Главная Учебники - Разные ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2008 год)
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 3 4 5 6 ..
1.4.2. Распределение земельного фонда по угодьям
Земельные угодья - часть поверхности земли, обладающая определенны-
ми естественно-историческими свойствами, позволяющими использовать ее
для конкретных хозяйственных целей. Земельные угодья подразделяются
на сельскохозяйственные (пашня, многолетние плодовые насаждения, сено-
косы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, дороги,
застроенные территории, нарушенные земли и прочие) угодья.
Наибольший удельный вес в структуре земельных угодий Республики Ка-
релия приходится на леса и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд,
площадь которых составляет 9874 тыс.га (54,7% территории). Под поверх-
ностными водными объектами (реками, озерами, акваториями заливов Белого
моря, Ладожского и Онежского озер) занято 4188,2 тыс.га (23,2%). На долю
болот приходится 19,6%, или 3543,5 тыс.га. Сельскохозяйственные угодья за-
нимают 213,1 тыс.га, или 1,2% территории республики. Дорогами, застроен-
ными территориями и прочими угодьями, в совокупности занято 233,2 тыс.га
(1,3%). (рис.1.4).
Рис. 1.4 Распределение земельного фонда Республики Карелия
по видам угодий
Распределение земель Республики Карелия более подробно по видам уго-
дий и их динамика приведена в табл. 1.25.
Сельскохозяйственные угодья. К сельскохозяйственным угодьям отно-
сятся земли, систематически используемые для производства сельскохозяй-
ственной продукции. Сельскохозяйственные угодья занимают 213,1 тыс.га, или
1,2% территории Республики Карелия. По сравнению с 1940 годом площадь
сельскохозяйственных угодий в республике уменьшилась более, чем в 2 раза,
или на 271,2 тыс.га (рис. 1.5).
Основная доля сельскохозяйственных угодий приходится на категорию зе-
мель сельскохозяйственного назначения 68,3% или 145,5 тыс.га. Значитель-
ные площади сельхозугодий сосредоточены в категории земель запаса - 36,3
тыс.га (17,0%) и в категории земель населенных пунктов - 17,3 тыс.га (8,1%).
На землях лесного фонда расположено 12,3 тыс.га сельхозугодий (5,8%).
66
Таблица 1.25
Распределение земель Республики Карелия по угодьям и их динамика
2007 г.
2008 г.
2008 г. к 2007 г. (+/-)
№№
Наименование угодий
площадь
площадь
п/п
%
%
площадь (тыс.га)
(тыс.га)
(тыс.га)
1
Пашня
82,5
0,5
82,5
0,5
−
2
Залежь
0,1
0,1
-
3
Многолетние насаждения
5,8
5,8
−
4
Кормовые угодья
124,8
0,7
124,7
0,7
- 0,1
Итого сельхозугодья
213,2
1,2
213,1
1,2
- 0,1
5
Под лесами
9851,9
54,6
9851,8
54,6
- 0,1
Под лесными насаждениями,
6
не входящими в лесной фонд
22,2
0,1
22,2
0,1
−
7
Болота
3543,5
19,6
3543,5
19,6
-
8
Под водой
4188,2
23,2
4188,2
23,2
−
9
Под дорогами
87,4
0,5
87,4
0,5
−
10
Земли застройки
37,9
0,2
38,1
0,2
+ 0,2
11
Нарушенные земли
11,1
0,1
11,1
0,1
-
12
Прочие земли
96,6
0,5
96,6
0,5
-
В структуре сельскохозяйственных угодий республики на долю пашни при-
ходится 38,7%, или 82,5 тыс.га. Природные кормовые угодья (сенокосы и паст-
бища) занимают 124,7 тыс.га, или 58,5%, многолетние насаждения занимают
5,8 тыс.га (2,7%).
Рис.1.5 Изменение площадей сельхозугодий и пашни
в Республике Карелия с 1940 по 2008 г.
67
Площадь осушенных сельхозугодий в период с 1970 по 1995 гг. постоян-
но увеличивалась в связи с освоением заболоченных и залесенных земель в
сельхозпредприятиях. Однако начиная с 1995 г. прирост осушенных сельхозу-
годий практически приостановился, а площади осушенных сельхозугодий ста-
ли уменьшаться (рис.1.6).
Общая площадь осушенных сельскохозяйственных угодий в Республике
Карелия составляет 61,9 тыс.га, в том числе 40,8 тыс.га пашни. Эти земли на
значительных площадях характеризуются низкой мелиоративной обустроен-
ностью, неудовлетворительным культуртехническим состоянием и невысоким
почвенным плодородием. Более 42% (26,0 тыс.га) осушенных земель требуют
проведения работ по улучшению земель и повышению технического уровня
мелиоративных систем.
Основными пользователями сельскохозяйственных угодий являются хо-
зяйственные товарищества и общества, которые используют 37,2 тыс.га сель-
скохозяйственных угодий, что составляет 17,4% от всех сельхозугодий респу-
блики, в том числе 23,0 тыс.га пашни.
Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные
предприятия используют 6,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или
3,1%
от сельхозугодий республики, в том числе 5,5 тыс.га пашни.
Производственные кооперативы имеют 0,6 тыс.га сельхозугодий (0,3%), в
том числе 0,1 тыс.га пашни.
В пользовании у научно-исследовательских учебных учреждений, прочих
предприятий, организаций и учреждений, а также у подсобных сельскохозяй-
ственных предприятий находится 5,8 тыс.га сельхозугодий, из них 3,3 тыс.га -
пашни.
Площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся у граждан для веде-
ния крестьянского и личного подсобного хозяйства, коллективного и индиви-
дуального садоводства, огородничества и животноводства, индивидуально-
го жилищного строительства, у собственников земельных долей составляет
47,7 тыс.га , из них 23,5 тыс.га пашни.
Земли под водой, включая болота. По данным государственного учета
площадь земель под водой и болотами в республике составила на 1 января
Рис. 1.6 Изменение площади осушенных сельхозугодий и пашни
по Республике Карелия (1965- 2008 гг.)
68
2009 года 7731,7 тыс.га, или 42,8% территории республики, из них на долю бо-
лот приходится 19,6%, или 3543,5 тыс.га, под реками и озерами занято 4188,2
тыс.га земель.
Наибольшее количество болот сосредоточено на землях лесного фонда,
их площадь составляет 3446 тыс.га ( 97,2%), на землях особо охраняемых
территорий ими занято 40,9 тыс.га ( 1,2% ), на землях промышленности -
20,2 тыс.га ( 0,6%), на землях запаса - 18,6 тыс.га (0,5%).
Наибольшее количество земель под поверхностными водными объекта-
ми сосредоточено в водном фонде - 2656,3 тыс.га (63,4%) и лесном фонде
- 1449,8 тыс.га (34,6%). На землях особо охраняемых территорий ими занято
64,5 тыс.га (1,5%) , на землях сельхозназначения - 8,5 тыс.га (0,2%).
Земли застройки. Общая площадь земель застройки на начало 2009 г. со-
ставляет 38,1 тыс.га или 0,2% от площади всех угодий республики. В земли за-
стройки включены территории под зданиями и сооружениями, а также земель-
ные участки, необходимые для их эксплуатации и обслуживания. Наибольшая
часть этих земель 23,8 тыс.га (62,5%) расположена в пределах городских и
сельских населенных пунктов, где эти земли сосредоточены, в основном, в жи-
лой, общественно-деловой и производственной зонах, на землях промышлен-
ности 6,6 тыс.га (17,3%).
На землях сельскохозяйственного назначения территории застройки со-
ставляют 1,2 тыс.га (3,1%) и используются под размещение скотных дворов
и ферм, складов, машинно-тракторных парков, предприятий по первичной
обработке сельхозпродукции. Площадь застроенных земель в лесном фонде
составляет 4,0 тыс.га (10,5%) , в нее вошли земли, занятые перевалочными
складами и базами для хранения древесины, предприятиями по переработке
древесины, а также лесными поселками.
Застроенные земли в категории особо охраняемых территорий находятся
под зданиями и сооружениями, имеющими научное, историко-культурное, ре-
креационное и оздоровительное назначение и составляют 0,6 тыс.га (1,6%).
Земли под дорогами. По состоянию на 1 января 2009 года площадь зе-
мель под дорогами составила 87,4 тыс.га или 0,5% территории республики.
Земли под дорогами включают в себя участки, расположенные в полосах отво-
да автомобильных и железных дорог, скотопрогоны, а также улицы, проезды,
проспекты, площади, иные пути сообщения.
Наибольшая часть земель под дорогами сосредоточена в лесном фонде
50,4 тыс.га ( 57,7%), в основном, это автомобильные и узкоколейные железные
дороги, предназначенные для перевозки древесины. На землях промышлен-
ности под дорогами занято 24,5 тыс.га (28,0%) , из них землями автомобиль-
ного транспорта занято 13,4 тыс.га, железнодорожного
7,9 тыс.га. В городах
и других поселениях под дорогами, улицами, проспектами, проездами занято
6,7 тыс.га (7,7%). На землях сельскохозяйственного назначения под дорогами
занято 2,9 тыс.га (3,3%).
Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд.
Лесными площадями занято 9851,8 тыс.га, что составляет 54,6% территории
республики. Площадь земель под лесными насаждениями, не входящими в со-
став лесного фонда, составляет 22,2 тыс.га. В основном это бывшие сель-
скохозяйственные угодья, которые, вследствие их неиспользования, заросли
лесом и кустарником. Включение их в состав лесного фонда нецелесообразно,
69
поскольку они являются резервом для увеличения площадей сельскохозяй-
ственных угодий.
Лесные площади и площадь земель лесных насаждений, не входящих в состав
лесного фонда, имеются во всех категориях земель. Наибольшие их площади со-
средоточены в категории земель лесного фонда 9515,8 тыс.га (96,6%). На землях
особо охраняемых территорий лесами занято 184,1 тыс.га (1,9%). На землях про-
мышленности - 76,6 тыс.га (0,8 %), на землях запаса - 32,2 тыс.га ( 0,3%).
