицензии: проектным организациям — 49 (64), конструкторским организациям —
124 (162), заводам-изготовителям — 209 (206) и экспертным организациям — 4 (6).
МТУ ЯРБ отказано в выдаче лицензий 9 (5) предприятиям по причине представ-
ления недостоверной информации и недостаточной обоснованности заявленной де-
ятельности. В течение 2016 года не отмечено случаев осуществления предприятия-
ми и организациями деятельности по конструированию и изготовлению оборудо-
вания для атомных станций без наличия лицензии Ростехнадзора.
Основной объем государственного надзора осуществлялся за соблюдением норм
и правил, УДЛ при оценке соответствия оборудования, предназначенного для со-
оружения блока № 4 Ростовской АЭС, блоков АЭС-2006 на Ленинградской АЭС-2
36
и Нововоронежской АЭС-2, а также плановой замене оборудования Балаковской
АЭС в период ППР.
В организациях (предприятиях), конструирующих и изготавливающих оборудо-
вание и осуществляющих деятельность по экспертизе безопасности, в 2016 и 2015 го-
дах было проведено 285 (368) проверок. В ходе проверок выявлено 213 (257) нару-
шений требований норм и правил, а также УДЛ на конструирование и изготовле-
ние оборудования. По итогам проведенных проверок наложены административные
штрафы на общую сумму 253 (207) тыс. руб.
Анализ деятельности по надзору за проектированием, конструированием, изго-
товлением оборудования для атомных станций и по надзору за системами управле-
ния, контроля и надежного электроснабжения показал, что снижение показателей
по выявленным нарушениям за период 2016 года напрямую связано с количеством
проведенных проверок, так, в 2016 году по сравнению с 2015 годом их было прове-
дено на 83 проверки меньше.
Нарушения в работе атомных станций
Информация о нарушениях в работе атомных станций отражается в оператив-
ных и предварительных сообщениях, а также в диспетчерских сводках АО «Концерн
Росэнергоатом» (эксплуатирующая организация), отчетах о расследовании наруше-
ний в работе атомных станций, годовых отчетах эксплуатирующей организации о
состоянии безопасности атомных станций.
В 2016 году нарушений в работе АЭС, имеющих признаки аварий А01-А04, про-
исшествий категории П01, имеющих радиационные последствия для населения,
персонала и окружающей среды, и категории П02, характеризующихся нарушени-
ем пределов безопасной эксплуатации, не зафиксировано. Выявлено 66 наруше-
ний в работе, подлежащих учету в соответствии с НП-004-08 «Положение о порядке
расследования и учета нарушений в работе атомных станций», что на 31 нарушение
больше, чем в 2015 году (более чем в 1,8 раза). По всем нарушениям АО «Концерн
Росэнергоатом» в установленном порядке проведены расследования. Отчеты о на-
рушениях направлены в Ростехнадзор и проанализированы.
В нарушениях, произошедших в 2016 году, так же как и в 2015 году, не зафик-
сировано нарушений пределов безопасной эксплуатации. Два нарушения усло-
вий безопасной эксплуатации зафиксировано в событиях на энергоблоке № 1 Ка-
лининской АЭС и энергоблоке № 2 Смоленской АЭС (в 2015 году зафиксировано
также 2 нарушения условий безопасной эксплуатации на энергоблоке № 1 Кали-
нинской АЭС).
В связи с выявлением отступлений от требований НП-004-08 в части приме-
нения ВАБ при проведении расследований нарушений в 2016 году по требованию
Ростехнадзора эксплуатирующей организацией проведены дополнительные рас-
следования по 4 нарушениям. Для исключения подобных отступлений АО «Кон-
церн Росэнергоатом» предписано разработать единый отраслевой методический
подход.
Динамика нарушений в работе атомных станций в 2008-2016 годах, подлежащих
учету в соответствии с НП-004-08, представлена на рис. 3.
37
Рис. 3. Динамика нарушений в работе атомных станций в 2008-2016 гг.,
подлежащих учету в соответствии с НП-004-08
В 2016 году по сравнению с 2015 годом количество нарушений в работе АЭС со
всеми типами реакторов (ВВЭР, ЭГП-6, БН), кроме РБМК, увеличилось. Распре-
деление нарушений в работе АЭС в 2011-2016 годах по типам реакторов приведе-
но в табл. 6.
Таблица 6
Распределение нарушений в работе АЭС в 2011-2016 гг. по типам реакторов
Типы реакторов
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
ВВЭР-440
10
6
6
5
5
6
ВВЭР-1000, ВВЭР-1200
22
26
13
15
11
31
РБМК-1000
11
19
19
18
16
16
БН-600, БН-800
0
0
2
5
2
11
ЭГП-6
3
1
2
0
1
2
Всего:
46
52
42
43
35
66
Количество и классификация нарушений в работе АЭС России в соответствии с
НП-004-08 в 2016 году по сравнению с 2015 годом приведены в табл. 7.
