ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2008 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2008 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2008 год) - часть 14

 

 

80-90% отработанных железнодорожных шпал также используются. Вместе с
тем в республике по-прежнему не решен вопрос переработки отработанных
шпал, размещенных на длительное хранение вдоль полотна железной дороги.
Их объем возрос на 25% по сравнению с 2007 г. и составил 8279,3 т.
В целом же объем утилизации отходов 3 класса опасности растет при общем
снижении объемов их образования с 63 тыс. т в 2003 г. до 22,3 тыс. т в 2008 г.
Так, в 2008 г. 78% отходов 3 класса опасности использованы, 6% обезврежены,
10% размещены на длительное хранение и 6% захоронены. Из динамики об-
ращения с опасными отходами по годам (рис. 5.7) видно, что их использование
возросло с 27% в 2003 г. до 78% в 2008 г. Увеличение объемов отходов, раз-
мещенных на длительное хранение, (с 4% в 2005 г. до 10% в 2008 г.) связано с
работами по замене железнодорожного полотна, проводимыми ОАО «РЖД».
Рис. 5.7 Динамика обращения с отходами 3 класса опасности
в 2003-2008 гг., %
Отходы 4 класса (малоопасные) представлены отходами коры - 54,6% от
объема отходов 4 класса, золошлаковыми отходами от сжигания углей (10,4%),
отходами, образующимися при механической и биологической очистке сточных
вод и жидкими бытовыми отходами (7,5%), твердыми бытовыми отходами от
предприятий, отчитывающихся по статистической форме 2-ТП (отходы), без
учета отходов от населения - около 2%. Отходов 4 класса в 2008 г. образовано
670 890,7 т (без учета образования твердых бытовых отходов от населения),
или 0,7% от общего объема образования всех отходов. Ежегодно используется
50-83% отходов 4 класса. Отходы коры используются на 98% в качестве то-
плива в утилизационных котельных целлюлозно-бумажных комбинатов; около
50% отходов, образующихся при механической и биологической очистке сточ-
ных вод, размещаются на хранение; жидкие бытовые отходы почти полностью
передаются на обезвреживание; около 90% отходов золошлаков от сжигания
углей размещается на захоронение. В 2008 году наблюдался рост объемов ис-
пользования отходов: с 59% (в 2003 г.) до 82% (рис. 5.8).
Весь объем ежегодно образующихся твердых бытовых отходов (ТБО) раз-
мещается на свалках ТБО для захоронения. В республике отсутствует система
210
Рис 5.8 Динамика обращения с отходами 4 класса опасности
в 2003-2008 гг., %
селективного сбора, переработки и обезвреживания ТБО. При постоянном ро-
сте отходов потребления весьма актуально снижение их негативного влияния
путем переработки и обезвреживания отходов ТБО.
Отходы 5 класса опасности (практически не опасные) составляют 99,3%
от общего объема отходов. В 2008 г. образовано 94 921 752, 3 т отходов 5 клас-
са, что на 10% меньше уровня 2007 г. 5 класс опасности на 98% представлен
отходами добычи и переработки рудных полезных ископаемых. К ним относят-
ся также отходы добычи нерудных полезных ископаемых (вскрышные породы,
отходы производства щебня и камнеобработки), отходы лесозаготовок, отходы
заготовки и переработки древесины. Около 95% отходов 5 класса опасности
размещается на объектах захоронения (отвал вскрышных пород, хвостохрани-
лища) и лишь около 4,5% отходов используются (рис. 5.9).
100
94,6
95
93,6
94
90
90
87,1
80
70
60
использование
50
захоронение
40
30
20
12,9
10
10
6,4
5,4
6
5
0
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Рис 5.9 Динамика обращения с отходами 5 класса опасности
в 2003-2008 гг., %
211
В разрезе видов экономической деятельности наиболее крупные объемы
отходов образуют добыча железных руд - 92,7 млн т (99,3%), добыча прочих
полезных ископаемых - 1,333 млн т, целлюлозно-бумажное производство -
0,602 млн т, лесоводство и лесозаготовка - 0,150 млн т, обработка древесины -
0,281 млн т, сельское хозяйство - 0,238 млн т, транспорт и связь - 0,154 млн т.
К числу наиболее крупных загрязнителей окружающей среды промышленными
отходами относятся ОАО «Карельский окатыш», ОАО «Кондопога», ОАО «Се-
гежский ЦБК», ОАО «ЦЗ Питкяранта», ОАО «ЛФК Бумэкс», ОАО «НАЗ-СУАЛ»
(табл. 5.6). Из табл. 5.6 следует, что 97,9% опасных отходов в 2008 г. образова-
ли 6 крупных предприятий республики.
