ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2008 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2008 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2008 год) - часть 5

 

 

1.4.2. Распределение земельного фонда по угодьям
Земельные угодья - часть поверхности земли, обладающая определенны-
ми естественно-историческими свойствами, позволяющими использовать ее
для конкретных хозяйственных целей. Земельные угодья подразделяются
на сельскохозяйственные (пашня, многолетние плодовые насаждения, сено-
косы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, дороги,
застроенные территории, нарушенные земли и прочие) угодья.
Наибольший удельный вес в структуре земельных угодий Республики Ка-
релия приходится на леса и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд,
площадь которых составляет 9874 тыс.га (54,7% территории). Под поверх-
ностными водными объектами (реками, озерами, акваториями заливов Белого
моря, Ладожского и Онежского озер) занято 4188,2 тыс.га (23,2%). На долю
болот приходится 19,6%, или 3543,5 тыс.га. Сельскохозяйственные угодья за-
нимают 213,1 тыс.га, или 1,2% территории республики. Дорогами, застроен-
ными территориями и прочими угодьями, в совокупности занято 233,2 тыс.га
(1,3%). (рис.1.4).
Рис. 1.4 Распределение земельного фонда Республики Карелия
по видам угодий
Распределение земель Республики Карелия более подробно по видам уго-
дий и их динамика приведена в табл. 1.25.
Сельскохозяйственные угодья. К сельскохозяйственным угодьям отно-
сятся земли, систематически используемые для производства сельскохозяй-
ственной продукции. Сельскохозяйственные угодья занимают 213,1 тыс.га, или
1,2% территории Республики Карелия. По сравнению с 1940 годом площадь
сельскохозяйственных угодий в республике уменьшилась более, чем в 2 раза,
или на 271,2 тыс.га (рис. 1.5).
Основная доля сельскохозяйственных угодий приходится на категорию зе-
мель сельскохозяйственного назначения 68,3% или 145,5 тыс.га. Значитель-
ные площади сельхозугодий сосредоточены в категории земель запаса - 36,3
тыс.га (17,0%) и в категории земель населенных пунктов - 17,3 тыс.га (8,1%).
На землях лесного фонда расположено 12,3 тыс.га сельхозугодий (5,8%).
66
Таблица 1.25
Распределение земель Республики Карелия по угодьям и их динамика
2007 г.
2008 г.
2008 г. к 2007 г. (+/-)
№№
Наименование угодий
площадь
площадь
п/п
%
%
площадь (тыс.га)
(тыс.га)
(тыс.га)
1
Пашня
82,5
0,5
82,5
0,5
2
Залежь
0,1
0,1
-
3
Многолетние насаждения
5,8
5,8
4
Кормовые угодья
124,8
0,7
124,7
0,7
- 0,1
Итого сельхозугодья
213,2
1,2
213,1
1,2
- 0,1
5
Под лесами
9851,9
54,6
9851,8
54,6
- 0,1
Под лесными насаждениями,
6
не входящими в лесной фонд
22,2
0,1
22,2
0,1
7
Болота
3543,5
19,6
3543,5
19,6
-
8
Под водой
4188,2
23,2
4188,2
23,2
9
Под дорогами
87,4
0,5
87,4
0,5
10
Земли застройки
37,9
0,2
38,1
0,2
+ 0,2
11
Нарушенные земли
11,1
0,1
11,1
0,1
-
12
Прочие земли
96,6
0,5
96,6
0,5
-
В структуре сельскохозяйственных угодий республики на долю пашни при-
ходится 38,7%, или 82,5 тыс.га. Природные кормовые угодья (сенокосы и паст-
бища) занимают 124,7 тыс.га, или 58,5%, многолетние насаждения занимают
5,8 тыс.га (2,7%).
Рис.1.5 Изменение площадей сельхозугодий и пашни
в Республике Карелия с 1940 по 2008 г.
67
Площадь осушенных сельхозугодий в период с 1970 по 1995 гг. постоян-
но увеличивалась в связи с освоением заболоченных и залесенных земель в
сельхозпредприятиях. Однако начиная с 1995 г. прирост осушенных сельхозу-
годий практически приостановился, а площади осушенных сельхозугодий ста-
ли уменьшаться (рис.1.6).
Общая площадь осушенных сельскохозяйственных угодий в Республике
Карелия составляет 61,9 тыс.га, в том числе 40,8 тыс.га пашни. Эти земли на
значительных площадях характеризуются низкой мелиоративной обустроен-
ностью, неудовлетворительным культуртехническим состоянием и невысоким
почвенным плодородием. Более 42% (26,0 тыс.га) осушенных земель требуют
проведения работ по улучшению земель и повышению технического уровня
мелиоративных систем.
Основными пользователями сельскохозяйственных угодий являются хо-
зяйственные товарищества и общества, которые используют 37,2 тыс.га сель-
скохозяйственных угодий, что составляет 17,4% от всех сельхозугодий респу-
блики, в том числе 23,0 тыс.га пашни.
Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные
предприятия используют 6,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или
3,1%
от сельхозугодий республики, в том числе 5,5 тыс.га пашни.
Производственные кооперативы имеют 0,6 тыс.га сельхозугодий (0,3%), в
том числе 0,1 тыс.га пашни.
В пользовании у научно-исследовательских учебных учреждений, прочих
предприятий, организаций и учреждений, а также у подсобных сельскохозяй-
ственных предприятий находится 5,8 тыс.га сельхозугодий, из них 3,3 тыс.га -
пашни.
Площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся у граждан для веде-
ния крестьянского и личного подсобного хозяйства, коллективного и индиви-
дуального садоводства, огородничества и животноводства, индивидуально-
го жилищного строительства, у собственников земельных долей составляет
47,7 тыс.га , из них 23,5 тыс.га пашни.
Земли под водой, включая болота. По данным государственного учета
площадь земель под водой и болотами в республике составила на 1 января
Рис. 1.6 Изменение площади осушенных сельхозугодий и пашни
по Республике Карелия (1965- 2008 гг.)
68
2009 года 7731,7 тыс.га, или 42,8% территории республики, из них на долю бо-
лот приходится 19,6%, или 3543,5 тыс.га, под реками и озерами занято 4188,2
тыс.га земель.
Наибольшее количество болот сосредоточено на землях лесного фонда,
их площадь составляет 3446 тыс.га ( 97,2%), на землях особо охраняемых
территорий ими занято 40,9 тыс.га ( 1,2% ), на землях промышленности -
20,2 тыс.га ( 0,6%), на землях запаса - 18,6 тыс.га (0,5%).
Наибольшее количество земель под поверхностными водными объекта-
ми сосредоточено в водном фонде - 2656,3 тыс.га (63,4%) и лесном фонде
- 1449,8 тыс.га (34,6%). На землях особо охраняемых территорий ими занято
64,5 тыс.га (1,5%) , на землях сельхозназначения - 8,5 тыс.га (0,2%).
Земли застройки. Общая площадь земель застройки на начало 2009 г. со-
ставляет 38,1 тыс.га или 0,2% от площади всех угодий республики. В земли за-
стройки включены территории под зданиями и сооружениями, а также земель-
ные участки, необходимые для их эксплуатации и обслуживания. Наибольшая
часть этих земель 23,8 тыс.га (62,5%) расположена в пределах городских и
сельских населенных пунктов, где эти земли сосредоточены, в основном, в жи-
лой, общественно-деловой и производственной зонах, на землях промышлен-
ности 6,6 тыс.га (17,3%).
На землях сельскохозяйственного назначения территории застройки со-
ставляют 1,2 тыс.га (3,1%) и используются под размещение скотных дворов
и ферм, складов, машинно-тракторных парков, предприятий по первичной
обработке сельхозпродукции. Площадь застроенных земель в лесном фонде
составляет 4,0 тыс.га (10,5%) , в нее вошли земли, занятые перевалочными
складами и базами для хранения древесины, предприятиями по переработке
древесины, а также лесными поселками.
Застроенные земли в категории особо охраняемых территорий находятся
под зданиями и сооружениями, имеющими научное, историко-культурное, ре-
креационное и оздоровительное назначение и составляют 0,6 тыс.га (1,6%).
Земли под дорогами. По состоянию на 1 января 2009 года площадь зе-
мель под дорогами составила 87,4 тыс.га или 0,5% территории республики.
Земли под дорогами включают в себя участки, расположенные в полосах отво-
да автомобильных и железных дорог, скотопрогоны, а также улицы, проезды,
проспекты, площади, иные пути сообщения.
Наибольшая часть земель под дорогами сосредоточена в лесном фонде
50,4 тыс.га ( 57,7%), в основном, это автомобильные и узкоколейные железные
дороги, предназначенные для перевозки древесины. На землях промышлен-
ности под дорогами занято 24,5 тыс.га (28,0%) , из них землями автомобиль-
ного транспорта занято 13,4 тыс.га, железнодорожного
7,9 тыс.га. В городах
и других поселениях под дорогами, улицами, проспектами, проездами занято
6,7 тыс.га (7,7%). На землях сельскохозяйственного назначения под дорогами
занято 2,9 тыс.га (3,3%).
Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд.
Лесными площадями занято 9851,8 тыс.га, что составляет 54,6% территории
республики. Площадь земель под лесными насаждениями, не входящими в со-
став лесного фонда, составляет 22,2 тыс.га. В основном это бывшие сель-
скохозяйственные угодья, которые, вследствие их неиспользования, заросли
лесом и кустарником. Включение их в состав лесного фонда нецелесообразно,
69
поскольку они являются резервом для увеличения площадей сельскохозяй-
ственных угодий.
Лесные площади и площадь земель лесных насаждений, не входящих в состав
лесного фонда, имеются во всех категориях земель. Наибольшие их площади со-
средоточены в категории земель лесного фонда 9515,8 тыс.га (96,6%). На землях
особо охраняемых территорий лесами занято 184,1 тыс.га (1,9%). На землях про-
мышленности - 76,6 тыс.га (0,8 %), на землях запаса - 32,2 тыс.га ( 0,3%).