Прочие земли. Площадь прочих земель на 1 января 2009 года составила
96,6 тыс.га или 0,5% от всех угодий республики. В состав прочих земель вклю-
чены свалки, кладбища, полигоны отходов, пески, овраги и другие неисполь-
зуемые земли. В разрезе категорий прочие земли распределяются, в основном,
между землями лесного фонда 57,0 тыс.га (59,0%), землями запаса 16,0 тыс.га
(16,6%) и землями промышленности 12,4 тыс.га ( 12,8%).
1.4.3. Распределение земель по формам собственности и
принадлежности Российской Федерации, Республики Карелия
и муниципальным образованиям
В соответствии с данными государственного земельного учета в структуре
земельного фонда республики на долю земель, находящихся в государствен-
ной и муниципальной формах собственности, приходится 99,7%, что состав-
ляет 18 004,9 тыс.га. В частной собственности граждан и коллективов граждан
находится 40,5 тыс.га, или 0,2%, в собственности юридических лиц находится
6,6 тыс.га, или 0,03%.
Значительная часть земель, находящихся в государственной и муниципальной
собственности, предоставлена гражданам и юридическим лицам в постоянное
(бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду.
Из общей площади земель (18052 тыс. га), право собственности Россий-
ской Федерации зарегистрировано на 389 тыс.га, что составляет 2,2% от всей
территории республики. Право собственности Республики Карелия зарегистри-
ровано на площади 20,8 тыс.га, право собственности муниципальных образо-
ваний зарегистрировано на площади 0,3 тыс.га.
Распределение земель сельскохозяйственного назначения. По данным
на 1 января 2009 года значительная часть земель сельскохозяйственного на-
значения находится в государственной и муниципальной собственности, это
- 169,3 тыс.га (80,5%). На долю земель сельскохозяйственного назначения, на-
ходящихся в собственности граждан, приходится 36,6 тыс.га (17,4%).
Площадь земель, находящихся в собственности граждан, уменьшилась по
сравнению с 2007 годом на 1,1 тыс.га, что связано с уточнением количества
собственников, отказавшихся от земельных долей. В собственности юридиче-
ских лиц находится 4,4 тыс.га (2,1%).
Из 47,1 тыс.га земель, находящихся на территории республики, в собствен-
ности граждан и юридических лиц, 41,0 тыс.га (87,0%) приходится на земли
сельскохозяйственного назначения.
На земли сельскохозяйственного назначения площадью 2,2 тыс.га зареги-
стрировано право федеральной собственности, площадью 8,0 тыс.га - право
республиканской собственности.
70
Распределение земель населенных пунктов. Землями населенных пун-
ктов на территории республики занято 75,2 тыс.га.
По состоянию на 1 января 2009 года в категории земель населенных пунктов
в собственности граждан находится 3,9 тыс.га земель или 5,1%, в собственно-
сти юридических лиц - 1,3 тыс.га (1,7%). В государственной и муниципальной
собственности находится 70,0 тыс.га (93,1%). Из них 4,3 тыс.га земель насе-
ленных пунктов находится в собственности Российской Федерации, 0,7 тыс.
га - в собственности Республики Карелия и в собственности муниципальных
образований - 0,3 тыс.га.
Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспече-
ния космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель
иного специального назначения. Общая площадь земель промышленности
и иного специального назначения по состоянию на 1 января 2009 года состав-
ляет
154,4 тыс.га, из них 0,7 тыс. га находится в собственности юридических
лиц, 153,7 тыс.га - в государственной и муниципальной собственности. Из всех
земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности 90,8
тыс. га находится в собственности Российской Федерации, из них 73,9 тыс.га
предоставлено в пользование юридическим лицам, 16,8 тыс.га предоставлено
юридическим лицам в аренду. Наибольший удельный вес земель, находящих-
ся в собственности Российской Федерации, приходится на земли обороны и
безопасности - 70,3 тыс.га, земли автомобильного транспорта - 3,3 тыс.га.
Государственная регистрация права собственности Республики Карелия на
земельные участки категории земель промышленности и иного специального
назначения в республике осуществлена на площади 12,1 тыс. га. Право соб-
ственности муниципальных образований на земли промышленности не заре-
гистрировано.
Распределение земель иных категорий. Общая площадь земель особо
охраняемых территорий и объектов по состоянию на 1 января 2009 года со-
ставляет 292,9 тыс.га, из них 0,2 тыс. га находится в собственности юридических
лиц. В собственности Российской Федерации на отчетную дату зарегистрирова-
но 291,7 тыс. га, что составляет 99,6% всех земель данной категории.
Общая площадь земель лесного фонда на 1 января 2009 года составила
14 537,0 тыс.га.
Регистрация права собственности Российской Федерации на участки лес-
ного фонда произведена на площади 14 528 тыс.га.