Таблица 5.6
Объем образования опасных отходов на крупнейших предприятиях
в 2008 г., т
Наименование пред-
Образовано
в том числе по классам опасности
приятия
отходов
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
ОАО «Кондопога»
296 890,3
5,2
1,1
395,0
250 654,4
45 834,6
ОАО «Сегежский ЦБК»
274 834,7
1,7
3,5
167,4
139 029,9
135 632,3
ОАО «ЦЗ Питкяранта»
30 695,3
0,2
0,1
22,1
24 097,1
6 575,8
ОАО «НАЗ-СУАЛ»
9 774,6
0,7
3,6
1553,1
6 294,6
1 922,6
ОАО «Карельский ока-
92 721 076,4
11,3
1,0
349,3
598,7
92 720 116,1
тыш»
ОАО «ЛФК Бумэкс»
41 025,6
0,1
0,1
38,2
16 588,0
24 399,2
Всего по крупным
93 374 296,9
19,2
9,4
2 525,1
437 262,7
92 934 480,5
предприятиям
Всего по РК
95 615 505,4
79,9
58,3
22 724,2
670 890,7
94 921 752,3
Доля отходов крупных
97,7
24,0
16,1
11,1
65,2
97,9
предприятий
Итак, анализ абсолютных, относительных и удельных экологических пока-
зателей экономической деятельности свидетельствует о некотором снижении
негативного воздействия хозяйства республики на природную среду в 2008 г.
за исключением загрязнения отходами производства и потребления. Основной
вклад в загрязнение атмосферного воздуха внесли предприятия следующих
видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (42% от
объема валовых выбросов по республике); целлюлозно-бумажное производ-
ство, издательская и полиграфическая деятельность (28%); производство и
распределение электроэнергии, газа и воды (14%) и металлургическое произ-
водство и производство готовых металлических изделий (6%). Основными за-
грязнителями водных объектов по-прежнему являются целлюлозно-бумажные
предприятия (50% от общего объема сброса сточных вод по республике), ме-
таллургическое производство
(19%), деревообрабатывающие предприятия
(14%). Наиболее крупные объемы отходов (98%) образуют предприятия по до-
быче полезных ископаемых.
212
РАЗДЕЛ 6. Техногенные аварии и природные
катастрофы
В 2008 г. на территории Республики Карелия зарегистрировано 24 чрезвы-
чайные ситуации, в том числе: техногенного характера -
22; природного - 2
(табл. 6.1). В сравнении с 2007 г. наблюдается уменьшение общего числа ЧС
в 1.3 раза (в 2007 г. было зарегистрировано
30 ЧС, в том числе: техноген-
ных - 28, природных - 2). В чрезвычайных ситуациях пострадало - 78 человек
2007 г. - 89 человек); погибло -
51 человек (в 2007 г. - 60 человек), спа-
сено - 27 человек (в 2007 г. - 29 человек). Для ликвидации ЧС привлекалось
508 человек,
173 единицы техники.
Таблица 6.1
Основные показатели чрезвычайных ситуаций за 2008 г.
(в сравнении с 2007 г.)
Характер
Масштабность ЧС
Материальный
ЧС
всего
локальные
муниципальные
ущерб, млн руб.
2007г.
2008 г.
2007 г.
2008 г.
2007 г.
2008 г.
2007 г.
2008 г.
техногенные
28
22
28
22
-
-
12.909
1.450
природные
2
2
-
2
2
6.516
нет
ИТОГО
30
24
28
24
2
2
19.425
1.450
В 2008 г. чрезвычайные ситуации зарегистрированы в
8 муниципальных
районах (50 % от общего числа районов в республике) и двух городских окру-
гах
(100%). Доля населения, погибшего в результате ЧС, составляет 0,009 %
от численности населения территорий, на которых сложились ЧС и нарушены
условия жизнедеятельности.
6.1. Техногенные чрезвычайные ситуации
За 2008 г. на территории республики зарегистрировано 22 техногенных
чрезвычайных ситуаций, что в 1.3 раза меньше, чем в 2007 году (28). По ти-
пам чрезвычайные ситуации техногенного характера распределяются следую-
щим образом: пожары - 21 (все пожары в жилищном секторе), что составляет
95 % от общего числа техногенных ЧС; обрушение зданий и сооружений жилого,
социально-бытового и культурного назначения - 1. В 2007 г. - 28 ЧС, в том числе
на транспорте - 1, в жилищном секторе - 23, на объектах иного назначения - 4.
Несмотря на достаточно значительное количество ЧС в 2008 году, удалось
не допустить масштабных чрезвычайных ситуаций на крупных объектах эконо-
мики, потенциально опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения
населения в период проведения отопительного сезона. Основной причиной
значительного числа чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, является
нарушение правил пожарной безопасности населением в нетрезвом состоянии
в частном жилищном фонде.
Аварийные ситуации с разливами нефтепродуктов. На перекрестке ав-
тодорог «Сортавала-Вяртсиля» и «Сортавала-Олонец» на 187 км в резуль-
тате ДТП произошло опрокидывание в кювет а/м «Мерседес Бенц», груженной
213
лако-красочными материалами финской марки «Tikkurila» объемом 35-36 т
(19.01.2008). В результате опрокидывания в кювет произошла утечка нефте-
продуктов в ручей Турпоя. Со слов водителя объем пролившихся нефтепро-
дуктов 50 л.
Произошло загрязнение нефтепродуктами (дизельным топливом) аквато-
рии Монастырской бухты Ладожского озера в районе острова Валаам (17-18.