Прочие земли. Площадь прочих земель на 1 января 2009 года составила
96,6 тыс.га или 0,5% от всех угодий республики. В состав прочих земель вклю-
чены свалки, кладбища, полигоны отходов, пески, овраги и другие неисполь-
зуемые земли. В разрезе категорий прочие земли распределяются, в основном,
между землями лесного фонда 57,0 тыс.га (59,0%), землями запаса 16,0 тыс.га
(16,6%) и землями промышленности 12,4 тыс.га ( 12,8%).
1.4.3. Распределение земель по формам собственности и
принадлежности Российской Федерации, Республики Карелия
и муниципальным образованиям
В соответствии с данными государственного земельного учета в структуре
земельного фонда республики на долю земель, находящихся в государствен-
ной и муниципальной формах собственности, приходится 99,7%, что состав-
ляет 18 004,9 тыс.га. В частной собственности граждан и коллективов граждан
находится 40,5 тыс.га, или 0,2%, в собственности юридических лиц находится
6,6 тыс.га, или 0,03%.
Значительная часть земель, находящихся в государственной и муниципальной
собственности, предоставлена гражданам и юридическим лицам в постоянное
(бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду.
Из общей площади земель (18052 тыс. га), право собственности Россий-
ской Федерации зарегистрировано на 389 тыс.га, что составляет 2,2% от всей
территории республики. Право собственности Республики Карелия зарегистри-
ровано на площади 20,8 тыс.га, право собственности муниципальных образо-
ваний зарегистрировано на площади 0,3 тыс.га.
Распределение земель сельскохозяйственного назначения. По данным
на 1 января 2009 года значительная часть земель сельскохозяйственного на-
значения находится в государственной и муниципальной собственности, это
- 169,3 тыс.га (80,5%). На долю земель сельскохозяйственного назначения, на-
ходящихся в собственности граждан, приходится 36,6 тыс.га (17,4%).
Площадь земель, находящихся в собственности граждан, уменьшилась по
сравнению с 2007 годом на 1,1 тыс.га, что связано с уточнением количества
собственников, отказавшихся от земельных долей. В собственности юридиче-
ских лиц находится 4,4 тыс.га (2,1%).
Из 47,1 тыс.га земель, находящихся на территории республики, в собствен-
ности граждан и юридических лиц, 41,0 тыс.га (87,0%) приходится на земли
сельскохозяйственного назначения.
На земли сельскохозяйственного назначения площадью 2,2 тыс.га зареги-
стрировано право федеральной собственности, площадью 8,0 тыс.га - право
республиканской собственности.
70
Распределение земель населенных пунктов. Землями населенных пун-
ктов на территории республики занято 75,2 тыс.га.
По состоянию на 1 января 2009 года в категории земель населенных пунктов
в собственности граждан находится 3,9 тыс.га земель или 5,1%, в собственно-
сти юридических лиц - 1,3 тыс.га (1,7%). В государственной и муниципальной
собственности находится 70,0 тыс.га (93,1%). Из них 4,3 тыс.га земель насе-
ленных пунктов находится в собственности Российской Федерации, 0,7 тыс.
га - в собственности Республики Карелия и в собственности муниципальных
образований - 0,3 тыс.га.
Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспече-
ния космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель
иного специального назначения. Общая площадь земель промышленности
и иного специального назначения по состоянию на 1 января 2009 года состав-
ляет
154,4 тыс.га, из них 0,7 тыс. га находится в собственности юридических
лиц, 153,7 тыс.га - в государственной и муниципальной собственности. Из всех
земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности 90,8
тыс. га находится в собственности Российской Федерации, из них 73,9 тыс.га
предоставлено в пользование юридическим лицам, 16,8 тыс.га предоставлено
юридическим лицам в аренду. Наибольший удельный вес земель, находящих-
ся в собственности Российской Федерации, приходится на земли обороны и
безопасности - 70,3 тыс.га, земли автомобильного транспорта - 3,3 тыс.га.
Государственная регистрация права собственности Республики Карелия на
земельные участки категории земель промышленности и иного специального
назначения в республике осуществлена на площади 12,1 тыс. га. Право соб-
ственности муниципальных образований на земли промышленности не заре-
гистрировано.
Распределение земель иных категорий. Общая площадь земель особо
охраняемых территорий и объектов по состоянию на 1 января 2009 года со-
ставляет 292,9 тыс.га, из них 0,2 тыс. га находится в собственности юридических
лиц. В собственности Российской Федерации на отчетную дату зарегистрирова-
но 291,7 тыс. га, что составляет 99,6% всех земель данной категории.
Общая площадь земель лесного фонда на 1 января 2009 года составила
14 537,0 тыс.га.
Регистрация права собственности Российской Федерации на участки лес-
ного фонда произведена на площади 14 528 тыс.га.
