ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2013 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2013 год) - часть 16

 

 

выполнены в 2013 г. По выявленным нарушениям назначено 24 администра-
тивных наказания в виде штрафов на общую сумму 567 тыс.руб. Все штрафы
взысканы в установленные сроки.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В 2013 г. в рамках осуществления регионального государственного надзора
в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха провере-
но 11 природопользователей, из них плановых проверок - 9, внеплановых
надзорных мероприятий - 2, а также 3 административных расследова-
ния. Должностные лица Министерства по природопользованию и экологии
Республики Карелия совместно с сотрудниками Карельской межрайонной
природоохранной прокуратуры принимали участие в обследовании терри-
торий Петрозаводского городского округа и Прионежского муниципального
района Республики Карелия на предмет соблюдения природоохранного за-
конодательства.
В целях устранения выявленных нарушений природоохранного законо-
дательства и природоохранных требований хозяйствующим субъектам за
отчетный период выдано 6 предписаний, сроки исполнения истекают в те-
чение 2014 г. В течение 2013 г. возбуждено 21 дело об административных
правонарушениях (ст. 8.2 КоАП РФ - 3, ст. 8.5 КоАП РФ - 2, ч. 1 ст. 8.21 КоАП
РФ - 2, ст. 8.41 КоАП РФ - 9, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - 1, ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП
РФ - 1, ст. 19.7 КоАП РФ - 1, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ - 2). По рассмотренным
делам судьями Республики Карелия и должностными лицами Министерства
к нарушителям применены меры административного наказания в виде штра-
фов на общую сумму 281 тыс. руб., уплачено 154 тыс. руб. Контроль оплаты
штрафов ведется постоянно.
В ходе проведения мероприятий по надзору в области обращения с от-
ходами, охраны атмосферного воздуха выявлены нарушения законодатель-
ства аналогичные указанным нарушениям в Государственном докладе за
2012 г. Министерство в 2013 г. принимало участие в судебных делах по ис-
кам Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры о понуждении:
1) к ликвидации несанкционированной свалки твердых и жидких бытовых
отходов на территории общего пользования Петрозаводского городского
округа (разлив канализации); 2) к прекращению деятельности по отсыпке
причальной линии продольного слипа и прилегающей акватории Онежского
озера материалами, не соответствующими требованиям, установленным за-
конодательством Российской Федерации о техническом регулировании, об
охране окружающей среды.
7.5.5. Государственный контроль и надзор в области охраны
и использования объектов животного мира
В Республике Карелия переданные полномочия в области охраны и ис-
пользования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологичес-
ким ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов,
осуществляет Управление охотничьего хозяйства Министерства сельского,
рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия. Осуществление пе-
реданных полномочий Российской Федерации в области экологической экс­
242
пертизы осуществляет Министерство по природопользованию и экологии
Республики Карелия.
В 2013 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия со­
вместно с Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному феде-
ральному округу проведены плановые проверки осуществления переданных
полномочий Российской Федерации Министерством по природопользова-
нию и экологии Республики Карелия и Министерством сельского, рыбного
и охотничьего хозяйства Республики Карелия. В ходе проверок выявлены
нарушения статьи 16 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об
экологической экспертизе»; статей 6,33 Федерального закона «О живот-
ном мире» и статей 29,30,31, 33 Федерального закона «Об охоте»; Порядка
утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов, утвержденного приказом
Минприроды России от 29.06.2010 № 228 и Порядка выдачи разрешений на
добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России
от 23.04.2010 № 121. В целях устранения выявленных нарушений выданы
предписания и рекомендации.
7.5.6. Надзорная деятельность Карельской межрайонной
природоохранной прокуратуры за исполнением
экологического законодательства
Основными задачами прокурорского надзора в 2013 г., как и в предыду-
щие годы, являлись обеспечение экологической безопасности и реализация
конституционного права жителей республики на благоприятную окружа­
ющую среду, соблюдение органами государственной власти, местного само-
управления, органами контроля и хозяйствующими субъектами требований
природоохранного законодательства. По-прежнему надзорная деятельность
прокуратуры строилась в тесном взаимодействии с органами контроля, пра-
воохранительными органами, общественными природоохранными организа-
циями. Значительная часть информации о нарушениях экологического за-
конодательства поступала в результате налаженного обмена информацией
с контролирующими органами. Ежедневный мониторинг печатных и телеви-
зионных средств массовой информации, интернет-ресурсов позволял свое-
временно проводить проверки и реагировать на выявленные нарушения. Для
информирования населения о надзорной деятельности природоохранной
прокуратурой использовались ресурсы официального сайта органов проку-
ратуры Республики Карелия, интернет-сайты средств массовой информации,
новостные редакции телевизионных каналов и радиостанций.
В 2013 г. по инициативе прокуратуры прошел «круглый стол» с обществен-
ными природоохранными организациями на тему: «Перспективы создания
и функционирования в республике особо охраняемых природных территорий
регионального значения». В заседании приняли участие представители РОО
«СПОК», КРОО «Ассоциация Зеленых Карелии», КРЭО «Всероссийское
общество охраны природы», Министерства по природопользованию и эко-
логии Республики Карелия, Бюджетного природоохранного рекреационного
учреждения Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных
территорий регионального значения Республики Карелия». По результатам
заседания «круглого стола» был принят ряд рекомендаций по содействию
243
открытости информации об ООПТ на местном уровне, обозначению их гра-
ниц на местности путем установки аншлагов, решению проблемы резервиро-
вания земель под планируемые объекты.