Таблица 7
Количество и классификация нарушений в работе АЭС России в 2016 г. (2015 г.)
АЭС
Нарушения в работе АЭС в 2016 г.
Итого
с реакторами типа
Категория происшествий (по НП-004-08)
П01
П02
П03
П04
П05
П06
П07
П08
П09
П10
ВВЭР, в том числе:
0 (0)
0 (0)
1 (0)
1 (1)
0 (0)
13 (6)
2 (0)
10 (2)
9 (5)
1 (2)
37 (16)
Нововоронежская
1 (1)
1 (0)
2 (1)
Нововоронежская-2
4 (0)
2 (0)
4 (0)
10 (0)
(энергоблок № 1)
38
АЭС
Нарушения в работе АЭС в 2016 г.
Итого
с реакторами типа
Категория происшествий (по НП-004-08)
П01
П02
П03
П04
П05
П06
П07
П08
П09
П10
Кольская
0 (1)
3 (0)
0 (1)
2 (2)
5 (4)
Балаковская
2 (0)
1 (0)
3 (0)
Калининская
1 (0)
1 (0)
5 (5)
3 (1)
3 (1)
1 (1)
14 (8)
Ростовская
1(0)
2 (2)
0 (1)
3 (3)
РБМК, в том числе:
0 (0)
0 (0)
1 (1)
1 (1)
0 (0)
1 (3)
2 (4)
0 (0)
6 (4)
5 (3)
16 (16)
Ленинградская
1 (0)
0 (2)
0 (3)
4 (2)
0 (1)
5 (8)
Курская
0 (1)
0 (1)
1 (1)
1 (1)
1 (0)
3 (4)
Смоленская
1 (0)
2 (1)
1 (1)
4 (2)
8 (4)
БН
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
4 (0)
1 (1)
3 (0)
3 (1)
11 (2)
Белоярская
1 (0)
0 (1)
0 (1)
1 (2)
Белоярская (энерго-
3 (0)
1 (0)
3 (0)
3 (0)
10 (0)
блок № 4
до 31.10.2016)
ЭГП-6
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
2 (1)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
0 (0)
2 (1)
Билибинская
2 (1)
2 (1)
Итого:
0 (0)
0 (0)
2 (1)
2 (2)
0 (0)
21 (10)
5 (5)
12 (2)
18 (10)
6 (5)
66 (35)
Примечания: 1. В скобках указано соответствующее количество нарушений в работе АЭС в
2015 г.
2. Энергоблок № 4 Белоярской АЭС введен в промышленную эксплуатацию 31.10.2016 г.
3. Энергоблок № 1 Нововоронежской АЭС-2 (энергоблок № 6 Нововоронежской АЭС) на
31.12.2016 находился в опытно-промышленной эксплуатации.
Наибольшее число нарушений в работе энергоблоков произошло на следующих
энергоблоках:
№ 4 Белоярской АЭС (БН-800) и № 1 Нововоронежской АЭС-2 (ВВЭР-1200)
(по 10 нарушений);
№ 4 Калининской АЭС (ВВЭР-1000) (9 нарушений).
Наибольшее число нарушений в работе АЭС произошло на Калининской АЭС
(14 нарушений).
24 нарушения в работе АЭС было связано со срабатыванием систем безопасно-
сти, причем в 20 % случаев эти срабатывания были ложными.
21 нарушение в работе сопровождалось снижением нагрузки энергоблоков или
отключениями от сети, в том числе и по согласованным заявкам (нарушения кате-
гории П10), вызванным отказом систем (элементов), что соответствует количеству
аналогичных нарушений, произошедших в 2015 году.
В 2016 году также имели место 12 внеплановых отключений от сети энергобло-
ков АЭС (в 2015 году было зафиксировано 2 аналогичных нарушения).
Срабатывания аварийной защиты
В 2016 году произошло 20 нарушений в работе, сопровождавшихся срабатыва-
нием аварийной защиты (АЗ), в том числе и срабатыванием защиты БСМ (быстрое
снижение мощности), что в 1,5 раза больше, чем в 2015 году.
Такие нарушения в работе произошли: на энергоблоках Белоярской и Новово-
ронежской АЭС (по 5 срабатываний АЗ); Кольской АЭС (3 срабатывания АЗ); Смо-
39
ленской АЭС (одно срабатывание A3 и 2 срабатывания БСМ); Билибинской АЭС
(2 срабатывания АЗ); на энергоблоках Ленинградской и Курской АЭС (по одному
срабатыванию БСМ).