Общая площадь земель водного фонда составляет 2658,9 тыс.га. Все зе-
мельные участки находятся в государственной собственности.
Общая площадь земель запаса составляет 123,3 тыс.га. Разграничение го-
сударственной собственности на землях запаса не производилось.
1.4.4. Правовое обеспечение развития земельных отношений
В течение 2008 г. в Республике Карелия продолжалось реформирование
земельных отношений в части совершенствования правового регулирования
отношений собственности, рационального использования земельных участков,
стимулирования гражданско-правового оборота земельных участков, усиления
71
государственного контроля за охраной и использованием земель, актуализа-
ции государственной кадастровой оценки земель.
В условиях формирования земельного рынка, важное значение приобре-
тает нормативно - правовое регулирование экономических преобразований,
направленное на повышение эффективности землепользования, совершен-
ствование механизма реализации прав хозяйствующих субъектов на землю и
её рациональное использование.
В целях развития земельного рынка в Республике Карелия в 2008 г. были
приняты: Постановление Правительства Республики Карелия
№ 99-П от
12.05.2008 «О Порядке определения размера арендной платы за использова-
ние земельных участков в Петрозаводском городском округе, государственная
собственность на которые не разграничена» и Постановление Правительства
Республики Карелия № 125-П от 30.06.2008 «Об арендной плате за исполь-
зование земельных участков, государственная собственность на которые не
разграничена». Данными постановлениями устанавливаются порядок опреде-
ления размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения
арендной платы за использование земельных участков, государственная соб-
ственность на которые не разграничена.
В рамках реализации на территории республики приоритетного националь-
ного проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» принято
Распоряжение Правительства Республики Карелия № 118-р-П от 18.03.2008
«О Концепции отраслевой целевой программы «Развитие индивидуального
жилищного строительства в Республике Карелия» на 2008-2010 годы». Целью
Концепции является увеличение объемов строительства доступного по стои-
мости индивидуального жилья для населения республики с разным уровнем
доходов и формирование земельных участков на территории муниципальных
образований для индивидуального жилищного строительства.
В области государственной кадастровой оценки в 2008 г. Распоряжением
Правительства Республики Карелия № 286-р-П от 30.06.2008 утверждены ре-
зультаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного
назначения и средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяй-
ственного назначения в Республике Карелия.
1.4.5. Государственный земельный кадастр.
Государственный кадастр недвижимости
Во исполнение приказа Федеральной службы земельного кадастра России
от 14.05.2001 № П/89 «О кадастровом делении территории Российской Феде-
рации» Приказом Комзема по Республике Карелия от 03.09.2001 № 87 на тер-
ритории Карельского кадастрового округа были созданы 22 кадастровых райо-
на, 3 из них являются водными районами (Белого моря, Ладожский, Онежский)
и расположены на территории нескольких муниципальных районов. Данным
приказом была утверждена схема расположения кадастровых районов и пере-
чень наименований и номеров кадастровых районов в Карельском кадастро-
вом округе, перечень их наименований и номеров.
Законченное деление территории кадастрового района на кадастровые
кварталы является основой постановки расположенных в их границах земель-
72
ных участков на государственный кадастровый учет с присвоением последним
в установленном порядке кадастровых номеров.
С 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О государствен-
ном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, регулирующий отноше-
ния, которые возникают в связи с ведением государственного кадастра недви-
жимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого
имущества и кадастровой деятельностью.
В целях реализации положений вышеуказанного закона совместными
приказами Управления Роснедвижимости по Республике Карелия (далее -
Управление) и ФГУ «Земельная кадастровая палата» (далее - ФГУ «ЗКП») от
30.04.2008 № 55/54 и от 27.05.2008 № 72/64 утверждено временное распреде-
ление функциональных обязанностей по государственному кадастровому уче-
ту земельных участков и предоставлению сведений государственного кадастра
недвижимости между Управлением и ФГУ «ЗКП» при ведении государственного
кадастра недвижимости по Беломорскому (в т.ч. Белому морю), Калевальскому,
Муезерскому, Суоярвскому, Медвежьегорскому (в т.ч. Онежскому), Пудожскому
(в т.ч. Онежскому), Олонецкому (в т.ч. Ладожскому), Петрозаводскому, Прио-
нежскому (в т.ч. Онежскому) и Вепсскому (в т.ч. Онежскому) кадастровым райо-
нам. Данными приказами ответственность за прием документов от заявителей,
принятие решений об осуществлении кадастрового учета земельных участков,
расположенных на территории вышеуказанных кадастровых районов, за удо-
стоверение и выдачу сведений государственного кадастра недвижимости со 2
июня 2008 года возложена на специалистов Управления Роснедвижимости по
Республике Карелия.
При этом прием заявителей, выдача документов, государственный када-
стровый учет осуществляется специалистами Управления и сотрудниками ФГУ
«ЗКП» непосредственно в соответствующих муниципальных районах.