04.2008). Источник загрязнения - склад топлива ДЭС острова Валаам Петро-
заводской ТЭЦ Филиала «Карельский» ОАО «Территориальная генерирующая
компания № 1». Причина - падение трёх деревьев на нефтепродуктопровод
на складе топлива ДЭС острова Валаам и, как следствие, разрыв и загрязне-
ние нефтепродуктами (дизельным топливом) акватории Ладожского озера. По
данным Петрозаводской ТЭЦ Филиала «Карельский» ОАО «Территориальная
генерирующая компания № 1» количество попавшего нефтепродукта - 220 ли-
тров. Директор Петрозаводской ТЭЦ Филиала «Карельский» ОАО «Территори-
альная генерирующая компания № 1» привлечен к ответственности по части 4
статьи 8.13. КоАП РФ.
Произошел аварийный разлив бензина газового стабильного в результа-
те схода с пути 11 вагонов - цистерн при проведении маневровых работ на
территории железнодорожного узла Беломорск Петрозаводского отделения
Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (07.06.2008). Работы
по восстановлению нарушенных земель проведены специализированным эко-
логическим предприятием ЗАО «СПЭК» (г. Санкт-Петербург). С места аварии
собраны остатки груза, проведена утилизация на спецполигон ГУПП «Полигон
Красный бор» (г. Санкт-Петербург). По расчету ОАО «РЖД» утрата груза со-
ставила 58,1 тонны. По факту выявленных нарушений требований к охране
водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или)
истощение (часть 4 статьи 8.13. КоАП РФ) привлечено к административной от-
ветственности юридическое лицо ОАО «РЖД».
Перечисленные аварии значительного экологического ущерба окружаю-
щей среде не нанесли.
6.2. ПРИРОДНЫЕ И БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ
СИТУАЦИИ
По данным ГУ «Карельский ЦГМС» в 2008 г. зафиксирована одна чрезвы-
чайная ситуация, обусловленная таким природным фактором, как опасные ги-
дрометеорологические явления. В результате воздействия комплекса неблаго-
приятных метеорологических явлений 23-24 ноября получили значительные
повреждения набережная Онежского озера и причальные сооружения речного
вокзала в г. Петрозаводск, прибрежная полоса Громовской стороны микрорайо-
на Соломенное, нанесен ущерб общественной организации «Петрозаводский
городской клуб любителей водного туризма» и Морскому центру. По инфор-
мации Госкомитета Республики Карелия по пожарной безопасности, предупре-
ждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, материальный ущерб составил
около 15 млн руб.
По данным Государственного комитета Республики Карелия по пожар-
ной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за
214
2008 г. на территории республики зафиксировано 2 чрезвычайные ситуации,
которые связаны с отрывом прибрежных льдов с рыбаками. По сравнению
с 2007 г. число ЧС природного характера осталось на прежнем уровне. За
2007 г. - 2 ЧС, в том числе: отрыв прибрежных льдов - 1; крупный лесной по-
жар - 1. Гибель людей в 2008 г., как и в прошлом при природных ЧС удалось
не допустить.
Аварий, катастроф, подлежащих учету как чрезвычайные ситуации со-
гласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007
№ 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» и приказу МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении
критериев информации о чрезвычайных ситуациях», оказывающих воздей-
ствие на окружающую среду в 2008 г. на территории республики не зафик-
сировано.
Общее число чрезвычайных ситуаций природного характера из года в год в
течение последних пяти лет колеблется в пределах от 10 до 30. Общая дина-
мика в большей степени зависит от числа чрезвычайных ситуаций, связанных
с крупными лесными пожарами.
Экстремальные пожароопасные сезоны повторяются 2-3 раза в десятиле-
тие (рис. 6.1).
Рис. 6.1 Сравнительные данные о лесных пожарах (1999 -2008 гг.)
Причем наибольшие показатели прослеживаются с периодичностью через
3-4 года (1999, 2002, 2006 гг.), а 2006 и 2007 г.г. были благополучными в пла-
не опасности лесных пожаров
(число их колебалось в пределах 90-100, об-
щей площадью 360-390 га). Ни один из зарегистрированных лесных пожаров
в 2008 г. не перешел в разряд крупных, подлежащих учету как ЧС.
За
2008 г. на территории республики не зафиксировано чрезвычайных
ситуаций, вызванных весенними паводками.
Чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера на террито-
рии республики в 2008 г., также как и в 2007 г., не зарегистрировано.
Проведенный анализ показывает, что все ЧС, возникшие на территории ре-
спублики за период с 2003 по 2008 г., по масштабности относятся к категории
«локальная» или «муниципальная», за исключением аварий в январе 2003 г.
на коммунальных системах в семи районах
(категория - «региональная»).
215
Своевременное проведение предупредительных и профилактических ме-
роприятий позволяет в течение последних шести лет не допустить крупномас-
штабных чрезвычайных ситуаций регионального характера на потенциально
опасных объектах и объектах систем жизнеобеспечения населения.
Пожарными и спасателями республики в течение 2008 года было спасе-
но 1324 человека (2007 г. - 919), в том числе, 1153 человека на пожарах
(2007 г. - 785); 171 человек на водоемах, в лесах и иных местах происшествий
(2007 г. - 134). По сравнению с 2007 г. удалось уменьшить число погибших на
42 человека, из них
12 на пожарах,
30 на водоемах. За период с 2003 по
2008 г. в ЧС и иного рода происшествиях (пожары, на водных объектах) спасе-
но 6107 человек. Более эффективная и качественная профилактическая рабо-
та позволила снизить количество погибших в 2008 г. по сравнению с 2003 г. на 154
человека. Однако несмотря на положительную динамику, количество погибших
остается значительным (2008 г. - 224 человека).
РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
7.1. Нормативно-правовая база
В статье 42 Конституции Российской Федерации отмечено, что «Каждый
имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию
о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или иму-
ществу экологическим правонарушением». Для обеспечения благоприятной
окружающей среды разработано природоохранное законодательство, в насто-
ящий момент насчитывающее более 600 нормативных документов. Базой при-
родоохранного законодательства являются федеральные законы и кодексы, на
основе которых издаются все подзаконные акты.
В 2008 г. в Российском законодательстве в сфере природоохранной дея-
тельности произошли существенные изменения, среди которых необходи-
мо отметить следующие:
- Федеральный закон № 309-ФЗ от 30.12.2008 внес существенные измене-
ния:
в ст. 8.2 КоАП РФ, в частности увеличив штрафы на юридических лиц в
случае несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических тре-
бований при обращении с отходами производства и потребления или иными
опасными веществами до суммы от 100 000 до 250 000 рублей;
в Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998, в частности с 01.07.2009, по-
лучение паспортов и лицензии требуется при взаимодействии не с опасными
отходами, а с отходами 1-4 класса опасности. Кроме того, с 01.07.2008 осво-
бождены от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение субъекты малого и среднего предпринимательства;
в ст. 11 и 12 Федерального закона №174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологиче-
ской экспертизе», дополнив перечень объектов экспертизы материалами обо-
снования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицен-
зирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом
«О лицензировании отдельных видов деятельности»;
216
- Федеральный закон № 75-ФЗ от 16.05.2008 также внес изменения в ст. 12
Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе»,
дополнив перечень объектов экспертизы подп. 4.1 следующего содержания:
«проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капиталь-
ный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняе-
мых природных территорий регионального и местного значения, за исключе-
нием проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11
настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации»;
- Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ-
ственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вступил в силу с
01.05.2009), коренным образом изменивший порядок проведения проверок, в
том числе природоохранных.
В 2008 г. пополнилась нормативно-правовая база природоохранного за-
конодательства Республики Карелия. Необходимо выделить принятие и из-
дание следующих документов:
- постановление Правительства Республики Карелия от
01.09.2008
№ 180-П «О создании комплексного (ландшафтного) заказника регионального
значения «Войница»;
- постановление Правительства Республики Карелия от
21.07.
2008
№ 134-П «Об утверждении Порядка использования финансовых средств на
проведение государственной экологической экспертизы объектов региональ-
ного уровня в Республике Карелия»;
- приказ Министерства природных ресурсов Республики Карелия от
17.09.2008 № 305 «О перечне должностных лиц Министерства природных
ресурсов Республики Карелия, уполномоченных составлять протоколы об ад-
министративных правонарушениях при осуществлении регионального госу-
дарственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объ-
ектов»;
- приказ Министерства природных ресурсов Республики Карелия от
17.09.2008 № 304 «О перечне должностных лиц Министерства природных ре-
сурсов Республики Карелия, осуществляющих региональный государственный
контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов»;
- приказ Министерства природных ресурсов Республики Карелия от
21.05.2008 № 155 «Об утверждении Административного регламента Министер-
ства природных ресурсов Республики Карелия предоставления государствен-
ной услуги по предоставлению водных объектов, находящихся в собственности
Республики Карелия, и водных объектов или их частей, находящихся в феде-
ральной собственности и расположенных на территории Республики Карелия,
в пользование на основании договоров водопользования, решений о предо-
ставлении водных объектов в пользование»;
- приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Респу-
блики Карелия от 06.08.2008 № 169 «Об утверждении Административного ре-
гламента Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики
Карелия по предоставлению государственной услуги по организации и про-
ведению государственной экологической экспертизы объектов регионального
уровня в Республике Карелия»;
217
- приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Респу-
блики Карелия от 07.07.2008 № 147 «Об утверждении Административного ре-
гламента Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики
Карелия по исполнению государственной функции по осуществлению государ-
ственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объ-
ектах хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности,
находящихся на территории Республики Карелия, за исключением объектов,
подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;
- приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Респу-
блики Карелия от 07.07.2008 № 146 «Об утверждении Административного ре-
гламента Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики
Карелия исполнения государственной функции по организации и проведению
государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха на объек-
тах хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности,
находящихся на территории Республики Карелия, за исключением объектов,
подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»;
- приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики
Карелия от 07.07.2008 № 145 «Об утверждении Административного регламен-
та Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия
исполнения государственной функции по осуществлению государственного
контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду на объектах
хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, на-
ходящихся на территории Республики Карелия, за исключением объектов, под-
лежащих федеральному государственному экологическому контролю»;
- приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республи-
ки Карелия от 28.01.2008 № 12 «Об утверждении Административного регла-
мента Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Ка-
релия по предоставлению государственной услуги по осуществлению выдачи
разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз-
дух стационарным источником»;
- приказ Управления Республики Карелия по охотничьему хозяйству от
19.03.2008 № 15 «Об утверждении перечня должностных лиц Управления Ре-
спублики Карелия по охотничьему хозяйству, уполномоченных составлять про-
токолы об административных правонарушениях».