Из общего количества срабатываний АЗ (БСМ) 16 были связаны с необходимо-
стью выполнения функций безопасности, четыре не были связаны с выполнением
функций безопасности.
На Калининской, Ростовской и Балаковской АЭС нарушений в работе со сраба-
тыванием AЗ в 2016 году не было.
Ошибки персонала
В 2016 году было допущено 6 ошибок персонала, ставших исходными событи-
ями нарушений в работе АЭС, что составило около 9,1 % общего количества нару-
шений в работе (в 2015 году были допущены 3 ошибки персонала, ставшие исход-
ными событиям нарушений).
Нарушения в работе, связанные с ошибками персонала, произошли на энерго-
блоках № 2 Билибинской АЭС, № 2 Балаковской АЭС, № 4 Белоярской АЭС, № 4
Курской АЭС, № 4 Ленинградской АЭС, № 2 Смоленской АЭС (по одному нару-
шению в работе).
Из общего количества нарушений в работе, связанных с ошибками персонала, 4
были вызваны неправильным выполнением операций при переключениях (на Би-
либинской, Курской и Смоленской АЭС) или невыполнением обязательных пере-
ключений (на Белоярской АЭС) в схемах технологических защит; одно нарушение
связано с самовольным выполнением работ персоналом подрядной организации в
условиях отсутствия контроля за выполняемыми технологическими операциями со
стороны руководящего персонала АЭС (на Ленинградской АЭС); одно нарушение
связано с ошибкой персонала сторонней организации при проведении монтажных
работ и недостаточным контролем со стороны персонала электроцеха, который при
повторной приемке оборудования не проверил в полном объеме качество монтажа
(на Балаковской АЭС).
Основной причиной указанных выше нарушений в работе АЭС, связанных с че-
ловеческим фактором, является недостаточная подготовленность оперативного (или
ремонтного) персонала, совершившего неправильные действия, а также отсутствие
контроля действий подчиненного персонала со стороны руководства.
На остальных АЭС России (Калининской, Кольской, Нововоронежской и Ро-
стовской АЭС) в 2016 году ошибок персонала, явившихся исходными событиями
нарушений в работе, не было.
Наиболее значимыми нарушениями в работе АЭС в 2016 году (с точки зрения их
влияния на безопасность и возможных последствий) явились следующие:
25 января 2016 года на энергоблоке № 4 Ленинградской АЭС при проведении ре-
монта маслонасосов ГЦН имели место неправильные действия производителя работ,
связанные с несоблюдением требований нарядно-допускной системы, расширени-
ем рабочего места и объема работ (произведено отключение штепсельных разъемов
цепи питания электродвигателей маслонасосов работающего 4ГЦН-22 (а не выве-
денного из работы для ремонта 4ГЦН-21). В данном нарушении проявился низкий
уровень культуры безопасности, следствием чего стали грубые ошибки ремонтного
и руководящего персонала АЭС, персонала сторонних организаций, игнорирующе-
го требования ремонтной документации, принимающие самовольные решения при
проведении ремонта оборудования (оценка по шкале INES — «0»);
40
3 июля 2016 года на энергоблоке № 4 Ленинградской АЭС при плановом опробовании
импульсного предохранительного клапана (ИПК) имело место длительное незакрытие
импульсного предохранительного устройства (ИПУ) 1ДО-1212 вследствие возможно-
го попадания твердой частицы в проточную часть ИПК (оценка по шкале INES — «0»);
22 июня 2016 года произошло нарушение условий безопасной эксплуатации энер-
гоблока № 1 Калининской АЭС по факту работы энергоблока на энергетическом
уровне мощности с неплотными прокладками главного разъема реактора (ГРР) с
15 мая 2016 года до 22 июня 2016 года. Основными причинами нарушения в работе
явились: недостаточное обжатие прокладок узла уплотнения ГРР; невыполнение опе-
ративным персоналом действий, предусмотренных технологическим регламентом и
инструкцией по эксплуатации реакторной установки (оценка по шкале INES — «1»);
22 августа 2016 года на энергоблоке № 2 Смоленской АЭС обнаружена течь по
основному металлу трубопровода связи раздаточно-группового коллектора с сис-
темой аварийного охлаждения реактора из-за транскристаллитного коррозионно-
го растрескивания металла трубопровода под напряжением. В событии имело ме-
сто нарушение условий безопасной эксплуатации по факту работы энергоблока на
энергетическом уровне мощности с наличием признаков течи в необслуживаемом
помещении (оценка по шкале INES — «1»);
18 октября 2016 года на энергоблоке № 2 Калининской АЭС произошло отклю-
чение трансформатора собственных нужд 6/0,4 кВ второй системы аварийного элек-
троснабжения, приведшее к отказу канала системы безопасности. Причина отклю-
чения — разрушение соединительной шины ввода 6 кВ фазы «А» трансформатора
(оценка по шкале INES — «0»);
10 ноября 2016 года произошло повреждение турбогенератора энергоблока № 1
Нововоронежской АЭС-2 из-за короткого замыкания в обмотке статора, привед-
шее к срабатыванию АЗ по факту отключения трех из четырех работающих главных
циркуляционных насосов (оценка по шкале INES — «0»);
10 ноября 2016 года произошло межвитковое короткое замыкание статора генератора
на энергоблоке № 1 Нововоронежской АЭС-2, приведшее к отключению всех 4 ГЦН;
19 ноября 2016 года на энергоблоке № 3 Калининской АЭС, находящегося в со-
стоянии «горячий останов», при проведении планового обхода герметичного ог-
раждения выявлена течь (парение) по узлу уплотнения главного разъема главного
циркуляционного насоса (ГР ГЦН). Причина — утрата прокладкой ГР ГЦН герме-
тизирующих свойств под воздействием эксплуатационных циклических нагрузок
(оценка по шкале INES — «0»).