Общая площадь земель водного фонда составляет 2658,9 тыс.га. Все зе-
мельные участки находятся в государственной собственности.
Общая площадь земель запаса составляет 123,3 тыс.га. Разграничение го-
сударственной собственности на землях запаса не производилось.
1.4.4. Правовое обеспечение развития земельных отношений
В течение 2008 г. в Республике Карелия продолжалось реформирование
земельных отношений в части совершенствования правового регулирования
отношений собственности, рационального использования земельных участков,
стимулирования гражданско-правового оборота земельных участков, усиления
71
государственного контроля за охраной и использованием земель, актуализа-
ции государственной кадастровой оценки земель.
В условиях формирования земельного рынка, важное значение приобре-
тает нормативно - правовое регулирование экономических преобразований,
направленное на повышение эффективности землепользования, совершен-
ствование механизма реализации прав хозяйствующих субъектов на землю и
её рациональное использование.
В целях развития земельного рынка в Республике Карелия в 2008 г. были
приняты: Постановление Правительства Республики Карелия
№ 99-П от
12.05.2008 «О Порядке определения размера арендной платы за использова-
ние земельных участков в Петрозаводском городском округе, государственная
собственность на которые не разграничена» и Постановление Правительства
Республики Карелия № 125-П от 30.06.2008 «Об арендной плате за исполь-
зование земельных участков, государственная собственность на которые не
разграничена». Данными постановлениями устанавливаются порядок опреде-
ления размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения
арендной платы за использование земельных участков, государственная соб-
ственность на которые не разграничена.
В рамках реализации на территории республики приоритетного националь-
ного проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» принято
Распоряжение Правительства Республики Карелия № 118-р-П от 18.03.2008
«О Концепции отраслевой целевой программы «Развитие индивидуального
жилищного строительства в Республике Карелия» на 2008-2010 годы». Целью
Концепции является увеличение объемов строительства доступного по стои-
мости индивидуального жилья для населения республики с разным уровнем
доходов и формирование земельных участков на территории муниципальных
образований для индивидуального жилищного строительства.
В области государственной кадастровой оценки в 2008 г. Распоряжением
Правительства Республики Карелия № 286-р-П от 30.06.2008 утверждены ре-
зультаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного
назначения и средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяй-
ственного назначения в Республике Карелия.
1.4.5. Государственный земельный кадастр.
Государственный кадастр недвижимости
Во исполнение приказа Федеральной службы земельного кадастра России
от 14.05.2001 № П/89 «О кадастровом делении территории Российской Феде-
рации» Приказом Комзема по Республике Карелия от 03.09.2001 № 87 на тер-
ритории Карельского кадастрового округа были созданы 22 кадастровых райо-
на, 3 из них являются водными районами (Белого моря, Ладожский, Онежский)
и расположены на территории нескольких муниципальных районов. Данным
приказом была утверждена схема расположения кадастровых районов и пере-
чень наименований и номеров кадастровых районов в Карельском кадастро-
вом округе, перечень их наименований и номеров.
Законченное деление территории кадастрового района на кадастровые
кварталы является основой постановки расположенных в их границах земель-
72
ных участков на государственный кадастровый учет с присвоением последним
в установленном порядке кадастровых номеров.
С 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О государствен-
ном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, регулирующий отноше-
ния, которые возникают в связи с ведением государственного кадастра недви-
жимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого
имущества и кадастровой деятельностью.
В целях реализации положений вышеуказанного закона совместными
приказами Управления Роснедвижимости по Республике Карелия (далее -
Управление) и ФГУ «Земельная кадастровая палата» (далее - ФГУ «ЗКП») от
30.04.2008 № 55/54 и от 27.05.2008 № 72/64 утверждено временное распреде-
ление функциональных обязанностей по государственному кадастровому уче-
ту земельных участков и предоставлению сведений государственного кадастра
недвижимости между Управлением и ФГУ «ЗКП» при ведении государственного
кадастра недвижимости по Беломорскому (в т.ч. Белому морю), Калевальскому,
Муезерскому, Суоярвскому, Медвежьегорскому (в т.ч. Онежскому), Пудожскому
(в т.ч. Онежскому), Олонецкому (в т.ч. Ладожскому), Петрозаводскому, Прио-
нежскому (в т.ч. Онежскому) и Вепсскому (в т.ч. Онежскому) кадастровым райо-
нам. Данными приказами ответственность за прием документов от заявителей,
принятие решений об осуществлении кадастрового учета земельных участков,
расположенных на территории вышеуказанных кадастровых районов, за удо-
стоверение и выдачу сведений государственного кадастра недвижимости со 2
июня 2008 года возложена на специалистов Управления Роснедвижимости по
Республике Карелия.
При этом прием заявителей, выдача документов, государственный када-
стровый учет осуществляется специалистами Управления и сотрудниками ФГУ
«ЗКП» непосредственно в соответствующих муниципальных районах.