По остальным 9 кадастровым районам, не вошедшим в вышеуказанные
приказы, а именно Кемскому (в т.ч. Белому морю), Кондопожскому (в т.ч. Онеж-
скому), Костомукшскому, Питкярантскому (в т.ч. Ладожскому), Сегежскому, Со-
ртавальскому (в т.ч. Ладожскому), Лахденпохскому (в т.ч. Ладожскому), Лоух-
скому (в т.ч. Белого моря), Пряжинскому, ответственными за прием документов,
принятие решений об осуществлении кадастрового учета земельных участков,
удостоверение и выдачу сведений государственного кадастра недвижимости
являются сотрудники ФГУ «ЗКП».
По Питкярантскому (в т.ч. Ладожскому) кадастровому району прием заяви-
телей и выдача подготовленных сведений государственного кадастра недви-
жимости, а также ведение государственного кадастра недвижимости осущест-
вляют специалисты ФГУ «ЗКП» в соответствующем муниципальном районе.
По 8 из вышеперечисленных районов прием заявителей, выдача документов,
государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется цен-
трализованно в г. Петрозаводске сотрудниками ФГУ «ЗКП», по 4 из них сотруд-
ники филиалов ФГУ «ЗКП» осуществляют дополнительно консультирование
граждан и юридических лиц непосредственно на местах в соответствующих
муниципальных районах.
В 2008 г. в Управление Роснедвижимости по Республике Карелия и ФГУ
«ЗКП» в среднем в месяц поступало по 3733 обращения, что на 970 обращений
73
больше, чем в 2007 году. Из 3733 обращений 2293 - это запросы о предостав-
лении сведений государственного кадастра недвижимости, 1440 - заявлений
о постановке на государственный кадастровый учет, о кадастровом учете из-
менений, а также заявлений о внесении в государственный кадастр недвижи-
мости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Динамика обращений заинтересованных лиц в Управление Роснедвижимо-
сти по Республике Карелия и ФГУ «ЗКП» в 2008 г. приведена на рис. 1.7.
4000
3500
3000
2500
заявления
2000
запросы
1500
1000
500
0
Рис. 1.7 Динамика обращений заинтересованных лиц в Управление
Роснедвижимости по Республике Карелия и ФГУ «ЗКП» в 2008 г.
1.4.6. Государственный мониторинг земель
В Республике Карелия продолжают интенсивно развиваться зарастание
ценных угодий кустарником, мелколесьем и сорной растительностью, забо-
лачивание и переувлажнение земель, деградация пастбищ и сенокосов и ряд
других негативных процессов. Практически прекращены работы по восстанов-
лению продуктивных угодий и улучшению их качественного состояния. Так, на-
пример, общая площадь осушенных сельскохозяйственных угодий по состоя-
нию на 1 января 2009 года составляет 61,9 тыс.га, эти земли на значительных
площадях характеризуются низкой мелиоративной обустроенностью, неудо-
влетворительным культуртехническим состоянием и невысоким почвенным
плодородием. Около 42 % (26 тыс.га) осушенных земель требуют проведения
работ по улучшению земель и повышению технического уровня мелиоратив-
ных систем.
Качественное состояние земель в Республике Карелия - одна из главных
проблем сельского хозяйства. Наблюдается устойчивая тенденция деградации
почвенного покрова. Характерным является резкое ухудшение состояния почв
пашни, состава растительного покрова сенокосов и пастбищ.
74
Всего в республике площадь сельскохозяйственных угодий на землях сель-
скохозяйственного назначения и фонда перераспределения земель по состоя-
нию на 1 января 2009 года составляет 145,5 тыс.га.
1.4.7. Землеустройство
В целях соблюдения требований земельного законодательства и утвержден-
ных в установленном порядке технических условий и требований проведения
землеустройства, Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в
2008 г. проводилась постоянная разъяснительная работа и оказывалась консуль-
тативная помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
выполняющим работы по землеустройству на территории республики. В частно-
сти, в течение года по ходатайству землеустроительных организаций, был про-
веден ряд совещаний с участием представителей Управления, ФГУ «Земельная
кадастровая палата» по Республике Карелия, заказчиков землеустроительных
работ по вопросам, возникающим при выполнении работ по установлению гра-
ниц земельных участков под автодорогами федерального и республиканского
значения, а также под объектами электросетевого комплекса.
В 2008 г. по вопросам проведения землеустройства в Управление Росне
движимости по Республике Карелия, его территориальные подразделения по-
ступило 7660 обращений, 7480 обращений было удовлетворено.
На основании поручения Аппарата Правительства Российской Федерации
от 29.06.2007 №П9-18952 в 2008 г. на территории республики были проведены
работы по территориальному землеустройству на землях особо охраняемых
природных территорий федерального значения.
Целью указанных работ являлось установление границ объектов федераль-
ного значения - национальных парков «Водлозерский» и «Паанаярви» и под-
готовка по результатам работ документов, необходимых для внесения соответ-
ствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
В рамках государственного контракта по территориальному землеустрой-
ству на землях особо охраняемых природных территорий федерального значе-
ния - национального парка «Калевальский», в результате работ установлены
границы парка и подготовлено Описание земельного участка, земельный уча-
сток поставлен на государственный кадастровый учет.