Всего в Республике Карелия согласно официальным статистическим
данным за 2013 г. органами прокуратуры выявлено 2504 нарушения закона
в сфере экологии и природопользования, в том числе 45 незаконных право-
вых актов, на которые принесены протесты, направлено в суды 288 заявле-
ний на сумму 848 тыс. руб., объявлено 52 предостережения о недопустимос-
ти нарушений закона, внесено 161 представление об устранении нарушений
закона, по постановлениям прокуроров к административной ответственнос-
ти привлечено 87 лиц, по материалам, собранным прокурорами, возбуждено
4 уголовных дела.
Одной из составляющих отраслей природоохранного законодательства
является охрана земли, почв от загрязнения и истощения. В ходе плановой
надзорной проверки прокуратуры на предмет соблюдения природоохранного
законодательства при эксплуатации хозяйствующими субъектами топливо-
заправочных комплексов на территории Пряжинского и Суоярвского районов
установлен ряд нарушений, допущенных юридическими лицами в сфере ох-
раны земель.
С привлечением специалистов Управления Федеральной службы по над-
зору в сфере природопользования по Республике Карелия, филиала ФБУ
«ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабора-
торного анализа и технических измерений по Республике Карелия», а так-
же ГУ МЧС России по Республике Карелия проведена выездная проверка
Пряжинского и Суоярвского ДУ ГУП РК «МОСТ», ЗАО «Эссойла», ООО
«ЭТК», ООО «Брокер-Сервис». Установлено, что в нарушение требований
природоохранного законодательства ООО
«Брокер-Сервис» осуществля-
ло деятельность по эксплуатации комплекса автозаправочной станции в
г. Суоярви в отсутствии Плана по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефтепродуктов (ПЛАРН), Плана мероприятий по охране водных
и земельных ресурсов на 2012-2013 гг. Обществом не были укомплектованы
запасы сорбционно-активных материалов, вследствие отсутствия должного
профессионального обслуживания и низкой эффективности имеющихся ло-
кальных очистных сооружений дождевые (талые) нефтесодержащие сточ-
ные воды сбрасывались с территории АЗС в заболоченную дренажную сис-
тему. Далее они стекали по рельефу местности без надлежащей (глубокой)
очистки, как следствие возникало сильное загрязнение нефтепродуктами
воды и территории АЗС нефтепродуктами, что подтвердили результаты ис-
следования проб воды и почвы. По результатам проверки директору ООО
«Брокер-Сервис» внесено представление об устранении выявленных нару-
шений закона, прокуратурой осуществляется контроль за их устранением.
Аналогичные нарушения природоохранного законодательства послужили
основанием для внесения представлений Генеральному директору ГУП РК
«МОСТ» и директору ООО «ЭТК». После этого хозяйствующими субъекта-
ми приняты конкретные меры, направленные на приведение в соответствие
с требованиями закона опасных производственных объектов, должностные
лица, виновные в допущенных нарушениях, привлечены к дисциплинарной
ответственности.
244
Отсутствие у ООО «Брокер-Сервис» ПЛАРН создавало угрозу загрязне-
ния земельных и водных ресурсов, а также в связи с отсутствием сведений
о принятых мерах, направленных на его разработку, прокурором было на-
правлено в суд исковое заявление о понуждении Общества разработать та-
кой план и согласовать его в установленном законом порядке в контролиру-
ющем органе. В соответствии с решением Петрозаводского городского суда
Республики Карелия требования прокурора удовлетворены в полном объеме,
решение суда исполнено.
Основными нарушениями, выявляемыми в 2013 г. в сфере законода-
тельства об охране вод, явились осуществление юридическими лицами
пользования водными объектами в отсутствие разрешительных документов,
а также загрязнение акватории водных объектов. К административной от-
ветственности за самовольное занятие водного объекта или его части либо
использование их без документов, на основании которых возникает право
пользования водным объектом, по постановлению прокурора привлечено 16
юридических и должностных лиц.
В ходе проверки прокуратуры по обращению жителей г. Петрозаводска
установлен факт разлива нефтепродуктов в акваторию Онежского озера
в районе выпуска ливневой канализации № 5, расположенного в районе ул.
Московской. Согласно Протоколу результатов количественного химического
анализа воды от 02.04.2013 № 201, проведенного филиалом ФБУ «ЦЛАТИ
по Северо-Западному федеральному округу»
-
«Центр лабораторного
анализа и технических измерений по Республике Карелия» выявлено зна-
чительное превышение предельно допустимых концентраций вредных ве-
ществ (нефтепродуктов) в акватории Онежского озера, а именно: в 234 раза
на выпуске и в 31 раз в акватории на расстоянии 500 м от берега. Проверка
показала, что вынос нефтепродуктов в акваторию озера через выпуск лив-
невой канализации по ул. Московской произошел, в том числе ввиду нена-
длежащей организации работы по содержанию локального очистного соору-
жения, установленного на указанном выпуске, обязанность по выполнению
которой в соответствии с муниципальным контрактом была возложена на
ООО «ДЭУ-Сервис». Поэтому в отношении данного предприятия прокуро-
ром вынесено постановление о возбуждении дела об административном
правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. По результатам
его рассмотрения Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия
юридическое лицо признано виновным в нарушении законодательства,
ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере
35 000 руб. Одновременно в целях устранения выявленных нарушений Главе
Администрации Петрозаводского городского округа и директору этого пред-
приятия внесены представления об устранении нарушений природоохран-
ного законодательства. После принятия мер прокурорского реагирования
ответственными лицами приняты незамедлительные меры по ликвидации
последствий загрязнения, произведена очистка локального очистного со-
оружения, осуществлен сбор нефтепродуктов из акватории озера.