Разработан и утвержден Административный регламент Министерства
природных ресурсов Республики Карелия исполнения государственной
функции по осуществлению регионального государственного контроля и
надзора за использованием и охраной водных объектов (приказ Министерства
от 13.07.2007 № 297 (зарегистрирован Администрацией Главы Республики
Карелия
03.08.2007 № 440, с изменениями, внесенными приказом Мини-
стерства от 13.12.2007 № 488, зарегистрирован Администрацией Главы РК
27.12.2007 № 500; приказом Министерства от 09.10.2008 № 334, зарегистри-
рован Администрацией Главы РК 16.10.2008 № 672).
218
7.2. Республиканские целевые программы в области
охраны окружающей среды
Региональная целевая программа «Экология и природные ресурсы
Республики Карелия на 2004-2010 годы». В 2008 г. в рамках региональной
целевой программы «Экология и природные ресурсы Республики Карелия на
2004-2010 годы» проводилось финансирование мероприятий подпрограмм:
«Отходы», «Сохранение биологического разнообразия» и «Регулирование
качества окружающей природной среды», направленных на предотвращение
загрязнения, сохранение природных комплексов, развитие сети особо охра-
няемых природных территорий и территорий с уникальными природными
ресурсами и условиями, сохранение биоразнообразия, организацию систе-
мы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей
природной среды. На выполнение мероприятий Программы в 2008 г. освоено
3572,8 тыс. рублей из бюджета РК. За отчетный период были выполнены сле-
дующие мероприятия Программы:
Подпрограмма «Сохранение биологического разнообразия». В целях при-
влечения внимания широких слоев населения и средств массовой информации
к проблемам охраны территорий заповедников и национальных парков, а также
развития устойчивого научного сотрудничества в рамках сохранения природного
и культурного достояния Карелии проведена международная экологическая ак-
ция «Марш парков» на особо охраняемых природных территориях республики:
НП «Водлозерский», НП «Паанаярви», ГПЗ «Кивач» и ГПЗ «Костомукшский» и
ГПРУ «Валаамский архипелаг». В акции приняло участие около 23 000 человек.
Также в рамках мероприятия «Развитие сети региональных ООПТ, под-
держка природоохранного режима» проведена инвентаризация 61 региональ-
ной ООПТ Прионежского, Кондопожского, Пряжинского, Суоярвского, Мед-
вежьегорского, Пудожского и Лахденпохского районов республики (см. также
раздел 4). На основании заключений по натурному обследованию ООПТ под-
готовлены проекты постановлений Правительства РК по внесению изменений
в нормативно-правовые акты о создании ООПТ в целях приведения в соот-
ветствие с действующим законодательством и устранения угроз целостности
ценных природных объектов и комплексов.
В рамках научно-исследовательских работ рыбохозяйственного значения
Институтом биологии КарНЦ РАН разработаны «Рекомендации по развитию ак-
вакультуры на внутренних водоемах Республики Карелия». В работе представ-
лена характеристика современного состояния развития аквакультуры респу-
блики и ее анализ. Разработанные рекомендации направлены на дальнейшее
динамичное экологически безопасное развитие аквакультур, использование
перспективных объектов для садкового рыбоводства, увеличение объемов
выращивания ценных видов рыб, повышение эффективности использования
водного фонда Республики Карелия, расширение ассортимента выращивае-
мых видов рыб, определены новые возможности для увеличения производства
рыбных ресурсов: новые водоемы для садкового рыбоводства. Использован
имеющийся многолетний научный задел исполнителей темы и другие материа-
лы научных исследований.
В национальных парках «Водлозерский» и «Паанаярви» проведены эколо-
гические лагеря. Мероприятие организовано для 350 школьников республики
219
в целях проявления творческих способностей, получения знаний, умений и на-
выков, а также активного отдыха подрастающего поколения.
В целях обеспечения населения информацией о состоянии окружающей
среды подготовлен и издан Государственный доклад о состоянии окружающей
среды РК в 2007 г. тиражом 1000 экземпляров.
На территории комплексного (ландшафтного) заказника регионального зна-
чения «Войница» в Калевальском районе, созданного Постановлением Пра-
вительства Республики Карелия от 01.09.2008 № 180-П, проведены работы по
аншлагированию территории заказника.
Приобретено программное обеспечение геоинформационной системы
(ГИС) особо охраняемых территорий регионального значения. Оно позволило
синхронизировать и использовать геоинформационный фонд КарНЦ РАН по
ООПТ в самых различных аспектах.
Подпрограмма «Отходы». В рамках мероприятий «Вывоз с территории ре-
спублики пестицидов, запрещенных к применению» доставлены в Финляндию
12 тонн пестицидов, накопленных на сельхозпредприятиях республики. Пести-
циды утилизированы на специализированном заводе «Экокем» (Риихимяки).
С целью утилизации ртутьсодержащих отходов из муниципальных учреж-
дений здравоохранения и общеобразовательных учреждений Суоярвско-
го, Питкярантского, Лахденпохского, Беломорского, Кемского, Муезерского,
Сортавальского, Пряжинского района и г. Петрозаводска организован вывоз
на специализированные предприятия ртутьсодержащих отходов (люминес-
центные, бактерицидные лампы, термометры) в количестве 22 313 штук и
110 кг ртутных приборов. В рамках мероприятия «Экологический мониторинг
и ликвидация ртутного загрязнения ртутьсодержащих отходов на территории
санитарно-защитной зоны городской свалки в м. Орзега» проведена инженерно-
техническая оценка объемов ртутьсодержащих отходов с дальнейшим вывоз-
ом и утилизацией люминесцентных ламп, ртутных приборов - игнитронов, ме-
таллических емкостей с боем ртутных ламп.