Распределение нарушений в работе АЭС по непосредственным причинам при-
ведено в табл. 8.
Таблица 8
Распределение нарушений в работе АЭС в 2011-2016 гг.
по непосредственным причинам
Непосредственные причины
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
п/п
нарушений
1
Механические явления, процессы, со-
10
15
21
10
15
25
стояния
2
Электрические явления, процессы,
27
18
12
18
14
16
состояния
3
Химические явления и процессы, фи-
0
0
0
0
0
0
зика реактора
41
Непосредственные причины
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
п/п
нарушений
4
Гидравлические явления, процессы
1
3
2
3
0
9
5
Явления, процессы в контрольно-
0
8
3
3
2
9
измерительных системах
6
Условия окружающей среды для АС
0
0
0
1
1
1
7
Аномальные условия среды вне поме-
1
0
0
0
0
0
щений атомной станции
8
Человеческий фактор
6
8
3
7
3
6
9
Не установлена
1
0
1
1
0
0
Всего:
46
52
42
43
35
66
Наибольшее количество нарушений в работе АЭС, произошедших в 2016 году,
вызвано неисправностями, связанными с механическими и электрическими явле-
ниями, процессами и состояниями. В 2011-2015 годах большинство непосредствен-
ных причин нарушений в работе были также связаны с указанными факторами. При
этом число нарушений в 2016 году, связанных с механическими процессами, увели-
чилось по сравнению с 2015 годом в 1,3 раза, а связанных с электрическими процес-
сами, сохранилось на том же уровне. Количество нарушений, связанных с человече-
ским фактором, увеличилось в 2016 году по сравнению с 2015 годом в 2 раза (с 3 до 6).
Большинство нарушений в работе АЭС в 2016 году, как и в предыдущие 5 лет,
было вызвано такими коренными причинами, как недостатки управления и органи-
зации эксплуатации, ошибками конструирования, а также дефектами изготовления.
Коренные причины трех нарушений в работе не были установлены. Для установ-
ления коренных причин необходимо будет провести дополнительные расследова-
ния в соответствии с требованиями НП-004-08.
Распределение нарушений в работе АЭС по коренным причинам приведено в табл. 9.
Таблица 9
Распределение нарушений в работе АЭС в 2011-2016 гг. по коренным причинам
Причина нарушений
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
п/п
1
Ошибка конструирования
5
10
4
6
4
13
2
Ошибка проектирования
7
9
3
5
1
4
3
Дефект изготовления
9
4
9
8
6
10
4
Недостатки сооружения
0
0
0
0
0
0
5
Недостатки монтажа
4
2
3
1
3
5
6
Недостатки наладки
1
0
0
0
1
0
7
Недостатки ремонта, выполняемого
1
1
1
1
0
0
сторонними организациями
8
Недостатки проектной, конструктор-
1
2
3
2
0
2
ской и другой документации
9
Недостатки управления и организа-
13
19
17
17
17
25
ции эксплуатации АС
10
Не установлена
5
5
2
3
3
7
Всего:
46
52
42
43
35
66
42
Из 66 нарушений в работе по шкале INES — 2001 (Международная шкала собы-
тий на атомных станциях) классифицированы комиссиями по расследованию на-
рушений в работе: 2 нарушения — уровнем «1» (на энергоблоках № 1 Калининской
АЭС, № 2 Смоленской АЭС), 37 — уровнем «0», 27 — «вне шкалы».
По результатам расследования указанных выше нарушений в работе АЭС экс-
плуатирующей организацией АО «Концерн Росэнергоатом» разработаны и реали-
зуются соответствующие корректирующие меры по предотвращению повторения
аналогичных событий.