В целом, работы были выполнены на площади 305, 8 тыс. га, при общей
протяженности установленных границ 951 км. Фактическая стоимость работ
составила 38727,23 тыс. руб.
В соответствии с Положением о согласовании и утверждении землеустрои-
тельной документации, создании и ведении государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным по-
становлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002
№ 514 в
Управлении Роснедвижимости по Республике Карелия в 2004 году создан и
ведется государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства. В течение 2008 г. в фонд данных поступило на хранение
7993 единицы землеустроительной документации.
В настоящее время по данным учета в государственном фонде данных
Управления хранится 85991 единиц хранения объектов землеустройства.
75
В рамках дачной амнистии, количество землеустроительных дел, в зависи-
мости от вида разрешенного использования, поступивших в государственный
фонд данных за 2008 г., составило 3466.
В связи со значительными изменениями земельного законодательства, свя-
занными с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ
«О государственном кадастре недвижимости», контроль за проведением зем-
леустройства, согласование и утверждение землеустроительной документации
Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия фактически осущест-
влялись только в первом полугодии 2008 г.
В целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и индивидуаль-
ными предпринимателями при проведении кадастровых работ требований
законодательства РФ, необходимостью разъяснения положений вновь приня-
тых нормативно-правовых актов, были проведены совместные совещания с
директорами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги
в сфере землеустройства и кадастровых работ. В республике более 30 орга-
низаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данные виды
деятельности. Наибольшее количество документации формируется Петроза-
водским филиалом ФГУП «ФКЦ Земля», ОАО «Карелземпредприятие» и ООО
«Карелгеоцентр».
В 2008 г. приказом руководителя Управления Роснедвижимости по Респуб
лике Карелия утвержден состав постоянно действующей экспертной комиссии
по проведению экспертизы землеустроительной документации.
1.4.8. Государственный земельный контроль
Постановлением Правительства Российской Федерации от
15.11.2006
№ 689 утверждено Положение о государственном земельном контроле, соглас-
но которому на территории Республики Карелия государственный земельный
контроль осуществляют следующие Федеральные органы государственной
власти: Управление Роснедвижимости по Республике Карелия, Управление
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ре-
спублике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзора) по Республике Карелия.
Управление Роснедвижимости по Республике Карелия (далее - Управ-
ление Роснедвижимости). Государственный земельный контроль за соблюде-
нием земельного законодательства, требований по охране и использованию
земель в 2008 г. в республике осуществлялся 31 главными, их заместителями
и инспекторами по использованию и охране земель республики, района и го-
рода.
В течение года было проведено 1425 проверок соблюдения земельного
законодательства (781 проверка в 2007 г.). По результатам проверок было вы-
явлено 312 нарушений земельного законодательства на площади 5,6 тыс.га. В
основном это нарушения, ответственность за которые предусмотрена нормами
ст. 7.1 КоАП Российской Федерации (самовольное занятие земельных участков
или использование их без правоустанавливающих документов - 52 %) и ст. 8.8
- неиспользование земельных участков по назначению - 25% .
76
В ходе проверок по выявленным нарушениям госземинспекторами всех
уровней (район, город, республика) было оформлено 282 протокола об адми-
нистративных правонарушениях, выдано 252 предписания об устранении на-
рушений земельного законодательства.
В целом по республике за нарушение земельного законодательства выне-
сено 243 постановления о назначении административного наказания физиче-
ским, юридическим и должностным лицам.
Наложено штрафов на сумму 612,9 тыс. руб. ( 456,9 тыс.руб. в 2007 г.),
взыскано штрафов на сумму 604,1 тыс. руб. с учетом долгов 2007 г. (270,4
тыс. руб. в 2007 г.). Устранено в течение года 97 нарушений земельного за-
конодательства на площади 170,8 га. Взыскиваемые штрафы за нарушения
земельного законодательства поступают в местные бюджеты муниципальных
образований.
В течение 2008 г. за несвоевременную уплату в срок штрафов, было на-
правлено 7 материалов мировым судьям для рассмотрения и привлечения
виновных к административной ответственности и соответственно такое же ко-
личество направлено в службу судебных приставов для принудительного взы-
скания административных штрафов.
За 2008 г. Управлением Роснедвижимости направлено 439 запросов по про-
изводственному контролю, составлено и передано на рассмотрение в мировые
суды 11 протоколов по ст. 19.7 КоАП РФ.
В отчетном году Управлением Роснедвижимости было рассмотрено 2325
письменных заявлений и обращений граждан по вопросам, относящимся к ком-
петенции Управления, принято руководством и специалистами по личным во-
просам 8596 граждан, в том числе руководством Управления - 88 человек.
Управлением налажено взаимодействие с органами прокуратуры, внутрен-
них дел, органами местного самоуправления, Росприроднадзором и Россель-
хознадзором.
В течение 2008 г. госземинспектора принимали участие в совместных про-
верках по вопросам использования и охраны земель.