Наибольшее негативное воздействие на состояние окружающей среды
в регионе оказывают места несанкционированного размещения отходов
производства и потребления. Прокуратурой в целях устранения одной из
причин совершения правонарушений в указанной сфере совместно с про-
245
куратурой Прионежского района проведена проверка исполнения законода-
тельства об отходах производства и потребления органами местного самоуп-
равления в части осуществления полномочий по сбору, вывозу и утилизации
отходов производства и потребления с территории района. По результатам
проверки в районный суд предъявлен иск о понуждении Администрации
Прионежского муниципального района организовать на территории района
утилизацию бытовых и промышленных отходов, путем приведения в соот-
ветствие с санитарными правилами, строительными нормами и требования-
ми законодательства об охране окружающей среды свалок твердых бытовых
отходов, расположенных в границах Шуйского сельского поселения, а также
в границах Нововилговского сельского поселения. Решением суда требова-
ния прокурора удовлетворены.
Особое внимание в ходе надзорных проверок обращалось на необходи-
мость приведения деятельности хозяйствующих субъектов в соответствие
с требованиями законодательства об охране окружающей среды и об отходах
производства и потребления, путем понуждении их провести инвентаризацию
образующихся отходов, организовать учет образовавшихся, использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам отходов, оформить паспорта на
опасные отходы и согласовать в установленном законом порядке.
В весенне-летний период года прокурорский надзор был сосредоточен
на соблюдении законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах.
Ежедневно осуществлялся мониторинг лесных пожаров, крупные лесные
пожары находились на контроле прокуратуры до их полной ликвидации, да-
валась своевременная оценка процессуальным решениям, вынесенным ор-
ганами МЧС России по Республике Карелия по ст. 261 Уголовного кодекса
Российской Федерации за уничтожение или повреждение лесных насажде-
ний в результате неосторожного обращения с огнем.
Одной из главных проблем в лесопромышленном комплексе на террито-
рии республики остается низкий уровень собираемости платежей за пользо-
вание лесным фондом. В результате принимаемых органами прокуратуры
совместно с Министерством по природопользованию и экологии Республики
Карелия мер удалось снизить уровень недоимки по платежам. В течение
всего года работала межведомственная комиссия по вопросам контроля
за внесением платы за пользование лесами, созданная распоряжением
Правительства Республики Карелия от 26.11.2011 № 682р-П. Деятельность
указанной комиссии оказала существенное влияние на снижение существу-
ющей недоимки по платежам. Прокуратурой по результатам заседаний ко-
миссии проведена проверка соблюдения ОАО «Кондопожское лесопромыш-
ленное хозяйство», ЗАО «Запкареллес», ЗАО «Ладвинский леспромхоз»,
ЗАО «Шуялес», ЗАО «Соломенский лесозавод» требований лесного законо-
дательства в части своевременного внесения платы за пользование лесами,
в ходе второй установлено, что предприятия имеют просроченную задол-
женность по арендной плате перед бюджетными системами и действенных
мер по ее погашению не принимают. В связи с выявленными нарушениями,
руководителям данных предприятий внесены представления об устранении
нарушений закона, представления рассмотрены, удовлетворены. По резуль-
татам рассмотрения представлений ЗАО «Шуялес» погасило задолженность
в размере 14,5 млн рублей, частично была погашена задолженность ООО
246
«Поросозеро». Начались выплаты недоимки ЗАО «Ладвинский леспромхоз»,
которым с Министерством по природопользованию и экологии Республики
Карелия было заключено мировое соглашение, предусматривающее график
погашения задолженности. Работа в этом направлении остается на посто-
янном контроле Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Значительный урон окружающей среде причиняют выявляемые незаконные
рубки лесных насаждений. При этом раскрываемость данного вида преступ-
лений не достигает и 60 %.
Всего по республике правоохранительными органами в 2013 г. зарегис-
трировано 152 преступления экологической направленности (2012 г. - 201),
из них 132 (2012 г. - 159) по фактам незаконных рубок, уничтожения или
повреждения лесных насаждений. Раскрываемость преступлений, преду­
смотренных ст. 260 УК РФ, снизилась с 61,4 % до 59,3 %.
Снижение количества выявленных преступлений и виновных в их совер-
шении лиц сказалось на числе привлеченных судами к уголовной ответс-
твенности. Всеми прокурорами в 2013 г. направлено в суды 36 уголовных
дел экологической направленности (2012 г. - 96).