Выполнение корректирующих мероприятий по устранению причин нарушений
контролируется отделами инспекций ядерной и радиационной безопасности на
АЭС, а также территориальными органами по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью Ростехнадзора.
В связи со значительным ростом количества нарушений в 2016 году Ростехнад-
зором в АО «Концерн Росэнергоатом» было направлено письмо исх. от 13.09.2016
№ 05-00-12/2080 с требованием в кратчайшие сроки:
провести анализ и представить в Ростехнадзор информацию о причинах резкого
увеличения количества нарушений в работе АЭС, принятых (принимаемых) мерах
и мероприятиях, направленных на снижение количества нарушений;
разработать мероприятия по снижению количества отказов вводимых в эксплу-
атацию энергоблоков АЭС;
безотлагательно принять эффективные меры по повышению качества проведе-
ния ремонтов и технического обслуживания систем и элементов АЭС;
исключить сложившуюся негативную практику принятия неэффективных кор-
ректирующих мер, приводящих к повторению нарушений в работе атомных станций.
27 октября 2016 года Ростехнадзором было организовано и проведено совещание
с приглашением руководства АО «Концерн Росэнергоатом» и Госкорпорации «Рос-
атом» по вопросам резкого роста количества нарушений в работе атомных станций
и причинах, его вызвавших, а также принятия эффективных мер по стабилизации
ситуации и снижению количества нарушений. Заслушаны объяснения руководителя
АО «Концерн Росэнергоатом» о причинах роста количества нарушений в работе АЭС
и обсуждены принимаемые меры, направленные на повышение безопасной, надеж-
ной и устойчивой работы атомных станций. Ростехнадзором был представлен под-
робный анализ причин нарушений в работе АЭС с точки зрения надзорного органа.
АО «Концерн Росэнергоатом» представлен в Ростехнадзор приказ от 13.09.2016
№ 9/1132-П «О введении особого режима эксплуатации в центральном аппарате и
на действующих атомных станциях Концерна». Ростехнадзором проведен анализ
достаточности принимаемых мер по снижению количества нарушений, по резуль-
татам которого в АО «Концерн Росэнергоатом» направлены предложения по разра-
ботке дополнительных мер (письмо исх. от 10.11.2016 № 05-00-12/2579).
В письме указано, что приказом не предусмотрены:
принятие эффективных корректирующих мер, направленных на предотвраще-
ние повторяющихся нарушений в работе атомных станций;
разработка мероприятий по снижению количества отказов на вводимых в экс-
плуатацию энергоблоках АЭС.
30 ноября 2016 года Ростехнадзором проведено рабочее совещание с руководст-
вом АО «Концерн Росэнергоатом» по вопросу результативности принятых мер по
снижению количества нарушений в работе АЭС.
43
На рабочем совещании был рассмотрен План мероприятий по повышению ка-
чества проведения ремонтов (технического обслуживания) и снижению количества
неплановых остановов энергоблоков АЭС, разработанный АО «Концерн Росэнер-
гоатом» по требованию Ростехнадзора.
Радиоактивные выбросы и сбросы
Величины радиоактивных выбросов инертных радиоактивных газов (ИРГ) и аэ-
розолей на АЭС России в 2016 году с оценкой по отношению к годовым предель-
но допустимым выбросам (ПДВ), рассчитанным и утвержденным для каждой АЭС,
приведены в табл. 10.
Таблица 10
Величины радиоактивных выбросов инертных радиоактивных газов и аэрозолей на АЭС
России в 2016 г. с оценкой по отношению к годовым предельно допустимым выбросам
АЭС
ИРГ
I-131
Co-60
Cs-134
Cs-137
ТБк
МБк (% ПДВ)
(% ПДВ)
АЭС с ВВЭР-440, ВВЭР-1000, ВВЭР-1200
Балаковская
17,6 (0,06)
72,7 (1,2)
5 (0,02)
0,7 (0,02)
2 (0,03)
Калининская
13,3 (0,1)
20,2 (0,001)
9,6 (0,006)
6,6 (0,04)
26,5 (0,07)
Нововоронежская
41 (0,3)
1000 (0,3)
62 (0,04)
1,5 (0,008)
19 (0,05)
Ростовская
85,5 (2,9)
115 (0,1)
7,1 (0,01)
3,1 (0,006)
9,3 (0,02)
Кольская
13 (0,09)
137 (0,04)
10,6 (0,007)
1,68 (0,01)
2,1 (0,005)
АЭС с РБМК-1000
Курская
307 (0,03)
1254 (0,04)
96 (0,01)
5,4 (0,001)
29,1 (0,003)
Ленинградская
334 (0,6)
247 (0,02)
212 (0,4)
23 (0,08)
34,9 (0,04)
Смоленская
160 (0,1)
135 (0,07)
80,5 (0,2)
23,5 (0,08)
35,3 (0,04)
АЭС с АМВ-100, АМБ-200, БН-600, БН-800
Белоярская
10,8 (0,6)
1634 (1,8)
59,3 (0,2)
76,2 (1,7)
7 (0,07)
АЭС с ЭГП-6
Билибинская
522 (1,4)
165 (0,003)
0,06 (0,001)
0,02 (0,07)
0,02 (0,04)
В 2016 году газоаэрозольные выбросы АЭС были значительно ниже ПДВ и не
превышали по ИРГ — 2,9 % (Ростовская АЭС), I-131 — 1,8 % (Белоярская АЭС),
Со-60 — 0,4 % (Ленинградская АЭС), Сs-134 — 1,7 % (Белоярская АЭС) и Сs-137 —
7 % (Белоярская АЭС).