По остальным 9 кадастровым районам, не вошедшим в вышеуказанные
приказы, а именно Кемскому (в т.ч. Белому морю), Кондопожскому (в т.ч. Онеж-
скому), Костомукшскому, Питкярантскому (в т.ч. Ладожскому), Сегежскому, Со-
ртавальскому (в т.ч. Ладожскому), Лахденпохскому (в т.ч. Ладожскому), Лоух-
скому (в т.ч. Белого моря), Пряжинскому, ответственными за прием документов,
принятие решений об осуществлении кадастрового учета земельных участков,
удостоверение и выдачу сведений государственного кадастра недвижимости
являются сотрудники ФГУ «ЗКП».
По Питкярантскому (в т.ч. Ладожскому) кадастровому району прием заяви-
телей и выдача подготовленных сведений государственного кадастра недви-
жимости, а также ведение государственного кадастра недвижимости осущест-
вляют специалисты ФГУ «ЗКП» в соответствующем муниципальном районе.
По 8 из вышеперечисленных районов прием заявителей, выдача документов,
государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется цен-
трализованно в г. Петрозаводске сотрудниками ФГУ «ЗКП», по 4 из них сотруд-
ники филиалов ФГУ «ЗКП» осуществляют дополнительно консультирование
граждан и юридических лиц непосредственно на местах в соответствующих
муниципальных районах.
В 2008 г. в Управление Роснедвижимости по Республике Карелия и ФГУ
«ЗКП» в среднем в месяц поступало по 3733 обращения, что на 970 обращений
73
больше, чем в 2007 году. Из 3733 обращений 2293 - это запросы о предостав-
лении сведений государственного кадастра недвижимости, 1440 - заявлений
о постановке на государственный кадастровый учет, о кадастровом учете из-
менений, а также заявлений о внесении в государственный кадастр недвижи-
мости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Динамика обращений заинтересованных лиц в Управление Роснедвижимо-
сти по Республике Карелия и ФГУ «ЗКП» в 2008 г. приведена на рис. 1.7.
4000
3500
3000
2500
заявления
2000
запросы
1500
1000
500
0
Рис. 1.7 Динамика обращений заинтересованных лиц в Управление
Роснедвижимости по Республике Карелия и ФГУ «ЗКП» в 2008 г.
1.4.6. Государственный мониторинг земель
В Республике Карелия продолжают интенсивно развиваться зарастание
ценных угодий кустарником, мелколесьем и сорной растительностью, забо-
лачивание и переувлажнение земель, деградация пастбищ и сенокосов и ряд
других негативных процессов. Практически прекращены работы по восстанов-
лению продуктивных угодий и улучшению их качественного состояния. Так, на-
пример, общая площадь осушенных сельскохозяйственных угодий по состоя-
нию на 1 января 2009 года составляет 61,9 тыс.га, эти земли на значительных
площадях характеризуются низкой мелиоративной обустроенностью, неудо-
влетворительным культуртехническим состоянием и невысоким почвенным
плодородием. Около 42 % (26 тыс.га) осушенных земель требуют проведения
работ по улучшению земель и повышению технического уровня мелиоратив-
ных систем.
Качественное состояние земель в Республике Карелия - одна из главных
проблем сельского хозяйства. Наблюдается устойчивая тенденция деградации
почвенного покрова. Характерным является резкое ухудшение состояния почв
пашни, состава растительного покрова сенокосов и пастбищ.
74
Всего в республике площадь сельскохозяйственных угодий на землях сель-
скохозяйственного назначения и фонда перераспределения земель по состоя-
нию на 1 января 2009 года составляет 145,5 тыс.га.
1.4.7. Землеустройство
В целях соблюдения требований земельного законодательства и утвержден-
ных в установленном порядке технических условий и требований проведения
землеустройства, Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в
2008 г. проводилась постоянная разъяснительная работа и оказывалась консуль-
тативная помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
выполняющим работы по землеустройству на территории республики. В частно-
сти, в течение года по ходатайству землеустроительных организаций, был про-
веден ряд совещаний с участием представителей Управления, ФГУ «Земельная
кадастровая палата» по Республике Карелия, заказчиков землеустроительных
работ по вопросам, возникающим при выполнении работ по установлению гра-
ниц земельных участков под автодорогами федерального и республиканского
значения, а также под объектами электросетевого комплекса.
В 2008 г. по вопросам проведения землеустройства в Управление Росне­
движимости по Республике Карелия, его территориальные подразделения по-
ступило 7660 обращений, 7480 обращений было удовлетворено.
На основании поручения Аппарата Правительства Российской Федерации
от 29.06.2007 №П9-18952 в 2008 г. на территории республики были проведены
работы по территориальному землеустройству на землях особо охраняемых
природных территорий федерального значения.
Целью указанных работ являлось установление границ объектов федераль-
ного значения - национальных парков «Водлозерский» и «Паанаярви» и под-
готовка по результатам работ документов, необходимых для внесения соответ-
ствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
В рамках государственного контракта по территориальному землеустрой-
ству на землях особо охраняемых природных территорий федерального значе-
ния - национального парка «Калевальский», в результате работ установлены
границы парка и подготовлено Описание земельного участка, земельный уча-
сток поставлен на государственный кадастровый учет.