В 30 муниципальных образованиях республики принято Положение о му-
ниципальном земельном контроле, согласно которым осуществляется муници-
пальный земельный контроль. Управлением Роснедвижимости оказывается
содействие в организации муниципального контроля, с этой целью с 16 муни-
ципальными образованиями были заключены Соглашения Роснедвижимости
по взаимодействию при организации муниципального земельного контроля, по
14 муниципальным образованиям направлены проекты Соглашений на согла-
сование.
Госземинспектора по использованию и охране земель взаимодействуют с
отделами внутренних дел, а именно рассматривают протоколы, возбужденные
МВД в отношении физических и юридических лиц в основном по ст. 7.1 КоАПа
РФ. Всего в течение года было рассмотрено госземинспекторами 15 протоко-
лов и постановлений, возбужденных органами МВД и прокуратуры.
Кроме того, Управлением Роснедвижимости направляются письма о до-
ставлении физических лиц на составление протоколов об административном
правонарушении. Специалисты принимают участие в проверках, проводимых
непосредственно прокуратурой республики, района.
С Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия на 2008 год был
77
согласован план совместных проверок, согласно которому было осуществлено
6 совместных проверок. Руководство Управления Роснедвижимости постоян-
но проводит разъяснительную работу в СМИ, на сайте Управления, оказывает
консультации гражданам и юридическим лицам по вопросам государственного
земельного контроля в республике.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосани-
тарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Не-
нецкому автономному округу (далее - Управление Россельхознадзора).
Компетенция Управления Россельхознадзора в сфере государственного зе-
мельного контроля заключается в осуществлении контроля на землях сельско-
хозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного ис-
пользования в составе земель поселений за соблюдением:
а) выполнения в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998
№ 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия зе-
мель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и вос-
производству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая
мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, пере-
мещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в
результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или
иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и от-
ходами производства и потребления;
в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам
использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятель-
ности.
Государственный земельный контроль за соблюдением земельного зако-
нодательства, требований по охране и использованию земель в республике
осуществлялся 4 сотрудниками отдела фитосанитарного надзора и земельного
контроля. В 2008 году проверками охвачено 18,9 тыс. га земель сельскохозяй-
ственного назначения, в том числе мелиорированных земель - 17,4 тыс. га.
Проверки проводились в Олонецком, Прионежском, Лоухском, Питкярантском,
Пряжинском, Кондопожском, Сортавальском районах республики.
В течение года было проведено 119 проверок соблюдения земельного за-
конодательства, в результате было выявлено 23 нарушения на площади 1,7
тыс.га. В основном это нарушения, ответственность за которые предусмотре-
на нормами ст. 8.8 КоАП Российской Федерации (неиспользование земельного
участка по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий
по улучшению земель и охране почв от негативных процессов).
В ходе проверок по выявленным нарушениям инспекторами было оформ-
лено 23 протокола об административных правонарушениях, выдано 19 пред-
писаний об устранении нарушений земельного законодательства.
В целом по республике за нарушение земельного законодательства выне-
сено 19 постановлений о назначении административного наказания физиче-
ским, юридическим и должностным лицам. Наложено и взыскано штрафов на
сумму 10,5 тыс. руб.
В ходе проверок установлено, что мелиорированные земли на значитель-
ных площадях характеризуются низкой мелиоративной обустроенностью, неу-
довлетворительным культуртехническим состоянием. Осушительные мелиора-
78
тивные системы выходят из строя. В правоустанавливающих актах передачи
земель в собственность или предоставления земель в пользование, зачастую
не отражается состояние земельных участков на момент передачи, не фикси-
руется наличие мелиоративных систем и отдельных гидротехнических соору-
жений на участках, их передача, не определяется обязанность по содержанию
мелиоративных систем в надлежащем состоянии.
Управлением Россельхознадзора организовано взаимодействие с органами
прокуратуры, внутренних дел, органами местного самоуправления и органа-
ми исполнительной власти Республики Карелия, Управлением Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Республике
Карелия, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования (Росприроднадзора) по Республике Карелия и Министерством сель-
ского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования (Росприроднадзора) по Республике Карелия (далее - Управление
Росприроднадзора). Компетенция Росприроднадзора в сфере государственного
земельного контроля заключается в осуществлении контроля за соблюдением:
• выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения
разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспростра-
ненные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготови-
тельных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для
внутрихозяйственных или собственных надобностей
• выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению зе-
мель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других про-
цессов, ухудшающих качественное состояние земель
• выполнения требований законодательства Российской Федерации о недо-
пущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработ-
ки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства),
распашки и других целей без специальных разрешений на использование ука-
занных участков
• режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
и прибрежных полосах водных объектов
• выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам
использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятель-
ности
При осуществлении государственного земельного контроля в 2008 году
проведено 45 проверок соблюдения требований земельного законодательства.
Выявлено 74 нарушения, устранено 34. По фактам нарушений выдано 35 пред-
писаний, выполнено - 22.