7.6. Фитосанитарный и ветеринарный
контроль и надзор
7.6.1. Государственный контроль и надзор в сфере
безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами
По данным филиала ФГБУ «Россельхозцентр», в Республике Карелия
химзащитные работы в 2013 г. проведены на площади 1234,2 га, в том числе:
• борьба с вредителями инсектицидами - 164,5 га
• борьба с болезнями фунгицидами - 478,4 га
• борьба с сорняками гербицидами - 555,7 га
• дефолиация ботвы картофеля - 5,65 га
• обработка биопрепаратами - 30 га
• протравливание семян: картофеля - 187 т
Внесено 1,79 тонн пестицидов, в том числе:
• инсектицидов - 0,051 т
• фунгицидов - 0,7549 т
• гербицидов - 0,8642 т
• дефолиантов - 0,0168 т
• другие химические СЗР - 0,004 т
• протравителей - 0,08 т
• биопрепараты - 0,028 т
Пестицидная нагрузка (на физическую обработанную площадь) по дейс-
твующему веществу составила 0,743 кг/га, а физического веса 2,02 кг/га. По
сравнению с прошлым годом сухая, теплая погода вегетационного периода
способствовала активному размножению и распространению вредителей, но
сдерживала развитие фитофтороза картофеля, поэтому обработки инсекти-
цидами увеличились, а фунгицидами уменьшились.
247
7.6.2. Государственный контроль и надзор в сфере
карантина растений и соблюдения законодательства
в области сортового и семенного контроля
В целях исполнения возложенных на Управление Россельхознадзора по
Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному ок-
ругу задач по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений
в области карантина растений при осуществлении государственного каран-
тинного фитосанитарного надзора на территории республики проведены
следующие мероприятия.
При осуществлении государственного карантинного фитосанитарного
надзора проведено 112 плановых, 65 внеплановых проверок по исполне-
нию предписаний. В результате проведения плановых проверок и другой
контрольно-надзорной деятельности выявлено 488 административно-нака-
зуемых нарушений, в том числе на государственной границе Российской
Федерации - 70 нарушений, основные из которых - несоблюдение правил
борьбы с карантинными объектами, нарушение порядка ввоза и вывоза,
правил хранения, использования и реализации подкарантинной продукции
(подкарантинного материала, подкарантинного груза). В рамках мероприя-
тий по контролю за перемещаемой по территории Российской Федерации
подкарантинной продукции досмотрено 42 280 тонн, 381 319 штук посадоч-
ного материала, 847 330 пакетов семенного материала, 74 377 штук среза
цветов, 45 975 штук горшечных цветов, 477 тыс.м3 лесопродукции, 26 190
штук древесно-упаковочного материала.
При досмотрах подкарантинных грузов выявлено 11 видов карантинных
объектов в 88 случаях: калифорнийская щитовка (Quadraspidiotus perniciosus
Comst.), тутовая щитовка (Pseudaulacaspis pentagona (Targ. - Toz.), амбро-
зия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.), западный (калифорнийский)
цветочный трипс (Franliniella occidentalis Perg.), горчак ползучий (Acroptilon
repens DC.), череда волосистая (Bidens pilosa L.), повилика (Cuscuta spp.),
амброзия трехраздельная (Ambrosia trifida L.), ипомея ямчатая (Ipomoea
lacunose L.), зерновка рода калособрухус (Callosobruhus spp.), ценхрус мало-
цветковый (Cenchrus pauciflorus Benth.).
При оценке степени фитосанитарного риска в отношении зараженных
карантинными вредными организмами подкарантинных грузов проведены
мероприятия по их уничтожению путем сжигания либо возврата поставщику.
При отсутствии фитосанитарного риска подкарантинные грузы выпущены
в свободное обращение без наложения карантинных ограничений. В рамках
предоставления государственных услуг по обращениям заявителей в 2013 г.
оформлено и выдано более 60 тыс. карантинных фитосанитарных документов.
В соответствии с Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О ка-
рантине растений» в целях своевременного выявления очагов карантинных
объектов, установления карантинных фитосанитарных режимов и предо-
твращения дальнейшего распространения выявленных карантинных объ-
ектов Управлением проведены контрольные карантинные фитосанитарные
обследования на площади более 222 тыс. га.
По итогам проведенных обследований и в результате лабораторных экс-
пертиз подтверждено наличие карантинных объектов в ранее установленных
248
карантинных фитосанитарных зонах - золотистой картофельной немато-
ды, амброзии полыннолистной, повилики, усачей рода Monochamus. Кроме
этого, выявлены новые очаги карантинных объектов: усача черного елово-
го малого (Monochamus sutor L.) и усача черного соснового (Monochamus
galloprovinciallis Oliv.). В соответствии с приказами Управления на указанных
территориях общей площадью 681 га установлены карантинные фитосани-
тарные зоны и карантинный фитосанитарный режим, разработан и утверж-
ден План мероприятий по локализации и ликвидации карантинных объектов.
Площадь, в пределах которой установлена карантинная фитосанитарная
зона по карантинным объектам, на 01.01.2014 г. составляет:
• золотистая картофельная нематода
(Globodera rostochiensis
(Woll.)