В целом, работы были выполнены на площади 305, 8 тыс. га, при общей
протяженности установленных границ 951 км. Фактическая стоимость работ
составила 38727,23 тыс. руб.
В соответствии с Положением о согласовании и утверждении землеустрои-
тельной документации, создании и ведении государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным по-
становлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002
№ 514 в
Управлении Роснедвижимости по Республике Карелия в 2004 году создан и
ведется государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства. В течение 2008 г. в фонд данных поступило на хранение
7993 единицы землеустроительной документации.
В настоящее время по данным учета в государственном фонде данных
Управления хранится 85991 единиц хранения объектов землеустройства.
75
В рамках дачной амнистии, количество землеустроительных дел, в зависи-
мости от вида разрешенного использования, поступивших в государственный
фонд данных за 2008 г., составило 3466.
В связи со значительными изменениями земельного законодательства, свя-
занными с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ
«О государственном кадастре недвижимости», контроль за проведением зем-
леустройства, согласование и утверждение землеустроительной документации
Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия фактически осущест-
влялись только в первом полугодии 2008 г.
В целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и индивидуаль-
ными предпринимателями при проведении кадастровых работ требований
законодательства РФ, необходимостью разъяснения положений вновь приня-
тых нормативно-правовых актов, были проведены совместные совещания с
директорами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги
в сфере землеустройства и кадастровых работ. В республике более 30 орга-
низаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данные виды
деятельности. Наибольшее количество документации формируется Петроза-
водским филиалом ФГУП «ФКЦ Земля», ОАО «Карелземпредприятие» и ООО
«Карелгеоцентр».
В 2008 г. приказом руководителя Управления Роснедвижимости по Респуб­
лике Карелия утвержден состав постоянно действующей экспертной комиссии
по проведению экспертизы землеустроительной документации.
1.4.8. Государственный земельный контроль
Постановлением Правительства Российской Федерации от
15.11.2006
№ 689 утверждено Положение о государственном земельном контроле, соглас-
но которому на территории Республики Карелия государственный земельный
контроль осуществляют следующие Федеральные органы государственной
власти: Управление Роснедвижимости по Республике Карелия, Управление
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ре-
спублике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзора) по Республике Карелия.
Управление Роснедвижимости по Республике Карелия (далее - Управ-
ление Роснедвижимости). Государственный земельный контроль за соблюде-
нием земельного законодательства, требований по охране и использованию
земель в 2008 г. в республике осуществлялся 31 главными, их заместителями
и инспекторами по использованию и охране земель республики, района и го-
рода.
В течение года было проведено 1425 проверок соблюдения земельного
законодательства (781 проверка в 2007 г.). По результатам проверок было вы-
явлено 312 нарушений земельного законодательства на площади 5,6 тыс.га. В
основном это нарушения, ответственность за которые предусмотрена нормами
ст. 7.1 КоАП Российской Федерации (самовольное занятие земельных участков
или использование их без правоустанавливающих документов - 52 %) и ст. 8.8
- неиспользование земельных участков по назначению - 25% .
76
В ходе проверок по выявленным нарушениям госземинспекторами всех
уровней (район, город, республика) было оформлено 282 протокола об адми-
нистративных правонарушениях, выдано 252 предписания об устранении на-
рушений земельного законодательства.
В целом по республике за нарушение земельного законодательства выне-
сено 243 постановления о назначении административного наказания физиче-
ским, юридическим и должностным лицам.
Наложено штрафов на сумму 612,9 тыс. руб. ( 456,9 тыс.руб. в 2007 г.),
взыскано штрафов на сумму 604,1 тыс. руб. с учетом долгов 2007 г. (270,4
тыс. руб. в 2007 г.). Устранено в течение года 97 нарушений земельного за-
конодательства на площади 170,8 га. Взыскиваемые штрафы за нарушения
земельного законодательства поступают в местные бюджеты муниципальных
образований.
В течение 2008 г. за несвоевременную уплату в срок штрафов, было на-
правлено 7 материалов мировым судьям для рассмотрения и привлечения
виновных к административной ответственности и соответственно такое же ко-
личество направлено в службу судебных приставов для принудительного взы-
скания административных штрафов.
За 2008 г. Управлением Роснедвижимости направлено 439 запросов по про-
изводственному контролю, составлено и передано на рассмотрение в мировые
суды 11 протоколов по ст. 19.7 КоАП РФ.
В отчетном году Управлением Роснедвижимости было рассмотрено 2325
письменных заявлений и обращений граждан по вопросам, относящимся к ком-
петенции Управления, принято руководством и специалистами по личным во-
просам 8596 граждан, в том числе руководством Управления - 88 человек.
Управлением налажено взаимодействие с органами прокуратуры, внутрен-
них дел, органами местного самоуправления, Росприроднадзором и Россель-
хознадзором.
В течение 2008 г. госземинспектора принимали участие в совместных про-
верках по вопросам использования и охраны земель.