Также выполнены работы по оценке объемов захоронения ртутьсодер-
жащих отходов в Прионежском районе (территории Заозерского и Шуйского
участковых лесничеств).
Подпрограмма «Регулирование качества окружающей природной среды».
В рамках мероприятия «Проведение акрицидной обработки территорий детских
лагерей» с целью обеспечения экологической безопасности населения прове-
дены оценка эпидемиологической обстановки по клещевому энцефалиту, энто-
мологические обследования и акарицидная обработка территорий детских лет-
них оздоровительных лагерей: «Искорка», «Айно», «Сосновый бор», «Радуга»,
«Дружба», «Лесная сказка», школа-интернат «Карельский кадетсткий корпус»,
«Русский север», ДЮСШ № 3 в Прионежском районе; «Старт» в Кондопожском
районе; «Ладога» в г. Сортавала; профильного лагеря в м. Маткачи Пряжинского
района, экологического лагеря «Калипсо» в Пудожском районе (НП «Водлозер-
ский»), «Горняк» в г. Костомукша. Общая площадь обработки - 145 га.
Также лабораторией ПетрГУ «Экологические проблемы Севера» проведе-
на научно-исследовательская работа «Экологическая оценка влияния хозяй-
ственной деятельности на состояние Кондопожской губы Онежского озера».
В результате работы исследованы видовой состав, численность и биомасса
фитопланктона, зоопланктона, макрозообентоса; трофический статус и гидро-
220
химический режим водоема. Проведен ихтиоморфологический анализ, а также
интегральная оценка качества водной среды Кондопожской губы Онежского
озера методами биотестирования. На базе проведенных комплексных иссле-
дований показано влияние антропогенной нагрузки на качество вод Кондопож-
ской губы Онежского озера и на состояние его гидробиотов (фитопланктон,
зоопланктон, зообентос и ихтиофауна).
Подпрограмма «Водные ресурсы и водные объекты». Финансирование дан-
ной подпрограммы осуществлялось Министерством природных ресурсов РК.
Мероприятия подпрограммы направлены на предотвращение негативного воз-
действия вод, обеспечение безопасности эксплуатации Водлозерского водохра-
нилища, предупреждение последствий аварийного разрушения гидротехниче-
ских сооружений, снижение ущербов от подтопления территории пос. Калевала.
Другие программы. Разработана региональная целевая Программа «Со-
хранение генофонда карельской березы и воспроизводство ее ресурсов на
территории Республики Карелия на 2008-2015 годы», которая одобрена Пра-
вительством Республики Карелия (распоряжение от 30.09.2008 № 387р-П) и
утверждена Законодательным Собранием Республики Карелия (Постановление
от 27.11.2008 № 1127-IV ЗC). Наряду с лесохозяйственными и селекционными
работами составной частью Программы являются научные исследования Инсти-
тута леса КарНЦ РАН по разработке и внедрению инновационных биотехноло-
гий выращивания карельской березы, способствующих более эффективному и
успешному восстановлению генофонда исчезающей породы.
7.3. Экономическое регулирование
природопользования
Экономический механизм управления и регулирования природопользова-
ния - это совокупность плановых, финансовых, рыночных, организационно-
административных и иных мер воздействия на поведение участников матери-
ального производства в соблюдении экологических требований. Он включает
механизм поощрения (субсидии, кредитные, налоговые и другие льготы), при-
нуждения (налоги, сборы, платежи и штрафы за пользование природными ре-
сурсами и за загрязнение среды, продажу прав на загрязнение и т.п.), восстано-
вительные или компенсационные механизмы (создание специальных фондов
для борьбы с загрязнением, торговля квотами на выбросы, страхование ответ-
ственности за экологический ущерб, материальные компенсации государству,
регионам, фирмам и лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей сре-
ды). Задачи и рамки настоящего доклада позволяют рассмотреть лишь ограни-
ченный круг финансово-экономических мер.
Поступления доходов за пользование природными ресурсами слагают-
ся из налогов, сборов и регулярных платежей за пользование лесным фондом,
фондом недр, земельным фондом и водными объектами, объектами животного
мира и водных биологических ресурсов (табл. 7.1). В 2008 г. от пользователей
всех видов природных ресурсов поступило 1 776 625 тыс. руб. налогов, сборов
и платежей, или 97,8% к 2007 г. (1 816 299 тыс. руб.). Природоресурсные пла-
тежи составили 9,9% от общих поступлений всех налогов, сборов и регулярных
платежей в бюджеты всех уровней (13,0% в 2007 г.), в том числе:
221
- 673 030 тыс. руб. налоговых платежей (табл. 7.1);
- 643 322 тыс. руб. неналоговых платежей за пользование лесным фондом,
323 933,0 тыс. руб. арендной платы за пользование земельными участками и
136 340,0 тыс. руб. доходов от продажи земельных участков. Распределение
доходов по уровням бюджетов приведено в табл. 7.2. Основная доля в структу-
ре природно-ресурсных налогов и сборов в республике приходится на платежи
за пользование лесным фондом (36,2%), землей (33,6%) и недрами (23,3%).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №198-ФЗ «О феде-
ральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», За-
коном Республики Карелия от 17.01.2008 № 1157-ЗРК «О бюджете Республики
Карелия на 2008 год», приказом Федерального агентства лесного хозяйства
от 16.01.2008 № 8 «Об администрировании доходов бюджетной системы Рос-
сийской Федерации в 2008 году» администратором доходов от использования
лесов утверждено Министерство лесного комплекса Республики Карелия.