Объемы жидких сбросов в окружающую среду и поступление радионуклидов в
поверхностные воды по отношению к допустимому сбросу (ДС), рассчитанному и
утвержденному для каждой АЭС, приведены в табл. 11.
Данные для всех АЭС, кроме Билибинской и Курской АЭС, приводятся по Cs-137,
который дает основной вклад (до 70 %) в суммарную активность сбросной воды. Для
Билибинской и Курской АЭС данные о радиоактивности сбросной воды приводят-
ся по Со-60, вклады которого в суммарную активность сбросов составляют на Би-
либинской АЭС — до 75 %, на Курской АЭС — до 60 %.
Дебалансные воды Балаковской и Ростовской АЭС, поступающие в брызгальные
бассейны, являются оборотными, в окружающую среду не сбрасываются и потому
ДС для них не устанавливается.
44
Таблица 11
Объемы жидких сбросов в окружающую среду и поступление радионуклидов
в поверхностные воды по отношению к ДС, рассчитанному
и утвержденному для каждой АЭС
АЭС
Объем сброшенной воды,
Поступление радионуклидов,
м3
МБк( % ДС)
АЭС с ВВЭР-440, ВВЭР-1000, ВВЭР-1200
Балаковская
16320
9
Калининская
2008
27,9(0,8)
Нововоронежская
51000
16(0,4)
Ростовская
82720
100
Кольская
12159
9,8(0,02)
АЭС с РБМК-1000
Курская
27210
4,6(1,3)
Ленинградская
4550
3,1(0,2)
Смоленская
46074
4,1(0,2)
АЭС с АМБ-100, АМБ-200, БН-600, БН-800
Белоярская
96633
95(0,6)
АЭС с ЭГП-6
Билибинская
2120
6,9(0,05)
Дебалансные воды Ленинградской АЭС представляют собой избыточный специ-
ально доочищенный конденсат, образующийся в результате очистки загрязненных
трапных вод. Конденсат поступает в специальную емкость и используется для под-
питки технологических контуров.
Фактические значения активностей жидких сбросов АЭС меньше допустимых и
не превышали 1,3 % величины ДС (Курская АЭС).
Радиоактивные отходы
Информация о заполнении хранилищ жидких (ХЖО) и твердых (ХТО) радиоактивных
отходов на АЭС России по состоянию на 31 декабря 2016 года приведена в табл. 12-13.
Таблица 12
Информация о заполнении хранилищ жидких радиоактивных отходов
на АЭС России
АЭС
Вместимость ХЖО, м3
Количество ЖРО, м3
Заполнение ХЖО, %
АЭС с ВВЭР-440, ВВЭР-1000, ВВЭР-1200
Балаковская
3800
1461
38,5
Калининская
3242
2311
71,3
Нововоронежская
17691
4543
25,7
Ростовская
800
339
42,4
Кольская
8896
5618
63,2
АЭС с РБМК-1000
Курская
70400
41948
59,6
Ленинградская
21920
19832
90,5
Смоленская
29400
17980
61,2
АЭС с АМБ-100, АМБ-200, БН-600, БН-800
Белоярская
6050
4288
70,9
АЭС с ЭГП-6
Билибинская
1000
724
72,4
45
Степень заполнения ХЖО на АЭС в среднем составляла 59,6 %. Однако ХЖО Ле-
нинградской АЭС заполнены на 90,5 %.