В 30 муниципальных образованиях республики принято Положение о му-
ниципальном земельном контроле, согласно которым осуществляется муници-
пальный земельный контроль. Управлением Роснедвижимости оказывается
содействие в организации муниципального контроля, с этой целью с 16 муни-
ципальными образованиями были заключены Соглашения Роснедвижимости
по взаимодействию при организации муниципального земельного контроля, по
14 муниципальным образованиям направлены проекты Соглашений на согла-
сование.
Госземинспектора по использованию и охране земель взаимодействуют с
отделами внутренних дел, а именно рассматривают протоколы, возбужденные
МВД в отношении физических и юридических лиц в основном по ст. 7.1 КоАПа
РФ. Всего в течение года было рассмотрено госземинспекторами 15 протоко-
лов и постановлений, возбужденных органами МВД и прокуратуры.
Кроме того, Управлением Роснедвижимости направляются письма о до-
ставлении физических лиц на составление протоколов об административном
правонарушении. Специалисты принимают участие в проверках, проводимых
непосредственно прокуратурой республики, района.
С Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия на 2008 год был
77
согласован план совместных проверок, согласно которому было осуществлено
6 совместных проверок. Руководство Управления Роснедвижимости постоян-
но проводит разъяснительную работу в СМИ, на сайте Управления, оказывает
консультации гражданам и юридическим лицам по вопросам государственного
земельного контроля в республике.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосани-
тарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Не-
нецкому автономному округу (далее - Управление Россельхознадзора).
Компетенция Управления Россельхознадзора в сфере государственного зе-
мельного контроля заключается в осуществлении контроля на землях сельско-
хозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного ис-
пользования в составе земель поселений за соблюдением:
а) выполнения в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998
№ 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия зе-
мель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и вос-
производству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая
мелиорированные земли;
б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, пере-
мещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в
результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или
иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и от-
ходами производства и потребления;
в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам
использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятель-
ности.
Государственный земельный контроль за соблюдением земельного зако-
нодательства, требований по охране и использованию земель в республике
осуществлялся 4 сотрудниками отдела фитосанитарного надзора и земельного
контроля. В 2008 году проверками охвачено 18,9 тыс. га земель сельскохозяй-
ственного назначения, в том числе мелиорированных земель - 17,4 тыс. га.
Проверки проводились в Олонецком, Прионежском, Лоухском, Питкярантском,
Пряжинском, Кондопожском, Сортавальском районах республики.
В течение года было проведено 119 проверок соблюдения земельного за-
конодательства, в результате было выявлено 23 нарушения на площади 1,7
тыс.га. В основном это нарушения, ответственность за которые предусмотре-
на нормами ст. 8.8 КоАП Российской Федерации (неиспользование земельного
участка по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий
по улучшению земель и охране почв от негативных процессов).
В ходе проверок по выявленным нарушениям инспекторами было оформ-
лено 23 протокола об административных правонарушениях, выдано 19 пред-
писаний об устранении нарушений земельного законодательства.
В целом по республике за нарушение земельного законодательства выне-
сено 19 постановлений о назначении административного наказания физиче-
ским, юридическим и должностным лицам. Наложено и взыскано штрафов на
сумму 10,5 тыс. руб.
В ходе проверок установлено, что мелиорированные земли на значитель-
ных площадях характеризуются низкой мелиоративной обустроенностью, неу-
довлетворительным культуртехническим состоянием. Осушительные мелиора-
78
тивные системы выходят из строя. В правоустанавливающих актах передачи
земель в собственность или предоставления земель в пользование, зачастую
не отражается состояние земельных участков на момент передачи, не фикси-
руется наличие мелиоративных систем и отдельных гидротехнических соору-
жений на участках, их передача, не определяется обязанность по содержанию
мелиоративных систем в надлежащем состоянии.
Управлением Россельхознадзора организовано взаимодействие с органами
прокуратуры, внутренних дел, органами местного самоуправления и органа-
ми исполнительной власти Республики Карелия, Управлением Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Республике
Карелия, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования (Росприроднадзора) по Республике Карелия и Министерством сель-
ского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования (Росприроднадзора) по Республике Карелия (далее - Управление
Росприроднадзора). Компетенция Росприроднадзора в сфере государственного
земельного контроля заключается в осуществлении контроля за соблюдением:
• выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения
разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспростра-
ненные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготови-
тельных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для
внутрихозяйственных или собственных надобностей
• выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению зе-
мель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других про-
цессов, ухудшающих качественное состояние земель
• выполнения требований законодательства Российской Федерации о недо-
пущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработ-
ки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства),
распашки и других целей без специальных разрешений на использование ука-
занных участков
• режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
и прибрежных полосах водных объектов
• выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам
использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятель-
ности
При осуществлении государственного земельного контроля в 2008 году
проведено 45 проверок соблюдения требований земельного законодательства.