Платежи за использование лесов начисляются на основании Постановле-
ния Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках
платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площа-
ди лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и Федераль-
ного закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на
плановый период 2009 и 2010 годов». В отчетном году в бюджеты всех уровней
поступило 643 322,6 тыс. руб. платежей за использование лесов, в том числе в
федеральный бюджет - 433 797,4 и в консолидированный бюджет Республики
Карелия - 209 525,2 тыс. руб. (табл. 7.1).
Выполнение мероприятий по воспроизводству лесов на арендованных лес-
ных участках с 01.01.2007 г., согласно Лесному кодексу РФ, вменено в обязан-
ность арендатора. На мероприятия по воспроизводству лесов, проводимые на
неарендованных лесных участках, в 2008 г. направлено 13 711,8 тыс. руб. из
средств федерального бюджета.
В отчетном году незначительно изменились пропорции поступления и рас-
пределения налоговых и неналоговых платежей за пользование природными
ресурсами, сложившиеся в 2004-2007 гг. (табл. 7.3):
- снизился удельный вес платежей в общих поступлениях налогов и сборов
с 11,1-13,0% ранее до 9,9% в 2008 г.;
- несколько возросла доля платежей, оставляемых в распоряжение субъек-
тов Федерации. Ранее в консолидированном бюджете Карелии (сумме республи-
канского и местных бюджетов), например, в 1995 г. она составляла 84,4% всех
платежей, в 2003 г.-96,4%, в 2004-2007 гг. 53,8-57,3%, то в 2008 г. - 61,5%.
С развитием рыночных отношений доходная часть бюджета страны и ре-
гионов все полнее должна формироваться за счет природно-ресурсных пла-
тежей - доля рентных налогов во всех поступлениях налогов и сборов должна
неуклонно возрастать. Возрастающую роль в эти доходы вносит рынок земли.
По состоянию на 01.01.2009 г. в порядке разграничения государственной
собственности на землю право собственности Российской Федерации зареги-
стрировано на 2 281 земельный участок, общей площадью 14 920 551,16 га;
право собственности Республики Карелия - на 1155 земельных участка, общей
площадью 19 569,58 га, из них в 2008 г. - на 335 земельных участков, пло-
щадью 4226,79 га, право муниципальной собственности - на 292 земельных
участка, общей площадью 258,758 га.
222
Таблица 7.1
Поступление платежей за пользование природными ресурсами Республики Карелия
по уровням бюджета в 2008 г., тыс. руб.
в том числе в бюджеты:
Поступило в
из них в:
Наименование налогов, доходов и платежей
федераль-
консолиди-
2008 г., всего
бюджет
местные
ный
рованный РК
Карелии
бюджеты
1.
Платежи за пользование лесным фондом, всего
(пп. 1.1+1.2+1.3+1.4+1.5+1.6+1.7+1.8)
643 322,6
433 797,4
209 525,2
209 525,2
-
1.1. Плата за использование лесов по договору купли-продажи
лесных насаждений в части:
- минимальных ставок платы
21 202,7
21 202,7
-
-
-
– превышающей минимальные ставки платы
34 116,6
-
34 116,6
34 116,6
-
1.2. Арендная плата за использование лесов в части:
- минимального размера арендной платы
372 991,4
372 991,4
-
-
-
– превышающей минимальный размер арендной платы
171 882,4
-
171 882,4
171 882,4
-
1.3. Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных
сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет
34 766,4
34 766,4
-
-
-
1.4. Средства от реализации секвестрованной древесины
5,1
5,1
-
-
-
1.5.Доходы от оказания информационно - консультационных и
иных видов услуг
119,4
119,4
-
-
-
1.6. Денежные взыскания (штрафы) за нарушение лесного зако-
нодательства, установленное на лесных участках, находящихся в
федеральной собственности
4 712,4
4 712,4
-
-
-
1.7. Прочие доходы от использования лесного фонда РФ и лесов
иных категорий (по обязательствам, возникшим до 01.01.2007 г.)
6,5
-
6,5
6,5
-
1.8. Плата по договору купли - продажи лесных насаждений для
собственных нужд
3 519,7
-
3 519,7
3 519,7
-
2. Платежи за пользование землей (п. 2.1+2.2)
597 340
18 782
578 558
86 585
491 973
2.1. Земельный налог
137 067
0
137 067
0
137 067
в том числе в бюджеты:
Поступило в
из них в:
Наименование налогов, доходов и платежей
федераль-
консолиди-
2008 г., всего
бюджет
местные
ный
рованный РК
Карелии
бюджеты
2.2. Арендная плата за земли и доходы от продажи земли
(итог табл.7.2)
460 273,0
18 782,4
441 490,6
86 584,9
354905,7
3.