Behrens.) - 145, 6 га
• повилика (Cuscuta spp.) - 8,7 га
• амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.) - 4,6 га
• усачи рода Monochamus
(Черный еловый усач
(Monochamus
galloprovincialis (Oliv.)), бархатнопятнистый черный усач (Monochamus
saltuarius (Gebl.)), малый черный еловый усач (Monochamus sutor (L.)),
большой черный еловый усач (Monochamus urussovi (Fisch.)), большой
еловый лубоед (Dendroctonus micans (Kug.)) - 10 379,2 тыс. га
В случаях невыполнения мероприятий по локализации и ликвидации оча-
гов карантинных объектов должностными лицами Управления по отношению
к владельцам подкарантинных объектов принимались меры административ-
ного воздействия.
При осуществлении государственного семенного и сортового контроля
основным направлением деятельности является контроль за соблюдением
требований Российского законодательства при завозе семенного материала
из других регионов страны. Семенной материал проверен в аккредитован-
ных лабораториях для подтверждения ранее выданных документов. В 2013 г.
проведено 20 плановых и 6 внеплановых проверок, выявлено 22 нарушения
законодательства Российской Федерации в области семеноводства сель-
скохозяйственных растений, составлено 22 протокола об административных
правонарушениях. По результатам рассмотрения дел об административных
правонарушениях Управлением вынесено 22 постановления о привлече-
нии к административной ответственности, 10 предупреждений, наложено
10 штрафов на общую сумму 13,6 тыс руб. К административной ответствен-
ности привлечено 12 граждан, 6 должностных лиц и индивидуальных пред-
принимателей, 4 юридических лица. Проконтролирована 1701 партия семян
сельскохозяйственных растений объемом 26 380 штук, 616,2 т.
Характеристика основных видов административных правонарушений:
1) реализация партий семян сельскохозяйственных растений без документов,
удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, не зарегистрирован-
ных в Государственном реестре селекционных достижений; 2) производство
элитных семян картофеля, охраняемых патентами на селекционное достиже-
ние, при отсутствии договора с патентообладателями на действия, связан-
ные с семенами этих сортов.
249
7.6.3. Государственный контроль и надзор в сфере ветеринарии
Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской
области и Ненецкому автономному округу. В целях контроля за эпизоотичес-
кой обстановкой в Республике Карелия в рамках своих полномочий осущест-
вляет контроль и надзор за выполнением мероприятий по охране территории
республики от заноса заразных болезней животных, реализацией мероп-
риятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных,
проведением ветеринарного эпизоотического мониторинга и обеспечением
безопасности в ветеринарном отношении продуктов животного происхожде-
ния и кормов. Для сохранения эпизоотического благополучия региона про-
водится постоянный контроль за соблюдением порядка сбора, утилизации
и уничтожения биологических отходов, определенного действующими зако-
нодательными и нормативными актами.
Зарегистрировано 70 скотомогильников, в том числе 7 сибиреязвен-
ных, 56 мест по захоронению биологических отходов являются бесхозными.
Учитывая, что бесхозные скотомогильники представляют реальную угрозу
для населения и окружающей среды как объекты повышенной биологи-
ческой опасности, Управление Россельхознадзора неоднократно обраща-
лось в Правительство Республики Карелия с рядом предложений по воп-
росу контроля за состоянием сибиреязвенных скотомогильников. В марте
2013 г. этот вопрос был рассмотрен на первом заседании противоэпизо-
отической комиссии при Правительстве Республики Карелия, приняты ре-
шения, ответственными по которым определены Государственный комитет
Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправ-
ления и по управлению государственным имуществом и размещению за-
казов для государственных нужд, администрации муниципальных (нацио-
нальных) районов и городских округов, Министерство сельского, рыбного
и охотничьего хозяйства Республики Карелия, Министерство финансов
Республики Карелия.
Во исполнение решения противоэпизоотической комиссии ведется рабо-
та по разработке проекта закона Республики Карелия о наделении органов
местного самоуправления муниципальных (национальных) районов и город-
ских округов в Республике Карелия отдельными государственными полно-
мочиями в части организации и содержания скотомогильников (биотерми-
ческих ям) в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства.
В соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утили-
зации и уничтожения биологических отходов», утвержденными Главным го-
сударственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 № 13-7-2/469,
во II квартале 2013 г. Управлением проведены ветеринарно-санитарные об-
следования сибиреязвенных скотомогильников, находящихся на территории
Республики Карелия. По результатам обследований соответствуют требо-
ваниям ветеринарного законодательства только два из них, расположенные
в г. Петрозаводске (местечко Сулажгора) и в п. Ладва Прионежского района.
Не соответствуют требованиям сибиреязвенные скотомогильники
в Олонецком районе (д. Ташкеницы); в Медвежьегорском районе (п. Шуньга),
в Пудожском районе (д. Римское). В Пряжинском районе (д. Савиново) мес-
тонахождение скотомогильника точно не определено.
250
Также в области эпизоотической, экологической и пищевой безопас-
ности Управлением осуществляется контроль за соблюдением требований
ветеринарного законодательства при выращивании рыбы (технология, осо-
бенности кормления), использованием в рыбоводстве качественных кормов
с исследованием их на содержание генномодифицированных ингредиентов
и белков жвачных, за лабораторным исследованием качества воды, соблю-
дением общесанитарных правил береговой линии и прибрежной зоны, ис-
пользованием хозяйствами применяемых лекарственных препаратов для
лечения гидробионтов и дезинфекции рыбоводного инвентаря, утилизацией
биологических отходов. Проводится изучение и анализ причин возникнове-
ния инвазионных, инфекционных болезней и токсикозов рыб с последующей
выдачей рекомендаций по оздоровлению водоемов. Ведется реестр данных
предприятий. В настоящее время Управлению поднадзорны более 50-ти ры-
боводных предприятий, осуществляющих выращивание товарной форели.