Таблица 13
Информация о заполнении хранилищ твердых радиоактивных отходов на АЭС России
АЭС
Вместимость ХТО, м3
Количество ТРО, м3
Заполнение ХТО, %
АЭС с ВВЭР-440, ВВЭР-1000, ВВЭР-1200
Балаковская
41964
19941
47,5
Калининская
21301
10376
48,7
Нововоронежская
58016
47661
82,2
Ростовская
7476
700
9,4
Кольская
47068
14774
31,4
АЭС с РБМК-1000
Курская
33025
28086
85
Ленинградская
50242
37867
75,4
Смоленская
27220
14616
53,7
АЭС с АМБ-100, АМБ-200, БН-600, БН-800
Белоярская
20057
14717
73,4
АЭС с ЭГП-6
Билибинская
6330
4144
65,5
Степень заполнения ХТО на АЭС в среднем составляла 57,2 %. Однако ХТО Кур-
ской, Нововоронежской и Ленинградской АЭС заполнены на 85 %, 82,2 % и 75,4 %
соответственно.
Дозовые нагрузки на основной и привлекаемый персонал
Коллективная и средняя индивидуальная дозы облучения персонала и лиц, ко-
мандированных на АЭС России, приведены в табл. 14.
Таблица 14
Коллективная и средняя индивидуальная дозы облучения персонала и лиц,
командированных на АЭС России
АЭС
Число
Коллективная доза
Средняя индивидуальная
контролируемых лиц
облучения, чел.Зв
доза облучения, мЗв
АЭС с ВВЭР-440, ВВЭР-1000, ВВЭР-1200
Балаковская
Персонал
1986
0,56
0,28
Командир.
1787
0,91
0,51
Итого
3773
1,47
0,4
Калининская
Персонал
2250
1,99
0,88
Командир.
1537
0,71
0,46
Итого
3787
2,7
0,71
Нововоронежская
Персонал
2038
1,83
0,9
Командир.
3426
0,89
0,26
Итого
5464
2,72
0,5
Ростовская
Персонал
1441
0,31
0,21
Командир.
1324
0,4
0,3
Итого
2765
0,71
0,16
Кольская
Персонал
1221
1,4
1,16
Командир.
964
0,88
0,96
Итого
2185
2,28
1,07
46
АЭС
Число
Коллективная доза
Средняя индивидуальная
контролируемых лиц
облучения, чел.Зв
доза облучения, мЗв
АЭС с РБМК-1000
Курская
Персонал
3235
4,74
1,46
Командир.
2942
7,52
2,56
Итого
6123
12,26
2
Ленинградская
Персонал
3523
6,94
1,97
Командир.
1938
3,49
1,8
Итого
5461
10,43
1,91
Смоленская
Персонал
2655
5,5
2,07
Командир.
2841
3,85
1,35
Итого
5496
9,34
1,7
АЭС с АМБ-100, АМБ-200, БН-600, БН-800
Белоярская
Персонал
1851
0,98
0,55
Командир.
2147
0,24
0,11
Итого
3878
1,22
0,31
АЭС с ЭГП-6
Билибинская
Персонал
483
2,01
4,16
Командир.
240
0,86
3,59
Итого
723
2,87
3,97
Максимальные индивидуальные дозы облучения за отчетный период при ремон-
тах оборудования получил основной (4,16 мЗв) и привлекаемый персонал (3,59 мЗв)
Билибинской АЭС.
Случаев превышения среднего значения предела дозы персонала группы А за лю-
бые последовательные 5 лет, установленного НРБ-99/2009 и равного 20 мЗв в год,
на АЭС России за отчетный период не зарегистрировано.
Государственный строительный надзор на объектах использования атомной энергии
Государственный строительный надзор на сооружаемых объектах использования
атомной энергии в 2016 году осуществлялся комплексными рабочими группами под
руководством заместителей руководителей МТУ ЯРБ в соответствии с требования-
ми Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществле-
нии государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержден-
ного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, и
приказа Ростехнадзора от 01.10.2014 № 446.
Изданы приказы Ростехнадзора о назначении комплексных рабочих групп для
осуществления государственного строительного надзора на всех сооружаемых объ-
ектах использования атомной энергии (ОИАЭ), а также на находящихся в эксплуа-
тации АЭС, на которых ведется строительство отдельных объектов.
В 2016 году в рамках государственного строительного надзора в соответствии с
указанными программами проведено 123 проверки сооружаемых ОИАЭ. Данные по
осуществлению в 2016 году государственного строительного надзора сооружаемых
ОИАЭ приведены в табл. 15.
47
Таблица 15
Данные по осуществлению в 2016 г. государственного строительного надзора
сооружаемых ОИАЭ
Количество
Сумма нало-
объектов
проведенных
выявленных
выданных
составленных
женных штра-
нарушений
предписаний
протоколов
фов, тыс. руб.
50
123
1448
113
89
5136
Данные по инспекционной деятельности в рамках осуществления государст-
венного строительного надзора при сооружении ОИАЭ МТУ ЯРБ Ростехнадзора в
2016 году по сравнению с 2015 годом приведены в табл. 16.