Налоги, сборы и платежи за пользование недрами,
итого
(пп. 3.1+3.2+3.3+3.4+3.5+3.6)
413 344
124 775
288 569
285 720
2 849
3.1. Налог на добычу полезных ископаемых
406 865
123 330
283 535
283 535
0
3.2. Платежи за проведение поисковых и разведочных работ
2 521
0
2 521
0
2 521
3.3. Платежи за добычу полезных ископаемых
86
0
86
0
86
3.4. Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с до-
0
бычей полезных ископаемых
242
0
242
242
3.5. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
16
-1
17
17
0
3.6. Регулярные платежи за пользование недрами при пользовании
недрами (неналоговый доход)
3 614
1 446
2 168
2 168
0
4. Водный налог
76 489
76 489
0
0
0
5. Сборы за пользование объектами животного мира и водных
биологических ресурсов
46 130
30 843
15 287
15 287
0
6. Налоги, сборы и платежи за пользование природными
ресурсами, всего (пп. 1+2+3+4+5)
1 776 625
684 686
1 091 939
597 117
494 822
7. Доля поступления налогов, сборов и платежей за пользование
природными ресурсами по уровням бюджетов, %
100,0
38,5
61,5
33,6
27,9
8. Общая сумма поступлений налогов, сборов и платежей в бюд-
жетную систему (без п. 1)
17 302 590
2 470 067
14 832 523
11 330 213
3 502 310
9. То же с учетом платежей за пользование лесным фондом (п. 8+
п. 1)
17 945 912
2 903 864
15 042 048
11 539 738
3 502 310
10. Доля платежей за пользование природными ресурсами в сумме
поступлений по уровням бюджетов (п. 6 / п. 9) 100, %
9,9
23,6
7,3
5,2
14,1
Таблица 7.2
Поступление арендной платы и доходов от продажи земельных участков в Республике Карелия в 2008 г., тыс. руб.
Поступило арендной платы и дохо-
в том числе
дов от продажи земельных участков в
доходов от продажи земельных
Наименование
арендной платы за земли
бюджеты всех уровней
участков
муниципальных
феде-
респу-
феде-
респу-
феде-
респу-
образований
всего
раль-
бликан-
местные
всего
раль-
бликан-
местные
всего
раль-
бликан-
местные
ный
ский
ный
ский
ный
ский
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Городские округа
Костомукшский
19695,5
56,2
4016,0
15623,3
14925,4
56,2
3062,0
11807,2
4770,1
-
954,0
3816,1
Петрозаводский
274410,6
10557,3
80285,3
183568,0
211810,0
10130,7
41439,9
160239,4
62600,6
426,6
38845,4
23328,6
Муниципальные районы
Калевальский
1909,5
148,9
7,6
1753,0
1881,5
148,9
7,6
1725,0
28,0
-
-
28,0
Кемский
4946,4
1040,8
452,6
3453,0
4397,4
1040,8
24,6
3332,0
549,0
-
428,0
121,0
Кондопожский
8623,7
695,4
1,3
7927,0
4457,7
695,4
1,3
3761,0
4166,0
-
-
4166,0
Беломорский
3351,5
402,0
155,7
2793,8
3188,7
402,0
134,7
2652,0
162,8
-
21,0
141,8
Лахденпохский
3785,9
976,9
0,0
2809,0
3346,9
976,9
-
2370,0
439,0
-
-
439,0
Лоухский район
3774,4
124,3
116,1
3534,0
3630,4
124,3
116,1
3390,0
144,0
-
-
144,0
Медвежьегорский
7989,5
108,2
631,3
7250,0
6821,5
108,2
631,3
6082,0
1168,0
-
-
1168,0
Муезерский район
4154,8
125,8
0,0
4029,0
4149,8
125,8
-
4024,0
5,0
-
-
5,0
Олонецкий район
6299,0
854,5
40,5
5404,0
4459,0
854,5
40,5
3564,0
1840,0
-
-
1840,0
Питкярантский
16814,6
95,5
38,1
16681,0
11863,6
95,5
38,1
11730,0
4951,0
-
-
4951,0
Прионежский
32243,8
1066,6
702,2
30475,0
20625,9
1060,8
562,1
19003,0
11617,9
5,8
140,1
11472,0
Пряжинский
10405,6
74,2
16,4
10315,0
1422,6
74,2
16,4
1332,0
8983,0
-
-
8983,0
Пудожский
8086,4
84,3
1,1
8001,0
7635,4
84,3
1,1
7550,0
451,0
-
-
451,0
Сегежский
8074,2
504,6
9,0
7560,6
7830,6
504,6
9,0
7317,0
243,6
-
-
243,6
Сортавальский
40841,8
1700,3
95,5
39046,0
8461,8
1700,3
95,5
6666,0
32380,0
-
-
32380,0
Суоярвский
4865,8
166,6
16,2
4683,0
3024,8
166,6
16,2
2842,0
1841,0
-
-
1841,0
Итого по Карелии
460273,0
18782,4
86584,9
354905,7
323933,0
18350,0
46196,4
259386,6
136340,0
432,4
40388,5
95519,1

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..