В 2013 г. проведены 2 плановые проверки форелевых хозяйств ООО «Кала
я марьяпоят» и ООО «Форелеводческое хозяйство «Сегозерское». В ООО
«Кала я марьяпоят» выявлено нарушение ветеринарного законодательства -
перевозка рыбы и рыбной продукции без ветеринарных сопроводительных
документов. В ООО «Форелеводческое хозяйство «Сегозерское» нарушений
ветеринарного законодательства не выявлено.
Большое внимание уделяется ветеринарно-санитарному обследованию
карантинных помещений при ввозе в республику импортного скота и птицы
и ряду других вопросов, связанных с обеспечением эпизоотической безо-
пасности. В 2013 г. специалистами Управления осуществлялся контроль за
ввозом свиней из Англии, цыплят из Финляндии, малька форели из Дании,
Финляндии, Белоруссии, оплодотворенной икры форели из Великобритании,
США, Финляндии, проведением лабораторных исследований во время ка-
рантинирования.
В рамках проведения федерального государственного лабораторного мо-
ниторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организмах живот-
ных, продукции животного происхождения и кормах в 2013 г. было отобрано
443 пробы продукции отечественных производителей и 70 проб от импорт-
ной продукции, план выполнен на 100 %. На ГМО отобрано и исследовано
в 2013 г. 105 проб импортных кормов для рыб, результаты отрицательные.
Управление ветеринарии Республики Карелия. Управление ветеринарии
(Управление) в 2013 г. - структурное подразделение Министерства сельско-
го, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия.
Управление осуществляет контроль и надзор за выполнением меропри-
ятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению
на территории Республики Карелия, за обеспечением биологической безо-
пасности территории субъекта, обеспечением анализа оценки безопасности
(мониторинга) сырья животного происхождения, эпизоотической безопас-
ности территории, выпуск безопасной в ветеринарном отношении продукции
животного происхождения.
Государственные инспектора Управления осуществляют деятельность,
направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ор-
ганами государственной власти, местного самоуправления, юридическими ли-
цами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными
251
предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами
требований, установленных в соответствии с федеральными законами и при-
нимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством орга-
низации проведения проверок указанных лиц, принятия мер по пресечению
и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по
систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства
Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами
государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В области регионального государственного ветеринарного надзора про-
ведено 319 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимате-
лей, по результатам 203 проверок выявлены нарушения ветеринарного зако-
нодательства (Табл. 7.10).
Таблица 7.10
Результаты контрольно-надзорной
деятельности в области ветеринарии
Показатели
2013 г.
Запланировано проверок на 2013 год
355
Проведено органом контрольно-надзорных мероприятий, из них:
319
– плановых
256
– внеплановых
63
Выявлено нарушений законодательства Российской Федерации, в том
203
числе:
- в области ветеринарии
187
Выдано предписаний об устранении нарушений
143
Составлено протоколов об административных правонарушениях
199
Рассмотрено дел и вынесено постановлений
183
Сумма наложенных административных штрафов, тыс. руб.
733
Сумма взысканных штрафов, тыс. руб.
640,5
Количество изъятой из оборота и уничтоженной опасной в ветеринарном
1,1
отношении продукции, т
В 2013 г. основные виды выявленных нарушений идентичны представлен-
ным в 2012 г. По результатам контрольно-надзорной деятельности привлече-
но к административной ответственности за нарушения обязательных требо-
ваний в области ветеринарии по статье 10.6 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях 33 лица, а по статье 10.8-163 лица.
Управлением в 2013 г. предприняты дополнительные меры по обеспечению
биологической защиты республики:
• подтверждены зоосанитарные статусы хозяйств:
1. ЗАО
«Свино­
комплекс «Кондопожский» - компартмент IV как хозяйство высокого
уровня защиты; 2. ОАО «Агрофирма «Видлица» - компартмент II
252
• в 2013 году проведено 1560 ветеринарно-санитарных обследований
свиноводческих хозяйств всех форм собственности; более 140 обсле-
дований рыбоводных хозяйств, в том числе и на право занятия внешне-
экономической деятельностью
• проведено 140 ветеринарно-санитарных обследований скотомогильни-
ков, по состоянию на 01.10.2013 на территории Республика Карелия
учтено 70 скотомогильников, из них 69 являются бесхозными, 40 ското-
могильников недействующие и подлежат консервации
С целью предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты на-
селения от болезней, общих для человека и животных, осуществляется конт-
роль проведения диагностических исследований животных, принадлежащих
хозяйствующим субъектам всех форм собственности, противоэпизоотичес-
ких мероприятий, проводимых на территории республики. Сведения о про-
ведении противоэпизоотических мероприятий за 2013 г. приведены в Табл.
7.11.