Выявлено 74 нарушения, устранено 34. По фактам нарушений выдано 35 пред-
писаний, выполнено - 22.
Назначено 19 административных наказаний в виде штрафа на сумму 186,0
тыс. руб, взыскано 93,0 тыс. руб.
В рамках земельного контроля на землях лесного фонда проведено 20 про-
верок, проверен 21 хозяйствующий субъект.
Проверки соблюдения земельного законодательства РФ в пределах ком-
петенции Управления Росприроднадзора осуществлялись при проведении
контрольно-надзорных мероприятий по направлению геологического и водного
контроля.
79
В сфере недропользования проведено 8 плановых мероприятий по земель-
ному контролю. В сфере водопользования проведено 12 мероприятий по зе-
мельному контролю в границах водоохранных зон водных объектов (Ладожское
озеро, Онежское озеро и др.). В рамках проведения экологического контроля
проведено 5 проверок, включающих вопросы охраны земель.
Основными нарушениями земельного законодательства являются: исполь-
зование лесных участков для устройства складов хранения древесины, для
выемки грунта без специальных разрешений на их использование, нарушение
режима использования лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах во-
дных объектов, порча земель лесного фонда при осуществлении лесопользо-
вания.
1.5. Ресурсы недр, их использование и охрана
Ресурсы недр Карелии по состоянию на 1 января 2009 г. включали (табл.
1.26):
- 443 разведанных месторождения 27 видов твёрдых полезных ископаемых
с запасами, учтенными балансом, и свыше 400 перспективных проявлений;
- 386 торфяных месторождений, учтенных балансом запасов;
-
12 месторождений с утверждёнными запасами подземных вод
хозяйственно-питьевого назначения, 3 месторождения минеральных вод и 1
месторождение лечебных грязей;
- отвалы вскрышных и вмещающих горных пород, отходы горно-
обогатительного производства;
- техногенные полости (открытые и подземные горные выработки);
- 10 утвержденных Постановлением Правительства РК и около 200 учтен-
ных геологических памятников.
Таблица 1.26
Степень освоения полезных ископаемых Республики Карелия
в 2005-2008 гг.
Наименова-
Объем добычи сырья,
Наименование
ние добы-
выпуска продукции
видов
того сырья,
по годам
полезных
полученной
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
ископаемых
конечной
продукции
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Рудное сырье
10*
2
1. Железные
4
2
руда
тыс. т
24 335
25 522
26 944
26 607
руды
окатыши
тыс. т
8 641,5
9 444
1 0045
9 363
2. Хромовые
1
руды
-
-
-
-
-
-
-
3. Ванадий
1
-
-
-
-
-
-
-
80
4. Олово
1
-
-
-
-
-
-
-
5. Молибден
1
-
-
-
-
-
-
-
6. Золото
1
-
-
-
-
-
-
-
7. Металлы пла-
тиновой группы
1
-
-
-
-
-
-
-
Неметалло-
46*
1
-
рудное сырье
8. Мусковит ли-
27
стовой
-
-
-
-
-
-
-
9. Мусковит
мелкоразмер-
9
ный
-
-
-
-
-
-
-
10. Полевошпа-
26
1
руда/ пегма-
тыс. т
35,3 /
13,3 /
10,94 /
12,0 /
товое сырье
тит молотый
5,7
н.д.
3,98
3,97
11. Кварц
9
-
кварц для
тыс. т
-
-
-
-
керамики
12. Молочно-
3
белый кварц
-
-
-
-
-
-
-
13. Кианитовые
1
руды
-
-
-
-
-
-
-
Нерудное сы-
376
88
рье
14. Природный
70
18
блочный
тыс. м3
124
176,5
185,7
284,8
облицовочный
камень
-»-
17
23
43
20,6
камень
блоки
тыс. м2
-
10
12
-
плиты
15. Строитель-
121
30
строитель-
тыс. м3
4 342
5 439
6 376
7 553
ный камень
ный камень
–»-
6 873
7 521
10 399
11 435
щебень
16. Глины
9
1
глина
тыс. м3
29
28
15,5
22,1
в т.ч. пески-
1
песок
-
тыс. м3
отощители
17. Шунгит-
1
1
породы
тыс. м3
85
120
223,2
2,7
содержащие
шунгитовый
породы
щебень
-»-
н. д.
242
н. д
н. д
18. Песчано-
гравийный
99
17
ПГМ
тыс. м3
154
107
180
414,3
материал**
19. Пески строи-
66
18
песок
тыс. м3
116
62
123
581,2
тельные**
20. Шунгит
2
1
шунгитовые
породы
тыс. т
159
176,3
167,8
128,6
щебень
тыс. т
159
176,3
167,8
н.д.
21. Кварцит
1
-
-
-
-
-
-
-
22. Сырье для
1
1
сырье тех-
тыс. т
232
402,4
421,5
509,9
каменного литья
нологиче-
ский камень
тыс. т
75,5
201,6
н. д.
н. д.
строитель-
ный щебень
тыс. м3
145,6
189
н. .д.
н. д.
81

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..