Назначено 19 административных наказаний в виде штрафа на сумму 186,0
тыс. руб, взыскано 93,0 тыс. руб.
В рамках земельного контроля на землях лесного фонда проведено 20 про-
верок, проверен 21 хозяйствующий субъект.
Проверки соблюдения земельного законодательства РФ в пределах ком-
петенции Управления Росприроднадзора осуществлялись при проведении
контрольно-надзорных мероприятий по направлению геологического и водного
контроля.
79
В сфере недропользования проведено 8 плановых мероприятий по земель-
ному контролю. В сфере водопользования проведено 12 мероприятий по зе-
мельному контролю в границах водоохранных зон водных объектов (Ладожское
озеро, Онежское озеро и др.). В рамках проведения экологического контроля
проведено 5 проверок, включающих вопросы охраны земель.
Основными нарушениями земельного законодательства являются: исполь-
зование лесных участков для устройства складов хранения древесины, для
выемки грунта без специальных разрешений на их использование, нарушение
режима использования лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах во-
дных объектов, порча земель лесного фонда при осуществлении лесопользо-
вания.
1.5. Ресурсы недр, их использование и охрана
Ресурсы недр Карелии по состоянию на 1 января 2009 г. включали (табл.
1.26):
- 443 разведанных месторождения 27 видов твёрдых полезных ископаемых
с запасами, учтенными балансом, и свыше 400 перспективных проявлений;
- 386 торфяных месторождений, учтенных балансом запасов;
-
12 месторождений с утверждёнными запасами подземных вод
хозяйственно-питьевого назначения, 3 месторождения минеральных вод и 1
месторождение лечебных грязей;
- отвалы вскрышных и вмещающих горных пород, отходы горно-
обогатительного производства;
- техногенные полости (открытые и подземные горные выработки);
- 10 утвержденных Постановлением Правительства РК и около 200 учтен-
ных геологических памятников.
Таблица 1.26
Степень освоения полезных ископаемых Республики Карелия
в 2005-2008 гг.
Наименова-
Объем добычи сырья,
Наименование
ние добы-
выпуска продукции
видов
того сырья,
по годам
полезных
полученной
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
ископаемых
конечной
продукции
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Рудное сырье
10*
2
1. Железные
4
2
руда
тыс. т
24 335
25 522
26 944
26 607
руды
окатыши
тыс. т
8 641,5
9 444
1 0045
9 363
2. Хромовые
1
руды
-
-
-
-
-
-
-
3. Ванадий
1
-
-
-
-
-
-
-
80
4. Олово
1
-
-
-
-
-
-
-
5. Молибден
1
-
-
-
-
-
-
-
6. Золото
1
-
-
-
-
-
-
-
7. Металлы пла-
тиновой группы
1
-
-
-
-
-
-
-
Неметалло-
46*
1
-
рудное сырье
8. Мусковит ли-
27
стовой
-
-
-
-
-
-
-
9. Мусковит
мелкоразмер-
9
ный
-
-
-
-
-
-
-
10. Полевошпа-
26
1
руда/ пегма-
тыс. т
35,3 /
13,3 /
10,94 /
12,0 /
товое сырье
тит молотый
5,7
н.д.
3,98
3,97
11. Кварц
9
-
кварц для
тыс. т
-
-
-
-
керамики
12. Молочно-
3
белый кварц
-
-
-
-
-
-
-
13. Кианитовые
1
руды
-
-
-
-
-
-
-
Нерудное сы-
376
88
рье
14. Природный
70
18
блочный
тыс. м3
124
176,5
185,7
284,8
облицовочный
камень
-»-
17
23
43
20,6
камень
блоки
тыс. м2
-
10
12
-
плиты
15. Строитель-
121
30
строитель-
тыс. м3
4 342
5 439
6 376
7 553
ный камень
ный камень
–»-
6 873
7 521
10 399
11 435
щебень
16. Глины
9
1
глина
тыс. м3
29
28
15,5
22,1
в т.ч. пески-
1
песок
-
тыс. м3
отощители
17. Шунгит-
1
1
породы
тыс. м3
85
120
223,2
2,7
содержащие
шунгитовый
породы
щебень
-»-
н. д.
242
н. д
н. д
18. Песчано-
гравийный
99
17
ПГМ
тыс. м3
154
107
180
414,3
материал**
19. Пески строи-
66
18
песок
тыс. м3
116
62
123
581,2
тельные**
20. Шунгит
2
1
шунгитовые
породы
тыс. т
159
176,3
167,8
128,6
щебень
тыс. т
159
176,3
167,8
н.д.
21. Кварцит
1
-
-
-
-
-
-
-
22. Сырье для
1
1
сырье тех-
тыс. т
232
402,4
421,5
509,9
каменного литья
нологиче-
ский камень
тыс. т
75,5
201,6
н. д.
н. д.
строитель-
ный щебень
тыс. м3
145,6
189
н. .д.
н. д.
81
содержание .. 3 4 5 6 ..
|
|