Таблица 7.11
Сведения о выполнении противоэпизоотических мероприятий
против карантинных и особо опасных болезней животных
в Республике Карелия
План (тыс. голо-
Факт (тыс. голо-
Профилактическая вакцинация
вообработок)
вообработок)
1. Сибирская язва животных
4,521
5,088
2. Классическая чума свиней
27,790
33,269
Диагностические исследования
1. Туберкулез крупного рогатого скота
31,281
33,271
2. Бруцеллез крупного рогатого скота
23,121
25,831
3. Лептоспироз крупного рогатого скота
0,447
1,305
4. Лейкоз крупного рогатого скота
21,101
23,455
5. Гиподерматоз крупного рогатого скота
16,861
17,731
Управлением осуществляется контроль обеспечения биологической бе-
зопасности территории субъекта, обеспечения анализа оценки безопасности
сырья животного происхождения, эпизоотической безопасности территории
посредством проведения мониторинговых исследований (Табл. 7.12). На ос-
новании сведений, полученных в рамках мониторинговых исследований, при
выявлении несоответствия ветеринарно-санитарным требованиям и нормам
безопасности разрабатываются и проводятся ветеринарно-санитарные ме-
роприятия, направленные на устранение нарушений.
253
Таблица 7.12
Мониторинговые исследования на территории Республики Карелия
Наименование мониторинга
Кол-во проб
п/п
Государственный ветеринарный
мониторинг остатков запрещенных
- отечественное сырье - 383
1
и вредных веществ в организме
- импортное (корма) - 70
животных, продукции животного
происхождения
- ящур крупный рогатый скот (КРС)
Государственный лабораторный
939
2
мониторинг особо опасных болезней
- ящур мелкий рогатый скот (МРС) 341
животных
- бешенство 80
- губчатая энцефалопатия КРС 24
- африканская чума свиней 143
- классическая чума свиней 10
- грипп птиц 590
Государственный эпизоотический
- грипп свиней 10
3
мониторинг
- сальмонеллез 50
- блютанг140
- бактериальные болезни рыб 24
- аэроманоз 50
Государственный мониторинг (мони-
4
торинг Э) по ветеринарной отчетнос-
23
ти в электронном виде
Международный российско-финлянд-
ский мониторинг по профилактике
5
бешенства в дикой фауне (эффектив-
26
ность вакцинации против бешенства
в приграничных районах)
Международный мониторинг по про-
- гиродактилез 96
6
филактике болезней рыб в пригра-
- фурункулез 23
ничных районах с Финляндией
Республиканский мониторинг по
- поступило 144 пробы
7
контролю окружающей среды (радио-
- проведено 886 исследований
логия)
- ВСО форелевых хозяйств 136
- паразитологические исследования
Республиканский мониторинг по кон-
рыбы 18996
8
тролю качества пищевой продукции
-бактериологические исследования
животного происхождения
рыбы 2210
-смывы с молочного оборудования
1064
Республиканский мониторинг по
исполнению «Технического регламен-
9
107
та на молоко и молочную продукцию»
12.06.2008 № 88-ФЗ
254
Наименование мониторинга
Кол-во проб
п/п
Республиканский мониторинг выпол-
- исследования на бруцеллез 26117
нения противоэпизоотических мероп-
10
- исследования на лептоспироз 2591
риятий против карантинных и особо
- исследования на лейкоз 23451
опасных болезней животных
Республиканский мониторинг по кон-
тролю посадочного материала рыбы
11
55
и икры завезенной из-за рубежа по
вирусным болезням рыб
Республиканский мониторинг
циркуляции возбудителей природно-
12
очаговых заболеваний и контролю
22
эпизоотического благополучия на
территории РК
По состоянию на 2013 г. территория Республики Карелия благополучна
по инфекционным болезням животных.
РАЗДЕЛ 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Международное сотрудничество и области экологии и охраны окружаю-
щей среды в 2013 г. продолжало осуществляться научными, образователь-
ными и природоохранными организациями. Обычно эти работы проводятся
в рамках многосторонних и двусторонних программ и проектов с различны-
ми зарубежными и международными партнерами.
Карельский научный центр Российской академии наук (КарНЦ РАН).
Традиционно тематика большинства международных проектов КарНЦ РАН
связана с вопросами экологии, охраны природы и рационального природо-
пользования. В 2013 г. КарНЦ РАН и институты центра участвовали в реали-
зации 53 международных проектов, из которых 29 (более 50 %) имели при-
родоохранную направленность. Из них 2 проекта являлись многосторонними,
из двусторонних проектов 15 выполнялись совместно с финляндскими орга-
низациями, 3 проекта - с норвежскими организациями, 2 проекта - со швед-
скими организациями и по 1 проекту - с партнерами из Беларуси, Германии,
Дании, Мексики, Литвы, США и Польши.
Многосторонние проекты:
• Изменение климата и управление водными ресурсами - общие задачи,
общие решения, 2012-2013 гг.
• Организация сети слежения за состоянием лесов в условиях воздуш-
ного промышленного загрязнения в соответствии с международными
стандартами (в рамках международной программы по оценке состоя-
ния и мониторингу атмосферного загрязнения лесов «ICP-Forests' под
эгидой ООН), 2007-2013 гг.
255
Двусторонние проекты:
Зеленые города и поселения: устойчивое пространственное развитие
приграничных территорий, 2011-2014 гг.
Эко-эффективный туризм, 2012-2014 гг.
АКВАРЕЛЬ - использование водных ресурсов в энергетике, 2012-
2014 гг.
Развитие трансграничной топливной инфраструктуры, 2012-2014 гг.