Таблица 16
Данные по инспекционной деятельности в рамках осуществления государственного
строительного надзора при сооружении ОИАЭ МТУ ЯРБ Ростехнадзора в 2016 г.
по сравнению с 2015 г.
2015 г.
2016 г.
Количество проверок
93
123
Количество выявленных нарушений
1714
1448
Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.
10621
5136
Государственный строительный надзор на энергоблоках АЭС
В 2016 году в соответствии с «Программой деятельности Государственной корпо-
рации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период», утвержденной по-
становлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2008 № 705, и Планом
реализации «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» осуществ-
лялось сооружение 7 энергоблоков АЭС (блоки №1 и 2 Ленинградской АЭС-2, блок
№ 2 Нововоронежской АЭС-2, блок № 4 Ростовской АЭС, блоки № 1 и 2 Курской
АЭС-2, блок № 1 Балтийской АЭС). Один энергоблок находится на этапе опытно-
промышленной эксплуатации (блок № 1 Нововоронежской АЭС-2) и один энерго-
блок принят в промышленную эксплуатацию 31 октября 2016 года (энергоблок № 4
Белоярской АЭС). На всех вышеуказанных энергоблоках АЭС в 2016 году осуществ-
лялся государственный строительный надзор.
В 2016 году в рамках государственного строительного надзора в соответствии с
указанными программами проведено 46 проверок сооружаемых энергоблоков АЭС.
Данные по осуществлению в 2016 году государственного строительного надзора со-
оружаемых энергоблоков АЭС приведены в табл. 17.
Таблица 17
Данные по осуществлению в 2016 г. государственного строительного надзора
сооружаемых энергоблоков АЭС
Количество
Сумма нало-
объектов
проведенных
выявленных
выданных
составленных
женных штра-
проверок
нарушений
предписаний
протоколов
фов, тыс. руб.
9
46
716
34
55
3563
Данные об инспекционной деятельности в рамках осуществления государствен-
ного строительного надзора при сооружении энергоблоков АЭС МТУ ЯРБ Ростех-
надзора в 2016 году по сравнению с 2015 годом приведены в табл. 18.
48
Таблица 18
Данные по инспекционной деятельности в рамках осуществления государственного
строительного надзора при сооружении энергоблоков АЭС МТУ ЯРБ Ростехнадзора
в 2016 г. по сравнению с 2015 г.
2015 г.
2016 г.
Количество проверок
24
46
Количество выявленных нарушений
716
1147
Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.
6651
3563
В отчетном периоде по результатам проведенной проверки законченного строи-
тельством объекта — сооружаемого энергоблока АЭС Уральским МТУ ЯРБ Ростехнад-
зора выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта
капитального строительства требованиям технических регламентов, иных норматив-
ных правовых актов и проектной документации энергоблока № 4 Белоярской АЭС.
2.2.2. Объекты ядерного топливного цикла
В 2016 году под надзором Ростехнадзора находилось 17 промышленных предпри-
ятий ядерного топливного цикла (ПЯТЦ), 163 научно-исследовательских, проект-
ных организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги
ПЯТЦ, в том числе осуществляющих перевозки, хранение ядерных материалов и
выполняющих иные работы для предприятий ядерного топливного цикла, на осно-
вании лицензий Ростехнадзора.
В число поднадзорных объектов входили:
12 промышленных реакторов, из которых 1 в режиме окончательного останова и
11 в стадии вывода из эксплуатации;
26 ядерных установок по переработке ядерных материалов (добыча и переработ-
ка природного урана, сублиматное производство, разделение изотопов урана, хи-
мико-металлургическое и радиохимическое производства, производство ядерного
топлива, переработка отработавшего ядерного топлива);
15 ядерных установок для проведения НИОКР с использованием ядерных мате-
риалов;
39 пунктов хранения ядерных материалов, отработавшего ядерного топлива и ра-
диоактивных отходов.
За отчетный период центральным аппаратом Ростехнадзора выдано 111 лицен-
зий на право осуществления деятельности в области использования атомной энер-
гии на объектах ядерного топливного цикла (в 2015 году — 81 лицензия).
Межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее — МТУ ЯРБ) в 2016 году выдано
140 лицензий на право осуществления деятельности в области использования атом-
ной энергии на объектах ядерного топливного цикла (в 2015 году — 125 лицензий).
МТУ ЯРБ выдано 331 разрешение работникам организаций на право ведения ра-
бот в области использования атомной энергии.
Центральным аппаратом Ростехнадзора за отчетный период выдано 83 разреше-
ния руководящим работникам организаций на право ведения работ в области ис-
пользования атомной энергии.
В соответствии со сроками, установленными в Плане проведении плановых про-
верок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной служ-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..