Интеллектуальное управление природными ресурсами Зеленого пояса
Фенноскандии (ИнтеллГринБелт), 2013-2014 гг.
Водорослевые сообщества в реках Восточной Фенноскандии - струк-
тура, функционирование и использование при мониторинге в различ-
ных географических зонах, с 2004 г.
Адаптация растений к изменениям климата на Севере, 2011-2013 гг.
Физиолого-биохимические основы адаптации млекопитающих к фак-
торам окружающей среды, 2009-2013 гг.
Значение малых водотоков в восстановлении численности популяций
лососевых рыб, 2009-2017 гг.
Баланс органического углерода в почвах различных природных зон,
с 2009 г.
Послеледниковое становление популяционно-генетической структуры
лососевых рыб на территории Восточной Фенноскандии, 2012-2015 гг.
Пресноводная жемчужница лососевых рек Карелии (оценка состояния
и пути сохранения), 2012-2013 гг.
Совместный эффект нефтяных углеводородов и факторов окружа-
ющей среды на двустворчатых моллюсков Норвежско-Российской
Арктики, 2012-2014 гг.
Липидный обмен трески ледовой и его нарушение полициклическими
ароматическими углеводородами, 2013-2015 гг.
Хронология экологических процессов во фьордах о. Шпитцберген,
2013-2015 гг.
Организация трансграничного сотрудничества для сохранения популя-
ции лесного северного оленя, 2013-2014 гг.
Чистая Ладога, 2013-2014 гг.
Проведение научно-образовательной деятельности по программе
«Балтийский университет», с 2007 г.
Договор о сотрудничестве в области научных исследований и обра-
зования по направлениям гидрология и гидробиология великих озер
Европы и Северной Америки, 2013-2014 гг.
Современные ресурсы карельской березы, 2009-2014 гг.
Изучение современного состояния мировых ресурсов карельской бере-
зы (в т. ч. на территории Швеции), 2010-2015 гг.
Сравнительный анализ роста и развития насаждений карельской бе-
резы на северной (Карелия) и южной (Беларусь) границах ее ареала,
2011-2016 гг.
Взаимосвязь изменений окружающей среды и биоразнообразия: дол-
госрочные и широкомасштабные данные по биологическому разно­
образию европейских бореальных лесов, 2011-2014 гг.
256
• Развитие лесных плантаций для облесения хвостохранилищ и фиторе-
медиации в России, 2012-2014 гг.
• Пулы углерода и азота в лесных почвах, 2012-2013 гг.
• Соглашение о научном и научно-организационном сотрудничест-
ве в области охраны природы и лесобиологических исследований
с Университетом им. Александра Стульгинскиса, (г. Каунас, Литва),
2012-2015 гг.
• Многоцелевое экологически ориентированное лесопользование: воз-
рождение традиций (MULTIEFFORT), 2013-2015 гг.
Для реализации международных проектов в области экологии и охраны
природы привлекается многоканальное финансирование как из россий-
ских (Рослесхоз), так и из зарубежных источников. В частности, в 2013 г.
проекты КарНЦ РАН и институтов центра получали финансовую подде-
ржку от различных международных (Совет Министров Северных стран,
Международная программа по оценке состояния и мониторингу атмосфер-
ного загрязнения лесов «ICP-Forests' под эгидой ООН, Программа РФФИ-
Норвегия, Программа приграничного сотрудничества Европейского инс-
трумента соседства и партнерства «Карелия», Программа «Балтийский
университет») и зарубежных (Министерство сельского и лесного хозяйства
Финляндии, Финляндско-российская группа по охране природы, Академии
наук Финляндии и Польши, Бюро по изучению рыб и экологии водной среды
(BFS), Германия, Университет г. Тромсо, Норвегия, Национальный автоном-
ный университет Мехико, Мексика и др.) организаций и программ.
В настоящее время действуют 46 договоров и соглашений о сотрудничес-
тве КарНЦ РАН и его институтов с различными зарубежными организациями.
Из них 29 в той или иной мере связаны с вопросами экологии и охраны окру-
жающей среды:
• Договор о сотрудничестве между КарНЦ РАН и Университетом
Восточной Финляндии
• Меморандум о взаимопонимании между КарНЦ РАН и Институтом
леса Финляндии
• Меморандум о сотрудничестве между КарНЦ РАН и институтом
Биофорск почвы и окружающей среды, Сванховд (Сванвик, Норвегия)
• Партнерский контракт между КарНЦ РАН и Университетом Оулу
(Финляндия) по проекту «Зеленые города и поселения - устойчивое
пространственное развитие приграничных территорий»
• Договор о сотрудничестве между КарНЦ РАН и Институтом окружаю-
щей среды Финляндии
• Договор о сотрудничестве между КарНЦ РАН и Центром экономичес-
кого развития, транспорта и окружающей среды Северной Карелии
(Финляндия)
• Партнерское соглашение между КарНЦ РАН и АО «Кулментор» (г. Оулу,
Финляндия) по проекту «АКВАРЕЛЬ - использование водных ресурсов
в энергетике»
• Грантовое соглашение между КарНЦ РАН и Региональным Союзом
Оулу о выполнении проекта «Интеллектуальное управление природ-
ными ресурсами Зеленого пояса Фенноскандии» - «ИнтеллГринБелт»
257

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..